Рим памятник Виктору эммануилу

Монумент Витториано в Риме: история, любопытные факты, что посмотреть

Огромный белый мраморный монумент, расположенный в самом центре Рима на площади Венеции, и с первого взгляда поражающий путешественников своим великолепием и грандиозными размерами — это памятник Vittoriano (Алтарь Отечества).

Он берет свое название от имени короля Виктора Эммануила II, первого короля Италии. Почему же в честь короля здесь возведен такой огромный монумент вместо простой классической статуи?

Все дело в том, что во времена правления Виктора Эммануила II двадцать раздробленных регионов Италии наконец-таки объединились в одну страну – Королевство Италия. Произошло это в 1861 году, после долго периода освободительных войн итальянского народа против иноземного господства. До 1861 года Италии как таковой не существовало — двадцать регионов страны были раздроблены и существовали сами по себе, и только после долго процесса политико-территориальных и общественных вмешательств родилась новая объединенная страна – Италия. Поэтому монумент Витториано и является, прежде всего, главным национальным памятником.

История строительства

Инициатива строительства монумента принадлежит сыну Виктора Эммануила – Умберто первому, который решил возвести его как дань памяти своему отцу, и его стараниям по объединению Италии в одно государство.

Король Виктор Эммануил II умер в 1878 году, а в 1980 году уже появились первые проекты памятника. Власти Рима долго не могли определиться, кому доверить такое важное строительство, и поэтому в 1882 году решили провести конкурс на лучший проект монумента среди архитекторов. К будущему комплексу предъявляли несколько важных требований: фасадом он должен был выходить на via del Corso, занимать северную часть холма Капитолий и содержать бронзовую скульптуру Виктора Эммануила на коне, быть высотой не менее 29 метров и шириной не менее 30 метров.

Победителем конкурса стал молодой и не очень известный архитектор Джованни Саккони из итальянского региона Марке, которому удалось идеально соблюсти все архитектурные требования заказчиков.

Монумент Витториано был торжественно открыт в Риме 4 июня 1911 года, празднования его открытия были приурочены 50-летию существования объединенной Италии.

Существует легенда, что накануне открытия в огромной конной статуе Виктора Эммануила накрыли праздничный стол на двадцать архитекторов (помощники Саккони, которые участвовали в строительстве) и после того, как работники отужинали, стол убрали, и дверь в задней части бронзового коня окончательно закрыли сваркой.

Могила неизвестного солдата и Вечный Огонь

В 1921 году в нижней части статуи Богини Рима (Dea Roma) , которая расположена в центре памятника, похоронили прах неизвестного солдата – в память о всех итальянских солдатах, погибших во время войны и так и не найденных.

Здесь же расположен Вечный Огонь, охраняемый итальянской военной гвардией.

На вершине памятника Витториано стоят колесницы богини победы Виктории. Под конной статуей короля Виктора Эммануила II – двадцать людских фигур в разных одеждах, они обозначают 20 разных регионов, которые были объединены в одну страну – Италию.

Витторианто — панорамная площадка

На крыше комплекса расположена прекрасная терраса с красивейшим панорамным видом на Рим. На нее легко подняться на лифте, который расположен внутри монумента – вход с улицы via di San Pietro in Carcere. Стоимость подъема на панорамную площадку — 7 евро. Наверху есть кафе и смотровые бинокли. Не так давно открыли еще один лифт, который поднимает бесплатно на смотровую площадку вокруг гигантской статуи Виктора Эммануила II. Также внутри комплекса постоянно проводятся выставки, посвященные искусству и национальной итальянской истории.

Часы работы комплекса Витториано: с понедельника по четверг: с 9.30 до 19.30, пятница-суббота с 9.30 до 22.00, воскресенье: 9.30-20.30

Вход: via di San Pietro in Carcere (левая сторона памятника)

Витториано

Памятник

Памятник Виктору Эммануилу II (Витториано)

Il Monumento nazionale a Vittorio Emanuele II (o Vittoriano)


Витториано, Рим

41°53′40″ с. ш. 12°28′59″ в. д.HGЯOL

Страна

Италия Италия

Местоположение

Рим, Площадь Венеции

Архитектурный стиль

неоклассицизм и эклектика

Автор проекта

Джузеппе Саккони

Архитектор

Саккони, Джузеппе

Дата основания

Строительство

1885—1911 годы

Высота

80 м

Сайт

ilvittoriano.com
polomusealelazio.beniculturali.it/…

Витториано на Викискладе

Витториано (итал. Il Vittoriano) — монумент в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II. Располагается на Венецианской площади в Риме, на склоне Капитолийского холма. Проект был разработан Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 годы. Частью монумента является двенадцатиметровая бронзовая конная статуя короля. Под ней находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества».

В Витториано располагаются два музея: Рисорджименто и знамён военного флота. Монумент характеризуется чрезмерной эклектикой и нагромождением различных деталей, характерных для древнеримских сооружений (колонны, барельефы, статуи и др.). По мнению многих, памятник невыгодно выделяется среди прочих римских зданий, поэтому среди римлян распространены различные снисходительно-презрительные наименования данного монумента: «Пишущая машинка» («Macchina da Scrivere»), «Свадебный торт», «Вставная челюсть» и другие.

Строительство

Проект

После смерти Виктора Эммануила II итальянские власти в 1878 г. решили возвести монумент, который восславил бы «Padre della Patria» («Отца отечества») и вместе с ним весь период Рисорджименто. В 1880 г. был объявлен первый международный конкурс, на котором победил французский архитектор Анри-Поль Нено, но он был отвергнут как неитальянец. В 1882 г. объявили ещё один конкурс (только среди итальянцев) с указанием подробного перечня требований: «Комплекс должен быть воздвигнут на северном склоне Капитолия, на оси виа дель Корсо; в него должны входить бронзовая конная статуя короля и сооружение-задник, произвольной формы, но закрывающее расположенные за ним здания и боковой фасад церкви Санта-Мария-ин-Арачели». Конкурсанты получили год на составление проекта. Было представлено 98 проектов, в финал вышло три, и королевская комиссия единогласно отдала предпочтение проекту молодого архитектора Джузеппе Саккони из Марке.

Его первоначальный проект, один из самых масштабных в XIX веке, предусматривал использование римского травертина, но в конечном счете главным материалом для памятника стал боттичинский мрамор из провинции Брешия, лучше поддающийся обработке и происходивший с родины Джузеппе Дзанарделли, видного политика, который и составил королевский указ о строительстве памятника. Саккони при разработке проекта вдохновлялся такими громадными античными ансамблями, как Пергамский алтарь и храм Фортуны в Пренесте. Витториано остается крупнейшим сооружением из боттичинского мрамора.

Чтобы построить что-то новое на склоне Капитолия, прежде всего с 1885 по 1888 гг. пришлось конфисковать и снести множество старых строений по программе, которую утвердил премьер-министр Агостино Депретис. Приступили к сносу обширного средневекового квартала, разрушили Башню Павла III, арку Сан-Марко — путепровод, соединявший дворец Венеции с Капитолием, часть монастыря Арачели и множество более мелких построек; улица Арачели отчасти сохранилась, но больше не пересекала холм. В ходе раскопок обнаружили инсулу Арачели — развалины большого древнеримского дома II в. н. э., с тех пор доступные для осмотра, фрагменты Сервиевой стены и кости мастодонта. Остатки инсулы обнаружились под церковью Санта-Рита (построенной в XI в. и ещё раз в XVII в.), которую с 1928 г. стали разбирать и к 1940 г. восстановили несколько дальше, на углу виа дель Театро Марчелло и виа Монтанара. В 1887 г. во время раскопок вместо сплошной скалы из туфа обнаружились пещера, туннели, песок и глина. По легенде, Саккони за три дня сумел составить проект укрепления пещеры; во время второй мировой войны она даже служила бомбоубежищем. Стоимость строительства с запланированных 9 миллионов лир к концу работ выросла до 27—30 миллионов. В 1889 г. скульптору Энрико Кьярадиа было поручено изготовление конной статуи Виктора Эммануила II; после смерти этого скульптора в 1901 г. её завершил Эмилио Галлори, и в 1911 г. её установили. В 1905 г. умер главный архитектор Джузеппе Саккони, и работы продолжились под руководством Г. Коха, М. Манфреди и П. Пьячентини.

4 июня 1911 г. король Виктор Эммануил III торжественно открыл комплекс в ходе празднеств, посвящённых пятидесятилетию объединения Италии. Впрочем, комплекс дополнялся и позже: квадриги, символизирующие Единство и Свободу, были поставлены на пропилеи между 1924 и 1927 гг., а последние работы закончились только в 1935 г.

Внешний вид

Основную часть строения образует монументальный неоклассический портик с колоннами коринфского ордера. По бокам к нему примыкают два пронаоса, тоже коринфского ордена, напоминающие храм Ники Аптерос на афинском Акрополе. Пронаосы увенчаны бронзовыми статуями, изображающими квадригу Виктории, богини победы. Левая символизирует Единство (Unità) и выполнена скульптором Карло Фонтана; на фронтоне под ней сделана надпись PATRIAE UNITATI (единству родины); у Виктории лицо римской модели Розалии Бруни. Правая квадрига — это Свобода (Libertà) работы Паоло Бартолини, надпись под ней гласит: CIVIUM LIBERTATI (свободе граждан), а Виктория, по легенде, имеет лицо Виттории Колонны, герцогини Сермонета.

Перед строением устроены два фонтана. Левый (работы Эмилио Квадрелли) символизирует Адриатическое море, расположенное к востоку от Италии, которое олицетворяет венецианский лев святого Марка. Правый фонтан (работы Пьетро Каноника) посвящён Тирренскому морю, омывающему полуостров с запада, и его символы — волчица, эмблема Рима, и сирена Парфенопа, символ Неаполя.

Выступающая передняя часть, к которой ведет лестница и наверху которой стоит памятник Виктору Эммануилу II, — Алтарь отечества (Altare della Patria); иногда так называют и весь монумент. Его создал скульптор Анджело Дзанелли, выигравший конкурс в 1906 г. В середине выступа стоит статуя богини Ромы на золотом фоне. Сюжеты барельефов по сторонам от неё навеяны «Буколиками» и «Георгиками» Вергилия. Левый барельеф олицетворяет Труд; справа налево размещены аллегорические изображения Земледелия, Скотоводства, Жатвы, Сбора винограда и Орошения, потом крылатый гений Труда восходит на большой триумфальный плуг, а за ним следует Промышленность. Правый барельеф символизирует Любовь к отечеству; на нём слева направо изображены три женщины, несущие почётные венки Рима, за ними несут лабарумы (штандарты легионов), далее следует триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя и, наконец, появляется священный огонь Отечества. Внутри Алтаря отечества находится Могила неизвестного солдата, погибшего на первой мировой войне. Прах выбрала из одиннадцати гробов Мария Бергамас, мать Антонио Бергамаса, дезертировавшего из австрийской армии, чтобы присоединиться к итальянской, и погибшего в бою. Захоронение было произведено 4 ноября 1921 г. Перед могилой постоянно стоит почётный караул.

Вокруг памятника стоят шесть статуй высотой по 6 м, олицетворяющих «Ценности итальянцев» (I Valori degli italiani). Перед памятником — две отдельных бронзовых: слева — Мысль (Il Pensiero) работы Джулио Монтеверде, справа — Действие (L’Azione) работы Франческо Джераче. Остальные четыре статуи — из боттичинского мрамора: слева ближе к центру — Согласие (La Concordia) работы Лудовико Польяги, дальше от центра — Сила (La Forza) работы Аугусто Ривальта; симметрично им справа расположены Жертвенность (Il Sacrificio) работы Леонардо Бистольфи (ближе к центру) и Право (Il Diritto) работы Этторе Хименеса (дальше от центра).

На втором ярусе, непосредственно перед пронаосами, в 1911 г. установили четыре триумфальных колонны с бронзовыми статуями Викторий, стоящих на шаре; первоначально эти статуи были позолоченными, высота каждой вместе с шаром составляет 3,7 м. Слева направо, если смотреть на фасад памятника, расположены Виктории работы Н. Канталамесса Папотти (с пальмовой ветвью и змеей), А. Аполлони (с мечом), М. Рутелли и А. Дзокки — обе держат лавровые венки.

Статуи на фризе над колоннами символизируют шестнадцать итальянских областей того времени. Создание каждой статуи, как правило, поручалось скульптору — уроженцу соответствующей области. Слева направо:

  • Пьемонт, в состав которого входила и Валле д’Аоста. Статуя с мечом и в шлеме, увенчанном орлом, символизирующая участие области в войнах за независимость и в Рисорджименто. Скульптор — Пьер Энрико Асторри.
  • Ломбардия. Фигура в железной короне лангобардских королей, извлекающая из ножен меч в знак того, что Милан был как одним из центров Западной Римской империи, так и столицей Миланского герцогства. Скульптор — Эмилио Бизи.
  • Венето. Соответствовала трем современным областям: Венеция, Трентино — Альто-Адидже и Фриули-Венеция-Джулия. Во время строительства памятника Трентино, Альто-Адидже и Венеция-Джулия входили в состав Австро-Венгрии, а Фриули была разделена между Австро-Венгрией и Италией. Статуя изображает дожа и держит щит со львом святого Марка и скипетр Светлейшей республики. Символизирует морское могущество Венеции и заслуги всей Северо-Восточной Италии в борьбе за независимость. Скульптор — Паоло Бартолини.
  • Лигурия. Фигура в герцогской короне, рядом с ней — нос корабля, символизирующий морское могущество Генуи, предприимчивость и авантюризм генуэзцев. Скульптор — Антонио Орацио Квинцио.
  • Эмилия, соответствующая современному региону Эмилия-Романья. Фигура во фригийском колпаке как символе свободы, на её щите сделана надпись «Libertas»; держит книги законов и фасции, напоминающие о старейшем Болонском университете. Фасции не имеют отношения к фашизму, ещё не возникшему в период возведения этих статуй. Скульптор — Мауро Бенини.
  • Тоскана. Фигура в лавровом венке, ассоциирующаяся с флорентинцем Данте Алигьери. Факел в её руке символизирует тосканскую культуру, которая с XV в. несла свет всей Европе. На щите — флорентинский лев «мардзокко». Скульптор — Итало Гризелли.
  • Марке. В левой руке фигура держит лиру, напоминающую о многочисленных деятелях искусства — выходцах из этой местности, а правой опирается на корабельный руль в честь мореходов Анконы. Скульптор — Джузеппе Тоннини.
  • Умбрия. Статуя в покрывале на голове и с патерой в руке, которой производит возлияние; напоминает о великих святых из этой области — Франциске Ассизском, святой Кларе и святом Бенедикте. Скульптор — Эльмо Палацци.
  • Лацио. Фигурка Виктории в руке этой фигуры символизирует ответственность этой области, где находится Рим, за сохранение и защиту единства Италии, завоеванного в ходе Рисорджименто. Скульптор — Адольфо Пантарези.
  • Абруцци-э-Молизе. Эта область ныне разделена на два региона — Абруцци и Молизе. Фигура в львиной шкуре, прикрывающей и голову, с дубовой ветвью в левой руке и дорожным посохом в правой, символизирующая суровость гор, сильный и благородный характер их жителей и древние обычаи отгонного скотоводства. Скульптор — Сильвио Сбриколи.
  • Кампания. Фигура с рогом изобилия, полным фруктов, который символизирует плодородие почвы этой провинции и её мягкий климат, напоминая о её древнем названии «Счастливая Кампания». Скульптор — Гаэтано Кьяромонте.
  • Апулия. Фигура в похожем одеянии, с распущенными волосами, с гроздью винограда в одной руке и опирающаяся другою на плуг, символизирующий плодородие Апулийской низменности. Скульптор — Франческо Пифферетти.
  • Лукания, ныне называется Базиликата. Фигура в тоге, с мечтом и посохом, символизирующая древнюю культуру этой земли, сильный и закаленный характер луканцев. Скульптор — Луиджи Казадио.
  • Калабрия. Фигура, облаченная в шкуру дикого животного, с мечом и щитом богини Афины, что символизирует как древнюю культуру этих мест, обжитых грекамии, так и суровый характер гор и лесов. Скульптор — Джузеппе Николини.
  • Сицилия. Фигура с хлебным снопом и со щитом, на котором изображен древний символ острова — Тринакрия. Скульптор — Микеле Трипишано.
  • Сардиния. Статуя со скипетром и короной, напоминающими, что объединение Италии начало Сардинское королевство; корону она держит в руке, так как из Сардинского королевства родилось Итальянское. Скульптор — Луиджи Белли.

Конная статуя Виктора Эммануила II

Перед фасадом комплекса установлен конный памятник Отцу Отечества – Виктору Эммануилу II. Для создания этой статуи из замка Святого Ангела изъяли пушки и отлили из них скульптуру. Автор памятника Анджело Дзанелли.

Конная статуя Виктора Эммануила II

Это бронзовая статуя около 30 метров в высоту. Кстати, в главную бронзовую лошадь в центре монумента, несущую короля, при окончании строительства Алтаря в свое время поместился 21 человек. Тогда в честь завершения долгостроя в брюхе лошади расставили столы. Потом отверстие запаяли.

Конная статуя Виктора Эммануила II

Пьедестал, на котором установлен конный памятник Виктору Эммануилу, украшен широкими барельефами, которые, как и барельефы всего комплекса, иллюстрируют итальянцев и их действия для объединения страны. В середине выступа находится скульптура богини — символа Рима, держащая в руках небольшую статую богини победы, Ники,

скульптура богини Ромы

по сторонам на барельефе — аллегорические изображения. На левом: Труд, Земледелие, Жатва, Скотоводство, Орошение и Сбор винограда, затем крылатый гений Труда, а за ним Промышленность, восходят на триумфальный плуг.

левый барельеф

На правом: Любовь к отечеству, 3 женщины, которые несут венки Рима, за ними несут штандарты легионов; триумфальная колесница Любви к отечеству и Героя; священный огонь Отечества.

правый барельеф

Вокруг памятника находится 6 скульптур, олицетворяющих ценности итальянцев: Мысль, Действие, Согласие, Сила, Жертвенность, Право. У основания центральной лестницы расположены две скульптурные композиции, вознесённые на пьедесталы: аллегорические изображения Мысли (Pensieri) и Действия (azioni). Эти скульптуры являются частью более масштабной композиции нижнего яруса монумента Витториано — шести итальянских добродетелей. Он также состоит из скульптур Силы (energia), Справедливости (equità), Согласия (consenso) и Самопожертвования (sacrificio).

Помимо прочего, скульптуры Мысли и Действия также олицетворяют философа Джузеппе Мадзини (Giuseppe Mazzini) и генерала Джузеппе Гарибальди (Giuseppe Garibaldi). Эти два изваяния, в отличие от четырех мраморных, изготовлены из бронзы.

Алтарь отечества

Сердцем Витториано считается «Алтарь Отечества» – мемориал, расположенный в выступающей вперёд части монумента, под статуей богини Ромы. Внутри алтаря — Могила неизвестного солдата I Мировой войны. «Алтарём Отечества» нередко называют весь комплекс Витториано, хотя его официально признанное название – Национальный Монумент Витторио Эммануэля II.

Алтарь Отечества

На нижнем ярусе, по бокам просторной террасы установлены фонтаны, изображающие Адриатическое и Тирренское моря, омывающие берега Италии с запада и востока.

фонтан и статуи итальянских добродетелей

Венчают массивные поручни центральной лестницы статуи крылатых львов, символа монаршей власти, которая также аллегорически отображена в широких каменных гирляндах, состоящих из венков лавра.

крылатый лев

Витториано, вид сзади

Налюбовавшись и восхитившись размерами Витториано, поворачиваемся к площади Венеция, над которой он возвышается.

Если хотите узнать историю объединения Италии или увидеть весь Рим как на ладони, то вам в Витториано.

Витториано (он же Алтарь Отечества) – это белоснежный величественный монумент в центре Рима. Возведен памятник в честь Виктора Эммануила II – первого правителя объединенной Италии, сплотивший вокруг себя 6 отдельных королевств. Для итальянцев Алтарь Отечества стал символом победы, верности и свободы.

История создания

Каждое европейское государство проходило через период феодализма, когда единое государство делилось на множество-множество мелких. В каких-то странах этот этап проходил быстро, а в каких-то не очень, но результат был один – создание единого государства.

В Италии важной фигурой в воссоединении отдельных королевств сыграл король Пьемонта и Сардинии Виктор Эммануил II. В период второй половины 18 века король Виктор постепенно присоединил к своим владениям другие земли, находившиеся в руках и у немцев, и у французов, и астрийцев.

В 1878 году Виктор скончался и вскоре парламент Италии принял решение о строительстве памятного монумента, прославляющего «Отца Отечества».

В 1880 году был объявлен конкурс проектов. Победил француз Анри-Поль Нено, выполнивший отличную проект, хорошо вписывающийся в общий колорит Рима. Однако парламент не принял план из-за происхождения Анри.

Через 2 года провели ещё один конкурс, но уже только среди итальянцев. Грант получил менее талантливый, чем Анри, архитектор Джузеппе Саккони.

Строительство начали в 1885 году, но работа продвигалась очень медленно, потому что власти долго спорили по поводу материала для монумента. Сначала хотели использовать горную породу травертин, но позже был выбран мрамор белого цвета.

Монумент Витториано – это крупнейшее мраморное сооружение в Риме

Для строительства пришлось снести множество зданий и строений времен Средневековья и Ренессанса, естественно, это вызвало множество споров и недовольств, а стоимость работ возросла с 9 миллионов лир до 30.

В 1905 году архитектор Саккони скончался, и руководство строительством перешло в руки сразу трём итальянским архитекторам: Пьячентини, Коха и Манфреди. 4 июня 1911 состоялась церемония открытия памятника, где присутствовал потомок знаменитого короля и новый глава государства Виктор Эммануил III.

Но на этом работа не закончилась – позже были дополнительно возведены скульптуры и статуи. Полностью же строительство Алтаря Отечества в Риме завершилось к 1935 году.

Архитектура дворца

Комплекс занимает территорию площадью 17 000 квадратных метров, его высота составляет 81 метров, а ширина – 135 метров. Увидеть его можно практически из любой точки итальянской столицы.

Сами жители Рима нарекли Витториано довольно обидными прозвищами: «пишущая машинка», «свадебный торт», «вставная челюсть». Тем не менее, монумент имеет большое историческое значение, является знаменитым на весь мир архитектурным сооружением и одним из наиболее любимых мест отдыха для римлян и гостей итальянской столицы. Вечером комплекс украшает потрясающая подсветка.

Фигура Виктора Эманнуила II на фоне Витториано

Часть монумента, находящаяся под скульптурой короля, называется «Алтарь Отечества», так иногда именуют и весь архитектурный комплекс. Внутри хранятся останки неизвестного воина, погибшего во время Первой мировой войны, а перед алтарем расположен Вечный огонь, посвященный памяти о жертвах того времени. Здесь всегда стоит почетный караул.

Сегодня внутри комплекса находятся два действующих исторических музея, один из которых посвящен эпохе объединения Италии, а другой – знаменам военного флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *