Что такое государственная граница?

государственная граница

государственная граница см. граница государственная.

* * *

(англ. State frontier) — линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия гос-ного суверенитета. Линии, определяющие сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории др. государства, являются Г.г. на суше. Линии, отделяющие meppu-ториалъное море от вод открытого моря, т.е. внешняя граница территориального моря, а также линии, разграничивающие территориальное море между двумя соседними государствами, являются морскими Г.г. Воображаемая поверхность, проходящая по линии Г.г. перпендикулярно земной поверхности, служит границей воздушного пространства государства.

Сухопутные и морские Г.г. между сопредельными государствами устанавливаются в договорном порядке. Там, где территориальные воды государства соприкасаются с открытым морем, государство устанавливает свои Г.г. в законодательном порядке в соответствии с международным правом.

Различают орографические, геометрические и географические Г.г. Орографическая Г.г. — линия, проведенная по естественным рубежам с учетом рельефа местности, главным образом по горному водоразделу и руслу рек. Геометрическая Г.г. — прямая линия, соединяющая две определенные на местности точки Г.г., которая пересекает местность без учета ее рельефа (минуя, как правило, населенные пункты). Географическая Г.г. — линия, проходящая через определенные географические координаты и иногда совпадающая с той или иной параллелью или меридианом. На пограничных озерах линия Г.г. проходит по середине озера или по прямой линии, соединяющей выходы сухопутной Г.г. к его берегам, причем при изменении очертания берегов или уровня воды для перемещения Г.г. требуется специальное соглашение сопредельных государств.

Г.г. признаются неприкосновенными. Для обеспечения их безопасности и защиты своего суверенитета государство вправе принимать необходимые меры, включая применение военной силы против нарушителей Г.г. Напр., постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1310 был утвержден Порядок применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации в подводной среде**. Режим Г.г. устанавливается внутренним законодательством соответствующего государства, а также его договорами с сопредельными странами.

Правовой режим Г.г. РФ определяется Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации»**.

УК РФ* (ст. 323) предусмотрена уголовная ответственность за изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков в целях противоправного изменения Г.г. РФ. Квалифицирующими признаками данного преступления являются неоднократность указанных действий и наличие тяжких последствий их совершения.

Пересечение охраняемой Г.г. РФ без установленных документов и надлежащего разрешения, а равно незаконное пересечение охраняемой Г.г. РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, по уголовному законодательству РФ являются преступлениями против порядка управления. Виновные в их совершении лица несут ответственность в соответствии со ст. 322 УК РФ. Исключение составляют случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения Г.г. РФ иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией РФ*, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Организационные, финансово-экономические и др. основы установления, открытия, функционирования и закрытия пунктов пропуска через Г.г. РФ определяются Положением о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации**.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

Государственные границы

Тема 5: Территория в международном праве

  1. Понятие и виды территории в международном праве.
  2. Государственные границы.
  3. Состав и юридическая природа государственных территорий.
  4. Международные реки и каналы, и их правовой режим.
  5. Территория с особым международным режимом.
  6. Правовой режим Арктики и Антарктики.

Понятие и виды территорий в международном праве.

Институт территории является одним из древнейших в международном праве.

Территория – это просторы Земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и небесные тела, которые в нем находятся.

Классификация территорий по правовому режиму:

1. Государственная территория – пространство, в рамках которого конкретное государство осуществляет свой суверенитет (территориальное верховенство). Государство устанавливает соответствующий правопорядок, что дает возможность использовать в своих интересах, как территорию, так и ее материальные компоненты;

2. Международная территория (МТОП – Международная Территория Общего Пользования) — пространство за пределами государственной территории, которое не принадлежит ни одному из государств, а находиться в совместном пользовании мирового сообщества, а его правовой режим определяется исключительно нормами международного права. На международную территорию не распространяется суверенитет какого – либо государства (Антарктика, Открытое море, Район морского дна, космос);

3. Территория со смешанным режимом регулирования – это территория, на которой действует одновременно и номы международного права и нормы национального законодательства прибрежных государств. Делится на 2-е категории:

a. Прибрежная и исключительная экономические зоны, континентальный шельф;

b. Международные реки, проливы и каналы;

4. Территория с особым международным режимом – это демилитаризованные и нейтрализованные зоны и зоны мира (в случае их установления). В состав этих территорий могут входить: территории 1-й категории (государства) либо все 3 категории одновременно. Входит Архипелаг Шпицберген (Свальбард), Аланские острова, Додеканезские острова, острова Пантеллерия, Панамский и Суэцкий каналы, Луна.

Конвенция о континентальном шельфе 29.04.1958 г.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1992 г.

Договор по Антарктике 1959 г.

Государственные границы.

Государственная граница – это фактическая или воображаемая линия на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которые определяет пределы действия государственного суверенитета. Главная задача государственных границ – определение пространственных пределов территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества.

Границы бывают:

1. Сухопутные границы – линии, которые отделяют сухопутную территорию одного государства от сопредельной территории другого государства. Они проводятся с учетом географических особенностей местности;

2. Морские границы – Международная конвенция по морскому праву 1982 года определила предельную ширину территориальных вод, которая ровняется 12 морских милям, которые исчисляются от линии наибольшего отлива. Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод.

3. Водные границы – делятся на речные, озерные и границы других водоемов. Речные границы устанавливаются по договоренности между прилежащими государствами, а чаще всего по тальвегу – линии наибольшей глубины судоходных рек, посредине главного фарватера или посередине несудоходной реки. На озерах или других водоемах линию границы проводят по воображаемой прямой, соединяющей выход сухопутной границы к берегам водоема.

4. Воздушные границы – воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой является сухопутная или водная граница (высота 100 – 110 километров);

5. Границы недр – воображаемый конус к ядру.

Процесс определения линии прохождения государственной границы между 2-я сопредельными государствами проходит в 2 этапа:

1. Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы с использованием крупномасштабных карт, где в подробностях нанесены все особенности рельефа местности и населенные пункты. Подписывается договор, к которому прикладываются карты;

2. Демаркация – проведение государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Все вопросы решает специально созданная для этого смешанная комиссия сопредельных государств;

Редемаркация – реставрация государственной границы на местности, если она при определенных обстоятельствах была нарушена.

Правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г.), т.е. государство – преемник обязано соблюдать договоры о границе государства – предшественника.

Сопредельные государства устанавливают определенный режим пропусков и передвижения через свою государственную границу.

Закон Украины «О государственной границе Украины» от 1991 года.

Пограничный режим – это специальный порядок, устанавливаемый государством в своих пограничных районах (правила проживания, временного пребывания, въезда, выезда, передвижения, производственных работ).

Основания для изменения границ:

1.Осуществление народами и нациями своего права на самоопределение:

· Создание новых независимых государств

· Объединение нескольких государств

· Разделение уже существующего государства

2. Обмен участками территории между сопредельными государствами с целью установить более удобное прохождение линии государственной границы на местности.

3. Небольшие изменения положения линии границы при ее редемаркации (проверка и восстановление линии государственной границы.)

Основания изменения государственной территории:

a. Вооруженная борьба

b. Решение парламента

c. Плебисцит

1944 г. – Отделение Исландии от Дании.

1945 г. – провозглашение независимости Монголии от Китая

1993 г. – выход Эритреи из состава Эфиопии

2001 г. – отделение Восточного Тимора от Индонезии

Цессия – это передача части территорий одного государства другому на основе соглашения между ними. Осуществляется на возмездных началах. Причины: Географические особенности (1867г.- Россия – Аляска – США – 1519 тыс. кв.км. за 7,2 млн. $). Для сравнения – площадь Украины – 603,7 тыс.кв.км.

Возможна двойная цессия или обмен территориями (1951 г.- СССР и Польша – Люблинское воеводство ПНР, а Львовская обл. СССР. )

ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ

ГРАНИЦА ГОСУДАРСТВЕННАЯ

линия, определяющая пределы земной и водной территории государства. Г. г. отделяет государства друг от друга и от открытого моря. В воздухе Г. г. считается воображаемая плоскость, перпендикулярная к земной поверхности по наземной границе или по внешней границе территориальных вод; продолжение этой плоскости в глубь земли создает границу недр государства. Нарушение Г. г. является нарушением суверенитета государства и воспрещено . международным правом.

По характеру линии различают орографическую и геометрическую границы. Орографическая граница – линия, проведенная с учетом естественных рубежей (реки, горные кряжи и т. д.); геометрическая граница – прямая линия, соединяющая установленные на земной поверхности точки и изменяемая лишь в виде исключения, если этого требуют существенные интересы населения, проживающего в данной местности (напр., Г. г. не может разрезать, жилой дом, отрезать деревню от колодца или водопоя и т. д.). Геометрическая граница, проведенная по меридиану или параллели географической сетки называется астрономической границей. Такова граница СССР в Беринговом проливе. Однако такие границы встречаются редко. В практике преобладают комбинированные Г. г.: орографические на одних: участках, геометрические – на других.

Г. г. устанавливаются в договорном порядке путем нанесения их на карту, составляющую неотъемлемую часть договора (делимитация Г. г.), и затем путем установления линии этих границ на местности с помощью специальных знаков (демаркация Г. г.). В практике нередко возникает необходимость в проверке уже существующей и демаркированной границы, а также в восстановлении при этом разрушенных пограничных знаков, в замене знаков одного типа знаками другого типа и в постановке дополнительных знаков – эти операции принято называть редемаркацией.

Вопрос об изменении Г. г. тесно связан с классовой сущностью и функциями государства.

Эксплуататорские государства, в том числе и капиталистические, изменяют Г. г. методом открытых или замаскированных форм аннексии (см.) чужих территорий, поэтому в условиях капитализма Г. г. отдельных государств, особенно слабых, чрезвычайно непрочны. При империализме еще больше усиливается неустойчивость и непрочность Г. г. капиталистических государств, поскольку при отсутствии незахваченных территорий и непокоренных народов и при усилении действия закона неравномерного развития капиталистических стран периодически встает вопрос о переделе мира и распределении источников сырья и рынков сбыта между капиталистическими государствами. Насильственное военное разрешение этого вопроса обычно сопровождается изменением Г. г. различных стран, а также установлением нового распределения т. н. сфер влияния.

На совершенно иной принципиальной основе решает вопрос об определении и изменении Г. г. Советское социалистическое государство. Советскому Союзу, настойчиво и последовательно проводящему политику мира и равноправия народов, глубоко чужды аннексионистские методы изменения Г. г. При решении вопроса о Г. г. СССР руководствуется принципом самоопределения всех наций и народов с учетом их жизненно важных интересов и безопасности. Именно на этой основе создавались и изменялись границы нашего социалистического государства.

Изменение Г. г. СССР после второй мировой войны характеризуется исторической справедливостью и соответствует жизненно важным интересам народов СССР, в том числе интересам их безопасности. На западе – Украина собрала в одну семью весь свой украинский народ. Устранена историческая несправедливость в отношении границ Белоруссии и Молдавии. На Западе нет больше Восточной Пруссии – этого многовекового плацдарма для нападения на нашу Родину. Несколько севернее вполне прочно обозначились новые границы в интересах укрепления обороны Ленинграда. На Дальнем Востоке Советский Союз вернул себе отторгнутые ранее от России Южный Сахалин и Курильские острова. Эти Г. г. Советского Союза наиболее соответствуют исторически сложившимся условиям развития народов нашей страны.

С победой народной демократии в ряде стран, граничащих с СССР, коренным образом изменилось и политическое положение на границах нашего государства. Это положение характеризуется мирными и дружественными отношениями СССР с соседними ему государствами. История человечества никогда еще не знала такого братского и прочного сотрудничества государств, какое представляет собой сотрудничество СССР со странами народной демократии. Никогда еще на протяжении всей своей истории наша Родина не была окружена столь дружественными к нашему государству соседними странами.

Победа СССР над фашистской Германией и ее союзниками, торжество народной демократии в ряде стран Европы и Азии решающим образом изменили соотношение международных сил в пользу социализма и демократии. Все это, однако, не означает, что исчезла угроза новых агрессивных войн со стороны империалистических держав, т. е. со стороны капиталистического окружения, против народов нашей страны и других свободных народов лагеря демократии и социализма.

Агрессивная война в Корее, организованная американским империализмом, налеты военно-воздушных сил США на Китайскую Народную Республику и засылка шпионов, диверсантов и убийц в СССР и другие страны демократического лагеря – все это требует, как никогда, сплочения и единства демократических государств и укрепления их обороноспособности. В этих условиях особо важное значение приобретает бдительная охрана Г. г. СССР и других стран демократического лагеря.

Интересы охраны Г. г. требуют установления в пограничных местностях особого режима пребывания и деятельности населения. Важнейшими советскими законами о пограничном режиме являются Положение об охране государственных границ Союза ССР (СЗ 1927 г. № 62, ст. 625) и пост. ЦИК и СНК СССР о въезде и проживании в пограничных полосах (СЗ 1935 г. № 45, ст. 377).

Капиталистические государства неоднократно делали попытки нарушить неприкосновенность советских границ, но каждый раз получали сокрушительный отпор.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советский юридический словарь

Где и как заканчивается граница России?

«Граница России нигде не заканчивается». В.В. Путин

Инженерно-техническое обустройство государственной границы и организация ее охраны.

Статус государственной границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режим государственной границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д. Но без инженерного обустройства и создания приемлемо-комфортных условий ее охраны он превращается в фиктивную декларацию намерений.

Согласно нормам международного права, государственной территорией является часть поверхности Земли, включая внутренние и территориальные воды, недра под ними и воздушное пространство, на которую распространяется власть (юрисдикция) данного государства.

Государственной границей является реальная линия на местности (территории, акватории), определяющая пределы государственной территории.

Государственная граница Российской Федерации самая протяжённая в мире – 60 932 км, из них 22 125 км – сухопутные (в том числе 7 616 км — по рекам и озерам), 38 807 км – морские (около 2/3).

Большая протяженность государственных границ России определяется размерами ее территории и извилистостью очертаний береговых линий морей Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, омывающих ее берега.

Понятие государственной границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим.

Фактический критерий — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия ее государственного суверенитета.

Юридическая граница России закрепляется международными договорами, законодательными актами Российской Федерации и бывшего СССР, Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Технический критерий – это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация ее охраны.

Охрану государственной границы осуществляет Пограничная служба ФСБ России, а обустройством пограничных пунктов до 2016 года ведало Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации. Ныне эти обязанности возложены на Министерство транспорта РФ.

Россия граничит с 18 странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия, Северная Корея, Япония и США.

Государственные границы определяются с помощью двух процедур – делимитации и демаркации.

Делимитация представляет собой договор государств о прохождении государственной границы.

Демаркация (инженерное обустройство) – обозначение государственной границы на местности, закрепление ее пограничными знаками.

Государственная граница выполняет две основные функции: обеспечивает безопасность страны и служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Из истории государственной границы СССР

По общему мнению Государственная граница СССР была самой непреодолимой в мире. Всю ее сухопутную часть опоясывали ряды колючей проволоки, в особо опасных местах стояли минные ловушки, вся она была перепахана контрольно-следовой полосой, которую регулярно патрулировали наряды бойцов в зеленых фуражках.

В непосредственной близости и к Госгранице были обустроены укрепленные районы (УРЫ), в фортификационном отношении основательно оборудованные.

Когда-то погранвойска находились в непосредственном подчинении Лаврентия Берии. Он заставил личный состав заниматься боевой подготовкой с утра до ночи и вооружал пограничников самым современным по тому времени оружием. Если армия к автоматам даже накануне войны относилась с неким пренебрежением, то для пограничников это было совершенно привычное оружие, так же, как и самозарядные винтовки.

Педантичные немцы отводили на взятие застав часы, а то и минуты. Но «увязли» в кровопролитных боях почти везде на многие сутки. Великолепная боевая подготовка и высочайший моральный дух, готовность к самопожертвованию ради защиты Государственной границы, которая понималась именно с большой буквы – были отличительными чертами пограничных войск Союза ССР.

Пришло время перемен, а за ним – безвременье. И в защите государственных границ вновь образованной Российской Федерации появились настоящие «черные дыры».

Современные границы Российской Федерации

После распада СССР в России существует следующие разновидности границ:

1. Старые границы совпадают с границами бывшего СССР (унаследованные от СССР), большая часть которых закреплена международными договорами (граница с государствами дальнего зарубежья — Норвегией, Финляндией, Польшей, Китаем, Монголией, КНДР).

2. Новые границы с ближним зарубежьем:

  • бывшие административные, оформленные как государственные границы со странами СНГ (граница с Белоруссией, Украиной, Казахстаном, Грузией, Азербайджаном);
  • границы со странами Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

По всем международным правилам границы России определены на протяжении 10 тыс. км. На Россию приходится более 2/3 всех внешних границ СНГ. Из стран СНГ общей границы с Российской Федерацией не имеют Молдова, Армения, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан. После распада СССР Россия лишилась 40% оборудованной границы.

В связи с этим одной из самых проблемных стала граница с Казахстаном – хотя об этом никогда особенно не говорилось, чтобы не омрачать очень дружественных взаимоотношений Москвы с Алма-Атой, а потом и с Астаной.

Однако люди, жившие на бывших, никем не охраняемых административных границах между различными областями двух союзных республик, сначала просто не могли понять, что стали друг для друга иностранцами. Сообразив, стали активно заниматься примитивной (и не очень) контрабандой, переправкой наркотиков, оружия, золота, а то и откровенным бандитизмом.

Северная и восточная границы России – морские, западная и южная границы – преимущественно сухопутные.

Характер сухопутных границ на западе и востоке страны различный. Границы, проведенные в дореволюционной России, чаще всего проходят по естественным рубежам. При расширении государства его границы нужно было четко фиксировать. На малонаселенных территориях границы должны были быть легкоузнаваемые. Это обеспечивалось четкостью самих границ: река, горный хребет и т.д. Такой характер в основном сохраняет восточная часть южной границы.

Современные западные и юго-западные границы России возникли другим путем. Эти границы были ранее внутригосударственными, то есть разделяли отдельные субъекты на территории страны. Границы эти часто изменялись произвольно, то есть в значительной мере это административные границы.

Когда такие внутригосударственные границы превратились в межгосударственные, они оказались почти не связанными с природными объектами. Таким образом сформированы границы России с Финляндией и Польшей. Еще в большей мере это относится к границам, возникшим при распаде Советского Союза.

Основная территория Российской Федерации граничит по суше с 14 государствами и двумя частично признанными государствами (Абхазия и Южная Осетия).

Ещё с двумя странами, Литвой и Польшей, граничит полуанклав Калининградская область. Небольшой анклав Саньково-Медвежье, входящий в состав Брянской области со всех сторон окружён границей с Белоруссией.

По морю Россия граничит с 12-ю государствами

С США и Японией Россия имеет только морскую границу. С Японией это узкие проливы: Лаперуза и Кунаширский пролив, отделяющие Сахалин и южнокурильский остров Кунашир от японского острова Хоккайдо.

А с США – это Берингов пролив, граница, проходящая по нему отделяет остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра, с США – 49 километров.

Если западные границы, а также рубежи с КНР и Монголией продолжали охраняться, можно сказать, по-советски, то среднеазиатское и закавказское направления оказались, по сути, открытыми. Конечно, были заключены межгосударственные соглашения, согласно которым получившие полную самостоятельность новые страны СНГ обязывались защищать свои внешние границы столь же тщательно, как и прежде, но реальных сил, а часто и желания это делать у них не было.

С 2004-го границу охраняют не по линейному принципу, то есть по всей ее протяженности при едином командовании, а по регионально-объектовому. Такая структура, как считается, придает больше гибкости при охране столь протяженной границы. Существует семь пограничных управлений, по числу округов, и отдельное Арктическое региональное пограничное управление ФСБ. В 2005-м образована Береговая охрана погранслужбы ФСБ.

Стратегические цели и задачи обустройства государственной границы Российской Федерации

Под обустройством государственной границы РФ понимается система мероприятий, направленных на создание условий функционирования инфраструктуры государственной границы РФ.

Основными проблемами в сфере обустройства государственной границы РФ являются:
несовершенство нормативного правового регулирования;

  • низкий уровень развития и эксплуатации инфраструктуры на государственной границе РФ, а также недостаточные темпы ее модернизации;
  • несоответствие существующей системы пунктов пропуска потребностям государства, обусловленным темпами социально-экономического развития РФ;
  • неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов недвижимого имущества инфраструктуры на государственной границе РФ.

Стратегические цели, задачи и приоритеты обустройства границы опираются на Правила определения пределов пункта пропуска через государственную границу РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 253.В соответствии с этим документом под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Территория (акватория) пункта пропуска, установленного в пределах морского, речного (озерного) порта или аэропорта, может состоять из одного или нескольких отдельных участков.

Пределы пункта пропуска не могут выходить за пределы (границы) территории железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, территории и акватории морского, речного (озерного) порта.

В пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска определяются на основе утвержденной в установленном порядке землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий, сооружений и помещений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Пределы пункта пропуска на специально выделенном в непосредственной близости от государственной границы РФ участке местности определяются в границах этого участка на основе данных государственного кадастрового учета.

Для определения географических координат пределов пункта пропуска проводятся геодезические измерения и сверка результатов измерений с данными землеустроительной и проектной документации на строительство (реконструкцию), оборудование и техническое оснащение зданий и сооружений, необходимых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля, или данными государственного кадастрового учета.

Совершенствование пограничная инфраструктуры

Организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации с 2016 года возложена на Министерство транспорта РФ.

Условно весь объем работ по обустройству границы можно разделить на три части.

Первая и основная – служебно-бытовая. Она касается условий службы и быта самих пограничников. Заново построено более 300 застав, оснащенных всеми бытовыми удобствами по самым высоким требованиям. К 2020 году планируется построить около 100 застав и модернизировать весь служебный и жилой фонд всех для погранзастав, погранотрядов и пограничных управлений.

Самая сложная и самая неотложная проблема, которую предстоит решить до 2020 года – создание максимально комфортных условий для пересечения границы гражданами и транспортными средствами. Ежегодно нашу госграницу пересекает свыше 100 миллионов человек и 17 миллионов транспортных средств.

И это основная головная боль как для пересекающих, так и для охраняющих границу, включая таможенников. Совершенно недопустимо, чтобы люди томились в многочасовых очередях, ожидая, когда подойдет их время получить отметку в паспорте. Автомобилисты порой, вообще днями живут на обочинах дорогах, застряв в километровых пробках на пропускных пунктах.

Значительные объемы финансирования были и будут направлены на возведение служебного жилья. За последнее десятилетие, условия службы и жизни пограничников качественно изменились. Казармы остаются я в прошлом. На новых заставах строят общежития с проживанием по 2-3, максимум 4 человека в комнате. На каждые две комнаты предусматриваются душ и туалет, на каждую – телевизор. Для офицеров и прапорщиков, естественно, построят квартиры.

Инновационно развивается оборудование Госграницы средствами связи. Всегда с ней были большие проблемы и сейчас они в основном решены.

Теперь же в пограничных управлениях появились единые информационно-телекоммуникационные системы, в служебном обиходе получивших наименование «пограничного Интернета».

Для этого в регионах развернуто необходимое количество станций и узлов космической связи. Благодаря им видеокамеры непосредственно с линии границы смогут передать картинку в реальном времени в пограничное управление и даже в специальный технический центр на Лубянку.

Третье – модернизируются технические средства охраны границы и инженерные сооружения.

На смену колючей проволоке приходят высокие технологии – видеокамеры, тепловизоры, новейшие радиолокационные системы, сейсмические датчики и другие технические новшества, объединенные в единые автоматизированные системы поиска, обнаружения, распознавания и отображения целей.

Заключение

Процесс обретения страной государственности включает процесс обретения границ. Любое государство обеспечение своей безопасности начинает с государственной границы.

Охрана государственной границы – важное условие защиты политических, экономических интересов и безопасности России. Ее эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надежного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб (пограничной, таможенной, карантинной, ПВО и др.), успешно взаимодействующих между собой и другими государствами, муниципальными службами.

От имени профессионального сообщества поздравляю всех пограничников с праздником! Мы твердо уверены, что у пограничников все получится – ведь они как были, так и остались лучшими из лучших стражей своего Отечества.

Борис Скупов

>Государственная территория России. Типы российских границ

Тема: Географическое положение России

Урок: Государственная территория России. Типы российских границ

1. Понятие «государственная граница»

В географии существуют множество разнообразных границ. Наряду с природными, есть сложившиеся исторически – это государственные границы. Они необходимы любому государству и обеспечивают его территориальную целостность, суверенитет и безопасность.

Государственная граница — это линия, определяющая пределы ее государственной территории

Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу ( до 100 км.) и литосферу, ограничивают пределы территории страны.

После распада СССР 13 тыс. км границ России превратились из внутренних в государственные. Новые границы не были оформлены в соответствии с международным правом. На них нужно было провести съемки местности, согласовать линию границы, оформить соответствующие документы, чтобы передать в ООН. Процесс согласования государственных границ страны не завершен. Не оформлены границы с Эстонией, Белоруссией, Азербайджаном. Не решены вопросы проведения морских границ с Украиной и в Каспийском море. Не зафиксированы, в соответствии с международным правом, границы между Россией и Японией.

Границы страны требуют обустройства: застав, пропускных пунктов, таможен, технических средств охраны. Затраты на обустройство 1 км границы составляют в среднем около 1 млн рублей.

2. Государственная территория

Государственная территория (государственная территория, как признак государства) – одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства

Российская государственная территория включает : сушу ( материковую часть государства, острова , анклавы), воды ( внутренние воды суши и внутренние воды морей (воды портов, заливов, бухт) и территориальные), лежащие над сушей и водами воздушное пространство; расположенные под сушей и водами недра.

Государственной территорией также считаются посольства, морские, воздушные и космические корабли за рубежом, носящие флаг или отличительный знак государства, а также принадлежащие ему кабели, трубопроводы.

Территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов, прилегающая к побережью или внутренним водам государства шириной в 12 морских миль (примерно 22,2 км, т.к 1 морская миля = 1852 м)

Любые действия иностранных государств в пределах территориальных вод нашей страны, например, заход иностранных военных и торговых судов, возможен только по согласованию с Россией.

В океане России также принадлежат не входящие в ее государственную территорию пространства, на которые она имеет суверенные права, закрепленные международными соглашениями. К ним относятся:

— 200-мильная зона ( 370, 4 км) — исключительная экономическая зона за пределами территориальных вод , закрепляющая за государством право на разведку и разработку минеральных и биологических ресурсов ( рыба, морепродукты) . Общая площадь экономической зоны России — 4,1 млн.км. в пределах экономической зоны разрешено плавание иностранных судов , но научные исследования и разработка природных ресурсов возможна , только по согласованию с правительством России. (см.рис.1)

Рис. 1. 200-мильная зона

— континентальный шельф, в пределах которого государство имеет суверенные права на разведку и разработку его естественных ресурсов.

4. Сухопутные границы

Сухопутные границы могут проходить по равнинным участкам, горам, рекам и озерам. Природно-географическое положение России определяет большую протяженность ее границ на суше (около 21 тыс. км). Наиболее протяженные сухопутные границы:

  • равнинная — с Казахстаном (7,2 тыс. км.)
  • горная — с Монголией (3 тыс. км)
  • речная — с Китаем (3,4 тыс. км)
  • озерная — с Эстонией (147,8 км.)

Природные объекты, являющиеся природными границами, изменяются с течением времени. Наиболее динамичны в этом отношении реки. Это может стать причиной пограничного конфликта. Так, в 1969 г. причиной пограничного конфликта стал остров Даманский на реке Уссури. Граница между Россией и Китаем, проходящая по рекам Амур и Уссури, была установлена в 1860 г. и определялась по берегам рек. Ни водное пространство, ни острова не были официально разграничены. Однако, к середине века остров значительно увеличился и стал располагаться с китайской стороны от фарватера реки. Конфликт был урегулирован только в 1991 г., когда по соглашению между СССР и КНР этот участок границы был проведен по фарватеру реке Уссури и остров Даманский отошел Китаю. (см.рис.3)

Рис. 3. Даманский конфликт

Западная граница практически на всем своем протяжении не имеет отчетливо выраженных природных рубежей. Начинается она на побережье Баренцева моря от Варангер-фьорда и проходит вначале по всхолмленной тундре, затем по долине реки Паз. На этом участке Россия граничит с Норвегией. Далее соседом России является Финляндия. Граница идет по возвышенности Манселькя, по сильно заболоченной и заозеренной местности, по склону невысокой гряды Сальпоуселькя и в 160 км юго-западнее Выборга подходит к Финскому заливу Балтийского моря. На крайнем западе, на берегу Балтийского моря и его Гданьского залива, находится Калининградская область России, которая граничит с Польшей и Литвой. Большая часть границы области с Литвой проходит по Неману (Нямунас) и его притоку реке Шешупе. От Финского залива граница идет по реке Нарве, Чудскому и Псковскому озерам, и далее, преимущественно, по низким равнинам, пересекая более или менее значительные возвышенности (Витебскую, Смоленско-Московскую, южные отроги Среднерусской, Донецкий кряж) и реки (верховье Западной Двины, Днепра, Десны и Сейма, Северский Донец и Оскол), иногда по второстепенным речным долинам и небольшим озерам, через лесистые всхолмленные пространства, овражно-балочные лесостепные и степные, преимущественно распаханные, просторы до Таганрогского залива Азовского моря. Здесь соседями России на протяжении свыше 1000 км являются бывшие братские республики Советского Союза: Эстония, Латвия, Белоруссия и Украина.

Южная граница, подобно западной, преимущественно, сухопутная. Она начинается от Керченского пролива, соединяющего Азовское море с Черным, и проходит по территориальным водам Черного моря до устья реки Псоу. Здесь начинается сухопутная граница с Грузией и Азербайджаном. Она проходит по долине Псоу, а далее, преимущественно, по Главному, или Водораздельному, хребту Большого Кавказа, переходя на Боковой хребет на участке между Рокским и Кодорским перевалами, затем вновь идет по Водораздельному хребту до горы Базардюзю, откуда поворачивает к северу до реки Самур, по долине которой доходит до Каспийского моря. Таким образом, в районе Большого Кавказа граница России четко фиксируется естественными, природными рубежами. Это обусловлено тем, что природа ограничивала возможности расселения народов Кавказа его крутыми высокими горными склонами. Протяженность границы по Кавказу составляет более 1000 км.

Далее граница России проходит по акватории Каспийского моря, от побережья которого близ восточной окраины дельты Волги начинается сухопутная граница России с Казахстаном. Она проходит по пустыням и сухим степям Прикаспийской низменности, в районе сочленения Мугоджар с Уралом, по южной степной части Западной Сибири и по горам Алтая. Граница с Казахстаном у России самая протяженная (свыше 7500 км), но почти не фиксированная естественными рубежами. По территории Кулундинской равнины, например, на расстоянии около 450 км граница идет с северо-запада на юго-восток, практически, по прямой, параллельно направлению течения Иртыша. Правда, около 1500 км границы проходит по рекам Малый Узень (Прикаспий), Урал и его левому притоку Илеку, по Тоболу и по его левому притоку — реке Уй (наиболее протяженная речная граница с Казахстаном), а также по ряду более мелких притоков Тобола.

Восточная часть границы — по Алтаю — орографически отчетливо выражена. Она проходит по хребтам, отделяющим бассейн Катуни от бассейна Бухтармы — правого притока Иртыша (Коксуйский, Холзунский, Листвяга, на небольших отрезках — Катунский и Южный Алтай).

Почти вся граница России от Алтая до Тихого океана проходит по горному поясу. В районе сочленения хребтов Южный Алтай, Монгольский Алтай и Сайлюгем находится горный узел Табын-Богдо-Ула (4082 м). Здесь сходятся границы трех государств: Китая, Монголии и России. Протяженность границы России с Китаем и Монголией лишь на 100 км длиннее российско-казахстанской границы. Граница проходит по хребту Сайлюгем, северной окраине Убсунурской котловины, горным хребтам Тувы, Восточного Саяна (Большой Саян) и Забайкалья (Джидинскому, Эрмана и др.). Далее она идет по рекам Аргунь, Амур, Уссури и ее левому притоку — реке Сунгача. Более 80% российско-китайской границы проходит по рекам. Государственная граница пересекает северную часть акватории озера Ханка, проходит по хребтам Пограничный и Черные горы. На крайнем юге Россия граничит с Северной Кореей по реке Туманная (Тумыньцзян). Протяженность этой границы всего 17 км. По долине реки российско-корейская граница выходит к побережью Японского моря южнее залива Посьет.

5. Морские границы

Морские границы России — самые протяженные в мире (38,8 тыс. км). Из них 19,7 тыс. км — в Северном Ледовитом океане. Самая протяженная морская граница — граница полярных владений России (российский полярный сектор Арктики) — проходит по водам морей Северного Ледовитого океана. Здесь Россия граничит с владениями Норвегии и Дании (Гренландия), Канады и США.

Восточная граница России — морская. Она проходит по водным просторам Тихого океана и его морей — Японского, Охотского и Берингова. Здесь Россия граничит с Японией и США. Граница проходит по, более или менее, широким морским проливам: с Японией — по проливам Лаперуза, Кунаширскому, Измены и Советскому, отделяющим российские острова Сахалин, Кунашир и Танфильева (Малая Курильская гряда) от японского острова Хоккайдо; с Соединенными Штатами Америки в Беринговом проливе, где находится группа островов Диомида. Именно здесь по узкому (5 км) проливу между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна проходит государственная граница России и США.

Северная граница, как и восточная, морская. Она идет по морям Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно- Сибирское, Чукотское. От крайней восточной точки на острове Ратманова и от крайней северной точки полуострова Рыбачий (на Кольском полуострове) к Северному полюсу примерно по меридианам этих точек идут границы «полярных владений» России.

7. Исторические границы

Исторические границы. К историческим границам относятся Старые границы, которые совпадают с бывшей госу­дарственной границей СССР или Российской империи. С правовой точки зрения они легитимные, т. е. закреплены международными соглашениями. Старые границы представляют со­бой целый комплекс оборонитель­ных сооружений и имеют специаль­ный режим приграничных отно­шений (таможенный, паспортный, визовый контроль). После распада СССР Россия лишилась 40 % оборудованных границ.

Новыми (молодыми) являются границы Рос­сии с вновь образовавшимися неза­висимыми государствами — бывши­ми союзными республиками СССР.

Домашнее задание

  1. Какие границы России наиболее протяженные?
  2. Что такое легитимные границы?
  3. Чем отличаются по природным особенностям границы Монголии и Китая?

Список рекомендованной литературы

  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром Атлас.
  3. География России. Население и хозяйство / изд «Дрофа» 2012

Территория и границы государства

Территория государства представляет собой часть земной поверхности, включающую:
1) сушу (землю);
2) внутренние (все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря России) и территориальные воды (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль от линии наибольшего отлива);
3) прилежащую зону (морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря);
4) недра (часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения);
5) воздушное пространство над ними в пределах установленных границ.
Государственная граница России — есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственная граница РФ устанавливается и изменяется в соответствии с международными договорами и федеральными законами.
Установление государственных границ осуществляется посредством следующих процедур:
делимитации (определение государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору картах) и
демаркации (установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков на основании документов о делимитации границ, определяются смешанными комиссиями, которые образуются договаривающимися сторонами).
следующие вопросы:
Государственный суверенитет государства

97. Государственная граница: понятие, установление, правовой режим

Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которыеопределяют пределы действия государственного суверенитета. Главная

задача государственных границ – определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий с определьных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения

многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому во-

просу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой – обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает

принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуетсяастрономическим. Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречаетсякомбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других – геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки;

также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе.

Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон

от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ ≪О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации≫установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства – это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы.

Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования – космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушнойграницы государства находится на высоте 100–110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты,

рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней

линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о делимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация – это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств.

Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире ≪все течет, все изменяется≫, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тек-

тонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами.

По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующихкарт и схем. В 1967–1972 гг. была проведена редемаркация границы

между СССР и Турцией в районе реки Аракс.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе.

Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом.

Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации былаодобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительст-

ва Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ – один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая

норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок

пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля

1993 г. № 4730-I ≪О государственной границе Российской Федерации≫и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют

специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование

пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе ≪О государственной границе Российской Федерации≫.

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничныхпредставителей (пограничных комиссаров). Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы; расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения

границы рассматриваются на дипломатическом уровне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *