Дышат ли рыбы

Конспект НОД «Чем дышат рыбы» старшая группа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Аленка» с. Кудара муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия

Конспект занятия на тему: «Чем дышат рыбы» Старшая группа

Учитель-логопед: Новолодская Марина Геннадиевна

Цель:

Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с обитателями озера Байкал и их средой обитания.

Задачи:

1.Познакомить детей с обитателями озера Байкал, дать общие сведения о представителях (название).

2.Дать детям представление о том, как дышат рыбы.

3. Путем наблюдения и эксперимента определить, в каком виде воздух находится в воде.

4. Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять условия жизни обитателей озера (познавательное развитие).

5.Сздать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие).

6.Способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие).

Активизация словаря:

Слова-названия рыб, эпишура, макрогектопус, названия органов дыхания рыб-жабры.

Планируемые результаты: дети узнают о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи специальных органов – жабр. С помощью эксперимента дети узнают, что воздух в воде находится в виде пузырьков, он есть повсюду, во всех предметах и материалах, его легко обнаружить, если опускать предметы в воду.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование: макет озера Байкал, макеты рыб, картинки с изображением рыб Байкала, стеклянная банка с водой, камни, аквариум с рыбами.

Содержание организованной деятельности детей

1.Организационный момент.

Дети сидят полукругом около стола, на котором расположен наглядный материал.

-Ребята, послушайте загадку:

Есть в Бурятии озеро такое,

Где вода в нём прозрачна, чиста.

Называем мы озеро — море,

Называем его мы ….Байкал.

2.Рассматривание плаката с изображением озера Байкал, рыб Байкала.

Воспитатель: дети, посмотрите это макет озера Байкал. Кто знает, где находится это озеро? (ответы детей). В Байкале живет большое количество рыб, а вы знаете, какие рыбы живут в Байкале? Попробуйте отгадать:

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Начинается на О (омуль)

Бледно-розова, нежна

Студёна вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает (голомянка)

Опасней всех она

Хитра, прожорлива, сильна

Притом такая злюка

Конечно это. (щука)

Одни пасутся в чистом поле,

Другие плавают на воле.

Одних по всей земле встречали,

Другие водятся в Байкале.

Широкий лоб, приличный хвост,

Как их название- вопрос!

(бычок- широколобка)

Серебрист, подвижен, гибок,

Он вкуснее многих рыбок

Даёт ухе особый вкус

Байкальский (хариус)

Перечисляем названия рыб, дети прикрепляют их на макет озера.

А еще в Байкале живут рачки, они называются эпишура, макрогектопус.

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Рыболов».

-Кто любит рыбачить на удочку? (Дети «ловят» рыбу, вспоминая её название).

Воспитатель:

А без чего еще не могут жить рыбы (тепла, света и воздуха)?

Рыба не может жить без воздуха, так же как и человек. Как мы дышим (ответы детей)? Как дышат рыбы, мы сейчас узнаем.

Посмотрите, на голове у рыб находятся жабры, которые постоянно открываются и закрываются. Рыба заглатывает воду ртом, воздух остается в рыбке, а вода выходит через жабры.

Воспитатель предлагает посмотреть, как дышат рыбы в аквариуме

Воздух находится повсюду, но он невидим. Сейчас мы посмотрим, в каком виде воздух находится в воде.

3. Эксперимент

Дети стоят около стола, где находится банка с водой. Воспитатель показывает детям камни, спрашивает, есть ли в них воздух (ответы детей).

Предлагает внимательно смотреть на банку с водой, чтобы заметить, что будет происходить. Бросает в воду один камень, он тонет (воспитатель спрашивает, что ребята увидели, что же это за пузырьки и откуда они взялись). Поясняет, пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень попал в воду.

Педагог предлагает детям взять по одному камню и бросить в воду и понаблюдать, что происходит, отмечает появившиеся пузырьки воздуха, это то, без чего рыбы не могут жить в воде.

4. Рефлексия

О чем мы говорили сегодня на занятии?

Как дышат рыбы?

В виде чего находится воздух в воде?

Занятие окончено, спасибо за работу, мне с вами было очень интересно, до свидания.

>
IT News

Как рыбы дышат под водой?

  • E-mail

Дата Категория: Подводный мир

Как и всем живым созданиям, рыбам необходим кислород. Большинство рыб получает его при помощи специальных решетообразных органов, которые называются жабрами.

Жабры находятся прямо за ротовой полостью по обеим сторонам головы и, как правило, защищены полупрозрачной пластинкой — жаберной крышкой, или оперкулумом. Под оперкулумом располагается четыре ряда частично перекрывающих друг друга кроваво-красных жабер. Жабры состоят из костных дуг, которые поддерживают многочисленные жаберные лепестки — пары тонких мягких отростков, напоминающих плотно посаженные зубья расчески. Каждый лепесток содержит крошечные мембраны, или ламеллы, сотканные из миллиардов кровеносных капилляров. Стенки мембран настолько тонки, что текущая по ним кровь экстрагирует кислород непосредственно из водного потока, омывающего жабры. Затем ламеллы выводят из крови в воду углекислый газ. Вода, как и воздух, на 1/30 состоит из кислорода, и этот газовый обмен — кислорода и углекислого газа является ключевым компонентом подводной жизни.

Жесткие жаберные тычинки, расположенные на жаберной дуге, фильтруют поступающую воду. Кровеносные сосуды в жаберных лепестках снабжают кровью и осушают капилляры в ламелле.

Вода, проходящая по жаберным лепесткам, обогащает артериальную кровь кислородом. После этого кровь по венозным сосудам поступает в мембрану, где она освобождается от углекислого газа.

Поступление воды в жабры

Нормальная жизнедеятельность рыб обеспечивается непрерывным поступлением в жабры насыщенной кислородом воды. У большей части костных рыб рот и жабры работают во взаимодействии по принципу насоса: сначала жабры плотно закрываются, рот распахивается, а его стенки расширяются, затягивая внутрь воду. Затем ротовая полость сжимается, рот захлопывается, а жабры раскрываются, выталкивая воду изо рта. Такой способ дыхания, позволяющий воде проникнуть в жабры, даже если рыба находится в состоянии покоя, характерен для малоподвижных рыб, таких, как карп, камбала и палтус.

Дыхание начинается, когда рот рыбы раскрывается, а ротовая полость расширяется, всасывая воду.

Затем рот рыбы закрывается, и открываются оперкулумы, выталкивая воду из жаберной полости через жабры.

Правильнее дышать ртом

Активным рыбам — макрели, тунцу и некоторым видам акул — необходимо больше кислорода, чем их медлительным собратьям, таким, как камбала, угорь, электрический скат и морские коньки. Вот почему подводные рыбы часто плавают с открытыми ртами: это позволяет им пропустить через жабры значительно больший объем воды, а значит, и кислорода. Кроме того, жабры у этих видов рыб крупнее и толще, с тесно расположенными мембранами, что заметно повышает их респираторную способность. Эти рыбы вынуждены плавать даже во время сна, иначе они погибнут от недостатка кислорода (от удушения).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *