Чем отличается деревья?

Урок окружающего мира на тему «Деревья, кустарники, травы. Кустарники и травы, их отличие от деревьев.»

Окружающий мир. 1 класс

Учитель: Гуляева С.Ю.

Тема: Деревья, кустарники, травы. Кустарники и травы, их отличие от деревьев.

Цель: формировать понятие «кустарник»; развивать умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитывать бережное отношение к растениям.

Познавательная задача: узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.

Тип урока: комбинированный

Учебная задача: учиться ставить познавательные задачи, работать с разными источниками информации, учить обобщать «открытые» ранее знания и умения , применять их на практике; учить анализировать представленный материал и делать выводы, продолжить учиться анализировать рисунки, работать с рисунком-схемой

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

  • Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;

  • Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;

  • Формировать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

  • развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;

  • использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

Коммуникативные УУД:

  • учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • строить речевое высказывание в устной форме.

Оборудование: Для учеников — учебник, тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть (О.Т. Поглазова. Изд. «Ассоциация XXI век» 2015)

Для учителя: учебник, компьютер, экран.

I. Организационный момент

Цель этапа: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

1.Орг.момент.

-Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Выполняют действия, которые отражены в стихотворении.

Л. – формирование способности к организации своей деятельности;

II. Актуализация знаний

Цель этапа: проверяется усвоение введённых предметных понятий:

кустарник, узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.

Актуализация знаний.

Работа над загадками. Загадки о ягодах, растущих на кустарниках:

Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.

Крыжовник

Две сестры:
Летом зелены,
К осени одна — краснеет,
Другая — чернеет.

Смородина чёрная и красная

Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.

Черемуха.

— Скажите, где и на чём растут эти слова – отгадки? (кустарники)

Сообщение темы урока: Травы и кустарники.

Работа с учебником стр.80-81

— Рассмотри строение растений. Докажи, что это не деревья.

— Чем дерево отличается от кустарника?

— Давайте вспомним понятия, которые мы изучили на предыдущем уроке, а для этого выполним задания в рабочей тетради:

— Выполните задания № 7, 8 в рабочей тетради, с. 24. Убедившись, что ученики усвоили существенные признаки дерева, переходим к выявлению существенных признаков кустарников и трав.

Ученики отгадывают загадки

Рассмотрев рисунки сирени, крыжовника, смородины и орешника, учащиеся называют вторую группу растений — кустарник

Ученики работают самостоятельно в рабочей тетради над заданиями №7, 8 на с 24.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: продолжить формирование у детей умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира ,формирование понятия»кустарник, «травянистое растение».

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения

— Выберите 1 ответ из трёх предложений, которые относятся к кустарникам :

1. Деревья – растения высокие, а кустарники – низкие.

2. У дерева один деревянистый ствол, а у кустарника несколько одревесневших стволиков.

3. У дерева ствол всегда прямой, а у кустарника стволики

кривые.

— Обратите внимание на количество одревесневших стволиков у кустарников, среди которых выделить главный ствол (как у дерева) не удаётся.

— Кустарник — это растение, имеющее несколько одревесневших стволиков, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Эти стволики гибкие, гнущиеся, в отличие от дерева, ствол которого не согнёшь и не сломаешь (конечно, есть исключения, но на них пока не обращаем внимание).

Закрепляем введённое понятие, выполняя с учениками задания (учебник, с. 81, верхнее; в рабочей тетради — задание № 9, с. 25), затем переходим к рассмотрению травянистых растений.

Физминутка

Классификация растений (дерево и кустарник): берёза, сирень, дуб, лиственница, крыжовник, ирга, бузина, клён, осина, липа.

Учитель произносит название деревьев и кустарников.

Выполнение задания (учебник, с. 81, нижнее)

— Найдите сходства изображённых растений, назовите отличительные признаки трав.

Ученики приводят примеры, рассуждают.

Задача учащихся классифицировать их. Если название дерева – учащиеся поднимают руки вверх и встают на носочки, а если название кустарника, то дети приседают.

Травянистые растения имеют мягкие зелёные (как правило) сочные стебли с листьями и цветками. Эти стебли можно разорвать, разрезать.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа : проверяют свои знания и умения;

учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике.

подводим учащихся к определению условий, которые необходимы для жизни растений

Р.- проявлять

познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

1.Работа по учебнику

Закрепление знаний (отработка навыка)

Выполнение задания (учебник, с. 82 ,вернее)

Этот отличительный признак травянистого растения (не цвет является главным признаком)

стоит зафиксировать детям.

В конце урока, подводя его итог, комментируем вывод, данный в учебнике (с. 82).

-Найдите на разрезных карточках деревья, кустарники, травянистые растения (по 3 примера) и назовите отличительные признаки, по которым вы их выбирали.

Дополнительный материал

Можжевельник. Спросили однажды у древнего мудреца:

«Какой цветок ты можешь даровать мне, чтобы обрёл я бессмертие?» — «Можжевельник», — ответил мудрец.

Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2000 лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозелёные. Некоторые считают, что зовут его можжевельником потому, что растёт он меж елей. А возможно, что его название происходит

от старого русского слова «можжа» — узел. Ветки у него крепкие, узловатые. А костромичи именуют его «северным кипарисом». И тоже верно: он ведь относится к семейству кипарисовых растений.

Было в Средние века поверье, что окуривание ветками можжевельника изгоняет злых духов. Можжевельник — прекрасное средство для дезинфекции. Один-единственный гектар можжевельника способен очищать воздух на территории с населением в 150 тысяч жителей.

Репейник. В одной английской притче рассказывается, как однажды к хозяевам приехали гости. С ними была знатная барышня из Шотландии. «Завидная невеста!» — говорили о ней. Молодёжь отправилась гулять по саду, и юная шотландка долго выбирала цветок, чтобы воткнуть в петлицу своему жениху. Ни один из садовых цветков не нравился ей, и вдруг она увидела за оградой репейник.

– Это цветок Шотландии! – воскликнула девушка. – Он украшает шотландский герб.

Будто напоказ выставляет репейник свою дикую красоту, и никак не вяжется она с привычными для нас понятиями о нежности и грации цветка. Но ведь это растение необыкновенное! Отпугивает нечистую силу, как говорили в старину. В сорном растении репейник наука открыла много полезных свойств. В его семенах содержится жирное масло, пригодное для мыловарения и изготовления олифы. Из стеблей получают грубое волокно, а из их отхо-

дов – обёрточную бумагу.

Сравнивая изображённые растения (задание

в учебнике, с. 82), ученики обнаруживают, что цвет стеблей травянистого растения репейник похож на цвет стеблей (стволиков) кустарника роза, но они не покрыты корой.

Работа в парах

Сообщения учащихся

К.- выражать в речи свои мысли и действия;

Р.-преобразовывать практическую задачу в познавательную.

V.Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

-Чему мы сегодня учились?

—Какую учебную задачу ставили на урок? Можете ли вы после сегодняшнего урока отличить кустарники от деревьев?

Перечислите основные отличия.

Названия, каких кустарников знаете?

— Какой сделали вывод. Проверку своих умозаключений можно осуществить по выводу в учебнике (текст в рамке, с. 82).

– Какие виды заданий мы выполняли?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

Ответы учеников

Чтение вывода в учебнике (текст в рамке, с. 82).

Р.- сохранять учебную задачу;

— адекватно оценивать свои достижения.

Л. -формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *