Мост айрон бридж

Описание объекта

Деталь Чугунного моста

Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО выделяет пять основных объектов на территории ущелья:

  • Колбрукдейл сохранил ряд построек XVIII и XIX веков. В этом месте в 1709 году была разработана технология промышленного применения кокса. Автором разработки является Абрахам Дерби I.
  • Чугунный мост, построенный в 1779 году Абрахамом Дерби III, дал название местности и поселению. Восточная часть моста построена еще в 1757 году. Чугунный мост является первым металлическим мостом в мире.
  • Хей-Брук-Вали представляет собой большой музей под открытым небом, который возвращает туристов в викторианскую эпоху конца XIX века. На территории представлены остатки доменной печи. Живописная долина соединяет каналы Шропшир и Колпорт, связанные с рекой Северн.
  • Джекфилд — небольшое поселение на южном берегу реки Северн, в котором производили декоративную керамическую плитку.
  • Индустриализация достигла селения Колпорт в конце XVIII века. Расположенный на северном берегу реки Северн в восточной части объекта посёлок известен тем, что одним из первых использовал труд китайских рабочих. С 1796 по 1926 год на фабрике в Колпорте, крупнейшей в стране, производили фарфоровые изделия.
Вид с моста вниз по течению Работы на мосту Аэрофотосъёмка

Примечания

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 371
рус. • англ. • фр.
  1. 1 2 3 4 Ironbridge Gorge (англ.). ЮНЕСКО. Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 7 мая 2010.
  2. Jackfield Tile Museum (англ.). The official tourism website for Shropshire. Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 7 мая 2010.
  3. Coalport China Museum (англ.). The official tourism website for Shropshire. Архивировано из первоисточника 25 апреля 2012. Проверено 7 мая 2010.

Всемирное наследие ЮНЕСКО в Великобритании
Англия Айрон-Бридж · Бат · Бленхеймский дворец · Вестминстерский дворец, Вестминстерское аббатство и церковь Святой Маргариты · Горнопромышленный ландшафт Корнуолла и Западного Девона · Даремский замок и Даремский собор · Кентерберийский собор, аббатство Святого Августина и церковь Святого Мартина · Королевский ботанический сад в Кью · Парк Стадли и развалины Фаунтинского аббатства · Ливерпульский порт · Лондонский Тауэр · Вал Адриана · Приморский Гринвич · Солтейр · Стоунхендж и Эйвбери · Фабрики в долине реки Дервент · Юрское побережье
Северная Ирландия Дорога гигантов
Уэльс Акведук Понткисиллте · Горнопромышленный ландшафт Блэнавона · Замки Эдуарда I в Уэльсе
Шотландия Нью-Ланарк · Памятники неолита на Оркнейских островах · Вал Антонина · Сент-Килда · Старый и Новый город в Эдинбурге
Британские
заморские
территории
Сент-Джордж · Острова Гоф и Неприступный · Тристан-да-Кунья · Хендерсон

Чугунный мост

Видео: Чугунный мост в Айронбридж

Основные моменты

Айронбридж имеет длину 60 м и высоту 13,7 м. Центральный пролет протянулся на 30,5 м. Конструкция состоит из 800 деталей, для изготовления которых было использовано 379 тонн чугуна. Чугунный мост стал первым в своем роде, поэтому его собирали при помощи традиционных плотницких технологий. Для отдельных частей рамы применяли соединения типа «ласточкина хвоста» или «шип-паз», а половины ребер и верх арочного пролета скрепляли болтами.

Айронбридж стал образцом для новых мостовых конструкций в Англии. Используя наработанный опыт, в конце XVIII – начале XIX века в стране построили еще несколько мостов, причем для их возведения потребовалось уже меньше чугуна. В 1934 году было принято решение сохранить мост для истории. Движение по нему прекратили, и место было объявлено памятником индустриализации страны. В наши дни, недалеко от Чугунного моста, на правом берегу реки открыт музей «Iron Bridge Tollhouse», рассказывающий об истории промышленного освоения долины Северна в XVII-XIX веках.

История строительства Чугунного моста

В районе Чугунного моста берега Северна имеют характерный красноватый оттенок. Причина этого – богатые запасы гематита или красного железняка, из которого выплавляют чугун. Из-за обилия полезных ископаемых, начиная с XVII века, ландшафт в ущелье начал меняться, становясь все более индустриальным. В 1709 году в селении Колбрукдейл Абрахам Дарби I изобрел технологию промышленного использования кокса. Здесь было открыто несколько фабрик, и население района стремительно росло.

В начале XVIII века через реку Северн существовали только паромные переправы. Их было недостаточно для перевозок промышленных грузов, из-за чего остро встал вопрос о возведении нового моста, причем такого, который бы не мешал судоходству на реке. Инициатива строительства арочного моста исходила от английского архитектора Томаса Притчарда. С 1755 года в Шропшире находились доменные печи изобретателя и сталепромышленника Джона Уилкинсона, поэтому архитектор выступил с предложением отливать детали из дорогостоящего чугуна.

Основной проект сооружения был готов 1775 году, однако через два года, когда строительство Айронбриджа только началось, Притчард умер. Руководить всеми работами взялся владелец чугунолитейного завода Абрахам Дарби III. Дело было совершенно незнакомым, и чтобы изготовить крупные части мостовой конструкции, пришлось разрабатывать принципиально новые инженерные решения. Финансирование строительства обеспечили путем выпуска акций, а недостающие 3200 фунтов стерлингов добавил сам Дарби. Тем не менее итоговая стоимость проекта оказалось значительно выше расчетной, владелец завода имел большие убытки и много лет выплачивал долги.

Чугунный мост был собран летом 1779 года и начал эксплуатироваться к началу 1781 года. В начале XIX века было замечено, что Айронбридж покрыт трещинами, причинами которых стало напряжение металла, вызванное подвижками грунта и каменных опор. Мост стали ремонтировать, а в 1821 году опору на южной стороне заменили на более легкую, сделанную из чугуна.

Как добраться

Чугунный мост находится в 50 км к северо-западу от Бирмингема, а городе Телфорд, который удален от столицы Англии на 242 км. Дважды в день сюда ходят прямые поезда из Лондона. Кроме того, до Телфорда можно добраться на поездах, с пересадкой в Вулвергемптоне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *