Армяне в христианстве

Христианство

Если верить легенде, то христианство начало распространяться на территории Армении еще в I веке н. э. посредством проповедей апостолов Варфоломея и Фаддея, которые и считаются основоположниками Армянской апостольской церкви, насчитывающей наибольшее количество прихожан. В 301 году христианству был присвоен статус государственной религии, благодаря чему Армения стала первой в мире христианской страной.

Согласно данным переписи населения 2011 года почти 95 % армян считают себя христианами. Большинство (92,6%) являются прихожанами Армянской апостольской церкви, остальные:

  • евангелисты – 1 %;
  • католики – 0,5 %;
  • свидетели Иеговы – 0,3 %;
  • православные – 0,25 %;
  • молокане – 0,1%;
  • приверженцы других течений христианства – 0,26%.

Немаловажным фактом является и то, что представители национальных меньшинств (греки, украинцы, русские, грузины), проживающие в Армении, в большинстве своем также являются прихожанами Армянской апостольской церкви.

Говоря о том, какой веры армяне, нельзя назвать страну полностью христианской, так как в государстве на законодательном уровне поддерживается свобода вероисповедания. Однако Армянская апостольская церковь пользуется некоторыми привилегиями, которых лишены другие ответвления христианства и остальные религии, исповедуемые на территории Армении.

Другие религии, исповедуемые гражданами Армении

Езидизм. Несмотря на повсеместное распространение христианства, нельзя однозначно ответить на вопрос о том, какой веры армяне. Так, на территории Армении проживает около 35 000 этнических езидов, 69% которых исповедуют езидизм – вероучение, в основе которого лежит зороастризм. Зороастризм же – одна из древнейших религий, сведения о которых дошли до наших дней. Согласно убеждениям последователей зороастризма, бог Ахурамазда явил откровение своему пророку – Спитаме Заратустре. Учение Заратустры основано на свободе нравственного выбора, то есть человек сам приходит к выбору в пользу верных решений, благих дел. Изучая основы зороастризма, можно заметить, как монотеистические черты (Ахурамазда – единый бог-творец), так и дуалистические (две противоположности, на которых построен этический аспект учения: Аша – истина, созидание, добро, гармония; Друдж – ложь, разрушение, зло, деградация). При этом зороастризм – не догматическая религия, ведь ее основа – это свобода и рационализм. Помимо зороастризма, езидизм также содержит в себе элементы, почерпнутые из ислама, христианства и иудаизма.

Ислам. Мусульман в Армении довольно немного, около тысячи из них проживает в Ереване, где действует мечеть. В основном это этнические персы, курды и азербайджанцы.

Иудаизм. Иудейская община в Армении также невелика: всего около трех тысяч человек, в большинстве своем поживающих в столице.

Язычество. К язычникам в Армении себя относят около 5 500 человек. В основном это езиды (около 1/10 всех езидов) и курды (1/2 всех курдов). Лишь менее тысячи этнических армян причисляют себя к язычникам.

Воссоздание некоторых традиций, присущих армянам дохристианского периода, началось еще в начале XX века и ознаменовалось выходом в свет труда Гарегина Нжде, известного политика и философа, под названием «Цехакрон», что переводится как «национальная религия». Зародилось новое неоязыческое течение – этанизм, которое получило официальный статус после падения СССР. Сейчас приверженцами этой религии себя считают даже некоторые представители правящей верхушки.

Приверженцы этанизма называют себя «этанос» и считают своей задачей возрождение политеистических традиций, мифологии и верований, которые имели статус государственной религии до принятия христианства в 301 году. Однако называть этанизм религией не совсем верно, так как он являет собой совокупность всех неоязыческих идей, распространенных на территории Армении. Однако все неоязыческие направления имеют в своей основе общее происхождение и схожие идеи.

Подводя итоги, можно сказать следующее: несмотря на то, в каком году армяне приняли христианство, оно было довольно распространено в стране еще до того, как получило официальный статус. Однако, учитывая то, что на территории государства проживает множество представителей других вероучений, сегодняшнюю Армению нельзя назвать абсолютно христианской страной.

Ответ от Пастор Александр Лапоченко
На протяжении всей истории Христианства, возникали различные ереси и отдельные Церкви. Действительно, первым государством принявшим христианство, была Армения, и этим Армянская Церковь очень гордится!
Во время четвертого Вселенского Собора 5 век, в Церкви были споры о «природах Христа». Иисус — человек и Бог одновременно, но как и в какой степени эти природы соединяются в одной личности? Этот вопрос вызвал ожесточенные споры во всей Вселенской Церкви. В конце концов на 4 Вселенском Соборе в г. Халкидон вынесли решение: » Иисус 100% человек и 100% Бог, и эти две природы соединены неслитно, нераздельно, неразлучно». Однако было очень много иерархов, которые не были согласны с подобным мнением Собора.
Они утверждали, что Иисус действительно при рождении имел две природы, но затем Божественная природа поглотила человеческую. Это учение называется «Монофизитство», и подчеркивает то, что Иисус это Сын Божий, а соответственно — Бог пришедший на землю. Сторонники «Халкидонского определения» подчеркивают, что если Иисус не имел человеческой природы, значит Он не имеет отношения к нам — людям, и соответственно Его жертва на кресте к нам не относится по «природе». А это может привести к отрицанию нашего спасения во Христе. Этот спор не утих до сих пор.
Армянские представители покинули собор, придерживаясь стороны монофизитов, и тем самым стали отдельной, от Вселенской Церкви ветвью. Однако это не означает, что Армяне не являются христианами.
Точно также как в последствии Вселенская Церковь разделилась на Католиков и Православных, а затем на Западе появились Протестанты и т. д.
Бл. Августин писал что «истинная Церковь там, где возвещается Евангелие и совершаются таинства, согласно заповедям Иисуса Христа». Церковь разделяют люди, а не Христос!

markgrigorian

Я не Бог весть какой богослов.
Вернее, я совсем никакой богослов. Но каждый раз, когда я читаю в блогосфере об основах армянской церкви, во мне начинает говорить составитель, редактор и немного автор книги «Прикладное религиоведение для журналистов».
А сейчас, в связи с праздником Рождества, я решил разобрать несколько наиболее часто встречающихся вопросов, связанных с армянской апостольской церковью — ААЦ.
Это:
— является ли армянская церковь «григорианской»?
— приняли ли армяне христианство в 301 году?
— является ли ААЦ православной?
— являются ли все армяне паствой ААЦ?
Армянская церковь не является григорианской
Название «григорианская» было придумало в России в XIX веке, когда часть Армении была присоединена к Российской империи. Оно означает, что армянская церковь ведет свое начало от Григория Просветителя, а не от апостолов.
Зачем было это делать?
А затем, что когда церковь ведет начало непосредственно от апостолов, это значит, что ее истоки восходят прямо к Христу. РПЦ же назвать себя апостольской может с большой натяжкой, потому что известно, что на Русь православие пришло из Византии, причем относительно поздно – в X веке.
Правда, тут «на помощь» РПЦ приходит понятие кафоличности церкви, то есть ее пространственной, временной и качественной универсальности, которой части обладают в той же мере, что и целое, то есть, РПЦ, будучи одной из православных церквей, тоже как бы восходит прямо к Христу, но не будем особенно углубляться в теологию – это я справедливости ради отметил.
Таким образом, сделав армянскую церковь «григорианской», Российская империя (где церковь не была отделена от государства, а следовательно, РПЦ должна была обладать всеми преимуществами), как бы лишала ее оснований возводить себя прямо к Христу. Вместо Христа и его учеников-апостолов получался Григорий Просветитель. Дешево и сердито.
Тем не менее, армянская церковь все это время называла себя Апостольской (ААЦ), так же называли и называют ее и во всем мире – за исключением Российской империи, затем Советского Союза, ну, а сейчас и России.
Кстати, с этим связано еще одно заблуждение, ставшее очень популярным в последние годы.
Армяне не приняли христианства в 301 году
Учение о Сыне Божьем начало распространяться в Армении в первом веке, естественно, нашей эры. Называют даже 34 год, но я встречал статьи, где говорилось, что это, видимо, было лет на 12-15 позже.
А было так. Когда Христа распяли, после чего он умер, воскрес и вознесся, его ученики-апостолы отправились в разные края распространять его учение. Мы знаем, что, например, Петр в своих путешествиях добрался до Рима, где и умер, а над его могилой построили знаменитый ватиканский храм св. Петра.
А Фаддей и Варфоломей – двое из 12 первых апостолов – пошли на северо-восток, в Сирию, откуда вскорости добрались до Армении, где с успехом распространяли учение Христа. Вот от них – от апостолов – и берет начало армянская церковь. Потому-то она и называется «апостольская».
Оба они закончили свою жизнь в Армении. Фаддей был замучен: его распяли и пронзили стрелами. И было это на том самом месте, где сейчас стоит монастырь св. Фаддея, или, по-армянски, сурб Тадеи ванк. Это на нынешней территории Ирана. Монастырь этот чтят в Иране и каждый год туда стекаются тысячи паломников. Мощи св. Фаддея хранятся в Эчмиадзине.
Был замучен и Варфоломей. Он принес в Армению рукотворный лик Богородицы и построил посвященную ей церковь. В 68 году, когда начались гонения на христиан, его казнили. Вместе с ним, по преданию, казнили две тысячи христиан. Мощи св. Варфоломея хранятся в Баку, так как местом казни был город Албан или Албанополь, который идентифицируется как современный Баку.
Так что начало распространяться христианство в Армении в первом веке. А в 301 году царь Трдат провозгласил христианство, которое уже около 250 лет распространялось по Армении, официальной религией.
Поэтому правильно говорить, что армяне приняли христианство в середине первого века, а в 301 году христианство было принято в Армении как государственная религия.
Является ли ААЦ православной?
И да, и нет. Если говорить о теологических основах учения, то она именно православная. Иными словами, христология ААЦ, как утверждают нынешние богословы, идентична православию.
Да, потому что глава ААЦ – католикос Гарегин II – сам заявил недавно, что ААЦ является православной. А слова католикоса – очень важный аргумент.
Нет – потому что согласно православной доктрине, признаются постановления семи Вселенских соборов, прошедших с 49 по 787 годы. Как видите, речь идет о весьма давней истории. ААЦ признает лишь первые три.
Нет – потому что православие является единой организационной структурой со своими автокефалиями, то есть отдельными, самостоятельными церквями. Признано 14 автокефальных церквей, есть и несколько не признаваемых всеми, так называемых автономных церквей.
Почему так важны семь Вселенских соборов? Потому что на каждом принимались решения, имевшие важное значение для христианского учения. Например, на первом соборе приняли постулат о необязательности соблюдения некоторых иудейских обрядов, на втором приняли символ веры («кредо»), на третьем и пятом осудили несторианство, на седьмом осудили иконоборчество и разделили почитание Бога и поклонение иконам, и так далее.
Армянская церковь приняла постановления первых трех соборов. Четвертый вселенский собор, который называют Халкидонским, состоялся в 451 году. Если вы знакомы с историей Армении, то сразу вспомните, что этот год известен знаменитой Аварайрской битвой, где армянские войска под предводительством Вардана Мамиконяна сражались против сасанидской Персии за религиозную и государственную независимость.
А так как духовенство играло важнейшую роль во время восстания, закончившегося Аварайрской битвой, а также и после него, то у церковников не было времени и желания отправлять делегацию на Вселенский собор.
И вот тут-то и оказалась проблема, потому что Собор принял важнейшее решение о сущности Христа. А вопрос был в том, Христос – бог, или человек? Если он родился от Бога, то, наверно, он и сам тоже бог. Но он родился от земной женщины, следовательно, должен быть человеком.
Один теолог – Несторий из города Кесария (Сирия) – утверждал, что Христос – и Бог, и человек. Эти две сущности уживаются в одном теле благодаря тому, что он существует в двух ипостасях, которые находятся в союзе и вместе создают «лицо единения».
А другой – Евтихий из Константинополя – считал, что Христос – Бог. И точка. Человеческой сущности в нем нет.
Халкидонский собор нашел некую среднюю линию, осудив и «правоуклонистскую» линию Нестора, и «левооппортунистическую» – Евтихия.
Решения этого собора не приняли шесть церквей: Армянская апостольская, Коптская православная, Эфиопская православная, Эритрейская православная, Сирийская православная и Маланкарская православная (в Индии). Их стали называть «древние восточные христианские церкви», или «древние православные церкви».
Так что и по этому параметру ААЦ является православной церковью.
Все армяне по определению являются паствой ААЦ, так же как и все евреи являются иудеями.
Это тоже заблуждение. Конечно, ААЦ – самая крупная и влиятельная церковь с двумя католикосатами в Эчмиадзине и ливанском Антелиасе. Но она не единственная.
Существует армянская католическая церковь. Фактически, это униатская церковь, то есть, церковь, объединяющая элементы католичества и ААЦ, в частности, армянский обряд богослужения.
Самая известная конгрегация армян-католиков – Мхитарийская со знаменитым монастырем на острове св. Лазаря в Венеции. Церкви и монастыри армян-католиков существуют по всей Европе, в том числе, в Риме и Вене (ах, какой ликер готовят венские мхитаристы…).
В 1850 году папа Пий IX учредил Артвинскую епархию для армян-католиков. В начале ХХ века епархия распалась, оставив паству на попечение епископа, пребывавшего в Тирасполе. Да-да, молдавские и румынские армяне, так же как и украинские, тоже было католиками.
Ватикан даже учредил в Гюмри ординариат для армян-католиков. На севере Армении католиков называют «франг».
Есть и армяне-протестанты.
Евангелическая армянская церковь была создана в Константинополе в середине XIX века и имеет сейчас приходы в самых разных странах, объединяющиеся в три евангелических союза – Ближнего Востока с центром в Бейруте, Франции (Париж) и Северной Америки (Нью-Джерси). Есть также множество церквей в Латинской Америке, Брюсселе, Сиднее и так далее.
Говорят, армян-протестантов называют «ынглыз», но я сам такого не слышал.
Наконец, есть армяне-мусульмане. В Стамбуле под патронажем фонда Гранта Динка недавно прошла крупная научная конференция, посвященная армянам, принявшим мусульманство.

Tags: религия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *