Культура Италии в 20 веке

Итальянское Возрождение

Об Италии

«Возрождение» – оживление, возвращение к жизни. На первый взгляд, довольно странное определение для эпохи культурного расцвета. Однако это вовсе не преувеличение. У столь кардинальных изменений в искусстве и мышлении европейских народов была банальная и страшная причина – смерть.

Всего три года в середине XIV века стали резким разделителем эпох. За этот промежуток времени население итальянской Флоренции стремительно погибало от чумы. Чёрная Смерть не разбирала чинов и заслуг, не осталось ни одного человека, который бы не перенёс тяжесть потери близких. Рушились многовековые устои, исчезала вера в будущее, не осталось надежды на Бога… Когда пандемия отступила и кошмар прекратился, жители города поняли, что жить по-старому уже не получится.

Сильно изменился материальный мир: даже у самых бедных из выживших появилось «лишнее» имущество, доставшееся в наследство, за счёт потерявших хозяев домов сам собой решился жилищный вопрос, отдохнувшая земля оказалась на удивление щедрой, плодородная почва без особых усилий дарила отличные урожаи, спрос на которые теперь, однако, был совсем невысок. Управляющие фабриками и богатые землевладельцы стали испытывать недостаток рабочих, которых теперь попросту не хватало, а простолюдины уже не стремились браться за первое попавшееся предложение, имея возможность выбирать и торговаться за более выгодные условия. Так у многих флорентийцев появилось свободное время для размышлений, общения и творчества. Кроме слова «renasci» («возрождать»), столь же часто применительно к эпохе использовали и другое: «reviviscere» («оживлять»). Люди эпохи Возрождения считали, что они оживляют классику, и сами испытывали чувство второго рождения.

Ещё больший переворот произошёл в умах людей, кардинально изменилось мировоззрение: появилась большая независимость от церкви, которая показала себя беспомощной перед лицом катастрофы, мысли обратились к материальному существованию, познанию себя не как божьего создания, а как части матери-природы.

Флоренция потеряла около половины своего населения. Однако только этим нельзя объяснить зарождение эпохи Ренессанса именно в этом городе. Здесь имела место совокупность разных по значению причин, а также фактор случайности. Некоторые историки приписывают заслугу культурного расцвета роду Медичи, влиятельнейшей флорентийской семье того времени, покровительствовавшей деятелям искусств и буквально «выращивавшей» своими денежными пожертвованиями новых гениев. Именно такая политика правителей Флоренции до сих пор вызывает споры специалистов: то ли городу сильно везло в средние века на рождение талантливых людей, то ли особые условия способствовали развитию гениев, таланты которых в обычном обществе навряд ли когда-нибудь себя проявили.

Литература

Начало Ренессанса в итальянской литературе отследить очень просто – литераторы отошли от традиционных приёмов и начали писать на родном языке, который, надо отметить, в те времена был очень далёк от литературных канонов. До начала эпохи основу библиотек составляли греческие и латинские тексты, а также более современные произведения на французском и провансальском языках. В эпоху Возрождения становление итальянского литературного языка происходило во многом за счёт переводов классических сочинений. Появлялись даже «комбинированные» работы, авторы которых дополняли древние текста собственными размышлениями и подражаниями.

В эпоху Возрождения соединение христианских сюжетов с телесностью вылилось в образы томных Мадонн. Ангелы походили на шаловливых малышей – «путти» — и на античных купидонов. Сочетание возвышенной духовности и чувственности выразилось и в многочисленных «Венерах».

«Голосом» раннего Возрождения в Италии стали великие флорентийцы Франческо Петрарка и Данте Алигьери. В «Божественной комедии» Данте прослеживается отчётливое влияние средневекового мировоззрения, сильный христианский мотив. А вот Петрарка уже представлял движение ренессансного гуманизма, обращаясь в своём творчестве к классической античности и современности. Кроме того, Петрарка стал отцом итальянского сонета, форму и стиль которого переняли позже многие другие поэты, включая англичанина Шекспира.

Ученик Петрарки, Джованни Боккаччо, написал знаменитый «Декамерон» – аллегорический сборник из ста новелл, среди которых есть и трагические, и философские, и эротические. Эта работа Боккаччо, а также другие стали богатым источником вдохновения для многих английских писателей.

Никколо Макиавелли был философом, политическим мыслителем. Его вклад в литературу того времени состоит из произведений-размышлений, широко известных в западном обществе. Трактат «Государь» – наиболее обсуждаемая работа политического теоретика, ставшая основой для теории «макиавеллизма».

Философия

Петрарка, творивший на заре Возрождения, стал и главным основателем философского учения той эпохи – гуманизма. Это течение ставила разум и волю человека на первое место. Теория не противоречила основам христианства, хотя и не признавала понятие первородного греха, рассматривая людей как изначально добродетельных существ.

Более всего новое течение перекликалось с античной философией, породив волну интереса к древним текстам. Именно в это время появилась мода на поиск утерянных рукописей. Охоту спонсировали богатые горожане, а каждая находка тут же переводилась на современные языки и издавалась в форме книги. Такой подход не только наполнил библиотеки, но и значительно увеличил доступность литературы и численность читающего населения. Общий уровень образованности заметно вырос.

Хотя философия и имела большое значение в эпоху Возрождения, но часто эти годы характеризуют как период застоя. Мыслители опровергли духовную теорию христианства, но не имели достаточной базы, чтобы продолжить развивать изыскания древних предков. Обычно содержание сохранившихся с того времени трудов сводится к восхищению классическими теориями и моделями.

Происходит и переосмысление смерти. Теперь жизнь становится не подготовкой к «небесному» существованию, а полноценным путём, который завершается вместе с гибелью тела. Философы Возрождения пытаются донести мысль, что «вечную жизнь» получат те, кто сможет оставить след после себя, будь то несметные богатства или произведения искусства.

Развитие знаний в эпоху Возрождения сильно повлияло на сегодняшние представления людей о мире. Благодаря Копернику и Великим географическим открытиям изменились представления о размерах Земли и её месте во Вселенной. Работы Парацельса и Везалия дали начало научной медицине и анатомии.

Наука

Первым шагом науки Ренессанса стало возвращение к классической теории Птолемея о строении вселенной. Наблюдается общее стремление к объяснению непознанного материальными законами, большинство теорий строится на выстраивании жёстких логических последовательностей.

Конечно, самый выдающийся учёный Возрождения – Леонардо да Винчи. Он известен выдающимися исследованиями в самых разных дисциплинах. Один из интереснейших трудов флорентийского гения относится к определению идеальности человека. Леонардо разделял мнение гуманистов о праведности новорожденного, но вопрос о том, как сохранить все черты добродетели и физического совершенства, оставался загадкой. Да и для окончательного опровержения божественности человека требовалось найти истинный источник жизни и разума. Да Винчи совершил множество открытий в разных научных областях, его работы до сих пор остаются предметом изучения потомков. И, кто знает, сколько какое наследство оставил бы он нам, будь его жизнь ещё дольше.

Итальянскую науку позднего Возрождения представлял Галилео Галилей. Молодой учёный, родившийся в Пизе, не сразу определился с точным направлением своего труда. Он поступил на медицинский факультет, но быстро переключился на математику. Получив учёную степень, он занялся преподаванием прикладных дисциплин (геометрии, механики, оптики и т.п.), всё больше погружаясь в проблемы астрономии, влияния планет и светил, а заодно интересуясь астрологией. Именно Галилео Галилей первым чётко провёл аналогии между законами природы и математикой. В своей работе он часто пользовался методом индуктивного умозаключения, с помощью логической цепочки выстраивая переходы от частных положений к более общим. Некоторые из выдвинутых Галилеем идей оказались весьма ошибочными, но большинство из них задумывались как подтверждения основной его теории о движении Земли вокруг Солнца. Тогдашние академики опровергали её, а гениального тосканца «осаживали» с помощью могущественной инквизиции. По основной исторической версии учёный к концу жизни публично отказался от своей теории.

Наука Возрождения стремилась к «современности», которая выражалась по большей мере в технических достижениях. Интеллект стал считаться достоянием богатых. Иметь при дворе учёного было модно, а если он превосходил знаниями соседских, то и престижно. Да и сами вчерашние купцы были не прочь окунуться в науку, выбирая подчас такие «зрелищные» области, как алхимия, медицина и метеорология. Зачастую науку свободно смешивали с магией и предрассудками.

В эпоху Возрождения использовался знак @. Тогда он обозначал меру веса (арруб), равную 12 – 13 килограммам.

Именно в эпоху Ренессанса появилась алхимия – ранняя форма химии, включающая не меньше сверхъестественных положений, чем действительно научных. Большинство алхимиков было одержимо идеей превращения свинца в золото, и этот мифический процесс до сих пор отождествляется с понятием алхимии. Задолго до создания периодической системы элементов алхимики предложили своё видение: все вещества, по их мнению, состояли из смеси серы и ртути. Исходя из этого предположения строились все опыты. Позже к двум основным элементам добавился третий – соль.

Стоит отметить географические достижения XIV-XVII веков. Это время Великих географических открытий. Особенно заметный след в этой области оставили португальцы и знаменитый флорентиец Америго Веспуччи, чьё имя увековечено в самом значительном открытии того времени – американских континентах.

Живопись, скульптура, архитектура

Изобразительное искусство итальянского Ренессанса распространилось из Флоренции, оно по большей мере и определило тот высокий культурный уровень города, который прославил его на многие годы. Здесь, как и в других областях, прослеживается возврат к древним принципам классического искусства. Исчезает излишняя вычурность, работы становятся более «натуральными». Художники отступают от строгих канонов религиозной живописи и в новой, более свободной и реалистичной манере создают самые великие иконографические шедевры. Кроме более глубокой, чем раньше, работы со светом и тенью, идёт активное изучение человеческой анатомии.

В архитектуру возвращаются гармоничность, пропорциональность, симметричность. Уходят в прошлое готические громады, выражающие средневековый религиозный страх, уступая место классическим аркам, куполам, колоннам. Архитекторы раннего Возрождения творили во Флоренции, но в более поздние годы их стали активно приглашать в Рим, где было воздвигнуто немало выдающихся сооружений, ставших позже архитектурными памятниками. На закате Возрождения родился маньеризм, ярким представителем которого был Микеланджело. Отличительной чертой этого стиля является подчёркнутая монументальность отдельных элементов, которое долгое время воспринималась резко негативно представителями классического искусства.

В скульптуре ярче всего проявилось возвращение к античности. Образцом красоты стала классическая обнажённая натура, которую снова стали изображать в контрапосте (характерное положение тела, опирающегося на одну ногу, что позволяет выразительно передать характер движения). Яркими деятелями ренессансной скульптуры стали Донателло и Микеланджело, созданная которым статуя Давида стала вершиной искусства эпохи Возрождения.

В эпоху Ренессанса в Италии самыми красивыми считались женщины с большими зрачками. Итальянки капали в глаза настой белладонны, ядовитого растения, который расширял зрачки. Название «белладонна» переводится с итальянского как «прекрасная женщина».

Музыка

Ренессансный гуманизм оказал влияние на все стороны общественного творчества. Музыка Возрождения перестала быть чересчур академической, претерпев большое влияние народных мотивов. В церковной практике большое распространение получило хоровое полифоническое пение.

Разнообразие музыкальных стилей привело к появлению новых музыкальных инструментов: виолы, лютни, клавесины. Они были достаточно просты в использовании и могли применяться в компаниях или на небольших концертах. Церковная музыка, гораздо более торжественная, требовала соответствующего инструмента, которым в те годы являлся орган.

Ренессансный гуманизм предполагал новые подходы к такому важному этапу становления личности, как обучение. В годы расцвета Возрождения появилась тенденция к развитию личностных качеств с юных лет. Групповое образование сменилось индивидуальным, когда ученик точно знал, чего именно он хочет, и шёл к намеченной цели, во всём полагаясь на своего мастера-учителя.

Столетия итальянского Возрождения стали не только источником невероятного культурного прогресса, но и временем сильных противоречий: столкнулись античная философия и умозаключения современных мыслителей, что привело к кардинальному изменению как самой жизни, так и её восприятия.

Роль культурной политики Италии в формировании имиджа страны за рубежом Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

РОЛЬ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА СТРАНЫ ЗА РУБЕЖОМ

Т.Н. Клейменова

Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу роли культурной политики Италии в формировании имиджа страны. Автор изучает специфику культурной политики Италии, влияющую на восприятие этого государства в России и других странах Европы.

Ключевые слова: образ Италии, Россия, культурная политика, культурная дипломатия, российско-итальянское сотрудничество.

Культура и межкультурная коммуникация всегда являлись важными составляющими системы международных отношений. Европейские державы традиционно распространяют свою культуру, что играет важную роль в укреплении коммерческой деятельности, способствует росту политического влияния. Культурная политика и публичная дипломатия — категории, задающие тон и определяющие формирование соответствующего образа государства у мирового сообщества. Сфера деятельности культурной дипломатии обширна. Она включает в орбиту своего влияния как отдельных граждан, так и неправительственные организации, институты культуры, формирующие позицию и официальное мнение по ключевым вопросам мировой политики. Таким образом, в современном мире при определенных условиях, публичная дипломатия может быть более мощным средством оказания влияния, нежели экономические санкции, политические или военные акции .

Формирование позитивного имиджа Италии за рубежом является одним из приоритетных направлений внешней политики государства. Согласно 9 статье Конституции Италии, «Республика способствует развитию культурного и научно-технического сотрудничества с другими государствами. Защищает и укрепляет историческое и художественное достояние нации» . Министерство иностранных дел Италии является главным органом, координирующим международное культурное сотрудничество с другими странами. Республика всячески способствует популяризации языка и культуры за рубежом с целью взаимного понимания и укрепления сотрудничества с иностранными государствами.

В силу отсутствия министерства культуры как такового в Италии реализация принятых законов в области культуры возлагается на различные министерства . Главными среди них являются: Министерство иностранных дел, Министерство по охране культурного достояния и окружающей среды, Министерство туризма и искусства, Кабинет премьер министра, Министерство почтовой связи и коммуникаций, Министерство образования, Министерство общественных работ, Министерство государственного сотрудничества. Основным государственным органом, координирующим культурное взаимодействие с миром и являющимся неким ана-

логом Россотрудничества, выступает Главное управление по международному культурному сотрудничеству при МИД Италии. Здесь определяются основные направления в области международного культурного сотрудничества Италии, управление представляет официальное мнение по поводу культурных программ и инициатив, предложенных МИД Италии, государственными учреждениями, частными лицами, что способствует развитию инициатив по работе с соотечественниками за рубежом. Кроме того, оно поощряет работу представительств — культурных центров за рубежом, с целью установления контактов с учреждениями культуры и науки в иностранном государстве, а также содействует принятию проектов и предложений, направленных на укрепление культурного присутствия Италии и распространение языка и культуры в стране пребывания.

Осуществление внешней политики в области культуры происходит как на государственном, так и на общественном уровне. В настоящий момент во всем мире действует 90 Итальянских институтов культуры . Они представлены в важнейших городах пяти континентов и являются местом встречи и диалога заинтересованных людей: интеллектуалов, деятелей искусства и культуры, простых граждан. Если мы говорим о России, — это место встречи тех, кто стремится установить или углубить сотрудничество с Италией, и итальянцев, стремящихся сохранить связь с исторической родиной. Итальянский институт культуры — это не только «визитная карточка» Италии, источник постоянно обновляющейся информации об Италии, но и центр продвижения инициатив в сфере культурного сотрудничества.

Помимо организации культурных мероприятий в различных областях (искусство, музыка, кино, театр, балет, танец, дизайн, фотография) Итальянские институты культуры предоставляют возможность всем желающим выучить итальянский язык и познакомиться с итальянской культурой. Выучить иностранный язык — значит заинтересоваться культурой и историей государства изучаемого языка. Будучи заинтересованным, иностранец проникается, как правило, атмосферой и духом этого государства, становится как бы сопричастным процессам политического или культурного характера в стране изучаемого языка. Так, любой желающий человек при прохождении специального отбора может поехать на курсы итальянского языка для иностранных граждан, как на краткосрочный, так и на более долгий период (до трех месяцев). В Италии существуют два специализированных университета для иностранцев. Университет Перуджи основан был еще в 1921 году, когда местный адвокат Асторре Лупаттелли создал курсы по изучению культуры, истории и природы родного края Умбрии. Целью курсов стало повышение уровня знаний как местных жителей, так и представителей других стран об истории и традициях региона. Другим университетом для иностранцев считается Университет Сиены. Это старейший и престижнейший вуз Италии, где занимаются не только обучением, исследовательской работой, но и пропагандой итальянского языка и культуры.

Посредством проведения культурных мероприятий институт культуры привлекает иностранную аудиторию, заинтересовывая ее атмосферой итальянского

духа. Так, далеко не у каждого есть возможность поехать в Италию и увидеть воочию шедевры культуры и искусства. В связи с этим фестивали итальянского кино, фотовыставки или литературные вечера пользуются спросом у широкой российской аудитории. Среди недавних мероприятий в Москве, привлекших повышенное внимание публики, стоит отметить следующие выставки: «Антонелло да Мессина. Шедевры из Сицилийских музеев» (9 сентября — 20 ноября 2011 года), «Другая сторона России. Лицо и душа. Творчество Омара Галлиани» (29 сентября — 20 ноября 2011 года), «Язык и история полутора столетий объединенной Италии» (12 октября 2011 года). Это своего рода дискуссия специалистов, посвященная размышлению об эволюции итальянского языка в связи с историческими и социальными изменениями, произошедшими в стране, с участием итальянских профессоров Джулио Феррони, Пьеро Бьянуччи, Антонелло Вентури, Джорджио Пет-ракки. Широко известными общественными организациями в России являются: «Общество Данте Алигьери», «Международное агентство культурно-социальной работы» (МАКСОРА) и др.

Основными направлениями итальянской культурной дипломатии являются культура, язык и наука. Первые две сферы неразрывно связаны между собой, поскольку в момент, когда стоит задача популяризации культуры, распространяется в первую очередь изучение иностранного языка, так как он является инструментом передачи ценностей и традиций, которые отображают специфику и колорит культуры. Научное сотрудничество, в свою очередь, связано с популяризацией языка и культуры, поскольку часто соглашения в области научного сотрудничества заключаются непосредственно с государствами, с которыми ведется плодотворное культурное сотрудничество. В связи с этим, хочется привести в пример отрывок из интервью с профессором Паскуале, 16 лет проживающим в Америке. Он выступает инициатором создания кафедры Федерика II с целью организации межуниверситетского обмена. Так, в рамках программы американцы приезжают в родную для него Кампанию, и, соответственно, жители Кампании имеют возможность приехать на стажировку в Америку. По словам профессора, необходимость создания этой кафедры обусловливается двумя причинами. Во-первых, в связи с малым количеством прибывающих в США студентов и докторантов из Италии и, во-вторых, скудные знания о достижениях итальянской культуры среди граждан США.

Несмотря на то, что Италия признана культурной сверхдержавой, она вынуждена позиционировать себя как часть глобального культурного интернационализирующегося пространства. В Италии открытость иностранным студентам достаточно нова и связана, в основном, с программой ЭРАЗМУС МУНДУС. По количеству уезжающих за рубеж на обучение Италия занимает четвертое место, а по количеству приезжающих в страну Италия находится на третьем месте в Европе. Из иностранных студентов, обучающихся в Итальянской Республике, 25% — граждане ЕС, 35% — не являются резидентами ЕС; 11% — представители стран Африки, 15% — представители стран Азии, преимущественно выходцы из Китая, и 7,2% —, популяризация культуры какого-либо государства способствует достижению студенты из Латинской Америки. По высказыванию профессора Анны Марии Джаннини следующих целей: во-первых, государство-реципиент становится более привлекательным для иностранных студентов; во-вторых, закладываются основы для позитивного имиджа этого государства иностранной аудиторией.

После окончания Второй мировой войны США начали активно развивать направление культурной дипломатии, используя культуру как средство привлечения к образу жизни американцев через образование. Вспоминается история появления на свет программы стипендий Фулбрайта, призванная содействовать привлечению иностранных выпускников продолжать обучение в Америке. Очевидно различие предпосылок и мотивов организации подобных программ итальянскими властями и американскими представителями Белого дома послевоенного периода. В первом случае используются категории «мягкой силы», поскольку истоки культурной дипломатии США основаны по сути своей на факторе «медленного, но уверенного» навязывания образа жизни американцев как с точки зрения ведения внешней политики с применением силового фактора, так с точки зрения их культурных особенностей и быта.

Распространение языка и культуры Италии, напротив, сводится к тому, чтобы заинтересовать мировую общественность национальным культурным достоянием и достижениями в исторической ретроспективе. По мнению итальянцев, это является залогом плодотворного, всестороннего сотрудничества с государствами. Так, развивая культурные связи, в начале 90-х гг. итальянцы пришли к интересному выводу: с государствами, с которыми ведется активное сотрудничество в области культуры, более успешно развивается экономическое партнерство. Понятие «Made in Italy» активно используется в наши дни как в торгово-производственной сфере, так и в культурной среде. Прошедшая выставка под названием «Made in Italy» в Москве в середине октября 2011 года, посвященная искусству и архитектуре Италии, органично вписалась в формат культурных мероприятий перекрестного года. Глава Института культуры Италии в Будапеште говорит, что индустрия и культура должны действовать в синергии, так, чтобы торговые палаты и отдельные предприниматели вызывали интерес у иностранцев к собственной культуре.

Огромную роль в продвижении итальянской культуры играет Национальное агентство по туризму Италии (ЭНИТ), созданное в 1919 г. Наделенное конституционной и организационной независимостью, находящееся в ведомстве Министерства производственной деятельности и под контролем Государственной счетной палаты, Национальное агентство по туризму ответственно за продвижение на туристических рынках зарубежных государств маркетинговых стратегий. Оно призвано способствовать формированию общественного мнения, направленного на увеличение туристического спроса . В настоящее время открыто около 25 представительств ЭНИТ в 20 странах мира, в том числе и в России (после аккредитации агентства в 2001 г. в рамках Соглашения о сотрудничестве в области туризма, подписанного министрами иностранных дел России и Италии в 2000 г. в Риме). ЭНИТ эффективно выполняет возложенную на него миссию. Так, 5 июля 2011 г. было объявлено об открытии тендера на подготовку и проведение информационной кампании в России в рамках мероприятия «Италия рядом». Агентство организует также различные выставки и презентации, раскрывающие исторические и культурные особенности Италии.

Джованни Кастеллани, президент специальной комиссии по делам культуры, отмечает, что Италия в последние годы занимает передовые позиции в области

туризма. По результатам опроса, проведенного в 2011 г., 75% россиян заявляют, что Италия — самая привлекательная страна для туристов. Вместе с тем, когда мы говорим о деятельности ответственных за популяризацию культуры и языка учреждений, как государственных, так и общественных, нельзя абстрагироваться от ситуации в самом государстве. На данном этапе Италия переживает в своей политико-экономической жизни непростые времена. Манифестации, произошедшие в середине октября 2011 г. в Риме, — подтверждение обострения экономического кризиса в стране. Недовольство экономическими реформами и политическими интригами итальянского истеблишмента — все это результат внутренних проблем государства, появившихся не в один момент. По словам швейцарского корреспондента Нины Мерли, «огромный резонанс в Европе вызвало событие прихода Берлускони на пост премьер-министра в 1994 году в силу того, что Кавальере был известен как крупный предприниматель и миллиардер. Затем нестандартное для премьера поведение, затрагивающее приватную жизнь господина Берлускони, вызывало улыбку у мировой общественности, в конце концов политические решения, принимаемые председателем совета министров стали подвергаться критике. В последнее время общественное мнение европейцев обеспокоено негативным влиянием так называемой „эры» Берлускони. Ущерб, нанесенный премьером внешней политике Италии, подтверждается упрямством, которое имеют ряд государств, поддерживая международные отношения с Италией. Появление Берлускони — повод к смущению высокопоставленных чиновников и политиков в правительстве, которые избегают случаев фотографироваться вместе с премьером» . Таков взгляд на политическую картину современной Италии из Европы. Российская оценка политических процессов в Итальянской Республике и личности главы кабинета министров является более взвешенной.

Несмотря на противоречивые комментарии итальянских СМИ Чеченской войны в 90-х гг. ХХ в., терактов в начале 2000-х гг., оптимизм Берлускони по поводу вступления России в Евросоюз был подхвачен политической элитой Италии , что не могло остаться неоцененным официальной Москвой. Многие исследователи отмечают, что позиции глав государств России и Италии по ключевым вопросам международной жизни часто схожи, что является благоприятствующим фактором в формировании позитивного образа Италии в России. Таким образом, несмотря на экономический кризис, назревший в Италии, и политические перемены, Россия придерживается нейтральной позиции относительно личности премьера и составления каких-либо прогнозов о грядущих изменениях в регионе. Историческая и культурная заинтересованность друг в друге на самых ранних этапах сотрудничества, основанная на взаимном уважении к культурному наследию и культурным особенностям двух государств, является следствием многовековой дружбы народов России и Италии.

В связи с этим весьма точно подметил господин Сальваторе Чиленто, сотрудник МИД Италии, что «для нас, итальянцев, должен быть предметом гордости тот факт, что в Италии культура успешно служит благоприятному имиджу государства, что никогда не используется в грубой или шовинистской манере. Она все-

гда обращена к различным системам ценностей и традиций, выполняя неизменно роль моста между собственным культурным достоянием и культурами и образом жизни других обществ». Россия, обладающая богатым историческим опытом, принимает и разделяет позицию сотрудника итальянского МИД, и перекрестный год культур России и Италии лишний раз тому подтверждение. Если не было бы такого доверия к итальянским партнерам, глубокого уважения к достоянию культуры Италии, трудно было бы представить организацию столь масштабных мероприятий в рамках года культуры.

Будучи европейской средиземноморской державой, Итальянская Республика имеет интересы глобального масштаба. Обладая богатым культурным наследием, Италия может предложить свою собственную модель развития мировому сообществу . Современную итальянскую культуру принято рассматривать через призму достижений в области искусства и науки прошлых веков. Для современного итальянца — это источник престижа и величия современной истории государства. Таким образом, стратегия внешней культурной политики Италии основывается на укреплении позитивного образа государства за рубежом, так, чтобы она воспринималась мировым сообществом передовой страной, способной вместить в себя богатство традиционного культурного наследия и способность предложить миру новейшие технологии.

Культурная открытость может являться эффективным инструментом внешней политики, но не может улучшить ее в случае, если внешняя политика плохо сформирована. Итальянское государство считает необходимым выработать свою стратегию внешней культурной политики, которая отражала бы высокие достижения страны в экономике и культуре . Целью культурной программы Итальянской Республики является следующее: «способствовать тому, чтобы было больше Италии в мире», показать свое культурное наследие другим странам, что важно не только с точки зрения престижа или соответствующего имиджа страны за рубежом, но и с точки зрения экономического развития . Поощряя культурное взаимодействие между странами, Италия предлагает свою собственную культурную модель развития мировому сообществу, ничуть не уступающую «американскому» либо «общеевропейскому» стилю жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Галумов Э.А. Имидж против имиджа. — М., 2005.

Глинская И.Ю. Роль публичной дипломатии в формировании имиджа России в странах Азии и Латинской Америки. — М.: РУДН, 2010.

Закон о культурных центрах и деятельности по распространению итальянского языка и культуры Италии № 401. Принят 22 декабря 1990 г. URL: www.italgiure.giustizia.it

Князева С. Россия глазами итальянцев: вчера, сегодня. URL: http://ricolor.org/europe/ italia/ir/today/2/

Конституция Италии. URL: www.quirinale.it

Мерли Н. В Италии уже несколько лет диктатура. 2011. URL: http://italiadallestero.info/ archives/12562

Официальный сайт агентства ЭНИТ. URL: http://www.enit-russia.ru

Официальный сайт Института итальянской культуры в Москве. URL: http://www.iicmosca. esteri.it/IIC_Mosca/Menu/Istituto

Торкутти Э. Культурная дипломатия и культурная политика. 2005. URL: www.ilsegnalibro.com/normativa/tesi_torcutti.pdf

Ragionpolitica, № 308, 21.03.2009. URL: www.ragionpolitica.it/

Trimarchi M., Pennella G. Stato e mercato nel settore culturale. — Bologna: Il Mulino, 1993.

THE ROLE OF ITALIAN CULTURAL POLICY IN IMAGE FORMATION ABROAD

T.N. Kleimenova

Theory and History of International Relations Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

История Италии

Историю мало каких стран можно сравнить с историей Италии. Наверное, только Грецию можно поставить в один ряд с Италией по количеству исторических памятников.

Современные люди поселились на территории Италии около 40 тысяч лет назад. До римлян здесь жили умбры, латиняне (собственно, предки римлян), самниты, кельты, и многие другие племена.

Примерно в 8-7 веках до н.э. на юге Италии и в Сицилии несколько своих городов-колоний основали древние греки. На побережье Сицилии и Сардинии свои колонии построили финикийцы.

Древний Рим вначале был небольшой сельскохозяйственной общиной, появившейся в 8 в. до н.э., но постепенно он распространил свое влияние на ближние и дальние земли. В результате появилась огромная империя, охватившая все Средиземное море. В Древнеримской империи греческая и римская культура были объединены в одну цивилизацию.

Во 2 веке н.э. начинается упадок Римской империи. Она окончательно распалась в 395 году на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. В конце концов, Италию завоевали франки, вандалы, гунны, готы и другие варвары. В 6 веке н.э. император Восточной Римской империи отвоевал у варваров Рим и Италию, однако германские племена лангобардов сумели закрепиться на севере страны.

В конце 8-го века н.э. часть территории Италии была включена в королевство императора франков Карла Великого. Франкские короли помогли образовать Папскую область в Центральной Италии, которая принадлежала Папам Римским.

Многие историки считают, что именно из-за существования Папской области Италия на многие века была разделена на феодальные города-государства.

В Средневековье императоры Священной Римской империи пытались подчинить себе итальянские города-государства, однако они активно сопротивлялись этим планам.

В этот период начинается расцвет итальянских морских республик – Венеции, Пизы, Генуи и Амальфи. Совсем скоро Венеция и Генуя стали основными в Европе торговцами с Востоком, благодаря чему их богатство и мощь еще больше увеличились.

В свою очередь Флоренция в это время превратилась в европейскую столицу шелка, шерсти, ювелирных изделий и банковских операций.

С 1559 года Италия находилась под властью габсбургской Испании, а с 1713 года ее завоевала Австрия.

В эпоху Наполеоновских войн часть итальянских земель была присоединена к Франции, а на оставшейся территории провозгласили Королевство Италия.

17 марта 1961 года, после походов итальянской армии во главе с Джузеппе Гарибальди, было провозглашено объединенной Итальянское Королевство. Но только после 1866 года к Итальянскому Королевству была присоединена Венеция.

Во время Первой Мировой войны Италия выступила на стороне Антанты, в результате чего на полях сражений погибло более 650 тыс. итальянских солдат.

В конце 1920 – начале 1935 годов в Италии к власти пришел Бенито Муссолини. В 1939 году Италия оккупировала Албанию, а во время Второй Мировой войны воевала на стороне Германии и Японии. В сентябре 1943 года Италия капитулировала.

В 1946 году Италия стала Республикой, а в 1949 году она вошла в военный блок НАТО. В 1957 году Италия была в числе основателей Европейского Экономического Союза, ставшего затем Евросоюзом.

Кухня

Италия состоит из двадцати различных регионов, и каждый из них имеет свои собственные кулинарные традиции. Мало того, каждый итальянский город, каждая деревня обязательно гордится каким-либо собственным кулинарным рецептом. Кроме того, одно и то же блюдо в разных регионах Италии приготавливают по-разному. Так, спагетти в Неаполе совсем непохоже по вкусу на спагетти в Пьемонте.

Кулинарные традиции некоторых регионов Италии сформировались под сильным арабским или греческим влиянием. На другие региональные итальянские кухни большое влияние оказали французы и австрийцы.

В Италии туристам мы обязательно советуем попробовать следующие традиционные блюда: карпаччо, салат «Капрезе», омлет «фриттата», бурерброд «брускетта», густой овощной суп «минестроне», густой рыбный суп «качукко», пиццу «Маргарита», «закрытую» пиццу «кальцоне», пасту «болоньезе», ризотто, трубочки из теста с сыром «канноли».

В Италии туристам обязательно нужно попробовать также мороженое местного приготовления, ведь эта страна считается его «родиной».

Италия на весь мир знаменита своими винами. Традиции итальянского виноделия восходят к эпохе Древнего Рима. Вино в Италии делают практически во всех регионах, начиная от Сицилии и заканчивая Ломбардией.

Достопримечательности Италии

Италия занимает, наверное, одно из первых мест в мире по количеству достопримечательностей. В итальянских музеях хранятся тысячи картин и скульптур великих мастеров Античности, Средневековья, Нового времени и современности. Туристам в Италии мы обязательно советуем увидеть следующие 10 лучших достопримечательностей:

Колизей в Риме
Древнеримский амфитеатр Колизей был возведен римскими императорами в 72-80 годах н.э. Когда-то давно в Колизее устраивались бои гладиаторов и целые морские сражения. Сейчас Колизей – это символ Рима, который ежегодно осматривают сотни тысяч туристов.

Римский форум
Так называлась центральная площадь в Древнем Риме. До сих пор на Форуме сохранились развалины нескольких древнеримских храмов и базилик (храм Сатурна, арка Тита, Базилдика Юлия, храм Диоскуров).

Пантеон в Риме
Этот храм был построен при императоре Адриане во II в. н.э. Позднее храм стал католической церковью. В нем похоронены итальянские короли Виктор Эммануил II и Умберто I.

Площадь Сан-Марко в Венеции
Именно на этой площади находятся знаменитые архитектурные и исторические венецианские памятники — Дворец дожей, Палаццо Дандоло, Собор Святого Марка, Лоджетта и Палаццо Грасси.

Базилика Святого Климента
Построена в Риме в 384 г. н.э. До сих пор в этой базилике сохранилось несколько удивительных, очень старых фресок («Житие святого Алексия», «Месса святого Климента» и «Посмертный суд»).

Пизанская башня
«Падающая башня» в Пизе была построена в 1360 году как колокольня католического собора. Сейчас наклон этой башни составляет около 3 градусов.

Фонтан Треви в Риме
Этот самый большой на данный момент фонтан в Риме построил в середине XVIII века архитектор Никола Сальви. Итальянцы уверены, что если человек бросит одну монету в фонтан Треви, то он приедет в Рим еще раз. Ежегодно сотрудники римской коммунальной службы вынимают из этого фонтана монет на сотни тысяч евро.

Собор Дуомо в Милане
Строительство этого величайшего в мире готического собора продолжалось 430 лет. Итальянцы утверждают, что в нем могут поместиться около 40 тысяч человек. Однако, пока официально эта информация не подтверждена.

Галерея Уфицци во Флоренции
Этот дворец, в котором сейчас находится картинная галерея, построен в 1560-1581 годах архитекторами Джорджо Вазари и Бернардо Буонталенти. Сейчас в этом музее хранятся сотни картин великих мастеров, включая Боттичелли, Джотто, Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана.

Помпеи возле Неаполя
Древнеримский город Помпеи был засыпан пеплом вулкана Везувий в 79 году н.э. Сейчас Помпеи являются музеем под открытым небом, который внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Города и курорты Италии

Самые большие итальянские города – Рим, Милан, Турин, Палермо, Неаполь, Генуя, Флоренция, Бари, Болонья, Катания, и Венеция.

В Италии существует большое количество прекрасных морских курортов с великолепными пляжами.

Топ-10 лучших пляжных курортов в Италии, на наш взгляд:

1. остров Капри
2. Чефалу в Сицилии
3. Амальфи на побережье Тирренского моря
4. Лидо ди Езоло недалеко от Венеции
5. Римини
6. остров Сардиния
7. Тропеа в Калабрии
8. Отранто
9. Шилла в Калабрии
10. Кастелламаре дель Гольфо в Сицилии

Топ-10 лучших итальянских пляжей, на наш взгляд:

1. San Vito Lo Capo – Сицилия
2. Isola del Giglio – Тоскана
3. Taormina – Сицилия
4. Mondello – возле Палермо, Сицилия
5. Capalbio – Тоскана
6. Domus de Maria – Сардиния
7. Salina – Эоповы острова возле Сардинии
8. Posada
9. Vendicari
10. Castiglione della Pescaia

Италия также знаменита своими великолепными горнолыжными курортами. Самые популярные из них находятся в Доломитовых Альпах — Кортина д`Ампеццо, Альта Пустерия, Валь Гардена, Валь ди Фьемме, Сан Мартино ди Кастроцца, Валле Изарко, Мадонна ди Кампильо, Валь ди Соле, Пинзоло, и Монте Бондоне.

Многие туристы приезжают в Италию специально, чтобы отдохнуть на местных спа-курортах. Самые известные из них — Абано Терм, Мерано, Сирмионе, Монтекатини Терме, Терме де Медичи, Сан Джулиано Терме, и Искья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *