Музыка в Германии

Музыка

Немецкая классическая музыка зародилась в начале XVIII века и переживала расцвет в течение следующих двухсот лет. Такие композиторы, как Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен заложили основы классической музыки, а Франц Шуберт и Роберт Шуман стали первыми композиторами романтизма. Более поздние композиторы — Рихард Вагнер, Карл Орф, Макс Регер — обращались к национальным корням и совмещали народную германскую музыку с классической. В XX веке Германия дала миру одних из самых ярких композиторов — Пауля Хиндемита, Арнольда Шёнберга, Карлхайнца Штокхаузена.

Помимо композиторов, живших на территории современной Германии, немецкие композиторы Австрии (Моцарт, Лист, Штраус) внесли значительный вклад в немецкую и мировую музыку. См также Музыка Австрии.

Германия сделала большой вклад в различные жанры рок-музыки, имея на мировой сцене таких представителей, как Scorpions, Bonfire (хард-рок), Accept, U.D.O., Grave Digger (хэви-метал), Blind Guardian, Helloween (пауэр-метал (основоположники стиля)), Gamma Ray, Kreator, Sodom, Destruction, Tankard (трэш-метал), Rammstein, Oomph! (индастриал-метал), Unheilig, In Extremo, Tanzwut (фолк-рок), Crematory, Lord of the Lost (готик-рок), Guano Apes (альтернативный рок), ASP, Das Ich, Untoten (готика), Tokio Hotel (поп-рок), Cinema Bizarre (глем-рок), Nevada Tan.

Электронная музыка Германии представлена такими исполнителями и коллективами, как Tangerine Dream, Kraftwerk, Enigma, Клаус Шульце. Известные проекты и музыканты в стилях транс, поп-транс и техно: Scooter, Sash!, Пол ван Дайк, ATB, Blank & Jones, 666, Маркус Шульц, Cosmic Gate, а также Кай Тресид, Оливер Либ (Oliver Lieb), Тимо Маас (Timo Maas), Talla 2XLC. Подавляющее число коллективов в стиле Евродэнс (1990-е) были из Германии: Activate, Captain Jack, Culture Beat, E-rotic, Fun Factory, La Bouche, Masterboy и другие.

Сцена поп-музыки Германии известна с 70-х годов, такие её представители, как Sandra, Modern Talking, Dschinghis Khan, Boney M., Bad Boys Blue добились успеха далеко за пределами своей страны, в том числе, и в России. На сегодняшний день музыкальный рынок Германии является третьим по значимости в мире.

Немецкой сцене присущи свои узконациональные разновидности. Так, например, выделяют такие направления в музыке Германии, как краут-рок (ответвление прогрессивного рока), Neue Deutsche Welle (ответвление новой волны), Neue Deutsche Härte (немецкий индастриал). В Германии зародился жанр пауэр-метал, впоследствии ставший международным.

Революция снизу: Германия снова поет народные песни

«Казалось бы, что общего у певцов, пианистов и блох? — такой неожиданный вопрос задает координатор проекта «Народные песни» Моника Беец (Monika Beez), редактор региональной немецкой телерадиокомпании SWR.- Но попробуйте реализовать проект, в котором участвуют пятьдесят певцов и пианистов! Это словно держать в руках мешок, в котором прыгает полсотни блох, каждую из которых вам приходилось вылавливать в индивидуальном порядке!»

Осязаемый результат не похож на мешок с блохами: это очень красивый компакт-диск, весьма нетривиально оформленный известным немецким иллюстратором Кристофом Меттом (Сhristoph Mett). «Для меня самым важным было избежать штампов, стереотипов, — рассказывает Кристоф Метт. — Если в песне поется о мельнике, это вовсе не означает, что надо рисовать мельницу. Для того, чтобы создать образный ряд, мне пришлось сперва самому осознать, что это такое — «народная песня»? Что такое любовь к родине? Радость весны? Любовь?»

Музыкальная акция протеста

Не будет преувеличением назвать этот проект своего рода музыкальной акцией протеста. Протеста против превращения народной песни в унифицированное «ум-ца-ца», практикуемое в многочисленных радио- и телепередачах, где наряженные в сусальные псевдонародные костюмы исполнители прогуливаются на фоне цветочных горшков. Протеста против примитивной попсы. Наконец, протеста против того, что народ забывает свою песенную культуру.

Социологическое исследование, проведенное в 2006 году, показало, что лишь каждая вторая немецкая мама может припомнить хотя бы одну-две колыбельных песни, и то – на уровне неуверенной первой строфы.

Именно в качестве реакции на этот результат телерадиокомпания SWR совместно с издательством Carus Verlag решилась на проект «Колыбельные песни». Компакт-диск с сопроводительной книгой, нотами и текстом вышел на рынок незаметно и столь же незаметно разошелся тиражом в рекордные сто тысяч экземпляров. Ответом на неожиданный успех стал выпуск альбомов «Колыбельные. Вторая часть» и «Народные песни». Общий тираж дисков перевалил за четверть миллиона экземпляров.
Хотим петь!

О значимости проекта говорят не только цифры, но и добровольное и безгонорарное (хоть и слабо организованное, как жалуются координаторы) участие в нем ведущих исполнителей Германии. Среди них — Андреас Шоль (Аndreas Scholl) и Йонас Кауфман (Jonas Kaufmann), Юлиана Банзе (Juliane Banse) и Томас Квастхофф (Thomas Quasthoff), мэтры Петер Шрайер (Peter Schreier) и Дитрих Фишер-Дискау (Dietrich Fischer-Dieskau). Дирижер Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim) предоставил свои услуги в качестве аккомпаниатора, а в гала-концертах принял участие популярный шансонье Макс Раaбе (Max Raabe).

Немецкая песня как атрибут национального сознания

Заметим, что Германия уже не первый раз занимается систематическим «воскрешением» своей песенной культуры. Первая акция по спасению национального песенного достояния относится к временам братьев Гримм. Повышенный интерес к народной песне в начале 19-ого столетия привел к возникновению авторского лида, лучшие образцы которого стали воистину народными.

Удивительный мир народной песни, каким он видится иллюстратору Кристофу Метту

К духу и букве народной песни обращались Шуберт, Мендельсон и Брамс. Новый виток интереса к фольклору относится к первым десятилетиям 20 века. Движение Wandervogel считало своей обязанностью повсеместное насаждение песенной культуры. Как и многие другие воистину массовые социальные явления, эта общенародная страсть была инструментализована нацистами: наверное, многие помнят сцену из фильма Боба Фосса «Кабаре», где звонкоголосый юноша, выбросив вперед правую руку, страшновато поет вместе с хором других немцев народную песню…
Кому принадлежит будущее?

С травматическим национальным опытом связано прохладное отношение послевоенной Германии к своему песенному наследию. Народная песня существовала лишь в виде различных суррогатов, будь ли то стилизации бардов или псевдонародные разновидности шлягеров.

Томас Квастхофф

Новое обращение к народной песне в ее первозданном виде — безусловно, знак времени и составляющая нового национального самосознания немцев. Это явление того же порядка, что и всенародная эйфория во время футбольного чемпионата мира, когда стало «не стыдно» размахивать национальным триколором, или столь же массовое ликование по поводу прошлогодней победы Лены на Евровидении.

Цель и смысл проекта «Народные песни», как подчеркивают его создатели, состоит в том, чтобы «вернуть народную песню в центр общества и в сердца людей». Им это в большой степени удается.

Анастасия Буцко
Редактор: Дарья Брянцева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *