Как пользоваться метро в Баку

Метро Баку: карта, описание, фото

Даже тот, кто никогда не был в столице Азербайджана, наверняка слышал о метро Баку. Эта транспортная система славится своими доступными ценами (гораздо более низкими, чем в большинстве метрополитенов планеты!) и непростой историей. В этом метро находится одна из красивейших станций мира, увидеть которую стремится практически каждый турист, прибывший в азербайджанскую столицу. Хотя в настоящее время бакинское метро не занимает лидирующих мест в мировом рейтинге метрополитенов ни по годовому пассажиропотоку, ни по суммарной длине путей, эта транспортная система быстро развивается и является весьма удобной для пассажиров.

Столица Азербайджана — древний город, богатый достопримечательностями; кроме того, это самый крупный мегаполис Кавказа: не удивительно, что поток туристов здесь не иссякает в любое время года. А посетить туристические места этого прославленного города, сэкономив при этом время и деньги, путешественникам помогает городское метро. Да и местные жители охотно пользуются этим видом транспорта.

У каждого метрополитена есть свои особенности, отличия от других аналогичных транспортных систем. В то же время все метро мира в чем-то очень похожи. В чем сходство с ними бакинского метрополитена и в чем его отличия?

Линии метро

В метрополитене азербайджанской столицы действуют три ветки. На них находятся двадцать пять станций. Еще три станции в настоящее время строятся, а шесть — проектируются.

Самая старая линия — Красная. Она была открыта во второй половине 60-х годов XX века. На ней находятся тринадцать станций, из них двенадцать являются подземными. Протяженность путей этой линии составляет примерно девятнадцать километров.

Зеленая ветка несколько короче: ее длина — четырнадцать километров. На ней расположено десять станций.

Фиолетовая линия — самая новая. Она была открыта совсем недавно. На ветке расположены лишь две станции. Ее длина — чуть больше двух километров. Согласно планам строительства, на линии будут открываться новые станции, всего их должно быть двенадцать. Нужно отметить, что станции этой ветки могут принимать составы, состоящие из семи вагонов (в отличие от станций двух других веток).

К 2030 году в метро должны появиться две новые линии. Общее количество станций к тому времени будет равно семидесяти шести. Все новые станции будут способны принимать семивагонные составы. Суммарная протяженность путей достигнет ста девятнадцати километров. Предусмотрен также капитальный ремонт уже существующих станций, обновление оборудования метрополитена. Идет процесс модернизации электропоездов. Некоторые устаревшие вагоны были отреставрированы и стали своего рода музейными экспонатами.

История

Строительство бакинского метрополитена было запланировано еще в 30-е годы XX столетия. В 50-е годы появился проект метро. Согласно этому документу, новая транспортная система должна была состоять из двух веток общей протяженностью чуть более двенадцати километров. Было запланировано строительство десяти станций, в том числе одного пересадочного узла. Строительные работы начались, но вскоре были остановлены: возникли проблемы с финансированием, также препятствием для строительства стали подземные воды.

Работы были продолжены лишь в 60-е годы. К тому времени проект был несколько изменен; в частности, эти изменения коснулись направления одной из веток и некоторых особенностей пересадочного узла.

Во второй половине 60-х годов метрополитен был открыт. В то время действовало лишь пять станций:

  • «Баксовет»;
  • «28 апреля»;
  • «Нариман Нариманов»;
  • «Гянджлик»;
  • «26 бакинских комиссаров».

Общая протяженность путей была чуть больше шести километров. В ходе дальнейшего строительства было сделано несколько интересных находок: были обнаружены древние колодцы и подземная река.

Долгое время метро развивалось достаточно динамично, но после распада СССР наступил затяжной экономический кризис, продлившийся примерно одиннадцать лет. В течение этого времени не было построено ни одной новой станции. Затем развитие метрополитена возобновилось.

В истории метро азербайджанской столицы есть черные страницы. Одна из них — пожар, в котором погибли двести восемьдесят девять человек. Эта трагедия произошла в октябре 1995 года. По числу жертв эта авария является самым крупным инцидентом в истории метрополитенов всего мира.

А примерно за год до этой аварии в метрополитене азербайджанской столицы произошли два террористических акта, жертвами которых стали тридцать семь человек.

Особенности

Во время торжественных мероприятий в метро азербайджанской столицы можно увидеть музейные вагоны. Они представляют собой отреставрированные вагоны устаревших серий. Реставраторы подошли к своей задаче весьма тщательно: были восстановлены и первоначальная окраска вагонов, и интерьер пассажирского салона. Вместе отреставрированные вагоны составляют своеобразный ретро-поезд. Его пассажиром во время одного из торжественных мероприятий был президент Азербайджана. Возможно, скоро этот поезд будет постоянно экспонироваться в музее метро, который откроется на неиспользуемой платформе.

Объявления о станциях и об отправлении поезда в бакинском метро звучат на азербайджанском и английском языках. Они всегда предваряются короткой мелодией.

Фотосъемка в метрополитене строго запрещена. Наложен также запрет на видеосъемку. Одной из причин, вероятно, стали террористические акты, произошедшие в метро в 90-е годы XX века.

Станция бакинского метро под названием «Низами» считается одной из красивейших в мире. Она названа в честь знаменитого азербайджанского поэта. Его портрет и картины на темы его стихов являются главными украшениями станции.

Официальный сайт: www.metro.gov.az

Метро Баку

Обновлено: 22.12.2018

Отзыв: Метрополитен Баку (Азербайджан, Баку) — Метро есть метро, удобный транспорт

Метрополитеном в Баку пользовался регулярно, для меня было достаточно удобно, но в отличии от всех в которых мне приходилось бывать, у бакинского есть своя особенность. Но обо всём по порядку.
Метрополитен в Баку не большой, чуть более двух десятков станций и с моей точки зрения, есть куда развиваться.
Вход в метро обозначен разноцветной буквой «М», тут как и во многих других городах, не ошибешься.
Для прохода через турникет нужна специальная бакинская транспортная карта. Купить её можно в терминале на любой станции метро.

Стоимость карты 2 маната (примерно 80 рублей). Карта многоразовая, пополняемая, с длительным сроком годности. Если вы путешествуете группой, то покупать карту всем не имеет смысла, купите одну, пополняйте и проходите через турникет сколько угодно раз. Обращаю ваше внимание на то, что терминал по продаже и пополнению карт не выдает сдачу, поэтому запаситесь мелкими купюрами и монетами. Терминал работает на двух языках, азербайджанском и английском, но если возникнут вопросы, лучше к кому то обратиться. Азербайджанцы очень гостеприимные, ответят на любой вопрос. Встреча с азербайджанцем, говорящем на русском, скорее норма чем исключение.
Стоимость одной поездки в метро составляет 20 капиков (примерно 8 рублей), не дорого для туристов, уже большой плюс. Я как правило сразу пополнял карту манат на пять и ездил без проблем.
Карта также действует для проезда в автобусах (правда не на всех, я так понял есть маршруты государственные и частные, последние предпочитают наличный расчет, обращайте внимание на специальную наклейку при входе с изображением карты, если есть, то можно ей рассчитаться). Стоимость проезда в черте города также 20 капиков, в пригороде по разному, в зависимости от расстояния, я ездил за 35 и 40. Пополнить карту также можно на многих остановках автобусов. Там также установлены терминалы.
Центральные станции бакинского метро очень симпатичные, красиво оформлены и сами залы и входы, периферийные менее вычурные, но вполне функциональные.

Вагоны просторные, комфортные. В обществе принято уступать место женщинам, причём не всегда важно какого они возраста, но пожилым всегда и повсеместно, могут одновременно подскочить несколько мужчин или молодых девушек, ну тут уже воспитание и менталитет.
Поезда хотят с регулярностью примерно 2,5-3 минуты, иногда реже. Как правило метро достаточно загружено, нередко можно встретить столпотворение на перроне, но бояться его не стоит, тут есть одна особенность метрополитена, о ней подробнее.

Вопрос перехода пассажиров с одной линии метро на другую решен здесь весьма оригинально. Для этого не надо подниматься по эскалаторам, переходить по галереям и спускаться снова. Достаточно просто выйти из вагона на станции пересадки и перейти через зал на перрон с противоположной стороны. Поезда с обеих веток прибывают на один перрон, удобно, да. Что бы понять по какой ветке поедет следующий поезд достаточно посмотреть на световое табло в начале тоннеля, на нём будет высвечена конечная станция ветки по которой пойдет поезд, как правило еще и дублирована соответствующим цветом, поскольку зеленая и красная ветки метро имеет часть общего маршрута.
Я конечно может как то сложно описал, но на деле всё намного проще. На каждой станции есть несколько сотрудников в форме, которые следят за посадкой, если что они подскажут. Но я рекомендую предварительно всё таки изучить схему метро и запомнить название последней станции куда вам надо поехать.
Постольку поскольку на одной платформе сразу могут оказаться пассажиры с двух веток и кажется что людей много, но когда подходит поезд, половина всегда остается на перроне.
Так что пользуйтесь метро в Баку, это не дорого и удобно.

Транспорт в Азербайджане

Авиатранспорт

Во-первых – это национальный авиаперевозчик «Азербайджанские авиалинии» – AZAL, который осуществляет полеты через Бакинский международный аэропорт Гейдар Алиев и другие аэропорты страны. Теперь это авиакомпания осуществляет перелет и в Екатеринбург.

Маршрутная сеть у AZAL достаточно обширная: это основные города Европы и столицы стран СНГ, из местных направлений наиболее востребованное – Нахчиванская Автономная Республика, где воздушный транспорт является основным средством сообщения с остальной территорией страны (стоимость билета – 100 евро в оба конца). Аэропорты внутри страны действуют также в Гяндже, Ленкорани, Закатале и Габале. Последним из них, совсем недавно был сдан в эксплуатацию международный аэропорт в городе Габала, предназначением которого является преимущественно туризм. Потрясающая природа, спа-курорты, шикарные отели, детские центры, строящийся ипподром, поля для гольфа, горнолыжный курорт в планах на ближайшие годы.

С расписанием рейсов авиакомпании можно ознакомиться на сайте — www.azal.az.

Радостная новость для туристов: на борту самолетов авиакомпании AZAL теперь доступна сотовая связь, а следующим этапом станет оказание оператором интернет-услуг. Это будет первый на пространстве СНГ проект по оказанию полного спектра услуг связи на борту самолетов.

Оператор мобильной связи Азербайджана – Azerfon, имеет 10-летнее эксклюзивное соглашение с AZAL по оказанию услуг мобильной связи на воздушных судах авиакомпании. Однако и другие два оператора сотовой связи, заключив роуминговое соглашение с Azerfon, также смогут оказывать услуги мобильной связи на борту самолетов.
Система уже внедрена на 9 аэробусах, а в будущем году появится еще на 4 аэробусах и 3 Boeing Dream Liner компании AZAL. Кстати стоимость звонка составляет 1,75 маната за минуту, вне зависимости от зоны нахождения самолета.

Железнодорожный транспорт

От авиационного транспорта переходим к железнодорожному. К сожалению, в Азербайджане этот вид наземного транспорта в настоящий момент пока не стал приоритетным, а соответственно быстрым и современным.
Сегодня можно воспользоваться такими маршрутами как Тбилиси-Баку, Тюмень-Баку, Ростов-Баку, Харьков-Баку и др.
Подробнее с направлениями и расписанием движения поездов можно ознакомиться на сайте www.railway.gov.az

Электрички и местные поезда слишком медленные, поэтому для путешествия внутри страны предпочтение отдается автомобильному транспорту.

Комплекс зданий Бакинского железнодорожного вокзала состоит из старого Тифлисского вокзала, построенного в 1884 году, нового здания вокзала Баку-Пассажирский (60-70-е годы XX века) и Сабунчинского вокзала (1924 год), специально построенного для первых в СССР электропоездов, которые должны были доставлять рабочих к нефтяным месторождениям Апшерона (Баку-Сабунчи).

Вокзальный комплекс находится в центре города, рядом со станцией метро 28 Мая. Отсюда осуществляются международные пассажирские перевозки по маршрутам Баку-Москва-Баку, Баку-Астрахань-Баку, Баку-Махачкала-Баку, Баку-Ростов-Баку, Баку-Тбилиси-Баку, Баку-Харьков-Баку, Баку-Одесса-Баку, Баку-Тюмень-Баку, Баку-Новосибирск-Баку. Также курсируют поезда в Гянджу, и пригородные электрички в г. Сумгаит, пос. Говсан и Мярдакяны.
В нескольких кварталах от вокзального комплекса расположены Азербайджанская государственная консерватория им. У. Гаджибекова, Национальный банк Азербайджана, Дворец им. Гейдара Алиева.

Отметим, что реализация пассажирских билетов в кассах Бакинского железнодорожного вокзала проводится также посредством POS-терминалов, что позволяет пассажирам пользоваться банковскими картами платежных систем Visa и MasterCard при оплате билета.

Автобусы и маршрутные такси

Первое, на что необходимо обратить внимание, это идеальное качество трассы в аэропорт, и таких шоссе два параллельных! Так что застрять в пробке по пути на самолет маловероятно. В центр Баку из аэропорта ехать в среднем 25-30 минут, такси стоит 20-25 евро.
Зачастую автобан в аэропорт – это единственное, чем может похвастать постсоветская страна, но это не про Азербайджан, где развитие транспортной инфраструктуры – это один из очень важных государственных приоритетов. Отличные дороги с идеальным покрытием и разметкой ведут во все крупные города и туристические центры, поэтому путешествовать по стране одно удовольствие.
Между Баку и регионами Азербайджана можно перемещаться на автобусах и маршрутках.
Вот примерная стоимость проезда на маршрутке из Баку в Загатала (7 евро), Шеки (5 евро), Лахыдж (4 евро).
Со стоимостью проезда и графиком движения автобусов во всех направлениях внутри страны можно ознакомиться по этой .

С тарифами и графиком двежения пассажирских автобусов Бакинского международного автовокзального комплекса можно ознакомиться по этой .
Бакинский международный автовокзал располагается на въезде в столицу. Добраться до него можно от метро 20 января на маршрутных автобусах (N197, 116, 90). Автобус N90 от автовокзала едет в центр столицы.
Стоимость проезда на городском автобусе в столице составляет 0.2 евро.

Такси

Такси в Баку – это фиолетовые лондонские кэбы! Местные жители их называют «баклажанчики», производство кэбов в позапрошлом году продано англичанами китайцам, согласно контракту в столицу Азербайджана должно быть поставлено 3000 таких фиолетовых машин. В Баку их сейчас около 1000 штук. Первые машины «LondonTaxi» GeelyTX4 поступили в Азербайджан в 2011 году.
Стоит добавить, что в салон такой машины помещаются 5 пассажиров, причем, спереди вместо пассажирского места – багажник. Водители говорят, что конструкция машины отличается повышенной безопасностью, т.к. кабина водителя и пассажиры разделяются стеклом, есть только окошко для кассы.
Километр проезда стоит примерно 4 евроцента. Ездят таксисты, кстати, строго по счетчику!
Бензин в Баку стоит 60 гяпиков за литр 95-го, 55 гяпиков – за А93, и 45 копеек за литр дизельного топлива (это примерно 0,7, 0,6 и 0,5 евро за литр соответственно).
Тарификация по счетчику: посадка 1 евро, км – 0,6 евро. Чтобы воспользоваться услугой вызова «лондонских» такси достаточно позвонить в компанию Baku Taxi Company на короткий номер *9000.
Еще одна удобная круглосуточная служба такси компании «Мотор-Сервис» принимает заказы по номеру (+99412) 189.
Такси в регионах стоит 1-2 маната. Кроме того в провинции пока остались аутентичные «жигули» с горячими водителями. В этом есть своя романтика восточного темперамента!

Метро

Баку – крупный мегаполис и самый быстрый путь перемещения по нему – это метро. Как и любое постсоветское метро, бакинский метрополитен – образец торжества дизайна и архитектуры (но фотографировать внутри, увы, нельзя). Чего стоит одна только станция метро «Низами Гянджеви», получившая название в честь знаменитого азербайджанского поэта. Станция является одной из красивейших в Бакинском метрополитене. Торец подземного зала украшают мозаичный портрет Низами Гянджеви и панно на темы из его произведений, за авторством народного художника СССР Микаила Абдуллаева.
Стоимость проезда в метро 20 гяпиков (0.2 евро).
Подробнее с историей, деятельностью и схемами проезда в бакинском метрополитене можно ознакомиться на сайте metro.gov.az, представленном на трех языках – азербайджанском, русском и английском.

Прокат

В аэропорту Баку есть представительства практически всех прокатных агентств. Стоимость аренды составляет примерно $50 в день за седан начального уровня. Автомобиль можно арендовать как с водителем, так и без.
В целом, путешествовать по стране удобно и просто, страна относительно небольшая и на переезды не уходит много драгоценного времени, везде вдоль дорог расположены многочисленные закусочные, где за 5-8 евро с человека вас накормят невероятно сытным и вкусным обедом с обилием мясных блюд.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *