Главный мегаполис замбии

История развития города

Монумент в центре Лусаки, посвященный борцам за свободу.

Лусака — сравнительно молодой город, построенный в 1905 году на месте небольшой деревни, население которой занималось преимущественно сельскохозяйственной деятельностью. Новый город должен был стать опорным пунктом Замбии, экономика которой переживала период подъёма, чему во многом способствовало сохранение высоких цен на медь на мировом рынке и помощь иностранных держав, на пути следования поездов по новой железнодорожной линии Ливингстон — Броккен-Хилл (ныне Кабве).

Город, планировка которого предусматривала наличие благоустроенных кварталов европейского типа, был назван в честь одного из племенных вождей. Таким образом, в облике и названии будущей столицы независимого государства гармонично соединились местные традиции и лучшие европейские достижения.

В 1931 году Лусака стала административным центром британского протектората Северная Родезия, а в 1964 в результате провозглашения Замбии независимой республикой была избрана столицей нового государственного образования.

Постепенно Лусака превратилась в крупнейший политический центр Замбии, здесь происходили важнейшие политический события (выборы президентов и членов палат парламента, принятие новой конституции 1991 года и др.). Наблюдались существенные изменения в культурной жизни столицы и экономике. При содействии китайских властей от Лусаки была проложена железнодорожная линия от станции Капири Мпоши (185 км от Лусаки) к танзанийскому порту Дар-эс-Салам.

Климат

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Лусака занимает довольно выгодное положение в центральной части страны. Столица расположена на высоте 1280 м над уровнем моря в тропической зоне с субэкваториальным климатом. Здесь явно выражены три сезона: дождливый и тёплый (ноябрь—апрель), сухой и прохладный (май—июль), тёплый и сухой (август—октябрь). Самый теплый месяц в Лусаке — октябрь, столбик термометра в это время поднимается до +31 °C, в июле температура воздуха понижается до +10 °C. Иногда может опускаться и ниже, абсолютный минимум в городе в июне-июле составлял +2 °C. Вместе с тем годичные колебания температур незначительны. Среднегодовая норма осадков составляет около 700 мм, причём большая часть выпадает в виде дождя с ноября по апрель. В сезон дождей наблюдается затопление почв и образование непроходимых болот, в это время город поддерживает связь с миром лишь благодаря наличию шоссейных дорог.

Климат Лусаки
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 32,5 33,5 33,6 33,0 32,4 30,1 30,7 33,5 36,0 37,8 38,6 33,6 38,6
Средний максимум, °C 26,1 26,2 26,5 26,2 24,9 23,0 22,7 25,7 29,1 30,6 29,7 26,8 26,5
Средняя температура, °C 22,8 22,8 22,7 21,7 19,7 17,4 17,1 19,9 23,4 25,7 25,2 23,1 21,8
Средний минимум, °C 19,5 19,0 18,5 16,3 13,9 10,9 10,4 12,8 16,7 19,8 20,1 19,5 16,5
Абсолютный минимум, °C 13,0 10,9 10,9 8,8 6,0 2,0 2,5 2,8 6,0 9,5 10,8 12,9 2,0
Норма осадков, мм 197 164 86 26 2 0 0 0 1 13 68 155 711
Источник: Погода и Климат

Культурное значение

Улица в Лусаке.Городской футбольный стадион (Стадион независимости).

Лусака — культурный центр Замбии. Здесь сосредоточена большая часть учебных заведений страны. В городе действует университет Замбии (при нём имеется Институт по изучению Африки), работают также технический, педагогический, сельскохозяйственный колледжи, городская библиотека, антропологический музей и деревня-музей африканского быта. Особого внимания заслуживает упоминание о Музее сообщества Зинту, представляющий вниманию посетителей традиционное прикладное искусство народов, проживающих на территории Замбии.

В Лусаке находятся Национальный совет по научным исследованиям и общество по охране диких животных и природы Замбии, имеется несколько кинотеатров и небольшой театр, на сцене которого осуществляют постановки местные любительские коллективы.

Город небогат архитектурными и историческими памятниками, однако в нём есть множество галерей, где выставляются работы местных художников. Лучшими из таких выставочных центров по праву считаются Визуальная галерея изобразительного искусства Генри Тайяли в районе Шоуграундс, Галерея Мпала и Сад скульптуры в гостинице «Гарден Хаус», расположенные неподалеку от центра. Ещё одной достопримечательностью Лусаки является ремесленный рынок Камвала, занимающий несколько торговых кварталов к югу от центральных районов. Этот рынок расположен под открытым небом и своей пестротой и шумом напоминает восточные базары.

Также к достопримечательностям города можно отнести Национальный музей, англиканский собор Святого Распятия, зоопарк и ботанический парк.

> Города-побратимы

  • Душанбе, Таджикистан (1966)
  • Лос-Анджелес, США (август 1968)
  • Ижевск, Россия (июль 1995)

Лусака — типичный африканский мегаполис (Замбия)

Специалист по маркетингу усмехнулся бы «Что за название для отчета? Абсолютно непривлекательное!». И будет прав. Столица Замбии не былa и вряд ли когда-либо станет туристическим центром. Это типично африканский 3,5 миллионный город, напоминающий безмерно разросшуюся деревню с одной-единственной главной улицей где полтора десятка явно «советских» высотных зданий, часть из которых еще и заброшена. И вокруг — трущобы городской нищеты, пребывание в которых не только необязательно, но еще и категорически опасно. И все же, раз уж вас занесло на черный континент, то стоит увидеть его во всей красе, не так ли?
Краткая история
Когда-то все было иначе. У истоков. До 1905 года на месте нынешнего грязного мегаполиса располагалась деревушка с романтическим названием Манда, к которому европейские колонисты Северной Родезии добавили «Хиллс», и стало место сие называться Манда Хиллс (Manda Hills). От Ливингстона (отчет про замечательный городок Ливингстон), выполнявшего роль столицы Родезии, протянули железнодорожную ветку, и будущая Лусака начала свой стремительный рост, уже к 1935 году став главным политико-экономическим центром этой британской колонии. В 1964 году, сразу же после провозглашения независимости Замбии, Лусака стала ее полноценной столицей.
Гуляя по центральной улице Лусаки, носящей название «Cairo road», можно угадать исторические вехи молодого государства еще до того, как вы прочитаете его историю. Вот, к примеру, какой власти свойственны дорогостоящие, громадные и бездарные проекты, абсолютно бесполезные и вредные для граждан? Правильно, попахивает дружеской рукой Советского Союза и КНР. Вот посмотрите сами, вам такая застройка ничего не напоминает? Ниже — центр города Лусаки —
Здание национальной ассамблеи и Национальный музей Замбии
Обратите внимание, что это не просто дом, а национальный музей государства, казалось бы эпицентр гордости замбийцев и магнит для туристов — окружен корявым ржавым забором, за которым поросший бурьяном и заваленный мусором пустырь. Кран, по словам местных, стоит уже много лет. А вдруг надумают достроить что-то? Пусть уже лучше остается, решили городские мужи, забросив в начале 90-ых и стройку и кран, ибо оплачивать все это стало некому — СССР почил в бозе. Излишне так же говорить о том, что музей был закрыт когда мы пришли, хотя судя по расписанию должен был работать. Друзья, если вам повезет посетить этот музей — расскажите как было!
Неподалеку от Национальной ассамблеи расположен монумент свободе и независимости —
Монумент свободы отражает чрезвычайно сложную ситуацию, сложившуюся в Африке в 60-70 годы ушедшего XX века. Колониальные империи британцев, французов и португальцев стремительно рушились, и высвободившиеся народы Африки стремительно бросались делить землю и имущество, оставшееся от белых. Замбийский лидер в те годы, Кеннет Каунда, надо отдать ему должное, сделал все во имя сохранение целостности Замбии, и не допустил никаких межплеменных распрей. Далось это непростой ценой, ибо Замбия превратилась в проходной двор и базу для оппозиций всех мастей и народностей. Именно с территории Замбии действовали отряды Чимуренги против белого руководства Южной Родезии, руководимые нынешним президентом Зимбабве, Робертом Мугабе, о чем подробнее можно почитать в отчете «Три дня в зимбабвийском борделе». Кроме того, под давлением советского блока, Каунда позволил повстанческим движениям Анголы, Мозамбика и ЮАР использовать территорию Замбии. Это не могло не сказаться на отношениях этой страны со своими соседями.
Замбия, географически не имеющая выхода к морю, и к началу 70-ых годов окончательно испортившая отношения со всеми своими соседями, столкнулась с необходимостью искать выход в во внешний мир. Граница с Родезией была закрыта, ЮАР закрыла границу для замбийских товаров и потребовала изгнания с территории Замбии АНК, чей лидер, Нельсон Мандела, стал позднее первым черным президентом ЮАР. Отношения с Конго были плохими, в Анголе шла война. В итоге при помощи китайцев началось строительство железной дороги Tazara, ведущей из Лусаки в танзанийский Дар-Эс-Салам, что на берегу Индийского океана. Блокада была прорвана, а туристы по сей день имеют возможность прокатиться через весь юг Африки на поезде. Если, конечно, вас не смущает провести в вагоне от 2 до 6 дней, в зависимости от вашей кармы и технического состояния древних локомотивов. Надумаете совершить такой вояж, обязательно почитайте шикарный сайт seat61 на тему этой железной дороги, впрочем, как и любых других железных дорог мира.
Но вернемся к Лусаке.
Ж.Д вокзал Лусаки
Местный ж.д вокзал пусть не вселяет в вас романтические мысли на тему транс-африканского турне в стиле хемингуэевских «Снегов Килиманджаро». Дело в том, что вокзал Лусаки порождает лишь два пассажирских поезда в неделю в Ливингстон, ездить на которых не рекомендуют сами же кассиры (которые появляются в здании вокзала исключительно в день отправления поездов!). Просто состояние путей и подвижного состава таково, что даже четко следуя расписанию вы при самом идеальном раскладе преодолеете 470км пути до Ливингстона за 18(!) часов. Для сравнения, вполне цивильные автобусы, отправляющиеся каждый час с автостанции, расположенной аккурат напротив вокзала, доставит вас в Ливингстон всего за 7-8 часов. Вот так выглядит автобус Лусака — Ливингстон:
Внимание! Вышеупомянутая фотография не отражает любой автобус из Лусаки в Ливингстон, а лишь цивильный! Стоит он $20, и позволить себе такие расходы способны немногие замбийцы. Большинство же передвигается на совсем других колымагах, где тариф хоть и несколько ниже ($12-15), но отсутствие комфорта и продолжительность поездки до 12 часов выжмут из вас все соки. Выглядеть дешевый автобус будет примерно так —
Еще немного о городе
В центре Лусаки расположено исторические здание отеля Lusaka, построенное в 1912 году, и получившее свое нынешнее название в 1926 году. В те годы население города составляло всего лишь 2300 человек, треть из которых составляли европейцы. Это приятное колониальное здание стояло посреди зеленеющих парков, и ничто не нарушало степенного ритма жизни его обитателей —
Теперь я продублирую одну из фотографий, но исключительно с целью показать одну забавную вещь. Интересно, как в разных частях света разные инженеры создали практически одно и то же строение. Итак, ниже будет Лусака, и обратите внимание на крайне правое здание —
А далее будет фотография старой автобусной станции в Хайфе (Израиль). Не находите, что много общего? Сравните —
Вот такие коллизии. Далее еще несколько фотографий Лусаки —
Еще один безжизненный шедевр. Здание пустует вот уже много лет. Причин его запустения не знал никто из спрошенных жителей Лусаки. Вероятно тут кроется военная тайна.
На «задах» ж.д вокзала — тут лучше лишний раз не гулять
Вылетаю в Кению!
Аэропорт Лусака
Мир тебе, Замбия!
Другие отчеты про Африку:
Сафари по Африке, как сделать это дешево и сердито? (Намибия и Ботсвана)
Ливингстон: музей паровозов и речной паром из Ботсваны
Хараре: три дня в зимбабвийском борделе
Три дня в Аддис-Абебе (Эфиопия)
Египет (много отчетов)
Марокко (много отчетов)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *