Агулец что за национальность

Агулы

Агулы

Самоназвание

Агъулар

Численность и ареал

Всего: около 35 000
Россия Россия: 34 160 (2010)

    • Дагестан Дагестан: 28 100 (2010)
      • Агульский район: 10 369 (2010)
      • Махачкала: 6581 (2010)
      • Дербент: 3775 (2010)
      • Дербентский район: 2168 (2010)
      • Дагестанские Огни: 858 (2010)
      • Каспийск: 1708 (2010)
      • Каякентский район: 821 (2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край: 1715 (2010)
    • Саратовская область Саратовская область: 477 (2010)
    • Краснодарский край Краснодарский край: 391 (2010)
    • Орловская область Орловская область: 358 (2010)
    • Москва Москва: 308 (2010)

Украина Украина: 108 (2001)
Азербайджан Азербайджан: 204 (1989)
Казахстан Казахстан: 94 (2009)

Язык

агульский

Религия

ислам суннитского толка

Расовый тип

европеоиды-кавкасионы

Входит в

лезгинскую ветвь

Родственные народы

табасараны, лезгины,арчинцы, рутульцы, удины, цахуры, будухи, крызы, хиналугцы

Происхождение

кавказские албаны

Агу́лы (самоназвание: агул. Агъулар — мн. число, Агъул, Агъул-шуй — ед. число) — народ центральной части юго-востока Дагестана (Агульский, Курахский, Табасаранский и Дербентский районы). Верующие агулы — мусульмане-сунниты (шафиитский мазхаб).

Агулы, как и другие народности лезгинской группы как по языку, так и в этнокультурном отношении близки с другими народами Дагестана. Предки этих народностей исторически входили в состав многоплеменного государственного объединения — Кавказскую Албанию, и были известны под общим именем «леков», «албанцев». В этническом отношении близки к лезгинам.

Язык

Несмотря на малочисленность носителей языка, он делится на несколько наречий, что связано как с географической изоляцией отдельных групп аулов, так и с традициями этдогамии.

В конце XIX века агульский язык изучал Р. Эркерт (публикация 1895 года — на немецком языке), в начале XX века — А. Дирр (публикация 1907 года на русском языке). Оба они в Агуле не были. Эркерт пользовался материалами, собранными другими, а Дирр опрашивал двух информаторов (находясь в Темир-Хан-Шура). Оба они делили агульский язык на два диалекта: собственно агульский и кошанский.

В 1933—1934 годах агульский язык в составе Дагестанской лингвистической экспедиции АН СССР изучал на месте в Агуле Р. М. Шаумян. Он обследовал аулы и выяснил, что агульский язык имеет четыре диалекта:

  • собственно агульский
  • керенский
  • кошанский
  • гекхунский (буркиханский)

Притом, Шаумян обратил внимание, что деление агулов по ущельям не во всём совпадает с их племенным (языковым) делением. Он приводит такой состав указанных диалектов по говорам:

  1. собственно агульский диалект обнимает говоры следующих аулов: Кураг, Дулдуг, Тпиг, Цирхе, Миси, Хутхул, Гоа, Дуруштул, Яркуг;
  2. керенский диалект: Рича, Бедюк, Курдал, Усуг, Хвередж, Укуз и отчасти Хпюк;
  3. кошанский диалект: Буршаг, Арсуг, Худиг, сюда же примыкает говор аула Фите;
  4. гекхунский диалект стоит особняком, его особенности ограничиваются говором одного аула Гекхун.

Говоры аулов Хпюк и Фите являются промежуточными приближаются к тому или другому диалекту. Приблизительно такого же типа и говор аула Цирхе, который по своей лексике очень близок к кошанскому диалекту, но по основным морфологическим признакам он все же входит в состав собственно-агульского диалекта»

В 1990 году была создана агульская письменность, и с 1992 года родной язык изучается в школе. На русском и агульском языках выходит районная газета «Вести Агула».

Ссылки

аварцы • андийцы • ахвахцы • багулалы • бежтинцы • ботлихцы • гинухцы • годоберинцы • гунзибцы • каратинцы • тиндинцы • хваршины • чамалалы • цезы / дидойцы

агулы • арчинцы • будухи • крызы • лезгины • рутульцы • табасараны • удины • хиналугцы • цахуры

бацбийцы • вайнахи (ингуши, чеченцы) • орстхойцы/карабулаки (историч.)

Аваро-андо-цезские народы Лезгинские народы Даргинские народы Лакцы Нахские народы

Аварцы (Андийцы • Арчинцы • Ахвахцы • Багулалы • Бежтинцы • Ботлихцы • Гинухцы • Годоберинцы • Гунзибцы • Каратинцы • Тиндинцы • Хваршины • Чамалалы • цезы / дидойцы) • Даргинцы (Кайтагцы • Кубачинцы) • Лезгины • Лакцы • Табасараны • Агулы • Рутульцы • Цахуры

Разговаривающие на Дагестанских языках Разговаривающие на Тюркских языках Разговаривающие на Славянских языках Разговаривающие на Нахских языках Разговаривающие на Иранских языках

Татары • Украинцы • Башкиры • Чуваши • Чеченцы • Армяне

Аварцы • Мордва • Казахи • Азербайджанцы • Даргинцы • Удмурты • Марийцы • Осетины • Белорусы • Кабардинцы • Кумыки

Якуты • Лезгины • Буряты • Ингуши • Немцы • Узбеки • Тувинцы • Крымские татары • Коми-зыряне • Карачаевцы • Цыгане • Таджики

Калмыки • Лакцы • Грузины • Евреи • Молдаване • Корейцы • Табасараны • Адыгейцы • Балкарцы • Турки • Ногайцы • Киргизы

Коми-пермяки • Греки • Алтайцы • Черкесы • Хакасы • Карелы • Поляки • Ненцы • Абазины • Езиды • Эвенки • Туркмены • Рутульцы • Агулы • Литовцы • Ханты

Китайцы • Болгары • Курды • Эвены • Финны • Латыши • Эстонцы • Чукчи • Вьетнамцы • Гагаузы • Шорцы • Цахуры • Манси • Нанайцы • Абхазы • Ассирийцы

Более 10 млн человек От 1 до 10 млн человек От 500 тысяч до 1 млн человек От 200 тысяч до 500 тысяч человек От 100 тысяч до 200 тысяч человек От 30 тысяч до 100 тысяч человек От 10 тысяч до 30 тысяч человек

Отрывок, характеризующий Агулы

Князь Василий не обдумывал своих планов. Он еще менее думал сделать людям зло для того, чтобы приобрести выгоду. Он был только светский человек, успевший в свете и сделавший привычку из этого успеха. У него постоянно, смотря по обстоятельствам, по сближениям с людьми, составлялись различные планы и соображения, в которых он сам не отдавал себе хорошенько отчета, но которые составляли весь интерес его жизни. Не один и не два таких плана и соображения бывало у него в ходу, а десятки, из которых одни только начинали представляться ему, другие достигались, третьи уничтожались. Он не говорил себе, например: «Этот человек теперь в силе, я должен приобрести его доверие и дружбу и через него устроить себе выдачу единовременного пособия», или он не говорил себе: «Вот Пьер богат, я должен заманить его жениться на дочери и занять нужные мне 40 тысяч»; но человек в силе встречался ему, и в ту же минуту инстинкт подсказывал ему, что этот человек может быть полезен, и князь Василий сближался с ним и при первой возможности, без приготовления, по инстинкту, льстил, делался фамильярен, говорил о том, о чем нужно было.
Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер юнкеры, что тогда равнялось чину статского советника, и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе ехал в Петербург и остановился в его доме. Как будто рассеянно и вместе с тем с несомненной уверенностью, что так должно быть, князь Василий делал всё, что было нужно для того, чтобы женить Пьера на своей дочери. Ежели бы князь Василий обдумывал вперед свои планы, он не мог бы иметь такой естественности в обращении и такой простоты и фамильярности в сношении со всеми людьми, выше и ниже себя поставленными. Что то влекло его постоянно к людям сильнее или богаче его, и он одарен был редким искусством ловить именно ту минуту, когда надо и можно было пользоваться людьми.
Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.

– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.
Более всех других в это первое время как делами Пьера, так и им самим овладел князь Василий. Со смерти графа Безухого он не выпускал из рук Пьера. Князь Василий имел вид человека, отягченного делами, усталого, измученного, но из сострадания не могущего, наконец, бросить на произвол судьбы и плутов этого беспомощного юношу, сына его друга, apres tout, и с таким огромным состоянием. В те несколько дней, которые он пробыл в Москве после смерти графа Безухого, он призывал к себе Пьера или сам приходил к нему и предписывал ему то, что нужно было делать, таким тоном усталости и уверенности, как будто он всякий раз приговаривал:
«Vous savez, que je suis accable d’affaires et que ce n’est que par pure charite, que je m’occupe de vous, et puis vous savez bien, que ce que je vous propose est la seule chose faisable».
– Ну, мой друг, завтра мы едем, наконец, – сказал он ему однажды, закрывая глаза, перебирая пальцами его локоть и таким тоном, как будто то, что он говорил, было давным давно решено между ними и не могло быть решено иначе.
– Завтра мы едем, я тебе даю место в своей коляске. Я очень рад. Здесь у нас всё важное покончено. А мне уж давно бы надо. Вот я получил от канцлера. Я его просил о тебе, и ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта.
Несмотря на всю силу тона усталости и уверенности, с которой произнесены были эти слова, Пьер, так долго думавший о своей карьере, хотел было возражать. Но князь Василий перебил его тем воркующим, басистым тоном, который исключал возможность перебить его речь и который употреблялся им в случае необходимости крайнего убеждения.
– Mais, mon cher, я это сделал для себя, для своей совести, и меня благодарить нечего. Никогда никто не жаловался, что его слишком любили; а потом, ты свободен, хоть завтра брось. Вот ты всё сам в Петербурге увидишь. И тебе давно пора удалиться от этих ужасных воспоминаний. – Князь Василий вздохнул. – Так так, моя душа. А мой камердинер пускай в твоей коляске едет. Ах да, я было и забыл, – прибавил еще князь Василий, – ты знаешь, mon cher, что у нас были счеты с покойным, так с рязанского я получил и оставлю: тебе не нужно. Мы с тобою сочтемся.
То, что князь Василий называл с «рязанского», было несколько тысяч оброка, которые князь Василий оставил у себя.
В Петербурге, так же как и в Москве, атмосфера нежных, любящих людей окружила Пьера. Он не мог отказаться от места или, скорее, звания (потому что он ничего не делал), которое доставил ему князь Василий, а знакомств, зовов и общественных занятий было столько, что Пьер еще больше, чем в Москве, испытывал чувство отуманенности, торопливости и всё наступающего, но не совершающегося какого то блага.
Из прежнего его холостого общества многих не было в Петербурге. Гвардия ушла в поход. Долохов был разжалован, Анатоль находился в армии, в провинции, князь Андрей был за границей, и потому Пьеру не удавалось ни проводить ночей, как он прежде любил проводить их, ни отводить изредка душу в дружеской беседе с старшим уважаемым другом. Всё время его проходило на обедах, балах и преимущественно у князя Василия – в обществе толстой княгини, его жены, и красавицы Элен.

Общество

Живут в западной части Горно-Бадахшанской АО вдоль реки Язгулям, которая носит название народа.

Основные занятия — полевое земледелие, кузнечное дело, скотоводство, а также охота преимущественно на горных баранов (архаров).

По мнению путешественников и ученых, посещавших Язгулям, язгулямцев отличают от остальных народов Средней Азии фанатичное следование исламу, мстительность и воинственность.

Вот что писал о язгулямцах военный писатель Борис Леонидович Тагеев в своей книге «Русские над Индией»:

«…племя свободолюбивое, не скрывающее своих стремлений к независимости…».

«Вокруг нас горы, — говорят язгулемцы, — никто нам не хозяин и не повелитель; сами афганцы боялись нас, а бухарцы и подавно».

«Наутро бивак был разбужен страшным гамом. Оказалось, что все население Язгулема, поголовно вооруженное, стеклось к биваку и окружило его, угрожая оружием. Немедленно же команда была вызвана в ружье и приняты меры для отражения нападения. Язгулемцы были вооружены мултуками, а конные саблями…».

Внешность представителей этого народа резко отличается от внешности остальных народов Средней Азии. Язгулямцы являются высокими, светлыми европеоидами со светлыми глазами .

Происхождение язгулямцев окутано тайной. Так, по мнению некоторых ученых, жители Язгуляма являются прямыми потомками Александра Македонского, о чём свидетельствуют и предания, бытующие в Средней Азии. Однако доказать истинность этой теории не представляется возможным.

Язгулямцы исповедуют ислам суннитского толка.

Язык — язгулямский, относится к памирской группе восточноиранских языков. Выделяются два говора — верхний и нижний. Первое упоминание о язгулямском языке относится к 1889 году, а в 1916 году Р. Готьо была опубликована первая работа по язгулямскому языку, посвящённая в основном исторической фонетике и отдельным этимологиям с приложением словаря на 160 слов.

  1. 1 2 Joshuaproject. Tajikistan
  2. Читать «Русские над Индией» — Страница 48 — Тагеев Борис — Litru.ru
  3. THE YAZGULAMIS. eki.ee. Архивировано из первоисточника 17 марта 2012.
  4. Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. — М: Наука, 2001. — Т. 3. — С. 524. — ISBN 5-02-011237-2.
  5. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Индоевропейские языки. — М: Наука, 1966. — Т. 4. — С. 436.

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Добавить иллюстрации.

Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Памирские ираноязычные народы («горные таджики»)

Северно-Памирская группа

Севернопамирские народы:

  • Шугнано-рушанская подгруппа — баджувцы • бартангцы (орошорцы) • рушанцы • сарыкольцы • хуфцы • шугнанцы
  • Язгулямская подгруппа — язгулямцы

Южно-Памирская группа

Южнопамирские народы: ваханцы • ишкашимцы (сангличцы)

Мунджанская группа

мунджанцы (йидга)

Современные иранские народы

Юго-западная подгруппа

бахтиары • луры • персы • таджики • таты • фарсиваны • хазарейцы • чараймаки

Северо-западная подгруппа

белуджи • гилянцы (галеши) • заза • курды (езиды) • мазендеранцы • талыши

Юго-восточная подгруппа

памирские народы (баджувцы • бартангцы • ваханцы • ишкашимцы • мунджанцы • рушанцы • сарыкольцы • хуфцы • шугнанцы • язгулямцы) • пуштуны • пашаи

Северо-восточная подгруппа

осетины • ягнобцы

Этноконфессиональные группы

зороастрийцы: (парсы • гебры) • ахл-е Хакк

Язгулямцы

Язгулямцы

Самоназвание

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Численность и ареал

Всего: от 7 тыс. до 11 — 20 тыс.
Таджикистан22x20px Таджикистан Афганистан22x20px Афганистан

Вымер

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Археологическая культура

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Язык

язгулямский

Религия

Ислам, суннитского толка

Расовый тип

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Входит в

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Родственные народы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Этнические группы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Происхождение

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field ‘wikibase’ (a nil value).

Язгулямцы (самоназвание — згямиг) — один из бадахшанских народов, населяющиий долину Язгулям в западном Памире. Численность составляет по разным данным от 7 тыс. до 11 — 20 тыс. человек. В настоящее время Язгулям состоит из восьми селений, где проживают большинство язгулямцев: Дашт, Мотравн, Шавуд, Бдын, Вишхарв, Андарбаг, Жамаг, Зайч.

Живут в западной части Горно-Бадахшанской АО вдоль реки Язгулям, от куда и название долины и народ населяющий эту долину.

Основные занятия — полевое земледелие, кузнечное дело, скотоводство, а также охота преимущественно на горных баранов (архаров).

По мнению путешественников и ученых, посещавших Язгулям, язгулямцев отличает фанатичное следование исламу, мстительность и воинственность.

Вот что писал о язгулямцах военный писатель Борис Леонидович Тагеев в своей книге «Русские над Индией»:

«…племя свободолюбивое, не скрывающее своих стремлений к независимости…».

«Вокруг нас горы, — говорят язгулемцы, — никто нам не хозяин и не повелитель; сами афганцы боялись нас, а бухарцы и подавно».

«Наутро бивак был разбужен страшным гамом. Оказалось, что все население Язгулема, поголовно вооруженное, стеклось к биваку и окружило его, угрожая оружием. Немедленно же команда была вызвана в ружье и приняты меры для отражения нападения. Язгулемцы были вооружены мултуками, а конные саблями…».

Происхождение язгулямцев окутано тайной. Согласно приданиям, бытующим в Средней Азии, язгулямцы являются прямыми потомками Александра Македонского. Некоторые ученные считают представителей данного народа потомками греческих солдат армии Александра Македонского, осевших в горах Памира.

До 60-х годов 20-го века вели закрытый образ жизни и были изолированы от соседних народов в силу географического положения и слабого развития транспортного сообщения.

Внешность язгулямцев резко отличается от внешности остальных народов Средней Азии. Язгулямцы являются высокими, светлыми европеоидами со светлыми глазами.

Язгулямцы исповедуют ислам суннитского толка.

  1. 1 2
  2. . eki.ee. .
  3. Языки Российской Федерации и соседних государств. Энциклопедия в 3-х томах. — М: Наука, 2001. — Т. 3. — С. 524. — ISBN 5-02-011237-2.
  4. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Индоевропейские языки. — М: Наука, 1966. — Т. 4. — С. 436.

<imagemap>: неверное или отсутствующее изображение

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.]]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.ЯзгулямцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.ЯзгулямцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Язгулямцы
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Добавить иллюстрации.]]]Ошибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.ЯзгулямцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.ЯзгулямцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.ЯзгулямцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.ЯзгулямцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.ЯзгулямцыОшибка Lua: callParserFunction: function «#property» was not found.Язгулямцы
Файл:Joao-correia negro-1.jpg Это заготовка статьи о народах мира. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Севернопамирские народы:

  • Шугнано-рушанская подгруппа — баджувцы • бартангцы (орошорцы) • рушанцы • сарыкольцы • хуфцы • шугнанцы
  • Язгулямская подгруппа — язгулямцы

мунджанцы (йидга)

Просмотр этого шаблона Памирские ираноязычные народы («горные таджики») Северно-Памирская группа Южно-Памирская группа Мунджанская группа

бахтиары • луры • персы • таджики • таты • фарсиваны • хазарейцы • чараймаки

белуджи • гилянцы (галеши) • заза • курды (езиды) • мазендеранцы • талыши

памирские народы (баджувцы • бартангцы • ваханцы • ишкашимцы • мунджанцы • рушанцы • сарыкольцы • хуфцы • шугнанцы • язгулямцы) • пуштуны • пашаи

осетины • ясы • ягнобцы

зороастрийцы: (парсы • гебры) • ахл-е Хакк

Просмотр этого шаблона Юго-западная подгруппа Северо-западная подгруппа Юго-восточная подгруппа Северо-восточная подгруппа Этноконфессиональные группы

Отрывок, характеризующий Язгулямцы

Я чувствовала, что Вэста испугана до щенячьего визга, но изо всех сил пытается этого не показать. Бедняжка в ужасе наблюдала, как эти жуткие «монстры» с удовольствием и безжалостно «кушали» её любимого папу прямо у неё на глазах… Я никак не могла сообразить, что же делать, но знала, что надо действовать быстро. Наскоро осмотревшись вокруг и не найдя ничего лучше, я схватила кипу грязных тарелок и изо всех сил швырнула на пол… Артур от неожиданности подпрыгнул в кресле и уставился на меня полоумными глазами.
– Нечего раскисать! – закричала я, – посмотрите, каких «друзей» вы привели к себе в дом!
Я не была уверенна, увидит ли он то же самое, что видели мы, но это была моя единственная надежда как-то его «очухать» и таким образом заставить хоть самую малость протрезветь.
По тому, как его глаза вдруг полезли на лоб, оказалось – увидел… В ужасе шарахнувшись в угол, он не мог отвезти взгляд от своих «симпатичных» гостей и, не в состоянии вымолвить ни слова, только показывал на них дрожащей рукой. Его мелко трясло, и я поняла, что если ничего не сделать, у бедного человека начнётся настоящий нервный припадок.
Я попробовала мысленно обратиться к этим странными монстроподобными существам, но ничего путного из этого не получилось; они лишь зловеще «рычали», отмахиваясь от меня своими когтистыми лапами, и не оборачиваясь, послали мне прямо в грудь очень болезненный энергетический удар. И тут же, один из них «отклеился» от Артура и, присмотрев, как он думал, самую лёгкую добычу, прыгнул прямо на Вэсту… Девчушка от неожиданности дико завизжала, но – надо отдать должное её храбрости – тут же начала отбиваться, что было сил. Они оба, и он и она, были такими же бестелесными сущностями, поэтому прекрасно друг друга «понимали» и могли свободно наносить друг другу энергетические удары. И надо было видеть, с каким азартом эта бесстрашная малышка кинулась в бой!.. От бедного съёжившегося «монстра» только искры сыпались от её бурных ударов, а мы, трое наблюдавших, к своему стыду так остолбенели, что не сразу среагировали, чтобы хотя бы как-то ей помочь. И как раз в тот же момент, Вэста стала похожа на полностью выжатый золотистый комок и, став совершенно прозрачной, куда-то исчезла. Я поняла, что она отдала все свои детские силёнки, пытаясь защититься, и вот теперь ей не хватило их, чтобы просто выдерживать с нами контакт… Кристина растерянно озиралась вокруг – видимо её дочь не имела привычки так просто исчезать, оставляя её одну. Я тоже осмотрелась вокруг и тут… увидела самое потрясённое лицо, которое когда-либо видела в своей жизни и тогда, и все последующие долгие годы… Артур стоял в настоящем шоке и смотрел прямо на свою жену!.. Видимо слишком большая доза алкоголя, огромный стресс, и все последующие эмоции, на какое-то мгновение открыли «дверь» между нашими разными мирами и он увидел свою умершую Кристину, такую же красивую и такую же «настоящую», какой он знал её всегда… Никакими словами невозможно было бы описать выражения их глаз!.. Они не говорили, хотя, как я поняла, Артур вероятнее всего мог её слышать. Думаю, в тот момент он просто не мог говорить, но в его глазах было всё – и дикая, душившая его столько времени боль; и оглушившее его своей неожиданностью, безграничное счастье; и мольба, и ещё столько всего, что не нашлось бы никаких слов, чтобы попытаться всё это рассказать!..

Он протянул к ней руки, ещё не понимая, что уже никогда не сможет её больше в этом мире обнять, да и вряд ли он в тот момент понимал что-то вообще… Он просто опять её видел, что само по себе уже было совершенно невероятно!.. А всё остальное не имело сейчас для него никакого значения… Но тут появилась Вэста. Она удивлённо уставилась на отца и, вдруг всё поняв, душераздирающе закричала:

Средневековые владения агулов

Научные споры об истории агульского народа

09 04 2013, 17:45 Просмотров: 22066Раздел: Главная лента, История

В разные времена административные образования агулов назывались по разному: Филан; Руклан; Агул. Согласно историку Хамзы Исфагани первые политические образования на территории Дагестана были сформированы персидским шахом Ануширваном в 6 веке нашей эры как мера по защите северных границ Сасанидской империи от кочевников.

Как пишет этот историк — «Он(Ануширван) обосновал в каждой стране предводителя, выделив ему войско,отдав им земельный участок в качестве дийа, определил его вакуфом их потомкам. Их потомки стали с того времени охраной пределов страны (Дербентского оборонительного комплекса). Он одарил каждого из предводителей в день его назначения на охрану определенной ему пограничной области халатом, разрисованным различного рода рисунками. Предводитель носил титул по названию того рисунка, что на халате. Так появились имена: баграншах – «шах кабанов», ширваншах – «шах львов», филаншах – «шах слонов» и т.д.

Архаика языков

Локализация этих владений в настоящее время не вызывает особых разногласий, за исключением Филана, по поводу местоположения которого у исследователей нет единого мнения. По различным представлениям Филан – это общество в Андии; это Кельское общество в составе Гидатль и Анкратль в бассейне Аварское Койсу; эта часть распавшегося Лакза; это с.Фий, расположенное в бассейне реки Гюльгеричай; это с. Фильфиля в Северном Азербайджане; это владение Газикумухское; это федерация союза сельских обществ, известных в последствии под названием Акуша-Дарго, в составе современных Акушинского и Левашинского районов.

Топографическая карта Агула

Принято считать, что столь широкий разброс мнений объясняется противоречивостью сообщений средневековых авторов, (аль-Масуди, Якута, аль-Якуби, аль-Белазури, Хордадбеха, аль-Куфи, аль-Гарнати и др.) на которые в своих изысканиях опираются исследователи. На самом деле это не так, поскольку сведения всех их, в определенной степени подтверждают друг друга и противоречат лишь сообщению аль-Масуди. Данный автор единственный кто указывает Серир как местоположения Филана. Все остальные хроникеры как один локализуют его в соседстве с Лакзом и Табасараном.

По аль-Масуди «Филаншах – имя всех царей Серира и поэтому вилаят Серира называется Филан. Говорят, что область Серира находится в нем», и «…царь Серира зовется филаншах и исповедует христианство». Именно эти строки Масуди являются опорным моментом для тех, кто желает видеть это владение в Северном Дагестане. И, как правило, подобного мнения по понятным причинам придерживаются лишь одни авароязычные авторы. Но, доверяясь приведенным записям аль-Масуди, последние упускают из виду то, что историческая достоверность сведений этого автора о Дагестане минимальна, ибо, известно, что собирал он их по слухам, расспрашивая случайных лиц побывавших здесь или слышавших что-либо о нем. Обратите внимание на слово «говорят» в тексте его сообщения. О сомнительном характере информации аль-Масуди свидетельствует и следующий момент. Так, если большинство историков говорят о незначительности Филана, он же, фразой «Говорят, что область Серира находится в нем (Филане)» утверждает абсолютно противоположное.

Наиболее конкретные сведения, дающие возможность точно определить местоположение Филана содержатся в местной исторической хронике «Дербент-наме», принадлежащее перу небезызвестного Мухамеда Аваби Акташи (сегодня известно 40 его списков).

Селение Тпиг

По интересующей нас части вопроса в Петербургском списке этого сочинения говориться, что «На Кумукской (лакской) горе в одной области верхняя часть Табасарана прилегала к лезгинам. Людей ее привели из Гиляна (Килан), а правителя их называли Кылан-шах. Другая область Маскат….» и т.д.

В арабском же списке сочинения географические ориентиры Филана конкретизируются еще больше — «Эта область Кумука. Затем идет климат Йук (Филан здесь указан под местным названием), а хакима его назвали филаншах. После этого (другой) климат, махала Рича С.К.Т., а их хаким Б.тун–шах…».

Табасаранское название агулов

Как видно из выдержек, «Дербент-наме» представляет читателю недвусмысленную информацию о местоположении Филана, который, как указывают и другие источники, расположен между лезгинами с юга, табасаранцами – с востока и лакцами – с севера. Для особо сомнительных потомков в источнике указан еще один общеизвестный ориентир – Рича. Но, если это так, то может ли область с такими координатами соответствовать какой-либо иной части Дагестана? Безусловно, нет. Когда говорят о Филане, то речь, несомненно, идет об Агуле. Если кто еще сомневается в этом, можно советовать ему проецировать существующие данные на карту.

Вывод о том, что Филан — это Агул, наряду с историческими данными, подтверждается и лингвистическими изысканиями. В этом плане особенность вопроса заключается в том, что в сообщениях это владение указано под несколькими синонимичными названиями – Филан, Килан, Руклан, Зуклан и Йук. Входит в данную номенклатурную обойму и, восстанавливаемое нами на основе существующих терминов, название *Рукь. Объяснение этому явление следующее. Как следует из источников Филан — это внешнее или литературное название области, данное ей иранцами. А Килан, является фонетическим вариантом его. Арабские графемы кь- и ф- в начальной позиции различаются лишь количеством точек над ними, поэтому их легко путали переписчики.

Йукь – это автоним, т.е. собственное или внутреннее название области. Возникло в результате фонетических превращений из

*Рукь – первоначальное (фонетически не измененное) название Агула. Этимологически восходит к названию «железного замка» и далее – металла вообще и меди в частности. В семантическом плане мотивацией идентификации данной области с «металлом – замком», возможно, послужило то обстоятельство, что здесь пересекались две торговые пути: первый — ведущий с юга на север через ущелье Магъу-дере; второй, именуемый в народе до сих пор «дорогой гостей» — идущий с запада на восток.

Отголоски названия *Рукь сохраняются в терминах рукьушнар – табасаранском названии агулов и топониме Кьушан-дере (одно из четырех ущелий, в которых проживают агулы) из Йукьушан й и усечение последнего звука в агульском языке хорошо известные явления.

Селения РичIа

Происхождение названий

Руклан с его фонетическим вариантом Зуклан — этимологически образованы в результате типичного уподобления внутреннего названия своему внешнему эквиваленту. Механизм уподобления с точки зрения языковых процессов заключается в том, что часть внешнего названия Фи-лан здесь привязано к внутреннему названию *Рукь. Правда в литературе, ссылаясь на одно из списков сочинения аль-Гарнати, где вместо закланского написано «куркиланский язык» (лисан ал-куркилан) предлагается сопоставить этот термин с современным урахинским диалектом (х1урк1ила х1уреба) даргинского языка. Однако крупный методологический просчет предыдущих исследователей заключается в том, что они пытаются особенности языка средневековых источников объяснить терминами, родившимися столетиями позже. Выражение «хуркилинский язык» для обозначения даргинского языка за неимением другого впервые был использован бароном Карлом Усларом в 19 веке. Поэтому и сам подобный метод с научной точки зрения должен быть признан не корректным.

Что касается предметного решения вопроса, то он кроется в существующих между этими тремя терминами – Руклан, Зуклан и Куркилан, орфографических соотношениях, проще говоря, в особенностях их написания. Так, в первом случае замена р- на з- в названии Руклан (в арабской транскрипции в начальной позиции р- и з- также различаются наличием или отсутствием точки над ними, поэтому переписчики и их легко путали) дает Зуклан. Во втором случае то же слово Руклан просто написано в перевернутом (метатезированном), виде что дало Куркилан.

Таким образом, из сказанного следует, что попытки отождествлять «рукланский язык» источников с даргинским языком также не имеет под собой реальной почвы.

Завершая тему, необходимо сказать несколько слов и о происхождении современного названия Агул. В источниках (русскоязычных) он отмечается с 19 века. Однако данные этимологического анализа свидетельствует Поэтому, вероятность того, что во времена Серира он из тюркских языков мог быть заимствованным каким-либо из дагестанских языков, слишком мала (см. комментарий).

Дагестанская историческая литература, к сожалению, представлена широким набором необоснованных гипотез. Это положение не создает ей завидную репутацию. Думаем, что отказ от одной из них пойдет науке и обществу на пользу.

Гаджи Алхасов, представитель ФЛНКА в Агульском районе

Региональное представительство ФЛНКА

Советуем Вам зарегистрироваться, чтобы быть полноправным юзером нашего сайта.

Язык

Кавказская Албания (выделена зелёным цветом) в начале нашей эры. Из «Атласа классической и античной географии» Сэмюэля Батлера, XIX век

Несмотря на малочисленность носителей языка, в нём выделяется несколько наречий, что связано как с географической изоляцией отдельных групп агулов, так и с традициями эндогамии.

Лекия в XI — XII веках.

В конце XIX века агульский язык изучал Р. Эркерт (публикация 1895 года на немецком языке), в начале XX века — А. Дирр (публикация 1907 года на русском языке). Оба они в Агуле не были. Эркерт пользовался материалами, собранными другими исследователями, а Дирр опрашивал двух информаторов (находясь в Темир-Хан-Шура). Оба они выделяли в агульском языке два диалекта: собственно агульский и кошанский.

В 1933—1934 годах в составе Дагестанской лингвистической экспедиции АН СССР агульский язык изучал на месте в Агуле Р. М. Шаумян. Он обследовал аулы и выделил четыре диалекта агульского языка:

  • собственно агульский,
  • керенский,
  • кошанский,
  • гекхунский (буркиханский).

Шаумян обратил внимание на то, что расселение агулов по ущельям не всегда совпадает с их племенным (языковым) делением. Он приводит такой состав указанных диалектов по говорам:

  1. к собственно агульскому диалекту относятся говоры следующих аулов: Кураг, Дулдуг, Тпиг, Цирхе, Миси, Хутхул, Гоа, Дуруштул, Яркуг;
  2. керенский диалект: Рича, Бедюк, Курдал, Усуг, Хвередж, Укуз и отчасти Хпюк;
  3. кошанский диалект: Буршаг, Арсуг, Худиг, сюда же примыкает говор аула Фите;
  4. гекхунский диалект стоит особняком, его особенности ограничиваются говором одного аула Гекхун.

Говоры аулов Хпюк и Фите, по определению Шаумяна, являются промежуточными, приближающимися к тому или другому диалекту. Приблизительно такого же типа и говор аула Цирхе, который по своей лексике очень близок к кошанскому диалекту, но по основным морфологическим признакам входит в состав собственно агульского диалекта»

В 1990 году была создана агульская письменность, с 1992 года агульский язык изучается в школе. На русском и агульском языках выходит районная газета «Вести Агула».

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Всероссийская перепись населения 2010 года. Дата обращения 29 июля 2012. Архивировано 6 августа 2012 года.
  2. Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  3. 1 2 3 4 5 6 Этносостав населения Дагестана. 2002
  4. Всеукраинская перепись населения 2001 года. Распределение населения по национальности и родному языку. Государственный комитет статистики Украины. Архивировано 17 февраля 2012 года.
  5. Демоскоп Weekly — Приложение. Справочник статистических показателей
  6. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009 г. Архивировано 1 мая 2012 года. (Национальный состав населения Архивировано 11 мая 2011 года.)
  7. Кавказская Албания: реквием по мечте
  8. Республиканская газета «Вести Агула» на агульском языке. Вести Агула. Дата обращения 25 января 2014. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  9. М. М. Ихилов. Народы лезгинской группы (1967). Архивировано 2 апреля 2015 года.
  10. Магомедов Р. М. Происхождение названия Лезгинстан, «Ученые записки ИИЯЛ», т. IX, Махачкала, 1961, стр. 56.
  11. Шаумян Р. М. Грамматический очерк агульского языка. — Ленинград: Изд-во АН СССР, 1941.
  12. Агульский язык. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Компания «Кирилл и Мефодий». Архивировано 8 марта 2016 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *