Адыги или адыгейцы?

Черкесский женский костюм

Женская одежда была весьма разнообразна и богато украшена. Одежда у черкесов (адыгов), как и у большинства народов Кавказа, различалась в сословных вариациях. В костюм женщины входили: платье, кафтан, рубаха, штаны, многообразие головных уборов и обуви.

По своей комплекции и конструкции черкесский женский костюм, сложившийся в XIX веке, весьма интересен. Имея много общего с костюмами соседних народов, влияние которых в нем наблюдается, черкесская «мода» так же вносила своё в одежду соседних народов. Общность орнамента, кроя и манеры носить одежду у адыгов позволяет говорить как об одном костюме.

У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти (кабард.-черк. цей), производство войлока (кабард.-черк. упщӀэ; адыг. упкӀэ). Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка… в женских вещах применялся реже: только для изготовления обуви. Домотканное сукно было сравнительно хорошего качества и ценилось у соседних народов, но шили из него женскую одежду как правило девушки из несостоятельных семей. Девушки из богатых семей позволяли себе наряды из довольно дорогих матереалов, привезённых из Европы, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии. На одно платье уходило более пяти метров материала, приталенное от пояса к подолу оно становилось шире за счет вшитых клиньев.

Девушки из благородных семей с возраста пяти лет обучались прикладным искусствам: плетению тесьмы, ткачеству галунов, вышиванию золотом. К моменту своего замужества у девушки всегда был готов свадебный наряд. В большинстве случаев в костюмах с большим наличием объёма работы в золотом шитье основную работу выполняли девушки, которые были в прислуге. Ормамент в шитье мог быть скромным и неброским, но мог быть грузным и массивным. Мотивы в нем были чаще растительного, зооморфного или солярного характера. Адыгский орнамент легко определяется по своей лаконичности от орнаментов соседних им народов осетин, ногайцев, балкарцев, ингушей. Но способы украшения и расположения орнамета на одежде почти у всех народов схож.

Нижняя одежда

К нижней одежде можно отнести такие части костюма, как рубаха, штаны и корсет.

  • Рубаха

Рубаха (адыг. джанэ, кабард.-черк. джанэ) являлась родом верхней одежды в доме, вне его — чаще нижней, шилась как правило из тонкого недорогого материала. Туникообразной формы с открытым воротом, рубаха имела длинные до кистей рукава, которые были довольно свободными в отличие от рукавов кафтана. В длину рубаха была ниже колен и могла доходить до икр или же до щиколотки.

Девушки и женщины из состоятельных семей позволяли себе рубахи из дорогих, тонких тканей. Края и швы, так же как и у платья или кафтана, обшивали галуном, только более тонким. Цветовая гамма была чаще более светлой чем у верхней одежды — белые, жёлтые, оранжевые, светло-коричневые, красные, розовые тона, — допускались и ткани с неброским рисунком. Рукава таких рубах часто шили довольно широкими и длинными, скрывающими кисти рук девушки и женщины — это говорило о их сословной принадлежности и о том что девушка или женщина не обременена хозяйственными хлопотами.

  • Штаны

Неотъемлемой частью костюма адыгской женщины вне зависимости от сословной и возрастной принадлежности были штаны (адыг. гъончэдж, кабард.-черк. гъуэншэдж). Шили штаны с широким и узким шагом, подвязывались шнурком, продетым по поясу, к низу штаны сужались. Шили их, как правило, из тонких тканей (ситец, бязь) светлых цветов.

Корсет

Ношение корсета (адыг. хончыбэ, кабард.-черк. куэншыбэ) черкесской девушкой было связано с представлениями о красоте: стройность, плоская грудь и тонкая талия.

С началом формирования фигуры девочек (10-12 лет) на них надевали корсет. Сшитый из сафьяна он туго стягивал грудную клетку и талию, был довольно высокий (начинался почти с уровня плеч и доходил до бёдер). Спереди в него были вшиты тонкие дощечки, которые препятствовали формированию груди, сзади, вдоль позвоночника, так же была вшита дощечка, формировавшая прямую осанку девушки, спереди он туго затягивался на шнур. Носили корсет практически всегда, не снимали его и во время сна, девушка могла снимать его только во время купания.

Корсет бытовал только у аристократической части адыгов, девушки из крестьянских семей не могли, а в некоторых случаях не имели права (в Кабарде), носить его. Носили его до замужества, до брачной ночи.

К концу XIX века кожаные корсеты стали заменять на сшитые из нескольких слоёв плотных материалов, наружная часть которых обшивалась шёлком или бархатом, деревянные вставки заменили серебряные или роговые.

Кафтан

Кафтан (адыг. кӀэкӀы, кабард.-черк. кӀэщӀ) — обязательный элемент одежды девушки и женщины, который сущетвовал до конца XIX века, часто выполнял роль верхней одежды, особенно в Западной Черкесии. В начале XX века кафтан, носившийся под платьем, потерпел значительные изменения, и в ходе своей «эволюции» от него в женском костюме осталось только нагрудное украшение в виде серебряных застёжек (адыг. тыжьыны чыӀу, кабард.-черк. дыжьын щӀыӀу). Хотя кафтан и исчез как «нижняя» часть костюма он продолжал бытовать как верхняя одежда и пользовался большой популярностью в этом плане в Закубанской части Черкесии.

По крою кафтан соответствовал мужскому бешмету, туго обтягивая фигуру застёгивался на длинные серебряные застёжки, расположенные на груди. Часть кафтана, на которой располагались застёжки, имела вставку из более плотного материала (чаще это был бархат красного или бордового цвета), ворот имел высокий, стоячий; рукав кафтана был узкий и длинный доходящий до кистей рук, застёгивался на пуговицу, но иногда был и свободным, выпуская из под себя наружу длинный рукав рубахи, скрывавший кисти рук. Как и платье все швы и края кафтана обшивались галуном. Кафтан обильно украшался вышивкой, иногда золотое шитьё заменяло на груди серебряные застёжки, в этом случае орнамент в вышивке был геометрический или близкий к нему по мотивам.

В конце XIX начале XX вв кафтан, как верхняя одежда, вобрал в себя и «городские» элементы, прослеживается влияние западной культуры в одежде адыгов. Так, крой рукава меняется подражая городским женским платьям европейского образца, на кафтанах появляются карманы, украшенные вышивкой, или небольшой кармашек слева на груди для карманных часов, которые были довольно популярны у адыгских женщин.

Пояс и нагрудные застёжки

Пояс

Адыгский (черкесский) женский пояс (адыг. тыжьын бгырыпх, кабард.-черк. дыжьын бгырыпх) не был обязательной частью костюма женщины (во многих случаях он отсутствовал), но имелся он в гардеробе как правило только у женщин и девушек из состоятельных семей. Возрастных различий в видах поясов не существовало, но взрослые и пожилие женщины отдавали предпочтения поясам с массивными пражками, хотя такие же встречались и у молодых девушек.

Женский пояс перетерпел довольно значительные изменения за сравнительно короткий период: от начала XIX до начала XX веков. К самым ранним формам относятся поясы на кожаном ремне с раздельными прямоугольными пряжками, между которыми нанизаны небольшие круглые серебряные элементы, такие поясы довольно редки, один из них выставлен в экспозиции РЭМ, а второй — в экспозиции Сочинского этнографического музея. Поясы такой формы известны у адыгов с XV-XVI веков и бытовали они до начала XIX века. Поясы эти были довольно широкие, застёгивались спереди на своеобразный «засов», который скреплял пряжки (такой способ застёжки существовал и в более поздних вариантах поясов, существовавших до 20 — 30 гг XX века). Серебряные пряжки украшены чернью и гравировкой, орнамент локаничный и типичный для адыгских ювелиров.

С середины XIX века появляются новые формы пряжек на женских поясах. Эти пряжки сплошные, широкие, застёгиваются тем же способом, что и предыдущий описаный вид, но имеют значительные внешние различия. Такие поясы в большинстве продолжают сохранять сдержанность в орнаменте, характерную для черкесских мастеров, но появляются дополнения в виде сердолика, бирюзы, жемчуга и других камней; в некоторых пряжках наблюдается сложный орнамент, характерный для мастеров из Дагестана и Армении. Ближе к XX-му веку пряжки таких поясов становятся более узкими и изящными, украшаются не только чернью и камнями но и филигранью.

С начала XX века в моду черкешенок, как и большинства женщин Северного Кавказа, входят поясы с фигурными пряжками, полностью сделанные из металла. Эти поясы, как правило, состоят девяти скреплённых звеньев и венчаются спереди пряжкой сложной фигурной формы. Сохраняются и пряжки но только уже фигурной формы, на кожаных или бархатных ремнях.

Нагрудные застёжки

Нашитые спереди на груди кафтана продольные застёжки (адыг. тыжьын чыӀу кабард.-черк. дыжьын щӀыӀу), плотно посаженные друг ко другу, спускались от ворота к поясу, и их количество, как правило, составляло 16 пар. Застёгивались они на своеобразную литую серебряную петлю, застегнуть их возможно было только при натягивании, что говорит о плотном прилегании кафтана к фигуре. Верхняя застёжка, находившаяся под воротом кафтана, во многих случаях имела фигурную форму, сами застёжки были литые, украшались гравировкой и зернью, реже позолотой или чернью.

К концу XIX века, в ходе распадения женского кафтана на отдельные элементы женского костюма, застёжки стали выполнять роль украшения платья, появился «нагрудник» — со стоячим воротом, имитировавшим кафтан под платьем с нашитыми застёжками. В этот период времени появляются и новые варианты застёжек в виде фигурных элементов, напоминающих орнамент в золотом шитье. Такие застёжки были довольно массивной формы, их количество, как правило, не привышало 3-4 пар. Так же появляются «нагрудники», украшенные золотым шитьём с симметричным растительным или геометрическим орнаментом. В основном нагрудник шили из плотных и дорогих тканей — шёлк или бархат.

С началом XX века традиционные застёжки в виде продеваемых «петель» начинают заменяться застёжками «на ножке» — своеобразный крючок, который находится под головкой, продеваемый в петлю противоположной застёжки. Так же появляются и дополнения в способах украшения (например появляются нагрудники, украшенные филигранью, полудрагоценными камнями или цетным стеклом).

Платье

Файл:Сай1.jpg Костюм молодой девушки из Восточной Черкесии

Праздничное платье (адыг. сай, кабард.-черк. бостей, бохцей, зэгъалъэ) адыгской женщины из состоятельной семьи представляло собой довольно сложную по крою и способам украшения одежду. Её можно разделить на два типа: платье молодой (незамужней) девушки и платье замужней женщины, по крою эти два типа не имеют особых различий, но по способам украшения и цветовой гамме они были очень явными.

  • Платье молодой девушки

По цвету и крою шились и допускались в меру яркие тона — шёлк или бархат красных оттенков, парча, белые тона, но, никогда не использовались пёстрые и очень яркие ткани, пестрота в одежде считалась признаком дурного вкуса. Праздничное платье чаще было распашным с открытой грудью, по длине доходившим до пят. Способов ношения было несколько:

  1. С поясом под платье (преобладало в Западной Черкесии, пояс надевался на кафтанчик и поверх уже надевалось платье). Застёгивалось такое платье шнурком, от груди и до пояса по краю ворота пришивали петли, по которым затягивался шнур крест на крест, оставляя между бортами открытым небольшое расстояние, но при этом плотно обтягивая платье по стану;
  2. С поясом на платье (преобладало в Восточной Чекресии — Кабарде и у абазин). Платье застёгивалось на пуговицу у талии, или же на несколько пуговиц от груди до пояса и уже поверх подпоясывалось.

Длина рукава платья в большинстве обоих случаев доходила до локтя, край рукава украшался вышивкой или широким галуном, но так же шили платья с узкими длинными или широкими рукавами, доходившими до кистей рук. В таких случаях платье чаще носилось без нарукавных подвесок.

Край ворота украшался вышивкой или серебряными нашивками (кабард.-черк. лъэныкъуэ щӀыӀу, адыг. лъэныкъо чыӀу), их количество зависило от формы — плоские, в виде фигурных бляшек (в большинстве по три с каждой стороны) или подвески миндальной формы (от 4 до 9 с каждой стороны). Так же спереди платья, у плеч были особые украшения в виде брошей (адыг. тамэтелъ) — распространёнными они были у западных адыгов.

Края платья по подолу украшались золотым шитьём, орнамент преобладал растительный в виде бардюров, отдельных растительных мотивов, реже преобладали зооморфные мотивы, солярные и геометрические знаки.

Все швы и края платья закрывались галуном из золотых нитей которые ткались в ручную.

Платье так же играло роль тёплой одежды, но в отличие от одежды взрослой женщины платье девушки никогда не украшалось и не подбивалось мехом, платье могло быть простёганным на вате или шерсти. Праздничное платье всегда шилось в талию, его крой соответствовал крою черкески и подчёркивал стан девушки.

  • Платье замужней женщины

Костюм замужней женщины отличался многими элементами от наряда молодой девушки, такими как: головной убор (женщина могла носить только платки и шали, в редких случаях до рождения первенца носила шапочку), в платье отсутствовали украшения из серебра и вышивки (кроме пояса и серебряных нагрудных застёжек), цветовая гамма была более сдержанной, предпочтения отдавались более тёмным тонам; у взрослых и пожилых женщин пребладали черные, коричневые цвета.

Само платье по крою не отличалось от девичьего наряда, в редких случаях платье было закрытым или распашным, но с закрытой грудью. Все швы и край платья, так же как и в девичьем наряде, обшивались галуном. Тёплое платье женщин приклонного возраста подбивалось или украшалось мехом. Чаще простёганное (кабард.-черк. дыта) на шерсти или вате платье про краю ворота, рукава и подола обшивалось дорогой пушниной. Такое платье надевалось поверх обычного, более лёгкого.

Головные уборы

Головные уборы женщин были весьма разнообразны: накосные подвески (адыг. шъхьац пышӀэ кабард.-черк. щхьэц пыщӀэ), шапки, украшенные галуном и золотым шитьём вприкреп (адыг. дышъэ паӀо, кабард.-черк. дыщэ пыӀэ), платки (адыг. ӀалъэкӀ, кабард.-черк. ӀэлъэщӀ), шали (адыг. щылэхъар, кабард.-черк. шылэхъар).

Головной убор указывал на происхождение, возраст, положение женщины. Косынки, платки, лёгкие шарфы из простых материалов были в обиходе у крестьянских девушек и прислуги, у девушек и женщин из высокого сословия гардероб был весьма разнообразным и сложным. Здесь, так же как и в примере с платьем, головные уборы можно разделить на две условные группы: девичьи и головные уборы замужних женщин.

Накосники

Черкесские и абазинские женщины из высших сословий особое внимание уделяли волосам и причёске. Молодые девушки, носившие шапочки или шаль, часто стригли чёлку и выпускали из под головного убора у висков тонкие локоны которые свободно ниспадали на плечи или же заплетали их в косы. Волосы отращивали довольно большой длины и для них имелись специальные «обвязки»: у замужних женщин — к основаниям заплетённых кос или разобранным на две ровные пряди волос креплялись длинные полосы ткани, которыми туго обтягивали волосы до их кончиков, затем их скручивали по спирали и завязывали шнурком; такой же способ был и у молодых девушек, но помимо этого у них имелась и другая разновидность накосников, основание которых было сделано в виде треугольника с петлёй у вершины, которой крепился к навершию шапки, а вниз спускались длинные ленты, пришитые к его основанию. Среди лент были прикреплены несколько шнурков, под которые протягивали косы, длина их соответствовала длине волос. Шили такие накосники из дорогих, тёмных материалов, богато украшали вышивкой и басонными изделиями. Накосники не имели широкого распространения среди молодых девушек. Они часто из головных уборов использовали одну шапочку иногда с лёгкой шалью поверх неё или же просто шаль свободно накинутую на голову.

Шапки

По названиям шапки можно разделить на два типа: адыг. дышъэ паӀо, кабард.-черк. дыщэ пыӀэ — высокие с конусообразной или округлой верхушкой, которая полностью или большей частью была покрыта золотым шитьём «вприкреп», а по околышу обтянутые чередующимися золотом и серебром галунами; второй тип адыг. тэтэр паӀо, кабард.-черк. къазан пыӀэ — не высокие, цилиндрической формы или в виде усечённого конуса шапки из шёлка или бархата, украшенные золотым шитьём способом «гладь».

До конца XIX века у абазин и черкесов женские шапки имели право носить только девушки из княжеских семей и из семей первостепенных дворян. У восточных абазин и кабардинцев шапки первого типа были довольно высоки (высота околыша доходила до 6-8 см а выдающаяся часть верхушки шапочки от 3 до 5 см). Верх шапки венчал серебряный или плетённый из золотой тесьмы шар небольшого размера, по верхнему краю околыша пришивались серебряные или плетённые из тесьмы нашивки в виде маленьких шариков, у височной части в редких случаях были подвески так же из серебра или в виде басонных изделий. Поверх таких шапок как правило накидывалась лекгая вязанная шёлковая шаль или газовый шарф.

Второй тип шапок отличается от первого размерными вариациями, формой верха и способом вышивки. Высота околыша этих шапок была весьма разнообразной от 3 до 6 см, верх шапки всегда был плоским в центре, как и в предыдущем типе имелась венчающая фигурка из серебра в виде маленькой птицы, полумесяца или шара. Околыш и верх украшался тесьмой и вышивкой, орнамент чаще был растительного характера в виде побега, на верхушке — в виде розетки. От центральной части верхушки спускалась сложно плетённая тесьма, которую завершала довольно длинная кисть (10-20см), спадавшая на плечо.

Платки и шали

Большое разнообразие платков и шалей имели в своём гардеробе замужние женщины. Различалось и большое разнообразие их повязываний и способов ношения. Обязательным для замужней женщины было наличие нижнего (маленького) платка, скрывающего волосы. Часто количество головных уборов у женщины было весьма внушающим. Так на одной из фотографий конца XIX века изображена, молодая замужняя кабардинка, на которой — накосник, нижний платок, большая белая шаль и поверх неё более лёгкая шёлковая шаль. В цветовой гамме, как и в основной одежде, шали были сдержанных тонов, предпочтения отдавались белым, бежевым, темным с неброским рисунком, чёрным цветам. Покупным шалям часто меняли бахрома на ручные, собственной работы более усложнённых по переплетению рисунка и в редких случаях дополняя басонными изделиями в виде плетённых шариков, сложных узлов, или же нанизывали серебряные шарики. В основном шали были привозные из Азербайджана (кулимдан), Ближнего Востока и Южной Азии. Помимо покупных шалей черкешенки так же вязали легкие белые шёлковые шали, носили их только незамужние девушки поверх шапки.

Обувь

Обувь (адыг. цуакъэ, кабард.-черк. вакъэ) — изготовлялась из войлока или кожи. Войлочную обувь (адыг. упкӀэ цуакъ, кабард.-черк. упщӀэ вакъэ) или обувь из кожи грубой выделки носили девушки и женщины из крестьянских семей или бывших в прислуге. В летнее время девушки часто ходили на босую ногу. У женщин из аристократических семей наоборот — считалось не позволительным появляться без обуви. В форме и цветовой гамме обуви были строгие классовые различия, которые особенно строго соблюдались у кабардинцев и у абазин-тапантинцев. Красные сафьяновые (адыг. Ӏашъуэ цуакъ, кабард.-черк. Ӏэфэ вакъэ) чувяки, украшенные галунами, тесьмой а иногда и вышивкой, имели право носить только девушки из дворянских семей. В Западной Черкесии существовала особая разновидность обуви (адыг. папыщ) с закрытым носом из плотного материала а подошва из лёгкой древесины с невысоким каблуком.

Существовала особая разновидность обуви для высших аристократических сословий (адыг. пхъэ цуакъэ, кабард.-черк. пхъэ вакъэ) — деревянные сандалии в форме скамеечки с широким кожаным или матерчатым ремешком для продевания ноги в широкой части ступни. Их высота и способ отделки имели значительные различия, высота колебалась от 7 до 16 см, украшались резьбой, костью, накладными медными или серебряными пластинами, в редких случаях к нижней части крепились небольшие круглые бубенцы (адыг. одыджын). Ремень, в который продевалась ступня, делали из кожи или материи, украшая вышивкой или галуном. Носили такую обувь поверх кожаных чувяк.

Аксессуары, орнамент и цветовая гамма костюма

Девушка из Малой Кабарды. Фото конца XIX века

К аксессуарам женского костюма можно отнести такие украшения как: браслеты (кабард.-черк. Ӏэпщэрылъ), кольца (кабард.-черк. Ӏэлъын), цепочки (кабард.-черк. дыщэпс), серьги (кабард.-черк. тхьэгур, тхьэкӀумэрылъ, тхьэгъу), и дополнительные элементы из серебра и басонных изделий которые пришивались к платью, кафтану или головному убору девушки. В редких случаях черкешенки носили бусы (адыг. щыгъэ, кабард.-черк. щыгъэ). Так же дополнительным рудиментом костюма был веер (адыг. жьыф кабард.-черк. жыху).

Золотому шитью (адыг. дышъэ идагъ, кабард.-черк. дыщэ идэ) и орнаменту (кабард.-черк. тхыпхъэ) черкешенки уделяли большое внимание. Основными зонами их расположения были: на кафтане — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), ворот (при отсутствии серебряных застёжек); на платье — рукав, угол подола, подол (вдоль разреза спереди и по низу), в редких случаях ворот, дополнительным элементом который богато украшался вышивкой можно считать нарукавные подвески, что в ряде случаев были отдельным рудиментом костюма (в частности у кабардинок и абазинок). Построение орнамента зависило от места его расположения на костюме: полы платья — орнамент в виде бардюра, меандра, отдельных растительных элементов, геометрических или солярных знаков, в редких случаях зооморфные мотивы; угол подола — треугольник направленный вершиной в угол, заполняя всё пространство, по его верху уже строился орнамент в виде выростающего из него побега или стилизованные рога животных направленные вверх с дополняющими их элементами растительного характера; нарукавные подвески — орнамент, украшавший их в большинстве случаев был симметричным, по центру располагался ромб, от углов которого отходили побеги, линии, несущие дополняющие орнаментальные мотивы. В очень редких случаях орнамент был асимметричным. Орнамент не был усложнённым, наоборот довольно локаничным, у западных адыгов преобладали растительные мотивы у восточных зооморфные.

Абазинки и черкешенки были очень консервативны в выборе цвета для своего костюма, не допускались яркие тона в одежде, предпочтение отдавалось сдержанным цветам или тканям с неброским рисунком. Не использовали никогда такие цвета как: синий, бирюзовый, зелёный; жёлтый, оранжевый (в верхней одежде); так же избегали в использовании пёстрые ткани с ярким рисунком.

Национальная одежда сегодня

Солистки ГААТ РА «Нальмэс»

В современное время национальный костюм является довольно популярным в среде абазинок и черкешенок. Собой он не являет тот же «составной комплект» который был в XIX конце и начале XX вв, изменения довольно выразительны, но общий образ и основные характеристики в нём сохранены. Довольно сильно утратилось цветовое и орнаментальное построение в костюме, из нескольких составляющих (рубаха, нагрудник или кафтан, нарукавные подвески, платье) костюм превратился в единое одеяние, особенно это наблюдается в танцевальных коллективах связанных с народным фольклором.

Костюм в ансамбле

Впервые черкесский национальный костюм использовался во время благотворительных вечеров и любительских спектаклей проходивших 1908—1914 гг. в Екатеринодаре.

Сегодня в ансамблях женский костюм (как и мужской) шьётся и украшается больше для эффектных сценических целей, способы украшения, цветовая гамма костюмов уже мало соответствуют классическим и традиционным понятиям. Часто изменяются формы и способы ношения головных уборов, дорогие серебряные украшения и вышивка заменяются на аппликацию из тканей, сдержанные оттенки костюма заменяют яркие, эффектные и порой пёстрые тона.

Костюм работы Мадины Саральп

Но, сохраняются и важные нюансы в некоторых танцах, например в коллективах «Кабардинка» и «Нальмэс» существуют художественные постановки с использованием в танце «пхъэ вакъэ», цветовые акценты солисток как и в классических народных танцах выделяют сословную принадлежность («Уэркъ къафэ» ансамбля Кабардинка).

Костюм в современном искусстве

Большое внимание уделяется изучению основ женского костюма в колледжах и ВУЗ-ах КБР, КЧР и РА, среди мастеров и художников этих республик основу своих работ и коллекций поставили национальный женский костюм Юрий Сташ, Вячеслав Мастафов, Мадина Саральп.

  • Вячеслав Мастафов в своих работах сохраняет классическую основу костюма, не внося модернизацию в его крое и орнаменте, сохраняя все правила и традиции в выполнении всех основных и дополнительных моментах имеющих место (крой, расположение орнамента, ткание галунов, плетение тесьмы и басонных изделий).
  • Юрий Сташ являясь модельером-конструктором в своих работах сочетает не только основы костюма XIX века но и более поздние, основной идеей которого является сочетание современности, классики и мифологических образов черкесской культуры.
  • Мадина Саральп модельер, основой в работах которой является черкесский женский костюм. В своих работах художник использует и отталкивается в большинстве от классики адыгского костюма.

Черкесские красавицы

Ф. А. Бриджман Черкешенка (1881)

Черкесские красавицы — выражение, применяемое для обозначения идеализированного образа женщины черкесского народа на Северном Кавказе. Исторические и литературные источники показывают, что черкесские женщины считались необыкновенно красивыми, пылкими, изящными и желанными наложницами.

Эта репутация берёт своё начало в позднем Средневековье, когда на черкесское побережье часто прибывали торговые судна из Генуи, и основатель династии Медичи — Козимо Медичи Старый обрёл внебрачного сына от черкесской рабыни. В эпоху Османской империи, Персидских Сефевидов и династии Каджаров рабыни-черкешенки, жившие в гаремах Харем-и Хумаюн и Насреддин-шаха, прославились как изысканные красавицы, что позже стало устойчивым образом в западном ориентализме.

В поэзии и искусстве стран Европы и Америки черкешенки часто служили идеалом женской красоты. Начиная с XVIII века, косметические продукты рекламировались с упоминанием слова «черкесский» в названии, а в составе косметики, по словам создателей, содержались вещества, используемые женщинами Черкессии.

В результате, жёнами османских султанов часто становились принявшие ислам черкешенки. Черкешенками были матери и фаворитки султанов: Махидевран-султан, Пертевниял-султан, Тиримюжган Кадын-эфенди, Шевкефза-султан, Пиристу Кадын-эфенди, Шехсувар Кадын-эфенди и другие.

Литературные аллюзии

Шехсувар Кадын-эфенди — первая жена последнего халифа из династии Османов, Абдул-Меджида II, и мать его единственного сына шехзаде Омера Фарука.Мисс «Черкешенка» — Бэлла Кукан, 2013 год

В западном мире легенда о черкесских женщинах утвердилась в 1734 году, когда в своих «Письмах об Англии и англичанах» Вольтер намекает на красоту черкесских женщин:

Черкесы бедны, а дочери их красивы, и потому из своих дочерей они извлекают максимум выгоды: они поставляют красавиц в гаремы султана, персидского суфия и всех тех, кто достаточно богат для того, чтобы покупать и содержать этот драгоценный товар; они взращивают дочерей в чести и холе, дабы научить их ласкать мужчин, исполнять пляски, полные неги и сладострастия, разжигать самыми сластолюбивыми способами и средствами похоть горделивых господ, служению которым они предназначены; несчастные эти создания каждодневно твердят свой урок со своими мамашами, подобно тому как наши девочки твердят свой катехизис, ничего в нем не смысля.

— Вольтер «Письмо — Прививка оспы»

Их красота упоминается Генри Филдингом в романе Том Джонс (1749), в котором Филдинг отметил: «Сколь презренной явилась бы в глазах моих ослепительнейшая красавица черкешенка, убранная во все драгоценности Индии!».

Подобные чувственные заявления про черкешенок появляются у Лорда Байрона в поэме Дон Жуан (1818-24), где говорится о рабском аукционе:

Иных ценили дорого: одна
Черкешенка, с ручательством бесспорным
Невинности, была оценена
В пятнадцать сотен долларов. Проворно
Ей цену набавляли, и цена
Росла; купец накидывал упорно,
Входя в азарт, пока не угадал,
Что сам султан девицу покупал.

— Байрон «Дон Жуан», песнь четвёртая, стих 114

Легенду о черкесских женщинах также рассказывал немецкий юрист Густав фон Гуго, который писал, что «красоту можно найти скорее у черкесской рабыни, нежели в нищенке», ссылаясь на то, что даже раб может быть цел и невредим, но «свободный» нищий не имел ничего. В 1842 году комментарий Гюго был осужден Карлом Марксом на философском манифесте исторической школы права, на том основании, что в этом комментарии оправдывалось рабство. Марк Твен в своей книге «Простаки за границей» писал: «Черкешенки и грузинки до сих пор продаются в Константинополе их родителями тайно».

Музыка

В 1991 году американская альтернативная рок-группа Monks of Doom выпустила песню под названием «Черкесская красота». Спустя двадцать один год, в 2012 году британская группа The Safety Fire выпустила альбом с песней «Черкесские красавицы».

> Примечания

В России проживают представители 304 народов и этнических групп. Именно такая цифра вырисовывается из опубликованных итогов переписи населения России 2010 года: 194 народа есть в основном списке национальностей и еще 110 народов — в списке «Указавшие другие ответы о национальной принадлежности».
41 народ России, согласно переписи, насчитывает более 100 тысяч человек. После присоединения Крыма к России в марте 2014 года число крымских татар в России увеличилось с двух до 250 тысяч. Таким образом, в России сейчас 42 народа численностью свыше 100 тысяч.

Самым красивым (на мой взгляд или по итогам голосований на сайте) женщинам этих крупнейших народов России посвящен данный рейтинг. Женщинам российских народов численностью менее 100 тысяч человек посвящен отдельный рейтинг.

Место рождения при определении принадлежности к России не учитывалось, учитывалось только гражданство / постоянное место жительства.
42 место по численности в России занимают киргизы (103,4 тыс.). Самая красивая киргизка России, по результатам голосования на сайте, — модель из Москвы Бегимай (Майя) Абибова. Рост 175 см., вес 51 кг., параметры фигуры 86-61-88.

см. также Самые красивые киргизки / кыргызки

41 место — ногайцы (103,6 тыс.). Самая красивая ногайка России — Динара Эльгайтарова (род. 25 марта 1985, Актау, Казахстан) — модель, участница 3-го сезона реалити шоу «Топ-модель по-русски». Живет в Москве. Отец Динары — ногаец, мать — татарка. Рост 176 см., параметры фигуры 83-60-91. Страница ВК — https://vk.com/id2444532

40 место — турки (105 тыс.). На сайте есть рейтинг самых красивых турчанок, но российских турчанок там нет, т.к. я пока не знаю ни одной известной турчанки, живущей в России.

39 место — балкарцы (112,9 тыс.). Самая красивая балкарка — певица Лилия Шаулухова.

38 место — адыгейцы (124,8 тыс.). Самая красивая адыгейка — певица Фатима Дзибова (род. 18 сентября 1991, Адыгейск, Адыгея). Страница ВК — https://vk.com/fatimadzibova

37 место — табасараны (146, 3 тыс.). Самая красивая табасаранка — легкоатлетка Елена Исинбаева (род. 3 июня 1982, Волгоград). Отец Елены по национальности — табасаранец, а мать — русская. Елена Исинбаева установила 28 мировых рекордов в прыжках с шестом, дважды стала Олимпийской чемпионкой (Афины-2004 и Пекин-2008), множество раз выигрывала чемпионаты мира и Европы, заслужив звание лучшей прыгуньи с шестом всех времен и народов. Исинбаева трижды (2004, 2005 и 2008 годы) признавалась лучшей спортсменкой по версии Международной ассоциации легкоатлетических федераций, а также дважды (2007, 2009 годы) побеждала в номинации «Лучшая спортсменка» на вручении престижной спортивной премии Laureus World Sports Awards.

см. также Самые красивые девушки народов Кавказа

36 место — корейцы (153,1 тыс.). Самая красивая кореянка России — телеведущая Марина Ким. Её отец — кореец, мать — русская.

см. также Самые красивые кореянки

35 место — молдаване (156,4 тыс.). Самая красивая молдаванка России — российская актриса Лянка Грыу (род. 22 ноября 1987, Москва).

34 место — евреи (156,8 тыс.). Самая красивая еврейка России — советская и российская актриса, народная артистка СССР Элина Быстрицкая. В 1999 году в опросе газеты «Комсомольская правда» Элина Быстрицкая была признана «самой красивой женщиной уходящего века». Родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье.

см. также Самые красивые еврейки

33 место — грузины (157,8 тыс.). Самая красивая грузинка России — российская журналистка и телеведущая Тина (Тинатин) Канделаки (род. 10 ноября 1975, Тбилиси).

см. также Самые красивые грузинки

32 место — лакцы (178,6 тыс.). Самая красивая лачка России — певица Сабина Алиева.

см. также Самые красивые дагестанки

31 место — калмыки (183,3 тыс.). Самая красивая калмычка — Ирина Туманова — представительница Калмыкии на конкурсе «Мисс Россия 2013», где она стала Второй вице-Мисс и победила в номинации «Народный выбор». Рост Ирины Тумановой 177 см, параметры фигуры 83-62-92. Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id31671589

см. также Самые красивые калмычки

30 место — таджики (200,3 тыс.). Самая красивая таджичка — российская актриса Саёра Сафари (род. 21 марта 1991, Душанбе, Таджикистан). Её настоящая фамилия — Сафарова.

см. также Самые красивые таджички

29 место — цыгане (204,9 тыс.). Самая красивая цыганка России — Ляля (Ольга) Жемчужная (род. 31 мая 1969) — российская актриса и певица, заслуженная артистка России. С 16 лет работает в московском цыганском театре «Ромэн» (там же работает её мать — Екатерина Жемчужная). Снимается в кино с 1982 года. Наиболее известная роль — цыганка Аза в одноименном фильме 1987 года.

см. также Самые красивые цыганки

28 место — карачаевцы (218,4 тыс.). Самая красивая карачаевка — певица Алика Богатырева (род. 18 декабря 1989, Черкесск, Карачаево-Черкесия). Официальный сайт — http://alikabogatyreva.ru/

27 место — коми (228,2 тыс.). Знаю очень мало известных женщин-коми, поэтому пока не определился с кандидатурой самой красивой представительницы этого народа.

26 место — крымские татары (около 250 тыс.). Самая красивая крымская татарка России — Эльзара Закирьяева (род. 21 июня 1995) — финалистка конкурса «Крымская красавица 2013». Страница на сайте конкурса — http://www.krasavica.crimea.ua/persons.php?person_id=50 Страница «ВКонтакте» — http://vk.com/id94716517

см. также Самые красивые крымские татарки

25 место — тувинцы (263,9 тыс.). Самая красивая тувинка — Алдынай Ооржак — представительница Тывы на конкурсе «Miss Asia Moscow 2013» (заняла третье место).

24 место — узбеки (289,8 тыс.). Самая красивая узбечка России, по результатам голосования на сайте, — Ирина Шарипова (род. 7 февраля 1992) — Мисс Татарстан 2010, Первая вице-Мисс Россия 2010, представительница России на международном конкурсе красоты «Мисс мира 2010». Рост 178 см., параметры фигуры 83-60-87. Ирина Шарипова — узбечка по отцу, а по линии матери у Ирины узбекские, татарские, русские и украинские корни.

см. также Самые красивые узбечки

23 место — немцы (394,1 тыс.). Самые красивые немки России — российские актрисы Татьяна и Ольга Арнтгольц (род. 18 марта 1982). Они сестры-близнецы и немки по отцу.

Татьяна Арнтгольц

Ольга Арнтгольц

см. также Самые красивые немки

22 место — ингуши (444,8 тыс.). Самая красивая ингушка — актриса и певица Тамара Яндиева (род. 23 июля 1955, Караганда, Казахстан). Народная артистка Ингушетии. Снялась в 17-ти советских фильмах. Больше всего зрителям актриса запомнилась по трилогии о Шахерезаде из сказок 1001 ночи. В первой картине «И еще одна ночь Шахерезады…» Тамара Яндиева появилась в образе Аноры, дочери купца Карабая. А в двух последующих («Новые сказки Шахерезады» и «Последняя ночь Шахерезады») играла принцессу Эсмигюль. Официальный сайт Тамары Яндиевой — http://yandieva.ru/

Тамара Яндиева в роли принцессы Эсмигюль в фильме «Новые сказки Шахерезады»

см. также Самые красивые ингушки

21 место — буряты (461,3 тыс.). Самая красивая бурятка — модель Мария Шантанова. После окончания школы в Улан-Удэ уехала на учебу в Китай, где стала лицом «Nesсafe Gold» в Китае, Гонконге, Тайване и Макао. Исполнила главную роль в 6-й серии проекта «Говорим на бурятском». Рост 167 см, параметры фигуры 86-60-88. Страница ВК — https://vk.com/maria_shantanova

см. также Самые красивые бурятки

20 место — лезгины (473,7 тыс.). Самая красивая лезгинка России — модель Светлана Саидова.

см. также Самые красивые лезгинки

19 место — якуты (478 тыс.). Самая красивая якутка — Полина Протодьяконова — мисс Виртуальная Якутия 2006, самая успешная якутская модель, востребованная в России и за рубежом. Рост 178 см, параметры 89-58-90. Страничка на «Фейсбуке» — facebook.com/polina.protodyakonova

см. также Самые красивые якутки

18 место — кумыки (503 тыс.). Самая красивая кумычка — Зоя Гасанова — автор и ведущая программы «Свадебный сезон» на дагестанском тв. Страница ВКонтакте — https://vk.com/zoya_gasanova

17 место — кабардинцы (516,8 тыс.). Самая красивая кабардинка России — певица Сати (Сатаней) Казанова (род. 2 октября 1982, Верхний Куркужин, Кабардино-Балкария).

см. также Самые красивые черкешенки, кабардинки, адыгейки

16 место — белорусы (521,4 тыс.). Самая красивая белоруска России — российская актриса Алеса Качер (род. 9 мая 1987, Минск). Страница «В Контакте» — http://vk.com/id7184782

см. также Самые красивые белоруски

15 место — осетины (528,5 тыс.). Самая красивая осетинка — модель Анна Гуриева. Страница на Инстаграме — http://instagram.com/aniaguri

см. также Самые красивые осетинки

14 место — марийцы (547,6 тыс.).

13 место — удмурты (552,3 тыс.). Я пока не нашел известных красавиц ни среди удмурток, ни среди мариек.

12 место — даргинцы (589,3 тыс.). Самая красивая даргинка — певица Марина Мустафаева.

11 место — азербайджанцы (603 тыс.). Самая красивая азербайджанка России — Лейла Алиева (род. 3 июля 1986, Москва) — главный редактор московского журнала «Баку», старшая дочь президента Азербайджана Ильхама Алиева и первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой, супруга российского певца и бизнесмена азербайджанского происхождения Эмина Агаларова.

см. также Самые красивые азербайджанки

10 место — казахи (647,7 тыс.). Самая красивая казашка России, по результатам голосования на сайте, — российская актриса Бибигуль Суюншалина (род. 4 июля 1991). Официальный сайт — bibigul.webs.com

см. также Самые красивые казашки

9 место — мордва (744,2 тыс.). Мордва — это русское собирательное название двух разных народов: мокша и эрзя.

Самая красивая мордовка-эрзянка России — Ольга Каниськина (род. 19 января 1985, Саранск) — легкоатлетка, олимпийская чемпионка 2008 года, первая в истории спортивной ходьбы трехкратная чемпионка мира (2007, 2009 и 2011 годов), чемпионка Европы 2010 года, двукратная чемпионка России.

Самая красивая мордовка-мокшанка — Светлана Хоркина (род. 19 января 1979, Белгород) — российская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка в упражнениях на брусьях (1996, 2000), трёхкратная абсолютная чемпионка мира и трёхкратная абсолютная чемпионка Европы.

см. также Самые красивые мордовки (эрзянки и мокшанки)

8 место — аварцы (912 тыс.). Самая красивая аварка — певица, бывшая участница группы ВИА Гра Меседа Багаудинова. Родилась в Грозном (Чечня) 30 октября 1983. Её отец — аварец, мать — украинско-белорусского происхождения.

7 место — армяне (1,182 млн.). Самая красивая армянка России — российская актриса Анжелика Каширина (род. 24 января 1986, Салават, Башкирия). Настоящая фамилия — Асланян.

см. также Самые красивые армянки

6 место — чеченцы (1,431 млн.). Самая красивая чеченка — чеченская певица и танцовщица ансамбля «Ловзар» Макка Сагаипова (род. 14 февраля 1987, Грозный). Сагаипова выпустила два альбома «Я дочь твоя — Чечня» (2004) и «Безам / Любовь» (2005), однако после замужества из-за неодобрения родственников мужа вынуждена была на время прекратить творческую деятельность. В конце 2011 года Макка Сагаипова вновь вернулась к пению.

см. также Самые красивые чеченки

5 место — чуваши (1,435 млн.). Самая красивая чувашка — модель Роза (Розалия) Муравьева. Русскоязычные источники сообщают, что она выиграла конкурс Супермодель мира / Supermodel of the World в 1998 году, в то время как в англоязычных источниках указывается, что Муравьева заняла тогда второе место, а выиграла англичанка Katie Burrell.

4 место — башкиры (1,584 млн.). Самая красивая башкирка, по итогам голосования на сайте, — Ляйсан Утяшева (род. 28 июня 1985, посёлок Раевский, Башкортостан) — российская спортсменка, чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике. После завершения спортивной карьеры — телеведущая (НТВ, НТВ +, Россия2). Ляйсан не раз входила в число 100 самых красивых женщин планеты по версии журнала FHM. Официальный сайт — utiasheva.com

см. также Самые красивые башкирки

3 место — украинцы (1,927 млн.). Самая красивая украинка России — Татьяна Навка (род. 13 апреля 1975, Днепропетровск, Украина) — российская фигуристка, в паре с Романом Костомаровым ставшая Олимпийской чемпионкой 2006 года, двукратной чемпионкой мира, трёхкратной чемпионкой Европы.

см. также Самые красивые украинки

2 место — татары (5,31 млн.). Самая красивая татарка, по итогам голосования на сайте, — Алсу (род. 27 июня 1983) — певица, Народная артистка Республики Татарстан. Девичья фамилия Алсу — Сафина, после замужества взяла фамилию мужа — Абрамова. В 2008 году Алсу выпустила альбом песен на татарском языке: «Я горжусь, что татарка, и всегда помню свои корни. Первую песню на татарском языке я записала еще в 2000 г., но это — мой первый альбом, где исполняю все песни на родном языке. Я давно обещала осуществить этот проект, счастлива, что сдержала слово и рада представить альбом своим землякам — татарстанцам». Официальный сайт Алсу — alsou.ru

см. также Самые красивые татарки

Крупнейший народ России — русские (111 млн.). Самая красивая русская — Ирина Алфёрова (род. 13 марта 1951, Новосибирск) — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка России. Известные роли в кино: Дарья (Хождение по мукам, 1977), Констанция (Д’Артаньян и три мушкетёра, 1979), Ксения (Василий Буслаев, 1982), Алёна (Ермак, 1996).

Ирина Алфёрова в роли царицы в фильме «Осенние колокола» (1978)

«Женщины у них самые красивые на всем Кавказе…»

В начале 30-х годов позапрошлого века офицеру российского Генерального штаба Ивану Федоровичу Бларамбергу поручили сложное и ответственное задание: на основе данных, имеющихся в штабе Отдельного Кавказского корпуса, составить сводное описание народов Кавказа. Выбор оказался удачным.

Уроженец Франкфурта-на-Майне и выпускник Гессенского университета Иоганн Бларамберг, принявший русское подданство и окончивший в России Институт Корпуса инженеров путей сообщения, проявил исключительную добросовестность.

Он не просто использовал штабные материалы, он дополнил их своими собственными наблюдениями, которые накопились во время службы на Кавказе и сведениями, добытыми в русских и иностранных литературных источниках.

Итогом трудной двухлетней работы стала рукопись на французском языке «Description historique, topographique, statistique, ethnographique et militaire du caucase», или, в переводе, «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа».

Многие страницы рукописи описывают быт и нравы современных Бларамбергу черкесских народов.

Черкесы

Черкесы (адыге, адехе) населяют северные склоны Кавказа, а также долины от крепости Анапа до слияния Терека с Сунджой. Границами их страны являются: на юго-западе –ьАбхазия и Черное море; на юге – Малая Абхазия и Осетия; на севере реки Кубань, Малка и Терек отделяют их от России; на востоке Терек и Сунджа служат границей между черкесами и народностью кистов. Черное море омывает западные границы Черкесии от устья Кубани до речки Агрипш.

Черкесов можно разделить на две ветви, а именно: кубанские черкесы и кабардинские черкесы, которых также называют кабардинцами; эти последние заселяют местности между Кубанью, Малкой, Тереком и Сунджой.

Черкесы,… которых европейцы называют неправильно, сами себя именуют адыге, или адехе. Этот примечательный народ делится на две народности – черкесов кубанских и черкесов кабардинских; последних называют также кабардинцами. Первые населяют берега речек, которые являются левыми притоками Кубани или впадают в Черное море; вторые населяют Большую и Малую Кабарду.

Черкесы. Литография, Париж, 1838 г.

Страна, населенная кубанскими черкесами, простирается вдоль левого берега Кубани от ее истоков до впадения в Черное море, и от ее левобережья, до склонов Главного Кавказского хребта. Ее границами являются: на юго-западе – Абхазия и Черное море, на юге – Малая Абхазия и земли карачаевцев, на севере и востоке – река Кубань, которая отделяет их от русских территорий и земель ряда ногайских, абазинских и кабардинских племен. С юго-запада и запада земли черкесов омывает Черное море от устья Кубани до границ с Абхазией. Обитающие на побережье племена – это натухайцы, гусинцы и убыхи. Площадь этого края может быть приблизительно определена в 24 тыс. кв. верст.

Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани

1. Натухайцы (натохайцы) Natoukhoitch

2. Шапсуги Chapsoughs

3. Абадзехи (абедзехи) Adebzekhs

4. Туби Toubis

5. Убыхи Oubioukhs

6. Саше Saches

7. Бжедухи (бзедухи): Bjedoukhs

а) Хамыши Khamischs

б) Черчинеи Tchertchineis

8. Хаттукаи Hattoukois

9. Темиргои Themirgois

10. Эгеркваи Egherkouois

11. Жане Janes

12. Адеми Ademis

13. Мохошевцы Mokhochs

14. Хегайки Khegdiks

15. Бесленеевцы Bezlenie

Натухайцы, шапсуги, абедзехи, туби, убыхи, саше, бжедухи, хаттукаи, темиргои, эгеркваи и жане имеют демократический образ управления, а адеми, мохошевцами, хегайками и бесленеевцами управляют князья «пши» и дворяне «ворки».

Натухайцы (Natchkwadja, Nathoukaitch) расселены от побережья Черного моря и устья реки Кубань на восток до маленькой речки Небеджея (Nebedjeia), берущей начало в горах Маркотх (Markotkh), от ее истоков до впадения справа в Атакуй и вдоль ее левого берега до Кубани. Их долины окружены скалами и покрыты редким лесом. Земледелие у этого племени развито незначительно, зато благодаря своим прекрасным пастбищам они имеют возможность больше заниматься скотоводством. Беспрерывные войны, которые они ведут, и их склонность к разбою оставляют им мало времени для того, чтобы заниматься хозяйством.

Григорий Гагарин. «Кабардинец» (1), «Натухаец из Анапы» (2)

Шапсуги (Chapsough, Chapsikhs) населяют лесистые склоны гор, которые тянутся до предместий Анапы и вдоль речек Ан-тхир, Бугундир, Абин, Афис, Шебс и Бакан; их территории простираются от речек Небеджея и Атакум до вершин Тезогир и Псаф (в горах), а в долинах до маленьких речек Догая (берет начало на горе Псаф), Пшиша, Афипс и реки Кубань. Две деревни Абат (Abat) принадлежат дворянину, носящему то же имя, и расположены по берегам Антхира и Бугундира… Большинство шапсугов живут семьями, у них мало скота и они мало обрабатывают землю.

Абедзехи (Abedzekhs, Abazekhs). Границами этого племени на западе служат владения шапсугов, на востоке — земли бес-ленеевцев, на юге — главная цепь Кавказского хребта, на севере — территории, занимаемые бжедухами, темиргоевцами и мохошевцами. Ранее абедзехи населяли снеговые горы Западного Кавказа. Поскольку их численность беспрерывно возрастала, они постепенно спустились до сланцевых и черных гор и усилились за счет захвата людей, которых они обращали в своих пахарей. К ним присоединилось также большое число беженцев из других племен, в результате чего произошло такое смешение, что сейчас только их дворяне являются подлинными абедзехами. Утверждают, что свое название «абадзехи» они получили по имени черкесской красавицы, некогда жившей среди них, поскольку по-черкесски Abazekh-dakhe означает «красавица».

Туби (Toubis) являются одним из абадзехских племен и говорят на том же языке. Они являются большими разбойниками и занимают наиболее возвышенные и труднодоступные районы вблизи речек Пчега и Сгагваша и вплоть до снеговых гор…

<< Григорий Гагарин. «Молодой убыхский князь и его аталык»

Убыхи и Саше (Oubouikhs? Saches). Южную часть снеговых гор и долины на побережье Черного моря до речки Гагрипш населяют племена убыхов и саше, которых называют также джикеты (Djiketis), пшави (Pchawis), ясхипсы (Yaskhipsis), иналкупы (Inalkoupis), свадзвы (Swadzwis), артаковцы (Arta-kowtzis) и марьявы (Marjawis). Черкесы называют их Kuch’ha-zir Abazi, что означает «загорные абазы», однако на самом деле они адыгейского происхождения… Все они выращивают виноград, особенно убыхи и выделывают из него хорошее и в больших количествах вино, которое они называют «сана». У них также много фруктов, таких как яблоки, вишня, груши, персики.

Бжедухи (Bjedoukhs или Bzedoukhs). Занимаются сельским хозяйством, у них также есть некоторое количество скота.. Их пастбища расположены вблизи их домов. Бжедухи делятся на две ветви – хамыши и черчинеи.

Хаттукайцы (Hattioukais, Gatioukais, Hattikwahe) проживали ранее к западу от Кара-Кубани по речкам Убин, Зиль, Азипс до кубанских плавней, ограниченные с Юга Яман-су, между черноморскими казаками и шапсугами, но под давлением последних они покинули свои прежние жилища и теперь проживают между Пшишем и Сгагвашей от Кубани до владений абедзехов. С тех пор они уже покорены и перенесли свои аулы ближе к Кубани.

Темиргоевцы являются самыми богатыми и чистыми из всех племен кубанских черкесов. Их деревни в большинстве своем укреплены; эти фортификации состоят из палисадников или двойного ряда больших перекрещенных кольев. Внутреннее пространство между этих двух рядов заполнено землей, а верхняя часть утыкана рогатками, которые представляют собой непреодолимое препятствие для их врагов туби и убыхов, которые проживают в горах и с которыми темиргоевцам приходится частенько сражаться.

Жане (Janes, Janis). У них всего лишь шесть деревушек. Ранее они проживали на правом берегу Кубани выше Копыла, но при приближении русских в 1778 году укрылись на левом берегу реки вместе с жителями Тамани и осели в настоящее время недалеко от Кубани на обоих берегах реки Пшиш.

Адемы (Ademis) маленькое черкесское племя, обосновавшееся на речке Сгагваша, поблизости от Кубани.

Мохошевцы (Mokhochs или Moukhochs) проживают у подножия черных лесистых гор, откуда стекает множество ручьев, которые, напоив влагой плодородный край, впадают затем в Яман-су или Фарс. Главными речками, берега которых они занимают, являются нижний Фарс, нижний Псисур и нижний Чехурадж. Мухошевцы богаты скотом, занимаются сельским хозяйством и живут в укрепленных деревнях.

Хегайки или Схегахи (Khegaiks, Shegakchs). Маленькое черкесское племя, которое проживает на Бугре и его притоках, вблизи и ниже крепости Анапа. Их название — черкесское и означает «люди, проживающие у моря». («Skhe» — означает «море»). Ранее они проживали на том месте, где сейчас стоит Анапа. Их число значительно уменьшилось в результате набегов натухайцев и опустошений, произведенных чумой.

Бесленеевцы (Bezlineis или Bezlenie) занимают территорию от истоков речки Псисур, текущей с горы Хагваре на восток до устья речки Геген, которая впадает в Воарп, и на юг почти до снеговых гор. Зимой бесленеевцы держат свой скот вблизи жилищ, в загородках из плетней; весной и летом они выгоняют его на пастбища на берегах Урупа, Большого Инджика и солевого озера Касма, воды которого стекают в Кубань. Они богаты скотом, особенно овцами. Их горы неприступны; живут они в постоянной вражде с другими горцами…

Облик жителей

Черкесы в целом красивая нация; мужчины у них отличаются хорошей и стройной фигурой, и они делают все, чтобы сохранить ее гибкой. Они среднего роста, очень живые и редко бывают полными. Плечи и грудь у них широкие, но нижняя часть корпуса у них очень узкая. У них карие глаза и темные волосы, удлиненная голова, прямой и тонкий нос. У них выразительные и одухотворенные лица. Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький ротик. Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты.

<< Петр Грузинский. «Черкесы в горах»

Одежда мужчин весьма похожа на мужскую одежду у татар-кумыков, но сделана из более легкой, более высокого качества ткани и обычно более дорогая. Рубашка (уапа) застегивается па груди; шьется она из хлопчатобумажной ткани или легкой красной тафты на грузинский манер. Сверху на рубашку надевается легкий шелковый жилет, обычно украшенный вышивкой, а на него – своеобразный сюртук, очень короткий, который у черкесов носит название «цши»; он едва доходит до середины бедра; они его очень плотно затягивают на поясе; на груди с обеих сторон, имеются маленькие карманчики, обычно с отделениями для хранения патронов.

Раньше черкесы носили только усы, теперь же нередко можно встретить черкесов, которые отпускают и бороду. На голове они носят вышитый колпак на вате, форма которого напоминает половину дыни, отороченный мехом или просто бараньей шкурой. Их штаны (шальвары), широкие вверху и узкие, начиная с колена, бывают обычно серого или бурого цвета.

Никогда черкес не выходит без оружия, или, как минимум, без шашки, кинжала на поясе и без манто из мягкого фетра на плечах; это манто называется по-черкесски «джако», и по-русски – «бурка». Чтобы дополнить описание их вооружения, нужно кроме того упомянуть ружье и пистолет, кольчугу (affch), маленький шлем (kip’ha) или большой шлем (tach), латные рукавицы (achtew) и налокотники (abkhoumoukh). Когда черкес при полном параде на лошади выезжает, например, делать визиты, он берет свой лук и колчан со стрелами; черкесы не знакомы со щитом. Стрелы у князей украшены белыми перьями, выдернутыми из хвостового оперения орла; дворяне и простолюдины не имеют права украшать свои стрелы подобным оперением под угрозой строгого наказания.

Можно было бы подумать, увидев воина, настоль перегруженного оружием, что его движения должны быть стесненными и неуклюжими, однако черкес на коне со всем этим оружием являет собой пример подвижности, ловкости и прекрасных качеств всадника. Во время войны черкесы одевают под кольчугу нечто вроде жилета из ваты, эластичность которого заставляет пули еще лучше отставать от корпуса.

Оружие у черкесов обычно превосходное, но стоит очень дорого; полное обмундирование, например, князя стоит не менее двух тысяч рублей серебром. Во время походов подушкой им служит маленькое седло, находящийся под седлом кусок фетра они используют в качестве постели, а накрываются своей буркой. Во время плохой погоды они делают небольшую палатку из фетра, которую натягивают на ветки деревьев; во время путешествий они укрываются от дождя, натягивая на голову своего рода капюшон, называемый «башлык».

Как и большинство других кавказских народов, черкесы сами производят порох («гин»). В горах они добывают селитру («гин-хуш» или «чин-шух», то есть «пороховую соль»); они также делают порох, выщелачивая подстилку в загонах для скота.

Главная роскошь у черкесов состоит в их оружии; хотя их особенно интересует само качество оружия, они все же неравнодушны и к богатому украшению оружия. Их сабли, кинжалы, пистолеты, ружья, сбруя и так далее покрыты украшениями из серебра и золота превосходной работы. Седла и ножны шашки украшены галунами. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну.

П.С. Руссель. «Черкесы». 40-е годы XIX в.

Одеяние женщин мало отличается от мужского, за исключением цвета: женщины предпочитают белое, тогда как мужчины никогда не используют ни красный цвет для своих колпаков, ни белый цвет в своей одежде. Молодые женщины из княжеских и дворянских семей носят под покрывалом красную шапочку, украшенную спереди полоской из черного сафьяна с серебряными кнопками, которая очень им идет, а волосы они заплетают во множество свободно падающих косичек. Платья у них длинные, спереди открытые, с застежками от груди до пояса, наподобие турецких «антери» (это открытое спереди платье напоминает капоты наших дам). Они носят широкие шальвары и красные сафьяновые туфли без подметок («чирики»), напоминающие мужскую обувь того же рода. Выходя из дома, они надевают покрывало, которое скрывает их лицо.

Девушки носят обычно длинную рубашку, которую вместо пояса они стягивают лентой или полоской кожи; у них длинные широкие панталоны и красные шапочки; волосы они убирают в одну косу, которая свободно лежит на спине. Их праздничное одеяние состоит из полукафтана из шелка или хлопчатобумажной ткани, поверх которого надевается длинная одежда из сукна с открытыми рукавами. Первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся черкесские девушки.

Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях девочке в возрасте до десяти лет одевают на бюст корсет, который останется на ней до первой брачной .ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делается из кожи или сафьяна и снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудь мешают ей развиваться; считается, что эта часть тела — атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его.

Девушкам разрешается красить себе ногти почти темно-красной краской, которую черкесы добывают из цветка, по-черкесски называющегося «кина» (balsamina).

Пища

Пища черкесов состоит главным образом из проса, молока, сыра и баранины; они редко убивают быков для употребления говядины в пищу. Просо они едят в виде каш на воде. Они делают мучные лепешки из пшеничной муки или проса, называемые «чурек», которые во всей Азии служат заместо хлеба. Летом они питаются дичью, зимой – бараниной, либо вареной, либо жареной. Из проса они делают также наполовину перебродивший напиток, который называют «фада»(phada) или-«фада-хуш» (phada-khouch), что значит «белая фада».

У них нет заквашенного хлеба, вместо него они употребляют немолотое просо, которое варят, затем режут на толстые куски.

<< Джордж Лонгворт. Черкесская гостиная. XIX в.

«Хатлама» (hatlama) делается таким же образом, но из перемолотого проса. Если просо помолото, что бывает редко, его замешивают без дрожжей, и из него делают лепешки толщиной в палец («меджага» medjaga).

Они приправляют свои блюда длинным перцем (capiscum) луком и чесноком; они также любят крутые яйца, особенно в блюде, называемом «хинкали», которое приготовляется из кислого молока с небольшим количеством масла, свежего сыра, лапши, сваренной в воде и напоминающей наши макароны, крутых яиц, разрезанных на четыре части, лука и чеснока; это деликатесное блюдо часто готовится по случаю больших пиршеств.

«Ширалдаш» – плоская лепешка – делается из пшеничной муки, яиц, молока и масла. «Халива» (Khaliva) – маленькие пирожки из того же теста, начиненные свежим сыром и луком. Все эти блюда довольно вкусны; есть их предпочитают с медом вместо сахара.

Черкесская семья никогда не собирается за столом, чтобы вместе откушать; мать и отец делают это отдельно, так же как и дети, которые делятся в зависимости от пола и возраста и каждый отправляется съесть свою порцию в отдельный уголок. Для черкеса постыдно есть перед чужеземцем л тем более за одним с ним столом; поэтому хозяин дома остается все время на ногах из уважения к своим гостям.

Жилища

<< Черкесский дом. Серия «Обычаи народов мира». Художник неизвестен. 1816 г.

Жилища черкесов очень просты и облегченной конструкции. Их дома,»сакли» (sacli), строятся в форме параллелограмма, в основании которого стоят толстые столбы, связанные вместе поперечинами, а между ними пространство перекрывается плетеными стенами, которые обмазываются снаружи и изнутри; крыша делается из соломы или тростника. Стены изнутри побелены; в одном углу помещения имеется очаг, а напротив – очень низкий деревянный диван, покрытый, войлоком или ковром, над диваном развешивается оружие, кольчуги и тому подобное. С одной стороны сложены матрацы, постельные принадлежности и другие предметы первой необходимости в быту.

Привычка почти постоянно бывать на открытом воздухе и под дождем приучила черкеса довольствоваться самым минимальным укрытием. Несмотря на все это, черкесы живут куда чище других горных народностей. Каждый черкес, независимо от степени состоятельности, имеет обширный квадратный двор, где стоят отдельно друг от друга три домика: один общий, другой – для женщин и третий – для гостей, или «кунацкая». В деревнях дворы удалены друг от друга и не вытянуты в линию и не образуют улицы; напротив, они разбросаны беспорядочно. С обоих концов деревни имеются две башни, плетеные и обмазанные глиной, поднимаясь на которые жители по очереди несут караульную службу. Черкесские деревни занимают обширное пространство, поскольку домики, расположенные обычно кучками, находящимися друг от друга на значительном удалении, далеко один от другого.

Коневодство

Поскольку черкесы являются превосходными всадниками, они уделяют много внимания разведению лошадей. У каждого князя есть свой небольшой табун. Лучшая порода называется «шалох», однако порода лошадей одного старика из племени альтикезек ни в чем не уступает им, эта порода прозывается «трамкт». Черкесские лошади среднерослые, масть большинства лошадей — гнедая или серая в яблоках; вороной масти у них не бывает. Эта порода лошадей происходит от чистокровных арабских скакунов и черкесских кобылиц; есть любители, которые до настоящего времени приобретают чистопородных турецких и персидских коней для поддержания табуна.

Черкесская кавалерия, гравюра О. Барнарда с рисунка Джеймса Станисласа Белла, издательство 1840 г.

Черкесы кастрируют жеребцов из опасения, как бы те не выдали их своим ржанием во время набегов на вражескую территорию; поэтому они выезжают только на меринах, которых они приучают быть спокойными. Черкесские лошади известны в России под общим названием «горские лошади», они в той или иной мере используются в табунах. Их основные отличительные качества — легкость, неутомляемость, а также очень крепкая нога. Черкесы никогда не используют лошадей в возрасте до пяти лет; до этого времени они пасутся на свободе в лугах и в горах, оседлывают их лишь после достижения необходимого роста и возраста.

Черкесский язык полностью отличается от других известных языков; на совершенно чистом черкесском языке говорят в Большой и Малой Кабарде и в племени бесленеевцев, которые проживают вблизи Лабы; другие же черкесские народности, обитающие за Кубанью и вплоть до побережья Черного моря, говорят на диалектах, в большей или меньшей мере отличающихся от коренного языка. Произношение в черкесском языке является одним из самых трудных в мире, и выразить полностью все имеющиеся в нем звуки невозможно с помощью ни одного из известных мне алфавитов.

Гостеприимство

<< Черкесский дом. Серия «Обычаи народов мира». Художник неизвестен. 1816 г.

Так же как и у всех, в общем, горских народностей, гостеприимство является одной из первых добродетелей у черкесов. Они принимают от доброго сердца иностранцев, сердечно предоставляют уют всем путешественникам, не говоря уже об их друзьях. Бродяжническая жизнь и рыцарский дух, свойственные черкесам, видимо, и породили этот священный закон гостеприимства.

С того момента, как незнакомец входит в дом черкеса, он пользуется там всеми правами гостя, то есть он находится под особым покровительством хозяина дома, который обязан накормить гостя, уложить его спать, позаботиться о его лошади и проводить его по надежной дороге, или же, в случае опасности, провести его к одному из своих друзей в ближайшей деревне.

Дружба

<< Черкесы. Литография, Париж 1855 г.

В горах Кавказа для дружбы имеется свое особенное слово «кунак», или друг, означает у черкесов то же самое, что «побрат» (побратим) у босняков или «крестный брат» у древних пруссаков, то есть друг, для которого они готовы пожертвовать всем своим состоянием и самой жизнью. Если один кунак гостит у другого, его угощают самым наилучшим образом, в его распоряжение предоставляется все, что только есть у хозяина, который снабжает его всем, что тому необходимо.

Воспитание

В соответствии с обычаем, который сохранился с отдаленных времен, князья не имеют права воспитывать своих сыновей ни в своем доме, ни под своим наблюдением, а должны как можно раньше, чуть ли не с самого рождения, отдавать их на воспитание в чужой дом. Каждый уздень делает все возможное, чтобы предпочтение было отдано именно ему, и тот, на которого падает выбор князя, рассматривает это событие как знак особого доверия. Избранный таким образом воспитатель называется «аталык» (atalik); он должен обучать, одевать, кормить своего воспитанника вплоть до того дня, когда он должен быть возвращен в отчий дом, что, как правило, бывает не раньше, чем он достигнет возмужания, и его воспитание можно считать завершенным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *