Сан амброджо Милан

Сант-Амброджо — часть 1

Милан — город необычайный. Он родил прежде всего для себя, ну и для мира заодно двух известнейших святых — Амвросия и Карла Борромео. Это знают все, я уверен. Еще здесь есть две великих футбольных команды — «Интер» и «Милан» (сам не болею, но отец за стенкой регулярно напоминает мне об этих двух клубах)))
А вот, что знают далеко не все…Милан, невзирая на все попытки унификации, сумел сохранить свой особый богослужебный обряд, называемый обычно амвросианским (Word это слово не опознал, предложил заменить на «антироссийский»). Прочитать про него можно в нашей ПЭ, очень неплохо, кстати, написано: httphttp://www.pravenc.ru/text/114338.html. Можно, и даже без ложной скромности, порекомендовать и статью в русской Вики: ее (статью) писал Ваш покорный, привлекая не только ПЭ и КЭ, но и печатные источники. Уже сам факт того, что в Италии, под самым боком у римского папы, миланцам удалось сохранить свою богослужебную традицию, многое говорит о характере горожан. Будучи самолюбивым и ранимым автором, я конечно уверен, что вы бросились читать статью в Вики, но ежели я ошибся в оценке вашего рвения и своих писательских талантов, то краткое резюме таково (от простого к сложному):
— Адвент в Милане содержит не четыре, а шесть воскресений, то есть длиннее римского,
— Великий пост, напротив, короче: шесть недель против римских шести с половиной,
— литургический календарь содержит память ряда «местных» святых, не попавших в римские миссалы,
— Благовещение в Милане отмечается …не 25 марта(о!), а в последнее воскресенье Адвента
— есть (вернее были, их отменили в ходе последней реформы) особые праздничные циклы из нескольких воскресений после Богоявления, Усекновения главы Иоанна Предтечи…
— сохранились древние обряды возжигания светильников в праздничные дни (а какие тут светильники! Называются «фаросы» — хлопковые шары, украшенные крестом и пальмовыми ветвями)
— гораздо более богатый набор (по сравнению с римским) переменных молитв и песнопений мессы
— в Милане всегда было три чтения на мессе, в том числе одно — из ВЗ (эту особенность позаимствовали римские литургические реформаторы)
— сохранился древний чин принесения даров к алтарю мирянами
— в чине литургии Символ веры и целование мира находятся на непривычных (как для римского, так и для нашего родного византийского обрядов) местах
— в Милане в чине анафоры всегда была присоединенная к повествованию о Тайной вечере вставка: «Будете смерть Мою возвещать, Воскресение Мое исповедовать, пришествия Моего ожидать, доколе Я опять с небес прииду к вам». Ее, в виде народной аккламации, «утащили» к себе римские литургические реформаторы.
Список можно продолжать…Самое обидное, что я имел возможность принять участие в амвросианской литургии, но не воспользовался ею по собственной глупости. Понятное дело, что на ранние будничные литургии я попасть не мог (в Милан я приехал в 8-45), но, как выяснилось, в Соборе для таких бездельников боголюбцев в капелле за главным алтарем литургисали в районе 12-30. И я был в это время в соборе! И не придал значения тому, что группы заговорщиков молитвенников тихонько проходят через кордоны вглубь пресвитерия. Вот так жизнь учит дураков невнимательных.
Как миланцы смогли сохранить свое особый богослужебный чин? Понятное дело — они всегда могли сослаться на святого Амвросия. Как это мы служим Богу неправильно? — вопрошали местные у приехавших учить их жизни римских священников, — да так служил Богу сам святой Амвросий! После такого диалога вопрос снимался…
Так что весьма логично было начать визит в Милан с визита к святому Амвросию. Тем более, что я вам на это предстоящее свидание намекал, когда рассказывал о картинах в венецианской Фрари.
Святой Амвросий, став архиепископом (его избрали на кафедру, когда он был еще …некрещеным), устроил в четырех углах Милана по базилике — в честь Апостолов, Пророков, Мучеников и Девственниц. Из них одна — в честь Пророков — не сохранилась вообще, еще две — Апостолов и Девственниц — перестроены до неузнаваемости (Сан-Надзаро и Сан-Симпличиано соответственно), а четвертая — в честь Мучеников — сохранилась, в чадящем, так скажем, перестроенном виде. А все потому, что в этой базилике пожелал быть похороненным сам Амвросий, так что церковь эта для последующих поколений миланцев стала «краеугольным камнем» их особой, Амвросианской церкви.

До базилики Сант-Амброджо проще всего добраться от одноименного метро, а далее пешочком через одноименные же ворота.



Судя по всему, Амвросий здесь изображен между двумя мучениками Гервасием и Протасием.

Ну а далее уже видна сама базилика.


Понятно, что видимая нам церковь – продукт более позднего времени, хотя определенные черты исторической базилики Апостолов явственно просматриваются. Изначально этот храм был, скорее всего, однонефной базиликой с квадропортиком.

Первая крупная перестройка относится к IX веку, а точнее ко времени архиепископа Ангильберта II (824-860); сей достойный муж существенно расширил апсиду. В 1088-1099 году еще один известный архиепископ Ансельм превратил базилику в трехнефную, а также заново устроил перед ней тот квадропортик, который мы сейчас наблюдаем. Многие римские церкви, как мы помним, лишились в средние века своих передних дворов, так как эти дворы потеряли свою основную функцию – быть местом, куда выходили во время евхаристии катехумены. То есть с исчезновением катехуменов исчезли и квадропортики (Вы, конечно, уже вспомнили роскошный квадропортик в Сан-Паоло-фуори-ле-мура?. Так он вообще был построен с нуля в XIX веке, то есть является лишь предположительной реконструкцией: http://sibeaster.livejournal.com/56803.html). В Милане к XI веку институт катехумената тоже отмер, но вот церковный двор Сант-Амброджо сохранился – теперь это было место народных собраний.



Есть объяснение и для странной асимметрии здания – двух разных по высоте кампанил. Дело в том, что вплоть до прихода французов в 1799 году Сант-Амброджо управлялась одновременно двумя разными конгрегациями: канониками (упрощенно говоря, белым приходским духовенством, ведшим полумонашескую жизнь при церкви) и монахами-бенедиктинцами. К чести этих почтенных людей в частности и христианства вообще эти две конгрегации не разодрались между собой, а мирно сосуществовали на территории одной базилики, служа в ней попеременно. Памятниками этого сосуществования и служат две кампанилы: правая (пониже) называется кампанилой монахов (VIII век), а левая (повыше) – кампанилой каноников (1144 год, два последних этажа добавлены в 1889 году).

Интерьер базилики мы поглядим в следующий раз, а сегодня наша цель – свидание со святыми Амвросием, Гервасием и Протасием. Наша встреча состоится в крипте, вход в которую устроен справа от главного алтаря. Пока мы спускаемся в крипту, я вас постараюсь загрузить историей.

Вы, конечно, помните, что Амвросий был избран епископом в 374 году, будучи еще некрещеным. Дело в том, что Милан был тогда имперской столицей, и местный епископ волей-неволей приобретал значительное место в церковной иерархии. В 374 году ситуация была такой: на троне был император Валентиниан I, благоволивший к православным, но без фанатизма, а епископом – Авксентий – фанатичный арианин. После кончины Авксентия противоборствующие партии старались протолкнуть на кафедру своего человека, и Амвросий, императорский чиновник, не замеченный во внутрицерковных конфликтах, был удобной компромиссной фигурой. Так уж получилось, что последовательно и стремительно крестившись, пройдя три степени посвящения и взойдя на кафедру, Амвросий убежденно возглавил православных. В 375 году Валентиниана I на троне сменил его сын Грациан, сразу же подпавший под влияние миланского епископа, а, выражаясь проще, всю свою короткую жизнь плясавший под дудку Амвросия. В 383 году ситуация развернулась на 180 градусов: Грациан был убит, его преемником стал малолетний сводный брат Валентиниан II, мать которого Юстина благоволила арианам. По просьбе последних Юстина потребовала у Амвросия передать две городских базилики (а всего их было, как минимум, шесть – две кафедральных, на месте которых теперь стоит Дуомо, и четыре новопостроенных). Амвросий толератностью не отличался и ответил отказом. Юстина пыталась передать базилики арианам с помощью военных. Амвросий призвал народ не расходиться из храмов, а чтобы народ не скучал (24 часа в церкви! Я бы там помер, особенно если скамеечек не было) ввел антифонное пение. Сколько бы продолжалось сидение православных внутри церквей и стояние ариан и военных снаружи оных, но тут вмешался случай. Далее даю слово блаженному Августину, очевидцу событий; цитата из его «Исповеди» 9:7

«Тогда упомянутому предстоятелю Твоему (Амвросию) открыто было в видении место, где сокрыты тела мучеников Протасия и Гервасия, которые столько лет хранил Ты нетленными в тайной сокровищнице Твоей, чтобы своевременно взять их оттуда в обуздание женщины лютой, но царственной (Юстины). Обнаружив их и откопав, перенесли их с подобающими почестями в Амвросневу базилику: исцелялись не только мучимые нечистыми духами (сами демоны сознавались в своем поражении); один медиоланец, слепой в течение многих лет и хорошо известный всему городу, стал расспрашивать, почему так буйно ликует народ, и, узнав, в чем дело, вскочил и попросил своего поводыря отвести его туда. Приведенный на место, он добился разрешения подойти прикоснуться платком к носилкам, где покоились те, о ком сказано «дорога в очах Господних смерть святых Его».Затем он поднес платок к глазам своим, и они сразу открылись. Об этом разнеслась молва. Тебе возносили хвалы, горячие, сиявшие радостью; поэтому противница Твоя, хотя и не приникла к здравой вере, но подавила в душе своей неистовость в преследованиях. Благодарю Тебя, Боже мой. Откуда и куда повел Ты воспоминания мои? чтобы я исповедал Тебе, о каких великих событиях я забыл; даже тогда, когда так благоухал «аромат благовоний Твоих», мы не кинулись к Тебе. Потому я так и плакал за пением Твоих гимнов; давно вздыхал я о Тебе и наконец вдохнул веяние ветра, насколько проникал он в дом из травы.»

Ну и из «О граде Божием» (22:8)
«Чудо, совершившееся в Медиолане в нашу там бытность, когда прозрел слепой, могло сделаться известным для многих потому, что и город большой – Медиолан, и там тогда находился император, и факт этот совершился на глазах огромного числа народа, стекшегося к мощам мучеников Протасия и Гервасия, которые, (дотоле) скрытые и совершенно неизвестные, открыты были во сне епископу Амвросию; там-то слепой и прозрел, исцелившись от давней слепоты.»

Чудо, явленное у мощей Гервасия и Протасия, послужило щитом и для Амвросия, и для православных. Юстина и Валентиниан II уже ничего не смогли противопоставить взрыву народного благочестия, и прошение ариан было похерено (литературное слово, а что такого? Такие резолюции незабвенная Елизавет Петровна на прошениях собственноручно писала). Никто в тот момент не подумал, что у ариане вообще-то тоже налоги платили и имели право на совершение богослужения. Что поделаешь? Вчерашние гонимые имеют тенденцию мгновенно обращаться в гонителей.

Ну про Гервасия и Протасия, увы, сказать почти нечего: как водится, никаких прижизненных свидетельств естественно нет, а последующие варианты жития относят время их смерти то к эпохе Нерона, то Марка Аврелия, то Диоклетиана. Церковное предание считает их братьями и даже называет имена их родителей – тоже мучеников Виталия и Валерии. Ну а Виталия-то вы точно знаете: именно в его честь освящена равеннская Сан-Витале (где уже 15 веков по стене шествуют Юстиниан и Феодора), и на мозаике в апсиде этой церкви (а заодно и на моем юзерпике) вы можете наблюдать, как этот Виталий получает из рук Христа мученический венец (крайний слева).

О жизни и служении Амвросия вы и сами где-нибудь прочтете. Я же поспешаю в своем рассказе (ибо лестница в крипту короткая, и вашим терпением нельзя злоупотреблять) к моменту кончины святого, последовавшей в Великую субботу 4 апреля 397 года. Епископ пожелал быть погребенным рядом с мучениками Гервасием и Протасием, что и было исполнено. В 835 году при перестройке базилики мощи всех троих были обнаружены и положены архиепископом Ангильбертом II в новом порфировом саркофаге, который был помещен под новым главным алтарем. И далее – внимание, уже немного осталось! – эти мощи лежали там никем не виденные и никем не тронутые вплоть до 1864 года, когда их обнаружили при очередном ремонте церкви.

Обнаруженные в саркофаге останки были тщательно зарисованы. Затем их (время-то было тяжелое для веры, наука везде хотела сунуть свой пальчик) выдали ученым для исследования. К счастью для нас при исследовании присутствовал Эмброуз Сент-Джон (1815-1875), близкий друг кардинала Ньюмена (об их странных отношениях много написано, но сплетничать о святых мы не будем), поспешивший в письме поделиться увиденным со знаменитым богословом. На этом наше счастье не заканчивается, это письмо цитирует Генри Мортон в своем великолепном путеводителе «От Милана до Рима», откуда я и выписываю для вас нижеследующие строки:

«Мне случайно позволили посетить частную экспозицию останков святого Амвросия и святых Гервасия и Протасия. Своими глазами я видел скелет Амвросия. Присутствовало при этом также великое множество духовенства, три врача и отец Секки. Его пригласили с учетом того, что он прекрасно знает катакомбы и может с большой долей вероятности определить возраст останков и прочее… На большом столе лежали три скелета, а вокруг столпились священнослужители и медики. Два скелета отличались огромным ростом и были очень похожи. В глаза бросались следы насилия. Определили возраст мучеников — приблизительно двадцать шесть лет. Когда я вошел в комнату, отец Секки рассматривал следы пыток. Горла были вспороты с большой жестокостью, и шейные позвонки были искалечены с внутренней стороны. У одного скелета адамово яблоко разломано, у другого оно и вовсе отсутствовало. Не помню, у кого именно. В скелете святого Амвросия кости были в неприкосновенности. Тело его в полном порядке. Нижняя челюсть (у одного из двух мучеников она была сломана) ничуть не повреждена. Я обратил внимание на совершенную ее форму, прекрасные зубы (за исключением одного коренного в нижней челюсти), белые и ровные. Лицо у него было продолговатое, тонкое, овальное с высоким выпуклым лбом. Кости белые, в отличие от тех двоих: у них они были очень темные. Фаланги пальцев длинные, изящные. В общем, кости Амвросия являли собой выраженный контраст по отношению к костям двоих мучеников»

В 1873 году на основании проведенных исследователей Пий IX заявил, что убедился в подлинности останков. В 1897 году их поместили в новой серебряной урне в крипте Сант-Амброджо.

На этом лирическое отступление наше заканчивается, и с большой помпой я предъявляю вам подлинные мощи (я для того такое отступление и сделал, чтобы показать, что в данном конкретном случае мы, похоже, можем отбросить сомнения) святителя Амвросия (в середине) и мучеников Гервасия и Протасия (по бокам, кто из них кто – не знаю, да вы и не увидите второго).


Я эту картинку видел в Вики задолго до того, как довелось увидеть, так сказать, оригинал. В Вики был большой конфликт вокруг статьи «мощи», и эту картинку после долгих дебатов сделали заглавной иллюстрацией. Надо сказать, что на месте впечатление гораздо сильнее, чем от просмотра фотографии. Все-таки оказаться так запросто, лицом к лицу (насколько тут можно говорить о лице) с известнейшим отцом Церкви – это мощное потрясение. Мортон рассказывает, что на момент написания книги (1950е годы) мощи можно было видеть только во время ранней мессы, а потом их закрывали ставнями. Поэтому Мортон раз за разом приходил сюда рано утром, единственный мужчина среди кучи молящихся старушек. Теперь все упростили, и увидеть Амвросия с мучениками можно в любое время (когда базилика открыта, разумеется, так что на сайте http://www.basilicasantambrogio.it имеет смысл изучить их расписание). Вообще сайт очень качественно сделан, ибо там можно еще и виртуальный тур совершить. Штука очень полезная, замечу, потому что в реале во многие части базилики не пускают, и рассматривать их приходится издалека и под неудобными углами.

Я вас пока что оставлю наедине с мощами. А в следующий раз мы с вами рассмотрим, якоже можаху (важная оговорка, сами поймете, в чем дело), киворий над главным алтарем и капеллу Сан-Витторе-ин-Чело-д’Оро («святого Виктора в золотом небе»)

Базилика Сант-Амброджо в Милане

Базилика Сант-Амброджо — второй по величине и популярности храм Милана (после Миланского собора). Церковь определила стандарт ломбардской романской архитектуры

Запись относится к месту:
Милан

Базилика Сант-Амброджо, или Амвросианская базилика, была построена в 379—386 годах св. Амвросием Медиоланским на месте захоронения раннехристианских мучеников в Милане.

Заложил церковь еще сам святой Амвросий — в 379 году. Тогда, очевидно, это сооружение представляло собой всего лишь небольшую часовенку при христианском кладбище. А через 18 лет (в 397 году) св. Амвросий умер.

После смерти святого Амвросия в 397 году церковь была названа его именем. Останки архиепископа были признаны мощами, и к ним началось паломничество. В VIII веке популярность их настолько возросла, что было принято решение о расширении здания, иначе все желающие поглядеть на реликвию попросту перестали бы помещаться. Уже через столетие, при архиепископе Ансперте, базилика получила новый атриум. Его колонны были украшены рельефом, изображавшим тягостную борьбу между Богом и дьяволом. Атриум имел настолько большую площадь, что жители города использовали его в качестве оборонительного сооружения при набегах захватчиков.

В IX веке на территории базилики была возведена первая колокольня (Монашеская). В XI столетии базилике святого Амброджо была отведена ведущая роль в проведении торжеств, посвященных тысячелетию христианства. По этому случаю храм получил еще одну башню (башню Каноников). Правда, из-за работ по ее возведению крыша у базилики окончательно рухнула, и отмечать праздник стало попросту негде, ибо Сант-Амброджо как раз выполняла тогда функции главного собора. Своды и кафедру довольно быстро сделали заново, но тут снова встрял неугомонный Лодовико Моро, попросивший своего протеже Браманте подредактировать немножко базилику и прилегающий к ней бенедиктинский монастырь. Эта стройка длилась с 1492 года до середины 1650-х, но результат продержался недолго: в середине XIX века решено было все сломать, позднейшие наслоения уничтожить и явить удивленным миланцам романскую базилику во всей ее красе.

В середине XIX века была проведена масштабная реконструкция всего архитектурного комплекса церкви. Паломники и туристы могут увидеть всю красоту базилики святого Амброджо, возведенной в романском стиле. В храме находится уникальный золотой алтарь, созданный в IX столетии. На его лицевой стороне выполнен рельеф на тему жития Иисуса Христа. Тыльная сторона повествует о деяниях святого Амброджо.

На территории базилики находится архитектурный памятник V века — капелла Сан-Витторе, известная своей золотой мозаикой под куполом. Еще одной достопримечательностью является усыпальница римского полководца Стилихона (IV век). В 1921 году в помещениях монастыря был открыт католический университет, призванный популяризировать католицизм в светском обществе. В наши дни университет выпускает обычных светских специалистов.

Основные достопримечательности, на которые можно взглянуть сегодня, — это золотой алтарь IX века с житием Христа на лицевой стороне и святого Амвросия на тыльной, капелла Сан-Витторе V века с золотой мозаикой под куполом и саркофаг римского полководца Стилихона, умершего в IV веке.

Сейчас в бывшем бенедиктинском монастыре устроен Католический университет, который основали в 1921 году с целью пропаганды “католического возрождения светского общества”. С тех пор, правда, он превратился в довольно обычное учебное заведение, выпускающее вполне светских специалистов. На фото – одна из табличек на стене базилики Сант-Амброджо

>Святой из Медиолана: базилика Святого Амвросия в Милане

Базилика Святого Амвросия, второе название которой – Базилика мучеников, – является старейшей Милана.

Немного истории

Старинная базилика святого Амвросия в Милане была построена покровителем города, миланским епископом Амвросием Медиоланским в 379-386 гг. нашей эры. Причем изначально строилась даже не церковь, а скромная по размерам часовенка, где проходили службы по христианам, принявшим мученическую смерть за веру.

В частности, посвящена изначально часовня была двум христианским мученикам – Гервасию и Протасию, останки которых Амвросий нашел неподалеку от места, где позже была выстроена церковь.

Часовня была построена рядом с христианским кладбищем – местом захоронения христиан-мучеников. Поэтому часовне дали имя «Часовня мучеников».

Святой Амвросий служил в этой церкви почти 18 лет. После его смерти Церковь канонизировала его, приняв в ранг святых, и часовня была названа именем Амвросия. Останки его были помещены в самой церкви, и поклониться мощам святого потянулись паломники со всех регионов Италии.

Со временем люди стали приезжать и из других стран. Желающих поклониться мощам святого становилось все больше, и крохотная часовенка уже не могла вместить большое количество паломников. Поэтому в VIII веке властями Милана (или как его называли в те времена – Медиолана) было принято решение расширить и перестроить часовню.

Первым делом построили большой атриум, вмещавший большое количество народа. Атриум украшает колоннада с рельефом, который в красках повествует о борьбе Бога с дьяволом.

Позже, в конце IX века, была построена первая колокольня, которой дано было имя – Колокольня монахов (Монашеская). Спустя почти столетие, в 1099 году, церковь была почти достроена, и архитекторы придали ей черты романского стиля.

В 1144 году была построена вторая колокольня, Башня каноников (окончательно она была достроена лишь в 1889 году). Такой большой разброс по времени получился из-за того, что до этого каноникам не разрешалось звонить в колокола.

Правда, при строительстве последней колокольни случился казус: при возведении колокольной башни рухнули купол базилики и крыша, пострадала часть внутренних построек. Все службы и торжества на время были прекращены, так как базилика играла в ту пору роль главного миланского собора.

Кафедру и своды восстановили довольно скоро, но епископ попросил архитектора Браманте о реставрации и укреплении здания храма, а также соседнего бенедиктинского монастыря, прилегающего к базилике.

Восстановительные и реставрационные работы базилики Сант Амброджо в Милане затянулись вплоть до середины XVII века. Правда, каждый архитектор добавлял базилике черты того стиля, который главенствовал в ту пору, поэтому получилась некая смесь романского стиля, готики и барокко.

Но результат всех переделок оказался весьма неустойчивым, и к середине XIX века было принято решение провести масштабную реставрацию. Во время реставрационных работ почти все наносные украшения были сбиты, и церкви вернули ее первоначальный романский стиль, укрепив здание.

В 1921 году при церкви Сант Амброджо в Милане (в здании бывшего монастыря католиков) был открыт католический университет, целью которого была популяризация католицизма в обществе. Университет существует и сегодня, из его стен выходят обычные светские специалисты.

В 1943 году Basilica Di Sant Ambrogio значительно пострадала при авиаударах – был частично разрушен купол и полностью крыльцо у главного входа.

Восстановление началось практически сразу после окончания войны, в середине 50-х годов, руководил работами архитектор Фердинандо Реджионе.

А знаете ли вы, что в окрестностях Милана есть красивейшее озеро Комо? На нашем сайте расскажем об этом чудесном уголке природы!

В нашем следующем обзоре вы узнаете, чем знаменит замок Сфорца, который находится в Милане, и увидите фото величественного строения.

Путешествуя по Милану, советуем обязательно посетить церковь Санта-Мария-Делле-Грацие, где находится знаменитая фреска Да Винчи – Тайная вечеря. Подробности ищите .

Описание достопримечательности

Перед главным входом в Амвросианскую базилику расположен большой атриум (внутренний двор, куда выходят все помещения), построенный при епископе Ансперте. По всему периметру атриум окружен колоннами с высеченным каменным рельефом. Во времена набегов на город иноземных захватчиков атриум служил оборонительным укреплением.

С одной из колонн (белая колонна слева от фасада) связана легенда. На колонне имеется два небольших круглых отверстия: якобы это следы от рогов дьявола, коими он попал по колонне во время схватки. И если приложить к колонне ухо, то можно услышать дьявольский шепот.

Хотя на самом деле колонна в Средние века имела совершенно иное значение – возле нее проводился ритуал коронования императоров Римской империи. Во время ритуала будущие императоры должны были обнять эту колонну, присягая на верность Церкви.

Basilica Sant’ambrogio имеет плоский фасад, типичный для романского стиля, с лоджиями в виде арочных галерей. Несмотря на все внешние украшения, внутри форма базилики осталась нетронутой со времен своей первой постройки.

Центральная апсида украшена мозаикой, которая датируется XIII веком. Золотые мозаики на стенах и куполе изображают Иисуса и святого Амвросия.

Рельефы на стенах украшены множеством драгоценных камней и представляют сцены из жития святых, библейские сюжеты. Рельеф самого Амвросия выполнен почти в полный рост, а черты лица в точности повторяют его портрет.

Боковые мозаичные панно базилики в Милане посвящены Мартину Турскому (епископу Туры) и святому Амвросию.

Главными святынями храма считаются святые мощи – великомучеников Гервасия и Протасия, в их честь была возведена церковь, и мощи самого Амвросия, который был канонизирован после смерти. До XVIII века мощи находились в саркофаге под главным алтарем.

В ходе последней реконструкции церкви мощи были перенесены в серебряный саркофаг (одна из стен которого выполнена из прозрачного стекла), и теперь они покоятся в главной крипте. Мощи можно увидеть во время службы, когда служители поднимают стальные завесы, и за прочным стеклом прихожане могут разглядеть останки трех святых.

После службы завесы опускают на свое место. Это объясняют тем, что останки слишком священны, чтобы выставлять их на всеобщее обозрение.

Кроме этого, к числу достопримечательностей церкви можно отнести:

  • Алтарь из золота (время постройки – IX век). Одна сторона алтаря повествует о годах жизни Христа (лицевая сторона), а другая – о деяниях Святого Амвросия.
  • Капелла святого Витторио (Сан-Витторо) с золотой мозаикой под куполом (датируется V веком).
  • Захоронения итальянского короля Людовика Второго и римского полководца Стилихона.

Ежегодно 7 декабря на площадке Атриума проходит грандиозная миланская ярмарка с интригующим названием «Oh bej! Oh bej!», что приблизительно можно перевести как «Как красиво!».

На ярмарке продаются всевозможные сувениры и безделушки, а также деликатесы местных мастеров-кулинаров. Иногда ярмарка переносится с атриума на площадь перед замком Сфорца.

День 7 декабря выбран неслучайно: именно это число в Милане считается праздником – День Святого Амвросия.

Еще больше о древнейшей базилики Святого Амвросия в Милане узнаете, посмотрев этот видеоролик:

История церкви Святого Амвросия в Милане

Базилика была воздвигнута святым Амвросием в 379-386 годах, в том месте, где были похоронены многочисленные мученики римских гонений, поэтому, первоначально базилика носила название базилика Мучеников (Basilica Martyrum).

Когда святой Амвросий прибыл в Милан, местные церкви находились в конфликте между арианством и Никейским символом веры. Амвросий твердо поддерживал никейскую сторону конфликта и хотел склонить северную Италию к про-Римской стороне. Отражение его видения мира нашло в проповедях и строительстве. Так, Амвросий построил три или четыре церкви, окружающие Милан, одной из которых и являлась базилика Мартирум (позже переименованная в его честь).

На протяжении столетий после строительства церкви, храм неоднократно подвергался реставрациям и реконструкциям. Предполагается, что свой нынешний вид святыня начала приобретать в 12-м веке, именно тогда здание было перестроено в романском стиле.

В августе 1943 года бомбардировки союзников сильно повредили базилику, в частности апсиду и окрестности. В результате этого было построено новое здание, окрашенное в розовый цвет, для размещения офисов аббата и музея.

Первоначально базилика находилась за пределами города Милана, но в последующие столетия город сильно разросся, так что храм стал располагаться практически в центре. Тогда же базилика стала центром религиозной жизни и общиной канонов, созданной в церкви. В 789 году в базилике был основан монастырь. Однако каноны сохранили своё сообщество, вместо того, чтобы исчезнуть. Каноны находились в северном здании, в монастыре канонов, а монахи — в двух южных зданиях. Две отдельные религиозные общины разделили базилику. В 11-м веке каноны приняли приказы и стали Канонами Регулярными. В настоящее время существуют два отдельных монашеских ордена, которые следуют различным правилам.

Амвросианская базилика и по сей день всё так же считается символом истории, веры и поклонения. Она весьма посещаема среди туристов.

Интерьер церкви Святого Амвросия

Внутренний интерьер главного зала довольно прост, но элегантен, здесь массивные колонны и арки, а под куполом, в последнем промежутке нефа, находится пресвитерий, в центре которого расположен главный алтарь. Алтарь имеет четыре столбца и барельефы с четырех сторон, изображающие Христа со Св. Петром и Паулюсом (лицевая сторона), Св. Амвросий получает дань от двух монахов, при присутствии святых Гервасия и Протасия (тыльная сторона), святой Бенедикт получает дань уважения от двух монахов (слева), а Св. Схоластика получает дань от двух монахинь (правая сторона).

Также в главном зале можно видеть Колонну змея (colonna «del serpent»). Согласно популярной традиции на гранитной колонне, возможно, принадлежащей базилике в 4-м веке, изображена бронзовая змея. Фактически, артефакт, вероятно, византийского происхождения был создан в 11-м веке, однако точная дата неизвестна.

Поздняя колонна и фото интерьера базилики

Под алтарем расположена крипта, построенная в 9-м веке для размещения останков трех святых: Амвросия, Гервасия и Протасия. Нынешний вид склепа датируется 18-м веком. Скелеты святых до сих пор поятся в крипте, они находятся в серебряном саркофаге, и их видно через боковое стекло.

Также в базилике есть несколько капелл:

Cappella di Santa Savina (часовня Санта-Савины)

Cappella del Sarco Cuore (часовня Сарко-Куоре)

Cappella di Santa Marcellina (часовня Санта-Марселлина)

Cappella dei Santi Bartolomeo e Satiro (часовня Святых Варфоломея и Сатира)

Базилика имеет небольшой внутренний двор

В шаговой доступности от церкви можно видеть такие достопримечательности Милана как:

Храм Падших (Sacrario dei Caduti) или, как бы странно ни звучало, но монумент также носит название (оригинальное название) Храм Победы (Tempio della Vittoria). Храм был открыт 4 ноября 1928 года в связи с первой десятой годовщиной окончания Первой мировой войны и Победой над австрийцами — событием, из которого вышло одно из названий памятника.

Католический университет Святого Сердца (Universita Cattolica del Sacro Cuore). Является итальянским частным исследовательским университетом, основанным в 1921 году. Каттолика, с ее пятью аффилированными кампусами, является крупнейшим частным университетом в Европе и крупнейшим католическим университетом в мире. Главный кампус университета расположен в Милане, с аффилированными кампусами в Брешии, Пьяченце, Кремоне и Риме.

Внутренний двор университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *