Порог на реке

Река Катунь берет свое начало на склонах величайшей алтайской вершины – горы Белуха. Ее протяженность до слияния с рекой Бия составляет 688 км. Сливаясь воедино, эти две могущественные реки образуют реку Обь- одну из самых крупных в Сибири.

Наш сплав будет проходить по средней Катуни. В этой части река имеет горный характер и бурный нрав. На всем протяжении нас будут сопровождать могучие алтайские горы, хребты, чистейшие родники и уютные стоянки.

Конечно же сплав по Катуни достаточно экстремален. Тут множество мощных “бочек”, разбросанных хаотично на протяжении всего маршрута, большие валы, порой достигающие высоты четырех метров и легендарные пороги, такие как: Ильгумень, Шабаш, Кадринская труба, Аяла, Каянча, Тельдекпень- 1, Тельдекпень- 2. Поэтому, нашему маршруту легко можно присвоить четвертую категорию сложности. Постоянный драйв, резкие и четкие маневры судна, неожиданные разгоны перед “бочками”, “американские горки” на высоких валах – все это зарядит Вас необычной энергией и силой и подарит Вам незабываемые впечатления и эмоции.

Наш сплав будет проходить в учебно-тренировочном режиме. В первый день мы научимся правильно грести, делать траверсы с одного берега на другой, научимся правильно зачаливать судно, правильно заходить в водные препятствия, поныряем в реку и попробуем самостоятельно двигаться в сторону берега с помощью весла на случай внештатной ситуации. Так же мы будем тщательно обрабатывать каждое сложное препятствие, выставлять страховку с берега и воды, определять траекторию прохождения порога всей командой, ведь безопасность превыше всего! А на реке Кадрин (правый приток Катуни) мы сделаем дневку и познакомимся с порогом “Выходной” слаломного типа, будем делать баню и весь день тренироваться и кататься по порогу. Любителям рыбалки обязательно нужно взять с собой спиннинги.

Если Вы хотите провести свой отпуск нереально круто в классной компании, вернуться домой с другими взглядами на жизнь, зарядиться эмоциями и силой, тогда Вам точно с нами! Наши инструкторы имеют большой опыт сложных сплавов и сделают Ваш досуг безопасным!

Сплав будет проходить на спортивных четырех местных катамаранах. На каждом катамаране будет по одному инструктору.

Хотим поехать

Программа сплава: сплав на катамаранах – 159 км по реке

День пути Описание маршрута
0-2 Ж/д переезд Екатеринбург – Барнаул, заброска на микроавтобусе к началу сплава (500 км), проезжаем затяжной перевал Семинский – 1717 м и красивейший перевал Чике-Таман – 1295 м
3 Стапель (сборка катамаранов) , инструктаж – сплав до стрелки р. Катунь –р. Кадрин (34 км). В этот день проходим несложные пороги и порог Ильгумень – 4 к.с.
4 Дневка на р.Кадрин. Весь день катаемся по порогу “Выходной”, делаем баню
5 Устье р.Кадрин – пор.Каянча – 40 км. В этот день проходим самый сложный участок нашего маршрута – порог “Шабаш” – 4-5 к.с, порог “Кадринская Труба” – 4 к.с, порог “Мешок”, порог “Каянча”. Вечером делаем баню
6 Порог “Каянча” – за порог “Тельдекпень — 2” – 45 км. На участке несложные пороги, бочки и валы до 2х метров. Проходим пороги “Тельдекпень-1”- 4 к.с и “Тельдекпень — 2” – 4 к.с с разведкой и страховкой. Вечером баня
7 Порог “Тельдекпень — 2” – пос. Чемал – 40 км. Шиверы, порог “Еландинский”, разборка судов, баня
8 Пос.Чемал – город Барнаул переезд на микроавтобусе (350 км)
8-10 Поезд г.Барнаул – г. Екатеринбург

Стоимость тура 14500 рублей. В стоимость входит: аренда сплавного снаряжения, аренда бивачного снаряжения (бензопила, тенты, котлы и пр), все внутренние переезды,оплата багажа в поезде, заброска на маршрут и выброска, работа квалифицированных инструкторов, 3х разовое горячее питание, походная баня каждый вечер. Билеты на поезд покупаются отдельно (около 5000 р туда-обратно).

Места ограничены!

Личное снаряжение

  • Гидрокостюм !
  • Каска
  • 2 пары обуви
  • 3 пары носков
  • 2 штанов (теплые и легкие)
  • Куртка
  • Свитер (толстовка)
  • Кепка
  • Шапка
  • Нижнее белье
  • Футболка — 3 шт
  • Дождевик
  • Средства личной гигиены
  • Кружка, ложка, миска, нож
  • Фото-видео аппаратура
  • Фонарь налобный
  • Коврик, спальник, палатка, гермоупаковка(можно взять у нас напрокат, 200/300/500/300 рублей на весь поход)

Хотим поехать

>Классификация водных препятствий и маршрутов.

Тимофей Орлов

Лекция прочитана в КВТ МГУ в 2015 г.

Международная классификация разделяет все бурные сплавные реки на шесть категорий:

Категория I: несложные.

Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

Категория II: умеренно сложные.

Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.

Категория III: сложные.

Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

Категория IV: очень сложные.

Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные.

Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.

Категория VI: официальный верхний предел.

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

Критерии:

  • наличие препятствий,
  • возможность оценить линию движения,
  • последствия ее несоблюдения

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом – второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория – это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется “половина” или “треть” категории: III-, III, III+, IV- и т.д., или двойное обозначение: III-IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего.

Адиссоновский вариант

Эффективная система должна включать следующие элементы:

Сложность – абсолютный минимум технических навыков необходимых для успешного прохождения данного препятствия. Эта величина не должна иметь максимального ограничения.

Опасность – тяжесть последствий в случае совершения ошибки.

  • Один – отсутствие какой либо опасности.
  • Три – есть вероятность получить травму.( перелом, порез с кровотечением, возможность серьезных проблем) смертельный риск невелик, конечно это тоже будет зависеть от удаленности.
  • Пять – высокая вероятность серьезной травмы с непредсказуемыми последствиями (перелом позвоночника, и т.п.) Высокий смертельный риск.
  • Шесть – Нет шансов.

Удаленность – продолжительность ожидания оказания сторонней помощи.

  • А – помощь достижима в границах часового интервала.
  • В – Больше часа, но меньше суток.
  • С – Больше 24 часов.

“Насколько сложна для меня эта река (порог) и что случиться, если я совершу ошибку?” Водопад Ниагара 3.5А

  • 3 – Сложность – технически несложен.
  • 5 – Опасность – высок шанс серьезной травмы и смертельного исхода.
  • А – Удаленность – помощь менее, чем в часе достижения.

Порог Киши1 – 2 на реке Белая 5.3В

  • 5 – Сложность – технически сложен.
  • 3 – Опасность – есть вероятность травмы, смертельный риск невелик.
  • В – Удаленность – помощь достижима в пределах одних суток.

Категории сложности

1 (Л)

“Легкое препятствие”. Доступно для прохождения туристам, не имеющим туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и разведки. Характерно для маршрутов I к. с.

2 (П)

“Простое” препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим, скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов II к. с.

3 (СР)

Препятствие “средней” трудности. Локальный порог со спокойным участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов III к. с.

4 (С)

“Сложное” препятствие. Протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена. Определяющее препятствие маршрута IV к. с.

5 (Т)

“Трудное” препятствие”. Технически трудный протяженный порог или шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока, где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.

6 (ТТ)

“Очень трудное”, опасное препятствие. Опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов VI к. с.

6* (ТТТ)

“Сверхтрудное” препятствие. Труднопроходимое для любого класса судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для маршрутов-первопрохождений VI к. с.

Черник.

Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С.

При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С,

к препятствиям 5 к.с. – 4С, 5А, 5В.

К подкатегории 6С относятся лишь непроходы,

очень опасные пороги и “суперпороги”.

Шварц.

Основная идея введения шкалы сложности для подмосковных рек (как, собственно и основной шкалы сложности) – с опытом N-й категории на N+2-ю лучше не ходить.

Для Московской области и прилегающей к ней территорий, можно обоснованно ввести 4 градации (называемые А, Б, В, Г). Я не могу сформулировать формальные критерии, поэтому при определении сложности реки отталкиваюсь от эталона.

  • А – Истра
  • Б – Волгуша
  • В – Большая Сестра
  • Г – Выпрейка
  • Д – Мутенка, Комола

Опыт прохождения равнинных речек с точки зрения сплава по подмосковным паводковым заменяет А, Карельских двоек-троек – А+, отягощаемый излишней уверенностью в своих силах, валдайских шиверистых без особых завалов (типа Шегринки) – Б, с завалами (Льняная или Волма в хорошую воду – Г), опыт Кунянки, Щеберехи совершенно достаточен для любых выходов. О серьезных азиатских реках я и не говорю.

Требования к опыту участников и руководителя в водных походах.

Категория сложности СП Необходимый опыт участия и руководства в походах по данному виду туризма*, (к.с.) Минимальный возраст, лет Минимальный состав группы Минимальное количество судов Участник Руководитель Уч. Рук. Участие* Руководство* н.к и ст.с – – 1(3-х дн.) 7 18 4(2 – п. 3.2.4) 1 I – I(ст.с-п.
3.2.4.) н.к 11* 18 4(2-п.
3.2.4.) 1 II I II I 13* 18 4(2-п.
3.2.4.) 1 III II III II 15* 18 4 1 IV III IV III 16* 19 4 2(см.п.
3.2.7.) V IV(V) V IV(V) 17* 19 6(4-п.
3.2.6.) 2(см.п.
3.2.7.) VI V(VI) V(VI) 2*V;(VI) 18 20 6(4-п.
3.2.6.) 2

*) – решением МКК могут быть снижены , но не более чем на один год, требования к возрасту участников, имеющих подготовку в учебных туристских и спортивных школах, спортивных секциях и клубах, специализирующихся на спортивном туризме.
Обозначения в Таблице 1: н/к –некатегорийный маршрут; ст.с.- степенной маршрут; 2х5 – два маршрута 5 к.с.; (4-п.3.2.6.) – четыре, в соответсвии с п.3.2.6. настоящих Правил.

Требования к подготовке участников походов различной категории сложности в зависимости от типов судов.

категория Байдарка Сплавной каяк Катамаран
1 Да, без подготовки Да, без подготовки Да, без подготовки
2 Да, минимальная подготовка Да, небольшие тренировки Да, без подготовки
3 Да, минимальная подготовка, опыт 1-2 к.с. Да, не частые, но постоянные тренировки, опыт 2 к.с. Да, минимальная подготовка
4 Да, слаломная подготовка, опыт 3 к.с. Да, постоянные тренировки, опыт 3 к.с. Да, не частые, но постоянные тренировки, техника гребли, опыт 3 к.с.
5 Очень редко, высокий уровень подготовки, опыт 4 к.с. Да, интенсивные тренировки, опыт 4-5 к.с. Да, постоянные тренировки, техника гребли, опыт 4-5 к.с.
6

«Некий каякер-новичок подходит к серьезному порогу и спрашивает у своего более опытного товарища: “Как ты оцениваешь этот порог?”. На что последний отвечает, что данный порог 5 (международной) категории сложности. Каякер-новичок проходит порог и ему, как говорится, “не вставляет”. Через некоторое время тот же каякер задает тот же вопрос перед прохождением другого сложного порога, и получает тот же ответ. Во время прохождения порога каякер влетает в серьезный котел, и его там “заваривает” надолго. В конце концов ему все же удается выбраться из этого котла живым. Еще некоторое время спустя, на вопрос о том же самом перед очередным прохождением очередного порога, каякеру сообщают… да, вы угадали, что этот порог 5 категории сложности. Но на выходе из порога неожиданно образовался завал, и каякер там “убрался”.
По-моему, очень конкретный пример различия препятствий одной и той же категории. Поскольку ни одна категория не дает полной информации ни о реальной динамике потока, ни о количестве камней в русле, ни об уклоне реки на данном участке. Так же ничего нельзя сказать о расходе, возможности постановки страховки, возможности аварийного выхода в районе препятствия и т.д.»

“Ну и какую информацию вы получили, узнав, что данная река является маршрутом именно этой категории сложности?” Отвечаю сам – ЯВНО НЕДОСТАТОЧНУЮ для планирования этого маршрута!

Вот мы и подошли к вопросу, который был задан в начале этой статьи. А теперь я попытаюсь еще раз разложить все по полочкам. Итак – нужны ли эти категории? Да, безусловно – просто для первоначальной ориентировки при выборе маршрута. Типа, ткнуть пальцем, закрыв глаза, в карту Евразии. Только информативность будет такая: “попал на территорию Киргизии, там протекает какая-то речка, в горах, довольно длинная”. Ну, еще вы сможете предположить, что вам стоит/не стоит изучать этот маршрут дальше, в силу того, что у вас изначально достаточно/не достаточно соответствующего опыта. То есть решается вопрос о СМЫСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ данного варианта, как ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО. И все!

А дальше начинается изучение материалов, как объективного характера (гидрология, уклон русла, расход воды по сезонам), так и частично субъективного (отчеты, описания, дневники). Причем, для набора некой статистики, субъективного материала должно быть… много более одного.»

Максим Сысоев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *