Содержание
Туристическая система ТУРЫ.ру
Кафедральный Собор Богоматери (Собор Нотр-Дам-де-Турне) расположен в западной части Бельгии, в историческом центре города Турне. Свою историю один из самых величественных соборов Европы ведёт с 1110 года — его строительство было начато на месте уничтоженного пожаром Кафедрального собора объединённой епархии Нуайона и Турне. В начале XII века был возведен неф собора с большими арочными галереями, хором, трифорием и боковыми проходами, во второй половине XII столетия — трансепт с пятью башнями высотой 83 метра каждая. В центре находится мощная квадратная башня-фонарь, по углам расположены башни-колокольни. Ни одна башня не похожа на другую, они отличаются друг от друга своими архитектурными деталями и декором. Неф и трансепт были построены в романском стиле, характерном для средневековой Европы, но в 1243 году романский хор был снесен, и на его месте стали возводить новый, в стиле «лучистой готики». Готический хор, возведение которого было завершено в 1255 году, поражает своими размерами — вертикально он разделён на три уровня (верхний уровень образуют 19 окон), его длина — 58 метров, он состоит из шести прямоугольных пролётов и большой апсиды. Тогдашний епископ Готье де Марви планировал полностью перестроить собор Богоматери в готическом стиле, но из-за нехватки средств работы были остановлены, и его планы так и не были осуществлены — лишь в начале XIV столетия был построен западный портал в готическом стиле. В оформлении интерьера собора также гармонично соединены романский и готический стили — массивные колонны, арочные галереи, высокие своды, стрельчатые проёмы, великолепные витражи, капители, розетки, лепнина и богатый декоративный орнамент. Двойной портал, расположенный со стороны западного фасада собора, украшен статуями святых и барельефами с изображением сцены из Ветхого Завета и сюжетов из истории Турне. В соборе Нотр-Дам-де-Турне собрано множество произведений сакрального искусства, главным его сокровищем является реликварий Богоматери, изготовленный по заказу епископа Этьена Орлеанского ювелиром Николя де Верденом в 1205 году. Ларец из золота и серебра, инкрустированный драгоценными камнями, имеет длину 162 сантиметра, высоту — 90 сантиметров, ширину — 70 сантиметров, на его боковых панелях изображены 20 сцен из жизни Богородицы. Среди реликвий собора — картина «Освобождение души из чистилища», написанная в 1635 году великим фламандским живописцем Питером Паулем Рубенсом, старинный гобелен, изготовленный ремесленниками города Аррас в 1402 году, шкатулка Меровингов из слоновой кости, риза Томаса Бекета (XII век), герб императора Карла V, скульптура «Мадонна с Младенцем» (1460 год), а также старинные церковные чаши, скульптуры, картины, ювелирные изделия. С 1205 года в сокровищнице собора хранился знаменитый Византийский крест с частицей Креста Христова, в 2008 году он был похищен грабителями и пока не найден. В 1999 году ураганный ветер, обрушившийся на город, нанёс большой урон собору Богоматери, в 2000 году были проведены работы по укреплению его стен и башен, а с 2006 года начаты полномасштабные реставрационные работы по сохранению одного из старейших соборов Европы. В 2000 году Собор Нотр-Дам-де-Турне внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Кафедральный Собор Богоматери (Собор Нотр-Дам-де-Турне) Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Адрес: Place de l’Evêché 1, 7500 Tournai, Belgique Тел: +32 69 84 34 69 Факс: +32 69 21 15 35 Web: cathedrale-tournai.be |
Как добраться: Международный Брюссельский аэропорт (Luchthaven Brussel-Nationaal) — 110 км Железнодорожный вокзал Турне — 1,1 км Рядом проходит автомагистраль N7 |
Период действия: постоянно Режим работы: *Апрель — октябрь: **Собор Нотр-Дам-де-Турне: Понедельник — пятница с 09:00 до 18:00 Суббота, воскресенье и праздничные дни с 09:00 до 12:00 и с 13:00 до 18:00 **Сокровищница: Понедельник — пятница с 10:00 до 18:00 (закрыта в понедельник утром) Суббота, воскресенье и праздничные дни с 13:00 до 18:00 Билетная касса закрывается в 17:30 *Ноябрь — март: **Собор Нотр-Дам-де-Турне: Понедельник — пятница с 09:00 до 17:00 Суббота, воскресенье и праздничные дни с 09:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 **Сокровищница: Понедельник — пятница с 10:00 до 17:00 (закрыта в понедельник утром) Суббота, воскресенье и праздничные дни с 13:00 до 17:00 Билетная касса закрывается в 16:30 Стоимость: Вход в Собор Нотр-Дам-де-Турне свободный Сокровищница: Взрослые — 2,5 EURO Группы (от 10 человек) — 2 EURO/с человека Дети до 12 лет — вход бесплатный |
Кафедральный собор Нотр-Дам, бывший монастырь Сен-Реми и дворец То в городе Реймс
Страна: Франция
Город: Реймс
Категория: архитектура
Величественный кафедральный собор Нотр-Дам, бывший монастырь Сен-Реми и городская резиденция архиепископов, а ныне дворец То во французском городе Реймс по праву считаются подлинными шедеврами готического искусства и в рамках торжественной церемонии коронации, напрямую связаны с многовековой историей французской монархии. В разные времена через процедуру помазания миром с подмешанным в него елеем из Святой Стеклянницы здесь прошли почти все французские короли, включая Карла VII, который прибыл сюда в сопровождении знаменитой Орлеанской девы – Жанны д’Арк. Это место служило неким гарантом в поддержании баланса между церковью и государством, способствуя сохранению самобытности французской монархии в контексте общеевропейской политической модели. С 1991 года эти исключительные образцы средневековой архитектуры числятся в списке охраняемых объектов Всемирного культурного и исторического наследия ЮНЕСКО.
Впечатляющий кафедральный собор Нотр-Дам во французском Реймсе, благодаря гармоничному сочетанию новаторских архитектурных приемов XIII века и утонченного скульптурного ансамбля, ныне признан непревзойденным творением классической готики, наряду с аналогичными соборами в Шартре и Амьене. Фасад строения украшен одними из самых изящных скульптур того времени, а красота его витражей до сих пор пленяет многочисленных посетителей. Этот собор был настолько совершенен во всех смыслах, что в течение многих лет после своего возведения, служил образцовым примером для строительства других подобных зданий по всей Европе и, особенно, в Германии.
Бывший монастырь Сен-Реми примечателен могилой архиепископа Реми, причисленного к лику Святых и великолепным нефом IX века, сохранившимся до наших дней в своем первозданном виде. А бывший дворец архиепископов под названием То, игравший важную роль в религиозных церемониалах, был практически полностью перестроен в восемнадцатом столетии архитектором Робером де Котом, работавшим по заказу архиепископа Ле Телье. Неизменными остались лишь часовня и банкетный зал, где традиционно устраивался торжественный прием в честь коронации очередного французского монарха. В настоящее время просторные залы дворца отведены под музейную экспозицию, в рамках которой выставляются всевозможные ритуальные предметы, проливающие свет на таинство инициации средневековых королей.
«Если у вас есть время на посещение лишь одного собора в Бельгии, то этим собором должен стать Нотр-Дам де Турне», — говорят бельгийцы. Кафедральный собор в Турне действительно является самой роскошной церковной постройкой Бельгии. Это внушительное сооружение — яркий пример синтеза двух главных архитектурных стилей средневековой Европы: романского и готического. Собор является епископской резиденцией (католическое епископство Турне). Нотр-Дам в Турне, наряду с такими шедеврами средневековой европейской архитектуры, как Бургосский собор в Испании, соборы в немецких городах Аахен, Кельн и Шпайер, Шартрский, Амьенский, Реймсский, Руанский, Буржский соборы во Франции, а также удивительные Пизанский собор и миланский Дуомо в Италии, входит в число прекраснейших культовых сооружений в Европе. Включён в 2000 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Нотр-Дам в Турне, история возведения
История собора в Турне — городе с двухтысячелетней историей — берет свое начало в эпоху раннего Средневековья. Его основание связано с крещением короля франков Хлодвига, принявшего христианство в 496 году. По преданию, именно он основал церковь в Турне. В последующие века ее неоднократно перестраивали.
В 1146 году Турне стал центром епископства. Естественно, что для епископской кафедры потребовалась более представительная и вместительная церковь. За основу были взяты самые крупные и известные постройки той поры — имперские соборы в Шпайере и Вормсе (Германия).
Первый этап строительства продолжался с 1146 по 1171 год. В это время был сооружен обширный романский неф. Первоначально перекрытие его было плоским, и лишь много позже, в XIX столетии, его заменили своды, а западный фасад украсило большое круглое окно-роза.
В 1175 году собор был освящен, однако работы по его расширению продолжались. К 1198 году были завершены трансепты. Здесь на архитекторов уже повлиял новый готический стиль, заимствованный, судя по всему, у построек Рейнской области. К этому же переходному — от романского стиля к готике — типу относятся и пять монументальных, квадратных в плане башен, возведенных в 1150—1250-х годах (первоначально их было семь). В конце 1500-х годов все башни получили завершения в виде четырехгранных шатров, увенчанных коваными крестами. Центральная башня ниже и шире остальных, но она заканчивается более высоким шатром и потому смотрится выше других, хотя все пять башен равновелики — высота каждой составляет 81 м. Обступив собор со всех сторон, они придают ему крайне своеобразный силуэт. Местные жители в просторечии так и называют свой храм: «Les cinq clochers» — «Пять колоколен».
В 1242 году только что законченная восточная часть церкви была уничтожена пожаром, и ее сменил новый хор, выстроенный в духе чистой французской готики, по образцам соборов в Амьене и Суассоне. Его строительство заняло восемьдесят лет — с 1242 по 1325 год. Хор получился громадный: 58 м в длину и 47 м в высоту. Он на 14 м выше, чем неф, и лишь на 9 м короче его (длина нефа — 67 м), так что зрительно выглядит главной частью всего сооружения.
Собор в Турне, архитектура и интерьер
Собор Нотр-Дам в Турне, объединивший в себе архитектурные традиции Рейнской земли, Нормандии и Иль-де-Франс, стал одной из самых значительных средневековых построек к северу от Сены, предтечей необъятных соборов эпохи высокой готики. Собор в Турне стал и своеобразным «законодателем моды» в средневековой скульптуре Бельгии и Нидерландов. Его замечательное скульптурное убранство, выполненное из голубовато-серого известняка, вызвало к жизни множество подражаний. Среди восхитительных работ, украшающих порталы, выделяется композиция «Мадонна с Младенцем» (ок. 1310—1320 гг.) на западном фасаде. Перед собором установлена скульптурная композиция, изображающая бредущих паломников.
Великолепный амвон, законченный к 1572 году, отделяет гигантский готический хор от остального, выполненного в романском стиле, пространства собора. Восемь дорических колонн из полированной яшмы пурпурного цвета поддерживают три арки, над которыми установлены три статуи из алебастра: в центре – статуя Богоматери с младенцем, а по сторонам от нее – святые Пиат и Элевтерий, который держит в руках макет собора.
Ни одна из капителей из черного мрамора, венчающих колонны, не повторяется: они изображают растительный орнамент, древнеегипетские божества в виде голов птицы и быка и франкскую королеву Фредегунду, передающую меч своему супругу. Украшением амвона служат двенадцать барельефов с изображением основных сцен Страстей Христовых и сюжетов из Ветхого завета.
Над пересечением нефа и трансепта возвышается пять романских башен высотой около 83 метров, благодаря которым Турне в свое время и прозвали «городом пяти колоколен». В одной из башен находится соборный колокол «Мари-Понтуаз», а в другой прежде располагалась тюрьма.
К сожалению, большое количество прекрасной скульптуры и рельефов внутри и снаружи собора погибло от рук протестантов в период Реформации. Храм сильно пострадал и от нашествия французских революционных войск в 1794 году. Пропали или были уничтожены и многие исторические документы, хранившиеся в соборе, в том числе и дарственная грамота, подписанная королем франков Хильдериком I, отцом Хлодвига, умершим в 481 году.
В 1850—1860-х годах собор в Турне был отреставрирован. Работами руководил Леместр д’Анстейн. В отличие от большинства современных ему реставраторов он очень внимательно и бережно отнесся к первоначальному убранству храма, так что проведенная им реставрация позволила избежать появления очередного новодела «в готическом вкусе» и сохранить то немногое, что уцелело в годы разорений и невзгод.
Но это были не все испытания судьбы, выпавшие на долю собора. В мае 1940 года в результате немецких бомбардировок была уничтожена готическая капелла 16 века. В августе 1999 года собор серьезно пострадал от сильнейшего смерча, а 19 февраля 2008 года подвергся ограблению: было похищено 13 ценнейших предметов церковного искусства, в том числе крест, в котором хранилась частица Креста Христова, привезённая в Средние века из Византии.
Собор в Турне сегодня
Тем не менее, собор в Турне продолжает хранить в своих стенах множество выдающихся художественных ценностей. Главное его сокровище — знаменитый реликварий Девы Марии (1205 г.), созданный выдающимся мастером Средневековья Николаем Верденским из Лотарингии, и который епископ Радбо впервые пронес в 1090 году вокруг города во время эпидемии чумы, после чего она закончилась.. Это одно из двух произведений, на котором сохранилось имя мастера, в то время как остальные его работы выявлены лишь по стилистическим признакам.
В сакристии собора хранится превосходное собрание религиозного искусства, включая средневековые гобелены и еще один реликварий XIII века — святого Елевтерия, первого епископа Турне (VI в.), замечательное произведение мастеров серебряных дел. Здесь же можно видеть также ризу, принадлежавшую святому Томасу Бекету, архиепископу Кентерберийскому, посетившему Турне незадолго до своей гибели.
В числе других художественных сокровищ полотна нидерландских и фламандских живописцев Маартена Воса, Питера Пурбуса Старшего, Квинтена Метсейса, Ланселота Блондееля, Якоба Йорданса и большая картина «Чистилище», принадлежащая, как считают, кисти Рубенса. Мраморный амвон с ренессансным декором выполнен фламандским архитектором Корнелисом Флорисом Вриендтом (1514—1575) в 1572 году.