Бережное отношение к граниту

Каменный уголь

Тема: Каменный уголь.

Цели:

Познакомить детей со свойствами каменного угля, профессиями людей, добывающих полезные ископаемые.

Развивать логическое мышление, речь, внимание.

Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно, использовать богатства нашей планеты.

Оборудование образцы полезных ископаемых, кроссворд «Нефть», физическая карта РК предметы для опыта.

Методы: словесно – наглядный, самостоятельно – познавательной деятельности.

Ход урока:

І Этап. Организация урока: определение темы и цели урока.

— Ребята!

Прозвенел для нас звонок.

Начинается урок!

Сегодня мы продолжим изучать тему «Горючие полезные ископаемые» и много узнаем о горючем полезном ископаемом. О каком? Вы узнаете разгадав название по буквам русского алфавита:

RYКHJKHАDGМGFЕOНSWНLPНNVЫZSЙ УRQГYUОRJЛSDЬL

— Да, правильно! Тема нашего урока «Каменный уголь»! (учитель озвучивает цель урока)

ІІ Этап.Целевая установка.

Да, мы сегодня продолжим разговор о полезных ископаемых.

— С чем ассоциируется понятие «Полезные ископаемые»?

Газ

Золото

Нефть

Полезные ископаемые

Металлы

Известняк

Соли

— Что такое полезные ископаемые?

— На какие виды делятся полезные ископаемые?

ІІІЭтап. Проверки домашнего задания

Расскажи, что ты знаешь о нефти и газе.

Отгадай кроссворд. (Слайд №4). (проверка: бензин, удобрение, парафин, пластмасса, ткань).

Маленькое путешествие из бензоколонки до …морского дна недра земли, где лежат залежи нефти и газа.

Физ минутка.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, скорей дружок.

IV Этап – новая тема:

Как вы думаете? Как появился каменный уголь, что входит в состав, как добывают, что из него получают, где применяют?

V Этап – самоподготовка (по материалу учебника «Познание мира»)

1 группа – как появляется каменный уголь;

2 группа – как добывают;

3 группа – что из него получают;

4 группа – где применяют;

5 группа – польза и вред;

6 группа – люди, каких профессий добывают каменный уголь

7 группа – где в Казахстане есть месторождения каменного угля.

VI Этап- объяснения

(выходят к доске дети от каждой группы и рассказывают новый материал)

VII Этап – постановка для выявления свойств каменного угля.

VIII Этап обобщения.

Мы говорим о каменном угле.

— Какие свойства присущи каменному углю?

(хрупкий, черного цвета)

— Как называют людей, которые открывают и находят их?

— Люди, каких профессий участвуют в разработке и добыче их?

— Почему нужно экономить запасы угля?

— Распределите в группу «Возобновляемые ресурсы» и «Невозобновляемые ресурсы» следующие данные: нефть, уголь, солнечный свет, уголь, вода, природный газ, ветер, морские волны.

ГКОУ «Максатихинская школа-интернат»
Конспект урока
по биологии
6 класс.
Тема: Каменный уголь.
Подготовил:
учитель биологии первой категории
Овчинникова Татьяна Михайловна.
п.Володарка 2016 г
Тема: «Каменный уголь».
Цели: — продолжить формирование знаний о полезных ископаемых, практическим путём определить свойства каменного угля;
— развитие внимания, памяти, тактильного восприятия;

— воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения:
Методы обучения: объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, наглядный.
Педагогические технологии: коммуникативная, здоровьесберегающая.
Ход урока.
I Организационный момент.
Сообщение учащимся, работа в парах (слабый + сильный ученик).
— Я предлагаю вам работать в парах и помогать друг другу. И я уверена у вас всё получится.
Эмоциональный настрой.
Коррекционное упражнение .
Сосредоточение внимания, работа с цветом и формой.
— Закройте глаза, откройте (у меня в руках фигуры разного цвета),закройте глаза (меняю у некоторых фигур цвет и у одной фигуры форму), откройте глаза. Ответы учащихся.
-Ребята что мы с вами изучали на последних уроках? ( полезные ископаемые).
— Какие? ( используемые в строительстве и горючие полезные ископаемые).
— Я предлагаю освежить память и составить схему. Нужно подойти к доске и выбрать горючие полезные ископаемые из предложенных карточек (к доске вызываю учеников, у которых возникали трудности при изучении этих полезных ископаемых).
-Молодцы!
II Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам. Индивидуально. Смотри приложение №1.
_ Сегодня мы с вами изучим ещё одно горючие ископаемое.
— А какое составьте сами из букв, которые перед вами. (Работа в парах, кто затрудняется подсказка с обратной стороны в виде цифр).
-Молодцы!
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ (вывешиваю на доску).
III ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
— И сейчас мы приступим к его изучению. Перед вами всё что необходимо, представьте, что вы учёные которые изучают полезные ископаемые – геологи и внимательно слушайте меня и выполняйте задания.
1 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Выполнение практической работы по карточкам.
( Учащиеся работают в парах. Всё необходимое приготовлено на партах. Ученики читают вопросы, и проводится обсуждение. Карточки смотри приложение № 2.)
-Каменный уголь имеет чёрный или чёрно-бурый цвет. Он твёрдый, и его нельзя разломить руками. При ударе молотком кусок каменного угля разбивается на части. Каменный уголь образовался из древних растений.
Каменный уголь плотный. В отличие от торфа он тонет в воде и из него не выходит воздух. Каменный уголь горит хорошо, долго и ярко. При его горении выделяется больше тепла, чем при горении торфа. Загорается он медленно, поэтому его разжигают сухими дровами. Каменный уголь залегает в земле большими пластами. Во многих местах на большой глубине в земле встречаются пласты толщиной 20 – 30 метров, а в некоторых местах они достигают 100 метров толщины. Пласты каменного угля отделены друг от друга слоями песка, глины, камней.
Пласты каменного угля находятся не только на большой глубине. В некоторых местах они выходят на поверхность земли.
(На доске плакат, вернуться к вопросам карточки, повтор) Ответы учащихся.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
2.ВИДЫ КАМЕННОГО УГЛЯ.
-В природе встречается три вида каменного угля: антрацит, обыкновенный каменный уголь и бурый уголь (названия вывешиваются на доску).

-Из них самый лучший каменный уголь – антрацит. Он чёрного цвета, блестящий, почти не пачкает рук. При горении антрацит выделяет много тепла.
-Обыкновенный каменный уголь тоже чёрного цвета. В отличие от антрацита он меньше блестит и больше пачкает руки, хуже горит и выделяет меньше тепла.
— Бурый каменный уголь имеет тёмно-бурый цвет. Он не блестит. Горит бурый уголь хуже антрацита и обыкновенного каменного угля и выделяет меньше тепла.
Вопросы для закрепления:
-Какие виды каменного угля встречаются в природе ?
— Какой из видов каменного угля относят к самым лучшим? Почему ?
-Молодцы!
Работа в тетрадях. Записать в тетради схему » Виды каменного угля».
3 ДОБЫЧА КАМЕННОГО УГЛЯ.
— Каменный уголь добывают во многих местах земного шара. Добычу угля из пластов, которые выходят на поверхность земли, проводят открытым способом. Вначале с пластов удаляют песок, глину и растения, которые их покрывают. Потом уголь взрывают , загребают ковшами экскаваторов и грузят в вагоны.(Обращаю внимание учащихся на 86 рисунок на странице 134 .)
— Для добычи угля из глубины земли делают шахты. Шахты – это глубокие колодцы, которые доходят до пластов каменного угля. (Работа с плакатом).
— В шахтах на тросах движутся специальные кабины. В них шахтёры спускаются под землю добывать уголь и поднимаются на поверхность после работы. От ствола шахты во все стороны тянутся длинные подземные коридоры. В конце их при помощи специальных машин шахтёры вырубают каменный уголь.
( Просмотр видео по теме).
— Уголь грузят в небольшие открытые вагоны – вагонетки и по рельсам подвозят к стволу шахты. Отсюда его поднимают на поверхность. + Словарная работа.
— При помощи современных врубовых машин и комбайнов за 6 часов работы шахтёр добывает до одной тысячи тонн угля – целый железнодорожный состав.
— Добытый уголь на поверхности земли погружают в специальные железнодорожные вагоны и развозят его к местам назначения.
Вопрос для повторения: — Как добывают каменный уголь, пласты которого находятся глубоко в земле?
— Горючие полезные ископаемые являются – НЕВОЗОБНОВЛЯЕМЫМИ природными ресурсами.
Как вы понимаете слово «невозобновляемые»? (Невосполнимые, не появляются, исчезают и т.д.)
— Горючие полезные ископаемые накапливались в недрах нашей земли миллионы лет. А теперь мы имеем возможность пользоваться ими. Если они невозобновляемые, то, как мы должны их расходовать (Рационально, бережно и т.д.)
— Так как они относятся к горючим полезным ископаемым, то, как их надо использовать? (Аккуратно, осторожно).
4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕННОГО УГЛЯ.
Работа с книгой.
— Сейчас мы с вами прочитаем, как же используют люди каменный уголь. ( Чтение текста из учебника страница 137).
Вопрос для повторения:
— Где используется каменный уголь? (Ответы учащихся).
IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
— Работа парами по карточкам.
Смотри приложение 3.
— Обсуждение правильных ответов.
V ИТОГ.
— На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о горючих полезных ископаемых .К сожалению, полезные ископаемые- это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
— Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!
— Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас.
Домашнее задание .
«Каменный уголь»
Оценки за урок.
— Спасибо за урок.
Приложение №1.
Ответьте на вопросы.
1. Какого цвета торф?
2. Из чего состоит торф?
3. Сухой торф горит?
4. При горении торф выделяет тепла больше чем дрова?
Приложение № 2.
1. Название полезного ископаемого?
2. Рассмотрите кусочек каменного угля. Какого он цвета?
3. Попробуйте разломить его пополам. Удаётся ли это сделать? Почему?
4.Опустите кусочек каменного угля в стакан с водой. Опуститься ли он на дно или будет плавать?
5. Выходят ли из кусочка угля пузырьки воздуха?
Приложение № 3.
1. Отгадайте загадку:
Черный, блестящий,
Помощник настоящий,
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить сталь.
2. Заполните схему:
Виды каменного угля
3. Рассмотрите рисунок. Каким способом ведется добыча угля? Выберите и подчеркните правильный ответ.
1. Шахтная добыча угля.
2. Открытая добыча угля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *