В Три Долины, самый большой французский регион катания, можно поехать самим и достаточно недорого. Просто для этого не надо выбирать высокий сезон и самые дорогие курорты.
Как доехать до 3 долин:
ближайший относительно недорогой аэропорт с регуляркой – Турин. Оттуда – на машине. Чартеры летают в Шамбери, Гренобль и Лион, но не все хотят и готовы связываться с чартерной перевозкой.
В Турин летает Alitalia (с пересадкой), WindJеt (можно позвонить в Джет-трэвел, jettravel.ru – они иногда продают билеты отдельно). Возможно, еще есть билеты с пересадкой и через другие а/п, зависит от выбранных дат.
Еще можно посмотреть авиабилеты в Лион, туда летает Трансаэро, с пересадкой летает AirFrance. В Лион и Гренобль на чартерах возит (точнее, возил в прошлые сезоны) Эрцог и некоторые другие операторы, но они очень любят продавать билеты вместе с туром.
От Лиона (который сам по себе интересен и невероятно красив) надо брать машину, 2,5- 3 часа до любого курорта 3 Долин.
Еще опция по перелету: Женева. Прямых дешевых билетов на Новый год нет, если речь идет про середину декабря, январь и начало февраля – то в эти даты есть недорогой SWISS. Из Женевы на машине 2,5 – максимум 3 часа до любого курорта.
На новый год в Женеву недорого летает Brussels Аirlines – мы летали, нормально.
Вообще, для поиска билетов имеет смысл заглянуть на агрегаторы — anywayanyday.ru и jizo.ru – там сразу видно разные варианты и их цены.
Как искать жилье:
1) у каждого курорта Трех Долин есть собственный сайт (как правило, www.название_курорта.com), где есть система бронирования разного жилья.
В частности:
http://www.valthorens.com/ — Валь Торанс
http://www.valthorens.com/winter-en/val-th…y-plane.51.html – ближайшие а/п и трансферы от них.
Обычно цена трансфера от а/п и обратно оказывается выше, чем машина на неделю даже с учетом платной парковки.
Когда ехать:
Низкий сезон – до 23 декабря (Валь Торанс открывается 19-20 ноября) и после 15 января.
В феврале в Три долины лучше не ехать, либо только в первую неделю – очень много народу. Валь Торанс — самый высокий курорт из Трех Долин, катание есть даже в апреле.
Спецпредложения по Валь Торансу: http://www.valthorens.com/winter-en/val-th…rgains.346.html – это если не принципиальны даты.
В Валь Торансе размещение — преимущественно апартаменты (впрочем, как и почти везде во Франции). Можно искать тут:
http://www.valthorens.com/winter-en/val-thorens/ski.8.html – они, как правило, дают не хуже цены, чем сами хозяева, а часто и лучше.
Совсем рядом с ВальТо есть деревушка Orelle, на карте -http://www.latania.com/images/upload/portfolio_img/plan_down.gif справа . От нее достаточно удобно добираться до трасс, и можно вернуться обратно на лыжах, и размещение там дешевле, чем в самом Валь Торансе.
Еще одна карта (интерактивная):
http://www.valthorens.com/winter-en/val-thorens/ski.8.html – вторая ссылка слева в разделе SKI
Из других опций:
Мерибель и его окрестности:
http://station-ski.meribel.net/acces-station-ski.html – как доехать.
До Мерибеля и Валь Торанса можно доехать на поезде из Парижа, поезд (только TGV) идет 4 часа, от Мутье ( Moutiers ) до Мерибеля – 50 мин, до Валь Торанса – подольше. Ходит автобус, такси, либо брать там машину, хотя в этом случае не очень оправдано.
Как смотреть и покупать поезд:
http://www.voyages-sncf.com/ — Paris (выбрать Paris (Toutes gares intramuros))
Куда: Moыtiers (выбирать Moыtiers — Salins-les-Thermes — Brides-les-Bains)
TGV до Мутье ходит по довольно-таки странному расписанию, надо смотреть даты. Но не исключено, что это будет дешевле, чем через другие а/п. Другие поезда (не TGV) идут гораздо дольше (7-8 часов и дольше).
Трансфер:
1) Самый традиционный вариант — аренда машины. Прокатные конторы есть во всех аэропортах, и международные, и местные. В Женеве, как показывает опыт, немного дешевле арендовать на французской стороне. Не забудьте заранее заказать зимние шины — они понадобятся.
2) Автобус: http://www.altibus.com/ — осуществляет трансферы от всех ближайших а/п до различных курортов. Билеты надо бронировать и выкупать заранее.
3) Такси: Стоимость такси из а/п Женевы, в зависимости от жадности перевозчика и сезона — от 250-300 евро в одну сторону, в зависимости от машины, наличия лыж, количества людей и тд.
Список сертифицированных таксистов есть на сайтах курортов.
4) Поезд-автобус. Можно из а/п на поезде добраться до Мутье (ближайшая ж/д станция), далее воспользоваться местным автобусом или такси. Получается дольше, но несколько дешевле.
5) В низкий сезон есть возможность купить отдельно трансфер у туроператоров, но в пиковые сезоны не все это предлагают. Часть операторов продает пакет «самолет + трансфер», оставляя вам возможность выбрать и купить жилье самим. Полный список туроператоров:
http://ru.franceguide.com/Travel-Trade/Спи…;EditoID=193545
Крупнейшие туроператоры:
Асент-Трэвел, Азюр, ДСБВ Тур, Эрцог, Джет Трэвел и ряд других.
Где можно дешево жить и кататься в 3 долинах:
Ла Танья (La Tania) – это под Куршевелем. Неплохо, можно доехать на лыжах, хотя несколько убого в плане архитектуры. http://www.latania.com/
Можно также смотреть все Куршевели, кроме 1850 – там все просто и, как правило, дешево.
Другие недорогие варианты: Saint Martin de Belleville (подъемники в сторону Мерибеля или Менюира), Meribel Village и Мерибель Моттаре (Meribel-Mottaret), Courchevel Le Praz и прочие – все дешево, по сравнению с ”грандами” — собственно Мерибелем, Валь Торансом и Куршевелем 1850.
Самый недорогой из «больших» курортов Трех Долин — Ле Менюир (Les Menuires) — он расположен непосредственно под Валь Торансом и в основном предлагает недорогие варианты размещения. Минус Менюира — в годы бурного строительства «горнолыжных станций», как называют курорты французы, в Менюире понастроили многоэтажек с дешевыми апартаментами, и теперь они несколько уродуют общую картину. Если закрыть на это глаза — вполне неплохо, есть большой и современный спортцентр и хорошая инфраструктура. Не рекомендую ехать в Ле Менюир в высокий сезон (на новый год и в середине-конце февраля): выкаты обратно к курорту представляют собой сплошной муравейник, Валь Торанс в этом отношении расположен удачнее.
Неплохой и недорогой вариант — размещение в Брид-ле-Бен (Brides les Bains) — хотя на лыжах до городка спуститься нельзя, подъемник (20-25 минут на кабине) привозит к Мерибелю, откуда удобно добираться до любой части Трех Долин. В самом Брид-ле-Бен есть термальные источники.
Еще один приятный и достаточно бюджетный вариант — Куршевель 1650, он расположен в левой части Трех Долин, хорош для катания с семьей, и уровень цен в нем не зашкаливает, хотя размещение, конечно, будет несколько дороже, чем в самых нижних деревушках.
Сами Мерибель и Куршевель 1850 («тот самый»), на мой взгляд, несколько «перегреты» в плане уровня цен. Хотя, если хочется пятизвездочных отелей и хороших спа, с дорогими ресторанами и магазинами — то это, конечно, Куршевель 1850.
Соответственно, алгоритм выбора жилья прост: когда по схеме понравится деревня и ее расположение относительно трасс и подъемников – идешь на ее сайт и ищешь там жилье.
Документы для визы и офисы по туризму, и хозяева присылают, французы дают визу как правило на год, через визовый центр.
Другие способы искать жилье самим:
http://www.pv-holidays.com/gb-en или http://www.pierreetvacances.com/fr-fr — сайт самого большого владельца комплекса апартаментов во Франции.
http://www.residences-mgm.com/- апартаменты класса «люкс», компания MGM
http://www.cgh-residences.com/ — еще одна компания, сдающая в аренду апартаменты на крупнейших горнолыжных курортах. Как правило, красиво и с собственными спа-центрами.
http://www.lagrange-vacances.fr/ — апартаменты как для среднего класса, так и категории «люкс», однако, на мой взгляд, их люксовые варианты уступают хорошим (и новым) MGM и CGH, хотя это сильно зависит от курорта.
Во Франции офисы по туризму как правило занимаются бронированием и аккумулируют предложения разных хозяев и небольших компаний. Там же можно забронировать и отели.
Прикрепленные файлыPlan_Pistes_3Vallees.pdf ( 2,76 мегабайт ) Кол-во скачиваний: 1
Содержание
Горнолыжный курорт «Три долины» (Франция) – удачное знакомство
05.12.2015 Анна Кривова Блог, Горные лыжи и сноуборд, Европа, Стиль жизни, Страны, Франция
«Три долины» (Les Trois Vallees) в качестве направления очередного отпуска мы, традиционно, выбирали исключительно «головой»:
- 600 км хорошо связанных между собой маркированных спусков (карта склонов);
- разнообразные с точки зрения катания и пейзажей долины, объединенные сетью трасс и подъемников;
- сравнительно простая транспортная доступность – до аэропорта Женевы регулярным рейсом, далее – трансфер на микроавтобусе, не дольше 2 часов;
- возможности несложного выезда на экскурсии (Анси, Лион, при желании – Женева и т.д.);
- возможности разнообразного досуга «после лыж» (магазины, рестораны, бары и прочее).
Ещё, конечно, фотографии смотрели, – ничего не могу с собой поделать: эстетически приятная картинка на курорте для меня – фактор не главный, конечно, но довольно значимый.
Теперь я думаю: как же нам тогда повезло, что мой выбор по этим критериям был одобрен, и мой муж, с трудом выносящий любые проявления «понтов», не стал копать глубже и уточнять географические подробности о каждой из трёх долин. Потому что Куршевель тогда гремел на всю нашу необъятную Родину и, – спасибо одному небезызвестному персонажу, – являл собой образ места, где дурно воспитанная российская публика обильно сорит деньгами, прожигает жизнь и преступает закон.
(Январь 2012 года… Евро по 40 рублей, вернись, где ты??…)
Трансфер из аэропорта организован чётко и удобно. Англичане – диспетчеры и водители – точны и пунктуальны, все уведомления присылают на e-mail и дублируют в sms. Через 20 минут после приземления в Женеве мы уже в микроавтобусе. После петербургского, почти полярного, сумрака, радуемся теплу и солнцу. По дороге успеваю сделать несколько снимков набережной живописного озера Анси.
Место дислокации в самих «Трёх долинах» нами было выбрано с точки зрения максимального удобства для катания и знакомства со всеми долинами региона: Мерибель в «центральной» долине Les Allues (что означает, — направо поедешь – в Куршевель попадёшь, налево – в Меньюир, Валь Торанс и, — кто бы мог подумать, — расположенную за ними четвёртую долину региона «Трёх долин» — Orelle). Из всех вариантов проживания в Мерибеле выбрали апартаменты со ski-in/ski-out в Мерибель-Моттаре (1750 м). Оказалось довольно бюджетно и удобно. Куршевелевские тусовки нас не волновали, а в центр Мерибеля (1450 м) и обратно после лыж мы прекрасно добирались на лыжных автобусах, курсирующих здесь по расписанию до самого вечера.
Такой вид с балкона открылся нам в момент заселения в наши апартаменты:
Кстати, кому интересно – вот официальные географические названия всех 3 долин:
Название долины | Курорты |
Бельвиль (Belleville) | Валь-Торанс (Val Thorens), Ле-Менюир (Les Menuires), Сен-Мартен (Saint Martin de Belleville), |
Сен-Бон (Saint-Bon) | Куршевель (Courchevel), Ла-Танья (La Tania) |
Лез-Алю (Les Allues). | Мерибель (Meribel), Брид-ле-Бен (Brides-les-Bains) |
Теперь подробнее о том, каким захотел предстать в тот раз перед нами этот легендарный регион катания, со всеми его особенностями.
Начало отпуска. Разминка на синих трассах Куршевеля
Это был наш третий в жизни отпуск в «больших горах». До этого были Заальбах-Хинтерглемм в Австрии и Грандвалира в Андорре. В первый день решаем размяться на несложных трассах. Узрев на карте, что наибольшее количество синих спусков в регионе расположены в Куршевеле, мы прямо с утра рванули туда. От Куршевеля нас отделяли 2 очереди подъёмника Pas du Lac, стартующего, можно сказать, прямо от наших апартаментов. Но мы, для первого катального дня, выбрали другой путь, в объезд, дабы избежать чёрных и красных спусков с вершины Saulire (2738 м) в Куршевель. (Кстати, если кто не в курсе, – чёрные спуски в «Трёх долинах» не ратрачатся, – такая французская «фишка» – «природный» спуск. Я не специалист, но подозреваю, либо им просто лень, либо там такой уклон, на котором ратрак не удержится, потому что «природных», в смысле, фрирайд-спусков в Трёх долинах и без этого предостаточно). «Объезд» не порадовал: безынтересный пологий траверс и, в довершение, старый, медленный и скрипучий, парнокресельный подъёмник Loze Express. Вот он на фото:
У того, кто обозвал это «чудо техники» «экспрессом» — весьма своеобразное чувство юмора! Расстояние небольшое, но преодолевает он его мучительно долго. В морозную погоду успеваешь замёрзнуть.
Наконец, катание!
Залитые солнцем просторы Куршевеля восхищают. Это – именно просторы: пейзажи по-настоящему радуют глаз, но при этом нигде нет ощущения зажатости, никаких узких ущелий и кулуаров (но кто ищет, тот всегда найдёт, конечно), – настоящий праздник души.
Спускаемся в Courchevel 1850 – к пятачку, с которого стартуют основные подъемники и куда спускаются, как в воронку, все основные трассы этой долины.
Порадовало, что здесь есть спуски любого уровня сложности – преобладают спокойные синие; в наличии также интересные, широкие и скоростные, красные, а для экстремалов – чёрные и условно-красная могульная трасса – бугрятник а-ля «прощай, колени», ведущие с вершин Saulire и соседней с ней.
Из атрибутов Dolce Vita здесь нами были замечены Altiport (так и не поняли, только для вертолётов этот аэропортик, или обязательная в таких местах взлётно-посадочная полоса там тоже имеется, –выглядит всё очень компактно, практически незаметно, прямо между горнолыжными трассами Courchevel-я), бутик Moncler на склоне и пара «манерных» ресторанов со шкурами, небрежно наброшенными на диваны, и изысканными ледяными скульптурами, украшающими террасы. Несколько ночных клубов в Courchevel 1850 и роскошных отелей и шале, – вот, пожалуй, и всё. Цены на еду в ресторанах и кафе здесь, возможно, слегка повыше, чем в соседних долинах, но незначительно: стандартные тартифле и чай с круассанами на вершине на двоих обошлись в пределах 30 евро.
Заехали в посёлок, популярный для проживания у бюджетных туристов – La Tania.
Отсюда вечером практически нереально выбраться и добраться, например, до Куршевеля (вариант – на лыжах туда, на такси обратно), в самом же La Tania «после лыж», нам показалось, заняться абсолютно нечем. Впрочем, как и в остальных здешних мелких посёлочках, т.к., по сути, развлечения apres-ski и магазины присутствуют только в крупнейших посёлках «Трёх долин», т.к. в Courchevel 1850, Meribel, Les Menuires, Val Thorens.
Другие деревушки этой долины при близком знакомстве впечатлили ещё меньше: Courchevel-Le Praz (1300 м), Courchevel-Village (1550 м) и Courchevel-Moriond (1650 м), а также Saint-Bon (1100 м) оказались довольно унылыми лыжными станциями, не вызвавшими у нас желания задержаться в этих точках даже на короткую кофейную паузу.
Спуски же до этих точек – весьма живописны и, при определённых погодных условиях, могут доставить настоящее удовольствие. Только не в нашем случае: спускаясь с вершин на высоту 1650 или 1550 метров, мы были вынуждены преодолевать участки, где, вероятно, днём ранее проходил уровень замерзания. И склоны на этой высоте были полностью покрыты крупным ледяным (хм-м, как бы поточнее выразиться?) крошевом, по форме и размеру напоминающем гравий. Слой этой непонятной субстанции получался, как назло, довольно толстый, а закантоваться на таком покрытии – весьма проблематично, – оно просто катится под лыжами, управляемость которых, соответственно, стремится «к нулю».
С благодарностью подумалось о персонале курорта, заботливо обернувшем каждый из столбов-опор подъемников толстенными оранжевыми матами. Через некоторое время мужу, не рассчитавшему скорость, пришлось тормозить в этот мат, на наше счастье оказавшийся ещё и довольно мягким. Повезло: обошлось без травм и даже без особого испуга, т.к. я немного отстала и, вывернув из-за поворота, увидела своего мужа, уже отряхивающегося и пытающегося застегнуть крепления.
Катание в долине Les Allues
Катание в Мерибеле нам тоже понравилось: трасс здесь много, они разнообразны и интересны. Важное замечание: в отличие от Австрии красные трассы здесь – нормальные красные, и вообще, показалось, что все трассы в реальности здесь соответствуют их маркировке. С особенным удовольствием вспоминается красная lagopede – широкая и скоростная, с утра пораньше, по свежему «вельвету», – что может быть лучше? А вот забраться на вершину Mont Vallon, откуда существует два варианта спуска, и оба красных, мы в тот раз так и не решились, – уж очень эта, всегда безлюдная, гора, зловеще смотрелась снизу, из окна наших апартаментов:
Ну ничего, будет за чем вернуться.
Единственной «ложкой дёгтя» в Мерибеле в дни нашего там катания являлось состояние нижних участков трасс в конце катального дня. Возвращаться на лыжах домой каждый день приходилось очень аккуратно и медленно, т.к. ехать нижние метров 200 приходилось по чистому льду.
Типичные панорамы склонов Мерибеля. Фото сделано со стороны вершины Saulire:
А это – вид на Мерибель после снегопада при подъезде со стороны вершины 3 Marches:
Если сравнивать пейзажи в Мерибеле и Куршевеле, – то, ИМХО, Мерибель больше радует глаз сверху, когда стоишь на вершине, а Куршевель – снизу, когда находишься в середине или в самом низу спусков.
К слову, из Мерибель-Моттаре в Мерибель-Центр ведёт длинная зелёная трасса “Truite”, – нормальная альтернатива ski-bus-ам, с которыми здесь, впрочем, тоже никаких проблем – курсируют часто и много.
Катание в долине Belleville
Belleville дословно переводится с французского как «красивый город». На мой вкус – эта долина как раз наименее живописна по сравнению с двумя другими: нежно любимые ёлки здесь отсутствуют, вот как выглядит нижняя часть этой долины – Saint Martin de Belleville (1450 м):
А выше, – как в песне, – «здесь птицы не поют, деревья не растут…». Вид на Val Thorens и расположенные над ним склоны:
Благодаря тому, что основная часть склонов в этой долине расположена выше 2000 м, склоны здесь ухожены гораздо лучше, чем в более низких зонах катания, где температура в течение суток может скакать вокруг «нуля».
Поднимаемся на кабинном подъёмнике Grand Fond на Col de Rosael и переваливаем в четвёртую, «бонусную» долину Orelle. От верхней станции подъемника нужно проехать метров 100 по абсолютно горизонтальной поверхности. Поток людей здесь движется в обе стороны – часть – попутно с нами, другая часть – возвращаются в долину Belleville. Всего-то 100 метров… и тут начинается: как только мы огибаем скалу, с неё на голову начинают лететь камни. Не булыжники, конечно, но сантиметров по 3-4 в диаметре… Они со стуком отскакивают от шлема и иногда ощутимо бьют по плечам, неприятно. Ветер здесь, на 3000 м, такой силы, что при каждом шаге (на лыжах), мне приходится «вкапываться» в снег палками, чтобы не снесло назад. Мысленно благодарю мужа, когда-то буквально заставившего меня купить шлем, и решаю: «без шлема – больше никогда».
Так доползаем до склона, несколько поворотов – и ветер стихает (то есть, нас от него начинает отгораживать соседняя вершина).
Теперь есть время насладиться окружающей красотой. Согласитесь, есть в этом белом безмолвии что-то магическое. Облака, например, здесь не спускаются в долину, а будто поднимаются из неё:
Катающихся здесь – значительно меньше, чем в других долинах. А склоны – чудо как хороши. Вот, например, вид снизу на красную “Coraia”:
Нам показалось, что эта долина Orelle имеет неплохой потенциал развития, но и те склоны, что здесь уже имеются, способны порадовать. Если будете отдыхать в этих краях, – однозначно, стоит заехать и в Orelle.
Катание в Les Menuires, в отличие от унылой архитектуры этого посёлка, также оставило приятные воспоминания. Склоны в любую погоду были в прекрасном состоянии (кроме нижних участков после оттепели):
Итог
Во время нашего пребывания здесь (вторая половина января) за две недели регион предстал перед нами совершенно не тусовочным и уж точно не ”пафосным”. Так как здесь мы катались впервые во Франции и после очень понравившегося нам австрийского курорта (Заальбах-Хинтерглемм), существовали определенные опасения, что во Франции будет хуже. Опасения не оправдались, всё понравилось, – и подготовка склонов, и обслуживание – всё О’K. Нормальная еда в ресторанах в среднем чуть дороже, чем в Австрии, но если считать едой пиццу, хот-доги, картошку фри и пр. фаст-фуд, или готовить исключительно самим, – то разница будет практически не ощутима.
Катание в Трёх долинах
Катание здесь очень понравилось, – разнообразно, красиво, интересно. Регион, конечно, имеет свои особенности (в виде, например, местами старых подъёмников), но, если вы будете к ним морально готовы, – отличный выбор для прекрасного катания, причём, даже не на один раз, а, если захотите, на годы вперёд.
Ски-пасс на все три (вернее, 4) долины недёшев, но он, определённо, стоит своих денег (а если разделить его стоимость на количество доступных вам километров спусков, – то и вообще язык не повернётся назвать здешние ски-пассы дорогими).
Ещё фото со склонов Куршевеля:
За подготовку склонов можно ставить твёрдую «4»: ратраки трудились каждый вечер, склоны без явных недочётов, но «видали и получше». После обильных снегопадов утром, до открытия подъёмников то тут, то там слышалось, как расстреливают лавины. Лишь один раз лавинная служба курорта не успела справиться к открытию, и тогда подъёмники открылись на 1,5 часа позже запланированного времени.
Бугры на трассах образовывались, пожалуй, попозже, чем в Австрии, часам к 13-14 (что, вероятно, обусловлено бОльшим количеством трасс).
Наиболее удобно добираться до любой части Трёх долин на лыжах как раз из нашего Meribel-Mottaret.
Отсюда хочешь – катайся в «домашней» долине Les Allues, а хочешь – с центральной площади подъемники расходятся веером на разные стороны долины. Поднявшись на 2 очередях подъёмника Pas du Lac, можно съехать сразу в Куршевель. А на противоположную сторону долины, при помощи 2 очередей подъёмника Plattieres, стартующего также из Meribel-Mottaret, – можно съехать в долину Belleville, в посёлок Les Menuires, а затем, при желании – ещё один подъёмник (Bruyeres) – и спуск в Val Thorens, и т.д.
Вероятно, в «высокий сезон» этот же плюс оборачивается минусом: многие трассы Мерибеля используются как транзитные, что влечёт за собой толпы народа на склонах и, как следствие – трассы быстро разбиваются. Но во второй половине января мы этого не почувствовали.
Навигация – очень понятная. Французская особенность: трассы имеют названия, а не номера.
Указатели расположены в нужных местах, в нужном количестве, и информация на них изложена весьма доходчиво и однозначно (в отличие, например, от австрийского Шладминга, конкретно – на Планае). Указатель на перевале Les 3 Marches:
Apres-Ski
Ночная жизнь – в Meribel-Mottaret мы её не видели, да мы и не любители, – за день укатываемся так, что уже не до танцев; к тому же – спортивный режим… А вот прогуляться вечером после лыж – магазины, рестораны, – это приятно. Не сказать, что здесь этого много, но найдётся, куда пойти. Несколько вечеров мы садились на бесплатный автобус, курсирующий до позднего вечера, и уезжали гулять в Мерибель-Центр.
Зато рядом с нашими апартаментами начинался симпатичный национальный парк, с зарослями европейских кедров и проложенной вдоль озера Tueda лыжнёй. С удовольствием прогуливались там пару раз после катания.
Экскурсии
Выбор экскурсий велик, – Лион, Анси, Женева, окрестные зАмки и т.д.
Мы за две недели выбрались только в Лион, когда поняли, что погода на завтра предстоит не слишком катальная, а в остальные дни, признаться, пожалели времени.
Приятный город, для прогулки и шопинга на один день подойдёт прекрасно.
Публика
Самая разная. Либо это место к тому времени вышло из моды у московского гламурной публики, либо всё-таки вторая половина января – уже «не сезон», но того, чем пугали меня знакомые – «в Куршевеле никто не катается, все накупили себе шлемов и масок со стразами, и целыми днями сидят с этими шлемами в ресторанах у склона, пьют» – ничего подобного мы не увидели.
Наших соотечественников довольно много, но преобладают, как нам показалось (по крайней мере, в долине Meribel), британцы и французы. Всё вежливо, с приветствием и улыбкой. С пресловутым снобизмом французских официантов, о котором я много читала, не столкнулись ни разу в жизни, – ни в Трёх Долинах, ни в каком другом месте во Франции – в Париже, Лионе, Тулузе, Каркассоне и пр. Вообще, у нас с публикой нигде проблем не бывает. Возможно, свою роль играют три «волшебных» слова, которые стоит выучить каждому перед поездкой во Францию, – «Бонжур», «Мерси» и «Оревуар» (да простят меня люди, владеющие французским языком!). Кто выучил, – будет тому во Франции счастье 🙂 .
Программа «Эксперт Трёх Долин» (Diplome de l’escapade Expert des 3 Vallees)
Когда мы приехали в Три Долины, при покупке ски-пассов выяснилось, что на курорте действует программа «Эксперт Трёх Долин». Каждый купивший ски-пасс автоматически становится её участником, а для получения диплома «Эксперт Трёх долин» нужно лишь как минимум по одному разу в течение действия ски-пасса проехать по определенным трассам, включённым в программу (т.е. пройти через определённые подъёмники). Выполнив всё это, вы предъявляете свой ски-пасс кассиру, который выпишет вам диплом. А если не жаль отдать 7 евро, – то ещё и медаль получите (скорее похожа на большой значок, и крепится к одежде, как значок). Сейчас на сайте курорта информации об этой программе не вижу, но и тогда не помню, чтобы она была на сайте. Информацию искала целенаправленно и нашла в буклете у кассы.
Прохождение программы не потребовало от нас каких-либо особых усилий, хотя на момент катания в Трёх долинах мы ещё ощущали себя изрядными «чайниками» (из чего делаем вывод, что программа эта – народная забава, нацеленная на широкие массы катающихся и не имеющая отношения к спорту «высоких достижений»). Правда, один из спусков, включенных в программу, «по техническим причинам» (похоже, у них сломался подъёмник) был закрыт все дни нашего пребывания на курорте, – это был спуск с вершины Pointe de la Masse, украшенной деревянной скульптурой горного козла. По иронии судьбы, именно эта скульптура является символом всей программы «Эксперт Трёх долин». В итоге козла сфотографировать нам так и не удалось, но дипломы нам всё равно выдали, т.к. вся остальная часть программы была выполнена.
Единственный раз, когда мы, в процессе прохождения всех требуемых спусков, получили нехилую дозу адреналина, был на красном спуске Col, стартующем с высоты 3130 м на леднике Glacier de Thorens. Поднимаясь наверх на медленном и продуваемом всеми ветрами кресельнике, мы с замиранием сердца обозревали трассу, по которой нам предстояло спуститься: узкая, красно-чёрный уклон, и к тому же ветром с неё сдуло весь снег, так что даже с высоты было видно, что спускаться придётся по чистому льду. Чем выше увозил нас подъёмник, тем круче становился спуск. При этом к вершине он ещё и сужается, так что в верхней части это – практически ледяной жёлоб, ширина которого с трудом позволяет выполнить поворот. Очень хотелось надеяться, что впечатление из кресла подъёмника обманчиво, «у страха глаза велики», и т.п. Эта надежда умерла, когда мы увидели внизу двоих мужчин спортивного телосложения, отстёгивающих лыжи и съезжающих по ледяному жёлобу вниз, как с детской горки, только без санок 🙂 , держа лыжи позади себя.
Но мы тогда решили, что лыжи ни за что не снимем. Повезло, что поточить канты нам пришло в голову буквально накануне, – канты кое-как держали даже на льду. Потихоньку преодолели верхнюю, самую крутую и узкую, часть спуска, а затем, с огромным облегчением и практически с блеском объехали тех двоих «спортсменов», так и продолжающих сползать с горы на попе.
Выбор места проживания
Как обычно, хотелось всего и сразу: и чтобы недорого, и ski-in/ski-out, и магазины под боком, и до самых отдалённых уголков «Трёх Долин» чтобы доезжать без особого напряжения.
Когда выбирали «место дислокации», рассматривали в числе прочих La Tania как вариант. Тогда меня отпугнули не только маленькие размеры этого посёлка, но и то, что все варианты (мы искали апартаменты) были, хоть и вполне доступными по цене, но из разряда «дёшево и о-очень сердито». Наиболее универсальным показался вариант проживания в средней из трёх долин – в Мерибеле. Более конкретно – идеально подошёл бы Мерибель-Центр, где-нибудь в районе Альтипорта, но там, помнится, не нашлось подходящего жилья, и мы остановились в Мерибель-Моттаре. Своим выбором остались вполне довольны: с точки зрения удобства катания и знакомства со всеми тремя долинами вариант оказался оптимальным, написала об этом выше.
Однако, если бы мы приехали сюда в декабре или в конце сезона, — тогда, пожалуй, стоило бы поселиться в Val Thorens.
Обратила внимание на наличие большого количества неплохих вариантов проживания в Les Menuires, но оттуда, во-первых, далековато добираться до долины Куршевеля, а во-вторых – ИМХО, пейзажи и типовая застройка французской лыжной станции совсем не радуют глаз.
Совсем дёшевые варианты проживания попадались в Brides-les-Bains, расположенном на высоте 600 м и связанный подъемником (в пути около 25-30 минут) с Мерибелем. Но Brides-les-Bains – скорее, термальный курорт, чем горный. Проезжая его в один из «некатальных» дней по пути на экскурсию в Лион, не успели рассмотреть Brides-les-Bains и составить о нём полноценное впечатление. Буду рада услышать мнение тех, кто когда-либо останавливался там или хотя бы провёл несколько часов.
Вернёмся ли мы ещё в «Три долины»? Я сказала бы так: после первого посещения такое желание возникло, но любопытство и желание познакомиться с новыми регионами пока пересиливает. Одно могу сказать наверняка: хотя бы однажды здесь должен побывать каждый горнолыжник. Поверьте, этот регион того стОит!
Всем удачного и запоминающегося катания в наступающем сезоне!
Если эта статья Вам понравилась или помогла – поделитесь ею с друзьями в социальных сетях, кнопки «Нравится» находятся ниже.
Связанные с этим материалом заметки:
Как выбрать горнолыжный курорт
поделиться ссылкой: