Сообщение о музыкальной культуре Украины 4 класс

Музыкальная культура Украины

Введение

1. Жанровый состав украинской песни

2. Профессиональная украинская музыка

3. Творчество композиторов 30-50-х гг. XX века

4. Украинская музыкальная культура в 60—70-е гг.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Украинская музыкальная культура берёт своё начало у древних восточных славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор украинского народа, в котором нашли отражение его история, национально-освободительная борьба. Народная музыка развивалась как искусство одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонического склада в вокальной, вокально-инструментальной и инструментальных формах. Богаты мелос и ритмика украинских песен. В центральных и юго-восточных районах развито многоголосное пение, близкое к русскому, белорусскому. В Западном Подолье и Карпатах песни, как правило, одноголосны, содержат много архаических черт, следы связей с польским, словацким, чешским, а также румынским, венгерским искусством. Многообразно интонационно-ладовое строение украинской музыки — от бесполутонового звукоряда до мажора и минора. Среди народных инструментов — скрипка, басоля (струнно-смычковые), кобза, бандура, торбан (струнно-щипковые), цимбалы (струнно-ударный), лира (струнно-клавишная), сопилка, трембита (духовые), варган (дрымба, язычково-щипковый), барабан, бубен, тулумбас (ударные). Богат жанровый состав украинской песни.

1. Жанровый состав украинской песни

Календарно-обрядовые восходят к периоду древне-славянской общности (колядки, щедривки, веснянки, гаивки, купальские песни — в западных районах наз. «собитками», обжиночные). Самобытны по интонационному языку семейно-обрядовые песни; наиболее интересны ритуальные свадебные, в отдельных районах называемые «ладкання» — речитативно-импровизационного типа с узким объёмом мелодии. Песни лирические (любовные, о женской доле), социально-бытовые (казацкие, бурлацкие, чумацкие, рекрутские) отличаются широким распевом, разнообразной архитектоникой строфы. Национально-освободительное движение на Украине в конце 15—17 вв. дало сильный толчок к развитию национального эпоса и народно-профессионального исполнительства. Исторические думы, песни, хроники повествуют о героической борьбе против монголо-татарского и турецкого нашествий, польско-литовского гнёта. Думы — масштабные, величественные произведения, они исполняются народными профессиональными певцами — кобзарями и лирниками в форме импровизационного речитатива с инструментальным сопровождением. Наиболее известные кобзари — Бандурка (Рихлиевский, 17 в.), Г. Любисток (18 в.), А. Шут, О. Вересай (19 в.), М. Кравченко, Г. Гончаренко; лирники — А. Скоба, И. Скубий (19—20 вв.); среди советских кобзарей — Ф. Кушнерик, Е. Мовчан и др. В 18—19 вв. развивалась социально-бытовая антикрепостническая песня: батрацкие, новые исторические (о Максиме Железняке, об Устиме Кармалюке и др.); народно инструментальная музыка — в различных формах музицирования — индивидуального (на кобзе, бандуре, скрипке и др.), коллективного, главным образом в танцевальных жанрах (казачка, гопака, коломыйки, гуцулки), походно-маршевых.

В народном творчестве конца 19 — начала 20 вв. значительное место заняли рабочая и революционная песня, зародилась эмигрантская («Ой, Канадо, Канадочко» и др.). Популярными стали революционные авторские песни, после Октябрьской революции 1917 появились песни о героических подвигах народа в годы Гражданской войны, о социалистическом преобразовании жизни, о новых отношениях между людьми: «Гей, ну-бо хлопцi, Bci комсомольцi» (слова И. Шевченко), «Грими, грими, могутня пicне» (слова Д. Загула, музыка В.Н. Верховинца) и др. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 создавались произведения о фашистской неволе и победе над врагом («В поле тополь ветер колышет» — о Ковпаке и др.). Первые записи украинской народной музыки относятся к 17 в. В 19—20 вв. появились сборники Н.В. Лысенко, А. Конощенко, О. Раздольского и С. Людкевича и др. Наука о музыкальном фольклоре сформировалась на Украине в конце 19 — начале 20 вв. Среди её выдающихся представителей — Лысенко, П.П. Сокальский, П. Демуцкий, Ф.М. Колесса, К.В. Квитка и др. Украинская народная песня, составившая основу украинской профессиональной музыки, постоянно привлекала к себе внимание русских и зарубежных композиторов, которые использовали её в своих произведениях.

2. Профессиональная украинская музыка

Профессиональная музыка своими истоками восходит к искусству Киевской Руси. Известны имена ряда певцов, состоявших при княжеских дворах (Боян, Мргтуса, Ор), при церквах (Стефан, Г. Печерский в Киеве, Лука во Владимире-Волынском, Дмитро в Перемышле). После принятия христианства (988) под воздействием византийского и болгарского пения развивалась церковная монодическая музыка. Эти напевы записывались по системе безлинейной нотации мастерами Киево-Печерской лавры в 11—12 вв. В 16 в. одноголосный стиль церковного пения сменился многоголосным без сопровождения партесным пением, была введена пятилинейная нотация, бытовавшая под названием «киевского знамени» (среди древнейших памятников — «Супрасльский ирмологион», 1593). Основы партесного искусства были обобщены и изложены музыкальным теоретиком, композитором и педагогом Н.П. Дилецким («Грамматика мусикийская», 1675). Высокого уровня достигло хоровое искусство, основы исполнительской силы которого готовились в школах так называемых братств (Киев, Львов и др. города). Получила развитие светская музыка, в городах возникли музыкантские цехи, при городских ратушах — оркестры (так называемые капеллы; при Киевской капелле существовала музыкальная школа). Большую роль в музыкальном образовании сыграла музыкальная школа в Глухове (основана 1738), где готовили певцов для Петербургской певческой капеллы, обучали игре на гуслях, скрипке и бандуре. К концу 17 в. в поместьях феодалов существовали крепостные оркестры, хоры, оперные и балетные труппы, с 18 в. гастролировали приезжие артисты. В 17—18 вв. многие украинские композиторы и исполнители работали в Москве и Петербурге. Выдающаяся роль в развитии русской и украинской музыки принадлежала композиторам М.С. Березовскому и Д.С. Бортнянскому. В 18 в. и в начале 19 в. получила развитие городская песня-романс литературного происхождения. Появились первые симфонические произведения (авторы неизвестны)— «Украинская симфония» (конец 18 в.), симфония, основанная на украинских песенных и танцевальных мелодиях, включая казачок. Авторами симфонических и камерно-инструментальных произведений в 1-й половине 19 в. были И. Витковский, А. Галенковский, А. Данилевский, Г. Рачинский, П. Селецкий. В 1810 в Одессе был основан оперный театр, где играла итальянская труппа. В 1819 в Полтавском театре «Наталка Полтавка» И.П. Котляревского впервые была поставлена с музыкой.

2-я половина 19 в. стала периодом становления национальной украинской школы в профессиональной музыке, чему способствовали общая демократизация музыкальной жизни и ослабление влияния церкви. Очагами музыкальной жизни становятся Киевский, Харьковский, Львовский университеты. Важным событием явилось открытие (постановкой «Аскольдовой могилы» Верстовского) постоянной русской оперы в Киеве (1867), а затем в Харькове (1880) и Одессе (в 80-х гг.). Подъём украинской музыки был тесно связан с ростом антикрепостнического движения. Создаются первые национальные музыкально-сценические произведения: оперы «Запорожец за Дунаем» С.С. Гулак-Артемовского (поставлена 1863, Петербург), «Майская ночь» (1863), «Осада Дубно» (1884) П.П. Сокальского, музыкально-этнографическая картина «Вечерницы» П.И. Нищинского (1875). На развитие украинской музыки большое влияние оказывали творчество русских композиторов-классиков, связи украинских музыкантов с выдающимися деятелями русской музыки: П.И. Чайковским, А.К. Глазуновым, Н.А. Римским-Корсаковым, Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым. Отделения Русского музыкального общества (РМО) были открыты в Киеве (1863), Харькове (1871), Одессе (1884). Украинские музыканты, в свою очередь, способствовали развитию русской музыкальной жизни.

Основополагающей для развития украинской музыки стала разносторонняя деятельность Н.В. Лысенко — композитора, дирижёра, пианиста, педагога, собирателя и исследователя фольклора. Он создал классические образцы сочинений национального стиля в жанрах оперы, кантаты, романса, вокального ансамбля, фортепьянной и инструментальной музыки, музыки для детей, обработки народных песен. Большое идейно-художественное значение имели его опера «Тарас Бульба» (1890), цикл «Музыка к «Кобзарю»» Т.Г. Шевченко. Современниками и последователями Лысенко были композиторы Н.Н. Аркас (опера «Катерина», 1891), Б.В. Подгорецкий (опера «Купальная искра», 1901), М.Н. Калачевский («Украинская симфония», 1876), В.И. Сокальский (симфония, 1892), И.И. Рачинский (симфонические и камерно-инструментальные произведения), К.Г. Стеценко, Я.С. Стеновой, Н.Д. Леонтович.

После Октябрьской революции широкое развитие получило хоровое пение, возникли многочисленные капеллы. В Киеве был создан Рабочий украинский хор, в Харькове — Государственный украинский хор, в Днепропетровске — хор «Зоря» («Заря»). В 1919 сформировался первый симфонический оркестр под руководством Р.М. Глиэра и Ф.М. Блуменфельда. Возобновили работу консерватории в Киеве, Одессе, Харькове, в 1918 было открыто новое учебное заведение — Высший музыкально-драматический институт им. Лысенко в Киеве, в 1927 — филармония в Харькове (в 1934 переведена в Киев). В 1922—28 в Киеве работало Всеукраинское музыкальное общество им. Леонтовича (с филиалами в ряде городов), объединившее композиторов и исполнителей Украины. Создание Союза композиторов Украины (1932) в результате постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (от 23 апреля 1932) объединило композиторские силы, определило новый плодотворный этап в развитии советской украинской музыки. В 20-е гг. важную роль сыграли композиторы — последователи Лысенко — Стеценко, Леонтович, Степовой. Их музыкально-общественная, педагогическая, исполнительская деятельность и творчество стали прочным звеном, соединившим достижения дооктябрьской украинской музыки с советской. Развивалась камерно-инструментальная музыка в творчестве Козицкого, Лятошинского, В.С. Косенко, Борисова. В области романса активно работали Борисов, Ф.Ф. Богданов, Лятошинский, Косенко.

3. Творчество композиторов 30-50-х гг ХХ века

Для творчества композиторов этого периода характерно обращение к советской тематике во всех жанрах. Формировался новый интонационный пласт песен широкого лирико-героического звучания («Почему, земля, ты молодою стала», «Как всё стало зелено», «Дружба» Косенко). В хоровом творчестве характерным стало обращение композиторов к советской поэзии. Советской действительности посвящены «Героическая увертюра» Косенко (1932), 1-я симфония К.Ф. Данькевича (1937, к 20-й годовщине Октября), 1-я симфония Л.С. Гурова (1938). Произведением зрелой конфликтно-симфонической драматургии стала 2-я симфония Лятошинского (1936). Возникли новые для украинской музыки симфонические жанры — поэмы (Борисов, Г.И. Майборода, Данькевич, В.А. Барабашов), концерты для инструментов с оркестром (Ревуцкий, Косенко, П.Т. Глушков, Д.Л. Клебанов, Г.П. Таранов). Были созданы оперы на советскую тематику «Трагедийная ночь» Данькевича (1934, по Безыменскому), «Перекоп» Ю.С. Мейтуса, В.П. Рыбальченко и М.Д. Тица (1938) и др. Значительное произведение этого периода — героико-революционная опера «Щорс» Лятошинского (1938). К 30-м гг. относится формирование советской украинской оперетты, главным образом в творчестве А.П. Рябова («Сорочинская ярмарка» по Гоголю, 1936, «Свадьба в Малиновке», 1937, на сюжет Гражданской войны 1918—20). В камерном жанре выступили А.Д. Филипенко, Клебанов, Н.Ф. Колесса. В области романса формировалась новая для советского украинского творчества его разновидность — баллада (Надененко, Лятошинский, С.С. Жданов и др.). С появлением в 30-е гг. звукового кино композиторы работали и в этой области (И.Ф. Бэлза, А.Ф. Зноско-Боровский и др.).

В годы Великой Отечественной войны 1941—45 некоторые композиторы, исполнители и педагоги погибли на фронтах, защищая Родину. Многие работали в составе фронтовых бригад, ансамблей, находились в эвакуации в разных республиках Советского Союза. Главной темой творчества становится героическая борьба советского народа против агрессоров, ведущим жанром — массовая песня. Идея единения народов СССР в борьбе против фашизма воплотилась в вокально-симфонических и хоровых произведениях, в частности в кантате-симфонии «Украина моя» Штогаренко (1943). В камерном жанре этапными стали фортепьянный «Украинский квинтет» Лятошинского (1942), 2-й квартет А.Д. Филиппенко (1948), посвящённый С.А. Ковпаку. Создаются симфонические произведения: «Дагестанская сюита» (1942), «Поэма о Родине» (1943) Борисова и др., а также оперы: «За Родину» Козицкого (поставлена 1942, Уфа), туркменские оперы Мейтуса — «Абадан» (1943, совместно с А. Кулиевым) и «Лейли и Меджнун» (1946, совместно с Д. Овезовым).

После изгнания немецко-фашистских захватчиков восстанавливалась музыкальная жизнь Украины, возобновили деятельность музыкальные учреждения, начали свою работу Украинский народный хор. Творчество украинских композиторов в конце 40-х и в 50-е гг. отмечено тяготением к героико-патриотической тематике. На первый план выдвинулись оперный и симфонические жанры. Были созданы оперы «Молодая гвардия» и «Заря над Двиной» Мейтуса, «Милана», «Арсенал» Г.И. Майбороды, «Богдан Хмельницкий» Данькевича, «Зарево» Кос-Анатольского. В симфоническом творчестве преобладали программные поэмы и сюиты. Выдающимся явлением стала 3-я симфония Лятошинского. В жанре концерта для инструментов с оркестром работали Нахабин, Лятошинский, Штогаренко. В вокально-симфонических произведениях нашли своё дальнейшее развитие традиции украинских монументальных хоровых сочинений. Появился ряд значительных произведений камерно-инструментальных жанров: Патетический секстет (1945), посвящённый Зое Космодемьянской, 2-й квартет (1945) Таранова, 4-й квартет Лятошинского (1946), сюита для струнного квартета «Дружба» И.Н. Шамо (1955), квартет «Освобожденная Молдавия» С.Д. Орфеева (1946) и др. Возросло значение гражданской тематики в области романса. Жанр романса обогатился лирико-драматическими монологами, гимнами, лирическими, сатирическими, шуточными романсами (Надененко, Вериковский, Лятошинский, Мейтус и др.).

4. Украинская музыкальная культура в 60—70-е гг.

Высокого расцвета достигла украинская музыкальная культура во всех областях творчества и исполнительства в 60—70-е гг. Были организованы новые музыкальные учреждения — театры, хоровые и оркестровые коллективы, инструментальные и вокальные ансамбли, учебные заведения. Крупным образцом философско-образного обобщения явлений жизни стали 4-я (1963) и 5-я «Славянская» (1966) симфонии Лятошинского. С лирико-эпическими произведениями выступил Штогаренко (2-я симфония «Памяти товарища», 1966; 3-я симфония — «Киевская», 1972), Шамо (симфония для струнного оркестра, 1964). Памяти погибших посвятили свои произведения Борисов («Ода памяти погибших», 1967), Гомоляка (музыкальный монумент «В парке вечной славы», 1971). Заметными явлениями стали 1-я (1962) и 2-я (1965) симфонии В.С. Губаренко, 1-я (1960) и 2-я (1974) украинские карпатские рапсодии Л.Н. Колодуба (1974). В оперном творчестве наряду с неослабевающим интересом к историко-революционной и патриотической тематике усилилась лирико-психологическая тема, был создан жанр монооперы. Среди опер: «В воскресенье рано зелье копала» В.Д. Кирейко (1966) «Нежность» («Письма любви», 1972) Губаренко, «Один шаг к любви» Жуковского (1970), «Десять дней, которые потрясли мир» М.В. Карминского (1970).

Заключение

Развитие украинской культуры шло в тесной взаимосвязи под влиянием культурных ценностей 3ападной Европы эпохи Возрождения и развития русской и белорусской национальных культур. На развитие украинской музыки большое влияние оказывали творчество русских композиторов-классиков, связи украинских музыкантов с выдающимися деятелями русской музыки: П.И. Чайковским, А.К. Глазуновым, Н.А. Римским-Корсаковым, Ф.И. Шаляпиным, Л.В. Собиновым.

Высокого расцвета достигла украинская музыкальная культура во всех областях творчества и исполнительства. Организованы новые музыкальные учреждения — театры, хоровые и оркестровые коллективы, инструментальные и вокальные ансамбли, учебные заведения. Последние годы в музыкальной культуре отмечены наиболее глубоким освоением и творческим использованием фольклора (начиная с его древнейших пластов) и классических традиций мировой музыки, а также стремлением к активному обновлению музыкального языка и овладению современными средствами музыкальной выразительности.

Список использованной литературы

1. Гошовский В. У истоков народной музыки славян. М., 1971

2. История музыки народов СССР, т. 1—5, М., 1970—1974.

3. Музыка: энцикл. / под. ред. И.М. Михайлова. — М., 2001.

4. Музыкальная культура Украины. М., 1961.

От: Александр 26.07.2017 18:30:36
Богдан, на митинг только украинцы и ходили, митинги у вас в почете, только работать всей стране некогда, все президенты, которых вы избираете хорошими через год становятся плохими. может дело не в президентах, а в избирателях? часто встречаю на улицах своего города украинское быдло, вечно жалуетесь, вечно все вокруг вас должны прыгать, в РФ не прыгают, смиритесь и сидите у своего разбитого корыта.


От: Мла 27.05.2017 18:47:58
Причем мы оба не склонны обсуждать политическую ситуацию между россией и украиной. Мы живем в другой стране.
От: Мла 27.05.2017 18:45:22
Никогда не согласилассь бы с Твмарой
и др., если бы не вышла замуж за человека украинской крови год назад. Не прожили и года. Знакомы давно. Есть ребенок 4 года. Любила его и до сих пор люблю. Но именно эти качества проявились и до сих пор убивают мою лояльнлсть к нему. Вобщем между нами все как между украиной и россией сейчас. И вдруг я стала замечать такие же варианты отношений вокруг. Пришлось согласиться, что , действительно, существуют общие национальные черты. Думаю они присущи только тем людям, которые никогда об этом не задумываются и не склонны к самоанализу. И поговорки существуют и про русских и про украинцев. И все это так. Нравиться нам это или нет. Просто «своя » рубашка ближу к телу.
От: StevenDielf 13.04.2017 03:54:44
КЛИЕНТСКИЕ БАЗЫ prodawez393@gmail.com Узнайте подробнее по email! Skype: prodawez390
KLIENTSKIE BAZY prodawez393@gmail.com Uznajte podrobnee po email! Skype: prodawez390
От: Александа 11.03.2017 22:16:52
Что за глупости, зачем обсирать весь народ. Я люблю русских, люблю украинцев, все зависит от места проживания людей, если на Заходе, там очень гостеприимчевые люди, а на Сходе страны вообще другой менталитет, мы-украинцы разный, и таких как мы нет. Мы не супер нация, но обсирать нас не нужно.
От: смит 21.06.2016 21:59:29
Главная национальная черта украинцев не свободолюбие с трудолюбием, и не музыкальность, а зависть. Она стала главным двигателем отечественной истории, как далекой, так и новейшей, пишет украинский писатель Сергей Жадан в свежем номере журнала Корреспондент.
;
От: Катарсис1488 22.05.2016 17:29:00
Тамара, а иначе говоря, свинособака, не «на Украине», а в Украине. Не нравится страна? Чемодан-вокзал-Россия. Там и похрюкивай, и сюда свой пятак не суй.
От: Александра 25.10.2015 16:11:03
Тамара, держите свое мнение при себе. Вам ничего не мешало просто уехать из Украины. Жлобство по крайней мере не проявляется. Если вы судите по конкретным личностям, не думайте, что таков весь народ. Обратите внимание на недостатки своей нации. Может вы что-то видите? У своего народа сложно подыскать недостатки, так ведь? И думаю, что не любят не Россию, а самих людей, потому что многие из них позволяют активно оскорблять и высмеивать другие народы. Это не культурно со стороны россиян. Считаете нас недоразвитыми? Может посмотрите на свое развитие? На свои внешние и внутренние проблемы? Или в крайнем случае, если вам так лень, просто открыть в википедии страничку об истории России. Наберитесь разума и постарайтесь поднять свой уровень развития, а не лезть своими грязными и бесчеловечными укорами в другую страну. Чувство достоинства у украинцев еще никто не отменял!
От: Александра 25.10.2015 16:01:06
Инна, как вы смеете оскорблять целый народ?! Постыдились бы, необоснованные яростные оскорбления равняются деградацией. Гордости много? Может выключите телевизор и посмотрите на реальные вещи. Может займетесь саморазвитием, а не будете обсуждать дела других стран? Если вы сидите на жопе ровно на стуле перед компьютером и считаете, что такие расчудесные слова поднимут культуру России??? Вы, и все вам подобные, которые матно оскорбляют, унижают другие народы, тем самым показывая какими они могут быть бесчестными и невоспитанными духовно только втаптывают в грязь всю культуру, весь тот труд, который буквально на протяжении десяти столетий возводился над всеми. Да, Россия самая большая страна в мире. Это что-то дает? Дает вам право оскорблять другие народы? Или вы считаете себя умнее других, таких же как и вы людей? Лучше опомнитесь и не ведите себя как свинья, другой жизни не дают.


От: Инна 04.09.2015 15:50:42
Тамара,вы правильно сказали,что эти хохлы самые жадные,дотошные до мозга костей и лицемерные люди,нам,русским с ними не дай Бог создавать семью,они сожрут любого,лучше держаться от них подальше,пусть сидят в своей хохляндии и нечего в нашу ВЕликую,ЛУчшую с самым умным на свете ПРезидентом(такого как у нас ПУтина нету не у одной страны)Россию соваться,поэтому гордитесь что мы русские люди и у нас российское гражданство
От: Арина Ивановна 17.07.2015 18:25:53
Ой! Хватит уже….Украина была, есть и будет самой лучшей страной мира! И никакая РФ, США или Евросоюз не постигнут глубину украинской идентичности…это заложено в генах! Если нет — ты не украинец!
От: nata 10.06.2015 11:41:32
я тут подумала какие мы все таки с вами русскими дураки( особенно вы конечно )вместо того чтобы в войнушку играть и лучше бы использовали ситуацию и сделали бы Киев столицей пересечения всех торговых путей и религий все бы от этого были в выиграше !И никаких войн !
От: nata 10.06.2015 11:28:43
МНЕ НЕ СТЫДНО ЗА СЕБЯ ! ПОТОМУ ЧТО Я УКРАИНЕЦ!!
От: Admin 13.04.2015 13:53:19
Успокойтесь.
Просто обычная исследовательская статья о языке, написанная ещё при царе горохе.
Нет, надо придти и высказать свою ненависть. Глупо, серьезно.
Повзрослейте уже.
От: Ярославна 19.02.2015 13:19:34
Все, что Вы пишете — это сплошное вранье и брехня. И, как бы то ни было, наша страна — это наша страна, и не фиг лезть в наши дела.Сидите и лижите ж… своим. А мы без Вас разберемся.
От: Василий 22.01.2015 11:54:47
людмила, очень большое значение имеет национальность, например укры и подобная им нечисть позволяет себе оскорблять вплоть до мата, руководителей государств. русские этого не делают, хотя теплых чувст к вашим племенным вождям не испытываем. в отличии от вас мы не угрожаем кровью вам и вашим детям и тем более их не убиваем. в отличии от вас не встречаем 200-х и не отправляем их вам. в отличии от вас мы не считаем ни вас ни тем более себя рабами, хотя в кресле вашего вождя еврея сидит американец сакс байден и вещает петрушке, что ему делать. про газ…. давайте помолчим. подумайте о долгах за него. долги надо отдавать в долларах к стати как и брали а гривной уже можно обклеивать небольшие помещения. и не сомневаетесь что в обозримом будущем вы смело сможете разобрать эту проклятую москальскую трубу и сдать ее на лом. а газ вы будете покупать у ваших вечно заклятый друзей — у турков и может у панове поляков, если они не передумают его вам давать задарма. а если смешать например стаффорда с овчаркой или той терьером то получиться даорняга, без роду и племени.
От: сергей 30.07.2014 01:59:08
БОГДАНУ-нижесказанное написано для Вас,пожалуйста,подумайте,….я без зла…
От: сергей 30.07.2014 01:26:31
представьте себе картину;щенок из разбомбленного украинского дома бегает по пердовой,в минуты затишья его кормят повстанцы, а через 20 минут его кормят бойцы из АТО,а еще через 20 минут ,противники начнут беспощадно убивать друг друга.Остановите ненависть… Помяните Вместе….хотя бы щенка,а еще лучше друг-друга………..
От: Богдана 26.06.2014 11:44:04
Если стыдно-пора менять гражданство.В моей стране не место стыдящимся!Если не нравится власть-дорога открыта Россия вас расселит по Сибири,там места хватит для всех жителей ДНР и ЛНР.Все к чему прикасается Россия-гибнет и чахнет Абхазия Грузия Приднестровье Чечня Крым.Я продукт русского и украинки,мы были дружествеными народами, а теперь вы льете грязь? Я кто?тоже дерьмо? жлоб? Тамара,Григорий -вы не имеете права так отзываться о целом народе! Украинцы!в свою очередь не обобщайте не все россияне такие идиоты!Не зря ведь митинг в поддержку Украины многотысячный прошел в Москве.Радикализм надо искоренять как среди своих так и среди русских.
От: Георгий 20.06.2014 19:08:08
Мне стыдно, что у меня в паспорте написано украинец!
От: Анна 18.06.2014 19:52:18
«…за смерти наших мальчишек…»
А,что ваши мальчишки делают на Донбассе? Воюют там,те, кто отстаивает свое право на жизнь в тех условиях и в той стране, которую они себе представляют и любят и не идут с оружием в Киев,Львов, Житомир и пр.города и области Украины. Они не согласны с такой властью,которая их расстреливает,бомбит,заставляет покидать свои дома.А они не хотят уходить,хотят жить в своих домах, на своей родине. Заметьте,не донбасцы стрелять начали. Они мирно проголосовали за свою федерацию.Да,немного перегнули палку,т.к. федерацию,конечно же надо в составе Украины. Но это уже дело укр. властей договориться и найти выход,чтобы всем жилось мирно в чудесной Украине. Чего так боятся власти федерации? Ведь Украина такая разная и нельзя всех под одну гребенку стричь. Дайте людям возможность воли и самостоятельности. США, протекторатом которого становится Украина — федерация. Штаты имеют такую самостоятельность, о какой Донбасс и не просил. Европа, куда ни кинь,то же самое — Швейцария,Германия и т. д. «…Скоро придет время прозрения, это я Вам говорю, как психолог, и Вам и Вашему народу придется делать неотвратимо выбор между свободой и рабством (в котором вы пребываете уже долгие годы!…»
Прекрасные слова. ТОЛЬКО ЭТО УКРАИНЕ ПРИДЕТСЯ ПРОЗРЕТЬ. Так как, то рабство,приписываемое России,
видно уже сейчас невооруженным взглядом в Украине — посмотрите на любые действия укр. власти, видно как все свои действия она согласовывает со своим большим заокеанским братом.Дай Бог Украине Счастья,свободы и процветания. Только сами украинцы разберутся в своих проблеиах. И не отмахивайтесь от своих братьев на востоке Украины, поймите их, и не ищите врагов где-то: в России,потом в Китае будете искать потом в Евросоюзе и пр.. За 23 года свободы и независимости уж пора понять, что далеко не Путин во всем виноват (а-то лампочка в подъезде не горит,бачок не работает — все Путин виноват!), загляните в себя,будьте
честными перед собой, найдите свои ошибки.И исправляйте сами. Счастья вам и процветания!!! А Россия будет только рада иметь рядом богатого,доброго,радушного соседа. И не претендует никто на ваши земли, у России своих забот полно.Со своими бы проблемами разобраться. (Дураки и дороги — они остаются).

Прекратить бы одностороннее информационное зомбирование на Украине, совсем может, по-другому смотрелись проблемы украинские самими украинцам, особенно там, где пули не свистят!!!
От: Людмила 31.05.2014 18:06:31
Тамара! За что же Вы так нас ненавидите? Мы принимаем всех и даже в мыслях не допускаем, что можно ненавидеть человека за его язык, цвет кожи. И даже сейчас, когда убийца Путин на нашей территории ведет войну своими грязными методами, мы не можем вас, россиян, ненавидеть. Ведь не весь народ зомбирован путинско-геббельсовской пропагандой и многие понимают, что затеял против нашей страны Путин и осознают горе тех, кто получает груз №200, независимо чьи это матери и жены: украинские, российские или чеченские. Стоит Вам, Тамара, задуматься и над тем, что наш народ отличает высокий дух патриотизма и свободы. Я сожалею, что российский народ в большей своей массе (именно массе, по-другому, толпе) не осознает своей ответственности перед своими детьми и внуками за смерти наших мальчишек. Скоро придет время прозрения, это я Вам говорю, как психолог, и Вам и Вашему народу придется делать неотвратимо выбор между свободой и рабством (в котором вы пребываете уже долгие годы!). Но тогда Ваша свобода будет вам стоить значительно большей крови ваших мальчиков и девочек (ваших детей), нежели нам стоит наша. Попытайтесь выстроить личное умозаключение, проанализировав данные из различных источников, а не только из российских СМИ (не бывает такого в мировой практике, чтобы все народы были неправы, а один только был прав!) Любить свою страну, свой народ — это почетно. Только страна, Родина не тождественны понятию государства. Во главе страны и Родины не может быть тиран-император, для этого создается орган подавления воли народа — государство. Поэтому и патриотизм понимает каждый по-своему. Я желаю Вам, Тамара, разобраться в себе и полюбить людей, а не видеть в них личных врагов. Мы, как и прежде, принимаем у себя в Украине россиян, греков, американцев и считаем их равными с нами, мы не «болеем» имперскими амбициями, мы хотим лишь свободы от путинской «помощи» русским в нашей стране и мира и чтобы ни рус ские, ни украинцы, ни татары не гибли от пуль и гранат. Я желаю Вам, Тамара, мира и счастья. С уважением, Людмила Григорьевна, украинка, русская, татарка, цыганка, немка (по-моему, во мне течет и арабская кровь, а может еще какая-то — разни цы нет!)
От: Юлия 09.05.2014 00:15:04
!!!Она пишет: «Я долго жила на Украине»!!! АВТОРУ сего, Тамаре — это же надо, какой ужас! Вас, наверное, в тюрьме держали в этой жлобской, наци-стране? Вы, может, кого убили ку нас или обворовали? Зачем же иначе ДОЛГО жить в таком убогом месте? Или, может, вы к нам на заробитки ездили и поэтому ненавидите? А от вашего газа мы зависим так же, как вы от нашей территории для его транзита. Ученая вы наша и долготерпящая мученица земель украинских!
От: Андрей 02.04.2014 20:15:34
Тамара, дурачки есть в любой нации. Наша страна (Украина) на столько разнородная, что её население не следует определять под один манер. Если взять западенцов и нас (тех кто ближе к России) — у нас совершенно разные мировоззрение и ценности.


1. Основные занятия и материальная культура.

Украинцы — этнос с древней высокоразвитой земледельческой куль­турой. Именно это занятие обусловило и традиционный быт, и материальную культуру, и систему основных праздников и обрядов (по сути кадендарно-земледельческих), и мировоззрение, и духовные ценности нашего народа.

Благоприятные климатические условия, плодородные земли объек­тивно способствовали тому, что во всех историко-этнографических зонах Украины (кроме Карпат) пашенное земледелие стало основной отраслью хозяйства, оно дополнялось огородничеством и садовод­ством. С земледелием у украинцев было связано и животноводство. Кроме основного производящего хозяйства сохранялись древние вспомогательные занятия — рыбная ловля и охота.

Традиционное украинское крестьянское хозяйство было преиму­щественно натуральным. Семья обеспечивала себя всеми основными продуктами питания. Многие предметы обихода тоже изготавливались в домашних условиях. Более сложные ремесла и промыслы превращаются в профессиональные занятия (хотя и ремесленники вели приусадебное хозяйство).

В общественной жизни украинского села до конца XIX в., как у русских и белорусов, несмотря на развитие капитализма, сохраня­лись многие патриархальные отношения. Значительное место занимала соседская община-«громада». Характерны были многие традиционные коллективные формы труда — «толока», «супряга». Обычно они проходили в выходные и праздничные дни, на добровольных началах и без оплаты за выполненную работу. Чаще всего участниками «толоки» были соседи, родственники, кумовья. Таким образом, выполняли различные полевые (пахали, сеяли, собирали урожай, заготавливали сено) и домашние работы (копали колодцы, строили дома и другие хозяйственные сооружения; пряли лен, шерсть, заготавливали продукты питания и т.д.), После выполненной работы накрывался стол, устраивался праздник.

В процессе развития сельской общины возник институт самоуправ­ления. Это прежде всего «загальний схід» — общее собрание предста­вителей от всех хозяйств (аналогичные институты были у русских и белорусов, они сохранялись еще со времен Киевской Руси). Общее собрание избирало старосту села («війта»), сотских, десятских. Если они не справлялись со своими обязанностями, их переизбирали до­срочно. На всех этапах своего существования сельская община осуществляла функции охраны и передачи традиций. Она контролировала все стороны жизни крестьян: следила за сохранением морально-этических и обычно-правовых норм. Хотя, если сравнивать сельскую общину у украинцев и русских, то у последних она была прочнее. В Украине традиционные связи были существенно нарушены в ходе национально-освободительной войны середины ХVII в.

Поселения и жилища. В Украине в зависимости от природно-географических, социально-экономических, исторических условий сформировалось три зоны сельских поселений: северная, центральная и южная. Для северной (Полесье, Волынь) были/характерны много­дворовые поселения уличного типа. В центральной зоне (украинской лесостепи) до XVIII в. были распространены вольные и нерегулярные поселения. С развитием капиталистических отношений, тут возникают уличные, радиальные, шнуровые и другие виды регулярных поселений, созданных по проектам. В южной зоне, которая охватывает часть Слобожаншины, Таврию, побережье Черного и Азовского морей, застройка велась преимущественно по проектам помещиков или администрации и имела квартальную или гнездовую форму планировки. Кроме многодворных поселений повсеместно были распространены и однодверные — хутора.

Крестьянское жилище. — хата была глинобитной или срубной, побеленной изнутри и снаружи и состояла из двух или трех помеще­ний. Бедняцкая хата была однокамерной. Пол делали из глины, четырехскатную крышу крыли соломой, камышом или дранкой. Сам про­цесс строительства хаты был целым ритуалом, призванным обеспечить благополучие семьи. Пристальное внимание уделялось выбору места постройки. Дом нельзя было строить на перекрестках дорог, на местах погребений. Существовал обычай насыпать на предполагаемое место строительства немного зерна. Если на следующее утро кучка была потревожена, выбирали другое место. И начинать строительство желательно было только во вторник или четверг.

Интерьер украинского жилища, при наличии местных особенностей в различных историко-этнографических районах, был однотипным и далеко не случайным. Многовековой опыт обусловил рациональность и эстетичность внутреннего пространства. Каждая зона в доме имела свое назначение и соответствующую обстановку.

При входе в хату, как правило, слева устьем к длинной стороне дома располагалась печь — основной элемент планировки, «кормилиця, лікувальниця, нагрівальниця і розважальниця». Ее обычно белили и разрисовывали узорами (особенно, если в доме была дочь на выданье). Выполняя ряд важнейших практических функций, печь при этом была самым таинственным и загадочным местом в жилище, языческим центром христианского дома. С ней было связано множество обычаев и поверий. В образе семейного очага печь фигурировала в обряде сватовства, когда засватанная девушка «колупала» пальцем побелку печи, как бы прося защиты у родимой. Уходя из родного дома, невеста уносила с собой несколько угольков из материнской печи. Кусочек печной обмазки клали в рубашку, которой оборачивали новорожденного, защищая его от нечистой силы. А после похорон родные держались за печь, чтобы не тосковать по умершему (или не бояться его). По представлениям крестьян печь была местом перехода из обычного мира в тайный. Вселяясь в новый дом, хозяйка на помеле или хлебопечной лопате «переносила» домового, жившего под печью. А чтобы он не исчез, хозяева закрывали печь заслонкой, уходя из дома. Крестьяне верили, что через печную трубу улетают на свои собрания ведьмы, в печи же они готовят колдовские зелья. Беременным женщинам, выпекающим хлеб, особенно пасхальные куличи, запрещалось разговаривать, иначе ведьма похитит ребенка. Для защиты роженицы от нечистой силы ухват ставили непременно рогами к печи.

По диагонали от печи находился Красный угол — христианский центр дома. Здесь обязательно висели иконы, украшенные рушниками, зажигалась лампада, хранились священные книги, освященная вода и свечи. На Рождество и Пасху сюда ставили ритуальную еду. Красный угол считался самым почетным местом в доме, куда сажали дорогого гостя, оказывая ему уважение. Под образами сидели молодые на свадебном пиру. Сюда же ставили «дідух» — обрядовий сноп, украшенный летами, символ благополучия и достатка, память о предках. В Красном углу сходились лавки, стоявшие вдоль стен, и здесь же под иконами стоял стол — символ единства, семейной крепости и благополучия, за которым собиралась вся семья. Обычно стол не украшали, только по праздничным дням прокрывали скатертью. Конечно, и эта деталь мебели фигурировала в поверьях и обрядах. Новорожденного трижды обносили вокруг стола, принимая его в семью. За столом праздновали свадьбу. И сюда же, в Красный угол, ставили гроб с покойником, совершая последний обряд прощания. На стол нельзя было класть ключи — это могло привести к ссоре, и садиться — грозило болезнью.

К печи вдоль тыльной стены прилегал дощатый настил («піл» или «полати»), служивший спальным местом (в более зажиточных семьях здесь ставили кровать). Угол напротив печи считался «женским» -здесь располагался «мисник» (шкаф для посуды) и вся необходимая утварь.

Крестьянский двор включал в зависимости от зажиточности хозя­ина одну или несколько хозяйственных построек: хлев, комору, повитку, сарай. Двор в Украине обязательно был огорожен.

Национальный костюм. Украинская народная одежда — яркое и самобытное культурное явление, она развивалась и совершенствовалась на протяжении столетий. В народном костюме отразились общность происхождения и исторической судьбы восточных славян, взаимовлияние культур других народов. Сохраняя признаки различных эпох, костюм является источником изучения этнической истории населения, его социально-классовой структуры, эстетических взглядов.

Женская одежда состояла из вышитой рубахи-сорочки (туникообразной, поликовой или на кокетке) и несшитой поясной одежды: дерги, запаски, плахты. С XIX в. стали носить сшитые юбки-«спідниці». В прохладную погоду носили безрукавки (корсетки, киптари и др.). Сорочка была, как правило, украшена вышитым или тканым орнаментом, располагавшимся по вороту, подолу, на рукавах — местах, где максимально открыт доступ к телу. То есть, орнамент выполнял не только эстетическую, но и обереговую функцию, защищая владелицу от злых духов, болезней и пр. Женская сорочка вообще считалась самым таинственным элементом одежды, особенно ее подол. Например, верили, что вышитым подолом можно остановить ведьму. Повитухи принимали ребенка в подол рубашки. Вышитой верхней частью сорочки невесты после ритуального умывания по очереди вытирались новобрачные. Основной верхней одеждой женщин была свита или свитка из белого сукна.

Девушки заплетали волосы в косы, укладывали их вокруг головы и украшали лентами, цветами, живыми или из вощеной бумаги. Женщины обязательно носили различные чепцы («очипки»), полотенцеобразные головные уборы («намітки»), позже — платки. Появление замужней женщины на людях без головного убора считалось неприличным (отсюда выражение — «опростоволоситься»),

Украинские девушки и женщины традиционно носили много укра­шений. Обычай украшать шею существовал с древнейших времен. Обильный материал для бус («намиста») давала окружающая природа — использовались зерна, косточки ягод, овощные коробочки. Очень ценились бусы из разноцветного стекла, янтаря, жемчуга, а самой большой ценностью считались кораллы («добре намисто», «щирі корали»), особенно красные. Количество ниток бус и размер бусин были показателем достатка в семье, а также свидетельствовали о хорошем отношении мужа к жене. Наиболее престижным считалось .иметь 24-25 ниток, с крупными бусинами, украшенными еще и серебром. Кораллам приписывались магические свойства (в частности, они якобы предохраняли от простуды), разрыв нитки предвещал хозяйке несчастье. Особое место среди шейных украшений принадлежит дукачам — разнообразным ювелирным изделиям на основе монет или их подделок. Для них, как правило, использовались австрийские дукаты или российские серебряные рубли. Дукач с металлическим бантом, украшенным камнями или эмалью, занимал центральное место во всем комплексе нагрудных украшений. Крестный отец дарил дукач своей маленькой крестнице, когда ей исполнялся 1 год, и та бережно хранила подарок, надевая его, зачастую, только по праздникам.

Большой популярностью у женщин пользовались изделия из бисера, разнообразные сережки и кольца.

Сапоги носили черные или красные. Праздничной обувью в теплую погоду были туфли («черевички»), а каждый день носили обувь из сыромятной кожи («постоли») и лапти («лички»).

Мужской костюм состоял из сорочки (с узким стоячим, часто выши­тым воротом со шнурком), заправленной в широкие или узкие штаны, безрукавки и пояса. Пояс вообще был обязательным элементом одеж­ды, выполняя самые разнообразные функции (укрепления одежды, защиты мышц живота при тяжелой работе). На поясах носили предме­ты повседневного употребления, они служили ярким украшением одежды и показателем достатка. Но пояс воспринимался также и как оберег, талисман. Только маленькие дети могли не носить пояса, для взрослого человека выйти на улицу, не опоясавшись, означало ском­прометировать себя, предвещало верное несчастье. Пояс фигурировал во многих магических обрядах. Недаром невеста должна была опоясать своего суженого вышитым поясом — это должно было увеличивать мужскую силу. Красный пояс оберегал человека от беды. Купленную скотину вводили во двор через хозяйский пояс, чтобы она не уходила со двора.

Волосы на голове стригли «под горшок» («под макитру»). Молодые и средних лет мужчины брились, оставляя лишь усы. В ХV-ХVII вв. брили и голову, оставляя оселедець. Бороды носили только пожилые. Головным убором служили летом соломенные шляпы («брыли»), в другое время войлочные или каракулевые, шапки цилиндрической формы с плоским или сферичным дном. Казацкая одежда состояла из жупана, черкески, ярких шаровар, шалевого пояса, шапки-кабардинки, бурки-вильчура из овечьей шерсти. На ноги бедные крестьяне одевали постолы — стянутые куски сыромятной кожи или лычки, зажиточные носили сапоги.

В осенне-зимний период и мужчины и женщины носили опанчу (длинная дорожная одежда с капюшоном, украшенная цветными шнурами), кобеняки (прообраз плаща из плотного грубого сукна, носившийся поверх всей одежды), кожухи. Кожухи часто покрывали сукном. Все эти виды одежды известны еще со времен Киевской Руси.

Характерной чертой традиционной украинской одежды была ее декоративность, которая достигалась богатыми вышивками, аппликациями, разнообразными дорогими украшениями. В этом отражались локальные особенности Украины. По вышивке на сорочке, по тому, как она была скроена, по головному убору (особенно это касается женщин), можно было точно сказать, из какого региона Украины приехал человек. По костюму можно было судить и об имущественном и социальном положении. Представители различных социальных групп (ремесленники, феодалы, казацкая старшина, рядовое казачество, крестьяне, мещане, торговцы и др.) отличались особенностями одежды.

Система Питания. Система питания состоит из общности определенных признаков традиционно-бытовой культуры этноса: набор пищевых продуктов, способы их обработки и приготовления, режим повседневного питания, ассортимент обрядовых блюд, обычаи, связанные с приготовлением и употреблением еды. На систему питания украинцев, как и других народов, влияют климатические и природно-географические условия и направления хозяйственной деятельности.

Набор продуктов питания связан с традиционной хозяйственной деятельностью: пашенное земледелие, животноводство, огородниче­ство. Основу питания составляла растительная и мучная пища (борщ, каши, галушки, вареники, разнообразные юшки, лапша и др.). Значи­тельное место в рационе питания занимала рыба, в том числе соленая. Мясную пищу ели в основном по праздникам. Наиболее популярными были свинина и свиное сало. Скотину кололи раз или два в году, по большим праздникам: на Рождество и Пасху. Из муки с добавлением мака и меда выпекали многочисленные маковники, коржи, кныши, бублики. Хлеб в Украине имел символические функции во многих обрядах: свадебных, родильных и др. Пища сильно различалась у разных слоев населения. Характерно уважительное, бережное отношение к продуктам питания. Перед завтраком, обедом и ужином обязательно украинский крестьянин произносил короткую молитву. За столом не шутили, не ругались. Нужно отметить, что из всего комплекса материальной культуры именно питание является наиболее консервативным. Это касается и системы, режима питания и наиболее распространенных и любимых блюд.

В течение года верующие люди обязаны были соблюдать посты -периоды, когда ограничивалось или вообще запрещалось употребле­ние в пищу мясных или молочных продуктов, рыбы, яиц. Это связыва­лось с требованиями христианской религии (посты соблюдались перед религиозными праздниками — Рождеством, Пасхой, Спасом и пр.), но, безусловно, имело более глубокие корни. Не случайно, наиболее длительные и тяжелые посты совпадали с периодами наименьшего физического напряжения в осенне-зимний период. Летом, во время полевых работ, посты были короткими и не столь канонизированными. Кроме того, существовали послабления для детей, больных, беременных женщин. Да и набор продуктов, разрешенных к употреблению, был достаточно разнообразен и позволял готовить большое количество постных блюд. Учитывая популярные сегодня методы лечебного питания (вегетарианство, голодание и пр.), приходится признать, что предки вполне разбирались в рациональном потреблении пищи.

И, конечно, еда была тесно связана с духовной жизнью людей. Практически каждому празднику — и религиозному, и оставшемуся с языческих времен, — соответствовал свой набор блюд. Непременны были двенадцать блюд на рождественском столе с обязательным узваром (компот из сухофруктов) и кутьей (кашей из злаковых зерен), блины или вареники на масленицу, яйца и куличи на Пасху, мед и яблоки на Спас и т.д. Существовало огромное количество обрядов и поверий, связанных с едой. Например, на крестинах было принято варить пшенную кашу в горшочке. Затем разыгрывалась сценка продажи горшка, и тот, кто вносил наибольшее количество денег на крестины, имел право разбить горшок. Гости считали за честь попробовать обрядовую еду и взять на память черепок. Это делалось для того, чтобы ребенок рос здоровым и счастливым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *