Купер угон самолета

Ди Би Купер

Эту страницу предлагается переименовать в Дэн Купер. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К переименованию/11 марта 2019. Пожалуйста, основывайте свои аргументы на правилах именования статей. Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения. Переименовать в предложенное название, снять этот шаблон.

Ди Би Купер

англ. Dan Cooper


Фоторобот Дэна Купера

Прозвище

Д. Б. Купер (D. B. Cooper)

Дата рождения:

XX век

Ди Би Купер на Викискладе

Рейс 305 Northwest Airlines


Boeing 727-51 авиакомпании Northwest Airlines, идентичный захваченному

Общие сведения

Дата

24 ноября 1971 года

Время

14:58—20:13 PST

Характер

Угон самолёта

Причина

Требование выкупа

Место

воздушное пространство между Портлендом (Орегон) и Сиэтлом, США

Воздушное судно

Модель

Boeing 727-51

Авиакомпания

Northwest Airlines

Пункт вылета

Портленд (Орегон)

Остановки в пути

Сиэтл/Такома, Сиэтл (Вашингтон)

Пункт назначения

Рино-Тахо, Рино (Невада)

Рейс

Бортовой номер

Дата выпуска

9 апреля 1965 года (первый полёт)

Пассажиры

Экипаж

Погибшие

Раненые

Рейс 305 Northwest Airlines на Викискладе

Дэн Купер (англ. Dan Cooper) — псевдоним американского преступника, который 24 ноября 1971 года захватил самолёт Boeing 727-51 авиакомпании Northwest Orient Airlines, следовавший из Портленда (Орегон) в Сиэтл. Получив выкуп в 200 тысяч долларов, угонщик выпустил пассажиров, заставил пилотов взлететь и выпрыгнул с парашютом примерно в 50 километрах на северо-восток от Портленда. Из-за журналистской ошибки угонщик стал известен как Д. Б. Купер (D. B. Cooper), поскольку на первых этапах расследования портлендская полиция проверяла на причастность к преступлению жителя Орегона с таким именем.

Несмотря на продолжительное расследование, ФБР не удалось ни установить личность угонщика, ни выяснить его дальнейшую судьбу, и в июле 2016 года расследование было официально приостановлено. Случай с Дэном Купером остаётся единственным нераскрытым угоном самолёта в истории коммерческой авиации.

Хронология событий

Угон самолёта

В среду 24 ноября 1971 года, перед Днём благодарения в США, мужчина среднего возраста подошёл к стойке регистрации компании Northwest Orient Airlines в аэропорту Портленда и, назвавшись Дэном Купером, купил билет в один конец на получасовой рейс до Сиэтла. В самолёте он занял место в 18 ряду в задней части салона, закурил и заказал бурбон с газировкой.

В 14:50), через 8 минут после взлёта, Купер передал записку стюардессе Флоренс Шаффнер, которая сидела на откидном кресле, присоединённом к двери в хвостовой части самолёта. Она подумала, что Купер даёт ей свой номер телефона, поэтому положила записку себе в карман. Но он наклонился ещё ближе и сказал: Мисс, вам лучше взглянуть на записку. У меня бомба. После прочтения угонщик забрал записку, но её содержание было примерно следующим: «У меня в портфеле бомба. Я использую её, если посчитаю необходимым. Я хочу, чтобы вы сели рядом со мной.».

Стюардесса попросила показать ей бомбу. Пассажир открыл портфель, в котором стюардесса увидела красные цилиндры, большую батарейку и провода. Закрыв портфель, угонщик попросил стюардессу передать пилотам свои требования: предоставить ему 200 тысяч долларов в 20-долларовых непомеченных купюрах, два набора парашютов и бензовоз для дозаправки в аэропорту Сиэтла.

Командир сообщил о случившемся диспетчеру аэропорта Сиэтл-Такома, а пассажиров предупредили, что из-за «небольших технических трудностей» прибытие будет отложено. Глава авиакомпании Дональд Найроп принял решение предоставить выкуп и дал сотрудникам указание выполнять требования угонщика.

Освобождение пассажиров в обмен на условия

В 17:24 угонщику сообщили, что его требования выполнены. Он разрешил пилотам посадить самолёт в международном аэропорту Сиэтл-Такома. Рейс 305 приземлился в 17:39. Затем Купер приказал пилотам рулить самолёт на отдалённую секцию ВВП и погасить огни в кабине, чтобы снайперы не могли видеть происходящее в ней. Купер потребовал от УВД Сиэтла послать человека с деньгами и четырьмя парашютами к самолёту без сопровождения. Служащий доставил деньги и парашюты через дверь в хвостовой части самолёта. Затем Купер отпустил всех пассажиров и двух стюардесс — Элис Хэнкок и Флоренс Шаффнер. КВС, второй пилот, бортинженер и стюардесса Тина Муклоу не были отпущены.

В ФБР были озадачены планами Купера и его запросом на четыре парашюта. Также агенты были озадачены, был ли на борту его сообщник. До этого в истории никто ни разу не пытался прыгнуть с парашютом из угнанного пассажирского самолёта. Пока самолёт заправляли, чиновник федерального управления гражданской авиации, который хотел объяснить Куперу последствия воздушного пиратства, подошёл к двери самолёта и попросил у Купера разрешение зайти на борт. Тот отклонил просьбу чиновника. Угонщик подозрительно отнёсся к тому, что заправка всё ещё не была закончена, хотя прошло уже 15 минут. Он пригрозил взорвать самолёт, из-за чего команда заправщиков оперативно попыталась ускорить, а затем завершила процесс дозаправки.

Прыжок в неизвестность

Плакат ФБР о розыске Д. Б. КупераКомпьютерная реконструкция прыжка Дэна Купера из самолёта

После заправки, тщательной проверки выкупа и парашютов, переговоров и оценки планов полёта Купер разрешил пилотам взлететь примерно в 19:40. Во время взлёта Купер попросил стюардессу Тину Муклоу, которая до этого сидела с ним, пройти в кабину пилотов и оставаться там. Спустя некоторое время в кабине экипаж заметил вспышку индикатора о том, что Купер попытался открыть дверь. Экипаж начал замечать изменения давления воздуха в кабине. Купер открыл хвостовую дверь и выпрыгнул из самолёта. С этого момента его больше никто не видел.

ФБР полагает, что он выпрыгнул в 20:13 над юго-западной частью штата Вашингтон, так как трап хвостовой части в этот момент отклонился, скорее всего, под весом Купера. Во время прыжка Купера самолёт проходил через грозовую область, отгороженную от любых источников света с земли покровом облаков. Вследствие плохой видимости прыжок не был замечен истребителями F-106 ВВС США, сопровождавшими самолёт.

Предполагалось, что он приземлился на юго-востоке, около озера Мервин, в 48 километрах севернее Портленда (45°57′ с. ш. 122°39′ з. д.HGЯOL). Через 2,5 часа после вылета из Сиэтла, примерно в 22:15, рейс NW305 благополучно приземлился в Рино (штат Невада) с опущенным задним трапом. Аэропорт и взлётная полоса были окружены агентами ФБР и местной полицией. После связи с пилотами было установлено, что Купер исчез. Агенты ФБР поднялись на борт самолёта, чтобы найти хоть какую-то оставленную улику. Они восстановили несколько отпечатков пальцев и нашли два из четырёх парашютов. Тщательное прочесывание местности, где предположительно должен был приземлиться Купер, не дало результатов. Купер найден не был, равно как и его портфель с бомбой, деньги и два других парашюта. Люди, с которыми Купер взаимодействовал на борту самолёта и на земле, были допрошены для составления фоторобота.

По состоянию на 2009 год, ФБР утверждает, что рисунок представляет собой точное подобие Купера, потому что многие лица, опрошенные одновременно в разных местах, дали практически идентичные описания.

Варианты дальнейшей судьбы угонщика

Купюры, найденные Ингрэмами

Через три недели после угона рейса NW305 в редакцию газеты «Los-Angeles Times» пришло письмо следующего содержания:

Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолёта был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошёл бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдёт. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку.

Однако многие сомневались, что письмо было написано действительно Купером, а не каким-то шутником, который считал, что Купер погиб при прыжке, упав в реку.

В 1980 году отец и сын Гарольд (англ. Harold Ingram) и Брайан Ингрэмы (англ. Brian Ingram) нашли на берегу реки Колумбия-ривер к северо-западу от Портленда пачку старых выцветших 20-долларовых купюр, предположительно принесённых течением сверху, с севера. Всего они нашли $ 6000.

Эксперты сверили их серийные номера с номерами банкнот, выданных Куперу, и подтвердили, что это часть добычи Купера. Для многих это послужило доказательством того, что Купер действительно погиб.

Личность Купера

Дело угонщика рейса Northwest Airlines-305 Д. Б. Купера было приостановлено в 2016 году, его личность доподлинно не установлена. Назывался ряд кандидатур, делались разные предположения, кто-то из подозреваемых сам утверждал, что является Дэном Купером, но тем не менее ни одна из версий не подтвердилась.

Американский эксперт Том Кайе (англ. Tom Kaye) среди прочих версий выдвинул гипотезу, что Купер, возможно, работал на компанию «Boeing» или участвовал в разработке пассажирского авиалайнера Boeing 2707. Возможно, он был инженером или менеджером на одном из предприятий, или одним из подрядчиков. К таким выводам эксперты пришли, взглянув при помощи мощного электронного микроскопа на галстук Купера. На нём были обнаружены следы более 100 000 частиц, среди которых были церий, стронций, сульфид и титан. Эти вещества в начале 1970-х годов применялись редко и получить доступ к ним обычному человеку было тяжело. По их мнению, Купер мог так же работать на химическом или металлургическом предприятии.

По другой версии, Купер, скорее всего, служил в ВВС, мог работать на военных или транспортных самолётах и занимался сбросом грузов. В армии он мог получить навыки парашютных прыжков.

Среди возможных кандидатов — 33-летний Роберт Р. Лепси (англ. Robert R. Lepsey), менеджер из магазина в штате Мичиган, пропавший за 2 года до угона рейса 305. Родные говорили, что опознали его по фотороботу; ещё, по их словам, он носил такие же галстук и туфли, какие были на угонщике.

Ещё один более-менее серьёзный (но все же не доказанный) кандидат — житель Калифорнии Роберт У. Рэкстро (англ. Robert W. Rackstraw). Он принимал участие в боевых действиях во время Вьетнамской войны и был пилотом гражданской авиации; он и до этого попадал в поле зрения полиции, когда его арестовали по подозрению в мошенничестве и хранении взрывчатки.

Само имя Дэн Купер, скорее всего, вымышленное. Так звали героя франко-бельгийского комикса — смешного, но героического канадского пилота. Назначая сумму выкупа, угонщик потребовал «свободно обращающуюся американскую валюту» (Negotiable American Currency); такие словесные обороты не свойственны тем, кто родился, вырос или всю жизнь прожил в США.

Д. Б. Купер в массовой культуре

  • Благодаря широкой известности и необычности дело Д. Б. Купера вошло в национальную культуру США, найдя отражение в кинематографе, литературе и музыке. Отсылки к этим событиям встречаются в таких телесериалах, как «Во все тяжкие», «Побег», «Кости», «Хранилище 13», «4исла», «Воздействие», «Лучше звоните Солу».
  • Сюжет ряда произведений, как в приключенческой комедии «Трое в каноэ», строится на поиске денег Купера. Таким же образом эта история использована в повести российского писателя Геннадия Прашкевича «Ловля ветра», где Купер выведен под именем Герберт Шеббс.
  • В ежедневном комиксе «Dilbert» Скотта Адамса персонаж Догберт демонстрирует в своём «музее странного и удивительного» останки Д. Б. Купера: торчащие из земли человеческие ноги и раскрытый парашютный ранец, из которого выглядывает зонтик для коктейлей. Догберт сопровождает демонстрацию комментарием: «Он понял, что не стоит пользоваться парашютом, если его тебе дали люди, которых ты только что ограбил».
  • Д. Б. Купер — фамилия и инициалы агента ФБР Дейла Бартоломео Купера, одного из ключевых персонажей телесериала «Твин Пикс».

Примечания

  1. По покупательной способности сумма эквивалентна 1,2 миллионов долларов 2019 года
  2. Здесь и далее указано Тихоокеанское стандартное время — PST
  1. Consumer Price Index Inflation Calculator (англ.). U.S. Bureau of Labor Statistics. United States Department of Labor Bureau of Labor Statistics. Проверено 26 декабря 2007. Архивировано 1 июня 2012 года.
  2. 1 2 Sam Skolnik. 30 years ago, D.B. Cooper’s night leap began a legend (англ.), Seattle Post-Intelligencer (22 November 2001). Проверено 9 января 2008.
  3. Registration Details For N467US (Northwest Airlines) 727-51 (англ.). PlaneLogger. Проверено 2 мая 2018.
  4. Geoffrey Gray. Unmasking D.B. Cooper (англ.), New York Magazine (22 October 2007). Проверено 28 января 2008.
  5. Bragg, Lynn E. Myths and Mysteries of Washington. — Guilford, Connecticut: Globe Pequot, 2005. — P. 2. — 161 p. — ISBN 0-7627-3427-2. — ISBN 9-780-762-734-27-6.
  6. Richard Steven. When D.B. Cooper Dropped From Sky: Where did the daring, mysterious skyjacker go? Twenty-five years later, the search is still on for even a trace (англ.), The Philadelphia Inquirer (24 November 1996), стр. A20. Проверено 2 января 2008.
  7. Oliver Burkeman. Heads in the clouds (англ.), The Guardian (1 December 2007). Проверено 2 января 2008.
  8. David Krajicek. The D.B. Cooper Story: The Crime (англ.) (недоступная ссылка). Crime Library. Проверено 3 января 2008. Архивировано 1 июня 2012 года.
  9. 1 2 3 David Krajicek. The D.B. Cooper Story: ‘Everything Is Ready’ (англ.) (недоступная ссылка). Crime Library. Проверено 3 января 2008. Архивировано 1 июня 2012 года.
  10. David Krajicek. The D.B. Cooper Story: Meeting the Demands (англ.) (недоступная ссылка). Crime Library. Проверено 3 января 2008. Архивировано 1 июня 2012 года.
  11. Rothenberg, David. The New Earth Reader: The Best of Terra Nova. — Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1999. — P. 4. — 238 p. — ISBN 0-262-18195-9. — ISBN 9-780-262-181-95-2.
  12. 1 2 David Krajicek. The D.B. Cooper Story: The Jump (англ.) (недоступная ссылка). Crime Library. Проверено 9 января 2008. Архивировано 1 июня 2012 года.
  13. Bragg, p. 4.
  14. 1 2 D.B. Cooper: Help Us Solve the Enduring Mystery (англ.). FBI (31 December 2007). Проверено 5 февраля 2009. Архивировано 1 июня 2012 года.
  15. Michael Taylor. D.B. Cooper legend still up in air 25 years after leap, hijackers prompts strong feelings (англ.), San Francisco Chronicle (24 November 1996). Проверено 9 января 2008.
  16. James Cowan. FBI reheats cold case (англ.), National Post (3 January 2008). Архивировано 21 января 2008 года. Проверено 9 января 2008.
  17. Susan Gilmore. D.B. Cooper puzzle: The legend turns 30 (англ.), The Seattle Times (22 November 2001). Проверено 2 января 2008.
  18. Названо место работы угонщика Boeing 727-51 Дэна Купера, Lenta.ru (16 января 2017). Проверено 2 мая 2018.
  19. Михаил Тищенко. Тайна Д.Б. Купера. Завершилось самое длинное расследование ФБР, Republic (14 июля 2016). Проверено 2 мая 2018.
  20. Dilbert Comic Strip on 1991-01-17. Dilbert by Scott Adams. Проверено 2 мая 2018.

Ссылки

Ди Би Купер на Викискладе

  • Описание происшествия на Aviation Safety Network

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

ISNI: 0000 0000 3182 1312 · LCCN: n83328332 · VIAF: 63287268 · WorldCat Identities (via VIAF): 63287268

1971

  • Рейс 844 United Arab Airlines (2 января)
  • Столкновение над Эдисоном (9 января)
  • Катастрофа под Цюрихом (18 января)
  • Катастрофа под Сургутом (22 января)
  • Рейс 359 LAV (25 января)
  • Угон самолёта Fokker F27 в Лахор (30 января—1 февраля)
  • Катастрофа под Сургутом (31 января)
  • Рейс 1969 Аэрофлота (31 марта)
  • Рейс 130 Aviogenex (23 мая)
  • Столкновение над горами Сан-Габриель (6 июня)
  • Рейс 485 Allegheny Airlines (7 июня)
  • Рейс 063 Toa Domestic Airlines (3 июля)
  • Рейс 1912 Аэрофлота (25 июля)
  • Рейс 845 Pan American (30 июля)
  • Столкновение над Сидзукуиси (30 июля)
  • Рейс 731 Malév (28 августа)
  • Рейс 1866 Alaska Airlines (4 сентября)
  • Рейс 112 Paninternational (6 сентября)
  • Гибель Линь Бяо (13 сентября)
  • Рейс 110 Malév (16 сентября)
  • Рейс 697 Аэрофлота (22 сентября)
  • Рейс 706 BEA (2 октября)
  • Рейс 773 Аэрофлота (10 октября)
  • Рейс 063 Аэрофлота (12 ноября)
  • Рейс 639 Аэрофлота (13 ноября)
  • Рейс 305 Northwest Airlines (24 ноября)
  • Рейс 2174 Аэрофлота (1 декабря)
  • Столкновение над Роли (4 декабря)
  • Катастрофа в Софии (21 декабря)
  • Рейс 508 LANSA (24 декабря)

  • курсивом отмечены катастрофы с 50 и более погибшими
  • выделена крупнейшая катастрофа года

LiveInternetLiveInternet

Первый, получивший широкую огласку случай угона самолёта в СССР произошел 15 октября 1970 года. Отец и сын Бразинскасы захватили самолёт «Аэрофлота» Ан-24. Они убили бортповодницу Надежду Курченко и принудили экипаж к посадке в Трабзоне (Турция). Мы решили рассказать о нескольких самых дерзких угонах самолетов в СССР…

Угон Ан-24

15 октября 1970 года самолет «Аэрофлота» Ан-24 совершал рейс Батуми—Краснодар. На его борту в тот момент находились 46 пассажиров. Пранас Бразинскас, работавший завмагом в Вильнюсе и его 13-летний сын Альгирдас сидели в первом ряду. Оба имели обрезы.

Спустя несколько минут после взлета Пранас Бразинскас, который, кстати, имел судимость, вызвал стюардессу и потребовал повернуть самолет и посадить его в Турции. За невыполнение приказа угонщики пригрозили смертью.

Стюардесса Надежда Курченко

19-летняя стюардесса Надежда Курченко закричала «Нападение», но была убита выстрелом в сердце. Позже Надежду Курченко посмертно наградили орденом Красного Знамени, ее именем называли улицы и школы.

Мемориал Надежды Курченко

Бандиты ворвались к пилотам и и начали стрелять в разные стороны.

— Из кабины летели пули. Одна прошлась по моим волосам, — рассказывает ленинградец Владимир Гаврилович Меренков. Они с женой в 1970-м были пассажирами злополучного рейса. — Я видел: у бандитов были пистолеты, охотничье ружьё, одна граната у старшего висела на груди. (…) Самолёт кидало влево-вправо — летчики, наверное, надеялись, что преступники не устоят на ногах.

Стрельба продолжилась и в кабине. Там потом насчитают 18 пробоин, а всего было выпущено 24 пули. Одна из пуль перебила командиру экипажа позвоночник, в результате ему парализовало ноги. Пилоты все же сумели включить сигнал SOS.

Штурман получил ранения в легкое, руку, плечо. Раненые члены экипажа были вынуждены посадить самолет в турецком Трабзоне.

Георгий Чахракия — Я бандитам сказал: «Я ранен, у меня парализовало ноги. Только руками могу управлять. Мне должен помочь второй пилот», — А бандит ответил: «На войне все бывает. Можем и погибнуть». Мелькнула даже мысль направить «Аннушку» на скалы — самим погибнуть и сволочей этих прикончить. Но в салоне сорок четыре человека, включая семнадцать женщин и одного ребенка.

Я второму пилоту сказал: «Если потеряю сознание, ведите корабль по требованию бандитов и посадите. Надо спасти самолет и пассажиров! Мы пытались сесть на советской территории, в Кобулети, где был военный аэродром. Но угонщик, когда увидел, куда я направляю машину, предупредил, что пристрелит меня и взорвет корабль. Я принял решение пересечь границу. И через пять минут мы пересекли ее на малой высоте.

В октябре 1970-го, СССР потребовал от Турции незамедлительно выдать преступников, но данное требование выполнено не было. Турки решили сами судить угонщиков. Угонщики были осуждены за угон и убийство, но через четыре года их освободили по амнистии. Позднее они жили в США.

Альгирдис (крайний слева) и Пранас (крайний справа) Бразинскасы

В 2002 году Пранас Бразинскас был убит собственным сыном в Калифорнии.

Захват Ту-134 в Уфе

20 сентября 1986 года двумя солдатами-дезертирами в аэропорту города Уфы был произведен захват самолета Ту-154. Все террористы служили в одной и той же части внутренних войск, расквартированной в Уфе.

Солдаты прошли специальную подготовку в рамках плана «Набат», который вводился в действие при захвате террористами самолёта, поэтому они были уверены в том, что смогут угнать самолёт за границу. Дезертиры захватили автомашину такси с водителем. Угрожая ему автоматом, они проехали до поста ГАИ. Остановившись невдалеке от него, они поняли, что проехать его им не удастся.

Тогда они решили завладеть автомашиной «УАЗ». С этой целью они стали выжидать. Однако вскоре дезертиры увидели приближавшийся к ним «УАЗ» патрульной милицейской группы, следовавшей своим обычным маршрутом. Все трое открыли огонь. Двое сидевших в «УАЗе» милиционеров были убиты на месте. Один из дезертиров убежал. Двое решили продолжить задуманное.

Сергей Ягмурджи (справа) на следственном эксперименте

Добравшись до аэропорта, Мацнев и Ягмурджи пробрались на территорию лётного поля через дренажный канал. Увидев стоявший там самолёт «Ту-134», следовавший маршрутом «Киев-Уфа-Нижневартовск», севший на дозаправку, они направились к нему. Заскочив в салон самолёта, они объявили о захвате, и заставили выдать оружие экипаж судна. В заложниках у дезертиров оказались 81 человек, в числе которых 5 членов экипажа и 76 пассажиров.

Дезертиры потребовали немедленного взлёта самолёта и отлёта за границу. Однако под разными предлогами пилоты затянули время, за которое к самолёту прибыли группа «А» КГБ СССР и внутренние войска. Поняв, что их требования выполнять никто не станет, два солдата решили покончить жизнь самоубийством. Они потребовали сильнодействующие наркотические препараты и, когда они были им предоставлены, приняли их в больших дозах.

Ягмурджи потерял сознание, а Мацнев, уже бывший к тому времени наркоманом со стажем, нет. Мацнев начал метаться по салону. Он разрешил выйти всем пассажирам и стюардессам. Когда те вышли, начался штурм. При штурме Мацнев попытался открыть огонь из автомата, но был убит наповал. Одна из пуль раздробила ногу лежавшему без сознания Ягмурджи. Впоследствии ему её ампутировали. Вся операция по освобождению самолёта заняла не более шести секунд.

По делу были арестованы шесть человек, в том числе Коновал, Ягмурджи и четверо солдат за укрывательство преступления. Военный трибунал приговорил оставшегося без одной ноги Сергея Ягмурджи к высшей мере наказания — расстрелу. Коновал, как не принимавший участия в захвате самолёта, получил 10 лет лишения свободы.

Остальные четверо были приговорены к различным срокам лишения свободы от 2 до 6 лет.

Угон истребителя МиГ-29 в Турцию

В ночь на 20 мая 1989 года капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного.

В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них.

После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок.

Александр Зуев. Аэропорт Трабзона. Первые минуты на чужой земле

Зуев угнал самолёт в Трабзон (Турция). В Турции его судили по обвинению в угоне самолёта и оправдали, сочтя, что его действия носили политический характер. Турецкие власти в кратчайшие сроки вернули самолёт Советскому Союзу. Зуев получил политическое убежище в США. Позднее он был консультантом ВВС США перед началом военной операции «Буря в пустыне».

На память о «Буре в пустыне»: американские военные летчики Ник Монгилло и Чак МакГилл со своим главным тактическим консультантом Зуевым.

Угон Миг-25

6 сентября 1976 года советский лётчик-перебежчик угнал перехватчик «Миг-25», на котором он перелетел в Японию. Позже он получил политическое убежище в США.

Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. Позже самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккайдо). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США.

Советский истребитель МиГ-25 сразу после посадки «вне расписания» в аэропорту Хакодате. Человек рядом с самолетом — пилот, ст.лейтенант В.И.Беленко.

Однако есть и другая версия, по которой предатель таковым не являлся. Он просто вынужден был совершить посадку в Японии. Очевидцы говорят о том, что лейтенант стрелял в воздух из пистолета, не подпуская никого к машине и требуя зачехлить ее. Однако проведенное расследование учитывало и поведение летчика в быту, и манеру его полета.

Снимок с воздуха. Самолет выкатился за полосу примерно на 200 метров, т.к. Беленко посадил его уже на середину полосы. Хорошо видна тормозная колея самолета.

Вывод был однозначен — посадка на территории вражеского государства была умышленной. Сам Беленко оказался без ума от жизни в Америке, ему даже кошачьи консервы показались вкуснее тех, что продавались у него на Родине.

Из официальных заявлений трудно оценить последствия того побега, морально-политический урон можно не учитывать, а вот материальный ущерб оценивался в 2 миллиарда рублей. Ведь в СССР пришлось спешно менять всю аппаратуру системы распознавания «свой-чужой».

Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.

Семья Овечкиных

8 марта 1988 года в СССР семья Овечкиных захватила пассажирский самолет. Семья состояла из семи братьев: музыкантов джаз-банда «Семь Симеонов», их матери и сестер.

Угонщики, угрожая оружием и бомбой, потребовали направить самолет в Лондон. Экипаж убедил угонщиков, что нужна дозаправка самолета. На самом деле, самолет был посажен на военном аэродроме «Вещево» в Ленинградской области.

Овечкиным сказали, что это уже Финляндия. Угонщики самолета увидели солдат в советской форме. Поняв, что их обманули, они расстреляли бортпроводницу. В это время группа захвата проникла в самолет через кабину пилотов и багажное отделение и начала штурм. Решив покончить с собой, братья взорвали бомбу, но от взрыва которой погиб только один из братьев.

Остальных членов семьи расстрелял старший брат, после чего застрелился сам. В живых остались только маленькие дети, 28-летняя Ольга Овечкина и 17-летний Игорь Овечкин.

6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи — Игорем и Ольгой Овечкиными, потому что только они по возрасту подлежали уголовной ответственности. Выяснилось, что Ольга была против угона и до последнего пыталась его предотвратить. Ей дали 6 лет лишения свободы, Игорю — 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении родила дочь.

Ольга Овечкина на суде

Суда избежала только Людмила Овечкина, так как она задолго до захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала. Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку, несмотря на то, что у неё было трое собственных детей.

В 1999 году по мотивам истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама». Были изменены фамилии действующих лиц (вместо Овечкиных — Юрьевы), название ансамбля (вместо «Семь Симеонов» — «Весёлая семейка»), количество детей, существенные обстоятельства захвата самолёта и проведения штурма. В целом, сюжет киноленты имеет отдалённое отношение к реальности.

Овечкиным фильм не понравился.

Угон самолета Ту-154 в Пакистан

19 августа 1990 года был совершен угон самолета Ту-154 заключенными из изолятора временного содержания города Нерюнгри. Угонщики потребовали направить самолет в Пакистан.

15 заключённых перевозили в город Якутск самолётом Ту-154. Через пять минут на пульт командира самолёта поступил сигнал «опасно». Террористам удалось пронести на борт самолёта обрез, который передал бандитам один из друзей главаря угонщиков. За бомбу они выдавали кусок хозяйственного мыла.

Заключенные захватили в заложники пассажиров и 3 милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие.

Днем 19 августа самолёт снова приземлился в Нерюнгри. Террористы потребовали автоматы, рации и парашюты. Вечером 19 августа самолёт улетел в город Красноярск, а в 23 часа по Москве приземлился в Ташкенте. Четверо угонщиков, имевших нетяжкие статьи обвинения, предпочли сдаться властям и остаться в СССР.

20 августа самолёт с оставшимися на борту 36 заложниками и 11 террористами вылетел в Пакистан, где приземлился в городе Карачи. После посадки в аэропорту в Пакистане угонщики были арестованы. Позже их осудили. Все террористы были приговорены к смертной казни. Два заключенных повесились в тюрьме, один скончались от теплового удара.

В 1991 году смертный приговор заменили на пожизненное заключение. Бандиты сами подавали апелляции о возвращении их в СССР, но им было отказано. В сентябре 1998 года террористы были амнистированы в честь 50-летия независимости Пакистана.

Двое уроженцев Украины остались в Пакистане. 6 угонщиков были выданы России. Суд Якутии вынес им максимально строгий приговор — 15 лет лишения свободы.

Законцовки на крыльях

Вы когда-нибудь обращали внимание, что современные самолеты имеют на крыльях острые законцовки, загибающиеся кверху? Эти законцовки называются “винглеты”.

Когда самолет находится в полете, то давление над его крылом ниже давления под ним.

Из-за разницы давлений часть воздуха перетекает через край крыла из зоны с высоким давлением в зону с низким. Это приводит к созданию вихрей, снижающих аэродинамические свойства крыла и уменьшая его эффективную площадь. Возникает так называемое индуктивное сопротивление. Винглеты как раз помогают ослабить силу вихрей и добиться оптимальной формы распределения подъемной силы.

Винглеты служат для увеличения размаха крыла и улучшают его аэродинамические характеристики.

Использование этих законцовок помогает снизить расход топлива и сократить выброс в атмосферу диоксида углерода.

Избежать возникновения индуктивного сопротивления можно и путем увеличения размаха крыльев, но это возможно не во всех случаях. Воздушные суда Boeing 737 и 757 часто используются в маленьких аэропортах, где лайнеру с длинными крыльями может не хватить места.

“Миф об отходах с самолета. Глупые слухи, которым по-прежнему верят люди”.

“Нос Буратино”

На носовой части некоторых самолетов можно заметить странный шпиль, похожий то ли на нос Буратино, то ли на шпагу. Для чего она нужна и почему встречается не всегда?

Как и при езде на автомобиле, в полете необходимо следить за скоростью и другими характеристиками. Но как это сделать, если вы не видите дороги, а вокруг вас лишь воздушное пространство?

Для этого и существует данное устройство — штанга, на которую крепятся измерительные приборы и датчики. Одно из его названий — система воздушных сигналов. С ее помощью пилот получает кучу важнейшей информации о воздушной и вертикальной скорости, давлении и к далее. Чем быстрее летит самолет, тем сильнее на него давит встречный воздушный поток.

Все эти данные нужны для автоматической работы двигателей и других систем летательного аппарата. Если сигналы будут неверны, судно может потерпеть крушение.

Но раз эти приборы так важны, почему штанга на носу есть не у всех самолетов?

Дело в том, что эти датчики есть и у всех серийных самолетов, но крепятся к корпусу и издали не видны. Сам летательный аппарат может вносить погрешности в показания датчиков, поэтому сперва их нужно верно откалибровать.

Нос Буратино на время испытательных полетов ставят практически всем самолетам. Эталонные приборы крепятся к штанге как можно дальше от корпуса. Затем их показания сверяют с данными датчиков, определяют погрешность и вносят нужные поправки в их работу.

Когда все приборы настроены должным образом, “клюв” можно снять. Серийный выпуск самолетов происходит уже с учетом всех коррекций, поэтому им носы-шпаги также не нужны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *