Урок окружающего мира на тему «Деревья, кустарники, травы. Кустарники и травы, их отличие от деревьев.»
Окружающий мир. 1 класс
Учитель: Гуляева С.Ю.
Тема: Деревья, кустарники, травы. Кустарники и травы, их отличие от деревьев.
Цель: формировать понятие «кустарник»; развивать умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитывать бережное отношение к растениям.
Познавательная задача: узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.
Тип урока: комбинированный
Учебная задача: учиться ставить познавательные задачи, работать с разными источниками информации, учить обобщать «открытые» ранее знания и умения , применять их на практике; учить анализировать представленный материал и делать выводы, продолжить учиться анализировать рисунки, работать с рисунком-схемой
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
-
Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;
-
Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
-
Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
-
развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
-
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
-
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
Коммуникативные УУД:
-
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-
строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование: Для учеников — учебник, тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, 1 часть (О.Т. Поглазова. Изд. «Ассоциация XXI век» 2015)
Для учителя: учебник, компьютер, экран.
I. Организационный момент
Цель этапа: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.
1.Орг.момент.
-Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Выполняют действия, которые отражены в стихотворении.
Л. – формирование способности к организации своей деятельности;
II. Актуализация знаний
Цель этапа: проверяется усвоение введённых предметных понятий:
кустарник, узнать существенные признаки кустарников и травянистых растений, по которым их можно различить между собой и отличить от деревьев.
Актуализация знаний.
Работа над загадками. Загадки о ягодах, растущих на кустарниках:
Низок да колюч,
Сладок да пахуч,
Ягоды сорвешь –
Всю руку обдерешь.
Крыжовник
Две сестры:
Летом зелены,
К осени одна — краснеет,
Другая — чернеет.
Смородина чёрная и красная
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Черемуха.
— Скажите, где и на чём растут эти слова – отгадки? (кустарники)
Сообщение темы урока: Травы и кустарники.
Работа с учебником стр.80-81
— Рассмотри строение растений. Докажи, что это не деревья.
— Чем дерево отличается от кустарника?
— Давайте вспомним понятия, которые мы изучили на предыдущем уроке, а для этого выполним задания в рабочей тетради:
— Выполните задания № 7, 8 в рабочей тетради, с. 24. Убедившись, что ученики усвоили существенные признаки дерева, переходим к выявлению существенных признаков кустарников и трав.
Ученики отгадывают загадки
Рассмотрев рисунки сирени, крыжовника, смородины и орешника, учащиеся называют вторую группу растений — кустарник
Ученики работают самостоятельно в рабочей тетради над заданиями №7, 8 на с 24.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение учиться определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: продолжить формирование у детей умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира ,формирование понятия»кустарник, «травянистое растение».
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения
— Выберите 1 ответ из трёх предложений, которые относятся к кустарникам :
1. Деревья – растения высокие, а кустарники – низкие.
2. У дерева один деревянистый ствол, а у кустарника несколько одревесневших стволиков.
3. У дерева ствол всегда прямой, а у кустарника стволики
кривые.
— Обратите внимание на количество одревесневших стволиков у кустарников, среди которых выделить главный ствол (как у дерева) не удаётся.
— Кустарник — это растение, имеющее несколько одревесневших стволиков, с ветвями, начинающимися сразу от земли. Эти стволики гибкие, гнущиеся, в отличие от дерева, ствол которого не согнёшь и не сломаешь (конечно, есть исключения, но на них пока не обращаем внимание).
Закрепляем введённое понятие, выполняя с учениками задания (учебник, с. 81, верхнее; в рабочей тетради — задание № 9, с. 25), затем переходим к рассмотрению травянистых растений.
Физминутка
Классификация растений (дерево и кустарник): берёза, сирень, дуб, лиственница, крыжовник, ирга, бузина, клён, осина, липа.
Учитель произносит название деревьев и кустарников.
Выполнение задания (учебник, с. 81, нижнее)
— Найдите сходства изображённых растений, назовите отличительные признаки трав.
Ученики приводят примеры, рассуждают.
Задача учащихся классифицировать их. Если название дерева – учащиеся поднимают руки вверх и встают на носочки, а если название кустарника, то дети приседают.
Травянистые растения имеют мягкие зелёные (как правило) сочные стебли с листьями и цветками. Эти стебли можно разорвать, разрезать.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа : проверяют свои знания и умения;
учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения, применять их на практике.
подводим учащихся к определению условий, которые необходимы для жизни растений
Р.- проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
1.Работа по учебнику
Закрепление знаний (отработка навыка)
Выполнение задания (учебник, с. 82 ,вернее)
Этот отличительный признак травянистого растения (не цвет является главным признаком)
стоит зафиксировать детям.
В конце урока, подводя его итог, комментируем вывод, данный в учебнике (с. 82).
-Найдите на разрезных карточках деревья, кустарники, травянистые растения (по 3 примера) и назовите отличительные признаки, по которым вы их выбирали.
Дополнительный материал
Можжевельник. Спросили однажды у древнего мудреца:
«Какой цветок ты можешь даровать мне, чтобы обрёл я бессмертие?» — «Можжевельник», — ответил мудрец.
Из всех кустарников можжевельник самый долговечный (доживает до 2000 лет). Листья у него – маленькие хвоинки, они вечнозелёные. Некоторые считают, что зовут его можжевельником потому, что растёт он меж елей. А возможно, что его название происходит
от старого русского слова «можжа» — узел. Ветки у него крепкие, узловатые. А костромичи именуют его «северным кипарисом». И тоже верно: он ведь относится к семейству кипарисовых растений.
Было в Средние века поверье, что окуривание ветками можжевельника изгоняет злых духов. Можжевельник — прекрасное средство для дезинфекции. Один-единственный гектар можжевельника способен очищать воздух на территории с населением в 150 тысяч жителей.
Репейник. В одной английской притче рассказывается, как однажды к хозяевам приехали гости. С ними была знатная барышня из Шотландии. «Завидная невеста!» — говорили о ней. Молодёжь отправилась гулять по саду, и юная шотландка долго выбирала цветок, чтобы воткнуть в петлицу своему жениху. Ни один из садовых цветков не нравился ей, и вдруг она увидела за оградой репейник.
– Это цветок Шотландии! – воскликнула девушка. – Он украшает шотландский герб.
Будто напоказ выставляет репейник свою дикую красоту, и никак не вяжется она с привычными для нас понятиями о нежности и грации цветка. Но ведь это растение необыкновенное! Отпугивает нечистую силу, как говорили в старину. В сорном растении репейник наука открыла много полезных свойств. В его семенах содержится жирное масло, пригодное для мыловарения и изготовления олифы. Из стеблей получают грубое волокно, а из их отхо-
дов – обёрточную бумагу.
Сравнивая изображённые растения (задание
в учебнике, с. 82), ученики обнаруживают, что цвет стеблей травянистого растения репейник похож на цвет стеблей (стволиков) кустарника роза, но они не покрыты корой.
Работа в парах
Сообщения учащихся
К.- выражать в речи свои мысли и действия;
Р.-преобразовывать практическую задачу в познавательную.
V.Итог урока
Цель этапа: способствовать формированию рефлексии
-Чему мы сегодня учились?
—Какую учебную задачу ставили на урок? Можете ли вы после сегодняшнего урока отличить кустарники от деревьев?
Перечислите основные отличия.
Названия, каких кустарников знаете?
— Какой сделали вывод. Проверку своих умозаключений можно осуществить по выводу в учебнике (текст в рамке, с. 82).
– Какие виды заданий мы выполняли?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
Ответы учеников
Чтение вывода в учебнике (текст в рамке, с. 82).
Р.- сохранять учебную задачу;
— адекватно оценивать свои достижения.
Л. -формирование адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.