Санта Мария делла грация

Санта-Мария-делле-Грацие — средневековая церковь, известная благодаря фрескам Леонардо да Винчи. Туристы приходят сюда, чтобы увидеть знаменитую «Тайную вечерю». Фреска, расположенная в трапезной, должна была создавать впечатление, что Христос и апостолы обедают вместе с монахами. Роспись имеет достаточно большой размер, апостолы изображены на ней в полный рост. Фреска начала разрушаться еще при жизни Леонардо да Винчи, за всю свою историю она неоднократно подвергалась механическим повреждениям и неумелым попыткам реставрации. Самая масштабная реставрация началась в 1980 году и длилась почти 20 лет. В результате удалось восстановить все, что было возможно: в настоящее время для сохранения фрески в помещении созданы специальные условия. Для того чтобы увидеть «Тайную вечерю», необходимо заранее подать заявку и забрать билет за полчаса до назначенного времени. В трапезную пускают не более 30 человек одновременно и всего на 15 минут.

Сама церковь, являющаяся частью доминиканского монастыря, также заслуживает внимания. Она строилась в стиле поздней готики начиная с 1469 года под руководством Гвинифорте Солари, позднее ее достраивал мастер Донато Браманте — это он снабдил здание портиком с коринфскими колоннами. Да Винчи создал не только фреску, но и расписал подвратный медальон, на котором изобразил по бокам от Мадонны заказчика работы, Лодовико Сфорца, и его супругу.

С середины XVI до конца XVII века в церкви постоянно шел ремонт, в результате здание украсили фрески Феррари и Серано. В 1943 году трапезную церкви разбомбила англо-американская авиация, однако «Тайная вечеря» чудом не пострадала. В 1980 году монастырский комплекс вместе с церковью Санта-Мария-делле-Грацие был признан первым в Италии памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие и доминиканский монастырь в Милане
«Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи
Церковь также украшают картины Караваджо
Время работы: церковь Санта-Мария-делле-Грацие работает с понедельника по пятницу с 7:00 до 12:00, с 15:00 до 19:00; в субботу и воскресенье с 7:30 до 12:15 и с 15:30 до 21:00. Фреску «Тайная вечеря» можно увидеть со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:45.
Стоимость билетов: вход в церковь осуществляется бесплатно.
Чтобы посмотреть на фреску «Тайная вечеря», необходимо совершить предварительное бронирование (комиссия 1,5 евро) на сайте www.vivaticket.it. Стоимость полного билета составляет 6,5 евро.

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие расположена в центре Милана.

Она является выдающимся произведением архитектуры, а также эмблемой классической традиции католической церкви, в которой, к тому же, хранится знаменитый шедевр Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Церковь – одно из наиболее важных свидетельств искусства эпохи Возрождения. В 1980 году здание внесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО – первым в Италии.

Тайная вечеря

Фреска «Тайная вечеря» была написана в конце XV века масляными красками на влажной стене. На написание работы у художника ушло три года. Большую часть времени он искал своих героев на улицах и в трактирах, изучал позы и жесты.

Сюжет взят из Евангелия от Иоанна. В отличие от традиционных икон, на которых изображается сцена после того как Иисус произнёс слова «один из вас предаст меня», и ученики уже задали свои вопросы, художник изобразил непосредственно момент произнесения слов.

В трапезной перед стеной был установлен длинный стол. Визуально он становился продолжением фрески с изображением Христа в центре, а духовно – частью евангельской сцены.

По заказу Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи использовал технику наслоения. Чтобы художник был свободен в своём творчестве, ему разрешили писать фреску темперной краской. Со временем этот факт, а также злосчастная бомбардировка и климатические изменения создали специфические проблемы сохранения картины.

Из-за этого посмотреть на «Тайную вечерю» довольно непросто: пускают только тех, кто предварительно заказал экскурсию по телефону и явился за билетом за полчаса до назначенного времени, причем не больше 20 человек одновременно и не дольше чем на 15 минут.

Генри В. Мортон в своей книге «Прогулки по северной Италии» отметил, что в мире немного городов, где можно сказать таксисту название картины вместо адреса, и он безошибочно довезет Вас по знакомому маршруту до места.

Что нужно знать об истории

Живописец создавал «Тайную вечерю» в трапезной Санта-Марии-делле-Грацие (сейчас она называется Cenacolo Vinciano) с 1495 по 1497 год.

Примерно в то время, когда ему было поручено нарисовать фреску, Браманте завершил постройку церкви, начавшуюся в 1469 году под наставничеством архитектора Солари.

Интересный факт! Леонардо расписал не только фреску, но и изобразил Сфорца с супругой возле Мадонны на надвратном медальоне. Таким образом, семья смогла себя увековечить на одном из самых известных памятников архитектуры.

Как два гения взялись за декор и реконструкцию скромного религиозного сооружения, а не, скажем, Дуомо?

Ответ заключается в амбициозном плане превратить церковь Санта-Мария-делле-Грацие в Милане в великолепный мавзолей семьи Сфорца. Но этого не случилось: спустя 2 года после того, как Леонардо закончил «Тайную вечерю», Людовико иль Моро Сфорца потерял власть и затем томился во французской темнице в течение оставшихся восьми лет своей жизни.

При создании своего шедевра Леонардо решил работать медленно и терпеливо, используя масляные пигменты, которые требуют сухой штукатурки, вместо того, чтобы торопливо скользить по мокрой штукатурке в соответствии с традиционной фресковой техникой.

«Тайная вечеря» — чрезвычайно сложное и амбициозное дело, поэтому Леонардо провел обширные исследования и создал много наработок и подготовительных эскизов, прежде чем завершить живопись. Только 20 рисунков сейчас хранятся в Королевской библиотеке в Виндзорском замке. Там они находятся с 1600 года. Бесценная коллекция, несомненно, является лишь небольшой частью огромной подготовки, которую провел в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие величайший художник и ученый.

С момента завершения картина пережила невероятную историю, полную неудач и пренебрежения. Ее износ начался еще до того, как краска на влажных стенах стала сухой. В XVIII и XIX веках фреска подверглась благонамеренным, но плохо выполненным «улучшениям», которые только нанесли ей дополнительный урон.

Затем наступила война: войска Наполеона использовали стену в качестве мишени для стрельбы, а в августе 1943 года бомбардировки союзников сорвали крышу помещения, оставив картину под воздействием атмосферных явлений в течение трех лет. Романист Олдос Хаксли назвал «Тайную вечерю» церкви Санта-Мария-делле-Грацие «самым печальным произведением искусства в мире».

Но, наконец, после многих лет восстановительных работ с тщательным вниманием к каждому квадратному сантиметру, шедевр эпохи Возрождения освободился от вековых перекрасок, грязи и пыли. Хотя осталась лишь слабая тень от первоначальной версии, «Тайная вечеря» по-прежнему захватывает дух. В 1980 году церковь вместе с монастырем вошла в список ЮНЕСКО.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

Большинство посетителей часто бросают беглый взгляд на церковь, но Санта-Мария делле Грацие — достаточно сложное сооружение с потрясающим куполом. Она является частью прекрасного монастырского комплекса.

Последнее блюдо, разделяемое Иисусом и его учениками, являлось главной темой, используемой для украшения монастырских трапезных, особенно во Флоренции, но Леонардо представил ее в совершенно новаторской форме. Он внес радикальные изменения в макет сцены, и, самое главное, изобразил этот эпизод из Евангелия с поразительным реализмом.

Несмотря на тщательно сохранившиеся подготовительные эскизы Леонардо, в которых апостолы четко обозначены по имени, все еще происходят небольшие споры касательно личности нескольких особ. Романист Дэн Браун утверждает в «Коде Да Винчи», что фигура справа от Иисуса — это не Иоанн Апостол, а Мария Магдалина. Он также уверен в том, что Петр делает угрожающий жест в сторону «Марии», поэтому картина представляет жестокую битву между двумя фигурами в период ранней церкви. Однако большинство искусствоведов отмечают, что святого Иоанна обычно изображают с женскими чертами, и нет причин думать, что эта фигура — Мария.

Как бы там ни было, нельзя ошибиться с тем, что маленькая и темная рука Иуды спокойно смотрит в сторону хлеба, как бы изолированного от ужасного смятения, захлестнувшего сердца других участников картины. Критик Фредерик Хартт сказал, что композиция настолько удачна, потому что сочетает «драматическую путаницу» и «математический порядок».

Удивительно умелое и ненавязчивое повторение тройки — в окнах, в группировке фигур и в их размещении — действительно добавляет мистический аспект тому, что сначала кажется просто идеальным наблюдением за спонтанным человеческим жестом.

На противоположной «Тайной вечери» южной стене находится большое «Распятие», написанное Донато Монторфано. Две великолепные сцены связаны расписным фризом с библейскими цитатами в поддержку монашеской жизни.

История

Монастырский комплекс появился на территории Милана в конце XV столетия.

А началось все с подарка графа Вимеркати. Будучи меценатом, он презентовал участок земли ордену доминиканцев, которые решили обосновать здесь свой монастырь.

Строительство продолжалось с 1463 года по 1469.

Сначала была построена часовня в готическом стиле, посвященная деве Марии. Затем комплекс. А в 1482 году закончилась работа над церковью.

Велось строительство под присмотром архитектора Джинифорте Солари. Но к концу строительства в дело вмешался Людовико Сфорца. Герцог захотел превратить церковь в личную усыпальницу.

Предполагается, что для реализации своих планов он позвал величайшего архитектора эпохи Возрождения Донато Браманте. (Браманте спроектировал и построил базилику Святого Петра в Ватикане).

Этому мастеру своего дела и было суждено закончить строительство. Он изменил первоначальный чертеж доминиканского монастыря. Перестроил купол и хоры.

Внешний вид

Внешность храма много чем способна зацепить взгляд прохожего.

  • Наверное, первое, что обратит на себя внимание – это огромный купол, венчающий строение.

  • Интересно подойти к стене фасада, где расположено изображение герба семейства Сфорца.
  • Церковь создана из красного кирпича, фасад же облицован светлым мрамором.
  • По бокам церкви расположены 7 квадратных часовен, посвященных Деве Марии.

Браманте сделал здесь даже внутренний дворик. Причем не как обычно было в средневековье, мрачный и маленький, а светлый, большой с уютным бассейном посередине.

После завершения строительства, самые богатые семьи (кланы) Милана боролись за право патронажа часовен, для того, чтобы получить право хоронить в них своих близких.

Те, кто выиграл начали украшать свои часовни, приглашая лучших мастеров своего времени.

В часовне Святой Катарины до настоящего времени хранятся скульптуры Антонелло да Мессина.

Часовня радости Богородицы и часовня Святой Короны могут похвастаться фресками Годенсио Феррари.

Здание монастыря окружает три внутренних двора.

Аркада ведёт к древней часовне делле Грацие.

Внутри храма

Внутри вы увидите фрески, к созданию которых приложили руку многие известные мастера. Например, Донато Монторфано. Он создал фреску «Распятие».

Одно время здесь располагался Суд инквизиции. Тогда работы по украшению здания сценами библейской жизни велись с удвоенным рвением.

Но не побоимся этого слова, достоянием, храма считается фреска «Тайная вечеря» руки гения Леонардо да Винчи. Ей украшена трапезная.

15 августа 1943 года эта комната была практически полностью разрушена бомбежками англо-американской авиации. Но случилось чудо, и стена, которую миланские католики уложили многочисленными мешками с песком, уцелела. А вместе с ней и фреска.

Тайная вечеря — это единственная сохранившаяся большая фреска работы Леонардо да Винчи и один из самых известных шедевров в мире.

Сюжет взят из Евангелия от Иоанна. В отличие от традиционных икон, на которых изображается сцена «идентификации Иуды» после того, как Иисус произнёс слова «… один из вас предаст меня» и ученики уже задали свои вопросы, художник изобразил непосредственно момент произнесения слов.

Это позволило сконцентрировать внимание на чувствах апостолов, их смятении и готовности, что придаёт сюжету нетрадиционный в православии смысл.

В трапезной перед стеной был установлен длинный стол. Визуально он становился продолжением фрески с изображением Христа в центре, а духовно – частью евангельской сцены.

Вся композиция картины симметрична. Чётко выверены цвета и позы участников трапезы. Апостолы расположены вокруг Христа и объединены в 4 группы по 3 человека в каждой.

Искусствоведы предполагают, что картина написана в период, когда Леонардо да Винчи увлекался акустикой, что и нашло своё отражение в композиции. Христос здесь как Слово — источник звука, а позы учеников в своей основе имеют схему распространения звуковой волны.

По заказу Лодовико Сфорца, Леонардо да Винчи использовал технику наслоения. Чтобы художник был свободен в своём творчестве, ему разрешили писать фреску темперной краской.

Со временем это + бомбардировка + плюс климатические изменения создало специфические проблемы сохранения картины.

Время работы

Каждый день с 8:15 до 19:00

Шедевр находится в здании слева от монастыря.

Сколько стоит

Вход на территорию Santa Maria delle Grazie бесплатный, а вот за посещение трапезной уже придется заплатить.

Дело в том, что трапезная, хоть и плотно прилегает к монастырю, но к нему не относится. Это – государственный музей.

Стандартный билет стоит 10 евро, льготный 5 евро.

Еще нюанс. Купить билет нужно сильно заранее, примерно за месяц. Только так вы гарантируете себе, что увидите великое произведение.

Купить билеты можно на этом сайте: www.vivaticket.it. За онлайн покупку билета берется комиссия 2 евро.

Запускают в трапезную мини-группами по 20-25 человек и всего на 15 минут.

Мы брали аудиогид на русском языке. Так что всю необходимую информацию вы услышите. Аудиогид стоит 3,50 евро.

В самой трапезной запрещается разговаривать. Кажется, что 15 минут – это мало, но в комнате, где нет ничего кроме фрески, в полной тишине, наедине с картиной этого достаточно.

Официальный сайт монастыря: www.legraziemilano.it

Можно доехать на метро до станции Conciliazione

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *