Диорама на сапун горе

Экспозиция

Живописная картина с передним предметным планом из сооружений, реальных и бутафорских предметов времён Великой Отечественной войны — это одно из крупнейших произведений современной батальной живописи в России. Памятник подвигу советских воинов, освободивших Севастополь от гитлеровских захватчиков. Замечательный художественный памятник героическим событиям Великой Отечественной войны. Открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 года.

В шести километрах к востоку от Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы возвышается строгое полукруглое здание. На втором этаже здания размещена самая большая в мире диорама — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». На первом этаже — экспозиционные залы, экспонаты которых повествуют об обороне города в 1941—1942 гг. и освобождении его в мае 1944 года. Перед зданием экспонируются образцы военной техники и вооружения периода Великой Отечественной войны.

Живописное полотно — основной элемент диорамы — расположено полукругом впереди смотровой площадки. Между живописным полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создаёт иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображённых событий.

В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана — это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. Впервые стройная композиция одной картины охватывает оперативный масштаб совместных действий наступающих советских армий, авиации и флота.

Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 м².

На диораме изображён кульминационный момент штурма Сапун-горы войсками 51-й и Приморской армий, отображён массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя. Герои живописного полотна диорамы, изображённые на переднем плане, — реальные люди, некоторые из них имеют полное портретное сходство. На предметном плане — оружие и предметы боевого снаряжения врага, обломки железобетонных оборонительных сооружений, собранные на местах боёв за Севастополь.

Исторические события

Освобождение Крыма началось 8 апреля 1944 года. Советские войска прорвали линию фронта в северной его части и на Керченском полуострове. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, кольцо окружения неумолимо сжималось. 16 апреля советские войска вышли к основному оборонительному рубежу противника в районе Севастополя.

На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-гора. На её крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали от 3 до 4 линий траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

Перед советскими войсками стояла ответственная задача: изучить оборону противника, измотать и обескровить врага, а затем решительным штурмом освободить город. Важная роль при этом отводилась артиллерии и авиации, которым предстояло не допустить переброски немецких войск по морским коммуникациям.

7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Особенно ожесточёнными они были в районе Сапун-горы, где часами длился бой за каждую траншею. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. И хотя враг яростно сопротивлялся, на отдельных участках по несколько раз переходил в контратаку, ничто уже не могло остановить мощного натиска советских войск. В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.

К исходу дня 9 мая был полностью освобождён Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.

Создание

В 1956—1957 годах заслуженный деятель искусств РСФСР, позже народный художник СССР П. Т. Мальцев написал картину «Штурм Сапун-горы», получившую высокую оценку на Всесоюзной художественной выставке в честь 40-летия Советских Вооруженных Сил. Это произведение позже послужило основой для создания нынешней диорамы — «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года».

Её авторы — художники студии имени М. Б. Грекова П. Т. Мальцев, Г. И. Марченко и Н. С. Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан первого ранга в отставке Г. В. Терновский. В течение семи месяцев они работали над живописным полотном (5,5 м × 25,5 м) и предметным планом площадью 83 м². На живописном полотне и натурном плане писались фигуры людей и размещались предметы в натуральную величину, — и это, в сочетании с большим мастерством художников, давало полное представление об изображаемых событиях. Выразительность восприятия усиливало удачное цветовое решение. Вся местность залита солнцем, но лучи его проникают сквозь пелену дыма, пыли и гари. Стройная, энергичная, насыщенная динамикой композиция картины передаёт сокрушительную стремительность наступающих и их сплоченность, охватывает масштаб совместных действий советских армий, авиации и флота.

В августе 1959 года обе части батального произведения из Москвы доставили в Севастополь и разместили в специально построенном полукруглом здании.

Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса «Сапун-гора»; построено по проекту архитектора В. П. Петропавловского на направлении главного удара войск 4-го Украинского фронта, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнём, мемориальными стенами, обрамляющими с трёх сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль.

Памятная монета Банка России

Торжественное открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 года. С того момента и до конца 80-х годов её посетило пятнадцать миллионов человек. В 1999 году был зарегистрирован 24-миллионный посетитель — московская школьница Надя Скопинцева.

Филателия

4 ноября 2009 г. в Севастопольской дирекции УГППС «Укрпочта» в честь 50-летия открытия Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» было проведено спецгашение. К этому событию изготовлены художественный маркированный конверт и специальный штемпель, посвящённые памятной дате.

Композиция

Войдя на смотровую площадку, зритель переносится в 7 мая 1944 года. Перед зрителем открывается панорама местности от высоты Сахарная головка до Балаклавы. По замыслу художников, зритель находится на склоне Сапун-горы.

Вторая половина дня 7 мая 1944 года. В едином порыве штурмуют вражеские укрепления пехотинцы, сапёры, танкисты, артиллеристы. В воздухе завязался бой истребителей. На море, в районе Балаклавы, советские катера, поддерживаемые морской авиацией, уничтожают корабли противника.

Штурм Сапун-горы продолжается уже более семи часов. Вершина близка, но самые трудные шаги к ней — последние. Бой идёт за каждую траншею, за каждый выступ скалы. На переднем плане картины — штурмовые группы 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов, преодолевающие последние укрепления врага перед гребнем Сапун-горы.

Жанровые сцены

Женя Дерюгина на полотне Севастопольской диорамы

Один за другим предстают перед зрителем бессмертные подвиги освободителей Севастополя. Слева, с пистолетом в вытянутой руке изображён комсорг батальона Виталий Комиссаров. Несмотря на ранение, он сменил убитого в бою командира роты и поднял бойцов на штурм фашистской батареи.

Правее, у станкового пулемёта,— отважный воин Кузьма Москаленко. В тот день Москаленко подавил огонь четырёх вражеских пулемётов и одним из первых вышел на гребень Сапун-горы. Перед ним в воронке от разорвавшегося снаряда занял позицию снайпер старшина Николай Морятов. Свыше двух десятков гитлеровцев сразил он во время штурма.

В боях за Севастополь принимали активное участие и отважные советские женщины — медсестры, связистки, санитарки. На картине в морской форме изображена санинструктор Евгения Дерюгина —— бывшая студентка судостроительного техникума. В период с 3 по 7 мая Женя вынесла с поля боя 80 раненых бойцов. Она погибла от пули фашистского снайпера.

На полотне диорамы изображён узбек Дадаш Бабажанов, который даёт клятву своему умирающему товарищу, моряку Семену Машкевичу, что отомстит врагу за его смерть. И слово он сдержал: в боях за Севастополь Бабажанов лично уничтожил 17 гитлеровцев.

В центре картины — группа бойцов на полуразрушенном вражеском доте. Впереди, высоко подняв над головой автомат, ведёт за собой воинов лейтенант Михаил Головня. Путь к вершине расчищает метким пулемётным огнём прославленный разведчик старший сержант Николай Гунько.

Правее, на переднем плане живописного полотна, запечатлён бессмертный подвиг сапёра Федора Скорятина, ценой своей жизни проложившего последний проход к вражескому блиндажу. Сюда устремились бойцы во главе с лейтенантом Сахаровым. Он увлечён боем и не видит, как вражеский автоматчик целится в него из-за укрытия. Гвардии рядовой Ашот Маркарян закрывает собой командира и погибает.

Рядом бросает гранату во вражеский блиндаж рядовой Илья Поликахин. Он тяжело ранен в голову, однако продолжал сражаться и одним из первых прорвался к гребню Сапун-горы. С группой разведчиков И. Поликахин участвовал также в уличных боях, вместе с Н. Гунько и М. Головней водрузил красный флаг на здании севастопольской метеостанции.

Впереди атакующих идут знаменосцы. Падает смертельно раненый парторг роты Евгений Смелович, но знамя подхватывает рядовой Иван Яцуненко и поднимается с ним на гребень Сапун-горы. Почти одновременно водрузили алые полотнища на покорённой высоте рядовые В. Евглевский, В. Дробязко, сержанты А. Курбанов, Н. Соснин, А. Тимофеев и другие воины.

В глубине картины, справа, где действуют советские огнемётчики, лейтенант Михаил Дзигунский закрывает своим телом амбразуру вражеского дота. Последний опорный пункт взят. Одно за другим выходят на вершину горы подразделения капитана Н. Жилова, старшего лейтенанта П. Калиниченко, гвардии лейтенанта А. Заболотского, младшего лейтенанта В. Громакова и другие.

С пистолетом в руке изображён старший лейтенант Василий Жуков — он поднимает бойцов своей роты навстречу контратакующему противнику. Отважный командир погиб в одной из рукопашных схваток на подступах к Севастополю.

Предметный план

Общее впечатление картины боя усиливает предметный план, заполняющий восьмиметровое расстояние от смотровой площадки до живописного полотна. Здесь воспроизведён подлинный рельеф местности, изрытой снарядами и бомбовыми воронками, сооружены в натуральную величину вражеские блиндажи, траншеи, лежит настоящее трофейное оружие, осколки, гильзы. На двух вмонтированных живописных вставках изображены сержант Сергей Елагин (он берёт в плен немецкого солдата) и старшина Николай Супрягин, который в рукопашной схватке вынуждает гитлеровца сложить оружие.

Географические координаты Диорамы на карте Крыма GPS N 44.552986 E 33.583038

Полное название выставочного комплекса: Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». Время работы Диорамы в Севастополе: с 9-00 до 17-00, выходной понедельник. Телефон для справок о работе комплекса Диорамы: +7(8692)63-40-70. Посещение состоит из двух вариантов: экскурсия или самостоятельное посещение. Вариант посещения с экскурсией будет намного интересней и познавательней. Цена билетов для посещение Диорамы, 200 руб., экскурсии проводя каждый час. В среднем экскурсия проводиться 45 минут, но при большом количество вопросов может продлиться и до часа. С появлением фильма — Битва за Севастополь, довольно часто спрашивают про его героев. В музее несколько экспонатов которые связаны с Павличенко, но и довольно много экспонатов, которые связаны и с героями, не вошедшими в фильм.

Сама экскурсия состоит из двух частей, просмотр экспонатов и непосредственно сама Диорама. Немного подробней о Диораме: на диораме запечатлен один из моментов боя, часть нарисовано на огромном холсте, часть представлена в виде живых декорация, которые дополняют картину бой. Музыкальное сопровождение, усиливает эффект экспозиции, говоря современным языком, Вы практически попадаете в 4-D пространство. Ощущение довольно необыкновенное, а рассказ экскурсовода помогает погрузиться в детали боя. Момент боя — полностью восстановлен из воспоминание военных и является точной копией. Посещение Диорамы рекомендовано для всей семьи.

Как добраться до Диорамы на Сапун горе

Добраться до Диорамы проще всего из города Севастополь, на 20 автобусе или 107 маршрутном такси. Если ехать своим ходом из Севастополя, то по ул. Генерала Мельника, двигайтесь по указателям на Ялту, до остановки Сапун-гора. От нее 300 метров до Диорамы. В праздничные дни, от жд вокзала, курсируют бесплатные автобусы.

История Диорамы в Севастополе

Начало комплекса было заложено в 1945 году на месте исторических событий, в память о погибших был возведен обелиск. После окончания войны городу Севастополь присвоили звание города-героя, а ключевую роль в освобождении сыграла военная операция «Штурм Сапун-горы». Эта часть операции была одной из самых тяжелых. Сильные укрепления, траншеи, окопы множество орудий и живой силы врага. Бои шли за каждый метр, за каждый камень. Взятие Сапун-горы открыли стратегические перспективы по освобождению города, установка тяжелых орудий на этой высоте позволили уменьшить потери при освобождении города. Как одно из самых трудных и тяжелых военных действий, в которых героически проявила себя Красная армия, было принято решении увековечить это событие.

В 1956 году на пленарном заседании в Москве было принято решение о возведении памятного комплекса. В основу комплекса легла идея реконструкции военных событий на местности. Часть фортификационных сооружений еще оставалась со времен войны и очевидцев, с чьих слов возможно было реконструировать сражение, было достаточно. В 1959 году 7 ноября состоялось торжественное открытие мемориала. Идея была реализована в полном объеме и превзошла все ожидания. Диорама получилась монументальной и вошла в мировую историю как самая большая и натуралистическая. Диорама точно отображает часть боевых действий именно с этого участка. Автор полностью восстановил хронологию событий, размещение техники, войск и остановил момент. Стоя в центре Диорамы, создается впечатлении, что Вы реальный участник боев за Сапун-гору. Фигуры воинов на переднем плане нарисованы в полный рост и по мере удаления от места сражения пропорционально уменьшаются в перспективе. Точная детализация образов и ландшафтов, детализация мельчайших подробностей сражения, эмоции на лицах — все выглядит весьма натурально и захватывающе.

Помимо Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» комплекс получил множество экспонатов. В передней части Диорамы находится музей под открытым небом, в котором представлено множество техники военных лет: автомобили, пушки, танки. Подойдя к парапету открытого музея, открывается потрясающий вид на горы, а у самого подножья открываются виды на блиндажи и укрепления. Обойдя комплекс с другой стороны, Вы попадаете на обелиск павшим воинам. Высота обелиска на Сапун-горе 28 метров. По обе стороны от обелиска указаны имена погибших воинов и 240 военных, которые внесли самый большой вклад в освобождение города Севастополь. Личное мужество и героизм удостоены орденом Героя Советского Союза. В 70-х годах возле обелиска был зажжен Вечный огонь. В 90-х годах прошлого века возле обелиска была возведена часовня в виде свечи Георгия Победоносца и приурочена к 50-летию победы над фашистами.

Весь комплекс гармонично вписался в природный ландшафт. Высаженные после сражения деревья скрыли изувеченную гору. Сейчас Диорама — это место памяти, место, где Наш народ отстоял свое право быть свободным, место, где покой и тишину охраняют павшие войны, смотрящие на нас сквозь глубину истории и порой обеспокоенные своим наследием. Перед посещение Диорамы обязательно ознакомьтесь с достопримечательностями Севастополя, для того что бы планируя экскурсию не пропустить достопримечательности, которые Вы бы могли посетить по пути.

Диорама Севастополя на карте Крыма

Сапун – гора (от тюркского «сабун» — мыло, мыльная гора) – 8-километровый отрог Внешней гряды Крымских гор, расположенный в 12 км от центра Севастополя. Возвышаясь над Балаклавской долиной, Сапун-гора является естественной преградой на пути к городу с юго-востока.

Трижды в 233-летней истории города она становилась ареной ожесточенных боев. В Балаклавской долине в период Крымской войны 1853 – 1856 гг. и обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. произошло сражение, в котором была разгромлена британская кавалерийская бригада.

В период обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. по отрогам Сапун-горы проходил один из оборонительных рубежей; она входила в состав 1-го и 2-го секторов Севастопольского оборонительного района. Особенно ожесточенные бои разыгрались здесь в ноябре 1941 г. и в июне 1942 г. За 22 месяца немецко-фашистской оккупации Сапун-гора была превращена в ключевую позицию севастопольского плацдарма 17-й немецкой армии. 7 мая 1944 г. силами пяти дивизий 51-й и Приморской армий 4-го Украинского фронта этот «каменный рубеж» был взят штурмом за 9 часов, что обеспечило освобождение Севастополя к 9 мая 1944 г.

Через год на гребне Сапун-горы воинами-освободителями был открыт военно-полевой музей, который положил начало современному Мемориальному комплексу, являющемуся частью Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя. В 1970 г. на Сапун-горе был зажжен Вечный огонь.

В ансамбль Мемориального комплекса входит и парк, деревья которого высажены в 1950-х – 1960-х гг. севастопольской молодежью.

С момента открытия диорамы Мемориальный комплекс посетило свыше 25 миллионов человек.

Ежегодно в начале мая на его территории силами военно-исторических клубов проводится театрализованная реконструкция эпизода штурма Сапун-горы и музейный праздник «Знамена Победы».

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»

Памятники и мемориальные обозначения

Обелиск Славы воинам – освободителям

В 1944 г. На Сапун-горе был установлен памятник воинам Приморской армии, погибшим при освобождении Севастополя. Архитектор — лейтенант А.Д. Киселёв. В 1960-е гг. реконструирован (архитекторы В.М. Артюхов и В.К. Цаккер): увеличена высота до 28 м, облицован гранитом, помещены плиты с наименованиями частей и соединений 4-го Украинского фронта и Черноморского флота, участвовавших в освобождении города. 9 мая 1970 г. у его подножья зажжён Вечный огонь. Каждые пять минут здесь звучит мелодия песни «Сапун-гора» севастопольского композитора Б.В. Боголепова.

Мемориальные стены

  1. Имена 240 Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Севастополя. Установлена в 1969 г.
  2. Наименования 118 соединений и частей, удостоенных почетного наименования «Севастопольские» за освобождение города. Установлена в 1974 г.
  3. Наименования 51 соединения и частей, награждённых за освобождение Севастополя орденами Суворова, Красного Знамени и Красной Звезды. Установлена в 1974 г.

Храм-часовня Св. Георгия Победоносца

Открыт в мае 1995 г. к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Архитектор Г.С. Григорянц. Высота храма – 10 метров. Купол венчает ангел с крестом (автор — скульптор протоиерей Н. Доценко). Над входной дверью набрано мозаичное изображение иконы Святого Георгия Победоносца по картону художника Г.Я. Брусенцова.

Памятник воинам 51-й Армии

Установлен в июне 1944 г. инженерным батальоном 51 армии. Реконструирован в 2004 году.

Открытые экспозиции

В открытой экспозиции – образцы боевой техники и вооружения периода Великой Отечественной войны и трофейная немецкая артиллерия.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Артиллерия

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

  • 45-мм противотанковая пушка «М-42» образца 1942 г.
  • 57-мм противотанковая пушка «ЗИС-2» образца 1941 – 1943 гг.
  • 76-мм дивизионная пушка «ЗИС-3» образца 1942 г.
  • 122-мм пушка «А-19» образца 1931 – 1937 гг.
  • 152-мм пушка «Бр-2» образца 1935 г.
  • 122-мм гаубица «М-30» образца 1938 г.
  • 152-мм гаубица «Д-1» образца 1943 г.
  • 122-мм полковой миномет «ПМ-120″образца 1941 г.
  • 160-мм казнозарядный дивизионный миномет «МТ-13» образца 1943 г.
  • 37-мм автоматическая зенитная пушка «61-К» образца 1939 г.
  • 85-мм зенитная пушка «52-К» образца 1939 г.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Военно-морская техника

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

  • Торпедный катер проекта 123 «К» («Комсомолец»)
  • Парогазовая торпеда «45-36 НУ» образца 1938-1939 гг.
  • Авиационная магнитная донная мина АМД-1000 образца 1942 г.

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Военно-морская техника

  • Торпедный аппарат «ТТКА-45-1» образца 1927 г.
  • Якорная гальваноударная мина образца 1908-1912 гг.
  • Бомбомет «БМБ-1» с глубинной бомбой «БВ-1»
  • Стереодальномер «ДМ-6»
  • Корпус командно-дальномерного пункта управления артиллерийским огнем
  • Морские пушки 130 мм, 100 мм, 85 мм, 45 мм (7 ед.)
  • 37-мм зенитная автоматическая пушка (2 ед.)
  • 406-мм практический снаряд (для учебный стрельб)
  • 305-мм практический снаряд (3 ед.)
  • 305-мм бронебойный снаряд
  • Гребной винт
  • Якорь кормовой («стоп-анкер»)

Системы ПВО и служебный автомобиль

  • Зенитная автомобильная прожекторная установка «З-15-14» на шасси грузового автомобиля «ЗИС-12»
  • Легковой автомобиль типа «М-1»

Экспозиция советской боевой техники и вооружения. Бронетанковая техника. Артиллерия

Образцы периода Великой Отечественной войны. Доставлены на Сапун-гору в 1960 – 1980 гг. с военных складов.

Танки и самоходные установки

  • Средний танк «Т-4-85» образца 1943 г.
  • Тяжелый танк «ИС-2» («Иосиф Сталин») образца 1943 г.
  • Легкая самоходная артустановка «СУ-76 М» образца 1943 г.
  • Средняя самоходная артустановка «САУ-100» образца 1944 г.
  • Тяжелая самоходная артустановка «ИСУ-122» образца 1944 г.
  • Тяжелая самоходная артустановка «ИСУ-152» образца 1943 г.

Боевые машины

  • Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-13-16»
  • Боевая машина реактивной артиллерии «БМ-31-12»

Открытая экспозиция трофейной германской артиллерии

Образцы периода II мировой войны. Орудия данного типа применялись немецкими войсками в боях за Севастополь в 1941 – 1942 гг., 1944 г. Доставлены на Сапун-гору в 1960 г. с военных складов Симферополя и Перми.

  • 105-мм легкая полевая гаубица 18/40 образца 1918-1940 гг. Выпускалась в Германии с 1918 г.
  • 150-мм тяжелая полевая гаубица образца 1918 г. (2 единицы). Выпускалась в Германии в 1918 г. и в 1936 – 1945 гг.
  • 211-мм мортира образца 1918 г.

LiveInternetLiveInternet

Сапун-гора — естественная горная преграда на подступах к городу. Она стала ареной ожесточенных боев в период героической обороны Севастополя 1941-1942 гг., а также во время его освобождения 1944 г. На вершине Сапун-горы находится мемориальный комплекс в память воинов, освобождавших Севастополь во время Великой Отечественной войны.

Героические события тех дней воскрешает диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» Художники воспроизвели момент наивысшего напряжения боя. Диорама находится в полукруглом здании музея, на втором этаже.

На площадке образцы советской боевой техники времен войны: танки, пушки, самоходные орудия, мины. На склоне горы — памятник воинам 77-й дивизии, погибшим здесь при штурме укреплений врага. В парке — обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.

Освобождение Крыма началось 8 апреля 1944 года. Советские войска прорвали линию фронта в северной его части и на Керченском полуострове. Несмотря на отчаянное сопротивление врага, кольцо окружения неумолимо сжималось. 16 апреля наши войска вышли к основному оборонительному рубежу противника в районе Севастополя.
На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-гора. На ее крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали от 3 до 4 линий траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

1.

Перед нашими войсками стояла ответственная задача: изучить оборону противника, измотать и обескровить врага, а затем решительным штурмом освободить город. Важная роль при этом отводилась артиллерии и авиации, которым предстояло не допустить переброски немецких войск по морским коммуникациям.
7 мая 1944 года в 10 часов 30 минут советские войска перешли в наступление на участке Сапун-гора — Карань. По всему фронту завязались кровопролитные бои. Особенно ожесточенными они были в районе Сапун-горы, где часами длился бой за каждую траншею. Тысячи бойцов и командиров проявили в этот день невиданный героизм. И хотя враг яростно сопротивлялся, на отдельных участках по несколько раз переходил в контратаку, ничто уже не могло остановить мощного натиска советских войск. В 19 часов 30 минут первыми вышли на гребень Сапун-горы воины 77-й и 32-й гвардейской стрелковых дивизий.
К исходу дня 9 мая был полностью освобожден Севастополь. 12 мая в районе мыса Херсонес капитулировали остатки немецко-фашистской группировки. Крымская операция закончилась блестящей победой советских войск.
«Сапун – гора, Сапун – гора, как много связано с тобою…»
статья Константина Колонтаева
2.

Одним из самых замечательных событий в истории Севастополя является освобождение его советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков в мае 1944 года.
Гитлеровское командование придавало огромное значение удержанию Крыма как важной стратегической позиции в бассейне Черного моря. Немецкие генералы считали: «тот, кто господствует в Крыму, господствует на Черном море». Этим объяснялось их стремление как можно дольше удерживать Крым и Севастополь.
Главным событием, связанным с освобождением Севастополя, стал штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г. Она была взята дивизиями 51-й армии под командованием Героя Советского Союза Я.Г. Крейзера и Приморской армии – командующий генерал-лейтенант К.С. Мельник. Это и обеспечило освобождение Севастополя и разгром немецко-фашистской группировки в Крыму.
Слово «сапун», или «сабун», имеет, как и множество названий в Крыму, тюркское происхождение. В переводе с татарского оно означает – «мыло». Другими словами – «мыльная гора». Это связано с тем, что в течение XIX века на ее склонах добывали особый вид мылящейся глины — кил.
Во времена Крымской войны 1854-55 г.г., при первой обороне Севастополя, недалеко от того места, где сейчас находится Диорама, был установлен наблюдательный пункт командования англо-французских войск, а в прилегающих к Сапун-горе долинах произошли Инкерманское, Чернореченское и Балаклавское сражения.
3.

4.

В начале Второй мировой войны, в 1941-1942 гг., по гребню Сапун-горы проходил второй рубеж обороны 7 и 8-ой бригад морской пехоты Черноморского флота.
Перед началом наступления Сапун-гора представляла невероятно трудный для штурма объект. Она возвышается над прилегающей местностью на 180-215 метров и имеет протяжённость около 8 км от высоты Карагач до Инкермана.
Ее восточный, крутой и каменистый склон переходит в отвесные скалы высотой до 10 метров и более. Это предоставляло противнику возможность создавать многоярусную систему опорных пунктов, чередуя ДОТы и железобетонные сооружения с артиллерийскими и крупнокалиберными пулеметными установками.
Через каждые 25-30 метров в цепи траншей оборудовались тщательно замаскированные площадки с пулеметными установками. Все подступы к инженерным сооружениям были заминированы и прикрывались большой плотности огнем всех видов оружия.
Оценивая значение Сапун-горы, бывший начальник штаба 4-го Украинского фронта, Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов отмечал: «Штурм Сапун-горы является одной из блестящих страниц в летописи Великой Отечественной Войны. Наши войска овладели этой высотой в течение одного дня. Со взятием Сапун-горы путь на Севастополь был открыт».
Наши наступающие войска вынуждены были размещаться на равнинной, открытой местности, которая просматривалась с наземных пунктов наблюдения противника на глубину 10-15 км. В период подготовки войск к боевым действиям в условиях горной местности во всех полках первого эшелона были созданы штурмовые группы. В их состав включались артиллерийские корректировщики. Их задачей было выявлять замаскированные огневые средства противника, корректировать огонь, и, захватив его ДОТы, вызывать огонь на себя при отражении контратак противника.
5.

6.

В 9.00 7 мая на всем 12-километровом участке прорыва от горы Сахарная Головка до южного склона высоты Балаклавы артиллерия 51-й и Приморской Армий открыла массированный огонь.
Артиллерийско-авиационная подготовка атаки длилась более полутора часов. Артиллеристы-разведчики одними из первых врывались во вражеские укрепления, совместно с атакующими пехотинцами личным оружием уничтожали вражеские гарнизоны в укреплениях и тут же корректировали огонь своих батарей по вновь выявленным целям.
Для поддержки действий штурмовых групп артиллерия широко применяла стрельбу с открытых и полуоткрытых огневых позиций, часто уничтожая противника огнем прямой наводкой.
Так, например, при отражении одной из многочисленных контратак противника, при бое за овладение очередным ярусом укреплений командир одного из артдивизионов гвардии майор Вениамин Петрович Грибанов, находясь с командиром роты 85-го гв. сп в захваченном у немцев блиндаже, вызвал огонь на себя. В результате противник потерял до двух взводов пехоты и вынужден был отступить на исходные позиции.
9 мая 1944 года войска 4-го Украинского фронта полностью освободили Севастополь, а 12 мая 1944 года взятием мыса Херсонес Крым был полностью очищен от фашистских захватчиков.
Ратный подвиг освободителей Севастополя навсегда запечатлен на полотне знаменитой диорамы «Штурм Сапун-горы» и в материалах музея Славы, который сооружен на Сапун-горе.
7.

Создание мемориального комплекса на Сапун-горе началось в октябре-ноябре 1944 г., когда инженерно-саперные части Приморской армии возвели монументы воинам, павшим в боях за Севастополь при штурме Сапун-горы. Памятник бойцам Приморской армии был сооружен по проекту лейтенанта А.Д. Киселева.
Рядом с ним уже 1 мая 1945 года открыли небольшой военно-полевой музей, экспозиция которого отражала события боев 7-12 мая 1944 г. В нём экспонировались реликвии войны: документы, фронтовые фотографии воинов-освободителей, их личные вещи, оружие, трофеи, захваченные у врага.
В 1944 году на Сапун-горе были сооружены памятники воинам 51-й и Приморской армий. Музей Приморской армии просуществовал до конца 1958 г. На его месте началось строительство здания Диорамы.
Диорама представляет собой живописное полотно незамкнутого, полукруглого обзора и предметный план перед ним. Основателями принципа диорамной живописи стали в начале XIX в. французские художники Дагер и Бутон. В советской живописи принцип диорамы стал осваиваться в 30-е годы XX в. в Московской студии военных художников, возглавляемой М.Б. Грековым, который в 30-е годы написал несколько диорам на темы гражданской войны.
8.

Идея создания севастопольской Диорамы возникла в середине 50-х годов в период между окончанием празднования десятилетия освобождения Севастополя и подготовкой к 15-летию этого события. Договор на создание Диорамы был подписан в ноябре 1957 г. Он включал в себя строительство здания Диорамы, написание полотна и создание предметного плана. Открыть Диораму планировалось 9 мая 1959 г. к 15-летию освобождения Севастополя. Однако выдержать этот срок не удалось, и Диораму открыли 4 ноября 1959 г.
Строительство здания Диорамы началось в январе 1959 г. по проекту севастопольского архитектора В. Петропавловского. Здание возведено на месте, где находился Военно-полевой музей Приморской армии. Эскизы и основные работы на полотне и предметном плане производились в Москве в Студии военных художников им. М.Б. Грекова с февраля 1958 по август 1959 г.
Автор полотна «Штурм Сапун-горы» — известный советский художник-баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР Петр Тарасович Мальцев. Его помощниками были известные художники-баталисты Н.С. Присекин и Г.И. Марченко.
Военным консультантом работ был Герой Советского Союза капитан 1 ранга Терновский. Для максимальной достоверности использовали фронтовые фотографии участников штурма, а Илья Поликахин, удостоенный звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при штурме Сапун-горы, позировал П.Т. Мальцеву при написании полотна.
На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.
9.

Между полотном и смотровой площадкой установлен предметный план, составляющий с живописным полотном как бы одно целое. Это создает иллюзию глубины пространства, усиливает ощущение реальности, достоверности изображенных событий.
В диораме «Штурм Сапун-горы» впервые в изобразительном искусстве фигуры людей на переднем плане живописного полотна написаны в их естественных размерах. А предметы натурного плана — это остатки подлинных оборонительных сооружений, оружие и снаряжение противника. За создание диорамы П.Т. Мальцева удостоили золотой медали Академии художеств СССР.
В мае 1958 г. уменьшенную в 10 раз копию живописного полотна изучали и обсуждали специалисты всех видов и родов войск, участники штурма, а также искусствоведы Москвы, Киева, Севастополя, Симферополя.
С 4 августа 1959 г. в построенном на Сапун-горе к тому времени здании Диорамы начался монтаж полотна и предметного плана перед ним. Работа была завершена 1 ноября 1959 г. Общие размеры полотна: длина — 25,5 м, ширина — 5,5 м, общая площадь — 137,5 кв. м. Площадь предметного плана — 83 кв. м.
4 ноября 1959 г. на смотровую площадку Диорамы пришла первая группа посетителей, состоявшая из ветеранов Великой Отечественной войны, участников штурма Сапун-горы. За прошедшие 40 лет с живописным полотном Диорамы ознакомилось 24 млн. человек.
10.

В нижнем зале Диорамы экспозиция состоит из следующих основных частей: «Оборона Севастополя 1941-1942 гг.», «Освобождение Крыма и Севастополя в апреле-мае 1944 г.». В верхнем зале находится живописное полотно «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» и предметный план перед ним. Перед входом в верхний зал — небольшая выставка, посвященная истории создания Диорамы.
Рядом с Диорамой, в парке — обелиск Славы, сооруженный в 1944 г. На стелах высечены наименования соединений армии и флота, участвовавших в освобождении города.
К 1970 году обелиск Славы, сооружённый в ноябре 1944 года, реконструировали. На каждой из 4 сторон памятника установили по две плиты из розового гранита, на которых высечен перечень из 230 соединений и отдельных частей 4-го Украинского фронта и ряда других общегосударственных структур, принимавших участие в освобождении Севастополя. Высота обелиска 28 метров, авторы проекта реконструкции — архитекторы В.М. Артюхов, В.К. Цаккер.
В 25-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, 9 мая 1970 г., у обелиска Славы зажгли Вечный огонь, доставленный с Малахова кургана. Через каждые пять минут звучит мелодия «Сапун-гора» композитора Б.В. Боголепова.
Вместе с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, Диорама образует единый архитектурный ансамбль.
На Сапун-горе расположена открытая экспозиция образцов боевой техники СССР и Германии периода Второй Мировой войны. Мемориальный комплекс является филиалом Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
11.

12.

У подножия Сапун-горы сооружены памятники воинам 32-й гвардейской и 77-й стрелковой дивизиям, которые 7 мая 1944 года первыми вышли на её вершину.
К 50-летию Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне на Сапун-горе вознёсся храм-часовня Святого Великомученика Георгия Победоносца.
13.

14.

15.

Диорама «Штурм Сапун-горы»

Этот филиал Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя расположен в 12 километрах от центра города на Сапун-горе.

В период героической обороны Севастополя 1941–1942 гг. и его освобождения в мае 1944 г. Сапун-гора была ареной жестоких боёв. В настоящее время – одно из исторических мест города с сохранённым ландшафтом, со следами окопов и траншей, долговременных огневых точек, заросшими травой воронками от бомб и снарядов, памятниками и обелисками Мемориального комплекса Великой Отечественной войны.

Первые памятники освободителям Севастополя установили здесь весной 1944 г. военные архитекторы и строители. По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать монументальный живописный памятник – Диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».

Заказ получили члены московской студии военных художников имени М.Б.Грекова. Творческая группа в составе П.Т.Мальцева (руководитель группы), Г.И.Марченко, Н.С.Присекина в 1958 году приступила к работе. Художники тщательно изучали события, встречались с участниками штурма Сапун-горы, делали зарисовки местности, наброски и эскизы. Непосредственная работа по созданию живописного полотна 5,5 м х 25,5 м и предметного плана площадью 83 квадратных метра проходила в Москве на протяжении семи месяцев.Торжественное открытие Диорамы состоялось 4 ноября 1959 г.

В советском изобразительном искусстве это был первый опыт работы над диорамами такого большого размера. Её авторы стремились создать максимально реалистическое произведение: фигуры людей писались в натуральный человеческий рост, на предметном плане размещалось подлинное оружие, обмундирование, снаряжение, фрагменты инженерных сооружений, собранные на поле боя. На переднем плане полотна Диорамы изображались подвиги реальных участников штурма. Для передачи их портретного сходства использовались документальные фотографии, позирование самих героев или натурщиков со схожей внешностью.

Диорама размещается в здании на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы.

На первом этаже здания – музейная экспозиция «Севастополь в годы Великой Отечественной войны». Знакомство с ней предваряет осмотр живописного полотна со смотровой площадки Диорамы.

Недалеко от здания – открытая экспозиция советской боевой техники периода Великой Отечественной войны: танки, самоходные и зенитные установки, гвардейские миномёты «Катюши», полевая и морская артиллерия. Доминантой Мемориального комплекса «Сапун-гора» является 28-метровый обелиск Славы, у подножия которого с 1970 года горит Вечный огонь.

«Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — вечная память погибшим героям

По отзывам туристов, пребывание в мемориальном комплексе «Штурм Сапун-горы» оставляет после себя массу поразительных впечатлений, а цены на входные билеты – исключительно радостные воспоминания для каждого посетителя. Здесь люди погружаются в героическое прошлое военного порта.

Помимо собственно полотна, на территории музейной достопримечательности Севастополя экспонируется уникальное фото – ценный кадр, сделанный непосредственным участником севастопольских событий 7 мая 1944 года. Снимок выставлен на обозрение в главном зале, давно превратившись в «визитку» диорамы.

Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» — это не только живопись, но и экспонирование предметов, связанных с обороной стратегической точки города, глубоко эшелонированной и тщательно продуманной. Разговор идет об осколках боезарядов и бомб, найденных здесь советских и вражеских автоматов, а также других образцов огнестрельного оружия.

Мастерски смоделированы тутошние участки дотов и траншей. Последним на своеобразной «выставке», «вписанной» в общую композицию, показаны бронебойный снаряд калибра 305 миллиметров – это находка с места дислокации тридцатой береговой батареи. Обнаружить раритет можно в центре диорамы.

Чем еще интересна Севастопольская диорама?

Здесь представлены также учебные снаряды, прилетевшие с линкора «Севастополь». Их вес составляет 450-470 кг. Описанный предметный план усиливает у зрителей ощущение пространства и «присутствия». Его ширина (расстояние от полотна до края смотровой площадки) составляет целых 8 м, а площадь – 83 кв. м. Воспроизведен во всевозможных подробностях реальный рельеф местности тех лет.

Что касается непосредственно полотна, то оно имеет размер 5,5 на 25,5 м. Сюжет обозначенного произведения искусства – схватка на пятачке, где сержанту Сергею Елагину удалось пленить гитлеровского солдата, а старшине Николаю Супрягину – принудить другого немца сдать оружие.

Изображена также передняя линия атаки – со знаменосцами и фигурами лейтенанта М. Головни и В. Комиссарова. Командиры эти, размахивая оружием, призывают к наступлению бойцов 63-го стрелкового и 11-го гвардейского корпусов, входящих в одну из частей 4-го Украинского фронта. Эмоциональных людей обычно поражает сцена с узбеком Дадашем Бабажановым, дающим «клятву мести» умирающему матросу Семену Машкевичу.

На картине также увековечен подвиг связисток и медсестер. К примеру, видны тяжкие усилия молодого санинструктора Жени Дерюгиной (студентка техникума, вынесшая с поля боя 80 советских солдат и моряков, была убита пулей фашистского снайпера). На небе точно изображен дым.

Диорама штурма Сапун-горы

В Севастополе есть несколько знаковых мест, которые обязательны для посещения каждому, кто попал в этот славный белокаменный город. Одним из них является Сапун-гора, где сегодня возвышается монумент героическим освободителям города, горит вечный огонь и работает диорама, которая в художественной форме повествует о событиях, произошедших в самом начале мая 1944 года.

Диорама штурма Сапун-горы представляет собой здание, построенное в форме полукруга, внутри которого разместилось одно из крупнейших в мире художественных произведений, рассказывающее о подвиге наших отважных воинов, освободивших легендарный город от фашистских захватчиков.

Мне всегда было интересно послушать рассказы ветеранов об их героических подвигах, и именно здесь я понял, как сложно пришлось нашим дедам. Здание стоит прямо на том месте, где в 1944 году шли ожесточенные бои, о которых и повествует экспозиция. Диорама на Сапун-горе является не отдельным музеем, а филиалом Государственного музея героической обороны города, который имеет несколько объектов, расположенных в разных точках Севастополя.

Хронология исторических событий

На диораме запечатлены события, которые развернулись возле города при его освобождении 7 мая 1944 года. В тот период советские войска вели активные наступательные бои по всему Крыму. Вокруг Севастополя немецкие захватчики создали мощную оборонительную линию, сосредоточив основную часть своих войск именно на Сапун-горе. Здесь гитлеровцы создали несколько отдельных линий траншей, возвели многочисленные доты и дзоты, построили мощные железобетонные укрытия. Кроме этого, подступы к самой горе были хорошо заминированы. Немецкое командование ставило задачу всеми силами удержать город, и Сапун-гора выступала как ключевой плацдарм обороны Севастополя.

Советские войска перешли в наступление в районе Сапун-горы в самом начале мая 1944 года около 10 утра. В течение всего дня на склоне горы велись кровопролитные бои буквально за каждую траншею. Сражение и отдельные вооруженные схватки на Сапун-горе запомнились тем, что каждый рядовой боец и командир в тот день проявил невиданный героизм. На гребень горы первым подразделениям советских войск удалось выйти только под вечер 7 мая, а весь Севастополь полностью освободили от фашистов только 9 мая. Именно этот бой и запечатлен на огромном полотне диорамы Сапун-гора в Севастополе.

История создания музея

Основой для создания диорамы послужила картина художника Мальцева «Штурм Сапун-горы», которая была написана в конце пятидесятых годов прошлого столетия.

Над созданием экспозиции трудилась большая группа художников, кроме этого, по всем вопросам их консультировал Герой Советского Союза Терновский, который принимал участие в освобождении Севастополя.

Работы над общим полотном, а также предметным планом, протекали в течение 7 месяцев. В итоге художникам удалось представить весь драматизм изображаемых событий. Само полотно писалось в Москве, и было доставлено летом 1959 года в Севастополь.

Массивное полукруглое здание диорама, в котором разместилась экспозиция, находится в западной части мемориального комплекса.

Оно было построено по проекту архитектора Петропавловского. Здание вместе с памятником павшим воинам-освободителям города, Вечным огнем и экспозицией советской техники представляет единый архитектурный ансамбль. Сам музей был торжественно открыт в начале ноября 1959 года, и с того момента его посетило более двадцати миллионов людей.

Основная композиция

Купить билет в диораму можно в кассах, расположенных возле здания. Цена взрослого билета сегодня составляет 170 рублей, для школьников и студентов 80. Кроме этого, для туристов организуются экскурсии, включенные в стоимость, на которых экскурсовод интересно рассказывает обо всех событиях, изображенных на полотне и расположенной рядом экспозиции.

На смотровой площадке создается впечатление, что находишься на склоне горе в самой гуще событий. Хорошо видно, как советские войска берут штурмом укрепления врага, в небе их поддерживает авиация, а на заднем плане сражаются наши катера.

Особенно мне запомнились жанровые композиции того знаменитого штурма, на которые экскурсовод обратил внимание. Оказывается, многие герои, которые изображены на полотне — реальные люди.

  • Слева на картине можно увидеть солдата с вытянутой рукой и пистолетом, который, будучи раненным, все равно рвется в бой. В данном случае прототипом изображенного персонажа является комсорг Виталий Комиссаров.
  • Чуть правее за пулеметом изображен боец Москаленко. В тот день он смог подавить несколько огневых точек врага и первым занять одну из высот Сапун-горы. Прямо перед ним можно заметить снайпера Морятова, который при штурме поразил несколько десятков гитлеровцев.
  • Примерно в центре полотна нарисована в морской форме Евгения Дерюгина, которая, будучи санинструктором, сумела вынести с поля боя около сотни раненых бойцов, однако сама погибла от попадания немецкого снайпера.
  • В правой части картины запечатлен подвиг сапера Скорятина, который своим телом проложил путь к немецкому блиндажу.
  • В глубине полотна можно заметить, как совершает подвиг еще один красноармеец Дзигунский. Он закрывает собой вражеский пулеметный расчет.

В восьмиметровом пространстве между смотровой площадкой и картиной выполнен предметный план в виде макетов блиндажей, окопов и боевого оружия, который еще больше усиливает общее впечатление от всего увиденного. Художники воспроизвели здесь реальный рельеф местности на тот момент времени. Кроме этого, в экспозицию вмонтированы настоящее трофейное оружие и осколки снарядов, блиндажи и окопы выполнены в натуральную величину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *