Содержание
КАК ДОБРАТЬСЯ ИЗ АЭРОПОРТА ПОРТУ В ЦЕНТР ГОРОДА
В Порту один международный аэропорт (Aeroporto Francisco Sá Carneiro), который находится недалеко от центра города и имеет один терминал.
Инфографика. Как добраться из аэропорта Порту в центр (2016)
Добраться из аэропорта в центр Порту можно несколькими способами:
станция метро «Aeroporto» фиолетовой линии Е находится прямо на выходе из аэропорта. Метро работает с 06:00 до 01:00 (первый поезд из аэропорта уходит в 05:58, последний в 00:36), но приготовьтесь к тому, что поезда метро ходят очень редко, а в сторону аэропорта или от него вообще раз в 30 минут. Без учета времени ожидания поезда, до центра вы доберетесь за 30-40 минут. Метро, как и весь транспорт города, разделено на зоны, соответственно, стоимость проезда зависит от того, из какой зоны в какую вы планируете совершить поездку. Аэропорт находится в зоне N10, центр Порту — это зона С1, для того, чтобы добраться до зоны С1 необходимо пересечь 3 зоны, поэтому для такой поездки необходим проездной Z4. Подробнее о логике зон рассказано ниже в разделе «Общественный транспорт». Стоимость проезда из аэропорта до центра Порту (например, для проезда до станции метро Sao Bento, рядом с одноименным вокзалом, необходимо приобрести поездку Z4) составит 1,85 € (+ 0,60 € стоит карточка ANDANTE Blue, которая покупается единожды и впоследствии пополняется). Стоимость проездного ANDANTE 24 на 1 сутки для зон Z4 составляет 6,40 €.
Метро Порту.
Автобус
В Порту развитая сеть автобусов, которая включает в себя как дневные, так и ночные автобусы. В различные районы города из аэропорта Порту отправляются следующие маршруты автобусов: маршрут №601 «Aeroporto — Cordoaria», маршрут №602 «Aeroporto — Cordoaria (via Padrão Moreira)» и маршрут №604 «Aeroporto — São João Hospital (via Crestins)». Автобусы курсируют с 05:30 до 00:30 каждые 25 минут. Также существует и ночной маршрут № 3M «Aeroporto — Av. dos Aliados», который ходит с 01:00 до 05:00 каждый час. Время в пути от аэропорта до конечной остановки – около 40 минут. Ознакомиться с подробным расписанием и остановками вам поможет планировщик маршрутов на официальном сайте. Стоимость проезда из аэропорта до центра Порту (то есть из зоны N10 до зоны С1) составит 1,85 € (+ 0,60 € стоит карточка ANDANTE Blue, которая покупается единожды и впоследствии пополняется). Стоимость проездного ANDANTE 24 на 1 сутки для зон Z4 составляет 6,40 €. Вся дополнительная информация доступна на официальном сайте общественного транспорта Порту STCP.
Автобусы Порту
Аэробус
С 10:00 до 18:25 из аэропорта каждый час в центр города отправляются аэробусы компании Transdev. Конечной остановкой в центре Порту является автобусная станция Gare Rodoviaria, расположенная на улице Rua Alexandre Herculano. Время в пути до конечной станции 30 минут. Стоимость проезда в одну сторону – 2,65 €. Расписание и актуальные цены на официальном сайте.
Шаттл
Если вы готовы заплатить немного больше, но поехать в комфортабельной маршрутке от аэропорта до указанного вами адреса, то можно воспользоваться услугами специальных организаций. Вы заранее заполняете форму, указываете ваш рейс и нужный вам адрес, и в зоне прилета вас будет ждать водитель. Такое удовольствие стоит всего лишь 9 € с человека, если вас двое (или по 7 €, если вас трое или больше).
Цена поездки на такси из аэропорта в центр города обойдется вам в среднем в 25 €, время в пути до центра города около 20-30 минут.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ ПОРТУ
Общественный транспорт Порту состоит из метро, автобусов, трамваев, фуникулеров и электричек. Для метро, автобусов и электричек есть единые проездные, для фуникулеров и трамваев — отдельные билеты.
Инфографика. Общественный транспорт Порту (2016)
Транспортная сеть города разделена на зоны, соответственно, стоимость проезда зависит от того, из какой зоны в какую вы планируете совершить поездку. Зон несколько десятков и разобраться с ходу бывает сложно, поэтому расскажем об этом подробно. Название зоны состоит из двух символов: буквы и цифры. Всего три варианта: C1, C2, C3 и так далее (центр Порту), N1, N2, N3 и так далее (северные районы), S1, S2, S3 и так далее (южные районы). Чем больше зон вы пересекаете — тем дороже стоимость поездки. Если вы едете из одной зоны в любую соседнюю зону, то это называется Z2 (то есть ваша поездка в пределах любых двух зон, например, поездка из зоны С1 в зону С2 или С6), если же вы едете из одной зоны в зону, которая прилегает к любой из соседних зон, то это уже Z3 (то есть ваша поездка в пределах любых трех зон, например, поездка из зоны С1 в С3, С5, С8 или S9) и так далее по увеличению количества пересекаемых зон. Максимальное количество пересекаемых зон — Z12. Чтобы стало более понятно — можно ознакомиться с картой Zonamento Andante на официальном сайте. С помощью этой карты вы можете выделить зону, откуда вы будете выезжать, и карта покажет сколько вам надо пересечь зон (Z2, Z3, Z4 и так далее), чтобы добраться в место назначения.
Если вы не подготовились заранее — не переживайте, на месте вам помогут разобраться терминалы для покупки билетов. Такие терминалы есть на каждой станции метро и на них наклеен перечень всех остальных станций с указанием количества пересекаемых зон до них – Z2, Z3, Z4 и т.д. (т.е. расчет ведется с той станции, на которой вы сейчас находитесь).
Для проезда на метро, автобусах и электричках необходимо приобрести проездной ANDANTE Blue. Карточка стоит 0,60 € — покупается единожды и впоследствии пополняется. Одна поездка в пределах Z2 (то есть из одной любой зоны в любую соседнюю) обойдется в 1,20 €, в пределах Z3 — 1,50 €, Z4- 1,85 €, Z5 — 2,30 € и так далее. Самое главное — каждый раз пользуясь транспортом необходимо приложить карточку к валидатору, иначе вы будете ехать «зайцем».
Вы сразу можете загрузить на карту 1, 2, 5 или 10 поездок в пределах нужного количества зон (например, 10 поездок в пределах Z3). Причем если вы загрузили на карту 5 поездок по Z2, а хотите потом купить поездки Z4, то сначала вам надо истратить все поездки по Z2 и потом уже загрузить на карту новые для Z4 или просто купить еще одну карту. В зависимости от того какие поездки вы приобрели — зависит и время в пути. Например, если вы приобрели поездки в пределах Z2, то у вас есть 1 час с момента валидации проездного — в течение этого времени вы можете осуществлять сколько нужно пересадок, но в пределах этих зон. Для Z3 — 1 час, Z4 — 1 час 15 минут, Z5 — 1 час 30 минут и так далее.
Также есть возможность загрузить на карту проездной на 24 часа — ANDANTE 24. С помощью такого проездного вы можете ездить сколько угодно в течение этого времени в пределах того количества зон, на которые вы купили проездной. ANDANTE 24 для Z2 стоит — 4, 15 €, для Z3 — 5,20 €, для Z4 — 6,40 € и так далее. У многих сразу возникает вопрос — если у вас безлимитный проездной на Z2 (т.е. на поездку из одной зоны в другую), то таким образом можно передвигаться через все зоны, просто каждый раз валидируя билет. Такое действительно возможно, но не забывайте про время действия билета. Вы сможете его провалидировать на поездку в пределах новых двух зон, только после того, как пройдет ровно 1 час с момента первой валидации.
Если же вы не хотите задумываться о зонах и хотите пользоваться общественным транспортом много и на полную катушку, то рекомендуем рассмотреть карточку ANDANTE Tour. Данный проездной бывает двух видов: на 1 сутки и на 3 суток и позволяет путешествовать в пределах любых зон и на основных видах транспорта Порту: метро, автобусы, пригородные электрички. Стоимость такого проездного: Andante Tour 1 (24 часа с момента активации) – 7 €, Andante Tour 1 (72 часа с момента активации) – 15 €. Конечно, такой проездной будет удобен, если вы планируете много ездить по городу и живете далеко от центра.
Актуальные цены и виды проездных можно посмотреть на официальном сайте метро Порту или на официальном сайте автобусов Порту STCP. Приобрести проездные можно в киосках Andante, которые есть на некоторых станциях метро, в терминалах, в офисах STCP, на почтах и так далее. Для удобства мы подготовили для вас небольшую брошюру: «Как купить карточку ANDANTE в кассовых терминалах Порту«, которую вы всегда можете скачать, чтобы распечатать или загрузить на телефон.
Хотелось бы сразу рассказать о карточке Porto Card, созданной для туристов, которые планируют посещать много музеев и достопримечательностей. Это стандартная карточка, аналог которой сейчас есть в каждом крупном городе, который принимает туристов. Porto Card позволит вам экономить на посещении музеев, экскурсий, достопримечательностей, магазинов, дегустаций, ресторанов и т.д. Где-то по данной карточке вход будет бесплатный, а где-то будет предоставлена скидка. Перечень огромный, поэтому перечислять его тут не имеет смысла, полный список доступен на официальном сайте. Стоимость такой карточки на 1 день – 6 €, на 2 дня – 10 € и на 3 дня – 13 €. Есть возможность приобрести карточку Porto Card с безлимитным количеством поездок на общественном транспорте в пределах любых зон (как с Andante Tour). С такой удобной опцией стоимость Porto Card повышается: на 1 день – 13 €, на 2 дня – 20 € и на 3 дня – 25 €. Выгодна ли эта покупка – решать вам, если вы планируете посетить множество музеев и часто пользоваться общественным транспортом, то определенно.
Метро
Метро Порту имеет 6 веток, более 80 станций и охватывает не только сам город, но и близлежащие города, входящие в агломерацию «Большой Порту»: Повуа-де-Варзин, Вила-ду-Конде, Майа, Матозиньюш, Вила-Нова-ди-Гайя и Гондомар. Метро работает с 06:00 и до 01:00. Также недавно была запущена круглосуточная работа метро: такой график работы по пятницам и субботам на желтой ветке D от станции Santo Ovídio до станции Hospital S. João и на синей ветке А от станции Estádio do Dragão и до станции Senhora da Hora; и только с июня по октябрь. Поезда в метро ходят довольно редко: в среднем раз в 10-15 минут, а на некоторых ветках вообще раз в 30 минут. Со схемой метро можно ознакомиться на официальном сайте. Также на официальном сайте есть удобный планировщик маршрутов, который позволит вам не только рассчитать время в пути, но и поскажет стоимость проезда и какой проездной (на сколько зон) вам для поездки необходимо приобрести. Для проезда в метро необходимо приобрести карточку ANDANTE, о видах которой подробно рассказано выше.
Автобусы
Автобусная сеть Порту насчитывает более 50 дневных маршрутов и 11 ночных. В среднем дневные маршруты курсируют с 05:00 и до 00:30, а ночные с 01:00 до 05:00, поэтому добраться из одной точки в другую можно круглосуточно. На официальном сайте есть удобный планировщик маршрутов, расписание всех автобусов, а также различные карты и схемы, которые могут вам пригодиться, чтобы спланировать перемещение по городу на автобусах. Для проезда на автобусе необходимо приобрести карточку ANDANTE, о видах которой подробно рассказано выше, но если вы этого не успели сделать, то билет можно купить у водителя, но он будет стоить дороже — 1,80 €.
Трамвай
В Порту осталось не так много трамвайных линий – на данный момент их только 3 (маршруты №1, 18 и 22), но это средство передвижения рекомендуется больше, как достопримечательность. Проехаться на старом трамвайчике по набережной реки Дору – отличное времяпрепровождение. Трамваи ходят с 08:00 до 20:55 каждые полчаса. Стоимость проезда – 2,50 €, билет приобретается при посадке у водителя. Расписание и дополнительную информацию можно получить на официальном сайте общественного транспорта STCP. Также в изучении маршрутов вам поможет брошюра, в которой они подробно описаны. От себя рекомендуем маршрут трамвая №1, который привезет вас к побережью Атлантического океана из центра Порту за 20-25 минут.
Трамвай Порто
Фуникулер
В городе работают 2 фуникулера, которыми пользуются не только туристы, но и местные жители. Первый фуникулер Funicular dos Guindais соединяет верхнюю часть города — район Batalha (остановка расположена на улице – Rua de Augusto Rosa) и нижнюю часть – район Ribeira (остановка расположена на улице Rua Gustavo Eiffel прямо под мостом Луиша I). Фуникулер работает с 08:00 и до 22:00 (с ноября по апрель до 20:00, а в августе и по выходным до полуночи), стоимость проезда в одну сторону – 2,50 €. Подробнее о фуникулере Funicular dos Guindais . Второй фуникулер расположен на противоположном берегу реки Дору со стороны Вила-Нова-ди-Гайя – Teleferico de Gaia. Он спускает вас вниз (или поднимает наверх) с моста Луиша I вдоль набережной. Время в пути составляет около 5 минут, работает фуникулер с 10:00 до 20:00 (в низкий сезон до 18:00 или 19:00). Стоимость проезда в одну сторону – 5 €, туда — обратно – 8 €. Приятным бонусом к покупке билета будет приглашение на бесплатную дегустацию портвейна Quevedo. Подробнее о фуникулере Teleferico de Gaia .
Электрички и поезда
В пригороды Порту или в другие города Португалии и Испании можно добраться с вокзалов Порту Сан-Бенту (Estação São Bento) или Кампанья (Estação de Campanhã). Пригородные электрички Порту (Comboios urbanos do Porto) имеют 4 основных направления (направление Авейру, Брага, Каиде/Марко де Канавесес, Гимарайнш), 82 станции и имеют радиус в 60 километров вокруг Порту. Для поездок на таких электричках вы можете использовать карточку ANDANTE, о видах которой подробно рассказано выше. Логика зон такая же, как и для метро и автобусов, ознакомиться с картой зон Zonamento Andante можно на официальном сайте. Более подробно о ценах до того или иного пункта назначения можно посмотреть в брошюре на официальном сайте, а ознакомиться со схемой маршрутов и направлений можно тут. Получить всю необходимую информацию, посмотреть расписание как пригородных электричек, так и поездов дальнего следования можно на официальном сайте железных дорог Португалии (CP — Comboios de Portugal), а также в разделе о пригородных электричках Порту.
Вокзал Порту. Сан-Бенто
Велосипеды
Как и в любом другом городе Европы – в Порту можно арендовать велосипед и осматривать город на железном коне. Ездить по весьма холмистому центру города, где очень много узких, петляющих улиц довольно сложно, а вот прокатиться по набережной вдоль реки Дору или добраться до отдаленных достопримечательностей – отличный вариант. Самая известная компания по аренде велосипедов – Porto Rent A Bike, которая помимо аренды предлагает очень интересные туры на велосипедах. Стоимость аренды велосипеда на 2 часа – от 6 €, на сутки – от 15 € (зависит от модели велосипеда). Поучаствовать в 3-часом туре на велосипедах, где вам экскурсовод покажет и расскажет об основных достопримечательностях Порту, обойдется вам в 25 € (если соберется группа больше 10 человек, то еще дешевле). Помимо туров на велосипедах, вам предложат туры и на сигвеях, но тут уже стоимость от 40 €.
Такси
Практически все такси в Порту ездят по определенным тарифам, которых целых 5 штук. Тариф № 1 – дневной тариф, действует с 06:00 до 21:00 по будним дням в пределах города, тариф №2 – ночной тариф действует с 21:00 до 06:00 по будням и целый день в выходные и праздничные дни в пределах города; остальные тарифы относятся к поездкам за город (стоимость по этим тарифам отличается в том, что возвращается ли такси пустым или поездка оплачивается туда-обратно). Стоимость поездки рассчитывается таким образом: за посадку вы платите 3,25 € (по тарифу №2 – 3,90 €), далее после того, как вы проехали 1800 метров начинает работать счетчик по 0,47 € за каждый километр (по тарифу №2 – 0,56 €). Причем имейте в виду, что за каждое место багажа берется отдельная оплата в 1,60 €, а за вызов такси по телефону с вас возьмут дополнительно 0,80 €.
Поймать такси можно просто выйдя на улицу и поднять руку, но обычно это возможно только в дневное время, когда на дорогах много свободных машин. В остальное время – может просто никто не остановиться, в таком случае найдите ближайшую стоянку такси и садитесь в машину в соответствии с очередью. Ну и, конечно же, можно вызвать такси по телефону или через приложение, но тогда к стоимости поездки добавится 0,80 €.
Вы всегда можете скачать данную информацию о Порту в формате PDF для печати и оперативного доступа (если у вас не будет доступа в интернет): «Брошюра. Общая информация о Порту«. Пусть это будет ваш маленький и бесплатный путеводитель!
! Вся предоставленная информация актуальна на 2016 год. Подробная информация – на официальных сайтах.
Информация была полезной? Хотите что-то добавить?
Я долго собирался с мыслями как лучше написать рассказ о португальском Порту. Как упорядочить все эмоции, впечатления, с новой силой накатывающие на меня, когда я вспоминаю нашу поездку, в принципе, спонтанную в этот прибрежный город?
Надеюсь, у меня получится придать художественную форму потоку воспоминаний о нескольких сентябрьских днях на побережье Атлантического океана.
В, относительно раннее, солнечное утро, самолет авиакомпании Ryanair коснулся шасси бетонки аэропорта Francisco Sa Carneiro города Порту, доставив нас с супругой из испанской Хироны.
Т.к. багажа, кроме ручной клади, мы не имели, минут через десять купили билеты на электрический поезд, который при въезде в город превратился в подземный вид транспорта.
Выйдя на станции Aliados в центре города и поднявшись на поверхность, мы замерли и открыли рты от увиденного. Благородного вида большая площадь из светлого камня, здания такого же цвета, залитые утренним солнцем. Это не передать словами – это надо просто видеть. Пожалуй, вид всей этой красоты и был самым сильным впечатлением от города.
Оправившись от изумления, мы достали распечатку карты с нахождением отеля и двинулись в нужном направлении.
Мы забронировали маленький отель Residencial S.Marino на площади Карлоса Альберто. Красота белой площади осталась позади, а мы поднимались все выше и выше. Т.е. мы шли, как и прежде по земле, но дорога шла в гору, следовательно, вместе с дорогой поднимались все выше и мы.
Второе впечатление от Порту – подъемы и спуски. Их в городе непомерное количество. Ровных мест мало. Передвигаться лучше на транспорте, лучше общественном. Т.к. с непривычки парковать машину на крутых наклонах будет непросто.
А мы все шли и шли, казалось, подъем этот никогда не кончится. Одна улица сменялась другой, но подъем оставался с нами. Как альпинисты радуются вершине горы, так и мы были рады, когда подъем отстал от нас и мы вышли на небольшую уютную площадь, что не маловажно, находящуюся на ровном месте. И это место было большое. Сама площадь маленькая, а место, не которой она находилась – большое. Но это не значит, что кроме площади там больше ничего не было. Там были великолепные небольшие здания, дружно слившиеся друг с другом, приятные улочки и много молодежи. Дорога от станции метро до нашего места назначения заняла минут 15-20 неспешным шагом.
Вежливо останавливаем человека, идущего нам навстречу. От незнания португальского языка, показываем карту с названием площади. Человек, спасибо ему большое, не пустился в художественное описание дальнейшего маршрута, а обвел широким жестом рукой вокруг себя. На португальском языке жестов это означало, что мы на месте. Вот она, Площадь Карлоса Альберто.
За памятником воину, среди тесно прижатых друг к другу зданий и находилась наша Резиденция. Она занимала весь дом, начиная со второго этажа и выше. Маленькая приемная стойка, за которой встречала гостей милая женщина, знавшая английский. А потом выяснилось, что и французский. Буквально по два, три номера на этаже. Нам выдали ключи, пожелали хорошего дня.
Окна нашего номера выходили на площадь. Как оказалось – это хорошо, т.к. в общем дворе ближайших зданий находился детский сад. И каждое утро округа озарялась веселыми португальскими детскими криками. Эту идиллию мы каждое утро слышали за завтраком. Столовая выходила как раз во двор и имела уютную террасу. Крики маленьких португальских граждан нас совершенно не смущали. Они, крики, органично вписывались в окружающий ландшафт и атмосферу жизни города.
Решено провести разведку окрестностей. Но сначала надо решить вопрос с передвижением. Вопрос решается покупкой билета на Bus Touristic. Контор, предлагающих автобусные экскурсии по системе hop on – hop off две. У девушки в приемной покупаем два билета на автобус компании Yellow Bus – это желтые автобусы с надписью Official Sightseeing Tours.
Если будете в тех краях и захотите обзорную экскурсию или использовать как средство передвижения по городу, туристический автобус, покупайте билеты на автобусы второй компании. В ее арсенале такие же автобусы, но красного цвета. Название этой «красной» компании — City Sightseeing Worldwide. Как показала практика, красные автобусы ходят чаще, в нашем случае это был важный фактор. Маршруты обеих компаний примерно одинаковы. В одинаковой степени затрагивают все исторические места города и окрестностей.
Твердое решение приобрести билеты на туристический автобус для передвижения по городу сформировалось после дневной прогулки по окрестностям. Наша резиденция находилась на одном из самых высоких, скажем так, холмов. Почти вся историческая красота была намного ниже. Но и там присутствовали свои спуски и подъемы. Преодолевать их лучше в кресле автобуса, чем на своих ногах.
Справедливости ради надо сказать, что город омывается Атлантическим океаном только с запада. Вся южная часть города простирается вдоль реки Дору, через несколько километров впадающей в Атлантический океан.
На улице + 36 градусов тепла, но, из-за прохладного ветра, жары не чувствуется. Мы вышли из резиденции, пересекли площадь и вышли к красивейшему зданию – Церкви de Carmo. Белоснежный дом, украшенный картинами из голубой мозаики. Дальше за церковью начиналась череда домов, относящихся к городскому госпиталю, а прямо перед нами на небольшой площади возвышалось монументальное серое здание факультета науки Университета Порту. Университет Порту является крупнейшим в Португалии. Состоит из нескольких факультетов, здания которых разбросаны по всему городу. И студенты. Студенты нам попадались везде. В любое время суток, в разных уголках города.
Определить, что перед тобой студент было просто. Они носили черную накидку из толстой ткани, черную униформу. Наше пребывание в Порту совпало с разгаром студенческой активности и круговорота мероприятий, смысл которых, большей частью, оставался для нас загадкой. Студенты в черных плащах, вооруженные большими деревянными ложками, водили за собой, великие по численности группы молодежи, построенные в правильные колонны, одетые в одинаковые футболки.
И эти колонны перемещались по всему городу без какой-то видимой цели, либо нам не известной. На площади перед факультетом было всегда людно. Одна колонна людей, ведомая и замыкаемая людьми в черном, сменяла другую. Площадь пустела буквально на минуту. Как только одна колонна исчезала за углом, на ее месте происходило построение новой.
А вечером, на той же площади, в тех же самых накидках, те же самые студенты отдыхали после трудов праведных.
Мы повернули налево от факультета и начали спускаться к воде. Спуск, начавшийся от Площади Карлоса Альберто, преследовал нас всю дорогу до набережной города.
Португальский Порту. Часть 2.
(c) Материал и фотографии авторские.
Насколько полезна эта статья?