Что такое административное деление

Административно-территориальное деление Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 4 (45). С. 13-16.

УДК 340

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

ADMINISTRATIVE TERRITORIAL DIVISION OF STATE В. А. РЫБАКОВ (V. A. RYBAKOV)

Анализируется один из главных признаков государства — территория. Утверждается, что признаком государства следует считать не территорию, а административно-территориальное деление государства.

Ключевые слова: территория; административно-территориальное деление; государство; публичнополитическая власть; унитарное государство; федерация.

Key words: territory; administrative territorial division; state; publicly political power; unitary state; federation.

Территорию принято считать одним из основополагающих признаков государства на основании того, что любое государство всегда существует и осуществляет свою деятельность в пределах определенного пространства. Желая подчеркнуть этот факт, многие авторы территорию включают в определение государства. Государство, утверждают они, — это:

— политическая, территориальная организация общественной жизни на основе права ,

— система правоотношений между субъектами права на определенной территории ,

— политический институт, основанный на территориальной организации населения и публичности власти .

Авторы, которые не включают территорию в определение, считая, что государство -это либо штат чиновников, нанимаемых обществом путем уплаты налогов и сборов для того, чтобы они решали социально-экономические и политические проблемы общества , либо исторически сложившаяся, сознательно организованная система, управляющая обществом , тем не менее при раскрытии понятия государства обязательно называют территорию как важнейший его признак.

Такой подход вызывает ряд замечаний. Признаки явления должны отражать его особенности, отличая от сходных явлений. В данном случае — от негосударственных образований, в частности от родового общества.

Во-первых, территория была характерна и для первобытного общества. Ссылка на то, что территория как признак государства -нераздельна (принадлежность земли многим частным собственникам не делит между ними территорию), неприкосновенна, что находит свое выражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государства, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (го -сударство, лишившееся территории, перестает быть государством), необоснованна.

В догосударственном образовании территория так же не делилась, она была неприкосновенная (чужаков в другой род не пускали, территория не отчуждалась и т. д.). Утверждение о том, что «не может быть государства без территории», верно для рода, он не может существовать вне территории. Территория, бесспорно, налицо и у кочевников, только она изменчива, непостоянна, менее определенна. «Империю можно завоевать верхом на коне,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Рыбаков В. А., 2015

В. А. Рыбаков

но управлять ею с седла невозможно», — говорили монгольские вожди .

Теория неделимости и неотчуждаемости государственной территории наталкивается на непреодолимые трудности: аннексия — заурядное событие в истории народов. Правда, в свое время догмат территориального единства, провозглашенный впервые в революционной французской конституции 1791 г., имел плодотворный политический смысл: его острие было направлено против дележей го -сударственной территории по наследству, связанных с вотчинным представлением о государстве, а также против феодального дробления государства. Но теперь, сослужив свою службу, он доставляет науке больше хлопот, нежели услуг жизни. Он явно бессилен осмыслить территориальные уступки: если территория как единство и цельность есть «элемент» юридической личности государства, то её ущемление, хотя бы и освящаемое плебисцитами, есть неизбежно юридическое уничтожение государства.

Во-вторых, территория по отношению к государству выступает внешним явлением. Главное в государстве — публично-политическая власть, государственный аппарат, а территория есть арена государственного властвования. Ее границы представляют собою не что иное, как пространственные пределы существования государства, пространственные рамки определенной системы правопорядка.

Территорию представляет собой необходимую материальную основу государства, его непременный атрибут, подразумевающий наличие естественных материальных ресурсов и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т. д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нормального функционирования государства.

Территория государства, её недра, почвенный слой, водные территориальные ресурсы, воздушные пространства (атмосфера), флора и фауна являются объектом государственного управления, направленного на решение социально-экономических задач общества, улучшение качества жизни населения и обеспечение стабильности состояния среды обитания и т. д.

Это универсальный и объективно необходимый элемент социальной действительности. Содержание, формы и методы государственного управления определяются конкретно-историческими условиями экономического, социально-политического и культурно-национального развития данного общества, особенностями политической и правовой культуры народа, профессионализмом и интересами правящей элиты, формой государственного устройства и государственного правления, сложившимся режимом властвования.

Территория — это арена властной деятельности государства для внутреннего права и собственность государства для международного права. В международных отношениях каждое государство выступает как собственник своей территории. Оно обладает способностью распоряжаться ею на международной арене по собственному усмотрению. В 1867 г. царская Россия продала Соединенным Штатам Америки территорию Аляски. В 1803 г. Наполеон продал США Луизиану, в результате их территория увеличилась практически вдвое. В 1916 г. США купили у Дании группу Антильских островов. Возникает вопрос — может ли государство продавать само себя?

В эпоху феодализма, а также и во времена абсолютной монархии государственную территорию считали частной собственностью государя: домен, вотчина. Из вещного права на территорию выводилось право госу-даря-вотчинника властвовать и над населением вотчины.

Послевоенная практика показывает возможность изменения (отторжения) части территории государства, совершившего международные преступления (в частности агрессию), как чрезвычайной формы ответственности.

Внешний характер территории по отношению к государству проявляется в возможности использования её одновременно несколькими государствами. Режим общего пользования означает предоставление государствам — участникам договора равных прав на использование части государственной территории. Например, на основании Парижского договора о Шпицбергене 1920 г., закрепившего сложившийся международный обы-

Административно-территориальное деление

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чай, признается полный и абсолютный суверенитет Норвегии в отношении данного архипелага, включающего более тысячи малых островов и остров Медвежий, на условиях его мирного экономического и научного освоения со стороны всех государств-участни-ков, включая суверена, при полной демилитаризации и нейтрализации архипелага.

В современном мире понятие территории конструируется как понятие государственно-правовое, юридическое. В этом случае государство выступает как субъекте права, а территория должна рассматриваться в качестве элемента его юридического статуса.

В-третьих, в ранних государственных образованиях территория не имела четких границ и стабильности. Эти качества появились позднее. На первой стадии своего существования многие племена и народы вели кочевой образ жизни, меняя местопребывание в зависимости от наличия природных ресурсов. С переходом народов от кочевой жизни к оседлой постепенно установляется определенная территория.

В свою очередь, и в государственных образованиях территория не всегда ярко выражена. Имперским и автократическим системам, указывают исследователи, территориальность в строгом смысле не была известна. Автократии объединяют людей одного этноса (веры, рода, языка) вне зависимости от их нахождения. Империи, являясь открытыми системами, претендуют на мировую — в идеале — гегемонию и не знают постоянных границ .

В-четвертых, под влиянием развития и усиления влияния межгосударственных политических и экономических объединений, блоков значение территории постепенно ослабевает.

Для решения вопроса о территориальном признаке государства территорию следует рассматривать в двух качествах: как принцип деления мира и как принцип структурирования её в конкретном государстве.

Реализация первого приводит к разделению населения мира (или его части) на отдельные организмы, обладающие независимостью и единством. С территориальной организацией сопряжено складывание отдельных стран. С этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Разделение населения по территориальному признаку приводит к разделу мировой территории. Широкую картину «огосударствления» географической карты мира дал ХХ в. Процесс образования независимых государств протекал стремительно и масштабно, охватывая почти все континенты. Если в кон -це Х1Х в. насчитывалось менее полусотни, а в первом десятилетии ХХ в. 57 государств, то к концу прошедшего века их стало более 200.

Реализация второго принципа выражается в административно-территориальном делении государства — именно оно и отличает государственную территорию от территории первобытного общества. Его и следует считать признаком государства.

Государство расположено на определенной территории, на которой проживают его граждане. При достижении определенной численности населения и размера территории возникает потребность разделить её на территориальные единицы (штат, земля, кантон, край, область, район, губерния, уезд), которыми можно было бы эффективно управлять.

Дело заключается не в самом наличии / отсутствии территориального деления в догосударственных образованиях и в государствах (оно, как правило, было и там и там), а в том, что переход к государству сопровождался переходом от «естественного» территориального деления к «искусственному». «Наследуя от государственной политической организации естественное территориальное деление, государственная организация в процессе своего становления начинает его искусственно менять, придавая ему все более и более регулярный характер» .

Административно-территориальное деление является основой дислокации государственного аппарата. В соответствии с ним строится и функционирует система местных органов власти, формируются центральные и местные органы. Административно-территориальное деление (АТД) представляет собой мощную и универсальную систему ячеек, охватывающую пространство государства почти без изъятий.

В функции АТД входят контроль над пространством со всем его «содержимым», организация функционирования государственных институтов и обычной жизни людей, такие разные государственные функции и

В. А. Рыбаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обыденные деяния, как поддержание порядка, набор в армию, осуществление репрессивных мер, идеология и пропаганда, образование, здравоохранение, непосредственное управление местной промышленностью,

сельским хозяйством, торговля, обеспечение жильем и многое другое. Осуществление го -сударственной власти по административнотерриториальному принципу позволяет четко определить её пространственные пределы.

Административно-территориальное деление следует признать признаком государства, хотя имеются исключения — оно отсутствовало в государствах монголо-кочевников, его нет в современных карликовых государствах, например Науру и Тувалду, насчитывающих 7-9 тыс. человек.

АТД рождает понятие «государственное устройство», которое имеет специфические формы выражения — унитаризм, федерализм, конфедерализм. Унитарные государства бывают двух видов: простые и сложные. Простые состоят только из административнотерриториальных единиц, сложные имеют в своем составе те или иные формы автономии .

Б. А. Стародубский, рассматривая государственность различных народов Европы в древности и Средневековье, указывал на возможность ещё одной формы — «город-государство». Он писал: «Обратимся к анализу территориально-политического устройства таких античных государств, как Афины, Спарта, Рим… какова же была их форма государственного устройства — федеративная или унитарная? Ни та, ни другая, а форма города-государства (древние греки называли её “полис”, древние римляне — “civitas”). Она совсем не похожа на современную унитарную форму, ибо на территориях даже мелких современных унитарных государств расположено то или иное множество городов и областей, а полис (“civitas”) не мог иметь большую территорию по той простой причине, что был устроен в виде одного города. И в этом его специфика» . Таким образом, факторов отсутствия административно-тер-

риториального деления и ограничения территории государства рамками одного города оказывается, по мнению ученого, достаточно для того, чтобы поставить под сомнение саму принадлежность его к унитарной форме государственного устройства. Подобное утверждение, разумеется, нуждается в серьезном и доказательном обосновании. Ведь города-государства известны не только древности и Средневековью. Современный Сингапур,

существовавший в 1949-1990 гг., Западный Берлин, Гонконг до передачи его КНР в 1997 г. и др. .

Однако в настоящее время в мире существуют унитарные государства с автономиями (например, Грузия, являющаяся по сути унитарным государством, включает в свой состав две автономии — Абхазию и Аджарию). Поэтому можно выделить унитарное централизованное и унитарное децентрализованное государство.

1. Енгибарян Р. В., Краснов Ю. К. Теория государства и права : учебное пособие. — 2-е изд. — М. : Норма, 2007. — С. 96.

2. Мелехин А. В. Теория государства и права. -М. : Маркет ДС, 2007. — С. 615.

3. Чашин А. Н. Теория государства и права. -М., 2008. — С. 631.

4. Кудинов О. А. Теория государства и права. -М., 2008. — С. 17.

5. Червонюк В. И. Теория государства и права : учебник. — М. : ИНФРА-М, 2006. — С. 87.

6. Устрялов Н. В. Элементы государства. -URL: magister.msk.ru>… /ustry002.htm

7. Ильин М. В. Политический дискурс: слова и смыслы // Полис. — 1994. — № 1. — С. 137.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. См.: КоротаевА. В. От государства к вождизму // Философия и общество. — 2002. -№ 3. — С. 15.

9. Чиркин В. Е. Современное государство. — М., 2001. — С. 157.

10. Стародубский Б. А. Формы территориальнополитического устройства государства с точки зрения историка права // Вопросы территориально-политического устройства государства в развитии политической системы общества : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. А. В. Игнатенко, Е. Р. Кафтель. — Свердловск, 1990. — С. 5.

11. Там же.

Административно-территориальное деление

Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.

Административно-территориальное деление стран мира.

Особенности административно-территориального деления отдельных стран

Существуют государства, в которых отсутствует административно-территориальное деление. Например, Княжество Монако, хотя в административном отношении оно разделяется на 3 коммуны: Ла-Кондамин, Монако и Монте-Карло.

Федеральное законодательство относит вопрос об административно-территориальном устройстве субъектов Российской Федерации к компетенции представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации (подпункт «л» пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года (редакция от 9 февраля 2009 года) № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 289-О). При этом при определении административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации должны учитываться положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До принятия Федерального закона № 131 региональные власти обладали более широкими полномочиями в формировании собственной системы административно-территориального деления и местного самоуправления.

См. также

  • Территориальное устройство
  • Федеративное устройство
  • Унитарное государство
  • Местное самоуправление
  • Территориальная организация общества
  • Населённый пункт
  • Таблица административных единиц по странам

Административно-территориальное деление Азербайджана

Административно территория Азербайджана делится на 66 районов (азерб. rayonlar) и 12 городов республиканского подчинения (азерб. şəhərlər), в числе которых 7 районов и 1 город республиканского подчинения образуют эксклав со статусом автономной республики (азерб. muxtar respublika) — Нахичеванскую Автономную Республику. Деление на районы сохранилось с советских времен.

Районы делятся на муниципалитеты. Всего в Азербайджане насчитывается 2698 муниципалитетов (азерб. bələdiyyə, мн.ч. bələdiyyələr). Два города республиканского подчинения Баку и Гянджа в свою очередь разделены на районы.

Часть территории Азербайджана контролируется непризнанной Нагорно-Карабахской Республикой, часть — Арменией, принадлежность ряда территорий, контролируемых Азербайджаном, в свою очередь, оспаривается Нагорно-Карабахской Республикой и Арменией.

Административно-территориальное деление Армении

Административно-территориальными единицами Республики Армения являются: области (марзы, арм. մարզ), общины, имеющий статус общины город Ереван и его административные районы. Община может включать один или несколько населённых пунктов. Сама Республика Армения является унитарным государством.

Административно-территориальное деление Башкортостана

Административно-территориальное деление Республики Башкортостан — деление республики на территориальные единицы, в соответствии с которым строится и функционирует система органов государственной власти.

Столица республики — город Уфа.

В Республике Башкортостан, как и во всех субъектах Российской Федерации, существует административно-территориальное устройство и территориальное устройство муниципальных образований. Очень часто эти два понятия путают между собой. Границы административно-территориального устройства и территориального устройства муниципальных образований в Республике Башкортостан практически совпадают. Различия между ними: внутригородские районы г. Уфы являются административно-территориальными единицами, но не являются муниципальными образованиями; 10 сельских советов в городах Уфе (5), Нефтекамске (2), Кумертау (2), Сибае (1) являются административно-территориальными единицами, но не являются муниципальными образованиями (сельскими поселениями). Муниципальные образования со статусом городских округов созданы на территориях 8 городов республиканского значения (Уфа, Агидель, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Сибай, Стерлитамак) и 1 ЗАТО (Межгорье). Остальные города и посёлки городского типа являются городами районного значения (12) и рабочими посёлками (2): на их территориях образованы муниципальные образования со статусом городских поселений в составе муниципальных районов.

Административно-территориальное деление Боснии и Герцеговины

Административное устройство Бо́снии и Герцегови́ны в текущем виде заложено в Дейтонском соглашении. Государство состоит из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов (от англ. entity): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, близкими по статусу к субъектам конфедерации, но без права выхода из её состава. Округ Брчко с 1999 года управляется отдельно от энтитетов.

Административно-территориальное деление Грузии

В административном отношении территория Грузии де-юре включает 1 город государственного значения (столица Тбилиси), 9 краёв (груз. მხარე mkhare) и 2 автономные республики (груз. ავტონომიური რესპუბლიკა avtonomiuri resp’ublik’a): Абхазию и Аджарию.

Территория Абхазской Автономной Республики, а также территория бывшей Юго-Осетинской автономной области, формально ставшая частями территорий краёв Шида-Картли, Мцхета-Мтианети, Рача-Лечхуми и Нижняя Сванетия и Имеретия, контролируются частично признанными государствами Республика Абхазия и Южная Осетия соответственно.

Административно-территориальное деление Молдавии

Административно-территориальное деление Молдавии в текущем виде определяется Конституцией и законом Республики Молдова № 764 от 27.12.2001 «Об административно-территориальном устройстве Республики Молдова», и было сформировано 29 января 2002 года. Закон выделяет 2 уровня административно-территориального деления. На первом уровне находятся 32 района, 3 муниципия, автономное территориальное образование Гагаузия и административно-территориальные единицы левобережья Днестра, которым может быть предоставлен особый статус. Муниципий Бендеры и административно-территориальные единицы Левобережья Днестра находятся под фактическим контролем непризнанного государства Приднестровская Молдавская Республика. На втором уровне административно-территориального деления Молдавии находятся города, сёла и коммуны, являющиеся объединением нескольких сёл.

Административно-территориальное деление Москвы

Территориальное деление Москвы — система территориальных единиц в пределах границ города Москвы.

Территориальными единицами Москвы являются административные округа, районы и поселения, имеющие наименования и границы, закреплённые правовыми актами города.

Административный округ — территориальная единица города Москвы, образуемая для административного управления соответствующей территорией. Административный округ включает в себя несколько районов или поселений города Москвы. Границы административного округа не могут пересекать границ районов или поселений.Район — территориальная единица Москвы, образуемая с учётом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территории.Поселение — территориальная единица Москвы, образуемая на территориях, включённых в состав Москвы в 2012 году в ходе реализации проекта по расширению её территории.До 1 июля 2012 года в Москве было 125 районов и 10 административных округов. С 1 июля 2012 года, после расширения территории Москвы, были образованы 2 новых административных округа (Новомосковский и Троицкий), а в их составе 21 поселение. Фактически Троицкий и Новомосковский округа управляются как единый округ.

Административно-территориальное деление Республики Южная Осетия

В административно-территориальном отношении Республика Южная Осетия делится на 4 района: Цхинвальский, Ленингорский, Знаурский и Дзауский — и 1 город республиканского подчинения — Цхинвал.

В республике всего два города: столица Цхинвал (42 934 чел. в 1989 г. и от 17 тыс. до 30 тыс. в 2009 г.) и Квайса (2264 чел. в 1989 г. и около 1 тыс. чел. в 2009 г.) в Дзауском (Джавском) районе.Оценка численности населения районов РЮО по данным переписи 2015 года в сравнении с оценками в 2009 году и с данными переписи населения 1989 года в ЮОАО:

Районы состоят из 41 сельской администрации (сельсоветов), в том числе в Цхинвальском районе — 15, Дзауском — 12, Ленингорском — 8, Знаурском — 6 сельских администраций (сельсоветов).

Административно-территориальное деление Сирии

Сирия делится на 14 мухафаз, главы которых назначаются министром внутренних дел после утверждения кабинета министров. В каждой мухафазе выбирается местный парламент. Мухафаза Кунейтра оккупирована Израилем с 1973 года и аннексирована им в 1981 году, часть мухафазы (демилитаризованная зона) находится под управлением ООН.

Мухафазы Сирии в свою очередь разделены на 64 манатика (مناطق), включая столицу Дамаск. Манатики разделены на 206 навахи (نواحي). Они делятся на крупные города и прочие населённые пункты.

На 2007 год в Сирии насчитывалось 84 крупных города и 6432 прочих населённых пункта (маленьких городов и деревень).

Административно-территориальное деление города федерального значения Севастополя

Административно-территориальное устройство города Севастополя — территориальное деление города федерального значения Севастополя на административно-территориальные единицы в целях осуществления полномочий исполнительных органов государственной власти города Севастополя.

В сфере территориальной организации местного самоуправления в городе образованы муниципальные образования.

Согласно Конституции Украины, территория, подчинённая Севастопольскому городскому совету, является одним из 27 регионов Украины — городом со специальным статусом. Для обозначения данного региона на Украине часто также используется название Севастопольский городской совет (укр. Севастопольська міська рада), которое является наименованием органа местного самоуправления этого региона на Украине. С 18 марта 2014 года Севастополь фактически является одним из 85 субъектов Российской Федерации и носит официальное название город федерального значения Севастополь, представительным органом которого вместо горсовета стало Законодательное собрание города Севастополя.

Административное деление Австрии

Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).

Административное деление Германии

Федеративная Республика Германия является федерацией из 16 земель, из которых 13 являются «государствами-областями» (нем. Flächenländer), а три — «городами-государствами» (нем. Stadtstaaten).

Административное деление Казахстана

Республика Казахстан — унитарное государство, административно состоящее из 17 территориальных единиц: 14 областей и 3 городов республиканского значения.

Административное деление Норвегии

Администрати́вное деле́ние Норве́гии — иерархическая система разделения территории и проживающего на ней населения Норвегии на отдельные участки с целью организации государственного управления. Помимо юридической системы административного деления существует традиционная, часто используемая в обиходе и литературе.

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).

Утверждён 14 декабря 2005 года, с 1 января 2014 года вводится в действие и внедряется в статистическую практику новая версия Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований: ОК 033—2013. Принципиальное отличие новой версии — наличие кода ОКТМО для населённых пунктов.

C 1 января 2014 года именно ОКТМО необходимо указывать в налоговых платёжных поручениях (вместо ОКАТО и в том же поле, что и последний).

Территориальное деление России

В современной России используется несколько типов территориального деления. Согласно Конституции, Россия состоит из субъектов Федерации.

Территория, подчинённая Севастопольскому городскому совету

Территория, подчинённая Севастопольскому городскому совету (также Севастопольский регион или Большой Севастополь) с 18 марта 2014 года не является 27-м регионом Украины на юго-западе Крымского полуострова — согласно Устава ООН и Декларации Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1960 года О праве народов на самоопределение. Для обозначения данного региона на Украине часто также используется название Севастопольский городской совет (укр. севастопольська міська рада), которое является наименованием органа местного самоуправления этого региона.

С 18 марта 2014 года данный регион является частью России, согласно федеративному устройству которой он является одним из 85 субъектов Российской Федерации и носит официальное название город федерального значения Севастополь. Присоединение Севастополя к России не признаётся Украиной и большинством стран-членов ООН.

Цислейтания

Цислейтания (от лат. Cisleithania — «земля до реки Лайты») — в 1867—1918 годах, название одной из составных частей монархии Австро-Венгрии, земли, непосредственно подконтрольные австрийской имперской (а не венгерской королевской) короне.

Административно-территориальные единицы

Капителью выделяется термин, используемый не менее, чем в десяти странах.

Русские термины

  • Район
    • Автономный район
  • Автономный уезд
  • Квартал
  • Столица
  • Кантон
  • Город
  • Посёлок
  • Колония
  • Коммуна
  • Автономное сообщество
  • Кондоминиум
  • Графство
  • Совет
  • Сельсовет
  • Департамент
  • Округ
    • Автономный округ
  • Административный округ
  • Столичный округ
  • Городской округ
  • Имперский округ
  • Федеральный округ
  • Муниципальный округ
  • Область
    • Автономная область
  • Герцогство
  • Староство
  • Губерния
  • Община
  • Островные территории
  • Локальная административная единица
  • Муниципалитет
  • Соседство
  • Префектура
    • Супрефектура
  • Княжество
  • Протекторат
  • Провинция
  • Регентство
  • Регион
    • Автономный регион
    • Столичный регион
    • Специальный административный регион
  • Республика
    • Автономная республика
  • Резервация
  • Штат
  • Территория
    • Зависимые территории
    • Союзные территории
  • Городская агломерация
  • Уезд
  • Волость
  • Деревня
  • Село
  • Поселковый совет

Нерусские в настоящее время
и заимствованные слова

Устаревшие и исторические русские

Устаревшие нерусские

  • См. также: Таблица административных единиц по странам
  • Политическое деление
  • Избирательный округ

Страны Азии: Административное деление

Независимые
государства

Непризнанные и частично
признанные государства

  • ¹ В основном в Африке
  • ² Частично в Европе

Страны Африки: Административное деление

Независимые государства

Зависимые территории

  • Азорские острова
  • Британская территория в Индийском океане
  • о. Вознесения
  • Канарские о-ва
  • Мадейра
  • Майотта
  • Мелилья
  • Реюньон
  • о. Святой Елены
  • Сеута
  • о-ва Тристан-да-Кунья
  • Французские Южные и Антарктические территории

Непризнанные и частично
признанные государства

  • Сахарская Арабская Демократическая Республика
  • Сомалиленд

¹ Частично в Азии

Страны Европы: Административное деление

Независимые государства

Зависимые территории

Аландские острова Гернси Гибралтар Джерси Остров Мэн Фарерские острова Шпицберген Ян-Майен

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Страны Северной Америки: Административное деление

Независимые государства

Зависимые территории

  • Ангилья
  • Аруба
  • Бермуды
  • Бонэйр, Синт-Эстатиус и Саба
  • Виргинские Острова (Великобритания)
  • Виргинские Острова (США)
  • Гваделупа
  • Гренландия
  • Острова Кайман
  • Клиппертон
  • Кюрасао
  • Мартиника
  • Монтсеррат
  • Навасса
  • Пуэрто-Рико
  • Сен-Бартельми
  • Сен-Мартен
  • Сен-Пьер и Микелон
  • Синт-Мартен
  • Теркс и Кайкос

Страны Южной Америки: Административное деление

Независимые государства

Зависимые территории

  • Фолклендские острова
  • Французская Гвиана
  • Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова

Страны Океании: Административное деление

Независимые государства

Зависимые территории

  • Американское Самоа
  • Гавайи
  • Гуам
  • Острова Кука
  • Кокосовые острова
  • Новая Каледония
  • Остров Рождества
  • Остров Норфолк
  • Ниуэ
  • Остров Пасхи
  • Питкэрн
  • Северные Марианские острова
  • Токелау
  • Уоллис и Футуна
  • Французская Полинезия

§ 1. Зачем нужно районировать территорию?

  • Введение
  • 1. География в современном мире
    • Тема 1. География как наука
      • § 1. Почему география — самостоятельная наука?
      • § 2. Что изучает география?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 2. Методы географических исследований
      • § 1. Какими были первые методы географических исследований?
      • § 2. Что такое географические законы и модели?
      • § 3. Каковы новейшие методы географических исследований?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
  • 2. Политическая карта мира: государства и границы
    • Тема 1. Объекты политической карты мира
      • § 1. Каковы основные черты независимых государств?
      • § 2. Какие формы государственного устройства имеют независимые государства?
      • § 3. Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашенные государства?
      • § 4. Что такое международные территории и акватории и каков их статус?
      • § 5. Где и почему расположены территории с неопределенным статусом?
      • § 6. Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории?
      • § 7. Какие функции выполняют межгосударственные политические организации?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 2. Территория и границы государств
      • § 1. Какие объекты входят в состав территории государства?
      • § 2. Где проходят государственные границы?
      • § 3. Чем вызваны территориальные споры между государствами?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 3. Формирование политической карты регионов мира
      • § 1. Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира?
      • § 2. Как формировалась политическая карта Европы?
      • § 3. Как формировалась политическая карта Азии?
      • § 4. Как формировалась политическая карта Африки?
      • § 5. Как формировалась политическая карта Америки?
      • § 6. Как формировалась политическая карта Океании?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 4. Политическая география и геополитика
      • § 1. Каковы основные положения традиционных геополитических теорий?
      • § 2. Какие принципы лежат в основе геополитических моделей?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
  • 3. Богатство и бедность: типы стран
    • Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира
      • § 1. Как оценить уровень и тип развития страны?
      • § 2. Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни?
      • § 3. Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран?
      • § 4. Как самому составить классификацию стран?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 2. Типы стран современного мира
      • § 1. Как различить более развитые и менее развитые страны?
      • § 2. Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны?
      • § 3. Какие типы стран выделяют географы?
      • § 4. Какова модель формирования колониальной структуры экономики?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
  • 4. Население и культура
    • Тема 1. Размещение населения
      • § 1. Где и когда появились первые люди на Земле?
      • § 2. Как узнать точную численность людей?
      • § 3. Какие факторы определяют расселение людей?
      • § 4. Почему люди переезжают из одной страны в другую?
      • § 5. Какие показатели используют для оценки количества и качества населения?
      • § 6. Как изменялась численность населения по регионам мира?
      • § 7. Грозит ли Земле перенаселение?
      • § 8. Как государство может регулировать число своих граждан?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 2. Культурные районы мира
      • § 1. Что такое культура и из каких элементов она состоит?
      • § 2. Как и где формируются этносы как главные носители культуры?
      • § 3. Как формируются языки и как они влияют на формирование этносов и государств?
      • § 4. Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира?
      • § 5. Какие историко-культурные районы выделяют в мире?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
  • 5. Городские и сельские поселения
    • Тема 1. Урбанизация
      • § 1. Чем город отличается от деревни?
      • § 2. Почему, где и когда появлялись города?
      • § 3. Почему одни города растут, а другие — нет?
      • § 4. Где проходит граница города?
      • § 5. Как растет городское население в развитых и развивающихся странах мира?
      • § 6. Как города влияют на окружающую среду?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 2. Системы расселения
      • § 1. Как определить необходимое для устойчивого развития территории количество городов?
      • § 2. Как формируются системы расселения? Каким закономерностям они подчиняются?
      • § 3. Почему и где возникают периодические центральные места — ярмарки и рынки?
      • § 4. Как управлять системами расселения?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 3. Экономическая и территориальная структура города
      • § 1. Что представляет собой экономическая структура города?
      • § 2. Как работает рынок городских земель?
      • § 3. Почему цена земли в центре города больше, чем на окраине?
      • § 4. Как размещаются в городах жилые кварталы разного качества?
      • § 5. Кто и как размещает в городе предприятия сферы услуг?
      • § 6. Как управлять территориальной структурой города?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
  • 6. Мировое хозяйство
    • Тема 1. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
      • § 1. Какова динамика отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства?
      • § 2. Существует ли оптимальная территориальная структура экономики?
      • § 3. Как проявляется глобализация мирового хозяйства?
      • § 4. Киотский протокол: кто заплатит за развитие экономики и загрязнение окружающей среды?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 2. География сельского хозяйства
      • § 1. Чем определяется размещение и эффективность сельскохозяйственного производства?
      • § 2. Где и когда произошло сельское хозяйство как отрасль экономики?
      • § 3. Какие существуют системы земледелия и животноводства?
      • § 4. Какие взаимосвязи устанавливают модели в географии сельского хозяйства?
      • § 5. Какие статистические показатели используют при изучении географии сельского хозяйства?
      • § 6. Каковы основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 3. Закономерности размещения промышленности
      • § 1. Чем определяется размещение промышленных предприятий?
      • § 2. Какие факторы учитываются в моделях размещения промышленности?
      • § 3. Каковы современные тенденции развития и размещения промышленности мира?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 4. География сферы услуг
      • § 1. Как менялось место сферы услуг в мировой экономике?
      • § 2. Каковы особенности развития транспортной системы мира?
      • § 3. Где размещены мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов?
      • § 4. Каковы региональные особенности развития туризма?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 5. Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция
      • § 1. Какие выгоды получает страна от специализации, международного разделения труда и мировой торговли?
      • § 2. Теории мировой торговли: почему страны торгуют между собой?
      • § 3. Как менялась географическая и товарная структура мировой торговли?
      • § 4. Каковы особенности участия в мировой торговле стран различных социально-экономических типов?
      • § 5. Почему страны вступают в экономические и торговые союзы?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
  • 7. Устойчивое развитие
    • Тема 1. Районирование и административно-территориальное деление
      • § 1. Зачем нужно районировать территорию?
      • § 2. Какие существуют виды районов и принципы районирования?
      • § 3. Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 2. Основы электоральной географии
      • § 1. Какие принципы нарезки округов для голосования обеспечивают равное избирательное право?
      • § 2. Как нарезать округа для голосования?
      • § 3. Какие показатели используются при географическом анализе выборов?
      • § 4. Как распределяются места в парламенте между регионами страны в странах различных социально-экономических типов?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы
    • Тема 3. Региональное неравенство и территориальная справедливость
      • § 1. Каковы принципы территориальной и социальной справедливости?
      • § 2. Как измерить региональное неравенство?
      • § 3. Какие методы региональной политики использует государство?
      • § 4. Как взаимодействуют различные типы экономических районов?
      • Вопросы для повторения. Дискуссия. Задания. Темы рефератов
      • Основные идеи темы

§ 8. Особенности административно-территориального устройства России



Вспомните:

Какие существуют формы правления?

На разных этапах исторического развития этот вопрос решался по-разному. В частности, Платон выделял следующий формы правления: аристократию, тимократию, олигархию, демократию, тиранию. Аристотель (его точка зрения с некоторыми видоизменениями просуществовала до конца Средних веков) выделял три правильные формы правления (в которых закон стоит над волей правителей): монархию, аристократию и потилию, а также три неправильных (где, соответственно, воля правителей стоит над законом).

В настоящий момент юридическая наука выделяет две формы правления: монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Классификация монархий различна, в зависимости от критерия.

Согласно такому критерию, как порядок наследования, монархии делятся на выборную и наследственную.

Вторым признаком, по которому можно классифицировать монархию, является взаимоотношение монархии и церкви. Исходя из этого, можно выделить следующие виды монархии: теократическую и светскую.

Наиболее часто встречающийся критерий – по полноте предоставляемой власти. Различают монархию абсолютную и конституционную (последняя в свою очередь, делится на монархию дуалистическую и парламентскую).

Республика – такая форма правления, где высшие органы государства (президент, парламент, правительство) являются выборными и сменяемыми.

Республика стала наиболее распространенной формой государственности. Она представлена двумя ее основными разновидностями – парламентской и президентской республиками, а также сочетающей элементы двух этих форм: смешанная республика. Главное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительств (совета, кабинета министров).

Вопросы внутри параграфа

Назовите субъекты Федерации в составе Центрального, Южного, Уральского, Дальневосточного округов.

В состав Центрального федерального округа входят 18субъектов Российской Федерации: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области и город Москва.

В состав Южного федерального округа входят 13 субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханская, Волгоградская, Ростовская области.

В состав Уральского федерального округа входят 6 субъектов Российской Федерации: 4 области (Свердловская, Челябинская, Курганская, Тюменская) и 2 автономных округа (Ханты-Мансийский – Югра, Ямало-Ненецкий).

В состав Дальневосточного федерального округа входят 9 субъектов Российской Федерации: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ.

Вопросы и задания

1. Объясните, зачем на территории страны выделяют административно-территориальные образования.

Главная задача административно-территориального деления – административно-территориальное управление страной. Оно решает несколько важнейших задач. Во-первых, оно обеспечивает территориальную целостность государства и государственный контроль на всей его территории. Во-вторых, с помощью административно-территориального управления происходит быстрая мобилизация сил во время чрезвычайных ситуаций (войн, стихийных бедствий и пр.). В-третьих, территориальный подход необходим для эффективной работы общегосударственных служб: пожарной, почтовой, охраны общественного порядка и пр.

2. Почему Россия – федеративное государство? Пользуясь политико-административной картой, назовите несколько субъектов Федерации: 1) государственно-территориальных; 2) национально-территориальных.

Россия – федеративное государство, потому что государство состоит из системы федеративных единиц – субъектов Федерации – частей территории страны, имеющих официально установленные границы и обладающих определёнными правами и обязанностями.

Государственно-территориальные субъекты Федерации: Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Брянская область, Владимирская область.

Национально-территориальные субъекты Федерации: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия

3. В каком субъекте Федерации вы проживаете? Как называется его столица? Является ли ваш субъект национально-территориальным? Ответьте несколькими предложениями: в чём особенности географического положения, истории формирования, населения и хозяйства вашего субъекта Федерации?

Я проживаю в Свердловской области – одном из субъектов Федерации. Его столицей является город Екатеринбург. Свердловская область – крупнейший регион Урала. Область занимает среднюю и охватывает северную части Уральских гор, а также западную окраину Западно-Сибирской равнины. Образована как область РСФСР 17 января 1934 года при разделении Уральской области, в нынешних границах с 1938 года – после выделения из её состава Пермской области. Численность населения области по данным Росстата составляет 4 325 318 чел. Плотность населения – 22,26 чел./км2, что почти втрое выше среднего по РФ. Городское население – 84,71%. Свердловская область является одним из важнейших промышленных регионов России. В структуре промышленного комплекса доминируют чёрная и цветная металлургия (соответственно 31 % и 19 % объёма промышленного производства), обогащение урана и железной руды, машиностроение. Среди машиностроительных отраслей преобладает тяжелое машиностроение, в том числе ориентированное на нужды ВПК.

4. Найдите на политико-административной карте России все федеральные округа и их столицы. В какой округ входит ваш субъект Федерации? Объясните, зачем выделены федеральные округа.

Наша область входит в Уральский федеральный округ. Федеральные округа выделены в 2000 г. по указу Президента Российской Федерации для обеспечения исполнения Конституции и законов Российской Федерации, постановлений правительства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *