id77
Ты — женщина, ты — книга между книг,
Ты — свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Валерий Брюсов
Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами серию, кое-кому из Вас которая пришлась по вкусу, а кое-кому и нет. Кому нравится, на всякий случай напомню, что в прошлый раз мы с Вами остановились вот тут вот: http://id77.livejournal.com/1083857.html
А сегодня поговорим о самом умном, самом разностороннем и наиболее близком к истинному символизму человеке (все ИМХО) — Валерии Яковлевиче Брюсове. Мы в прошлый раз вскользь упомянули о нем, и сегодня надо остановится на нем чуть-чуть более подробно. Хотя, по сути своей, в рамки нашего повествования он не должен был попасть. Особых девиаций в интимной сфере у него не наблюдалось за исключением одного аспекта, на который я вот обратил внимание. Он этакое сосредоточение, певец зла. Жестокий.
Очень классный и сильный поэт, одну строчку из которого декларируют все подряд, зачастую даже не знаю откуда она, и кто вообще является ее автором. Какая строчка? Первая в этом вот отрывке:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Это одно из самых ранних стихов Брюсова — называется «Юному поэту». Будете знать :-))
Будущий поэт родился в 1873 году в купеческой семье. Отец у него был человек веселый, умный, но чрезмерно легкомысленный. После того, как проиграл очень немало денег в тотализатор, дед будущего поэта обошел егов завещании и отдал деньги внукам — Валерию и его брату Александру.
Так что уже с детства средствами к существованию поэт был обеспечен. Другой вопрос — душевное тепло. Отец, благо, что веселый, занимался им мало, и максимум, что дал ему — это любовь к математике и точным наукам. Мать — женщина очень добрая и хозяйственная, почему то запрещала читать сказки. Как впоследствии писал сам Брюсов:»От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать». Понятно, что подобное воспитание сказалось на характере будущей иконе символизма не самым лучших образом — по жизни он был суховат и совсем несентиментален. скажу больше — людей он не любил. Вообще. И с каждым годом все больше, больше и больше. Он любил быть главным, единственным и неповторимым. А вокург него все должны были раболепствовать. Императором должен быть только он. И надо отметить, что у него были на это основания. Все, за что он брался было успешно. Вроде бы уступая в поэтическом мастерстве Сологубу (хотя я не разделаю такую позицию), иконой символизма стал именно Брюсов, а не Сологуб. Чуть ли не единственный из всех деятелей Серебряного века он получил известность не только как поэт и переводчик, или писатель, а как и поэт, и переводчик, и писатель, и драматург, и критик, и журналист,и даже как историк. Практически везде его ждал успех, и громкий. Один только титул народного поэта Армении (за переводы) чего стоит.
Отношения с людьми тоже были своеобразными. Скажем, он часто называл знаменитого поэта Бальмонта братом. Но М. Волошин однажды очень остроумно сказал, что традиция этих братских чувств восходит к глубокой древности: к самому Каину…. В этом Брюсов весь.
Уже упоминаемый нами в предыдущих частях В. Ходасевич вспоминал о странной привычке Валерия Яковлевича здороваться: «У него была примечательная манера подавать руку. Она производила странное действие. Брюсов протягивал человеку руку. Тот протягивал свою. В ту секунду, когда руки должны были соприкоснуться, Брюсов стремительно отдергивал свою назад, собирал пальцы в кулак и кулак прижимал к правому плечу, а сам, чуть-чуть скаля зубы, впивался глазами в повисшую в воздухе руку знакомого. Затем рука Брюсова так же стремительно опускалась и хватала протянутую руку. Пожатие совершалось, но происшедшая заминка, сама по себе мгновенная, вызывала длительное чувство неловкости. Человеку все казалось, что он как-то не вовремя сунулся со своей рукой. Я заметил, что этим странным приемом Брюсов пользовался только на первых порах знакомства и особенно часто применял его, знакомясь с начинающими стихотворцами, с заезжими провинциалами, с новичками в литературе и в литературных кругах».
У меня сложилось стойкое впечатление, что ему было смертельно скучно. Он играл с людьми, смотрел за их реакцией. Словно бронзовый или каменный истукан ему было интересно наблюдать. И ничего доброго в этом наблюдении не было. Он определенно был фигурой демонической и злой. К примеру,в начале 1910-х годов Брюсов, Вяч. Иванов, Андрей Белый и А. С. Петровский составили эфемерную масонскую ложу, которую по требованию Брюсова назвали «Люцифер». И это не позерство….
Хотя, повторюсь, прекрасный поэт.
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной,
Ей чужд покой окованных рабынь,
Ей скучен путь проложенный и мерный.
Но, встретив Холм Покинутых Святынь,
Она дрожит в тревоге суеверной,
Стоит, глядит, не шелохнет травой,
И прочь идет с поникшей головой
В. Брюсов с женой
Понятно, что такая манера общения была и по отношению к женщинам. Наблюдая за сложными отношениями Петровской и Белого, он привлек бедную полусумасшедшую женщину к себе и специально раздувал у нее страсть к Андрею Белому, заодно деля с ней постель. Кстати, жена Брюсов был уже давно, но это никогда и никак не влияло на его многочисленные связи на стороне. Петровская была одной из самой ярких таких связей. Возникает вопрос — зачем Брюсову это было надо все? Ответ прост — Валерий Яковлевич писал тогда один из самых сильных своих романов — «Огненный ангел» где под именем графа Генриха будет скрываться Андрей Белый, Ренаты — Нина Петровская, а под именем Рупрехта — он сам. Дописав свой роман, Брюсов также начнет отдаляться от Нины, доведенной приступами истерик, алкоголем и морфием до крайнего истощения. В 1911 году он под предлогом лечения выдворит Петровскую из России. Ждал-ждал, что она совершит очередную попытку самоубийства (на этот раз удачную) — но Петровская это не сделала.А значит — перестала быть интересной.
Брюсов и Петровская
Он был очень ярок и страстен в начале своих романов, но затем, когда женщины теряли для него интерес, становился холоден и отчужден (и это самое простое). На самом деле зачастую он внушал мысли более дурного характера. Увы. И как минимум один человек еще попал в его сети и поплатился этим — молодая поэтесса Надя Львова застрелилась. Вот что пишет Ходасевич:» Брюсов систематически приучал ее к мысли о смерти, о самоубийстве. Однажды она показала мне револьвер — подарок Брюсова. Это был тот самый браунинг (опять браунинг и револьвер.. тут какая-то ошибка), из которого восемь лет тому назад Нина стреляла в Андрея Белого. В конце ноября, кажется — 23-го числа, вечером, Львова позвонила по телефону к Брюсову, прося тотчас приехать. Он сказал, что не может, занят. Тогда она позвонила к поэту Вадиму Шершеневичу: «Очень тоскливо, пойдемте в кинематограф». Шершеневич не мог пойти — у него были гости. Часов в 11 она звонила ко мне — меня не было дома. Поздним вечером она застрелилась. Об этом мне сообщили под утро»
Надя Львова.
Валерий Брюсов был одним из немногих поэтов того времени, кто принял и одобрил власть большевиков. И даже здесь добился успехов, став родоначальником «русской литературной Ленинианы». Хотя для общих масс, его отточенный умный символизм был слишком сложен.
Судьба настигла его из прошлого. Общаясь с Петровской он пристрастился к морфию, а затем подсел на героин. По сути, к концу жизни он был очень зависимым наркоманом, хотя остроты его ума это не снижало. Но вот здоровье подкосило. 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких, вызванного употреблением героина.
Портрет работы Малютина
Вот такой вот человек….
Продолжение следует…
Приятного времени суток.
Tags: Искусство, История
Расцвет в XII веке
Св. Бернард призывает в Везле христианский мир к крестовому походу
Чтобы разместить всех паломников, в 1104 г. было начато строительство новой базилики в романском стиле бургундского извода. Строительные работы финансировались за счет поборов с монастырских крестьян. Во время крестьянских волнений был убит настоятель аббатства. Несмотря на это, строительство продолжалось. В 1132 г. папа Иннокентий II освятил просторный нартекс храма. Неф горел несколько раз, последний раз в 1165 году, после чего был отстроен заново. Капители и порталы были щедро украшены скульптурой, призванной наглядно рассказывать малограмотным паломникам о роли Магдалины в спасении человечества.
Аббатство Везле служило одним из пунктов движения за освобождения Святой Земли от неверных. Именно здесь на пасху 1146 года Бернард Клервосский произнёс перед королём Людовиком VII речь с призывом немедленно начать второй крестовый поход. Ричард Львиное Сердце и Филипп Август провели в Везле три месяца 1190 года — прежде, чем выдвинуться в Третий крестовый поход. В 1166 г. на Духов день в Везле произнёс проповедь св. Томас Бекет. Везелейские аббаты энергично отстаивали свою независимость от светских феодалов (в частности, от графов Неверских), признавая своим сюзереном только папу римского.
Закат и реставрация
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 84 рус. • англ. • фр. |
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1283-002 рус. • англ. • фр. |
Непоправимый удар по благосостоянию Везле нанесло открытие 12 декабря 1279 года нетленных останков Марии Магдалины в местечке Сен-Максимин-ла-Сент-Бом на морском побережье Прованса. При покровительстве Карла II Анжу-Сицилийского, рассчитывавшего превратить новую святыню в источник дохода для истощённой казны, местные монахи-доминиканцы в подробностях описали чудеса, которые были засвидетельстваны у новой святыни. Известия о чудесах в Сен-Максимине распространились по всему католическому миру, что привело к оттоку паломников из Бургундии в Прованс.
Мощи Марии Магдалины были утрачены в годы Религиозных войн, а во время Французской революции базилика была разграблена и потеряла часть скульптурного убранства. В 1834 году, когда она была заброшена и грозила обрушением, внимание общественности к её плачевному состоянию привлёк государственный инспектор исторических памятников — Проспер Мериме. С 1840 по 1861 гг. продолжались новаторские для того времени реставрационные работы, которые курировал Виолле-ле-Дюк.
В 1870-е гг. в монастырь привезли новые реликвии Марии Магдалины и он вновь стал принимать паломников. В настоящее время по числу принимаемых паломников Везле занимает во Франции 8-е место.
Ссылки
- Официальный сайт базилики
Культурные объекты |
|
|
---|---|---|
Природные объекты |
|
|
Смешанные объекты | Район горы Мон-Пердю в Пиренеях (совместно с Испанией) |
“В наших землях, не считая Клюни, Везле не знает себе соперников среди всех домов нашего ордена. Воистину можно сказать вместе с псаломщиком: Вот плодоносная гора, гора, полная изобилия, гора, где понравилось бы пребывать Господу”.
Пьер ле Венерабль(1094-1156) Аббат из Клюни.
Вид Везле. Акварель Робера Мантьена с картины голландского художника XVII века Дювьерта.
Историческая справка.
Везле названо по Верселлусу, галло-римскому имению IV или V века. В долине реки Ла Кюре в трёх километрах от нынешнего городка находятся обширные раскопки (галло-римские термы на Солёных Источниках), свидетельствующие о древности этого названия. Именно здесь состоялась легендарная битва при Вобетоне (Vaubeton) память о которой дошла до нас в эпосе о Жираре Руссильонском (Girard de Roussillon).
Окрестности Везле. Поле битвы при Вобетоне.
Жирар, ставший героем легенд, в реальности был вассалом императора Лотаря (Lothaire), получившего Бургундию, Лотарингию и Прованс по Верденскому договору 843 года. Он стал преданным опекуном Карла Прованского (Charles de Provence), третьего сына Лотаря и постоянно сражался против своего заклятого врага короля Франции Карла Лысого (Charles le Chauve), мечтавшего захватить эти земли. Около 859 года Жирар и его жена Берта основали девичий монастырь в местечке Сен Пер (Святой Отец), вскоре опустошённый норманнами.
Спустя два года монахи-бенедиктинцы обосновались в Везле на вершине холма. Сарацины вторглись в Прованс, где Жирар был наместником и здесь история смешивается с легендой. Монах Бадилон (Badilon) поспешил в провансальский Сен-Максимен с тайной миссией: перенести особо почитаемые мощи Марии Магдалины подальше от опасностей. В 878 году Папа Иоанн VIII освятил первую монастырскую церковь, случайно сгоревшую в начале Х века. Казалось, ничто не предвещало грядущей великой судьбы обители, когда аббат Жоффруа (Geoffroy) в церковный праздник выставил мощи Марии Магдалины. Говорят, что у мощей стали происходить чудеса, очень быстро распространились слухи и в монастырь начали стекаться паломники, столь многочисленные, что слава Везле, стоящего на одной из четырёх дорог в Сантъяго де Компостеллу через Перигё и Ронсево, быстро сравнялась с Римом и Иерусалимом.
Схема паломнических путей в Сантъяго де Компостелла.
Говорили, что обращаясь с молитвой к Марии Магдалине, можно добиться освобождения узников, что немые обретали дар речи, а слепые – зрение. Из-за наплыва паломников, пришла пора задуматься о строительстве обширной церкви, способной вместить множество страждущих.
Аббат Арто (Artaud) предпринял строительство базилики в 1096 году. Освящение хоров и трансепта в романском стиле, несомненно уже завершённых, состоялось 21 апреля 1104 года. Но местные жители, разорённые налогами, восстали и убили аббата. Его преемник Рено де Семюр (Renaud de Semur) заново отстроил каролингский неф, уничтоженный чудовищным пожаром 21 июля 1120 года. Тогда 1200 человек сгорело заживо.
Восстановительные работы длились от 15 до 20 лет между 1120 и 1140 годами. Несмотря на обычай, согласно которому строительство храма начинали с востока и вели на запад, неф, дошедший до наших дней, возводили с запада на восток. Работы начались с фасада. Три портала, которые сейчас находятся внутри, располагались снаружи до тех пор, пока не добавили нартекс или церковь для оглашенных (1140-1150). Романскую церковь завершили во времена аббата Понс де Монбуассье (Ponce de Montboissier) (1138-1161).
В ту пору Везле был крупным городом, насчитывавшим от шести до десяти тысяч жителей. 31 марта 1146 года в праздник Пасхи святой Бернар, аббат Клерво, провозгласил второй крестовый поход на северном склоне холма, оборотясь лицом к местечку Аскен, где собралось сто тысяч человек.
Вид на деревню Аскен от аббатства Везле.
Король Людовик VII Юный (Louis VII le Jeune), королева Элеонора Гиеньская (Eleonore de Guyenne), графы Фландрский и Тулузский, также, как и большинство баронов Бургундии заняли места на возвышении рядом с белым монахом. Но графы Неверские, завидуя процветанию аббатства, спровоцировали жителей Везле на мятеж. Пожалованная жителям Хартия, очень либеральная для своего времени, частично нарушила авторитет монастыря.
В конце XII века аббат Жирар д’Арси (Girard d’Arcy) повелел перестроить хоры и апсиду в том виде, как они дошли до наших дней.
Именно в Везле архиепископ Кентерберийский Томас Беккет отлучил от церкви английского короля Генриха II (1166).
Отсюда же французская и английская армии под предводительством Филиппа Августа и Ричарда Львиное Сердце отправились в III крестовый поход 2 июля 1190 года.
В 1217 году святой Франциск Ассизский отправил в Везле двух монахов, основавших первую францисканскую миссию за пределами Италии. Они устроили скит поблизости от крепостных стен рядом с церковью Святого Креста, на том месте, где был провозглашён второй крестовый поход. Преемники аббата Жирара проматывали достояние своих предшественников, в то время как в Сен-Максимене заявили об обретении саркофага со всем телом Марии Магдалины. Король Людовик Святой, озабоченный сохранением ореола славы и величия Везле, лично прибыл в сопровождении папского легата, дабы торжественно провозгласить мощи Магдалины подлинными. Это случилось 24 апреля 1267 года. Но паломники уже позабыли дорогу в Везле. Аббатство секуляризовали в 1537 году. Монахи уступили место духовному училищу. Религиозные войны не пощадили город, ставший крепостью протестантов. Он подвергся осаде католических армий под командованием Сансака (Sansac) в 1569 году.
6 декабря 1790 года капитул был вызван революционной директорией города Аваллон с целью запрета их служения. Аббатство Мадлен официально прекратило своё существование. Статуи на фасаде, также, как и внутренний портал, были изуродованы, мебель продана с аукциона. Разрушенная и заброшенная, базилика угрожала обрушением, когда в середине XIX века Проспер Мериме, в ту пору генеральный инспектор Исторических Памятников, не поднял тревогу: “Если промедлить с оказанием помощи церкви Мадлен, то её придётся частично снести, чтобы избежать несчастья”.
Реставрация, начатая в 1840 и завершённая в 1861 году, была поручена двадцатишестилетнему архитектору Виолле ле Дюку, который смог вернуть почтенной церкви её первоначальное великолепие. Паломничество возобновилось в наши дни. В 1946 году 40 тысяч паломников отмечали здесь 800-летие II крестового похода.
Описание базилики. Фасад
Несмотря на повреждения и ремонты, базилика Марии Магдалины остаётся одним из красивейших памятников романского искусства. Над её фасадом, украшенным тремя порталами, надстроена башня святого Михаила высотой 37 метров. До 1819 года её венчал шпиль на деревянном каркасе, покрытым дранкой. Он сгорел от удара молнии.
Что касается северной башни, то её так никогда и не закончили.
В нижней части западного фасада над лестницей находятся три сводчатых полуциркульных портала, соответствующие нефу и двум боковым галереям здания. Тимпан центрального портала высечен Паскалем (Pascal) в мастерской Виолле ле Дюка. Он представляет сцену Страшного Суда. В центре изображён Христос в окружении четырёх евангелистов, несущих свои символы: святой Иоанн, орёл; святой Марк, лев; святой Матфей, ангел; святой Лука, бык. Слева от Христа меряются грехи человеческие, в то время как справа Дева Мария приглашает в Рай души праведников. На притолоке представлены многочисленные сцены жития Марии Магдалины. Слева направо: Воскрешение Лазаря, трапеза у Симона прокажённого, известие о смерти Иисуса, Марфа перед Христом, Христос и апостолы, Лазарь, восстающий из могилы.
Над порталом возвышается щипец, реконструированный в XIII веке и украшенный в верхней части пятью статуями. На вершине расположен Христос, восседающий на троне, держащий Евангелия и благословляющий верующих (скульптура изуродована). Слева Мария Магдалина молит о прощении, справа Святая Дева, увенчанная короной, увещевает своего сына простить Магдалину. Снизу по краям – два ангела. Нижняя часть щипца прорезана стрельчатыми окнами. Между оконными проёмами установлено шесть больших статуй. Первая слева представляет аббата в митре (вероятно святого Бенедикта), вторая – апостола Павла с его сломанным мечом, третья – святого Петра с ключами, четвёртая – святого Иоанна Крестителя, несущего диск с жертвенным Агнцем, пятая – святого Андрея и шестая – святого Иоанна Богослова.
Нартекс
Нартекс Везле – это настоящая церковь длиной 22 метра, шириной 23,5 метра и высотой 19,5 метров. Построенный между 1140 и 1150 годами, он, подобно нефу, состоит из центральной части и двух боковых приделов. Нартекс включает второй этаж, где устроена часовня, освящённая во имя святого Михаила.
Нартекс. Фрагмент.
Крестообразные столпы поддерживают её четырёхчастный рёберный свод, старейший в Бургундии.
Капители несущего столпа нартекса. Слева Явление Марии Магдалины принцессе Прованса. Справа святой Бенедикт воскрешает ребёнка.
В северо-западном углу находится лестница, ведущая в часовню и, далее, на башню, откуда открывается великолепная панорама окрестностей. Нартекс соединён с нефом тремя порталами.
Главный портал
Гигантский центральный портал – это поистине чудо Везле. Его идея заключает в себе все традиционные знания Средних Веков.
Сцена в тимпане представляет Троицу или Сошествие Святого Духа согласно христианской богословской иерархии. Первоначально камень покрывала лёгкая полихромия. Трактовка сюжетов тимпана до сих пор остаётся неполной, потому что надписи, дававшие ключ к их разгадке, не сохранились. Похоже, что скульптуры тимпана были выполнены около 1125-1130 годов. В центре – Христос во Славе, ниспосылающий Дух Святой на апостолов. От его широко расставленных ладоней исходят длинные лучи, освещающие головы апостолов, благословляя их стать “посланниками божьими”. Апостолы покоятся над миром непосвящённых, представленным на надвратной перемычке. С одной стороны – знакомые народы, с другой – народы неведомые и таинственные, о которых предки ничего не знали – все они ожидали слова Божьего. Справа налево – женщина с обнажённой грудью, мужчина с мохнатым телом и ребёнок, держащийся за ногу – у всех у них непропорционально большие уши. Это панотии, которые с наступлением ночи укрывали тело своими ушами и засыпали, уютно завернувшись в них.
Дальше человек поднимается на лошади по лестнице – это пигмей. Позади него видны макробии из Индии, племя гигантов. Остальные конные и пешие представляют народы Европы. Один из персонажей опускает свой меч в знак верности перед святым Петром и святым Павлом, стоящими в центре фриза. Слева несколько сцен символизируют римский мир. Это жертвоприношение со жрецом, приносящим жертву с топором в руке. “Калаторы”, т.е. глашатаи, заставляющие толпу замолчать перед жертвоприношением. Далее видны персонажи, несущие дары и воду для крещения. На краю надвратной перемычки изображены лучники. Они представляют скифов, живущих на краю земли. Вокруг тимпана расположены восемь отсеков. В них можно распознать слева направо: двух апостолов, переписывающих свои проповеди, Иеровоама – израильского царя-идолопоклонника, символизирующего еврейский народ и его неверность, каппадокийцев – странный народ сиамских близнецов, доктора и больного представляющего арабский народ и его соседей, киноцефалов из долины Ганга – народ с собачьими головами.
Пятый отсек представляет нам эфиопов с расплющенными, по Геродоту, носами. Далее видны народы Фригии. В седьмом отсеке человек слева – варвар, а справа – византиец, несущий жезл с “греческим огнём”. Что касается последнего отсека, в нём изображены армяне в ребристых шапках, обутые в странные коньки.
Вокруг тимпана на верхней дуге свода знаки зодиака чередуются с сезонными работами, помещёнными в маленьких медальонах. Они означают всеобщность и вечность изображённой сцены. На простенке сильно повреждённый Иоанн Креститель приглашает верующих на порог храма, поскольку нартекс не освящён. Он держит диск с изображением Агнца и надписью, где можно прочесть: “Agnoscant omnes dicitur iste Johannes cum retinet populum demonstrans indice Christum.” (Пусть все узнают, что это есть Иоанн, который увлёк народ, показав ему пальцем Христа).
Слева от портала на капители первой колонны изображено изгнание Адама и Евы из рая. Капитель второй колонны украшена резьбой с изображением фавна и сказочной птицы. Фавн с перепончатыми лапами гонится за птицей, справа русалка со змеиным хвостом скрывается под пальмой.
Горельеф на левой опоре портала представляет двух беседующих апостолов. Головы фигур утрачены.
Справа от портала на капители первой колонны: жертвоприношение Саула. Царь Саул, увенчанный короной и облачённый в кольчугу своим мечом приносит в жертву животное чтобы одержать победу над филистимлянами. Рядом находится слуга, подающий жертву царю. Помазание Давида и покаяние Саула. Пророк Самуил готовится совершить помазание царя Давида, бывшего пастуха, в то время как сидящий Саул плачет над своими винами. Горельеф на правой опоре портала изображает беседующих апостолов Петра и Павла.
Начиная с XI века порталы церквей Запада украшали знаки зодиака. Те, что можно увидеть в Везле относятся к наиболее полным и самым красивым.
На арке портала вырезаны 29 полных медальонов и один полумедальон (журавль со свёрнутой шеей). Единственный медальон – человек с кубком, символизирующий декабрь – несёт латинскую надпись, в переводе означающую: “Картинка декабря узнаваема во всех государствах”. Один из исследователей базилики каноник Деспине (Despiney) видел в смертельно раненом журавле символическое напоминание об убийстве аббата Арто (Artaud). Также “поэты Средневековья соглашались с древними авторами в том, что в известной басне волк отплатил журавлю самой чёрной неблагодарностью за серьёзное одолжение, оказанное ему с риском для жизни”.
В верхней части портала видны три медальона с изображениями собаки, человека и русалки. Все они свернулись в кольца. Для Шампо (Champeaux) и отца Стеркса (dom Sterckx) ” их необычное присутствие в годовом круговороте символизирует разрыв между временем историческим и временем природным, которое суть основа времени священного. Свёрнутые в правильные круги, они выражают возвышенное совершенство этого небесного, неподвижного, ничем не нарушаемого времени”. (Введение в мир символов. изд. Зодиак)
Северный портал
Тимпан левого портала занят последними сценами земной жизни Христа. В нижнем регистре воскресший Иисус встречает двух своих учеников по дороге в Эммаус. Сидя за столом в сводчатом зале, он преломляет хлеб, чтобы быть узнанным. Справа ученики в одиночестве возвращаются в Иерусалим. В верхнем регистре представлено серьёзно повреждённое Явление Христа ученикам после Воскресения.
На опорах портала ангелы, также сильно испорченные, поражают демонов.
Южный портал
Тимпан правого портала подробно и возвышенно повествует о Детстве Христа. В нижнем регистре представлены Благовещение, затем встреча Марии и Елизаветы. Далее, Известие пастухам, которым два ангела указывают путь в Вифлеем. Наконец, Рождество – одна из наиболее известных сцен в скульптурном убранстве Везле. В верхнем регистре помещается Поклонение Волхвов: сидящая анфас Дева Мария, Иисус наклоняется, принимая чашу со смирной, которую преподносит Ему один из трёх королей.
Слева под порталом помещается очаровательная фигура ангела, увы, изуродованная. Это ангел, принесший Благую Весть. У него на боку виден рог. Справа ещё один ангел трубит в рог, а лучник натягивает тетиву, сражаясь с нападающим на него демоном.
Неф
Пройдя внутрь нефа, поражаешься его величине (62,5 метра длины, 14 метров ширины, вместе с боковыми галереями его ширина составляет более 23 метров). Очень высокий (18,5 метров), он состоит из десяти арочных пролётов, каждый из которых освещён своим окном. Его крестообразные столпы фланкированы четырьмя колоннами.
Капители колонн находятся на двух уровнях: три капители каждого столпа расположены на высоте 4 м 95 см и одна капитель на высоте 13 м 10 см в основании свода. Напротив каждого столпа на стене боковой галереи помещается ещё одна резная капитель.Ниже представлены фото некоторых капителей собора.
Похищение Ганимеда. Сладострастие и отчаяние. Мистическая мельница. Ветры. Борьба добра со злом (реконструкция XIX века)
Вдоль центрального нефа идут две боковые галереи, где каждый пролёт высотой 7,5 м и шириной 6 м 20 см освещён арочным окном.
Архитектор собора по сравнению с клюнийской конструкцией применил здесь новые приёмы. Необходимо отметить четыре новшества:
1. Полуциркульные арки свода выполнены полихромными. Кладка состоит из белого и коричневого камня.
2. Использованы железные связи, установленные поперёк центрального нефа (в стенах до сих пор видны скобы, закреплённые штифтами) и предназначенные обеспечивать лучшую устойчивость конструкции. Позже их удалили, сочтя неприглядными, что привело к серьёзным повреждениям. Ребра сводов стали почти плоскими, вызвав сильное давление на стены. Пришлось усиливать первоначальные контрфорсы с помощью аркбутанов.
3. Возведение второго яруса, давшее возможность хорошо осветить неф и, таким образом, подчеркнуть его красоту.
4.Рёберные своды, перекрывающие центральный неф и боковые галереи.
Кроме величественной гармонии интерьера собора, поражает и богатство его украшений. Помимо шестидесяти капителей, украшенных фигурами или цветочным орнаментом, везде можно увидеть резные ленты, лилии, маргаритки, яйцевидные детали. Они покрывают аркады и своды собора или бегут вдоль стен в направлении хоров.
Интерьер собора. Фрагмент. На арках и горизонтальном поясе видна резьба по камню.
Ритм нефа церкви в Везле объединяет её с другими большими паломническими церквями в Сантъяго де Компостелла или Сен-Сернен в Тулузе.
Хоры
Аббатство в Везле поддерживало непрерывные отношения с парижским монастырём Сен-Жермен де Пре. Вероятно, что архитектор хоров был выходцем из Иль-де-Франс и взял за образец базилику Сен-Дени. Хоры церкви Мадлен (22 м высотой, 26,6 м длиной и 10,65 м шириной) были в своё время третьим по размерам готическим сооружением в Галлии после Сен-Дени и Санса, и, одновременно, крупнейшим в Бургундии.
Здесь мы видим сооружение в три уровня. Большие аркады объединяют их, ниспадая от вершины свода к одиннадцати монолитным колоннам, высотой 5,6 м каждая, за исключением двух столпов, стоящих у входа в хоры. Каждый из этих столпов фланкирован 16 колонками. На среднем ярусе находится галерея или трифорий. Каждый её пролёт включает две арки с переломом. Вверху открывается вид на высокие окна, чьи проёмы также выполнены с переломом, но заключены в правильные полуциркульные арки. Возможно в этом видна попытка архитектора стилистически увязать готические хоры с романским нефом.
Готические хоры и романский неф собора в Везле.
К деамбулаторию обращены 4 квадратных и 5 полукруглых часовен. Их своды поддерживает целый “лес” из 144 колонок.
Капеллы вокруг деамбулатория. Вид с востока.
Трансепт
Построенный после хоров, он ничем не примечателен. Трансепт состоит из двух пролетов и перекрыт стрельчатыми сводами, завершения которых прорезаны окнами.
Крипта
Под хорами вытянулась обширная крипта, длиной 19 метров, высотой 3,4 м и шириной 9,2 м, слабо освещённая низкими окнами, открывающимися в деамбулаторий. Она перекрыта рёберными сводами. Их поддерживают 12 колонн разной толщины, увенчанные капителями. Колонны образуют три очень похожих семипролётных нефа.
Это самая старая часть базилики, восходящая к эпохе каролингов, позже неоднократно перестроенная. Уровень пола опустили на 65 см по сравнению с первоначальным.
При входе видны древние ступени, завершённые в 1165 году, заканчивающиеся на прежнем уровне пола.
Между двумя лестницами в нише установлена современная рака с мощами Марии Магдалины.
Прежде, в том числе эпоху Жирара де Руссийона, они находились в закрытом прямоугольном гробу, до которого дотрагивались паломники. Этот древний саркофаг ныне служит алтарём в южном крыле трансепта. Центральные своды покрыты росписью, несомненно восходящей к XIII веку. В особенности квадрифолий, в центре которого изображён сидящий Христос, указующий на свои раны. Его изображение окружают четыре геральдических щита.
Может быть, речь идёт о гербах Бланки Кастильской, напоминающих о прибытии в Везле короля Людовика Святого во второе воскресенье после Пасхи 1267 года. Король в сопровождении легата кардинала Симона де Бриона (Simon de Brion) и других вельмож принял участие в помещении в раку мощей святой Марии Магдалины.
Зал капитула
Так называемая нижняя часовня или зимняя церковь, продолжающая южное крыло трансепта, была когда-то залом капитула аббатства.
Зал капитула и клуатр. Внешний вид.
Его построили в конце XII века и реставрировали одновременно с клуатром по проекту Виолле ле Дюка. Прямоугольный в плане зал построен по повелению Людовика Святого. Его своды поддерживают две монолитные колонны, сходные с теми, что находятся в хорах.
Клуатр. Внутренний вид. Справа виден вход в зал капитула.
Справа от алтаря когда-то существовала дверь. Через неё можно было попасть на монастырское кладбище. Над залом капитула находится обширная комната. Когда-то её называли “Певческой”. Без сомнения это была общая монастырская спальня.
Источник:Vézelay. François Vogade. Перевод с французского.