Экспрессионизм. Э. Кирхнер «Улица», Э. Нольде «Танец вокруг золотого тельца»
Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»). Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталистической цивилизации, первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. В искусстве распространены мотивы боли и крика. Так, в Италии, которая в то время представляла собой памятник собственному былому величию, в качестве протеста против старой культуры зародился футуризм. Богатые традиции художественного формотворчества Франции привели к тому, что там зародился кубизм, а мирные островок спокойствия, которым в то время была Швейцария, оказался родиной дадаизма. Не осталась в стороне и Германия. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Истоки экспрессионизма в изобразительном искусстве следует искать в богатстве и многообразии немецкой культуры, которая послужила основой этому направлению в искусстве. Для немецкого изобразительного искусства весьма характерен поиск эстетики уродства. Еще со времен средневековья немецкие художники каким-то волшебным образом могли находить прекрасное в отвратительном, красоту — в безобразном.
Кроме того, на живопись экспрессионизма оказало влияние творчество готических мастеров, Эль Греко и Питера Брейгеля Старшего. Во многом, заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока и Океании — все это причудливо смешивалось, и превращалось в весьма самобытные картины экспрессионизма.
Представители экспрессионизма предлагали отказаться от действительности ради погружения в субъективные переживания. Культ индивидуализма в экспрессионестической живописи странным образом сочетался с постоянным стремлением к объединению.
Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Ими стали студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Фриц Блейль, Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Будучи неудовлетворенными своим архитектурным образованием, они стали собираться для совместных сеансов рисования с натуры. Название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие.
Особенности техники экспрессионистов
отказ от светотени и передачи пространства;
нарочито плоскостное изображение;
концентрация на передаче эмоций, а не сюжетов;
поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе;
поиск новых, агрессивных образов;
стремление выразить в живописи тревогу, дискомфорт;
цвет, считали экспрессионисты, обладает собственным смыслом, он способен вызывать определённые эмоции, ему придавали символическое значение.
Открыли такие особенности живописи, как:
повышенное напряжение цветовых контрастов;
выявление структурного костяка предметов;
усиление энергетики формы путем использования открытых кричащих цветов;
гротескная передача лиц, поз и жестов изображенных фигур стала основой причудливой эстетики экспрессионизма, и позволила выделить сильные эмоции изображенных на полотнах образов.
Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Художники, входившие в это объединение, смогли по-новому осмыслить эстетику, и создать художественный стиль, который представлял собой принципиально новый подход к восприятию действительности.
Экспрессионизм XX века часто находился под давлением, художники подвергались гонениям. Так, нацисты, пришедшие к власти в Германии, устроили чудовищную по степени своего цинизма акцию. В 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство». Выставленные на ней картины экспрессионизма подлежали уничтожению.
Несмотря на все внутренние противоречия и особенности, экспрессионизм оказал громадное влияние на развитие изобразительного искусства. Полотна Кирхнера, Нольде, Модильяни, Мунка, Кандинского и многих ярких представителей экспрессионизма изменили восприятие людей, сдвинули точку зрения и подготовили мир к восприятию нового, еще более причудливого и порой странного искусства.
Эрнст Кирхнер.
Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938) — немецкий живописец и график, один из основоположников немецкого экспрессионизма. Эрнст Кирхнер учился в Саксонском высшем техническом училище на архитектурном отделении, параллельно брал уроки живописи в школе “Обриста и Депшица” в Мюнхене.
В его ранних живописных работах чувствуется сильное влияние Мунка и Ван Гога. В картинах нет глубины пространства, напротив, художник как бы выталкивает фигуры на зрителя. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен.
В 1937 г. гитлеровское правительство конфисковало более шестисот работ Крихнера, присвоив им ярлык «дегенеративности». Удар был слишком тяжел. В начале 1938г. мастер покончил с собой.
Эмиль Нольде.
«Мой прекрасный, мой трагический мир» — так Эмиль Нольде определил однажды образы, которые рождались в его душе. Родился Нольде в деревне, на севере Германии. У Нольде мистическое и возвышенное сочетается с наивным, бытовым.
Грубая выразительность, искажение формы и цвета как проявление напряженного чувства — все эти черты характерны для экспрессионизма.
Танец вокруг золотого тельца: Нольде часто обращался к религиозной тематике. Он искажает пропорции фигур, утрирует жесты. Его краски — это тревожные вспышки желтого, красного, фиолетового.