Чеченец или чечен?

Как на самом деле живут в Чечне

Рассказ офицера псковского спецназа УФСИН о последней командировке в Чечню
(орфография и стилистика сохраненны):
«…Тяжко. На самом деле.. При проезде по городу я поразился количеству магазинов и кафе. Если у нас по бокам проезжих улиц идут дома, магазины, парки и прочее.. то здесь едешь по одному сплошному рынку. При этом не покидает ощущение временности и несуразности построек. Дух временного кочевого пропитал все в округе.
Кстати да.. Только что поймал себя на той мысли, что Чеченцы живут, работают, творят с оглядкой на временность сего. Я неоднократно слышал от водителей средней степени чиновников мысль о том, что все окружающее нас – цирк и фарс.. В нужное время откроется занавес и Россия ахнет.
Точно выразил эту мысль водитель одного из министров. Цитата: «Все что сейчас делается, строиться – временно. Закачивая сюда баснословные деньги Россия зализывает нашу агрессию. До Олимпиады не дадут творить шухер на Кавказе. Но пройдет она и деньги давать перестанут.. Поверьте, будет третья война. Мы сами друг друга перебьем..» И он же в приступах злости от оттого, что ему не уступил дорогу водитель другого министра (ох уж эти кланы) «Млять, скоро мы их (указывая на коллегу) вые..им (непечатное слово)» и сделал характерный жест. Притом водитель человек с высшим образованием, умен и очень интеллигент.. но какая же злость иногда мелькает у него по отношению к Кадыровцами и его близким…
Многие граждане делились с нами чисто житейскими трудностями. К примеру:
Чтобы получить/обменять права надо доплатить 18 тысяч рупий. Просто так. Чтобы получить свидетельство о рождении бэйба будьте добры 25 тыров в паспорт и чиновнику на рассмотрение..
Хотите получить материнский капитал? О! Не вопрос.. Только 150.000 (!!!) Вы недополучите.. Извините, негласный налог’с..
Ах, Вы желаете компенсацию за разрушенное жилье? (300 тыров) Хм..мы подумаем.. тут дается бумажка о том, что Вы не против перечислить в «фонд Кадырова» 100 тысяч. Так сказать оказать помощь республике в восстановлении былой красоты. Позвольте.. конечно, это добровольно.. но мы настоятельно Вам рекомендуем поделиться иначе.. вариантов потери документов полно. Люди платят. Выхода нет.
Этот самый «фонд Кадырова» вообще чудо чудесное. Конечно называется он не так, а что-то типа «Помощь дитям-сиротам ЧР» Каждый гос. служащий добровольно (ёба, принудительно конечно ж) оттает до 30% своей зарплаты в этот фонд. Любой и всегда!!!!
Всплывает резонный вопрос, а где собственно, наши Чеченские соотечественники работают? Машинисты? Строители? Электрики? Медсестры? Учителя? Да,да,да.. конечно же.. но это мизер. Большинство работает во всяческих администрациях, управлениях, комитетах, прочих гос.конторах.. Одним словом сплошной административный аппарат и «погоны». Кто не попал в белые воротнички, или не вышел боевым духом идут торговать (так вот откуда столько палаток). Торгуют все и всем!  От различных видов форм до левых китайских телефонов..
Желание карьерного роста, образование и наличие светлой головы ничего здесь не дает. Если ты родился в нужном клане- все у тебя будет. Если нет, ищи счастье на стройке за 10-15 тысяч или уезжай на большую землю. Люди находятся в заложниках своей же культурной системы.
Устроиться работать в администрацию это сродни пойманного за бороду Бога. Даже каким-нибудь помощником помощника или секретаришкой. Очень много молодых ребят(20-25 лет) в охране у этих помощников. Когда в республике нет трудовых мест, пускай хоть так работают, а не едут в Москву или уходят в горы.
В качестве итога можно привести любопытную мысль которую высказал напарник. Вот Кадыров борется за чистоту нации (это действительно так). Запретил продажу спиртного на всей территории республики (да! да!да!) Запрещает курить в людных местах. Мужчин по пятницам заставляет ходить в национальной одежде.. Всё это так.. Кадыров пытается сохранить свою нацию «чистой» но…
Но…Все проще.. не надо с ними воевать, не стоит учить жизни.. Надо всего лишь провести интернет в каждый дом.. и эта нация сама себя разрушит..»

Блондины у кавказских народов не редкость (11 фото)


Сванетия — одно из мест на Кавказе, где рождаются блондины.
Когда заходит разговор о жителях Кавказа, в голове сразу же формируется образ смуглого человека, с темными волосами и густыми черными бровями. Именно так, по мнению большинства, выглядят осетины, ингуши, грузины и армяне. Но нередко в семьях у представителей этой группы народностей рождаются светлые дети. Нет, до блондинов скандинавского типа им далеко, но светло-русые волосы, серые, голубые или зеленые глаза встречаются не так уж редко.
Смешанные браки: природная лотерея

Почему так происходит? Одна из причин, конечно же, смешанные браки в предыдущих поколениях. Ген «белокожести» является рецессивным, поэтому брюнеты у смешанных пар рождается гораздо чаще. Однако генетическая информация сохраняется и через несколько поколений может родиться улыбчивый голубоглазый блондин. И тогда молодому отцу не стоит хвататься за сердце, а в первую очередь нужно заглянуть в альбом с семейными фото. Там обязательно найдется златокудрая красавица или мужчина с волосами, цвета спелой пшеницы.
Наследие предков
Но не только близкие предки могут стать причиной появления светловолосого малыша в кавказской семье. Достаточно обратится к историческим источникам, чтобы выяснить, что предки осетин и ингушей были совсем не похожи на современников. В летописях они описаны, как высокие, с белой кожей и преимущественно светлыми волосами.

Народы Кавказа.
Аланы, так назывался этот кочевой этнос, жили на обширной территории, простиравшейся от Римской империи до Азии. После многочисленных войн, часть из них осела на территории современной Осетии и Ингушетии, смешалась с местными племенами. Но и тут в игру вступила наследственность и эволюционные механизмы – темные волосы наследуются чаще, в условиях теплого климата иметь кожу, богатую меланином, гораздо комфортнее. Поэтому население постепенно становилось все более похоже на современников.
Доказательством этой гипотезы являются и записки исследователя этнографа И.И. Пантюхова. Он утверждал, что процент светлых глаз у отдельных народностей Кавказа колеблется до 30%, что сравнимо с показателями европейцев и славян.
Светловолосые черкесы
Черкесы были одними из самых многочисленных народностей, проживающих на территории современного Ставропольского края. Этнографы описывали их, как «русых, с рыжими усами и светлой кожей, серыми или светло-карими глазами».

Черкесы в национальной одежде.
Однако во время Русско-кавказской войны, значительная часть бежала в Турцию. Но многие остались. Наиболее близки генетически к черкесам жители аула Карм, их сложно отличить от европейца ровно до тех пор, пока они не начинают говорить.

Светловолосые черкесы.
Существует и гипотеза, что черкесы являются потомками славян, в частности казаков, так как в исследованиях часто встречается самоназвание «Казакия». (Русские древности в памятниках искусства. И.Толстой и Н.Кондаков)
Кавказские албаны

Белокурые кавказцы.
Жило на территории Кавказа и племя, которое называлось албаны, – белокожие, светловолосые европеоиды. Они разительно отличались от тюрков, были выше ростом, имели абсолютно иные верования и культуру. Даже самоназвание народности происходит от латинского albus – «белый», что подтверждает теорию историков о племенах, не похожих на распространенный сейчас каспийский тип.

К сожалению, значительная часть албанов была уничтожена во время многочисленных войн с арабами, но «генетические отголоски» встречаются и у современников.
Сваны

Где-то высоко в горах живут сваны.
В отличие от албанов, сваны не исчезли, не растворились в бурном котле мелких этносов. Они, как и четыре тысячелетия назад, живут в самом высокогорном регионе Грузии (от 600 до 2500 метров над уровнем моря). Их язык значительно отличается от грузинского, но постепенно исчезает, сохраняясь лишь в бытовой речи старшего поколения.

Мальчик сван.
Царский полковник Бартоломей описывал этот народ, как высоких, с гордым профилем, светловолосых и голубоглазых. Он отмечал их простодушие и доброту, а также то, что сваны свято чтили свои традиции. Их культура долгое время развивалась в изоляции, это позволило сохранить генетическую однородность.

Сваны. Бабушка с внуками. 1929 год.
И даже после объединения с Грузией в одно государство, грузины побаивались сванов. Белокурые горцы чтили традиции, и кровная месть была одним из самых распространенных способов разрешения семейных споров. Поэтому смешанные браки стали привычным явлением только в последние несколько десятилетий. И ген «золотых локонов» нередко проявляется, вытесняя доминирующую каспийскую внешность.
Чеченцы
Современные чеченцы и ингуши являются прямыми потомками вайнахов – хурритского этноса. Однако примерно в третьем тысячелетии до нашей эры, эти племена смешались с другими, несущими в себе генетические признаки кроманойдной расы (современными представителями этой расы являются славяне, а также финны и шведы).

Голубоглазые чеченцы.
Генетический «коктейль» и объясняет столь широкое разнообразие типов внешности в Чечне. Когда доминируют гены переднеазиатской расы, ребенок рождается смуглым, с темными волосами. Когда же верх берет кроманойдный тип – внешность практически не отличается от славянской.
Кочевники: миграция ради спасения
Еще одна генетическая ветвь, которая стала частью этнического наследия Кавказа, преимущественно светловолосые и белокожие кочевники половцы, убегавшие от многочисленных притеснений со стороны враждующих племен. Они постепенно ассимилировались, слились с местными жителями и фактически растворились в господствующих в Предкавказье этносах.

Дмитрий Харатьян — армянин по отцу и гардемарин по матери.
Именно поэтому светловолосые среди кавказцев совсем не редкость – их много и в Чечне и Дагестане, и в Армении и Грузии. И это смешение рас по-своему прекрасно, ведь оно в очередной раз напоминает, что каждый человек, оставивший потомков, бессмертен. Его крошечная часть живет в веках. И через столетия на мир смотрят голубые глаза, точно такие же, как у молодого парнишки, строившего легендарные башни Сванетии.

Какие дома у настоящих чеченцев

≡ 1 Январь 2014
А А А

С приходом весны в Чечне начинается настоящий строительный бум. Большая стройка ведется почти в каждой семье.

Негласное правило таково: уважающий себя чеченец должен возвести большой дом, чтобы в нем могла удобно расположиться вся родня, учитывая даже самых дальних родственников. Порой на строительство такого дома уходит большая часть жизни.

На протяжении уже не одного десятка лет правило «мой дом — моя крепость» в Чечне остается неизменным. Несмотря на размеры или этажность, дом настоящего чеченца с большой семьей обязательно должен быть окружен длинным кирпичным забором. С появлением новых технологий и современных строительных проектов возводимые частные дома напоминают замки. Самый популярный элемент в фасаде дома — это эркер (выступающая из плоскости фасада часть помещения, модный прием современной архитектуры). Эркер был характерным приемом немецких средневековых строителей, но по какой-то причине прочно прижился среди горцев, возводивших в горах Кавказа стрелообразные башни.

«Мне очень понравился дом, который я увидел в Грозном. Попросил у его владельца проект, и он мне его дал. Я чуть-чуть изменил внутреннюю планировку комнат, но от этого дом хуже не стал, только лучше. Мне изначально не нравятся острые углы и правильные формы, но без этой геометрии никуда не денешься, поэтому эркеры, на мой взгляд, прибавили красоту и элегантности. Теперь у меня просят проект. На моей улице уже 5–6 домов с эркерами строят.»
Казбек, владелец недавно отстроенного дома на окраине Грозного

Вне зависимости от величины дома в обязательном порядке полагается большой просторный навес с отдельным домиком для гостей. Под ним длинными летними вечерами собирается вся семья и другие родственники. Обычно летняя кухня тоже располагается под навесом. Здесь же проходят и все религиозные обряды: будь то мовлид или зикр.

«В последние десять лет многие заказчики строят очень красивые и интересные дома. Несмотря на то что у многих не бывает проекта, они действительно четко знают, что и как хотят. Это и понятно. Редко кто из чеченцев не работал на стройке и не понимает всех тонкостей строительства. Двухэтажные дома напоминают маленькие замки, рядом с ними обязательно строят длинный и широкий навес. Не было ни одного заказа, чтобы не хотели навеса.»
Саламбек, частный строитель

Если эркер — это главный элемент фасада чеченского дома, то самый популярный строительный материал — это желтый кирпич, или, как его называют, персиковый кирпич. По наблюдениям, больше половины всех домов сегодня строятся именно из него. Красный кирпич уже уходит из моды.

Фундамент своего жилища чеченцы делают очень прочным. Поэтому, по словам местных, вызывает и смех, и искреннее удивление, когда на Disсovery рассказывают, как американцы без труда могут целый дом загрузить на платформу и перенести на другое место. Ни к одному чеченскому дому такую практику не применишь. Глубина фундамента порой достигает около метра, и на самой глубине он образует подобие рюмочной ножки. Такая конструкция, усиленная металлическим каркасом, способна вынести несколько этажей. Еще в старину чеченцы обращали на фундамент особое внимание. Об этом говорят и древние башни на вайнахской родине. Башни, которым не одна сотня лет, до сих пор стоят и, кажется, выдержат еще столько же.

«Когда в древности возводили башню, на планируемом месте сперва лили молоко. Если земля не впитала, то выбирали именно это место. Сейчас нет таких возможностей перемещаться из одного места в другое. Поэтому фундамент закладывают прочный, на долгие века. Даже мой новый дом стоит на месте старого, который еще в 1960 году построил отец. Когда он строил, он отвечал, что не для себя строит. Оказалось, он для своих внуков его строил.»
Хож-Ахмед Озниев, строитель

Строительство дома, как известно, сопряжено с огромными затратами. Поэтому человека, начавшего стройку, всячески поддерживают и приободряют соседи и друзья. Большинство подобных начинаний превращается в долгострои и растягивается на 10–15 лет. Кстати, в старину не построенную за один год башню люди покидали, что ложилось на семью темным пятном. Любая башня должны была быть построена ровно за 365 дней.

Экспертное мнение
Сулейман Демилханов
историк, преподаватель ЧГУ

— Как сейчас дом, так и в старину башня — это показатель жизненного достатка чеченца, показатель силы. В народе чувствуется серьезный подход к этому вопросу. Был случай, произошедший во время первой войны. Окраина одного из сел подверглась артиллеристскому обстрелу. Один из жителей после каждого взрыва снарядов выбегал из подвала, где прятался с соседями, чтобы поправить разрушенный ударной волной шифер на крыше. Делал он это для того, чтобы начавшийся дождь не затопил комнаты. О том, что он мог погибнуть, не думал. Главным был дом.

Метки: дома • интересно • люди • мужчины • психология • строительство • чеченцы • Чечня

Язык

Чеченский язык принадлежит к нахской ветви нахско-дагестанской языковой семьи, которую включают в гипотетическую северокавказскую надсемью. Он распространен в основном на территории Чеченской Республики, в Ингушетии, Грузии, некоторых районах Дагестана: Хасавюртовском, Казбековском, Новолакском, Бабаюртовском, Кизилюртовском и других регионах России. Частичное распространение языка приходится на Турцию, Сирию и Иорданию. До войны 1994 года количество говорящих на чеченском языке составляло 1 млн человек.

Так как нахская группа языков включает ингушский, чеченский и бацбийский языки, игнуши и чеченцы понимают друг друга без переводчика. Эти два народа объединяет понятие «вайнах» которое переводится «наши люди». Но эти народы не понимают бацбийский, так как он подвергся сильному влиянию Грузинского языка из-за проживания бацбийцев в ущельях Грузии.

В чеченском языке существует ряд говоров и следующие диалекты:

  • шатойский
  • чеберлоевский
  • плоскостной
  • аккинский (ауховский)
  • шаройский
  • итум-калинский
  • мелхинский
  • кистинский
  • галанчожский

С использованием плоскостного диалекта на чеченском языке говорят жители окрестностей Грозного, на нем создается литература, в том числе художественная, газеты, журналы, научные исследования и учебники. Переведены на чеченский язык произведения классической мировой художественной литературы. Чеченские слова трудные, но очень красиво звучат.

Письменность до 1925 года была на арабской основе. Затем до 1938 года она развивалась на основе латинской графики и с этого года по настоящее время чеченская письменность основана на кириллице. Много в чеченском языке заимствований, до 700 слов из тюркских языков и до 500 из грузинского. Есть немало заимствований из русского, арабского, осетинского, персидского и дагестанского. Постепенно в чеченском языке появились и иноязычные слова, например: митинг, экспорт, парламент, кухня, танец, мундштук, авангард, такси и бульон.

Еда

Раньше основой рациона чеченского народа составляла в основном каша из кукурузы, шашлык, пшеничная похлебка и домашний хлеб. Кухня этого народа является одной из самых простых и древних. Основными продуктами для приготовления пищи остаются баранина и птица, основные компоненты многих блюд — это острые приправы, чеснок, лук, чабрец, перец. Важной составляющей блюд является зелень. Чеченские блюда очень сытные, питательные и полезные. Много еды готовится из сыра, черемши, творога, кукурузы, тыквы и сушеного мяса. Любят чеченцы мясные бульоны, говядину, вареное мясо, вообще не едят свинину.

Подают мясо с галушками из кукурузной или пшеничной муки, и с чесночной приправой. Одно из основных позиций в чеченской кухне занимают мучные изделия с различными начинками из картофеля, творога, тыквы, крапивы и черемши. Чеченцы пекут несколько видов хлеба:

  • ячменный
  • пшеничный
  • кукурузный

Из кукурузной муки пекут лепешки сискал, которые раньше вместе с сушеным мясом носили с собой и брали в дорогу. Такая еда всегда хорошо утоляла голод и насыщала организм.

Жилище

Чеченцы живут аулами — селениями. Из-за природных условий местности жилища отличаются. У чеченцев, живущих в горах, дома построены из камня и называются сакли. Строили такие сакли и из самана, их можно возвести за неделю. К сожалению, многим так и приходилось делать, когда на селения часто нападали враги. На равнинах строили преимущественно турлучные дома, опрятные и светлые внутри. Для строительства использовалось дерево, глина и солома. Окна в домах без рам, но оснащены ставнями для защиты от ветра и холода. У входа есть навес, который защищает от жары и дождя. Отапливались дома каминами. В каждом доме есть кунацкая, которая состоит из нескольких комнат. В них хозяин проводит весь день и к вечеру возвращается к семье. У дома есть двор, обнесенный плетнем. Во дворе строят специальную печь, в которой пекут хлеб.

При строительстве важно было учитывать безопасность и надежность, возможность обороняться, если нападет враг. Кроме того, поблизости должны были располагаться сенокосы, вода, пахотная земля и пастбища. Чеченцы берегли землю и для строительства жилья выбирали места даже на скалах.

Самыми распространенными в горных селениях были одноэтажные дома с плоскими крышами. Строили чеченцы и дома в 2 этажа, башни в 3 или 5 этажей. Жилой дом, башня и хозяйственные постройки вместе назывались усадьбы. В зависимости от рельефа гор, застройка усадеб была горизонтальной или вертикальной.

Внешность

В антропологии чеченцы являются смешанным типом. Цвет глаз может быть от черного до темно-карего и от голубого до светло-зеленого. Цвет волос — от черного до темно-русого. Нос чеченцев часто вогнутый и вздернутый. Чеченцы высокие и хорошо сложенные, женщины очень красивые.

Повседневная одежда чеченского мужчины состоит из следующих элементов:

  • чекмень, пошитый из серой или темной ткани;
  • архалуки, или бешметы, различных цветов, летом надевали белые;
  • зауженные книзу шаровары;
  • суконные ноговицы и чирики (башмаки без подошв).

Нарядные платья обшиты позументом, особое внимание обращается на украшения оружия. В непогоду носили башлык или бурку, которые очень искусно шили чеченские женщины. Обувь в основном изготавливалась из сыромятной кожи. Многие носили кавказские мягкие сапоги. Богачи носили чувяки и ноговицы из черного сафьяна, к которым иногда пришивали подошвы из кожи буйвола.

Основной головной убор у чеченца — папаха конусообразной формы, которую обычные люди изготавливали из овчины, а богатые — из шкур бухарского барашка. В летний период носили шляпу из войлока.

В виде украшения на мужские костюмы пришивали костяные газьтри, надевали пояс с серебряными бляхами. Завершением образа служил кинжал, изготовленный местными мастерами.

Женщины носили:

  • длинные рубахи до колен, синего или красного цвета;
  • широкие шаровары, которые подвязывали у щиколоток;
  • сверху на рубаху надевали длинное платье с широкими и длинными рукавами;
  • молодые женщины и девушки носили собранные в талии платья с поясом из материи. Платья у пожилых женщин без складок и поясов, широкие;
  • голову покрывали платком из шелка или шерсти. Пожилые женщины носили под платком повязки, которые плотно облегали голову и спускалась на спину в виде мешка. В него укладывали заплетенные в косы волосы. Очень распространен был такой головной убор и в Дагестане;
  • в качестве обуви женщины носили чувяки. В богатых семьях носили галоши, туфли и башмаки местного или городского производства.

Женская одежда из богатой семьи отличалась изысканностью и роскошью. Шили ее из дорогих тканей, обшивали серебряными или золотыми галунами. Очень любили богатые женщины носить украшения: серебряные пояса, браслеты и серьги.

Зимой чеченцы носили бешмет на вате с застежками из металла или серебра. Рукава одежды ниже локтя были разрезные и скреплялись пуговицами из простых или серебряных нитей. Бешмет иногда носили и летом.

В советское время чеченцы перешли на городскую одежду, но многие мужчины сохранили традиционны головной убор, с которым они редко расставались. Сегодня многие мужчины и старики носят папаху, черкески и бешметы. В Чечне встречаются на мужчинах кавказские рубахи со стоячим воротником.

Женский национальный костюм сохранился до сегодняшних дней гораздо больше. И сейчас пожилые женщины носят чохту, платья с шароварами и самодельные чувяки. Молодые женщины и девушки отдают предпочтения платьям городского кроя, но они шьются с длинными рукавами и закрытым воротом. Платки и обувь сегодня носят городского производства.

Традиции

Чеченцы всегда отличались своим гостеприимством. Еще в древние века они всегда помогали путникам, давали им пищу и кров. Так принято в каждой семье. Если гостю понравилась какая-нибудь вещь в доме, хозяева должны ему ее подарить. При гостях хозяин занимает место поближе к двери, тем самым показывая, что гость является в доме самым важным. За столом хозяин должен оставаться до последнего гостя. Неприлично прерывать прием пищи первым. Если в дом зашел родственник, даже дальний, или сосед, обслуживать его должны младшие члены семьи и юноши. Женщины показываться гостям не должны.

Многие думают, что в Чечне права женщин ущемлены, но на самом деле это далеко не так. Женщина, которая смогла вырастить достойного сына, наравне с другими членами семьи обладает правом голоса во время принятия решений. Когда в помещение входит женщина, присутствующие мужчины должны встать. Когда в гости приезжает женщина, тоже проводятся особые церемонии и обычаи в ее честь.

Когда мужчина с женщиной идут рядом, она должна на шаг отставать, мужчина обязан принимать на себя опасность первым. Молодая жена должна сперва накормить его родителей и потом уже его самого. Если между девушкой и парнем есть даже самое дальнее родство, брак межу ними запрещен, но это не является грубым нарушением традиций.

Отец всегда считается главой семьи, женщина следит за хозяйством. По имени муж и жена друг друга не называют, а говорят «моя жена» и «мой муж», «та, что в доме», «мать моих детей», «хозяин этого дома».

Для мужчины унизительно и оскорбительно вмешиваться в женские дела. Когда сын приводит в дом невестку, на нее ложатся основные обязательства домашнего хозяйства. Она должна вставать раньше всех, делать уборку и позже всех ложиться спать. Раньше, если женщина не хотела соблюдать правила семьи, ее могли наказать или выгнать.

Невесток воспитывает мать мужа, которую называют нана. Молодая жена не должна вольно разговаривать со свекровью, показываться перед ней с непокрытой головой и в неопрятном виде. Нана может переложить часть своих обязанностей на старшую невестку. Кроме хозяйства, мать мужа должна соблюдать все традиции и семейные обряды. Самую старшую в семье женщину всегда считали хранительницей домашнего очага.

Очень некультурным читается перебивать старшего и начинать разговор без его просьбы и разрешения. Младшие должны всегда пропускать старшего, вежливо и почтительно с ним поздороваться. Для мужчины большое оскорбление, если кто-кто прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдной пощечине. Если дети подрались, родители первым делом отругают своего ребенка и только потом начинают выяснять, кто виноват, а кто прав. Если сын начал курить, отец через мать должен внушить ему, что это очень вредно и недопустимо, и сам отказаться от этой привычки.

Существует у этого народа обычай избегания, который запрещает проявлять чувства на людях. Распространено оно на всех членов семьи. Все должны вести себя при людях сдержанно. У чеченцев до сих пор сохранился культ огня и очага, традиция клятвы и проклятия огнем.

Множество обрядов и ритуалов связано с оружием и войной. Считалось позором и трусостью достать при враге или обидчике из ножен шпагу и не воспользоваться ею. В 63 года у мужчин наступал возраст развязывания пояса, он мог выходить на улицу без оружия. И по сей день у чеченцев сохранился такой обычай как кровная месть.

Свадьба у чеченцев состоит из множества обрядов и традиций. Жениху запрещалось видеться с невестой до свадьбы и некоторое время после торжества. Свадебное платье является одновременно праздничным нарядом для девушек и молодых женщин. Шьют его из яркого или белого шелка, спереди платья сплошной разрез. С обеих сторон в области груди пришивают украшение в виде серебряных пуговиц кубачинского производства. Платье дополняется серебряным поясом кавказского типа. На голову надевают белый платок, который покрывает полностью голову и волосы невесты. Иногда надевают поверх платка фату.

Культура

Чеченский фольклор разнообразен и включает в себя жанры, которые свойственны устному народному творчеству многих народов:

  • сказки бытовые, волшебные, о животных;
  • мифология;
  • героический эпос;
  • песни лирические, трудовые, обрядовые, героико-эпические, колыбельные;
  • легенды;
  • загадки;
  • поговорки и пословицы;
  • детский фольклор (загадки, скороговорки, считалки, песенки);
  • религиозный фольклор (сказания, песни, назмы, хадисы);
  • творчество тюлликов и жухургов;

Достаточно фрагментарно сохранилась чеченская мифология, имена божеств, которые олицетворяли природные стихии. Музыкальный фольклор чеченцев яркий и самобытный, они потрясающе танцуют национальный чеченский танец нохчи и лезгинку (ловзар). Музыка имеет огромное значение для этого народа. С ее помощью выражают ненависть, смотрят в будущее и вспоминают прошлое. Многие из национальных музыкальных инструментов распространены и сегодня:

  • дечиг-пондар
  • адхьокху-пондар
  • зурна
  • дудка шиедаг
  • волынка
  • барабан вота
  • бубен
  • гема

Инструменты использовали для ансамблевого и сольного исполнения. На праздники проводится совместная игра на разных инструментах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *