Биологические природные явления

Урок по природоведению «Явления природы. Физические явления и их разнообразие» (5 класс)

Природоведение 5 класс

Урок

Тема. Явления природы. Физические явления и их разнообразие.

Миллионы людей видели, как падают яблоки,

но только Ньютон спросил почему.

Бернард Барух

Цели: начать формировать у пятиклассников представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках ее изучающих. Познакомить с понятием физического эксперимента.

Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений.

Развивающие: развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе наблюдения и выполнения эксперимента.

Воспитывающие: воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока:

*Дать понятие о предметах естественнонаучного цикла.

*Пробудить у детей интерес к изучению естественных наук.

*Пояснить связь наук между собой.

*Развивать любознательность

*познакомить с методами исследования физических явлений

Оборудование: компьютер, мультимедийный диапроектор, презентация, оборудование для исследовательской работы (мел, лед, бумага, шарик, эбонитовая палочка, фонарик, металлические опилки , пробирки, пестик, ступка, нагреватель, магнит).

Базовые понятия: явления, физические явления.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи:

география — явления географической оболочки;

химия – химические явления;

физика – физические явления.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний.

-Что изучает природоведение?

-Что называют физическими телами?

-Приходилось ли вам наблюдать изменения тел в природе?

Приведите примеры.

III. Мотивация.

Какие науки изучают природу нашей планеты? (физика, география, химия)

Нас окружает бесконечно многообразный мир веществ и явлений.

С позиции этих наук мы попытаемся рассмотреть, какие изменения происходят в окружающем мире непрерывно.

В природе наблюдаются разнообразные явления. Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что , на ваш взгляд означает данное слово?

Слайды (биологические явления), рис на ст. 54 учебника

Прочитать, что такое «Явление» в учебнике.

А сейчас внимательно прослушайте стихотворение А.А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка.»

Мама! глянь-ка из окошка-

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело.

Посветлело, побелело-

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней-

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Назовите явления, описанные в стихотворении. Что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Записываем тему урока в тетрадях и на доске.

Итак мы сегодня познакомимся с классификацией явлений, происходящих в природе и жизни человека, с разнообразием физических явлений.

IV. Изучение нового материала .

Рассказ учителя с элементами беседы и составление схемы.

Человек живет в мире непрерывных изменений физических тел и образующих их веществ. Какие изменения происходят с нами здесь и сейчас?

Ученики отмечают, что учитель говорит, произносит звуки. что можно включить и выключить свет; что кто-то из детей двигает ногой, головой или что-то перемещает по парте; что паста в ручке или мел оставляют след на бумаге или доске; что можно открыть или закрыть книгу; что за окном по небу движутся облака или идет дождь. Этих изменений очень много и можно продолжить их ряд, например: охлаждение, нагревание, испарение, плавление, изменение формы или размера, движение, дыхание, сгорание, свечение лампочки или светлячка, ржавление и многое другое.

Слайды

Дети приходят к выводу, что в окружающем мире происходят различные изменения. В природе все виды явлений взаимосвязаны, все они очень сложные. Чтобы разобраться в мире явлений лучше их рассматривать отдельно (для удобства изучения).

Ученые делят все явления на: физические, химические, биологические

Слайды, рисунки на стр.54,55,56

Прочитать, что такое биологические (ст.54) физические (ст.55) и

химические (ст.56) явления.

Мы с вами более подробно познакомимся с физическими явлениями

Физические явления – явления, во время которых изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состояние тел и веществ.

Выполнение исследовательской работы в парах

Сейчас мы будем выполнять работу по определению физических явлений.

Ученики выполняют опыты по технологическим картам (Приложение 1)

Анализ результатов работы.

1) Какую группу явлений мы изучали?

2)К каким явлениям относится измельчение мела?

3)К каким явлениям относится таяние льда?

4)К каким явлениям можно отнести прыжки человека?

5)Какие явления происходят с водой в разные времена года?

6)Произошли ли изменения с веществами?

7)Каковы признаки физических явлений?

По рисунку 32 на ст.57 выясните, на какие группы разделяют физические явления. Нарисуйте схему в тетрадь

В технологической карте отметьте виды физических явлений.

Слайды.

Посмотреть рис. на ст.58.59,60,61

V. Закрепление и обобщение знаний

В народном творчестве: в прибаутках, загадках мы встречаемся с физическими явлениями.

О каких явлениях идет речь?

«В мороз лежит, в тепло — бежит, прозрачна, а не стекло, пригреешь – собрать не успеешь.»

«Куй железо пока горячо».

О каких явлениях идет речь в стихотворении?

И вот, в туманной вышине

Запели птички и восток

Озолотился; ветерок

Сырые шевельнул листы.

М.В.Лермонтов

Солнце греет, ветер веет

С поля на долину,

Над водою гнет вербою

Красную калину.

Тарас Шевченко

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как волк она завоет,

То заплачет как дитя.

А.С.Пушкин

V. Оценочно-рефлексивный этап.

Учитель обращает внимание на поставленные в начале урока задачи.

Справились ли мы с поставленными задачами?

См. учебник ст. 57, слайд

Любой исследователь должен иметь прочные знания. Вам предлагается диктант, который позволит выяснить насколько успешно и плодотворно вы провели исследование ( Приложение 2)

Определите тепловое и механическое явление.

Вариант 1—- тепловое явление

(связано с нагреванием или охлаждением тел)

Вариант2 —- механическое (связано с движением)

Выписать номера.

Взаимопроверка и выставление баллов (1 правильный ответ – 1 бал)

Оцените свою работу на уроке. Если возникли трудности, отметьте какие.

VI. Подведение итогов работы класса на уроке, особое внимание обращается на самых активных учеников, слаженность работы в паре, взаимопомощь при выполнении исследования

VII. Домашнее задание. Прочитать параграф 13,14.

Ответить на вопросы 1-3 ст.62

Провести дома эксперимент: выяснить притягиваются ли к магниту монеты 5коп., 10коп., 50коп.

Какой металл используют при изготовлении картинок-магнитов на холодильники?

Приложение 1.

Технологическая карта исследовательской работы

Опыт

Явление

Вид физического явления

Поместить в ступку

кусочек мела и тщательно

его растереть пестиком

Поместить в пробирку кусочек льда и нагреть в пламени спиртовки

Лист бумаги разорвите на мелкие кусочки

Попрыгайте на одной ноге

Запуск надувного шарика

Прилипание мелких листочков к натертой

эбонитовой палочке (или просто палочке)

Включение и выключение электрической лампочки или фонарика

Показать распределение магнитного поля при помощи металлических опилок

Потереть ладошки рук

Вопросы.

1)Что наблюдали при дроблении мела?

Признак этого явления – изменение________________________________

2)Что наблюдали при плавлении льда?

Признак этого явления — изменение________________________________

3)Что изменилось в опыте 3?

Признак этого явления____________________________________________

4)Что изменилось при прыжках на одной ноге?

Признак этого явления____________________________________________

5)Что наблюдали при проведении опыта №5?

Признак этого явления____________________________________________

6)Что наблюдали в опыте №6?

Признак этого явления_____________________________________________

7)Что наблюдали в опыте №7?

Признак этого явления___________________________________________

8)Что ощущали при трении ладошек_______________________________

Итоги: к признакам физических явлений относятся___________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Смотри ст. 55 учебника.

Приложение 2.

Диктант «Определи явления «

1.Сжатие пружины.

2.Ледоход на реке.

3.Течет река.

4.Летит самолет.

5.Кипячение молока.

6.Земля вращается вокруг своей оси.

7.Падает снег.

8.Таяние снега.

9.Замерзание воды.

10.Образование росы.

Явления природы (биологические, физические, химические)

Как известно, явления — это изменения, происходящие с телами природы. В природе на­блюдаются разнообразные явления. Светит Солн­це, образуется туман, дует ветер, бегут лошади, из семени прорастает растение — это лишь некоторые примеры. Повседневная жизнь каждого человека также наполнена явлениями, происходящими при участии рукотворных тел, например, едет автомо­биль, нагревается утюг, звучит музыка. Посмотри­те вокруг, и вы увидите и сможете привести приме­ры многих других явлений.

Учёные разделили их на группы. Различают био­логические, физические, химические явления.

Явления природы

Биологические явления. Все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организ­мами, называются биологическими явлениями. К ним относятся прорастание семян, цветение, образование плодов, листопад, зимняя спячка животных, полёт птиц (рис. 29).

Физические явления. К признакам физических явлений относятся изменение формы, размеров, ме­ста расположения тел и их агрегатного состояния (рис. 30). Когда гончар изготовляет из глины ка­кое-либо изделие, изменяется форма. При добыче каменного угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменя­ется размещение велосипедиста и велосипеда отно­сительно тел, расположенных вдоль дороги. Таяние снега, испарение и замерзание воды сопровождают­ся переходом вещества из одного агрегатного состо­яния в другое. Во время грозы гремит гром и появ­ляется молния. Это физические явления.

Рис. 29. Биологические явления; а — прорастание семян, б — полёг птицы; в — листопад

Рис. 30. Физические явления

Согласитесь, что данные примеры физических явлений очень разные. Но какими бы разнообраз­ными не были физические явления, ни в одном из них не происходит образование новых веществ.

Физические явления — явления, во время кото­рых новые вещества не образуются, но изменяются размеры, форма, размещение, агрегатное состоя­ние тел и веществ.

Химические явления. Вам хорошо известны та­кие явления, как горение свечи, образование ржав­чины на железной цепи, скисание молока и др. (рис. 31). Это примеры химических явлений. Материал с сайта //iEssay.ru

Рис. 31. Химические явления: а — ржавение металла; б — выделение углекисло­го газа при добавлении в соду уксуса; в — химический анализ воды

Химические явления — это явления, во время которых из одних веществ образуются другие.

Химические явления имеют широкое примене­ние. С их помощью люди добывают металлы, соз­дают средства личной гигиены, материалы, лекар­ства, готовят разнообразные блюда.

На этой странице материал по темам:

  • явление природы сочинение кратко
  • биологические явления
  • физические явления в природе
  • природные химические явления
  • конспект на тему химические явления в природе

Явления природы

Как вам известно, явления — это изменения, происходящие с телами природы. В природе происходят разнообразные явления. Светит Солнце, стелется туман, дует ветер, бегут лошади, из семени прорастает молодое растение — это лишь отдельные примеры. Повседневную жизнь каждого человека также полна явлений, которые происходят с участием искусственных тел, например, едет автомобиль, греется утюг, звучит музыка. Оглянувшись вокруг, вы увидите и сможете привести немало других примеров явлений.

Ученые поделили явления природы на группы. Различают биологические, физические, химические явления.

Биологические явления. Все явления, которые происходят с телами живой природы, т.е. организмами, называются биологическими явлениями. К ним относятся прорастания семян, цветения, образования плодов, ноябрь, зимняя спячка животных (рис. 29).

Физические явления. Признаком физических явлений является изменение формы, размеров, местоположения тел и их агрегатных состояний (рис. 30). Когда гончар изготавливает горшок из глины, меняется форма. При извлечении угля изменяются размеры кусков горной породы. Во время движения велосипедиста изменяются расположение велосипедиста и велосипеда по тел, находящихся вдоль дороги. Таяние снега, испарения и замерзания воды сопровождаются переходом вещества из одного агрегатного состояния в другое. Во время грозы гремит гром и появляется молния. Это физические явления.

Согласитесь, что приведенные примеры физических явлений очень разнообразны. Но какими бы ни были физические явления, в одном из них не происходит образование новых веществ.

Физические явления — явления, при которых новые вещества не образуются, а изменяются размеры, форма, расположение, агрегатное состояние тел и веществ.

Какие изменения происходят с пластилином во время лепки, с мелом — при письме на доске, с водой — во время ее кипения ?

Химические явления. Вам хорошо известны такие явления, как горение свечи, образование ржавчины на железной цепи, скисания молока и т.д. (рис. 31). Это примеры химических явлений.

К химическим явлениям относятся явления, при которых из одних веществ образуются другие.

Химические явления нашли широкое применение. С их помощью люди добывают металлы, создают средства личной гигиены, материалы, лекарства, готовят разнообразные блюда.

Станьте естествоиспытателями

Наблюдать за явлениями природы можно дома, в школе или за городом и деревней. Но научный метод наблюдения предполагает описание полученных результатов по определенному плану.

Проведите наблюдение за любым явлением природы и опишите его по плану:

1. Дата, когда явление произошло (день, год, время).

2. Место, где произошло явление.

3. Тела природы, с которыми явление происходило.

4. Изменения, произошедшие в размере, форме, цвете, месте расположения.

5. Преобразование веществ при явления.

Сделайте вывод, к какой группе относится наблюдаемое вами явление.

Подготовьте презентацию результатов наблюдения, следуя плану. Посоветуйтесь с членами вашей семьи, как ее лучше оформить.

Урок по биологии Явления природы (5 класс)

Тема урока: «Явления природы: физические и химические»ФИО

Брылева Алла Львовна

Место работы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Нижнекамск РТ

Должность

учитель высшей категории

Предмет

биология

Класс

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятиями: явления, явления природы, физические и химические явления

  • Показать разнообразие физических явлений, их различия.

  • Развивать способности: сравнивать, делать выводы, формулировать определения, рассуждать, доказывать свои суждения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора.

Познавательные УУД:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

Коммуникативные УУД:

  • Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Оборудование: презентация, химические стаканы 2 шт, пипетка, йод, крахмал, кусочек хлеба, уксусная кислота, пищевая сода, свеча, спиртовка, спички.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Проверка пройденного материала (10 минут)

Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучать тему «Строение и свойства вещества». Как сказал великий Франческо Петрарка: «Что толку в том, что ты многое знаешь, раз ты не умеешь применять знания в своей жизни» (слайд 1). Поэтому урок начнем с проверки наших знаний по теме, а в конце урока «определим» как эти знания мы сможем применить в своей жизни.

Фронтальный опрос:

— Что такое тело?

— Какой состав имеет любое тело?

— Из чего состоят вещества?

— На какие группы можно разделить вещества по составу?

— Какие вещества называют неорганическими?

— Какие вещества называют органическими?

Проверочная работа по вариантам (слайд 2-4)

Задание 1(выполняется фронтально): Изучите предложенный список тел и веществ: стакан, карандаш, древесина, вода, капля росы, воздух, кислород, соль, тетрадь, стекло. Что из перечисленного относится к телам, а что к веществам?

Задание 2 (выполняется индивидуально): Изучите предложенный список веществ: кислород, углекислый газ, вода, озон, поваренная соль, глюкоза, железо, азот. Выпишите названия I вариант — простых веществ, II вариант — сложных веществ (самопроверка по доске)

Задание 3 Изучите предложенный список веществ: вода, белок, углевод, минеральная соль, металл, жир. Выпишите названия I вариант — органических веществ, II вариант — неорганических веществ (самопроверка по доске).

Рефлексия: выявление справившихся учеников и их оценивание («5»)

  1. Изучение нового материала

  1. Прежде чем приступить к изучению новой темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Внимательно рассмотрите картинки и ответьте на следующие вопросы (слайд 5):

— как называются происходящие с веществами изменения? (явления природы)

— что происходит с веществами в этих явлениях?( одни изменяют состояние, другие состав и свойства)

— какую тему мы сегодня будем изучать на уроке? (явления природы)

— что мы хотим узнать о явлениях природы?

2. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях (слайд 6)

А сейчас внимательно прослушайте стихотворение А.А. Фета «Мама! глянь-ка из окошка» (слайд 7)
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору:
За салазки да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

Учащиеся называют явления, описанные в стихотворении.

Явления могут происходить не только с телами природы, но и с искусственными телами: горит свеча, зажигается электрическая лампочка, лопается шарик.

Вопрос учителя: Что же такое явление? (ответы учащихся)

Явление — это любое изменение, которое происходит с телом (запись определения в тетрадь).

— Какие бывают явления? (ответы учащихся)

— Явления бывают физическими, химическими (слайд 8).

— Сегодня на уроке мы рассмотрим физические и химические явления, узнаем, чем они отличаются, и научимся их определять.

4. Проанализируйте следующие картинки и ответьте на вопрос (слайд 8). Что происходит с водой, медной проволокой и воздухом в шарике?

— Вода при нагревании превратилась в пар, а при охлаждении в лед.

— Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

— Объем воздуха в шаре увеличивается при нагревании.

Выводы:

Изменилось состояние или форма вещества.

Демонстрация видеофрагмента (слайд 10).

Вопрос:

— Какие явления называются физическими? Делается запись определения в тетрадь (слайд 11).

Физическими, называются явления, при которых происходит изменение состояния или формы вещества, но не изменяется его состав.

Слайд 12.А физический процесс

Он всегда рядом,

И природу всю

Пронизал он.

Дождь и снег,

Спокойствие и ветер —

Облик свой

Не раз он изменял.

Он рождает

Плазму и заряды,

Гром, грозу,

Давленье создает.

Испаренью

Морским приливам

Много лет

Угаснуть на дает.

Учитель: какие физические явления описаны в стихотворении.

5. В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Понаблюдаем за некоторыми из них.

Демонстрация опытов:

  1. В стаканчик с крахмалом добавим немного воды, размешаем и капнем капельку йода.

Что мы наблюдаем? Происходит изменение цвета.

Вывод: произошла химическая реакция, крахмал превратился в другое вещество.

  1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды. Добавим в стакан несколько капель уксуса.

Что мы наблюдаем? Выделение газа.

Вывод: произошла химическая реакция, образовалось новое вещество — углекислый газ.

  1. Подержим над огнем кусочек сахара.

Что мы наблюдаем? Сахар почернел и появился запах.

Вывод: произошла химическая реакция, образовалось новое вещество уголь.

Вопрос:

— Какие явления называются химическими? Делается запись определения в тетрадях (слайд 13).

Химическими, называются явления (реакции) при которых происходит изменение состава вещества.Процесс химический!

Мы гимн ему поем!

Он вездесущ,

И в нем такая сила!

Из элементов

Он рождает вещество,

И в этом суть Преобразованья мира.

Процесс химический. Подарит свет, тепло,

И пищу, и одежду,

И стекло.

Не сможем мы

И ехать без него!

Ведь смысл его —

Создание всего!

Вопрос:

— Вы наблюдали несколько опытов, по каким признакам можно было определить, что произошла химическая реакция? В каких ещё условиях происходят химические явления, мы узнаем из текста учебника: на стр. 53 прочитайте третий абзац и ответьте на поставленный вопрос.

Вывод:

Химическую реакцию можно определить по следующим признакам (слайд 14).

Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

  1. Закрепление

Задание 1: Какие признаки характеризуют физические явления, а какие химические?

Задание 2: Выписать в два столбика примеры физических и химических явлений (слайд 14).

  1. Сжатие пружины

  2. Образование накипи при кипячении воды

  3. Гниение растительных остатков

  4. Ледоход на реке

  5. Ковка металла

  6. Горение спирта

  7. Прокисание яблочного сока

  8. Растворение уксусной кислоты в воде

  9. Обугливание лучинки

  10. Замерзание воды

  11. Прокисание молока

  12. Горение природного газа

  13. Образование инея

• Из перечня явлений выписать номера, под которыми указаны

Вариант 1 — физические явления

Вариант 2 — химические явления

• Взаимопроверка и выставление оценок (1 правильный ответ — 1 балл)

Поднимите руку, кто получил «5», «4» — «Молодцы»

Вопрос учителя: Как вы думаете где или как в жизни вам могут пригодиться полученные сегодня на уроке знания?

  1. Домашнее задание: Параграф № 13, выучить термины, нарисовать на альбомном листе примеры химических и физических явлений.

План-конспект урока по биологии (5 класс) по теме: Конспект урока «Природные явления».

Урок природоведения по теме «Природные Явления»

(5-й класс)

Задачи:

  1. Научить учащихся различать явления природы. Выявить различия между химическими и физическими явлениями. Обобщить знания о свойствах веществ.
  2. Учить приемам мыслительной деятельности: анализу, сравнению, обобщению; учить делать выводы. Развивать наблюдательность.

Оборудование: раздаточный материал для изучения нового материала, магнит, речной песок, железные опилки, сода, уксус, пробирка, парафин, свеча, спиртовка, зажим, лучина, спички, дихромат аммония, воздушный шарик, бумага, интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Опрос:

  1. Проверка домашнего задания:

Выпишите цифры тех утверждений, которые являются верными:

  1. Тела живой природы образованы органическими веществами.
  2. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.
  3. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.
  4. Атомы состоят из молекул.
  5. Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.
  6. Вода – это простое вещество.
  7. Водород, кислород, сера – это неорганические вещества.
  8. Водород (Н2) – это простое вещество.
  9. Беспорядочное движение соприкасающихся частиц называют диффузией.
  10. Молекулы только газообразных веществ постоянно находятся в движении.

Ответ: _____________________________________________________

Распределите по группам: ВОДА (H2O ), САХАР, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ (NaCl), КИСЛОРОД (O2), СЕРА (S), ЖЕЛЕЗО (Fe), УКСУС (CH3COOH), МОРСКАЯ ВОДА, РЕЧНОЙ ПЕСОК

простые

сложные

смесь

  1. Изучение нового материала.

Сегодня мы с вами продолжаем изучать вещества и то, что с ними может происходить.

Посмотрите на экран, скажите, что за процессы вы видите? (явления природы).

Тема урока: Природные явления.

(запись в инструкционные карточки).

— Как вы считаете, эти явления отличаются друг от друга? Чем?

Все явления, которые проходят в природе можно разделить на три большие группы: физические явления, химические явления и биологические явления.

Сегодня мы будем говорить о двух видах явлений, о физических и химических, а с биологическими явлениями, вы более подробно познакомитесь в 6 классе, когда начнете изучать биологию (схема в карточках).

Для того чтобы разобраться чем эти явления отличаются друг от друга мы сейчас проведем несколько опытов.

Демонстрационный опыт: Горение свечи

— Из чего состоит свеча?

— Что вы наблюдаете при горении свечи?

— Парафин плавится – какое явление? Почему?

— Фитиль горит – какое явление? Почему?

— Что произошло с парафином на стеклышке?

— Что произойдет, если мы его нагреем?

Открываем с вами таблицу в карточках и первый опыт, который у вас там описан это нагревание парафина.

Опыты

Наблюдения

Выводы

Нагревание парафина при горении свечи

Парафин из твердого стал жидким, а затем снова твердым

При данном явлении не произошло изменение вещества.

Изменилось только его состояние и форма.

Горение фитиля при горении свечи

Лучина почернела.

Образовалось новое вещество

Песок и железные опилки (действие магнита)

Железные опилки на магните.

Песок на бумаге.

С веществами ничего не произошло, вещества разделились.

Сода и уксус (смешивание)

Выделение газа.

Вещества изменились

— Чем явления отличаются друг от друга?

– Что такое физические и химические явления?

— Какие бывают физические явления?

Работа с учебником.

Прочитайте текст учебника на стр. 57 и ответьте на вопрос, на какие группы можно разделить физические явления?

-тепловые

-электрические

-световые

-механические

Запись выводов в инструкционные карточки.

Вывод:

1.Физические явления – это явления, в результате которых состав вещества не изменяется, а меняется его форма, размеры, состояние.

2.Химические явления – это явления, в результате которых одни вещества превращаются в другие.

  1. Домашнее задание: п.13,14 (1п), по два физических и химических явления.
  2. Закрепление:

    Распределите явления на группы (работа с интерактивной доской)

    1. Испарение воды
    2. Горение свечи
    3. Образование льда
    4. Скисание молока
    5. Покраска забора
    6. Выпечка хлеба
    7. Солнечный зайчик
    8. Горный обвал
    9. Ржавление железной трубы
    10. Обжиг глиняных горшков

    Какие явления можно проиллюстрировать, используя следующие тела:

    Опыт. Бумага.

    Опыт. Воздушный шарик.

    Опыт. Вулкан (дихромат аммония, ватка, спирт, спички) – демонстрационный опыт

    Инструкционная карточка, ученика 5 А класса _______________________________________________________________

    1. Проверка домашнего задания:

    Выпишите цифры тех утверждений, которые являются верными:

    1. Тела живой природы образованы неорганическими веществами.
    2. Вещество, состоящее из атомов одного элемента, называют простым.
    3. Вещество, состоящее из атомов разных элементов, называют органическими.
    4. Молекулы состоят из атомов.
    5. Белки, жиры, углеводы – это органические вещества.
    6. Вода – это простое вещество.
    7. Кислород, азот, водород – это неорганические вещества.
    8. Кислород (О2) – это простое вещество.
    9. Изменение формы, размеров и объема тела называют диффузией.
    10. Молекулы постоянно находятся в движении.

    Ответ: _____________________________________________________

    Распределите по группам: ВОДА (H2O ), САХАР, ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ (NaCl), КИСЛОРОД (O2), СЕРА (S), ЖЕЛЕЗО (Fe), УКСУС (CH3COOH), МОРСКАЯ ВОДА, РЕЧНОЙ ПЕСОК

    простые

    сложные

    смесь

    1. Тема урока: __________________________________________________________________________________________________________________________________

    Опыты

    Наблюдения

    Выводы

    С парафином (нагревание на предметном стекле)

    С лучиной (нагревание в пламени)

    Песок и железные опилки (действие магнита)

    Сода и уксус (смешивание)

    Вывод:

    1.Физические явления – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2.Химические явления – это _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Домашнее задание
    2. Закрепление (работа с интерактивной доской):

      Распределите явления на группы:

      1. Испарение воды
      2. Горение свечи
      3. Образование льда
      4. Скисание молока
      5. Покраска забора
      6. Выпечка хлеба
      7. Солнечный зайчик
      8. Горный обвал
      9. Ржавление железной трубы
      10. Обжиг глиняных горшков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *