Содержание
План характеристики страны
1. Название страны и состав территории.
2. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны. Изменение географического положения страны во времени.
3. Особенности населения. Демографическая политика.
4.Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития промышленности и сельского хозяйства.
5.Общая характеристика хозяйства. Причины, влияющие на темпы хозяйственного развития.
6. География основных промышленных комплексов и отраслей.
7.Специализация сельскохозяйственного производства.
8.Развитие транспортного комплекса.
9.Социально-экономическое развитие районов внутри страны. Причины, обусловливающие неравномерность в социально-экономическом развитии отдельных районов страны. Выравнивание уровней экономического развития.
10.Внешние экономические связи. Экспорт. Импорт.
* * *
Можно предложить учащимся несколько иной вариант выполнения практической работы. Экономико-географическое положение страны характеризуется более детально, а по остальным пунктам плана дается лишь краткая оценка, приводятся необходимые статистические показатели, цифры и факты, характеризующие демографическое положение страны, уровень социально-экономического развития.
Экономико-географическое положение страны (типовой план)
-
Оценка пограничных государств с точки зрения их влияния на экономику и политику характеризуемого государства.
-
Оценка положения государств по отношению к транспортным путям.
-
Природные ресурсы и природные условия страны.
Сведения по остальным пунктам плана могут быть представлены в виде таблицы.
ОСТАЛЬНЫЕ ПУНКТЫ ПЛАНА |
КРАТКИЕ ОТВЕТЫ |
1.Населени |
|
2.Промышленность |
|
3.Сельское хозяйство |
|
|
|
5.Внешние связи: Экспорт импорт |
4. Изменение экономико-географического положения страны во времени. Предлагая различные варианты плана типовой характеристики страны, учитель может дать возможность учащимся выбрать тот вариант, который им больше подходит. Часть учащихся, как правило, выбирает вариант более обобщенный. Некоторые предпочитают дать детальную характеристику страны, изучать которую им интересно. Как показывает практика, отдельные учащиеся сами идут по пути расширения объема характеристики и дополняют ее исторической справкой о развитии страны, описанием особенностей культуры и быта населения, архитектурных памятников, музеев и т.п.
Подобный подход к выполнению практических работ помогает отойти от скучного единообразия в организации учебной деятельности, дает возможность пробудить у учащихся интерес к познанию нового, способствует развитию их инициативы и творчества. Время на выполнение такой работы не ограничивается рамками урока.
Составление картосхемы производственных связей стран Восточной Европы
Цель работы: формирование умений с помощью картосхем отражать существующие производственные связи между отдельными странами.
* * *
При изучении вопросов разделения труда и роли экономической интеграции в развитии стран проводится практическая работа по выявлению конкретных производственных связей отдельных стран. При этом можно рассматривать производственные связи между странами в рамках такой интеграционной системы, как Европейское экономическое сообщество. Можно показать на контурной карте и расширяющиеся производственные связи между странами Западной и Восточной Европы.
Методика выполнения данной программной практической работы может быть следующей:
1. Учащиеся наносят на контурную карту границы тех стран, которые они выбрали для рассмотрения.
-
Используя карты атласа и текст учебника, имеющиеся справочные материалы, нанести на контурную карту (с помощью условных знаков) те природные ресурсы, которыми богаты выбранные вами страны мира.
-
С помощью круговых диаграмм указать крупнейшие промышленные центры стран и отрасли специализации этих промышленных центров. Стрелками различного цвета показать экспортируемую и импортируемую промышленную продукцию, сырьевые материалы.
После выполнения заданий учащиеся обсуждают следующие вопросы:
-
В чем можно видеть перспективы развития интеграционных связей между различными странами и регионами мира?
-
Назвать основные формы производственного и научно-технического сотрудничества отдельных стран. Привести конкретные примеры.
-
Какое влияние интеграционные связи оказывают на развитие экономики стран? Привести конкретные примеры.
4. Сформулировать зависимость, существующую между уровнем развития страны и степенью ее вовлечения в интеграционные связи. Чем обусловлена эта зависимость? Оценить степень вовлечения в интеграционные связи отдельных стран.
5. Оценить роль транспорта в развитии интеграционных связей. Из периодической печати привести примеры, показывающие зависимость между расширением производственных связей и развитием транспорта.
6. Оценить перспективы развития интеграционных связей в рамках Единой Европы. Что мешает развитию этих связей?
* * *
Предлагаем учащимся:
Анализируя карты атласа, текст учебника, приложения, используя различные справочники, показать возможность экономического сотрудничества для развития хозяйства каждой страны. Таблица может быть составлена так (табл. 50):
Таблица 50
НАЗВАНИЕ СТРАНЫ (РЕГИОНА) |
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МЕЖДУНЫРОДНУЮ СПЕЦИАЛИЗАЦИЮ |
ОТРАСЛИ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ |
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ |
После заполнения таблицы и характеристики двух-трех выбранных стран учащиеся могут уверенно оценить возможность страны обмениваться с другими странами своей продукцией, предоставлять различные виды сырья, квалифицированные трудовые ресурсы для расширения интеграционных связей.
§ 17. Москва и Подмосковье
1. Используя карту (см. рис. 7), дайте характеристику географического положения Москвы.
Ответ:
Москва находится в центре европейской части России, в междуречье Оки и Волги, на стыке Смоленско-Московской возвышенности (на западе), Москворецко-Окской равнины (на востоке) и Мещёрской низменности (на юго-востоке).
Город располагается на обоих берегах реки Москвы в её среднем течении. Помимо этой реки на территории города протекает несколько десятков других рек, наиболее крупные из которых — притоки Москвы, в частности Сходня, Химка, Ходынка, Пресня, Неглинная, Яуза и Нищенка (левые), а также Сетунь, Котловка и Городня (правые). Многие малые реки (Неглинная, Пресня и др.) в пределах города протекают в коллекторах.
2. Раскройте статус Москвы как столицы Российской Федерации.
Ответ:
Согласно статье 70 Конституции РФ, столицей Российской Федерации является Москва. В городе находятся высшие законодательные, исполнительные и судебные федеральные органы власти страны (за исключением Конституционного Суда РФ, который с 2008 года располагается в Санкт-Петербурге), дипломатические представительства иностранных государств. Московский Кремль является официальной резиденцией Президента Российской Федерации.
Москва является самостоятельным субъектом федерации в статусе города федерального значения. Она также служит административным центром Московской области, в состав которой не входит, и Центрального федерального округа. Особенности правового положения Москвы как столицы регулируются федеральным законом «О статусе столицы Российской Федерации» и городским Уставом.
3. Выберите верный ответ. Год основания Москвы: а) 1147; б) 1712; в) 1918.
Ответ: а
4. Выберите утверждения, характеризующие Подмосковье:
а) скопление городов науки;
б) высокая степень хозяйственной освоенности территории;
в) преобладание продукции отраслей химической промышленности в структуре промышленного производства;
г) хорошая обеспеченность транспортной сетью;
д) интенсивно развивающееся сельское хозяйство.
Ответ: а, б, г, д
5. Используя карту Москвы и топонимический словарь, создайте топонимический образ столицы (топонимика – наука о географических названиях). Попытайтесь выяснить, что скрывается за названиями улиц, районов Москвы. Эту работу можно выполнять индивидуально или с товарищами.
Ответ:
История московских улиц и домов Москвы, начиная со средних веков, имела черты резкого разделения проживания населения по сословиям и профессиональной принадлежности. Это отразилось в названиях многочисленных улочек и переулков Первопрестольной.
Правый берег Москва реки, район Замоскворечье, был заселен представителями купечества, которые торговали преимущественно в рядах на Красной площади.
Улицы центра Москвы, до Садового кольца (с улицами Арбат, Остоженка, Малая Дмитровка, Каретный ряд, Поварская, Пречистенка и других), населяли именитые дворяне и чиновный люд.
Мелкие купцы, ремесленники, мещане жили в домах района от Каретного ряда и до главной городской реки.
Многие названия московских улиц связаны с местом компактного проживания различных общин и их историей.
Большую и Малую Ордынку представляли выходцы из Золотой Орды – татары. Выходцы из Украины облюбовали район Хохлов у Маросейки (Малороссейки). Переводчики с татарского, т.н. толмачи, селились по Толмачевскому переулку.
6. Москва – крупнейший город страны. Используя публикации периодической печати, выясните, какие проблемы стоят перед столицей, чем они вызваны и как решаются. Составьте список проблем по их важности: а) для города; б) для жителей.
Ответ:
а) для города:
• Уличные пробки
• Густая концентрация производств, экологические проблемы
• Перенаселенность
б) для жителей:
• Высокие цены
• Рост коммунальных платежей
• Уличные пробки
• Много выходцев из южных республик
• Низкие заработки
• Коррупция
• Много бомжей
7. Титул «культурной столицы» у Москвы оспаривает, и небезуспешно, Санкт-Петербург. Как вы думаете, с чем это связано?
Ответ:
Это связано с тем, что Санкт-Петербург в 1712 – 1918 гг. был столицей нашего государства. Кроме того, в городе располагаются 8464 объекта культурного наследия (памятники истории и культуры), в том числе 4213 объектов культурного наследия федерального значения, что составляет почти 10 % всех памятников, охраняемых государством на территории Российской Федерации. В Санкт-Петербурге работают: свыше 200 музеев и их филиалов.
8. Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!
Чувства, выраженные в этих строчках А. С. Пушкиным, разделяют многие россияне. А что для вас Москва? Для ваших родственников, друзей? Какие события вашей жизни связаны с Москвой? Свое мини-исследование оформите в виде рассказа от первого лица, стихотворения, рисунка, альбома (по выбору).
Пример ответа (тезисы):
1. Москва для меня – не просто столица России. Это город моей мечты! Москва – это город возможностей. Я мечтаю переселиться сюда и устроиться на престижную работу.
2. Говорят, в провинции нет таких перспектив, как в Первопрестольной.
3. Мои родственники говорят, что Москва – город перенаселенный.
4. Мои друзья мечтают съездить в Москву посмотреть достопримечательности и концерт любимой группы, которая в провинции бывает редко.
5. А еще Москва – это город, где нет места спокойствию, уравновешенности. Здесь все кипит и движется.