Что делать если потерялся

Так уж случилось, что я осталась одна с грудным ребёнком. Возлюбленный, узнав о малыше, исчез без следа. Помочь мне оказалось не кому. Родители жили в другом городе. Мама только первый месяц побыла и уехала, а потом мне хоть волком вой…

А тут и колики у сына начались, он кричал, я носила его столбиком, прикладывала тёплую пеленку к животику, так хоть немного да успокаивался. Днём не прилечь, столько дел надо было переделать: перестирать пеленки, еду приготовить, в магазин сбегать во время прогулки, либо на почту за квартиру заплатить, благо пропускали меня с ребёнком всегда без очереди.

Подружки мои все работали, но в выходные старались забежать, приносили игрушки Антошке, мне вкусняшки, играли с ним. Но это случалось редко, поэтому скоро я стала похожа на тень. На себя времени не было вообще.

Но не зря говорят, что мир не без добрых людей. Когда я выходила на прогулку, часто видела одинокую бабушку на лавочке у нашего подъезда. Она кормила птиц, да наблюдала за кипящей жизнью вокруг. Я всегда с ней здоровалась и спешила по делам. Однажды присела с коляской рядом, так сказать дух перевести.

— Милая моя, я смотрю ты все одна да одна, тебе, что помочь даже не кому?

— Да, так вышло, что не кому. Слово за слово я поведала Марии Ивановне, так она представилась, свою историю. Она слушала молча, а потом вдруг предложила:

— Давай я буду вам вместо бабушки, живу этажом ниже, могу в любое время посидеть с малышом или погулять, и тебе будет небольшой отдых. У нас семья большая была, я матери помогала всегда с младшими. Опыт у меня есть.

— Хорошо бы, да денег нет у меня на няню. А так неудобно как-то…

— Да какие деньги, мне в радость будет посидеть с ребёнком, я ведь одна постоянно, муж умер давно. Вот и доживаю свой век никому не нужная…Давай поднимемся, покормишь дитя, да я посижу с ним, а ты отдохнёшь.

Вот так и получилось, что в лице бабушки я обрела и няню и друга и просто доброго человека. Несмотря на свой возраст Мария Ивановна все делала ловко и проворно. Пока я спала, она приготовила обед, прополоскала пеленки и погладила чистые. Антошка, что поразительно, даже не заплакал. А я провалилась в сон аж на два часа.

— Как только он закряхтел, я взяла покачала, да по спинке погладила, малыш сразу и успокоился, — рассказывала тетя Маша. Я сладко потянулась.

— Не знаю как вас благодарить. Я давно так хорошо не спала.

Потом мы пили чай с оладьями и черничным вареньем, да болтали о том о сём. Впервые я почувствовала такую заботу о себе, что невольно на глаза навернулись слезы.

— Да не переживай так, не пропадём! — Мария Ивановна заговорщицки мне подмигнула, — самое главное родить успела здорового малыша, а то вот моя соседка слева, Ирина, так и не обзавелась потомством, по молодости все некогда, а потом уже и не смогла забеременеть. Тебе сынок отрадой и утешением на старости лет станет.

Так потекли наши дни, постепенно я узнала историю моей доброй приятельницы. Родилась Мария Ивановна в многодетной семье, она была старшим ребёнком, поэтому всегда за младшими и присматривала, да по хозяйству матери помогала. А в голодное время ее в няньки отдали за чужими детьми присматривать. Братья и сестры ещё во младенчестве умерли, один только выжил. Всю жизнь женщина на заводе проработала, там и мужа встретила. А вот своих деток Бог не дал…

В деревне у неё брат остался с семьёй, да зовут редко, в основном если помочь где надо по хозяйству. Женщина не отказывает, помогает с удовольствием.

Хоть и чужими мы с Антоном были Марии Ивановне, но вскоре стали роднее родных. Даже мама, когда приехала к нам в отпуск, приревновала немного к соседке.

— Мама, если бы не она, я бы тут пропала вовсе. Она души в Антошке не чает, и денег никаких не берет. Даже наоборот, говорит, что у неё смысл в жизни появился! Но мама не унималась.

— Наверно надеется, что ты будешь ухаживать за ней, как совсем старенькой станет.

— И правильно, что надеется! Теперь мы её не оставим, она — часть нашей семьи!

Моя мама ещё долго ворчала, пытаясь рассмотреть в действиях соседки корысть. А узнав её поближе, оттаяла.

Так мы и жили, когда пришло время мне на работу выходить, стала забирать Антошку из детского сада, да могла посидеть с ним вечерами, а я выйти с подругами прогуляться. Говорила мне часто: «Гуляй, Оленька пока молодая, может и встретишь где человека своего!» Бабушка Маша успела проводить сыночка в первый класс, ушла она тихо, заснула, а на утро не проснулась…

Инструкция для ребенка: ЧТО ДЕЛАТЬ, если ты потерялся

Первое и самое главное: ребёнок должен помнить наизусть, как его зовут, мамин (а желательно ещё папин или чей-нибудь) телефон и свой адрес. Время от времени проверяйте его – устраивайте «понарошечный» экзамен или пусть он звонит вам с городского телефона по вашей просьбе – ему наверняка понравится такое развлечение. Ещё один номер, который ребёнок должен знать, — это 112.

Что делать в городе

Обсудите с ребёнком разные ситуации и научите его в каждой из них правильному алгоритму действий, причём переберите все возможные ситуации, что ты будешь делать, если:

  • потеряешься на улице, в магазине,
  • уедешь один на автобусе,
  • если я одна уеду на автобусе,
  • если ты уедешь в метро,
  • если я уеду в метро,
  • что ты будешь делать в лесу?

В каждом из этих случаев есть общие правила и есть те, которые относятся непосредственно именно к этой ситуации. Общих правила два:

  • первое – оставаться на месте, когда ты понял, что потерялся (в магазине, библиотеке, на улице), не ходить и не искать самому родителей;
  • второе – знать, к кому можно обращаться за помощью, если ты потерялся.

Ответ: только к трём людям:

  • к ближайшему работнику этого места, человеку в форменной одежде – продавцу в магазине, охраннику, дежурному по станции, продавцу ближайшего ларька, если это произошло на улице,
  • к ближайшему полицейскому,
  • к ближайшему человеку с ребёнком, желательно женщине.

Ещё одно общее правило – грамотный алгоритм действий: в любой ситуации, поняв, что ты потерялся, надо сначала остановиться, потом оглядеться по сторонам – вдруг мама рядом, а потом громко её позвать.

Некоторые дети стесняются кричать в общественном месте, потому что сначала мы их учим не шуметь, а потом ждём, что они позовут – это же совсем другое дело! Объясните ему, что это тот самый случай, когда можно и нужно. Порепетируйте в лесу, покричите вместе.

В транспорте немного другие правила: если ребёнок уехал на автобусе или в метро, а вы остались на остановке, он должен точно знать, что ему надо выйти на следующей станции и, оставаясь на перроне или на остановке, ждать – вы приедете к нему первым же транспортом. Если получилось наоборот и уехали вы, то тут включается первое и главное правило потерявшегося: оставаться на месте.

Как просить о помощи незнакомого взрослого? Если это полицейский, то, конечно, он сам расспросит, позвонит по номеру мамы, папы или кого-то из родных, ему можно доверять, это его работа – помогать детям в таких ситуациях.

Но если это кто-то другой, надо соблюдать осторожность. Если номер мамы этот человек набирал со слов ребёнка (не каждый взрослый даст сходу чужому ребёнку телефон в руки), то, когда он даст трубку, надо сказать: «Мама, пароль». И ваша с ребёнком задача – придумать такой пароль, чтобы по нему ребёнок мог точно понять, что это вы. Это будет нелишним, если вдруг (не дай бог, конечно) вам как-нибудь позвонят, когда ребёнка нет рядом, и детским голосом скажут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вариантов много), срочно перечисли денег туда-то», и тогда вы уже скажете: «Сын (дочь), пароль».

Очень важно научить ребёнка тому, что если он обратился к чужому взрослому, он всё равно должен оставаться на месте, что бы тот взрослый ни предлагал. Совершенно не обязательно, что человек, к которому ребёнок обратился за помощью, предложит ему пойти куда-то из каких-то преступных соображений – вполне может быть, что он искренне готов бегать с вашим ребёнком по торговому центру и искать вас. Однако ваш ребёнок на любые предложения должен отвечать: «Нет, я буду стоять здесь и ждать маму». Если он до вас дозвонился, он должен уметь описать место, где он находится, — название магазина, остановка, станция, что есть рядом, и оставаться на этом месте, что бы ему ни предлагали.

Самое важное в случае с лесом – ребёнок должен быть правильно туда собран. Если у него уже есть свой мобильный телефон, это почти гарантия того, что вы с ним быстро найдёте друг друга. Однако предупредите его, что если вдруг он потеряется, это вовсе не значит, что надо садиться и играть на телефоне: телефон – шанс на то, что его быстро найдут, поэтому заряд надо беречь. Телефоны, с которыми идут в лес, должны быть полностью заряжены, нелишней будет запасная заряженная батарея и провод от неё.

Второе – ребёнок непременно должен быть одет в яркую одежду. Это же касается и взрослых: если вы идёте гулять, собирать грибы, кататься на велосипеде и так далее, пожалуйста, не надевайте бесцветную одежду или камуфляж! Это сильно усложняет поиск в лесу, особенно лежащего человека. В карман стоит положить что-то светлое, например, носовой платок. Его можно повесить на ветку, если в лесу придется заночевать. Платочек можно заменить носком или трусиками — главное, чтобы ткань была не темной. Такой ориентир поможет взрослым быстрее заметить местонахождение малыша.

Третье – у ребёнка должен быть с собой громкий и звонкий свисток. (Этот пункт ему наверняка особенно понравится.) Объясните ему, что свисток нужен на случай, если он потеряется. Свист разносится намного дальше, чем человеческий крик. Если долго кричать, то голос сядет, и когда ребёнок услышит, что его зовут, он не сможет отозваться, а свисток всегда будет звучать громко и слышно.

Четвёртое и очень важное – у ребёнка должна быть с собой бутылочка воды, причём не следует её сразу же, войдя в лес, выпивать. Беда в том, что 14 из 15 погибших в природной среде детей находят утонувшими. Чтобы предотвратить необходимость приближаться к воде, дайте ему воду.

Пятое – пусть у малыша в кармане лежит шоколадный батончик, тоже «на всякий случай». Это необъёмный и хорошо поддерживающий силы перекус, его можно будет съесть на выходе из леса.

И снова вспоминаем алгоритм действий. Объясните ребёнку, что первое его действие в лесу, если он потерялся, то же, что и в городе: оставаться на том месте, где он понял, что потерялся. Следующий шаг – кричать или свистеть в свисток (если нет свистка, можно стучать палкой по дереву) и прислушиваться, не отзываются ли.

Очень важно объяснить ребёнку, чтобы он никогда, ни за чем, ни по какой причине не подходил близко к воде – даже если жарко, даже если хочется пить, даже если он хорошо плавает, даже если кажется, что за рекой – дорога, даже если потерялись двое детей и один из них начал тонуть, как это ни ужасно (к сожалению, не так редки парные пропажи детей, когда один начал тонуть, второй попытался спасти и тоже ушёл под воду). Если рядом нет взрослого, подходить к водоёму нельзя, и точка.

И ещё правило – в лесу нельзя спать. Детский сон очень крепок, и если ребёнок заснёт, дозваться до него будет почти невозможно. Объясните, что как только вы поймёте, что он потерялся, то вы, ваши друзья, близкие, соседи и куча незнакомых людей начнут его искать и звать, и ему надо будет прислушиваться, чтобы отозваться, когда он услышит, как его зовут. Поэтому, если его застала ночь в лесу, надо выбрать сухое место и там петь, рассказывать стихи, повторять таблицу умножения, прогуливаться вокруг, считая шаги, — что угодно, но только не спать.

Чтобы не запугивать излишне ребёнка, объясните ему, что «таинственные» ночные звуки в лесу – это обычно птицы (особенно часто совы), мелкие животные; что звери не станут нападать просто так, но если страшно, надо шуметь, топать, хлопать в ладоши, стучать палкой по дереву, чтобы прогнать лесных жителей. Самые опасные звери в нынешнем лесу – это лисы и ежи. Они разносят бешенство. Поэтому трогать никаких зверей нельзя. Даже маленьких и безобидных. Даже – и особенно! – звериных детёнышей.

Ну и, конечно же, ребёнок должен знать, что никакие грибы и ягоды в лесу есть нельзя – его найдут раньше, чем он успеет серьёзно проголодаться.

И ещё кое-что очень важное: объясните ему, что потеряться может любой человек, в том числе и взрослый, и если это случится, никто потом ругать его не будет: дети, которых ищут в лесу, иногда не отзываются на крик, потому что боятся наказания. И объясните, что в лесу правило «обращаться к человеку в форме, работнику или женщине с ребёнком» не действует – в лесу тебе поможет любой встреченный взрослый – а возможно, он именно тебя и ищет.

Также интересно: Необходимые мелочи для безопасности детей дома Людмила Петрановская: Как уберечь своих детей от домогательств

Обязательно в игровой форме повторяйте с ребенком ситуации, когда он потерялся в том или ином месте, чтобы убедиться, что он помнит алгоритм действий. Это можно делать на куклах, на игрушках, можно повторять прямо на улице: «А что ты будешь делать, если я сейчас зайду в автобус, а ты не успеешь?», «А если мы сейчас случайно разойдёмся в парке в разные стороны, что ты будешь делать?». Пусть он устроит экзамен другому ребёнку, бабушке, дедушке. И помните, что он забывает правила и алгоритмы, поэтому их надо снова и снова освежать в памяти.опубликовано econet.ru

Ксения Кнорре Дмитриева

Как вести себя ребенку, если он потерялся? И как обучить его правилам поведения в самых разных ситуациях? Журналист Наталья Калашникова и специалист по детской безопасности, психолог Ольга Бочкова подготовили для нас подробнейшую инструкцию.

Ты понял, что потерялся. Алгоритм действий для ребенка:

Спокойно! Не паникуй. Успокой дыхание, ноги-руки. Скажи себе: стоп!

Стой на месте. Правило простое: ребенок стоит, взрослый его ищет.

Проси помощи. Обращаться можно к полицейскому, продавцу (кассиру), женщине с ребенком.

Этот алгоритм читается как речевка:

Спокойно/ Стой на месте,

Родителям звони/ Помощи проси

Полицейский, кассир, женщина с ребенком.

Чего делать нельзя:

Уходить с незнакомыми, садиться к ним в машину. Не соглашайся, даже если незнакомый тебе помогает: «Нет, я вас не знаю, я с вами не пойду! Позвоните моей маме, пожалуйста!». Уходить или уезжать с незнакомым нельзя.

Вообще уходить куда-либо! Нельзя пытаться самому добраться до дома или самому идти искать родителей.

Важный момент: когда ребенок просит незнакомого позвонить родителям. Если это злоумышленник, он может обмануть: сказать, что позвонил и сейчас отведет к маме. Поэтому ребенок должен сам разговаривать по телефону или громкой связи! Или обратиться за помощью к другому человеку.

Дополним наш стих:

Спокойно/Стой на месте,

Родителям звони/ Помощи проси

Полицейский, кассир, женщина с ребенком.

Ни с кем не уходи.

Речевку можно выучить по дороге, пусть она будет воспроизводиться на автомате.

Как просить о помощи? Слова, которые ребенок должен заучить наизусть и уметь сказать:

«Я потерялся, позвоните, пожалуйста, моей маме!»

«Я вас не знаю, я с вами не пойду! Позвоните моей маме, пожалуйста!».

Ребенок должен знать номера телефонов родителей наизусть! Начинайте заучивать ваши номера с ребенком с 3 лет!

Профилактика:

Ваш телефон должен работать всегда.

Перед выходом в дорогу, в лес, в места скопления народа сфотографируйте ребенка на телефон. Показать фото в миллион раз эффективнее, чем сбивчиво со слезами описывать внешность.

Обеспечьте связь: сами проверяйте уровень заряда детского телефона и деньги на счету. Лет с 3-5 ребенку можно класть в карман кнопочный телефон с быстрым набором одной кнопкой.

Положите ребенку в карман записку с номерами телефонов родителей — без имен и адресов! Ребенок должен знать о записке и понимать, зачем она нужна.

Копеечный свисток может спасти вашему ребенку жизнь в толпе или в лесу. Положите его в карман ребенка и научите пользоваться. Почему не в рюкзак? Потому что в толпе, особенно движущейся, особенно, если руки в рукавичках, достать свисток из рюкзака будет не очень просто.

Хорошо, если у ребенка в рюкзаке всегда будут вода и печенье/конфеты.

В толпе и транспорте держите ребенка за руку — крепко за запястье. Не он вас держит, а вы его.

Перед входом в торговый центр или парк повторите речевку-алгоритм, напомните ребенку про телефон, про бумажку с номерами телефонов родителей.

Покажите ребенку людей, к которым можно обратиться: кассиров, охранников, полицейских.

Со школьником договоритесь о месте, где вы встретитесь, если потеряетесь. Ориентир выбирайте повыше — ребенок должен его увидеть с высоты своего роста.

Сделайте семейным правилом всегда звонить друг другу и сообщать, где вы и с кем, когда вы выходите и когда придете. Когда ваш ребенок подрастет, он будет делать так же.

Что нужно знать родителям

Вы с ребенком оказались в толпе

Это одно из самых опасных мест – в толпе и взрослого могут задавить. Если прижаться к колонне, столбу, стене, перилам — шансов уцелеть больше.

Научите ребенка найти рядом опору и стоять, держась за нее. Если опоры нет, нужно сразу громко кричать или дуть в свисток.

Если толпа движется, иди вместе с толпой до свободного места! Попытки выбраться из движущегося плотного потока людей часто заканчиваются тем, что ребенок падает… Если толпа уходит, например, от пожара, это может плачевно закончиться.

Если в толпе упал, нужно хвататься за одежду впереди идущего взрослого и кричать: «Я потерялся, помогите мне, позвоните моей маме!»

Вы с ребенком пришли в торговый центр, аэропорт, на вокзал

Эти места нашпигованы камерами видеонаблюдения, тут найти ребенка легко.

Если ребенок потерялся, сразу обращайтесь на стойку информации или к охраннику;

Ищите сами: зовите по имени, показывайте прохожим фото на телефоне;

Если поиски безуспешны через 10-15 минут, звоните 112 и в ЛизуАлерт ‪8 (800) 700-54-52‬;

Не ругайте ребенка, когда он найдется.

Вы оказались в парке, на улице, в чужом городе

На прогулку в парк лучше надеть что-то яркое и на себя, и на ребенка. Действия те же, что в торговом центре, только в полицию звонить нужно сразу. Сразу! — не ждать и не бояться побеспокоить.

В чужой стране действуем по стандартному алгоритму плюс:

показываем ребенку местных продавцов, охранников, полицейских;

надеваем ребенку браслет на руку или кладем записку в карман с текстом на местном языке «я потерялся, позвоните, пожалуйста, моим родителям» и адресом гостиницы.

Вы едете в транспорте

Ребенок уехал, а вы остались. Или вы вышли, ребенок уехал. Эта ситуация выглядит страшно, но обычно легко решается.

Принцип тот же: ребенок стоит, взрослый двигается. Остался на остановке — стой, мама вернется. Уехал один — выходи на ближайшей, стой и жди, мама найдет.

Вы с ребенком поехали на природу: в лес, на речку или озеро

Кто-то в городе должен знать, где вы находитесь и когда должны вернуться.

Обязательно нужно одеться самому и одеть ребенка ярко! Не надо надевать камуфляж, он не виден.

У ребенка в рюкзаке должны быть: вода, еда, спички, соль, свисток, яркий полиэтиленовый пакет, заряженный телефон.

Если ребенок потерялся — он не должен искать дорогу сам. Объясните это ему.

Также нужно рассказать, что нельзя есть незнакомые ягоды и грибы, нельзя подходить к водоемам.

Стучать по дереву палкой лучше, чем кричать.

Внимание, если ребенок потерялся на природе — уходить с незнакомыми МОЖНО.

ВАЖНО! В полиции не имеют права отказать вам в приеме заявления, сколько бы часов ни прошло с момента пропажи ребенка.

Какие еще случаи нужно предусмотреть

Зима. Ребенок сел не на тот автобус, денег нет, а телефон сел

Нужно максимально утеплиться: закутаться в шарф, поднять воротник, натянуть шапку. Если замерз, зайти в магазин.

Обратиться за помощью к полиции или прохожим, лучше к женщине.

Дождаться обратного рейса автобуса. Объяснить водителю или кондуктору ситуацию. Сказать четко: я потерялся, помогите, позвоните, пожалуйста, моим родителям.

Ребенок забыл дома ключи и телефон

Это одна из самых частых причин для волнений. Ребенок ушел из школы, а домой не пришел — детский сотовый и домашний телефоны не отвечают.

Заранее объясните ребенку, куда и к кому можно обратиться за помощью, чтобы позвонить родителям и чтобы не сидеть до вечера под дверями квартиры.

Объясните ему, что можно вернуться в школу, если школа рядом с домом, и попросить позвонить маме оттуда.

Если в доме есть консьержка, можно позвонить от консьержки.

К соседям можно стучаться, если вы в них абсолютно уверены!

Если возле дома есть офисы и отделения «Билайн» или «Сбербанка», отличный вариант — зайти в них и сказать: «Я потерялся, позвоните моей маме, пожалуйста». «Билайн» и «Сбербанк» объявили свои офисы островками безопасности, так что любой потерявшийся или заблудившийся ребенок может получить там помощь.

Можно зайти в ближайший крупный магазин и попросить охранника позвонить маме.

Можно во дворе дома попросить о помощи женщину с ребенком, слова те же: «Я потерялся, пожалуйста, позвоните моей маме!»

Еще несколько полезных рекомендаций:

Отрабатывайте с ребенком кейсы, как будто он потерялся — это полезно и ему и вам. Тренируйтесь. С маленькими хорошо воспроизводить разные ситуации на игрушках.

Учите ребенка лет с двух-трех просто стоять на месте и ждать.

Учите просить о помощи, отрабатывайте стандартные фразы. Ребенок должен знать, что взрослые не хотят связываться с попрошайками. Значит, надо сразу дать понять, что ты не попрошайка — говори четко и по делу.

Ребенок должен быть готов к тому, что окружающие могут отказать в помощи, могут оказаться злыми, бездушными, грубыми. Значит, нужно не плакать, а искать того, кто поможет.

И не забывайте про позитивное подкрепление! Если ребенок все же потерялся, но счастливо нашелся и вы его успокоили, обсудите с ним, что и как он делал и что делали вы, и обязательно похвалите (поблагодарите) за то, что он делал все правильно! Ошибки не критикуйте, а обсудите.

Ребёнок должен помнить наизусть, как его зовут, мамин (а желательно ещё папин или чей-нибудь) телефон и свой адрес. Время от времени проверяйте его – устраивайте «понарошечный» экзамен или пусть он звонит вам с городского телефона по вашей просьбе – ему наверняка понравится такое развлечение.

Ещё один номер, который ребёнок должен знать, — это 112

Что делать в городе

Обсудите с ребёнком разные ситуации и научите его в каждой из них правильному алгоритму действий, причём переберите все возможные ситуации: что ты будешь делать, если потеряешься на улице, в магазине, уедешь один на автобусе, если я одна уеду на автобусе, если ты уедешь в метро, если я уеду в метро, что ты будешь делать в лесу?

В каждом из этих случаев есть общие правила и есть те, которые относятся непосредственно именно к этой ситуации.

Общих правила два:

первое – оставаться на месте, когда ты понял, что потерялся (в магазине, библиотеке, на улице), не ходить и не искать самому родителей.

второе правило – знать, к кому можно обращаться за помощью, если ты потерялся.

Ответ: только к трём людям: к ближайшему работнику этого места, человеку в форменной одежде – продавцу в магазине, охраннику, дежурному по станции, продавцу ближайшего ларька, если это произошло на улице, к ближайшему полицейскому к ближайшему человеку с ребёнком, желательно женщине.

Грамотный алгоритм действий: в любой ситуации, поняв, что ты потерялся, надо сначала остановиться, потом оглядеться по сторонам – вдруг мама рядом, а потом громко её позвать. Некоторые дети стесняются кричать в общественном месте, потому что сначала мы их учим не шуметь, а потом ждём, что они позовут – это же совсем другое дело! Объясните ему, что это тот самый случай, когда можно и нужно. Порепетируйте в лесу, покричите вместе.

В транспорте немного другие правила: если ребёнок уехал на автобусе или в метро, а вы остались на остановке, он должен точно знать, что ему надо выйти на следующей станции и, оставаясь на перроне или на остановке, ждать – вы приедете к нему первым же транспортом. Если получилось наоборот и уехали вы, то тут включается первое и главное правило потерявшегося: оставаться на месте.

Как просить о помощи незнакомого взрослого?

Если это милиционер, то, конечно, он сам расспросит, позвонит по номеру мамы, папы или кого-то из родных, ему можно доверять, это его работа – помогать детям в таких ситуациях. Но если это кто-то другой, надо соблюдать осторожность. Если номер мамы этот человек набирал со слов ребёнка (не каждый взрослый даст сходу чужому ребёнку телефон в руки), то, когда он даст трубку, надо сказать: Мама, пароль. И ваша с ребёнком задача – придумать такой пароль, чтобы по нему ребёнок мог точно понять, что это вы. Это будет нелишним, если вдруг (не дай бог, конечно) вам как-нибудь позвонят, когда ребёнка нет рядом, и детским голосом скажут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вариантов много), срочно перечисли денег туда-то», и тогда вы уже скажете: «Сын (дочь), пароль». Очень важно научить ребёнка тому, что если он обратился к чужому взрослому, он всё равно должен оставаться на месте, что бы тот взрослый ни предлагал. Совершенно не обязательно, что человек, к которому ребёнок обратился за помощью, предложит ему пойти куда-то из каких-то преступных соображений – вполне может быть, что он искренне готов бегать с вашим ребёнком по торговому центру и искать вас. Однако ваш ребёнок на любые предложения должен отвечать: «Нет, я буду стоять здесь и ждать маму». Если он до вас дозвонился, он должен уметь описать место, где он находится, — название магазина, остановка, станция, что есть рядом, и оставаться на этом месте, что бы ему ни предлагали.

Что делать в лесу

Первое и самое важное в случае с лесом – ребёнок должен быть правильно туда собран. Если у него уже есть свой мобильный телефон, это почти гарантия того, что вы с ним быстро найдёте друг друга, однако предупредите его, что если вдруг он потеряется, это вовсе не значит, что надо садиться и играть на телефоне: телефон – шанс на то, что его быстро найдут, поэтому заряд надо беречь. Телефоны, с которыми идут в лес, должны быть полностью заряжены, нелишней будет запасная заряженная батарея и провод от неё.

Второе – ребёнок непременно должен быть одет в яркую одежду. Это же касается и взрослых: если вы идёте гулять, собирать грибы, кататься на велосипеде и так далее, пожалуйста, не надевайте бесцветную одежду или камуфляж! Это сильно усложняет поиск в лесу, особенно лежащего человека. В карман стоит положить что-то светлое, например, носовой платок. Его можно повесить на ветку, если в лесу придется заночевать. Платочек можно заменить носком или трусиками — главное, чтобы ткань была не темной. Такой ориентир поможет взрослым быстрее заметить местонахождение малыша.

Третье – у ребёнка должен быть с собой громкий и звонкий свисток. (Этот пункт ему наверняка особенно понравится.) Объясните ему, что свисток нужен на случай, если он потеряется. Свист разносится намного дальше, чем человеческий крик. Если долго кричать, то голос сядет, и когда ребёнок услышит, что его зовут, он не сможет отозваться, а свисток всегда будет звучать громко и слышно.

Четвёртое и очень важное – у ребёнка должна быть с собой бутылочка воды, причём не следует её сразу же, войдя в лес, выпивать. Беда в том, что 14 из 15 погибших в природной среде детей находят утонувшими. Чтобы предотвратить необходимость приближаться к воде, дайте ему воду.

Пятое – пусть у малыша в кармане лежит шоколадный батончик, тоже «на всякий случай». Это необъёмный и хорошо поддерживающий силы перекус, его можно будет съесть на выходе из леса.

И снова вспоминаем алгоритм действий… Объясните ребёнку, что первое его действие в лесу, если он потерялся, то же, что и в городе: оставаться на том месте, где он понял, что потерялся. Следующий шаг – кричать или свистеть в свисток (если нет свистка, можно стучать палкой по дереву) и прислушиваться, не отзываются ли.

Очень важно объяснить ребёнку, чтобы он никогда, ни за чем, ни по какой причине не подходил близко к воде – даже если жарко, даже если хочется пить, даже если он хорошо плавает, даже если кажется, что за рекой – дорога, даже если потерялись двое детей и один из них начал тонуть, как это ни ужасно (к сожалению, не так редки парные пропажи детей, когда один начал тонуть, второй попытался спасти и тоже ушёл под воду). Если рядом нет взрослого, подходить к водоёму нельзя, и точка.

И ещё правило – в лесу нельзя спать. Детский сон очень крепок, и если ребёнок заснёт, дозваться до него будет почти невозможно. Объясните, что как только вы поймёте, что он потерялся, то вы, ваши друзья, близкие, соседи и куча незнакомых людей начнут его искать и звать, и ему надо будет прислушиваться, чтобы отозваться, когда он услышит, как его зовут. Поэтому, если его застала ночь в лесу, надо выбрать сухое место и там петь, рассказывать стихи, повторять таблицу умножения, прогуливаться вокруг, считая шаги, — что угодно, но только не спать. Чтобы не запугивать излишне ребёнка, объясните ему, что «таинственные» ночные звуки в лесу – это обычно птицы (особенно часто совы), мелкие животные; что звери не станут нападать просто так, но если страшно, надо шуметь, топать, хлопать в ладоши, стучать палкой по дереву, чтобы прогнать лесных жителей. Самые опасные звери в нынешнем лесу – это лисы и ежи. Они разносят бешенство. Поэтому трогать никаких зверей нельзя. Даже маленьких и безобидных. Даже – и особенно! – звериных детёнышей. Ну и, конечно же, ребёнок должен знать, что никакие грибы и ягоды в лесу есть нельзя – его найдут раньше, чем он успеет серьёзно проголодаться.

И ещё кое-что очень важное: объясните ему, что потеряться может любой человек, в том числе и взрослый, и если это случится, никто потом ругать его не будет: дети, которых ищут в лесу, иногда не отзываются на крик, потому что боятся наказания. И объясните, что в лесу правило «обращаться к человеку в форме, работнику или женщине с ребёнком» не действует – в лесу тебе поможет любой встреченный взрослый – а возможно, он именно тебя и ищет. Обязательно в игровой форме повторяйте с ребенком ситуации, когда он потерялся в том или ином месте, чтобы убедиться, что он помнит алгоритм действий. Это можно делать на куклах, на игрушках, можно повторять прямо на улице: А что ты будешь делать, если я сейчас зайду в автобус, а ты не успеешь? А если мы сейчас случайно разойдёмся в парке в разные стороны, что ты будешь делать? Пусть он устроит экзамен другому ребёнку, бабушке, дедушке. И помните, что он забывает правила и алгоритмы, поэтому их надо снова и снова освежать в памяти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *