Содержание
Как и почему возник «Фриндж»?
В 1947 году Эдинбург в качестве места для проведения фестиваля искусств выбран был не случайно: город не пострадал от немецких бомбежек, имел достаточное количество театральных площадок и гостиниц, готовых разместить актеров и зрителей.
Задумал Международный фестиваль искусств в те годы неизвестный, а сегодня легендарный австрийский оперный импресарио Рудольф Бинг, приехавший в Британию в годы войны и тут же организовавший для одного богатого английского мецената оперный фестиваль в Глайндборне, который проходит до сих пор и является чем-то вроде «оперного Аскота» .
- Дело в шляпе: на королевских скачках в Аскоте
- Как не дать маху в Аскоте: дресс-код, этикет и цены
- Королевская семья на скачках в Аскоте: обязанность и удовольствие
Бинг хотел дать уставшей от войны и тягот британской и европейской публике немножко хороших зрелищ в виде музыкальных, театральных и оперных постановок.
Был проведен отбор участников и определена программа, как вдруг в город нагрянули со своими постановками восемь неприглашенных театральных коллективов, чтобы тоже показать себя под фестивальную сурдину.
Их не прогнали, но оставили вне программы, и так 70 лет назад на задворках большого фестиваля родился малый — «Фриндж» (в переводе с английского — задворки, окраина).
У него за эти годы появилось много подражателей в других странах — их сейчас порядка двухсот, но эдинбургский «Фриндж» все равно остается самым-самым, и в плане известности и престижа, и в плане масштаба.
Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova Image caption Два фестиваля очень похожи, но совсем разные
Что отличает эти два фестиваля?
В наше время Эдинбургский международный фестиваль (ЕIF) оказался в тени своего незаконнорожденного отпрыска.
Проходит он практически в те же самые дни (с 4-го по 28-е августа), но у него серьезная солидная программа, которую отбирает что-то вроде главреперткома.
Взять хотя бы нынешнюю: тут и премьера новой пьесы современного классика Алана Эйкборна «The Divide» («Водораздел»), и вагнеровская «Валькирия» с Брином Терфелем, и выдающаяся японская пианистка Мицуко Учида с Моцартом и Шуманом, и много чего еще.
«Фриндж» — это стихия.
Несмотря на то, что в 1958 году было образовано The Fringe Society, оно на само деле ничего не цензурирует. Его главный принцип в том, что «Фриндж» — это свободное поле для демонстрации талантов и художественных идей, и каждый, у кого есть что показать-рассказать, может на нем выступить.
- «ПроТоАрт» — импровизационный ковчег в петербургском «Манеже»
- Кто бросал Голливуд до Дэниэла Дэй-Льюиса
В каком-то смысле «Фриндж» сегодня свободнее интернета.
Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova Image caption В Эдинбурге во время «Фринджа» порой не распознать — ты уже на спектакле или это просто так?
Как стать зрителем?
20 лет назад на «Фриндже» было зарегистрировано 600 постановок. Сюда включается все — спектакли, моноспектакли, скетчи, юморески, музыкальные номера, театрализованные приколы и т.д.
В 2017 году будет показано 3200 постановок и номеров. Отсюда мораль: всего не увидишь, да и не надо.
Можно, конечно, как Буратино, с первым северным лучом бежать глазеть на темные полуподвальные подмостки, но лучше взять в руки «библию Фринджа» (так называют краткий гид по всему, что будет показано) и спокойно выбрать что-то, что кажется заманчивым именно вам, а не разноперым критикам.
Каждый, кто так или иначе оказывается в Эдинбурге в августе, становится зрителем, даже если не купит ни одного билета — где-нибудь в каком-то пабе, на улице, в фойе он что-то такое увидит — ну а если купит билет, то и подавно.
Только надо помнить одну вещь: «Фриндж» — как участие в нем, так и лицезрение — ничего не гарантирует — ни славы, ни удовольствия. Зритель может нарваться (и не раз) на откровенную нарциссическую ерунду, а актер — не добиться ни долгожданного контракта, ни даже хлопков публики.
Правообладатель иллюстрации Katerina Arkharova Image caption Ходите по Эдинбургу с широко открытыми глазами, и тогда нужная информация сама себя обнаружит
Что на «Фриндже» самое главное?
Смех. Более трети всего, что показывается на «Фриндже», — это комедийные шоу. Именно тут оттачивают шутки и злословие нарождающиеся артисты разговорного жанра, или, как их называют в Британии, стэндап-комики.
Из «Фринджа» вышли такие трагикомические таланты, как Стив Куган (и его персонаж Алан Партридж), Дилан Моран (и его альтер-эго — владелец книжного магазина Бернард Блэк), Рассел Брэнд, а совсем недавно — Фиби Уоллер-Бридж, получившая в 2013 году первую премию «Фринджа» за свой моноспектакль, на основе которого Би-би-си сняла сериал «Fleabag» («Дрянь»).
Шутки остроумов «Фринджа» потом расходятся по интернету, как анекдоты. Вот некоторые из них.
Правообладатель иллюстрации PA Image caption Масай Грэм удачно сострил на «Фриндже-2016»
Хохмы стэндап-комиков, прозвучавшие на «Фриндже» за последние несколько лет:
- «Мой папа предложил мне зарегистрироваться в качестве донора органов. Вот кто взял меня за сердце!» — Масай Грэм, первая премия 2016 года за лучшую шутку на «Фриндже».
- «Я пошел в ливерпульский паб на викторину, немножко выпил и шутки ради написал под каждым вопросом или «Битлз», или «Стивен Джеррард» …получил второе место», — Уилл Дагган, 2016 г.
- «Брексит» — ужасное название. Звучит как хлопья, которые ты ешь на завтрак, если у тебя запор», — Тифф Стивенсон, 2016 г.
- «Слышу ваш вопрос: можно ли шизофрению принять за телепатию?» — Джордан Брукс, 2016 г.
- «Хиллари Клинтон показала, что каждая женщина может стать президентом, если до этого им уже стал ее муж», — Мишель Вулф, 2016 г.
- «У меня аллергия на орехи. То есть если я захочу покончить с собой, то «Ferrero Rocher» сделает это за меня», — Харриет Кемсли, 2015 г.
- «А знаете ли вы, что если вы сосчитаете количество звезд на небе и сравните это с количеством песчинок на пляже, то вы запросто можете испортить себе отпуск?» — Том Нинан, 2015 г.
- «Я была жутко наивна в сексе. Мой парень попросил меня принять миссионерскую позицию, и я свалила в Африку на полгода», — Хейли Эллис, 2012 г.
- «Я на днях увидел постер «Миссия невыполнима-III» и подумал: «Как же «невыполнима», если она уже дважды была выполнена?»- Марк Уотсон, 2006г.
- «Не удивительно, что Боб Гелдоф такой эксперт по части голода. Он уже 30 лет питается за счет «I Don’t Like Mondays» — Рассел Брэнд, 2006 г.