Что такое гидросфера

Уникальные свойства воды

Вода — единственное химическое соединение, которое существует в природе в виде и жидкости, и твердого вещества (лед), и газа (пары воды). Всем хорошо известно, что вода при нормальных условиях — бесцветная прозрачная жидкость без запаха. При этом физико-химические свойства воды поистине удивительны:

  • высоким поверхностным натяжением (с этим свойством связано значительное капиллярное поднятие воды, что способствует питанию растений по корневым системам);
  • высокими температурами кипения и замерзания;
  • удельные энтальпии (теплосодержание) плавления и испарения выше, чем у большинства веществ;
  • плотность воды в жидкой фазе больше плотности льда, поэтому лед плавает на поверхности воды, и водоемы не замерзают до дна.

Фото: dimitrisvetsikas1969, .com

Вода является прекрасным растворителем для многих веществ. Благодаря высокой растворяющей способности воды в ней содержатся практически все химические элементы, из которых наиболее важны для живых организмов. Обилие растворенных элементов превращает водную среду в своеобразный «ведьмин студень», в котором возможны самые фантастические преобразования энергии, вещества и информации. Почти все биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность организмов, сводятся к реакциям в водных растворах.

Мировой океан как составная часть гидросферы

Как уже упоминалось, около 96% объема гидросферы приходится на долю Мирового океана. Его главной особенностью является консервативность и устойчивость во времени. Особенно удивительно сохранение постоянства солевого состава океанской воды: процентное соотношение в ней основных солей остается неизменным в любом районе океана и на всех глубинах, независимо от степени распреснения.

Большая теплоемкость воды сглаживает крайние температуры, ведет к накоплению большого количества тепла, что создает благоприятные условия для развития и распространения организмов по всей водной толще. Фото: 12019, .com

Малая изменчивость физических условий в Мировом океане способствовала в свое время зарождению жизни, в настоящее время благоприятствует поддержанию ее наибольшего разнообразия.

  • Из 33 классов растений, известных биологам, в гидросфере встречаются представители 18, а из 63 классов животных — 60. Можно считать, что гидросфера, и в особенности Мировой океан, являются хранилищами видового разнообразия жизни.

Следует отметить, что химический состав крови всех животных (включая и человека) близок по составу к морской воде. Выйдя из «морской стихии» на сушу, живые существа продолжают поддерживать в своих кровеносных сосудах привычную морскую среду. Функции крови и морской воды в принципе одинаковы. Это — транспорт живых клеток, белково-углеводных комплексов и растворенных газов.

Важными свойствами океанической среды, помимо устойчивости в геологическом масштабе времени, являются также:

  • непрерывность (в отличие от континентальных водоемов);
  • сплошная заселенность и почти полное отсутствие безжизненных зон;
  • интенсивная циркуляция;
  • наличие приливов и отливов.

В океане могут быть выделены две основные группы местообитаний (биотопов) растений и животных: это прибрежные биотопы (зона шельфа) и биотопы открытых вод (пелагиаль). Фото: Pexels, .com

Прибрежные биотопы имеют достаточно выраженные, очерченные границы. Обычно они размещаются по шельфу поясами (полосами), параллельными береговой линии, которые сменяют друг друга по мере возрастания глубины.

В пелагической части океана структура биотопов зависит от режима течений и особенностей циркуляции водных масс в каждом конкретном районе. При наличии устойчивых связей всей водной массы с дном (вследствие интенсивного гидродинамического переноса) образуется единый биотоп.

Гораздо чаще, однако, в океане возникает ситуация, когда контрастные водные массы, отличающиеся физико-химическим режимом, располагаются друг над другом по типу слоеного пирога. В этом случае целесообразно рассматривать их как отдельные биотопы. Общими особенностями пелагических биотопов являются большие размеры и размытость границ.

Особенности других типов водоемов, образующих гидросферу, описаны в этой статье.

Теги: водоем, гидросфера, морская вода, свойства воды, Мировой океан, водная среда, вода

Строение и состав

Вода на Земле

  • Общий объём воды на планете — около 1,39 млрд км3 .
  • Масса гидросферы — примерно 1,46·1021 кг. Это в 275 раз больше массы атмосферы, но лишь 1/4000 от массы всей планеты.

Бо́льшая часть воды сосредоточена в океане, намного меньше — в ледниках, континентальных водоёмах и подземных водах. Солёные океанические воды составляют 96,4 % объёма гидросферы, воды ледников — 1,86 %, подземные воды — 1,65 %, а поверхностные воды суши — немногим более 0,02 %.

Океаны покрывают около 71 % земной поверхности. Средняя их глубина составляет 3800 м, а максимальная (Марианская впадина в Тихом океане) — 10 994 метра. Океаническую кору слагают осадочный и базальтовый слои. В водах Мирового океана растворены соли (в среднем 3,5 %) и ряд газов. В частности, верхний слой океана содержит 140 трлн тонн углекислого газа и 8 трлн тонн кислорода.

Поверхностные континентальные воды занимают лишь малую долю в общей массе гидросферы, но, тем не менее, играют важнейшую роль в жизни наземной биосферы, являясь основным источником водоснабжения, орошения и обводнения. Сверх того эта часть гидросферы находится в постоянном взаимодействии с атмосферой и земной корой.

Воду, которая находится в твёрдом состоянии (в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте), объединяют под названием криосферы.

Состав и объем гидросферы:

Части гидросферы Объём, млн км3 %
Мировой океан 1370 93,96
Подземные воды 64 4,38
Ледники 24 1,65
Озёра и водохранилища 0.280 0,02
Почвы 0,085 0,01
Атмосферный пар 0,014 0,001
Реки 0,001 0,0001
Вся гидросфера 1458,38 100

Отправить сообщение

Вся вода на поверхности планеты образует оболочку, называемую гидросферой. Гидросфера занимает на нашей планете большую часть ее поверхности: более 380 млн. км2, или свыше 75% (общая ее площадь — около 510 млн. км2)

Характеристику гидросферы обычно начинают с цифры 361,2 млн. км2 и утверждают, что это та площадь, которая на поверхности Земли покрыта водой. Но на деле это только площадь морей и океанов, а вся гидросфера занимает заметно большую территорию.

Более скромную площадь суши занимают озера и реки — 2,3 млн. км2, или 1,7%, а еще около 3 млн. км2 — болота и сильно увлажненные земли. Поэтому вода появилась задолго до развития жизни. И, по-видимому, в воде, в теплых мелких морях возникли первые живые организмы. С тех пор всякая жизнь тесно связана с водой; важнейшие процессы в организме живого существа протекают при участии водных растворов различных веществ.

На земном шаре очень много воды — около полутора миллиардов кубических километров. Девяносто процентов (1,3 миллиарда кубических километров) ее сосредоточено в океанах и десять процентов (131 миллион кубических километров) — на континентах.

Континентальная вода в основном находится под землей. Примерно половина ее, 60 миллионов кубических километров, расположена на глубине десятков и сотен метров от поверхности. Пропитывая пористые породы, она образует огромные бассейны, которые лежат на водонепроницаемых слоях. Под колоссальной тяжестью вышележащих горных масс глубоко расположенная подземная вода вырывается на поверхность через артезианские скважины. Несколько меньше воды — около 50 миллионов кубических километров — сосредоточено в верхних слоях земной поверхности, на глубине нескольких метров, и в почве. Мы видим ее в колодцах, в глубоких канавах.

Еще меньше — около 20 миллионов кубических километров воды в форме ледников покрывает Антарктиду, Гренландию, острова Ледовитого океана и вершины горных хребтов. Немного (по этим исполинским маштабам) воды находится в озерах (750 000 кубических километров) и в атмосфере — в виде пара и облаков (13 000 кубических километров). И лишь около одной тысячи кубических километров — в реках. Интересно, что даже в растениях и животных воды содержится значительно больше, чем в реках. Если бы «выжать» эту воду (около 6 тысяч кубических километров), то ее хватило бы на питание всех рек в течение двух месяцев. Другие крупные скопления воды — это болота. Вся вода на Земле находится в непрерывном движении.

Но вода существует не только на нашей планете. Ее можно встретить и в составе многих космических тел.

2.Континентальные воды

От нефтяного загрязнения страдают, естественно, не только морские, но и пресные воды. Сточные воды нефтеперегонных заводов, смена масла в автомобилях, утечки масла из картеров, расплескивание бензина и дизельного топлива в момент заправки автомобилей – все это приводит к загрязнению источников воды и водоносных слоев. При этом загрязняются не только и даже не столько поверхностные, сколько подземные воды. Поскольку бензин проникает в почву в семь раз быстрее, чем вода, и придает неприятный вкус питьевой воде даже при таких низких концентрациях, как 1 млн-1, подобное загрязнение способно сделать неприемлемой для питья довольно значительное количество подземных вод.

3.Воздействие нефтепродуктов на водные экосистемы

Мазут, дизельное топливо, керосин (сырая нефть значительно легче подвергается биологической и другой деструкции), покрывая пленкой воду, ухудшают газо- и теплообмен океана и атмосферы, поглощают значительную часть биологически активной компоненты солнечного спектра.

Интенсивность света в воде под слоем разлитой нефти составляет, как правило, только 1 % интенсивности света на поверхности, в лучшем случае 5-10 %. В дневное время слой темноокрашенной нефти лучше поглощает солнечную энергию, что приводит к повышению температуры воды. В свою очередь, в нагретой воде снижается количество растворенного кислорода и увеличивается скорость дыхания растений и животных.

При сильном нефтяном загрязнении наиболее очевидным оказывается ее механическое действие на среду. Так, нефтяная пленка, образовавшаяся в Индийском океане в результате закрытия Суэцкого канала (маршруты всех танкеров с аравийской нефтью шли в этот период через Индийский океан), снизила испарение воды в 3 раза. Это привело к уменьшению облачности над океаном и развитию засушливого климата в прилегающих районах.

Немаловажным фактором является биологическое действие нефтепродуктов: их прямая токсичность для гидробионтов и околоводных организмов.

Береговые сообщества можно расположить по возрастанию чувствительности к нефтяному загрязнению в следующем порядке:

Скалистые берега, каменные платформы, песчаный пляж, галечный пляж, укрытые скалистые берега, укрытые пляжи, марши и мангровые заросли, коралловые рифы.

4.Полициклические ароматические соединения: источники бен(а)пирена, бен(а)пирен в воде, донных отложениях, планктонных и бентосных организмах, разложение бен(а)пирена морскими организмами, последствия загрязнения бен(а)пиреном

В настоящее время загрязнение полициклическими ароматическими углеводородами (ПАУ) носит глобальный характер. Их присутствие обнаружено во всех элементах природной среды (воздух, почва, вода, биота) от Арктики до Антарктиды.

ПАУ, обладающие выраженными токсическими, мутагенными и канцерогенными свойствами, многочисленны. Их количество достигает 200. Вместе с тем, ПАУ, распространенных повсеместно в биосфере не более нескольких десятков. Это антрацен, флуорантрен, пирен, хризен и некоторые другие.

Наиболее характерным и наиболее распространенным в ряду ПАУ является бенз(а)пирен (БП):

БП хорошо растворим в органических растворителях, тогда как в воде он растворим чрезвычайно мало. Минимальная действующая концентрация бенз(а)пирена мала. БП трансформируется под действием оксигеназ. Продукты трансформации БП являются конечными канцерогенами.

Доля БП в общем количестве наблюдаемых ПАУ невелика (1–20%). Его делают значимым:

Активная циркуляция в биосфере

Высокая молекулярная устойчивость

Значительная проканцерогенная активность.

С 1977 г. БП на международном уровне считается индикаторным соединением, по содержанию которого оценивается степень загрязненности среды канцерогенными ПАУ.

Источники бенз(а)пирена

В формировании природного фона бенз(а)пирена участвуют различные абиотические и биотические источники.

Геологические и астрономические источники. Поскольку ПАУ синтезируются при термических превращениях простых органических структур, БП обнаруживается в:

материале метеоритов;

магматических породах;

гидротермальных образованиях (1-4 мкг кг-1);

Вулканических пеплах (до 6 мкг кг-1). Глобальный поток вулканического БП достигает 1,2 т год-1(Израэль, 1989).

Абиотический синтез БП возможен при сгорании органических материалов во время природных пожаров. При горении леса, травяного покрова, торфа образуется до 5 т год-1. Биотический синтез БП обнаружен для целого ряда анаэробных бактерий, способных синтезировать БП из природных липидов в донных отложениях. Показана возможность синтеза БП и хлореллой.

В современных условиях рост концентрации бенз(а)пирена связан с антропогенным происхождением. Главными источниками БП являются: бытовые, промышленные сбросы, смывы, транспорт, аварии, дальний перенос. Антропогенный поток БП составляет примерно 30 т год-1.

Кроме того, важный источник поступления БП в водную среду – транспортировка нефти. При этом в воду попадает около 10 т год-1.

Бенз(а)пирен в воде

Наибольшее загрязнение БП характерно для бухт, заливов, замкнутых и полузамкнутых морских бассейнов, подверженных антропогенному воздействию (табл. 26). Самые высокие уровни загрязнения БП в настоящее время отмечены для Северного, Каспийского, Средиземного и Балтийского морей.

Бенз(а)пирен в донных отложениях

Поступление ПАУ в морскую среду в количестве, превышающем возможности их растворения, влечет за собой сорбцию этих соединений на частицах взвесей. Взвеси оседают на дно и, следовательно, БП накапливаются в донных осадках. При этом основной зоной накопления ПАУ является слой 1-5 см.

Зачастую ПАУ осадков имеют природное происхождение. В этих случаях они приурочены к тектоническим зонам, участкам глубинного термического воздействия, ареалам рассеяния газо-нефтяных скоплений.

Тем не менее, наиболее высокие концентрации БП обнаруживаются в зонах антропогенного влияния (табл. 27).

Таблица 27

Средние уровни загрязнения морской среды бенз(а)пиреном мкг л–1

Акватория

Вода

Придонный слой

Донные отложения

Чистая

0,025±0,003

0,125±0,003

С интенсивным судоходством

0,052±0,004

16,1±1,17

Прибрежные воды у районов с развитой промышленностью

0,15±0,01

2,24±0,1

76,8±3,25

Прибрежные воды в районе сброса стоков сланцепереработки

0,27±0,07

5,0±0,2

7500±125

Прибрежные воды в районе нефтедобычи и нефтепереработки

0,10±0,02

10,6±0,39

8030±146

Бенз(а)пирен в планктонных организмах

ПАУ не только сорбируются на поверхности организмов, но и концентрируются внутриклеточно. Для планктонных организмов характерен высокий уровень накопления ПАУ (табл. 28).

Содержание БП в планктоне может варьировать от нескольких мкг кг-1 до мг кг-1 сухой массы. Наиболее обычное содержание (2-5) 102 мкг кг-1 сухой массы. Для Берингова моря коэффициенты накопления (отношение концентрации в организмах к концентрации в воде) в планктоне (Сп/Св) колеблются от 1,6 10 до 1,5 104, коэффициенты накопления в нейстоне (Сн/Св) колеблются от 3,5 102 до 3,6 103 (Израэль, 1989).

Бенз(а)пирен в бентосных организмах

Поскольку большинству бентосных организмов основой питания служит взвешенное органическое вещество и детрит грунтов, зачастую содержащие ПАУ в концентрациях выше, чем в воде, бентонты часто накапливают БП в значительных концентрациях (табл. 28). Известно накопление ПАУ полихетами, моллюсками, ракообразными, макрофитами.

Таблица 28

Коэффициенты накопления БП в различных объектах экосистемы Балтийского моря (Израэль, 1989)

Объекты

Коэффициенты

Планктон/вода

Грунт/вода

Бентос/вода

Бентос/грунт

Разложение бенз(а)пирена морскими микроорганизмами

Поскольку ПАУ – вещества, встречающиеся в природе, естественно, что существуют микроорганизмы, способные их разрушать. Так, в экспериментах в Северной Атлантике БП-окисляющие бактерии разрушали от 10-67 % внесенного БП. В опытах в Тихом океане была показана способность микрофлоры разрушать 8-30 % внесенного БП. В Беринговом море микроорганизмы разрушали 17-66 % внесенного БП, в Балтийском море – 35-87 %.

На основании экспериментальных данных была построена модель, позволяющая оценить трансформацию БП в Балтийском море (Израэль, 1989). Было показано, что бактерии верхнего слоя воды (0-30 м) за лето способны разложить до 15 т нефти, за зиму – до 0,5 т. Общая масса БП в Балтийском море оценивается в 100 т. Если предположить, что микробное разрушение БП является единственным механизмом его элиминации, то время, которое будет затрачено на разрушение всего имеющегося запаса БП, составит от 5до 20 лет.

Последствия загрязнения бенз(а)пиреном

Для БП доказаны токсичность, канцерогенность, мутагенность, тератогенность, действие на репродуктивную способность рыб. Кроме того, как и другие трудноразложимые вещества, БП способен к биоаккумуляции в пищевых цепях и, соответственно, представляет опасность для человека.

Лекция №18;Проблема повышения кислотности вод

  1. Источники и распространение: антропогенные выбросы окислов серы и азота.

  2. Действие кислотных осадков на окружающую среду: чувствительность водоемов к повышению кислотности, буферная емкость озер, рек, болот; действие закисления на водную биоту.

  3. Борьба с закислением: перспективы.

Закисление окружающей среды накоплением сильных кислот, или веществ, образующих сильные кислоты, оказывает сильнейшее воздействие на химический режим и биоту десятков тысяч озер, рек, водосборных бассейнов в Северной Европе, на северо–востоке Северной Америки, части Восточной Азии и повсюду, хотя и в меньшей степени. Закисление вод определяется снижением нейтрализационной емкости (acid neutralizing capacity – ANC). Закисленные воды претерпевают химические и биологические изменения, меняется видовая структура биоценозов, снижается биоразнообразие и т.п. Высокая концентрация Н+ ведет к высвобождению из почв металлов, с последующим их транспортом в озера и болота. Высокая концентрация Н+ в водотоках также ведет к высвобождению металлов, в том числе токсичных, из речных осадков.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Удомельский колледж».
Одобрено
Методическим объединением ГБПОУ «Удомельский колледж».
Протокол № ______от «___»________2014г.
Председатель__________В.Г.Пронина
Согласовано
Зам. директора по УВР
__________Е.И.Веселова
«___»________2014 год
Экзаменационный тест по курсу «Экологические основы природопользования».
13.02.03 Электрические станции сети и системы
13.02.01 Тепловые электрические станции
19.02.10 Технология продукции общественного питания
(2 курс)
Пронина В.Г.- преподаватель
ГБПОУ «Удомельский колледж».
АННОТАЦИЯ.
Данная разработка составлена по основным темам курса «Экологические основы природопользования» в форме разноуровневого теста с 4 вариантами. Разработка базируется на биолого-экологических знаниях студентов, полученных в период обучения в профессиональном образовательном учреждении.
Пояснительная записка
Содержание экзаменационной работы по предмету определяют основные нормативные документы:
1) Федеральный компонент государственного стандарта полного среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
2) Требования к уровню подготовки учащихся.
3) Рабочая программа по предмету .
Выполнение данных заданий отвечает следующим требованиям к уровню подготовки учащихся по соответствующим специальностям или программам данной дисциплины федерального компонента государственных образовательных стандартов профессионального образования:
иметь представление:
-о взаимосвязи организмов и среды обитания;
— об условиях устойчивого состояния экосистем и причина возникновения экологического кризиса;
-о природных ресурсах России;
-об экологических принципах рационального природопользования;
-о современном состоянии окружающей среды России и планеты;
-о воздействии негативных экологических факторов на человека, их прогнозировании и предотвращении;
-о планетарных экологических проблемах, о путях ликвидации экологических катастроф.
-о взаимосвязи рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия окружающей среды.
-об основных источниках загрязнения окружающей среды;
-о классификации загрязнителей и путях из воздействия на человека;
-об экологических последствиях заражения окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами;
-об организации и проведении мониторинга окружающей среды.
-об истории становления Российского природоохранного законодательства;
-о международных связях, взаимоотношениях по вопросам охраны окружающей среды;
знать:
— задачи и цели природоохранных органов управления и надзора;
— правовые вопросы экологической безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Структура экзаменационной работы по курсу «Экологические основы природопользования».
Тесты для экзамена по предмету «Экологические основы природопользования включают все темы курса. Каждый тест содержит 30 вопросов, которые различаются по содержанию, но равнозначны по сложности. В них входят 19 вопросов с одним вариантом ответов, 5 вопросов с двумя вариантами ответов, 1 вопрос с тремя вариантами ответов, 1 вопрос на установление соответствия, 4 вопроса с кратким словесным ответом.
Время выполнения экзаменационной работы отводится 60 минут. Учащиеся могут завершить выполнение работы досрочно.
Экзаменационный тест
по курсу «Экологические основы природопользования»
1 вариант.
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов в вопросах с 1 по 19.
1. Кто из ученых дал первое определение экологии как науки?
а)Н.Ф.Реймерс б)Э. Геккель
в)В.А.Радкевич г) Аристотель
2.Метод работы в области экологии
а) метод измерений б) преобразовательный
в) проблемно-поисковый г) наблюдение
3.Назовите абиотические факторы среды
а) симбиоз
б)конкуренция
в)хищничество
г) свет
4. Весь искусственный мир, созданный человеком, не имеющий аналогов в естественной природе:
а) социальная среда;
б) природная среда;
в) среда «второй» природы;
г) среда «третьей» природы.
5. Косвенное воздействие человека на животных заключается в:
а) гибели животных от загрязнения воздуха выбросами промышленных предприятий;
б) гибели из-за пожаров, возникших в результате грозы;
в) гибели из-за охоты;
г) гибели животных в следствии засухи.
6.Какие организмы создают органические вещества из неорганических:
а-продуценты;
б-редуценты;
в- консументы первого порядка
г-консументы второго порядка.
7. К компонентам гидросферы не относится:
а) водяной пар атмосферы;
б) грунтовые воды;
в) озера;
г) ледники.
8. Внешняя твердая оболочка планеты, включающая земную кору и часть верхней мантии:
а) ядро;
б) магма;
в) литосфера.
г) почвенная
9. Что такое загрязнители?
а-вещества, улучшающие состояние среды;
б- вещества, ухудшающие состояние среды;
в- вещества, безразличные для состояния среды;
10.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся ПЕСОК?
а- химические
б-физические
в- механические
г-биологические
11.К каким загрязнителям по токсичности относятся сероводород?
а-чрезвычайно опасные
б-умеренно опасные
в-высоко токсичные
г-мало опасные
12.Импактный мониторинг окружающей среды это:
а-мониторинг наиболее загрязненных мест планеты;
б-мониторинг заповедников;
в-мониторинг территории области;
г-мониторинг состояния воды в озере.
13.Назовите причины возникновения кислотных дождей
а-углекислый газ
б-фреоны
в-окислы серы
г-пыль
14. Какие вещества-загрязнители при воздействии на организм вызывают у человека экзему?
а-угарный газ
б-бензол
в-ртуть
г-этиловый спирт
15. Бытовые отходы – это отходы:
а) производства и промышленности;
б) только жидкие бытовые отходы;
в) только твердые бытовые отходы;
г) жидкие и твердые бытовые отходы.
16.Какое количество возбудителей заболеваний может содержаться в питьевой воде?
а-0,25 мг/л
б- не более ПДК
в- не должно быть совсем.
17. Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая хозяйственная деятельность – это:
а) заповедник;
б) национальный парк;
в) заказник;
г) памятник природы.
18.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства из сырья, которые используются в других производствах для получения готовой продукции, называются…?
а) отходами б) вторичными продуктами
в) первичными продуктами г) вторичным сырьем
19.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в результате данного производства, которые являются его конечной целью , называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 24 .
20.На какие группы классифицируется сырье по его принадлежности к компоненту природы:
а) органическое б) промышленное
в) воздушное г) космическое
21. Какие природные ресурсы относятся к неисчерпаемым ?
а) ветер б) лес
в)солнечная энергия г) нефть
22.Закончите фразу: «Металлолом при варке стали является сырьем….
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
23.Основные пути решения проблем рационального природопользования:
а)повышение безотходности производства;
б) повышение темпов потребления возобновимых ресурсов над их восстановлением;
в)разработка ресурсосберегающих технологий.
24. Для городской среды характерны:
а- понижение содержания кислорода и увеличения углекислого газа в составе воздуха.
б-уменьшение численности населения по сравнению с сельской местностью;
в- насыщенность различными физическими загрязнителями: шумом, электромагнитным излучением и др.;
г- преобладание зеленой зоны над жилой и промышленной зонами.
3.Из предложенных вариантов ответов вопроса 25 выберите 3 правильных.
25.Вторичным сырьем не является:
а) нефть
б) стеклотара;
в) солнечная энергия
г) полиэтиленовые пакеты;
д) ветер
е) макулатура.
26.Приведите по 1 примеру двух видов органического сырья по составу.
27.Приведите по 1 примеру 2 видов первичных энергетических ресурсов.
28. Выберите правильное утверждение:
а) человек не является биотическим ресурсом;
б) наиболее опасны жидкие промышленные отходы;
в) наименее опасны радиоактивные отходы;
г) макулатура не является сырьем для вторичной переработки.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) на территории Тверской области есть охраняемые территории;
б) авария на Чернобыльской АЭС относится к экологическому бедствию;
в) по агрегатному состоянию отходы подразделяются на жидкие и пылеобразные;
г) радиоактивные отходы способствуют развитию опухолевых заболеваний.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они загрязняют?
А) пустая порода 1)воздушная а) газообразное
Б) угарный газ 2)водная б) жидкое
В) стоки с промплощадок 3) почвенная в) твердое
2 вариант
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов в вопросах с 1 по 19 .
1.Какой ученый дал полное определение экологии как науки, учитывая теоретическую и прикладную экологию?
а)Н.Ф.Реймерс б)Э. Геккель
в)В.А.Радкевич г) Аристотель
2. К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
а) смешанный лес
б) болото
в) пруды, каналы;
г) степь
3. К компонентам гидросферы относятся:
а) ледники;
б) грунтовые воды;
в) многолетняя мерзлота;
г) все вышеперечисленное.
4. К нетрадиционным источникам электроэнергии относится:
а) ТЭС;
б) ГЭС;
в) АЭС
г) энергия ветра;
5.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым?
а) нефть б) лес
в)солнечная энергия г) ветер
6.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства, которые не являются целью данного производства, их нельзя использовать в данном производстве, называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
7.Закончите фразу: «Отходы производств, если не утилизируются, являются для природной среды ……
а) загрязнителями б) готовой продукцией
в) вторичным сырьем г) полупродуктами
8.По степени исчерпаемости нефть относится к:
а) исчерпаемым невозобновимым;
б) неисчерпаемым, но и не подверженным истощению;
в) неисчерпаемым;
г) ограниченно исчерпаемым.
9. Вид природопользования, при котором возможно внедрение
малоотходных и безотходных технологий производства, называется:
а) рациональное природопользование;
б) нерациональное природопользование;
в) общее природопользование;
г) специальное природопользование.
10.Как называется процесс поступления загрязнителей в окружающую среду?
а-разрушение
б-окисление
в-загрязнение
г-выветривание
11.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся НИТРИТЫ?
а- химические
б-физические
в- механические
г-биологические
12.К каким загрязнителям по токсичности относятся аммиак?
а-чрезвычайно опасные
б-умеренно опасные
в-высоко токсичные
г-мало опасные
13.Какая отрасль хозяйства является наиболее сильным загрязнителем атмосферы?
а-промышленность
б-с/х
в-транспорт
г-бытовая деятельность человека
14.Назовите причину возникновения парникового эффекта
а-углекислый газ
б-фреоны
в-окислы серы
г-пыль
15. Какие вещества-загрязнители при воздействии на организм вызывают у человека общее отравление?
а-кадмий
б- сероводород
в- аммиак
16. Бытовые отходы – это отходы:
а) производства и промышленности;
б) только жидкие бытовые отходы;
в) только твердые бытовые отходы;
г) жидкие и твердые бытовые отходы.
17. Особо охраняемая природная территория, при которой запрещена любая хозяйственная деятельность – это:
а) заповедник;
б) национальный парк;
в) заказник;
г) памятник природы.
18.Какое количество химических веществ может содержаться в питьевой воде?
а-0,25 мг/л
б- не более ПДК
в- не должно быть совсем.
19.Региональный мониторинг окружающей среды это:
а-мониторинг химического предприятия, на котором произошла авария;
б-мониторинг заповедников;
в-мониторинг территории области;
г-мониторинг болота.
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 23 .
20.Закончите фразу: » Предельный чугун при варке стали является ….. сырьем
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
21.Назовите биотические факторы среды
а-симбиоз
б-конкуренция
в-влажность
г-свет
22.Назовите основные загрязнители гидросферы
а-канализационные воды
б- углекислый газ
в- фреоны
г- талые воды
23.Основные направления рационального природопользования:
а) не произведение учета видового разнообразия животных и растений;
б) сохранение устойчивости природных сообществ;
в) проведение экономических оценок и стимулов в воспроизводстве природной среды.
3.Из предложенных вариантов ответов вопросов 24 и 25 выберите 3 правильных.
24.На какие группы классифицируется сырье по его принадлежности к компоненту природы:
а) геологическое б) промышленное
в) воздушное г) водное
25.Вторичным сырьем не является:
а) ветер;
б) стеклотара;
в) готовые изделия;
г) макулатура;
д) нефть;
е) полиэтиленовые пакеты.
26.Приведите по 1 примеру двух видов минерального сырья по составу
27.Приведите по 1 примеру 3 групп сырья по характеру возобновляемости.
28. Выберите правильное утверждение:
а) человек не является биотическим ресурсом;
б) наиболее опасны жидкие промышленные отходы;
в) наименее опасны радиоактивные отходы;
г) макулатура не является сырьем для вторичной переработки.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) по агрегатному состоянию отходы подразделяются на жидкие и пылеобразные;
б) авария на Чернобыльской АЭС относится к экологическому бедствию;
в) на территории Тверской области есть охраняемые территории
г) радиоактивные отходы способствуют развитию опухолевых заболеваний.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они загрязняют?
А) канализационные а) газообразное 1)воздушная
стоки
Б) кадмий в) жидкое 2) почвенная
В) угарный газ г) твердое 3) водная
3 вариант
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов вопросах с 1 по 19 .
1. Кто из ученых дал первое определение экологии как науки?
а)В.И.Вернадский б) В.А.Радкевич
в) Э. Геккель г) Аристотель.
2.Оболочка планеты, состоящая из смеси различных газов, водяных паров и пыли:
а) атмосфера;
б) гидросфера;
в) биосфера;
г) литосфера.
3. К результатам антропогенного воздействия на природу относятся:
а) поля, транспортные магистрали;
б) полезащитные полосы, каналы;
в) промышленные агломерации, пруды;
г) все вышеперечисленное.
4. К традиционным источникам электроэнергии относится:
а) АЭС;
б) энергия ветра;
в) энергия приливов и отливов;
г) энергия солнца.
5.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым невозобновимым?
а) лес б) природный газ
в)солнечная энергия г) ветер
6.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства из сырья, которые используются в других производствах для получения готовой продукции, называются…?
а)отходами б) вторичными продуктами
в) первичными продуктами г) вторичным сырьем
7.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в результате данного производства, которые являются его конечной целью , называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
8. Что такое загрязнители?
а- вещества, улучшающие состояние среды;
б- вещества, безразличные для состояния среды;
в- вещества, ухудшающие состояние среды;
9. Урбанизация — это
а-рост городов
б-рост зеленой зоны в городах
в-увеличение числа обитателей в водоеме
г-переселение людей из одной местности в другую.
10.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся сажа?
а- биологические
б-физические
в-химические
г- механические
11.К каким загрязнителям по токсичности относятся сероводород?
а-чрезвычайно опасные
б-умеренно опасные
в-высоко токсичные
г-мало опасные
12. Назовите биотические факторы среды
а-свет
б- влажность
в- нахлебничество
г-тепло
13. Основным источником свинцового загрязнения городов является:
а) промышленность;
б) автомобильный транспорт;
в) коммунально-бытовое хозяйство;
г) ТЭС.
14. Ядовитая смесь газа, тумана и пыли – это:
а) смог
б) задымленность;
в) загазованность;
г) все вышеперечисленное.
15. Какие вещества-загрязнители при воздействии на организм человека нарушают работу отдельных органов?
а-уксусная кислота
б-бензол
в-сероводород
16.Какое количество возбудителей заболеваний может содержаться в питьевой воде?
а-0,25 мг/л
б- не более ПДК
в- не должно быть совсем.
17. Уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении и взятые под охрану на местном или федеральном уровнях, называются:
а) заповедники;
б) национальные парки;
в) заказники;
г) памятники природы.
18.Основной причиной глобального потепления считают:
а)выбросы пищевых отходов;
б)свалки бытовой техники;
в) землятрясения
г) парниковый эффект.
19.Назовите причину разрушения озонового слоя
а-углекислый газ
б-фреоны
в-нефтепродукты
г-пыль
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 23 .
20. Назовите физические факторы, воздействующие на организм человека
а-шум
б-ртуть
в-радиация
г-аммиак
21.Основные пути решения проблем рационального природопользования:
а) повышение темпов потребления возобновимых ресурсов над их восстановлением;
б) повышение безотходности производства;
в)разработка ресурсосберегающих технологий
22.Закончите фразу: «Металлолом при варке стали является сырьем….
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
23.Назовите группы сырья по их использованию:
а) органическое б) промышленное
в) рекреационное г) космическое
3.Из предложенных вариантов ответов вопросов 24 и 25 выберите 3 правильных.
24.Методы работы в области экологии
а) наблюдение б) экспериментальный
в) проблемно-поисковый г) сравнительный
25. Вторичной переработке подвержены:
а) каменный уголь;
б) стеклотара;
в) готовые изделия
г) полиэтиленовые пакеты;
д) макулатура.
26.Приведите по 1 примеру двух видов органического сырья по составу
27.Приведите 2 примеру вторичных энергетических ресурсов.
28. Выберите правильное утверждение:
а) один вид животного занесен в Красную книгу Тверской области;
б) антропогенного загрязнения гидросферы не существует;
в) на территории Тверской области существует Центрально-Лесной биосферный заповедник;
г) Мировой океан не загрязняется при транспортировке грузов.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) Кислотные дожди приводят к закислению водоемов;
б) для охоты не выдается лицензия;
в) следствием парникового эффекта является потепление климата;
г) наиболее опасными отходами являются радиоактивные.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они загрязняют?
А) канализационные а) газообразное 1)воздушная
стоки
Б) свинец в) жидкое 2) почвенная
В) угарный газ г) твердое 3) водная
4 вариант
1.Выберите по 1 правильному варианту ответов вопросах с 1 по 19.
1.Кто из ученых является основоположником учения о биосфере?
а) В.В.Докучаев б)С.С.Шварц
в) В.Н.Сукачев г) В.И.Вернадский
2. Область, в которой сосредоточено все живое вещество планеты, все организмы от бактерий до человека, называется:
а) биосфера;
б) гидросфера;
в) атмосфера;
г) литосфера.
3.Назовите абиотический фактор среды
а-паразитизм
б- тепло
в- конкуренция
г-симбиоз
4. Прямое воздействие человека на животных заключается в:
а) гибели животных в результате охоты;
б) гибели из-за пожаров, возникших в результате грозы;
в) гибели из-за эпидемии заболеваний;
г) гибели животных в следствии засухи.
5.Какие организмы создают органические вещества из неорганических:
а- продуценты;
б-редуценты;
в- консументы первого порядка;
г-консументы второго порядка.
6. К нетрадиционным источникам электроэнергии не относится:
а) энергия солнца и энергия биомассы;
б) энергия приливов и отливов;
в) энергия гидроэлектростанций;
г) энергия ветра и геотермальных источников.
7.Какие природные ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым?
а) нефть б) солнечная энергия
в) лес г) ветер
8.Закончите фразу: «Вещества, получающиеся в процессе производства, которые не являются целью данного производства, их нельзя использовать в данном производстве, называются….
а) отходами б) готовой продукцией
в) сырьем г) полупродуктами
9.Закончите фразу: «Отходы производств , если не утилизируются, являются для природной среды ……
а) загрязнителями б) готовой продукцией
в) вторичным сырьем г) полупродуктами
10. Вид природопользования, при котором возможно внедрение
малоотходных и безотходных технологий производства, называется:
а) рациональное природопользование;
б) нерациональное природопользование;
в) общее природопользование;
г) специальное природопользование.
11.Какие вещества-загрязнители при воздействии на организм вызывают у человека заболевание нервной системы?
а-кадмий
б-ртуть
в-пестициды
г-оксид серы
12.Глобальный мониторинг окружающей среды это:
а-мониторинг наиболее загрязненных мест планеты;
б-мониторинг территории области;
в-мониторинг биосферы;
г-мониторинг предприятий.
13.Какое количество химических веществ может содержаться в питьевой воде?
а-0,25 мг/л
б- не более ПДК
в- не должно быть совсем.
14. Уникальные объекты, ценные в научном, эстетическом, историческом и культурном отношении и взятые под охрану на местном или федеральном уровнях, называются:
а) заповедники;
б) национальные парки;
в) заказники;
г) памятники природы.
15.К каким загрязнителям по агрегатному состоянию относятся пустая порода?
а-твердые
б-жидкие
в-пластмассовые
г-газообразные
16.К каким загрязнителям по характеру воздействия на среду относятся НИТРИТЫ?
а-механические
б-физические
в-химические
г-биологические
17.К каким загрязнителям по токсичности относятся аммиак?
а-чрезвычайно опасные
б-умеренно опасные
в-высоко токсичные
г-мало опасные
18. Какие загрязняющие вещества в атмосфере вызывают образование смогов?
а-окислы азота
б-сажа
в-аммиак
г-углекислый газ
19.Следствием глобального потепления климата на планете является:
а- рост численности народонаселения
б- рост численности животных
в- таяние ледников в океане
г- загрязнение биосферы.
2. Выберите по 2 варианта ответов из предложенных в вопросах с 20 по 24 .
20.Закончите фразу: » Предельный чугун при варке стали является ….. сырьем
а) первичным б) органическим
в) вторичным г) минеральным
21.Основные направления рационального природопользования:
а) не произведение учета видового разнообразия животных и растений;
б) сохранение устойчивости природных сообществ;
в) проведение экономических оценок и стимулов в воспроизводстве природной среды.
22.На какие группы делятся все загрязнители?
а-побочные
б-материальные
в-энергетические
23.Назовите наиболее сильные загрязнители гидросферы?
а-сточные воды промышленных предприятий
б-нефтепродукты
в- фреоны
г-пыль
24. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды предусматривает:
а- регулирование вырубки тропических лесов;
б- контроль торговли товарами народного потребления;
в- контроль торговли редкими и исчезающими видами;
г- разведение домашнего скота.
3.Из предложенных вариантов ответов вопроса 24 выберите 3 правильных.
25. Вторичной переработке подвержены:
а) макулатура;
б) стеклотара;
в) ветер;
г) полиэтиленовые пакеты;
д) нефть.
26. Приведите по 1 примеру двух видов минерального сырья по составу.
27.Приведите по 1 примеру 3 групп сырья по характеру возобновляемости.
28. Выберите правильное утверждение:
а) один вид животного занесен в Красную книгу Тверской области;
б) антропогенного загрязнения гидросферы не существует;
в) на территории Тверской области существует Центрально-Лесной биосферный заповедник;
г) Мировой океан не загрязняется при транспортировке грузов.
29. Выберите не правильное утверждение:
а) Кислотные дожди приводят к закислению почв;
б) для охоты выдается лицензия;
в) следствием парникового эффекта является загрязнение Мирового океана нефтепродуктами;
г) наиболее опасными отходами являются радиоактивные.
30.Соотнесите агрегатное состояние данных загрязнителей и среду, которую они загрязняют?
А) нефтепродукты а) газообразное 1)воздушная
Б) свинец в) жидкое 2) почвенная
В) CO2 г) твердое 3) водная
Ответы.
1. б а в г
2. г в а а
3. г г г б
4. а г а а
5. а б б а
6. а а г в
7. а а б в
8. в а в а
9. б а а а
10. в в г а
11. в а в б
12. а г в в
13. в в б б
14. б а а г
15. г б а а
16. в г в в
17. а а г г
18. г б г б
19. б в б в
20. вг аг ав аг
21. ав аб бв бв
22. вг аг вг бв
23. ав бв бв аб
24. ав авг абг ав
25. авд авд бгд абг
26. раст, жив. рудн, неруд. раст, жив. рудн, неруд.
27. Традиц.-ТЭС, нетрад.-ветровые, приливные… Возоб.-лес, исчерп. невоз.-нефть, неисч.-ветер Теплая вода, тепло отход. газов Возоб.-лес, исчерп. невоз.-нефть, неисч.-ветер
28. б б в в
29. в а б в
30. А3в, Б1а, В2б Ав3, Бг2, Ва1 Ав3, Бг2, Ва1 Ав3, Бг2, Ва1
Список используемой литературы.
1.Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. /Т.П. Трушина. –Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 414 с.
2.Алексеев, С.В. Экология: учебное пособие для учащихся 10-11 классов об-
щеобразовательных учреждений разных видов. / С.В. Алексеев. –СПб:
СМИО Пресс, 2000. – 240 с.
3. Никаноров, А.М. Экология / А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая. –М.: Издательство ПРИОР, 2001. – 304 с.

Урок по географии для 5 класса по теме «Водная оболочка Земли — гидросфера»

Водная оболочка Земли – гидросфера.

Дидактическая цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии развивающего обучения.

Цели по содержанию.

Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как

оболочке Земли, её составных частях, Мировом круговороте

Воды в природе.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности,

интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и

объяснять существенные признаки основных понятий темы;

способствовать развитию навыков самостоятельной работы с

географическими текстами, учебником, географической картой, с

материалами мультимедийной презентации, схемами, делать

обобщения и выводы.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры,

культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного

отношения к окружающей среде, способствовать развитию

коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому

предмету .

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Универсальные учебные действия (УУД).

Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом ( в малой группе и в коллективе).

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая ( класс делится на 5 рабочих групп ), индивидуальная.

Оборудование для учителя: — мультимедийная презентация;

— видеофильм » Гидросфера Земли»;

— компьютер, проектор;

— физическая карта полушарий.

Оборудование для учеников: компьютер и файловая папка с заданиями на столе у каждой группы; учебник А. А. Летягина » География. Начальный курс: 5 класс» — М.: Вентана – Граф, 2012; атлас по географии; словари и энциклопедии; ЭОР; оборудование, необходимое для опытов: мерный стакан, сырое куриное яйцо, две бутылки с питьевой водой по 0,5л, две бутылки минеральной воды ( одна – охлаждённая, другая – комнатной температуры), 4-5 ст. ложек поваренной соли, столовая ложка, стакан, 2 тарелки, кубики пищевого льда.

Ход урока.

1. Организационный этап.

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Учитель: Я рада вас видеть на уроке географии. Сегодня мы работаем в группах.

Всё, что потребуется

каждой группе для урока ( компьютер, файловая папка с бланками

заданий, учебники, словари, энциклопедии), находится у вас на столах.

работу каждой группы помогают мне организовывать координаторы:

Ануфриева Варя

Жидкова Лера Степанова Катя

Чобану Гриша Салеев Сергей

Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.

—Слайд 1. Геосферы Земли: литосфера – познакомились

атмосфера – познакомились

гидросфера

биосфера

? Найдите в оглавлении учебника тему, которую мы изучали на прошлом уроке.

( Человек и атмосфера).

? Какая тема следует дальше? ( Водная оболочка Земли – гидросфера) – закладки в учебнике на нужном параграфе.

—Слайд 2. Водная оболочка Земли – гидросфера ( от греч. » вода» и » шар»)

? Просмотрев текст 15 параграфа, назовите основные вопросы, которые нам предстоит рассмотреть на сегодняшнем уроке ( выделенные в тексте подзаголовки).

? Выделите ключевые понятия темы ( выделены в рамочках и в тексте).

На доске под названием темы вывешиваются поочерёдно таблички, формулирующие основные моменты урока.

ГИДРОСФЕРА

— значение По ходу усвоения темы по данному плану будет

— свойства передвигаться курсор, обозначающий этап, на

— состав котором будем находиться в определённый

— Мировой момент урока.

круговорот

воды

Задание группам: пользуясь разнообразными источниками информации (словари, энциклопедии, Интернет), сформулируйте дополнения к определению гидросферы на слайде.

На доске вокруг понятия «гидросфера» вывешиваются карточки с прозвучавшими из разных источников информации составными частями данного термина:

Океаны моря подземные воды лёд и снег реки озёра

Болота водохранилища круговорот более 70% земной пов – ти

4 млрд. лет жидкое состояние твёрдое состояние газообразное состояние

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать задачи на данный урок.

Учитель: давайте вспомним, что вы уже знаете о воде?

? Где на Земле можно встретить воду?

? Приведите примеры водоёмов.

? В каких трёх состояниях бывает вода в природе? ( рис.56, стр. 85)

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы со значением воды, её свойствами, составом гидросферы и Мировым круговоротом воды в природе.

— Постановка проблемного вопроса.

Учитель: говоря о значении воды, я предлагаю вам прослушать отрывок из повести французского писателя, лётчика, участника Второй мировой войны Антуана де Сент – Экзюпери » Планета людей».

? Почему автор придаёт воде такое значение ? ( * — значение)

— Слайд 3. Высказывание Экзюпери : » Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. ……ты даёшь нам бесконечно простое счастье».

» Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всём существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты возвращаешь нам силы и свойства, на которых мы поставили уж было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты – величайшее в мире богатство, но и самое непрочное – ты, столь чистая в недрах Земли……… Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты – божество, которое так легко спугнуть…

Но ты даёшь нам бесконечно простое счастье».

Эти слова были произнесены автором после нескольких дней, проведённых в безжизненных районах Сахары.

Учащиеся высказываются о значении воды.

Учитель: чтобы сформулировать основные свойства воды, я предлагаю каждой группе провести небольшие исследования.

( 3 мин.) ( * — свойства)

Подробные инструкции опытов в разделе » Школа географа – следопыта» к параграфу 15.

1 группа – занимается исследованием вкуса, цвета, запаха воды; а также превращает лёд в жидкость, а затем в водяной пар.

2 группа – выясняет информацию о процессах, связанных с переходом воды из одного состояния в другое.

Задание: установите соответствие ( выполняется, используя карточки с понятиями и формулировками из файловой папки).

1. Испарение. А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.

2. Замерзание (кристаллиз.) Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.

3. Конденсация. В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

4. Таяние (плавление) Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.

Ответы: 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Г.

3 группа – исследует плотность пресной и солёной воды ( опыт с куриным яйцом в стакане с пресной и с солёной водой ).

4 группа – исследует свойство воды растворять газы ( опыт с охлаждённой и тёплой бутылками минералки).

5 группа – работая с текстом параграфа 15 ( стр. 84), формулирует основные свойства воды.

В процессе работы каждая группа заполняет свои технологические карты и сообщает о результатах своих исследований.

— Слайд 4. Три состояния воды. ( после выступления 1 группы).

Проверка работы 2 группы ( проговариваются подобранные каждому термину понятия). ИСПАРЕНИЕ

ЗАМЕРЗАНИЕ (кристаллизация)

КОНДЕНСАЦИЯ

ТАЯНИЕ (плавление)

— Слайд 5. Исследование плотности пресной и солёной воды.( 3 группа).

1. Плотность пресной ( питьевой) воды меньше плотности яйца,

поэтому яйцо тонет в пресной воде.

2. Плотность солёной воды больше плотности яйца, поэтому яйцо

не тонет в солёной воде.

—Слайд 6. Исследование свойства воды растворять газы.(4 группа).

Из охлаждённой минеральной воды выделилось много газов, поэтому

в охлаждённой воде может быть растворено больше газов, чем в

минеральной воде комнатной температуры.

— Слайд 7 . Свойства воды: ( к ответу 5 группы).

— не имеет запаха, вкуса и цвета;

— растворяет больше веществ, чем любая другая жидкость;

— разрушает твёрдые горные породы;

— окисляет металлы;

— расширяется при замерзании;

— поглощает большое количество тепла;

— хорошо проводит электрический ток.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ: записать выводы по результатам опытов в ДГС.

( * — состав)

( *-Мировой круговорот

Воды)

На вопросы, связанные с составом гидросферы и Мировым круговоротом воды в природе, поможет ответить видеофрагмент, который просматривается с паузами, чтобы ребята успели уловить основные моменты. В процессе просмотра ребятам предлагается поработать с индивидуальной карточкой, в тексте которой нужно заполнить пробелы, воспользовавшись словами для отбора.

—Слайды 8 – 11.

Видеофрагмент » Почемучка. Гидросфера». ( 5 мин.)

Карточка – задание.

1. В состав гидросферы Земли входят Мировой океан, ____________ и вода в атмосфере.

2. Мировой _________ занимает 96 % поверхности Земли.

3. В состав Мирового океана входят несколько океанов: Тихий, _________, Индийский, Северный Ледовитый и Южный.

4. Самым большим из них является _____________ океан.

5. Более важную роль в жизни человека играет пресная вода, сосредоточенная в реках, озёрах, _________ и под землёй.

6. Все части гидросферы участвуют в Мировом ___________воды в природе.

Слова для отбора: Атлантический, ледники, вода суши, Тихий, круговорот, океан.

После просмотра обращается внимание учащихся на схему круговорота воды на Земле – рис. 57, стр.86.

— Слайд12. Текст с выполненным заданием.

Самопроверка ( проверка по образцу).

На экране появляется текст с заполненными пробелами, учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).

? Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 4 ответа? Вы неплохо справились с заданием!

? А есть у нас такие, кто подобрал 5 правильных ответов? Вы хорошо поработали!

? Поднимите руки те, у кого 6 найденных ответов. Молодцы! Вы справились с заданием отлично!

—Слайды 13, 14, 15 Физкультминутка.

Летаем, как чайки: А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою.

Плавательные движения руками: Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

Ходьба на месте: Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

Сядьте, дети, на песок,

Продолжаем наш урок.

—Слайд 16. » Человек не ценит воду до тех пор, пока не иссякнет источник»

( монгольская пословица).

? На какую мысль наталкивает вас эта монгольская мудрость?

? Как мы можем помочь природе? ( не загрязнять воду, экономить и т. д.)

Тест и самопроверка ( выполняется в группах на компьютерах, каждый ответ сразу же проверяется).

Вернёмся к плану урока. Все пункты плана выполнены.

— Слайд 17. Домашнее задание.

— Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить индивидуальную карточку, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям ( карточки для каждого – в файловой папке у каждой группы).

А также поставить себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста.

УРОК

Я НА УРОКЕ

ИТОГ

Интересно.

Скучно.

Безразлично.

Работал.

Помогал другим.

Отдыхал.

Понял материал.

Узнал больше, чем знал.

Не понял материал.

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?

Есть в классе такие, кто не понял материал?

В последнем файле папки каждой группы лежат воздушные шарики светло-голубого и тёмных цветов. Каждому в группе предлагается выбрать и надуть соответствующий шарик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может надуть голубой шар; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его шарика будет тёмным. Каждая группа формирует из своих шариков волну. По цвету образованных волн можно сделать вывод об итогах проведённого урока.

Понятия и термины по теме Гидросфера

Бассейн реки — территория, с которой река со своими притоками собирает воду. Болото — избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью и слоем торфа не менее 0,3 м. Вода в болотах нахо­дится в связанном состоянии. Существует два основных типа болот — верховые (в которые влага поступает только из атмосферных осадков, пересыхают при их отсутствии) и низинные (питаются грунтовыми или речными водами, относительно богаты солями). Главная причина образования болот — избыточное увлажнение в сочетании с высоким уровнем грунтовых вод из-за близкого залегания к поверхности во­доупорных пород и равнинного рельефа.

Водораздел — линия раздела бассейнов двух рек или океанов, про­ходящая обычно по возвышенным территориям.

Воды суши — часть гидросферы, к ним относятся подземные воды, реки, озёра, болота, ледники.

Волнения — это преимущественно колебательные движения воды, имеющие разную природу (ветровую, приливную, сейсмическую). Общим для всех видов волн является колебательное движение частиц воды, при котором масса воды перемещается вокруг одной точки.

Гейзеры — источники, периодически выбрасывающие фонтаны воды и пара, которые являются проявлением поздних стадий вулка­низма. Известны в Исландии, США, Новой Зеландии, на Камчатке.

Гидросфера — водная оболочка Земли. Общий объем вод гидро­сферы составляет 1,4 млрд км3, их них 96,5% приходится на Мировой океан, 1,7% — на подземные воды, около 1,8% — на ледники, менее 0,01 % — на поверхностные воды суши (реки, озёра, болота).

Дельта — низменная равнина в низовьях реки, сложенная наноса­ми, принесенными рекой, и прорезанная сетью протоков.

Залив — часть океана, моря или озера, врезающаяся в сушу и имею­щая свободный водообмен с основной частью водоёма. Небольшой залив, хорошо защищенный от ветра, называют бухтой. Залив, отде­ленный от моря песчаной косой, в которой есть узкий пролив (часто образуется в устье реки) — лиманом. На севере России залив, глубоко вдающийся в сушу, в который впадает река, называют губой. Глубокие, длинные заливы с извилистыми берегами — это фьорды.

Из сточных озер вытекает одна или несколько рек (Байкал, Он­тарио, Виктория). Озера, не имеющие стока, — бессточные (Кас­пийское, Мёртвое, Чад). Бессточные озера часто бывают солёными (содержание солей выше 1 %о). В зависимости от степени солёности озера бывают пресные и солёные.

Исток — место, где берет начало река (например: родник, озеро, болото, ледник в. горах).

Ледники — естественные подвижные скопления льда, образо­вавшиеся из атмосферных осадков выше снеговой линии (уровень, выше которого снег не тает). Высота снеговой линии определяется температурой, которая связана с широтой местности и степенью континентальное™ её климата, количеством твердых атмосферных осадков. Ледник имеет область питания (т.е. накопления льда) и об­ласть таяния льда. Лёд в леднике под действием силы тяжести дви­жется от области питания к области таяния со скоростью несколько десятков метров в год (см. схему 1 на с. 76). Общая площадь ледни­ков — 11% от поверхности суши с объемом 30 млн км3. Если бы все ледники растаяли, уровень Мирового океана поднялся бы на 66 м.

Межень — период низкого уровня воды в реке.

Мировой океан — главная часть гидросферы, на которую прихо­дится 71 % площади земного шара (в Северном полушарии — 61 %, в Южном — 81 %). Мировой океан условно делится на четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Некоторые исследователи выделяют пятый — Южный океан. В него включают воды Южного полушария между Антаркти­дой и южными оконечностями материков Южной Америки, Африки и Австралии.

Многолетняя (вечная) мерзлота — горные породы в верхней части земной коры, остающиеся постоянно промерзшими или оттаиваю­щие только летом. Возникновение многолетней мерзлоты происхо­дит в условиях очень низких температур и малой высоты снежного покрова. Мощность мерзлотного слоя может достигать 600 м. Пло­щадь многолетней мерзлоты в мире составляет 35 млн км2, в том числе в России — 10 млн км2.

Море — часть океана, более или менее отделенная островами, полуостровами или подводными возвышенностями, отличающаяся особым гидрологическим режимом. Моря бывают внутренние — глу­боко вдающиеся вглубь материка (Средиземное, Балтийское) и окра­инные — примыкающие к материку и слабо обособленные от океана (Охотское, Берингово).

Озеро — водоём замедленного водообмена, размещенный в за­мкнутом природном углублении (котловине) поверхности суши. По происхождению озёрные котловины делятся на тектонические, вулканические, плотинные, ледниковые, карстовые, пойменные (старицы), лиманные. По водному режиму различают сточные и бес­сточные (таблица 1, с. 76).

Паводок — кратковременный, нерегулярный подъем уровня воды.

Подземные воды — воды, содержащиеся в верхней (12—16 км) толще земной коры в жидком, твёрдом и газообразном состоянии. Возможность нахождения вод в земной коре обуславливается пори­стостью горных пород. Водопроницаемые породы (гравий, галечник, пески) хорошо пропускают воду. Водоупорные породы — тонкозер­нистые, слабо или совсем не пропускают воду (глины, граниты, ба­зальты). По условиям залегания подземные воды подразделяются на почвенные (вода в связанном состоянии в почве), грунтовые воды (первый от поверхности постоянный водоносный горизонт, залегаю­щий на первом водонепроницаемом горизонте), межпластовые воды (заключенные между водонепроницаемыми горизонтами), в том чис­ле артезианские (напорные межпластовые).

Пойма — часть речной долины, затопляемая в период половодья и паводков. Над поймой обычно поднимаются склоны долины, часто ступенчатой формы — террасы.

Половодье — ежегодно повторяющийся период высокого уровня воды в реке, вызванный основным источником питания. Виды пита­ния рек: дождевое, снеговое, ледниковое, подземное.

Пролив — относительно узкое водное пространство, которое раз­деляет два участка суши и соединяет смежные водные бассейны или их части. Самый глубокий и широкий пролив — Дрейка, самый длин­ный — Мозамбикский.

Режим реки — регулярные изменения состояния реки, обуслов­ленные физико-географическими свойствами её бассейна и клима­тическими особенностями.

Река — постоянный водный поток, текущий в разработанном им же углублении — русле.

Речная долина — понижение в рельефе, на дне которого течет река.

Речная система — река со своими притоками. Название речной системы дается по главной реке. Самые крупные речные системы мира — Амазонка, Конго, Миссисипи и Миссури, Обь с Иртышем.

Солёность морской воды — количество солей в граммах, раство­рённых в 1 кг (л) морской воды. Средняя солёность воды в океане — 35 %о, максимальная — до 42 %о — в Красном море.

Температура воды в океане зависит от количества солнечного теп­ла, поступающего на его поверхность. Среднегодовая температура поверхностных вод составляет 17,5°, на глубине 3000—4000 м она обычно держится в пределах от +2° до 0 °С.

Течения — поступательные движения водных масс в океане, воз­никающие под действием различных сил. Течения также можно классифицировать по температуре (тёплые, холодные и нейтральные), по времени существования (кратковременные, пе­риодические и постоянные), в зависимости от глубины (поверхност­ные, глубинные и придонные).

Устье — место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Эстуарий — воронкообразное затопляемое устье реки, расширяю­щееся в сторону моря. Образуется у рек, впадающих в моря, где силь­но воздействие движений океанских вод (приливов, волн, течений) на устье реки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *