Содержание
Дом Шредер – всемирно признанный памятник архитектуры 20-го столетия
- Геррит Ритвельд создал Дом Шредер, музей в Утрехте, из множества мелких деталей.
- Дома на воде в Голландии — старая идея на новый лад
Дом Шредер — это бывший жилой дом, построенный в 1923-1924 годах в городе Утрехте по проекту нидерландского дизайнера и архитектора Геррита Ритвелда, сегодня музей. Или как его еще называют «Дом Шредера», что не совсем верно, так как Шредер — не фамилия архитектора, построившего дом.
Трюс Шредер была хозяйкой этого дома, которая не только заказала проект дома нидерландскому архитектору, потомственному мебельщику Герриту Ритвельду, но и принимала активное участие в течение всего времени постройки дома.
Трюс Шрёдер, урожденная Шрайдер, была 35-летней вдовой с тремя детьми, мечтала уехать из голландского Утрехта куда угодно — в Амстердам, в Германию, в Америку. В доме мужа она оставаться не желала. Как известно, если не можешь найти подходящий дом, построй его сам, что и посоветовал Геррит Ритвельд, тогда начинающий архитектор.
Для Ритвельда «Дом Шредера» стал не только первым его самостоятельным проектом целого дома, но и настоящим экспериментом. Госпожа Шредер поручила построить дом, желательно без стен, и архитектору удалось построить, возможно, единственное здание и самый известный объект, выполненный в стиле неопластицизма.
Трюс Шредер хотела жить в пространстве, где ничто не предопределяло бы ее жизнь, не было бы никаких приемных и гостиных. Для многих, особенно в те годы, жить в подобном строении было совершенно немыслимо, но Трюс Шредер хотела именно этого.
Госпожа Шредер прожила в этом доме до самой своей смерти, умерла она в 1985 году. Впоследствии дом был отреставрирован Бертусом Мюлдeром и превращен в музей. Также госпожа Шредер вместе с детьми создала специальный фонд Ритвельд-Шрёдер для этих нужд, и для последующего поддержания дома в порядке. В 1975 дом был включен в список памятников архитектуры, в 2000 году получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Геррит Ритвельд создал Дом Шредер, музей в Утрехте, из множества мелких деталей
Изначально Геррит Ритвельд дом Шредер задумывал построить из бетона, но для такого маленького здания бетон оказался слишком дорогим материалом, поэтому в итоге дом построен из кирпича. Только отдельные его элементы, например балконы, были сделаны из бетона. Оконные рамы, двери и пол выполнены из дерева.
Внутри дома нет постоянных комнат, это динамичное легко видоизменяемое пространство, точнее стен нет только на втором этаже, первый этаж выглядит практически традиционно: вокруг центральной лестницы размещаются кухня, жилые и спальные комнаты. Второй этаж можно называть открытой просторной мансардой, за исключением отдельных помещений для туалета и ванной комнаты. Для того, чтобы жилое пространство можно было использовать как открытым, так и разделенным на части, были установлены мобильные раздвижные и вращающиеся панели, при использовании которых на втором этаже образовывалось три спальных комнаты, ванная и гостиная.
Если бы хозяйка заказала построить обычный добротный трехэтажный голландский дом тех лет, он бы обошелся ей в треть дешевле, чем строительство такого вот лаконичного светлого «кубика». Но хозяйка была женщиной передовых взглядов и сама настаивалась на некотором упрощении линий и форм.
Благодаря этому мы можем сегодня посетить на первый взгляд современный коттедж, а на самом деле, построенный в начале прошлого века Герритом Ритвельдом дом для г-жи Шредер.
Дом Шредер в Утрехте считается предвестником архитектурного хай-тека, манифестом авангардизма и лучшим пространственным воплощением идей голландской группы «Стиль», членом которой был Геррит Ритвельд.
Пока госпожа Шредер была жива, она принимала бесконечный поток посетителей, их было так много, что ей случалось прятаться от них на крыше. Сейчас попасть в дом куда сложнее, на экскурсии, куда пускают не более 10 человек, надо записываться заранее, и готовиться зарисовывать и запоминать: фотографировать внутри дома запрещено даже японским туристам.
Стоит отметить, что там можно купить картонные составляющие макета дома, чтобы потом самому собрать дом по имени Шрёдер.
В доме все осталось по-прежнему. Единственное, что изменилось — территория вокруг. Улица Принс Хендриклаан, на которой стоит дом Шредер в Утрехте, осталась все той же красивой. Но дом специально от нее отвернули в другую сторону, где планировалась новая улица.v Новой улицы не появилось, вместо этого в 1964 здесь провели автодорогу, которую подняли на эстакаду, окончательно отрезав дом от вида и вид от дома.
Дома на воде в Голландии — старая идея на новый лад
Альтернативный вид жилья в Голландии — кубические дома в Роттердаме и дома на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки.
Подобные дома на воде в Голландии должны решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Сегодня в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число достигнет 20 тысяч домов на воде. При таком темпе строительства, правда, становится уже не понятно — хватит ли в тогда Голландии потом воды для домов.
Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, строительство на дефицитной земле становится очень затратным — болотистые почвы требуют забивать огромное количество свай.
Дома на воде в Голландии распространились после окончания второй мировой войны, когда жилья в стране катастрофически не было, а голландский флот модернизировался, и люди стали использовать под жилье списанные корабли. Раньше плавучие дома считались очень неудобными и не престижными, хотя жили на них в самом центре Амстердама. Со временем дома на воде вошли в моду в Голландии и существенно выросли в цене.
Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом, является район Айбург, который начали строить в 1996 году. После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро.
С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.
Биография
Ритвельд с детства работал в мастерской своего отца-плотника. В 1904 году он поступил чертёжником к утрехтскому ювелиру Бегееру, у которого работал девять лет. Параллельно он посещал вечерние курсы под руководством архитектора Клаархамера. В 1917 году Ритвельд открыл собственную мебельную мастерскую.
На взгляды Ритвельда серьёзное влияние оказали Чарльз Макинтош и Фрэнк Ллойд Райт. В 1918 году Ритвельд знакомится с Тео ван Дусбургом, Питом Мондрианом и другими молодыми художниками, которые все вместе станут известны как «Стиль» (нидерл. De Stijl). Их стиль, получивший название неопластицизм, оказался близок воззрениям Ритвельда: они использовали простейшие конструкции из горизонтальных и вертикальных элементов и минимальную палитру цветов — «основные» красный, синий и жёлтый с добавлением чёрного и белого. В том же году Ритвельд создал одно из самых известных своих произведений — красно-синий стул. Для создания стула он использовал прямые доски и рейки, так что трёхмерный объект визуально разлагался на простые геометрические формы, и два из трёх «основных» цветов. Позже стул экспонировался на выставке Баухауса.
Одной из первых архитектурных работ Ритвельда стал частный дом жительницы Утрехта Трюс Шрёдер-Шрэдер (Truus Schröder-Schräder}. Дом продолжает развитие неопластицизма: прямоугольные формы, традиционная для произведений «Стиля» палитра (белые и серые стены и вертикальные линии, выполненные в основных цветах). Вилла была построена в соответствии с 16-ю пунктами «пластичной архитектуры» Ван Дусбурга: она была «элементарной, экономичной и функциональной; немонументальной и динамичной; антикубистической по форме и антидекоративной по цвету». Радикализм Ритвельда проявился в планировке второго этажа: за исключением ванной и туалета на втором этаже отсутствовали внутренние перегородки. Внутренняя отделка была исполнена в тех же цветах, что и наружные стены. Дом Шрёдер был построен в жилом районе и разительно отличался от окружавших его стандартных жилых зданий. Шрёдер поселилась в доме с тремя детьми (она была вдовой) и жила в нём до своей смерти в 1985 году. С 2000 года Дом Шрёдер входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 1928 году Ритвельд стал одним из 28 учредителей Международном конгрессе современной архитектуры (фр. Congres Internationaux d’Architecture Moderne, CIAM) Ле Корбюзье. 1930-е годы были менее продуктивны. Одним из известных творений того времени стал стул «Зигзаг», состоявший из четырёх плоскостей, соприкасавшихся друг с другом под разными углами (1932—1934). После войны Ритвельд преподавал в Роттердаме, а затем в Гааге. В 1951 году в Амстердаме прошла большая ретроспективная выставка «Стиля».
В 1954 году Ритвельд оформил нидерландский павильон на Венецианской биеннале, затем реализовал несколько проектов в Нидерландах. В 1963 году он избирается почётным членом Союза архитекторов Нидерландов, а в следующем году получает почётную докторскую степень в Делфтском техническом университете. В том же году Ритвельд умер. Последним его крупным проектом стал музей Ван Гога. Строительство здания в 1973 году завершили его партнёры по архитектурной студии ван Диллен и ван Трихт.