Содержание
Средневековый монастырь Европы — центр формирования мировоззрения христианского мира.
В наше время, посмотрев на монастырское сооружение с их притягательностью и громадностью, не можешь поверить, что, когда-то на месте монастыря было пустое место. Средневековые монастыре в Европе строились на века и даже на тысячелетия. Если говорить о предназначении монастырей, то они являлись центрами развития философской мысли, просвещения и, следовательно, формирования общеевропейской христианской культуры.
История развития монастырей.
Появление монастырей в Европе связано с распространением христианской веры во всех европейских странах и княжествах. Сегодня известно, что монастырь являлся центром хозяйственной и культурной жизни Европы. В монастырях кипела жизнь в прямом значении этого слова. Многие ошибочно считают, что монастырь — это просто христианский храм, для проведения богослужения, населенные несколькими монахами или монахинями. На самом деле монастырь — это небольшой городок, в котором развиты необходимые виды хозяйствования, такие как земледелие, садоводство, скотоводство, дающие главным образом продукты питания, а также материал для изготовления одежды. Одежда, к слову говоря, изготавливались здесь же — на месте. Другими словами, монастырь был еще и центром развития ремесленной деятельности, дающей населению одежду, посуду, оружие и орудия труда.
Для понимания места монастырей в средневековой жизни Европы, следует сказать, что население тогда жило по Закону Божьему. Причем не важно был ли на самом деле человек верующий или нет. Верили все без исключения, те кто не верил и открыто об этом заявлял, обвинялся в еретических предубеждениях, преследовался церковью и мог быть казнен. Этот момент встречался довольно часто в средневековой Европе. Католическая церковь имела безграничный контроль над всей территорией, заселенной христианами. Даже европейские монархи не осмеливались дерзнуть против церкви, потому как за этим могло последовать отлучение со всеми вытекающими последствиями. Монастыри представляли густую сеть католического «надзора» за всем происходящим.
Монастырь представлял собой неприступную крепость, которая, в случае нападения, могла достаточно продолжительное время вести оборону своих рубежей, до подхода основных сил, чего не приходилось долго ждать. Толстыми стенами монастыри окружались именно для этого.
Все средневековые монастыри в Европе были богатейшими сооружениями. Выше говорилось, что все население было верующим, а, следовательно, должно было платить налог — десятину от урожая. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, а также высших священнослужителей — аббатов, епископов, архиепископов. Монастыри утопали в роскоши. Неспроста в то время появлялись литературные произведения, порочащие жизнь и действия Папы Римского и его окружения. Конечно же, эта литература запрещалась, сжигалась, а авторы наказывались. Но, все-таки, некоторым замаскированным художественным трудам удалось выйти в «тираж» и дойти до наших дней. Одним из самых значимых произведений такого толка является «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанное Франсуа Рабле.
Образование и воспитание.
Монастыри являлись центрами просвещения и воспитания молодежи средневековой Европы. После распространения христианства по всей Европе, было сокращено количество светских школ, впоследствии они вообще были запрещены так как в своей деятельности несли еретические суждения. С этого момента единственным местом образования и воспитания стали монастырские школы. Образование проводилось в разрезе 4-х дисциплин: астрономия, арифметика, грамматика и диалектика. Все обучение этим дисциплинам сводилось к противостоянию еретическим взглядам. Например, изучение арифметики заключалось не в том, чтобы научить детей основным действиям с числами, а усвоении религиозного толкования числовой последовательности. Вычислением даты церковных праздников занимались при изучении астрономии. Преподавание грамматики заключалось в правильном чтении и смысловом понимании Библии. Диалектика же объединяла все эти «науки» для того, чтобы научить воспитанников правильному ведению разговора с еретиками и искусству красноречивого спора с ними.
Всем известен факт того, что обучение проводилось на латинском языке. Трудность состояла в том, что в ежедневном общении этот язык не применялся, поэтому его плохо понимали не только воспитанники, но и часть высших духовников.
Обучение проводилось круглый год — в то время не было каникул, но это не значит, что дети не отдыхали. В христианской религии насчитывается огромное количество праздников, считавшихся в средневековой Европе выходными днями. В такие дни монастыри проводили богослужения, поэтому образовательный процесс останавливался.
Дисциплина была строгая. За каждую оплошность воспитанники наказывались, в большинстве случаев телесно. Этот процесс признавался полезным, так как считалось, что во время телесных наказаний из физического тела выгонялась «Дьявольская сущность» человеческого организма. Но все же случались и моменты веселья, когда детям разрешалось бегать, играть и веселиться.
Таким образом, монастыри Европы являлись центрами не только развития культуры, но и мировоззрения всего народа, населяющего европейский континент. Главенство церкви во всех вопросах было неоспоримым, а проводниками идей Папы являлись монастыри разбросанные по всей территории христианского мира.
Библиотека монастыря Святого Галла
- Адрес: Klosterhof 6D, 9004 St. Gallen, Швейцария
- Телефон: +41 71 227 34 16
- Факс: +41 71 227-34-18
- Официальный сайт: http://www.stibi.ch/
- E-mail: stibi@stibi.ch
- Время работы: 10.00 — 17.00
- Стоимость посещения: вход для взрослых — 7 CHF, для льготных категорий граждан — 5 CHF, для детей вход свободный
Говоря о значимых культурных местах современной Швейцарии, редко кому на память приходит мысль о монастыре Святого Галла. А ведь этот монастырь является одним из наиболее ценных объектов, расположенных на востоке Швейцарии. И именно в нем располагается древнейшая библиотека, собравшая в своей коллекции неоценимые труды разных эпох и времен, в том числе произведения, созданные еще до начала нашей эры. История библиотеки монастыря Святого Галла в Швейцарии насчитывает уже не одну сотню лет, при этом бережно храня память тех дней, когда все только начиналось.
Монастырь Святого Галла являет собой яркий пример исторического и архитектурного наследия былых времен. Бесспорно, этот монастырь является главной достопримечательностью небольшого города Санкт-Галлен, расположенного в восточной части Швейцарии. Примечательно, что герб Санкт-Галлена, на котором изображен медведь в золотом ошейнике, тесно связан с монастырем Святого Галла. Обязательно попросите экскурсовода рассказать об этом.
Немного из истории
Обратившись к истории, узнаем, что этот монастырь ведет свою летопись с начала VII века нашей эры. Основателем считают ирландского монаха-отшельника Святого Галла (Галлуса). Собственно, отсюда и возникло название монастыря.
История создания библиотеки монастыря Святого Галла в Швейцарии
Сегодня посетителей встречает строгое, величественное и, быть может, даже немного мрачное снаружи здание монастыря Святого Галла. Но стоит вспомнить, что оно хранит в своих стенах редчайшие и бесценные сокровища. Все дело в том, что внутри монастыря находится крупнейшая в мире библиотека. И если обратиться к исследованиям историков, то библиотека монастыря Святого Галла имеет одно из самых крупных, древних и ценных собраний литературы во всем мире.
Опираясь на официальную документацию, историками было установлено, что библиотека монастыря Святого Галла в Швейцарии была основана в 820 году. В то время настоятелем монастыря был аббат Отмар. В годы его управления монастырем в обитель были приглашены мастера художественной росписи и рисунка из соседних Ирландии и Англии, чуть позже при монастыре открылась также своя художественная школа. Роспись в храмах монастыря и в залах библиотеки сохранилась и до нынешних времен.
Чем интересна библиотека монастыря Святого Галла?
Несмотря на тысячелетнюю историю войн, пожар в середине X века, многократные переезды из одного места хранения в другое бесценная коллекция сочинений не была утеряна и бережно хранится в библиотеке. Рукописи хранят важнейшие данные по истории католицизма, информацию о развитии науки, техники, об искусстве и культурных достижениях средневековья. Вот по этой причине в знаменательном для Санкт-Галлена 1983 году сам монастырь и библиотека монастыря Святого Галла были удостоены чести внесения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Над входом в здание имеется надпись, которая в переводе с греческого означает «лечебница душ». И понимаешь, о чем идет речь, едва оказавшись внутри библиотеки, лишь только окинув взглядом все это великолепие и оценив масштабность постройки и вложенных трудов. А трудов действительно немало. Об этом расскажем чуть подробнее.
По разным источникам сейчас в фондах библиотеки насчитывается порядка 160-170 тыс. экземпляров книг, среди них есть редчайшие издания, их около 500 наименований и им уже больше 2 тыс. лет. В собрание библиотеки монастыря Святого Галла в Швейцарии входят также около 2000 инкунамбул и почти столько же рукописей VIII-XV столетий. Есть в коллекции даже известнейший средневековый манускрипт «Песнь о Нибелунгах», датируемый XII-XIII столетиями.
Гордостью библиотеки швейцарцы также считают созданный в 790 году латино-немецкий словарь, это же самая древняя немецкая книга в этом маленьком городке. Кроме всего прочего, в бумажной версии в библиотеке монастыря хранится единственный доживший до современности архитектурный план — «план Святого Галла.
Говоря о внутреннем убранстве библиотеки монастыря Святого Галла в Швейцарии, нельзя не отметить роскошное оформление интерьеров и потрясающую сохранность живописи на потолках и стенах. Главный зал, выполненный в стилистике рококо, выделяется своей необычайностью и оставляет неизгладимое впечатление на посетителей. В западном флигеле туристы могут посетить лапидарий, в котором на крепких деревянных полках расположились бесценные археологические находки и огромная коллекция картин. Вы можете увидеть даже египетские мумии в стеклянных саркофагах и глобус XVI века, напоминающий посетителям об открытии Джордано Бруно гелиоцентрической системы.
В конце XX века наиболее важные манускрипты и рукописи книг из коллекции прошли оцифровку, и затем была создана и открыта для пользования посетителями виртуальная библиотека. Благодаря этому новшеству теперь каждый может ознакомиться с рукописями, которые держали в своих руках немногочисленные счастливчики.
Библиотека монастыря Святого Галла открыта для всех жителей и туристов Санкт-Галлена. Вы можете прийти и попросить почитать любую интересующую вас книгу. Однако посетителям стоит обратить внимание на то, что книги до 1900 года издания выдаются для просмотра в специально выделенном для них читальном зале.
Монастырь Святого Галла в Санкт-Галлене встречает своих посетителей в будни с 9:00 до 18:00, в субботу до 15:30, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Администрация просит посетителей принять во внимание, что во время проведения служб туристов в храм не пускают. Библиотека монастыря Святого Галла ждет почитателей литературы и искусства с 10:00 до 17:00, в воскресенье — до 16:00. Стоимость билета составляет 7 швейцарских франков для взрослых посетителей, 5 франков – для пенсионеров, студентов и подростков. Вход для детей по-прежнему остается бесплатным.
Чтобы посетить библиотеку монастыря Святого Галла в Швейцарии, вы можете воспользоваться автотранспортом и ориентироваться на приведенные в начале статьи координаты для GPS навигатора. Кроме использования автотранспорта, добраться до библиотеки можно по железной дороге из Цюриха. Как только вы покинете здание вокзала и выйдете на улицу, то прямо через дорогу увидите турбюро. Отсюда и начинается полный впечатлений и открытий путь в далекое средневековое прошлое библиотеки монастыря Святого Галла.