Деятельность подвержена влиянию природных факторов

Воздействие человека на природные комплексы

Тема урока: Воздействие человека на природный комплекс.

Цели и задачи:

  • дать представление о природном комплексе

  • показать, актуальность проблемы окружающей среды;

  • формировать ценностные экологические ориентации

  • познакомить учащихся с изменениями природных комплексов, особенностями, причинами и последствиями этих изменений;

  • рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.

Средства обучения: Интерактивная доска; презентация, учебники.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы: рассказ, беседа, наблюдение.

Тип урока: урок – дискуссия.

Методы: частично-поисковый, исследовательский, метод эвристической

беседы.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Описание

использованных

педагогических технологий

Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

Посмотрите на интерактивную доску, что вы можете сказать об этих картинках, чем они отличаются?

Как по-вашему называется тема сегодняшнего урока?

Учитель объявляет тему урока, на интерактивной доске появляется название темы: «Природный комплекс», «Воздействие человека на природный комплекс»

Вероятный ответ учащихся:

Природа не измененная и природа, измененная человеком.

Вероятный ответ учащихся:

«Изменение природы человеком»

Изучение нового материала

Вспомните какие внешние оболочки Земли мы изучали в течение этого года.

По ходу того как дети называют оболочки Земли на интерактивной доске появляются фигуры с названиями оболочек. После чего фигуры объединяются и всплывает надпись: «Географическая оболочка».

Учитель: Внешние оболочки Земли находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и образуют единую «Географическую оболочку»

На интерактивной доске появляется новый термин:

«Природный комплекс».

В переводе с латинского слово «комплекс» означает «сочетание». То есть «природный комплекс — это сочетание природных элементов, то есть компонентов природы: воды, воздуха, горных пород, растений и животных. Где бы мы ни были нас везде окружают природные комплексы не похожие друг на друга.

Вспомним природные зоны Земли:

На экране появляются две картинки: «влажный экваториальный лес» и «пустыня».

Являются ли природные зоны природными комплексами? Назовите еще природные комплексы.

Природные зоны — это достаточно крупные природные комплексы. Кто мне назовет менее крупные природные комплексы.

Назовите теперь более крупные природные комплексы чем природные зоны

А кто мне назовет самый крупный природный комплекс на Земле.

При затруднении учащихся ответить учитель просит посмотреть на схему: «географическая оболочка» в тетрадях.

Учитель: Человек в своей хозяйственной деятельности, не может не изменять природу.

Но с изменением одного компонента природного комплекса меняются и все остальное. Человек должен предвидеть все результаты своей деятельности по преобразованию природы и знать, к чему они приведут, так как неправильное воздействие на природу подчас помимо нужных результатов приносит нежелательные изменения.

Например:

Зайцы наносили вред саду. Для защиты от них сад обнесли изгородью, но вскоре сад погиб. Почему?

Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель задает вопросы: Является ли сад природным комплексом? Из каких компонентов он состоит? Какие животные останутся жить в саду после того, как его обнесут изгородью? Как они повлияют на сад?

Общий вывод: за изгородь сада не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи; огражденные от них, расплодились мыши: они погубили молодые насаждения.

Организация самостоятельной работы с учебником. Представьте себе, что на большой площади вырубили лес. Что произойдет? Составление схемы на интерактивной доске:

Вырубка леса

Улетят птицы

Погибнут лесные звери

Уменьшится поступление кислорода в атмосферу

Будет меньше поглощаться из нее углекислого газа

Усилится рост оврагов

Понизится уровень грунтовых вод

Реки мелеют

А теперь рассмотрим другой пример, что произойдет, если на реке возвести плотину, выше которой образуется водохранилище.

Составление схемы на интерактивной доске.

Платина на реке

Образуется водохранилище

Повышение уровня воды в реке

Повышение уровня грунтовых вод

Заболачивание местности

Гидросфера, атмосфера, земная кора и биосфера.

Дети причерчивают схему в тетради.

Определяют природные зоны и называют их компоненты.

Вероятные ответы учащихся:

Тундра, саванна, степь и др.

Вероятные ответы учащихся:

Озеро, луг, овраг, небольшое болото и др.

Вероятные ответы учащихся:

Материки, океаны.

Географическая оболочка

Учащиеся решают проблемное задание под руководством учителя, высказывают различные гипотезы.

Составляют схему в тетрадях, а затем на интерактивной доске.

Составляют схему в тетрадях, а затем на интерактивной доске.

Использование информационно-коммуникационных технологий:

1) Интерактивная доска

2) Мультимедийная презентация созданная в программе POWER Point

3)Слайды, заготовленные в программе блокнот MimioStudio)

Решение проблемного задания

Использование информационно-коммуникационных технологий:

Дети заполняют шаблон заранее заготовленной схемы на интерактивной доске с помощью программы блокнот MimioStudio

Закрепление

Составление схемы на интерактивной доске:

Воздействие человека на природу

«Положительное и отрицательное воздействие человека на природу»

+

Учащиеся выходят по очереди и записывают в схему пример положительного или отрицательного воздействия человека на природный комплекс на выбор.

Дифференцированный подход в обучении: учащиеся сами выбирают сколько и каких примеров (положительных или отрицательных) записать в схеме.

Рефлексия

Какие чувства вы испытали на уроке?

Что нам дает природа?

Почему мы должны беречь и охранять ее?

Какую пользу каждый из вас может оказать природе?

Ответы учащихся:

Продукты питания, одежду, строительные материалы и др.

Сажать деревья, не ломать ветки, не оставлять мусор на природе после походов.

>Природный комплекс

Очевидно, что устройство географической оболочки зависит от конкретного региона, поэтому оно состоит из отдельных природных комплексов.

Взаимосвязь компонентов природных комплексов

Взаимосвязь компонентов природных комплексов представляет собой уникальное явление.

Это можно проследить на простом примере: если изменится количество солнечной радиации и ее воздействие на земную поверхность, то изменится и характер растительности на данной территории. Это преобразование приведет к изменению почвы и рельефообразования.

Деятельность человека оказывает значительное влияние на природные комплексы еще с давних времен. Ведь человек не только приспосабливается к природе Земли, но и оказывает на нее постоянное и обширное влияние.

На протяжении многих столетий человек совершенствовал свои умения и создавал разные способы использования природы в своих интересах. Это крайне негативно повлияло на развитие большинства природных комплексов.

Именно по этой причине все чаще говорят о таком явлении, как рациональное природопользование. Под этим понятием принято понимать деятельность человека, направленную на бережное освоение природных комплексов и сохранение природных ресурсов в любых обстоятельствах.

Ведь негативное влияние на природные комплексы вредит самому человеку, и охранять природу надо и для своего здоровья, и для будущих поколений.

Природа России

Учебник по географии для 8 класса

  • Расскажите, что дает человеку природа.
  • Как влияют природные условия на жизнь и деятельность человека?
  • Какие компоненты природного комплекса наиболее подвержены влиянию человека?
  • Что такое природные ресурсы?

Природа служит средой существования людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их разнообразных потребностей.

Природная среда оказывает огромное влияние на исторический процесс. Человек постоянно, по словам В. Ключевского, «то приспособляется к окружающей его природе, ее силам и способам действия, то их приспособляет к себе самому, к своим потребностям, от которых не может или не хочет отказываться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает свою сообразительность и свой характер…».

Природа дает все средства для удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Со временем менялся состав используемых человеком ресурсов. В первую очередь человек брал то, что лежало на поверхности. В первобытном обществе люди употребляли в пищу только несколько видов растений и животных. Позднее человек освоил почву для земледелия, научился получать бронзу и железо. Влияние деятельности человека на природные комплексы.

Рис. 140. Виды антропогенных ландшафтов

Какие виды антропогенных ландшафтов наиболее типичны для вашей местности?

Хозяйственная деятельность человека — это особый фактор, влияющий на развитие природы. Человек не только приспосабливается к своему природному окружению, но и изменяет его. Вы уже знаете, что все компоненты природы тесно взаимосвязаны, что изменение одного из них сказывается на всех других. Поэтому, изменяя природу, человек должен предвидеть, каковы будут последствия этого изменения, и в случае необходимости предотвращать их.

Более века назад Ф. Энгельс предостерегал человечество: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитываем, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых». Эти слова актуальны и в наше время. Отрицательные последствия влияния деятельности человека на природу в ряде случаев не являются неизбежным результатом научно-технического прогресса. Причины их — ошибки в технических и научных проектах, связанные с недостаточным учетом антропогенного влияния на природу и мнения географов и экологов.

Рис. 141. Земельный фонд мира

Например, ученые установили, что внесение минеральных удобрений в почву без достаточного учета количества осадков, влажности почвы приводит к выносу минеральных веществ из почвы в реки, озера, водохранилища. А это не только потери затраченного труда, энергии, сырья на изготовление и транспортировку удобрений, но и загрязнение водных объектов, ухудшение качества воды. При строительстве крупных водохранилищ происходят комплексные изменения природы: изменяется уровень грунтовых вод, в зависимости от степени увлажнения происходит заболачивание территории, изменяются свойства почв, характер растительности, микроклимат местности. Изучив отрицательные последствия влияния крупных водохранилищ на природные комплексы, ученые пришли к выводу, что гораздо правильнее создавать системы небольших, взаимодействующих водохранилищ, чем одно громадное.

Вы уже знаете, что в настоящее время в географической оболочке преобладают измененные деятельностью человека природные комплексы.

Рис. 142. Изменение ландшафта моренной равнины после освоения ее человеком: а — до освоения, б — после освоения

Рациональное использование природных ресурсов требует заботы об их охране и восстановлении. Например, необходимо осуществлять обширную программу мер по расширению лесных площадей во всех природных зонах. Для проведения этих работ созданы специальные машины, позволяющие механизировать посадку леса и уход за молодыми насаждениями.

Рис. 143. Использование территорий, обеспечивающее экологическое равновесие

Создание полезащитных лесных полос, закрепление оврагов способствуют сбережению земельных ресурсов, а также охране водных ресурсов. Большие возможности открывает рекультивация — восстановление нарушенных земель в районах развития горнодобывающей промышленности — это дорогостоящий, но наиболее эффективный способ. Успешно ведутся такие работы в центре европейской части России, на Урале.

Для сохранения природы в целом или отдельных ее компонентов создаются особо охраняемые территории.

Вопросы и задания

  1. Какие виды природных ресурсов освоены человеком давно, какие — недавно?
  2. Какие природные ресурсы вашей местности больше всего нуждаются в охране?
  3. Участвует ли ваша школа, ваш класс в охране природных ресурсов?

Реферат: Воздействие природных и социально-экологических факторов на человека

План

Введение

1. Комплексное воздействие факторов среды на организм

2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека

3. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

4. Социально-экономические факторы

Заключение

Список литературы

Введение

Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды – от экологических до социальных.

Структура окружающей среды условно может быть разделена на природные (механические, физические, химические и биологические) и социальные элементы среды (труд, быт, социально-экономический уклад, информация). Условность такого деления объясняется тем, что природные факторы действуют на человека в определенных социальных условиях и нередко существенно изменены в результате производственной и хозяйственной деятельности людей. Свойства факторов окружающей среды обусловливают специфику влияния на человека. Изменение в уровнях воздействия любого из перечисленных факторов может привести к нарушениям в состоянии здоровья. Изменения в состоянии здоровья населения, обусловленные воздействием факторов окружающей среды, методологически изучать достаточно сложно, так как для этого необходимо использование многофакторного анализа.

Цель реферата – рассмотреть влияние различных факторов на организм и жизнедеятельность человека.

1. Комплексное воздействие факторов среды на организм

Несмотря на разнообразие экологических факторов, в характере их воздействия на организм и в ответных реакциях живых существ можно выявить ряд общих закономерностей. У всех организмов в процессе их эволюции выработались приспособления к восприятию факторов в определенных количественных пределах, которые являются пределами положительного влияния на организм, его жизнедеятельность.

Все факторы среды в природе воздействуют на организм одновременно, причем не каждый сам по себе, т.е. в виде простой суммы, а как сложный взаимодействующий комплекс. При этом наблюдается усиление или ослабление силы одного фактора под влиянием другого, в результате чего абсолютная сила фактора, которую можно измерить с помощью соответствующих приборов, не будет равна силе воздействия фактора, которую можно определить по ответной реакции организма. Например, жару легче переносить при сухом, а не влажном воздухе, угроза замерзания выше при морозе с сильным ветром, чем в безветренную погоду. Таким образом, один и тот же фактор в сочетании с другими оказывает неодинаковое экологическое воздействие. И наоборот, один и тот же экологический эффект может быть достигнут разными путями. Например, компенсация недостатка влаги может быть осуществлена поливом или снижением температуры.

На современного человека воздействует большое количество факторов, обусловленных научно-техническим прогрессом. Это вредные агенты, связанные с развитием атомной и химической промышленности, отходы производства, возрастание темпов жизни, умственных нагрузок и т.д. Воздействие упомянутых факторов на человека коренным образом изменило структуру заболеваемости и смертности. Если в начале XX века ведущими были, главным образом, эпидемические болезни, то в настоящее время на передний план вышли сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические заболевания и травматизм.

В начале 80-х гг. И.И. Брехманом предложен новый термин валеология, который включает совокупность знаний о генетических, физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья в условиях влияния на организм меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Валеология предполагает учет генофонда индивида, его психофизиологических характеристик, образа жизни, среды обитания, экологии, профессиональной деятельности.

Ускорение технического прогресса, прогрессирующее загрязнение окружающей среды, значительный рост стрессогенности современного образа жизни увеличивают риск развития заболеваний и делают каждого потенциальным пациентом медицинских учреждений (или целителей). Учение о здоровье и болезни, несмотря на свою тысячелетнюю историю, до настоящего времени все еще не сформировалось как единая научная дисциплина.

Как известно, в последние десятилетия происходит интенсивное изменение окружающей среды за счет резкого расширения промышленного производства, роста количества отходов, загрязняющих окружающую среду. Все это непосредственно влияет на здоровье населения, наносит огромный ущерб экономике, резко уменьшает трудовые ресурсы, а также потенциально создает канцерогенную и мутагенную опасность не только для здоровья настоящих, но и будущих поколений.

Здоровый организм постоянно обеспечивает оптимальное функционирование всех своих систем в ответ на любые изменения окружающей среды, например, перепады температуры, атмосферного давления, изменение содержания кислорода в воздухе, влажности и т.д. Сохранение оптимальной жизнедеятельности человека при взаимодействии с окружающей средой определяется тем, что для его организма существует определенный физиологический предел выносливости по отношению к любому фактору среды и за границей предела этот фактор неизбежно будет оказывать угнетающее влияние на здоровье человека.

Неблагоприятное воздействие факторов окружающей среды на организм зависит от природы и интенсивности факторов, от «готовности» организма и его защитно-приспособительных возможностей противостоять им. С этой позиции выделяют 3 группы факторов:

1) факторы, в отношении которых хорошо известна их этиологическая роль в развитии определенных заболеваний;

2) факторы среды, которые, не являясь непосредственной причиной болезни, служат условиями для их развития;

3) факторы, которые опосредованно влияют на организм, снижая его защитные, приспособительные возможности.

2. Влияние природно-экологических факторов на здоровье человека

Изначально Homo sapiens был подвержен тем же факторам регуляции и саморегуляции экосистемы, что и весь животный мир.

Главными из ограничивающих факторов были гипердинамия и недоедание. Среди причин смертности на первом месте стояли патогенные (вызывающие болезни) воздействия природного характера. Особое значение среди них имели инфекционные болезни, отличающиеся, как правило, природной очаговостью.

Суть природной очаговости в том, что возбудители болезней, ее переносчики и хранители существуют в данных природных условиях (очагах) вне зависимости от того, обитает здесь человек или нет. Человек может заразиться от диких животных (грызунов, птиц, насекомых и др.), проживая в этой местности постоянно или случайно оказавшись здесь. Природно-очаговые болезни являлись основной причиной гибели людей вплоть до начала XX в. Наиболее страшной из таких болезней была чума, возбудителем которой является чумной микроб. Смертность от чумы во много раз превосходила гибель людей в бесконечных войнах средневековья и более позднего времени. С XIV в. чума неоднократно отмечалась в России, в том числе и в Москве, и даже в начале XX в. наблюдалась в портовых городах Черного моря, в том числе и в Одессе. В XX в. крупные эпидемии были зарегистрированы в Индии.

Заболевания, связанные с окружающей человека природной средой, существуют и в настоящее время, хотя с ними ведется постоянная борьба. Это объясняется, в частности, причинами сугубо экологической природы, например, резистентностью (выработкой сопротивления к различным факторам воздействия) носителей возбудителей и самих возбудителей болезней. Характерным примером влияния этих процессов является борьба с малярией.

Малярия – заболевание, вызываемое заражением паразитами рода Plasmodeum, передаваемое укусом зараженного малярийного комара. Это заболевание – экологическая и социально-экономическая проблема. В 1955 г., по данным ЮНЕП, умирало ежегодно примерно 2 млн. человек. Против комаров в 1943 г. начали применять ДДТ, особенно интенсивно – с 1956 г. ДДТ и другие пестициды – мощные и стойкие, но уже к 70-м гг. число популяций комаров, стойких к ДДТ, возросло настолько, что число заболеваний, например, только в Индии возросло до 6 млн. уже в 1976 г., в то время как в 1966 г. их было всего 40 тысяч. Другой фактор, препятствующий ликвидации малярии, – у ее паразита появилась устойчивость к лекарствам от малярии (хлохину).

Сейчас, чтобы не отравлять окружающую среду пестицидами, все чаще пользуются экологически оправданными методами борьбы с малярией. Это методы управления жизненной средой – осушение заболоченных территорий, уменьшение солености воды и др., и биологические методы – использование других организмов для ликвидации комара, для чего культивируется не менее 265 видов личиноядных рыб, а также микробы, вызывающие болезни и гибель комаров.

Высокая смертность людей от инфекционных болезней обусловила достаточно медленный рост численности населения – первый миллиард жителей на Земле появился лишь в 1860 г. Развитие профилактической медицины резко улучшило санитарно-гигиенические условия жизни, привело к значительному снижению заболеваемости природно-очаговыми болезнями, а некоторые из них в XX в. практически исчезли.

3. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Искусственная среда, созданная самим человеком, также требует к себе адаптации, которая происходит в основном через болезни. Причины возникновения болезней в этом случае следующие: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психоэмоциональный стресс. С медико-биологических позиций наибольшее влияние социально-экологические факторы оказывают на следующие тенденции:

1) процесс акселерации

Акселерация – это ускорение развития отдельных органов или частей организма по сравнению с некой биологической нормой (увеличение размеров тела и более раннее половое созревание). Ученые полагают, что это эволюционный переход в жизни вида, вызванный улучшающимися условиями жизни: хорошее питание, «снявшее» лимитирующее действие пищевых ресурсов, что спровоцировало процессы отбора, ставшие причиной акселерации.

2) нарушение биоритмов

Нарушение биологических ритмов – важнейшего механизма регуляции функций биологических систем – в условиях городской жизни может быть вызвано появлением новых экологических факторов. Это, прежде всего, относится к циркадным ритмам: новым экологическим фактором, например, стало электроосвещение, продлившее световой день. Возникает хаотизация прежних биоритмов, и происходит переход к новому ритмическому стереотипу, что вызывает болезни у человека и у представителей биоты города вследствие нарушения фотопериода.

3) аллергизация населения

Аллергизация населения – одна из основных новых черт в измененной структуре патологии людей в городской среде. Аллергия – извращенная чувствительность или реактивность организма к тому или иному веществу, так называемому аллергену (простые и сложные минеральные и органические вещества). Аллергены по отношению к организму бывают внешние (экзоаллергены) и внутренние (аутоаллергены). Причина аллергических заболеваний (бронхиальная астма, крапивница, лекарственная аллергия, волчанка красная и др.) в нарушении иммунной системы человека, которая эволюционно находилась в равновесии с природной средой. Городская же среда характеризуется резкой сменой доминирующих факторов и появлением совершенно новых веществ – загрязнителей, давление которых ранее иммунная система человека не испытывала. Поэтому аллергия возникает без сопротивления организма и трудно ожидать, что он станет к ней резистентным.

4. Социально-экономические факторы

Социально-экономические факторы являются определяющими и обусловлены производственными отношениями. К ним относятся нормативно-правовые факторы (законодательство о труде и практика государственного и общественного контроля за его соблюдением); социально-психологические факторы, которые могут быть охарактеризованы отношением работника к труду, специальности и ее престижу, психологическим климатом в коллективе; экономические факторы (материальное стимулирование, система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях). Технические и организационные факторы оказывают воздействие на создание материально-вещественных условий труда (средства, предметы и орудия труда, технологические процессы, организация производства и т.д.). В реальных условиях этот сложный комплекс факторов, формирующих условия труда, объединен многообразными взаимными связями. Быт оказывает влияние через жилище, одежду, питание, водоснабжение, развитость инфраструктуры сферы обслуживания, обеспеченность отдыхом и условиями его проведения и т.п. Социально-экономический уклад воздействует на человека через социально-правовое положение, материальную обеспеченность, уровень культуры и образование.

Заключение

Ни одно общество не смогло полностью устранить опасности для здоровья человека, проистекающие от извечных и новых условий окружающей среды. Наиболее развитые современные общества уже заметно сократили ущерб от традиционных смертельных болезней, но они же создали стиль жизни и технику, влекущие собой новые угрозы для здоровья.

Все формы жизни возникли в результате естественной эволюции, и поддержание их определяется биологическими, геологическими и химическими циклами. Однако Homosapiens – первый вид, способный и желающий существенно изменить природные системы поддержания жизни и стремящийся стать первенствующей эволюционной силой, действующей в своих интересах. Путем добычи, производства и сжигания природных веществ мы нарушаем поток элементов через почвы, океаны, флору, фауну и атмосферу; мы изменяем биологическое и геологическое лицо Земли; мы меняем климат все больше и больше, все быстрее и быстрее лишаем растительные и животные виды привычного окружения. Человечество создает сейчас новые элементы и соединения; новые открытия генетики и техники позволяют вызвать к жизни новые опасные агенты.

Многие изменения окружающей среды позволили создать удобные условия, способствующие увеличению продолжительности жизни. Но человечество не покорило силы природы и не пришло к их полному пониманию: многие изобретения и вмешательства в природу происходят без учета возможных последствий. Некоторые из них уже вызвали катастрофическую отдачу.

Самый верный путь избежать грозящих коварными последствиями изменений окружающей среды – ослабить изменения экосистем и вмешательство человека в природу с учетом состояния его знаний об окружающем мире.

Список литературы

1. Агаджанян Н. Экология, здоровье и перспективы выживания// Зеленый мир. – 2004. — № 13-14. – С. 10-14

2. Гигиена и экология человека: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / Н.А.Матвеева, А.В.Леонов, М.П.Грачева и др.; Под ред. Н.А.Матвеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.

3. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 672 с.

4. Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 751 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *