Эрмитаж находится в

Эрмитаж

Запрос «Эрмитаж» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Государственный Эрмитаж


Зимний Дворец, вид с акватории реки Невы

Дата основания

Дата открытия

ежедневно, кроме понедельника: 10.30-18.00 (среда, пятница: 10.30-21.00)

Основатель

Екатерина II

Местонахождение

Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 34

Посетителей в год

5 328 391 (2016)

Директор

Михаил Пиотровский

Сайт

Официальная страница музея

Государственный Эрмитаж на Викискладе

Награды

Госуда́рственный Эрмита́ж (до 1917 года — Императорский Эрмитаж) — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербург. Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.

Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II. Первоначально это собрание размещалось в специальном дворцовом флигеле — Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество; ныне Малый Эрмитаж) — откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публичный музей, расположившийся в специально для этого построенном здании Нового Эрмитажа.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы, главным из которых принято считать Зимний дворец, также музею принадлежат Восточное крыло Главного штаба на Дворцовой площади, Меншиковский дворец на другой стороне Невы, фондохранилище в Старой Деревне и другие здания. Коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

Государственный Эрмитаж в 2013 году вошел в число двадцати самых посещаемых художественных музеев мира. По результатам 2018 года занял 9 место.

История

Коллекция Екатерины Великой

Смерть короля Кандавла (итал. La morte di re Candaule), 1757, ди Джамбаттиста Питтони (Giovanni Battista Pittoni), 161×210 смНеизвестный итальянский (?) художник, по рисунку М. И. Махаева. Вид Зимнего дворца. 1750-е годы«Донна Нуда» — одна из дюжины леонардесков, которые в XVIII—XIX вв. приобретались для Эрмитажа как произведения Леонардо да Винчи

Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того, как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (по расхожим слухам их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Иоганна Эрнеста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775), в счёт его долга, возникшего из-за неудачной попытки поставки зерна в русскую армию, при участии князя Владимира Сергеевича Долгорукова. Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Эти полотна стали основой, на которой сформировался музей. Из 317 картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже хранится по меньшей мере 96 полотен. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж».

В 1769 году при содействии князя А. М. Белосельского-Белозерского в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция первого министра короля польского и курфюрста Саксонского Августа III графа Генриха фон Брюля, насчитывавшая около 600 картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Очень большое значение для Эрмитажа имела в 1772 году покупка Екатериной при посредничестве князя Д. А. Голицына в Париже коллекции живописи барона Пьера Кроза — самой замечательной в Париже того времени после галереи герцогов Орлеанских. Это собрание, включавшее около 400 первоклассных полотен, во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Джамбаттиста Питтони, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретённая в 1779 году, в разгар русско-турецкой войны, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение в 1768 году более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, в которой находился «Портрет неизвестного» работы Жана Фуке. В 1781 году в Париже была куплена коллекция графа Бодуэна, состоявшая из 119 картин, в числе которых девять полотен Рембрандта и шесть портретов кисти Антониса ван Дейка.

Ещё одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

Из-за недостатка (малого размера) первоначального помещения, архитектором Фельтеном в 1771—1787 годах строится здание Большого Эрмитажа.

В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рёнтгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 года перечисляются 3996 картин. Таким образом, только за время царствования Екатерины II в России, где до этого не было ни одного сколько-нибудь значительного собрания живописи, появилась уникальная галерея.

Эрмитаж в первой половине XIX века

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и «Госпожа со служанкой» П. де Хоха. В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. Ещё одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).

Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внёс существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Хранители коллекций в XIX и XX веках

Огромный вклад в изучение и каталогизацию коллекции картинной галереи Императорского Эрмитажа, проработав хранителем картин и рисунков, а затем и старшим хранителем Эрмитажа в общей сложности 22 года, внёс Андрей Иванович Сомов. Считается, что он положил начало нового этапа в истории русского искусствознания второй половины XIX — начала XX веков. среди картин этого периода есть важная работа — портрет Николая Юсупова, написанный итальянским мастером Винченцо Петрочелли (1851).

Открытие публичного музея

До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (от фр. Ermitage — уединённое место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. А. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I 5 (17) февраля 1852 года в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность А. И. Сомова, титаническим трудом которого были исследованы и каталогизированы произведения живописи и рисунков проведена работа по пополнению фондов благодаря дарению и закупки у отечественных коллекционеров и некоторых музеев. Результатом работы Сомова стал изданный им «Каталог Картинной галереи Эрмитажа» итальянской и испанской живописи. Приказом по министерству императорского двора он был назначен старшим хранителем по отделу картин, рисунков и гравюр Императорского Эрмитажа. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Таким образом, Эрмитаж стал центром русского искусствознания и в жизни Эрмитажа пришла новая эра.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников.

После революции

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счёт национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, Ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесённые Надир-Шахом сокровища Великих Моголов. В 1932—1933 годах аспирант, позже — руководитель отдела нумизматики Н. В. Алабышев пополнил коллекцию китайских серебряных ямбов, спас от переплавки 515 экземпляров.

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены только работы старых мастеров, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Вместе с тем имели место и тяжёлые потери. Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929—34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не функционировал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивали лекции по искусствоведению. Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 г.. В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Постсоветский период

В 2002 г. после долгих переговоров Государственная дума санкционировала возвращение из Эрмитажа в Германию средневековых витражей франкфуртской церкви Мариенкирхе.

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными. Среди них — ранее не представленные в Петербурге своими живописными работами Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрек. Впоследствии эти картины (включая такие значительные произведения, как «Белый дом ночью» Ван Гога и «Площадь Согласия» Э. Дега) пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. С помощью эндаумент-фонда в конце 1990-х годов были приобретены работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов, прежде не представленных в музеях России. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Чёрного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.

В июле 2006 году обнаружилась пропажа 221 экспоната небольшого размера (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). О краже заявил директор Эрмитажа на специально созванной пресс-конференции. В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

В 2016 году открыт дополнительный вход в главный комплекс для посетителей с интернет-билетами через Шуваловский проезд. Входная зона разместилась в бывших императорских конюшнях.

Коллекция

Основная статья: Экспонаты Эрмитажа

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литьё, каменные плиты с петроглифами.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини, Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи: татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Святой Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и других.

  • Створка диптиха Робера Кампена, поступившего в Эрмитаж из татищевского собрания (приписывался Ван Эйку)

  • Леонардо да Винчи
    «Мадонна Бенуа»

  • Джорджоне
    «Юдифь»

  • Корреджо
    «Женский портрет»

  • Рембрандт
    «Возвращение блудного сына»

Здания

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

Зимний дворец (1754—1762, архитектор Бартоломео Франческо Растрелли)
Малый Эрмитаж (1764—1775, архитекторы Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Василий Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
Большой Эрмитаж, также Старый Эрмитаж, (1771—1787, архитектор Юрий Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842—1851, архитекторы Лео фон Кленце, Василий Стасов, Николай Ефимов)
Эрмитажный театр (1783—1787, архитектор Джакомо Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

  • Запасной дом Зимнего дворца (1726—1742, 1830, 1878)
  • Эрмитажный гараж (1911, архитектор Николай Крамской)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Главный вход с Дворцовой площади через арки Зимнего дворца. Вечерний вид

Помимо комплекса зданий на Дворцовой набережной, в распоряжении Государственного Эрмитажа находятся следующие объекты:

  • Меншиковский дворец (1710—1720, архитекторы Джованни Мария Фонтана, Готфрид Иоганн Шедель)
  • Восточное крыло Главного штаба (1819—1829, архитектор Карл Росси). Там располагались экспозиции: «Французское искусство XX века», «Под знаком орла. Искусство ампира», «Искусство модерна» и Музей гвардии. 17 декабря 2011 года в здании открылась выставка «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка в отреставрированных помещениях Главного штаба.
  • Музей Императорского фарфорового завода
  • Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» — фондохранилище в Старой Деревне
  • Здание биржи на Васильевском острове — музей русской гвардии и геральдики.

Представительства в других городах

В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сперва в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись «Эрмитажные комнаты», затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако оба были закрыты в 2007 и 2008 годах, соответственно. Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.

Амстелхоф после реконструкции.

Эрмитаж Амстердам (нидерл. Hermitage Amsterdam) или Эрмитаж на Амстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — выставочный центр Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме. Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м². Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым. С 20 июня музей открыт для общественности.

Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

Казань

Открытие первого в России выставочного центра музея было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочёл публичную лекцию на церемонии открытия и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура».

Центр «Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля. Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади.

Выборг

Музейный центр «Эрмитаж-Выборг»

В июне 2010 года в модернистском здании бывшего художественного музея города Выборга открылся Центр «Эрмитаж-Выборг». Здесь ежегодно проходят 2-3 выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена правлению Екатерины II.

Омск

Открытие Центра «Эрмитаж-Сибирь» в Омске было запланировано на 2016 год в честь 300-летнего юбилея города. В здании, которое до революции принадлежало страховому обществу «Саламандра» и является памятником архитектуры по адресу Музейная улица, дом 4. Срок открытия Центра перенесен на 2019 год.

Екатеринбург

Ожидается, что в 2018 году в Екатеринбурге откроется «Эрмитаж-Урал». Соглашение о создании нового культурного центра подписано в сентябре 2014 года. Три-четыре раза в год в нём будут выставляться экспонаты из фондов хранилищ Эрмитажа. Помещение расположится в здании на Вайнера, 11, где сейчас находится филиал городского Музея изобразительных искусств, с прибавлением здания фондохранилища.

Примечания

  1. Сомов, 1904, с. 36.
  2. Visitor Figures 2013: Museum and exhibition attendance numbers compiled and analysed (англ.). The Art Newspaper (April 2014). Дата обращения 3 сентября 2016.
  3. Эрмитаж вошел в первую десятку самых посещаемых музеев мира. tourism.interfax.ru. Дата обращения 27 марта 2019.
  4. Николай Зыков. НАЧАЛО. Что скрывают тайны Эрмитажа (рус.) // Наука и Жизнь : журнал. — 2014. — № 04. — С. 138—144. — ISSN 0028-1263.
  5. Nina Simone Schepkowski «Johann Ernst Gotzkowsky. Kunstagent und Gemäldesammler im friderizianischen Berlin» © Berlin 2009
  6. Дергачева, Л. Д. Очерки русской культуры XIX века. — М. : Издательство Московского университета, 2005. — С. 571.
  7. Пиотровский Б. Б., 2000, с. 34.
  8. Эрмитаж — национальное достояние мирового значения // Музей истории Самарского края
  9. Эрмитаж: второй день рождения // Культура. рф
  10. Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. АЛАБЫШЕВ Николай Васильевич (1898-?) // Люди и судьбы. Биобиблиографический словарь востоковедов — жертв политического террора в советский период (1917-1991). — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003. — 496 с.
  11. Н. Серапина. Эрмитаж, который мы потеряли. Документы 1920–1930 годов. — СПб.: Журнал «Нева», 2002. — 416 с. — ISBN 5-87516-003-9.
  12. 1 2 http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/02/hm2_19_26.html
  13. The State Hermitage Museum: Hermitage History
  14. Ъ-Газета — Михаил Пиотровский: стоит нам появиться на аукционе — цены сразу взлетают
  15. Отдельный вход в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд открыт для посетителей с интернет-билетами или подарочными картами, членов творческих союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ, членов ICOM
  16. В запасниках музея хранится плохо сохранившаяся картина, в каталоге венецианской живописи приписанная Джованни Беллини.
  17. «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка, открытая в отреставрированных помещениях Главного штаба Архивировано 4 января 2013 года.
  18. Пиотровский М. Б., 2003, с. 31.
  19. Президент РФ и королева Нидерландов открыли «Эрмитаж на Амстеле»//
  20. Дмитрий Медведев осмотрел в Амстердаме «кэжуал» XIX века.//
  21. Начнут строить в 2017 году: госэкспертиза утвердила проект уральского «Эрмитажа»
  22. 250-летие основания Государственного Эрмитажа, монета 3 рубля
  23. 250-летие основания Государственного Эрмитажа, монета 25 рублей

Интересные факты об Эрмитаже

1. Архитектура и планировка

В плане архитектурного оформления Эрмитаж считается оригинальным и особенным. Помимо того, что сам музей располагается в здании Зимнего дворца, так и ко всему прочему в нем полностью сохранили дизайн и интерьер того времени.

2. Образец российского патриотизма

Эрмитаж являет собой образец настоящего и истинного патриотизма. В каждом зале Эрмитажа находятся необыкновенные и завораживающие экспонаты Великой Отечественной войны, а именно:

  • Фельдмаршальский зал;
  • Александровский зал;
  • Ангел победы на Александрийском столпе;
  • Колесница над аркой Главного штаба;
  • Военная галерея.

Фельдмаршальский беломраморный зал заслужил свою славу благодаря своему изысканному оформлению. Зал выполнен из золоченой бронзы со всевозможными гризайльными росписями и украшен изображениями венков и военных трофеев. На стенах этого зала красуются портреты известных фельдмаршалов. Также посетители могут увидеть в зале произведения искусства европейской и русской культуры, а также редкие фарфоровые изделия из Императорского завода.

Александровский зал является парадным залом в Зимнем Дворце. Этот зал был выстроен целью увековечить память об императоре Александре. Зал выполнен в классическом архитектурном стиле и хранит в себе целые собрания французской живописи.

3. Археология и Эрмитаж

Эрмитаж предлагает своим посетителям как можно сильнее окунуться в мир истории и археологии. Самые необычные и хрупкие экспонаты хранятся именно в этом музее. Если вы хотите увидеть собственными глазами самую древнюю татуировку и предметы обихода скифского племени, то каждый из них вы найдете в Эрмитаже.

4. Самый богатый музей

Численность экспонатов в Эрмитаже давно превысила численность в 3 млн. Основная коллекция музея полностью занимает 5 зданий и разграничивается на 350 залов. Человеку понадобится порядком 8 лет, чтобы полностью обойти и осмотреть каждый экспонат.

5. В Эрмитаже очень любят котов.Еще в 1745 императрица Елизавета изъявила волю о том, чтобы в музей присылали отборных животных, которые бы охраняли экспонаты от грызунов. К сожалению, в годы блокады музей лишился своих обитателей. И уже далеко после войны котов везли в Ленинград целыми вагонами и некоторые из них отправились на служение в Эрмитаж.

История музея

Эрмитаж был основан в Санкт-Петербурге ещё в далёком 1763 году. Именно тогда императрица Екатерина II получила свои первые картины, которые были написаны голландскими художниками. Это дало первый толчок становлению легендарного художественного музея. Название Эрмитажа походит от французского «Hermitage», что в переводе означает словосочетание «место уединения». Именно таким местом был флигель дворца Екатерины II, где изначально располагалась вся экспозиция.

После того, как императрица заметила, что выставка начала пользоваться немалой популярностью, она стала покупать большие собрания различных коллекционеров. Вследствие этого в 1771 году было возведено отдельное музейное здание – Большой Эрмитаж.

Спустя 80 лет коллекция существенно разрослась, после чего было принято решение открыть музей для посещения. Для этой цели также был построено отдельное здание (теперешний Новый Эрмитаж), после чего стало появляться еще множество музеев, что в итоге получило общее название – Эрмитаж.

Эрмитаж СПБ

В первой половине ХХ века выставка насчитывала уже более трёх тысяч произведений искусства, а по окончании Октябрьского переворота их количество возросло до четырёх с половиной тысяч. После этого открылись новые отделы музея, а количество зданий со временем доросло до семи. Сегодня Эрмитаж является самым большим музеем в России и принимает около десяти тысяч посетителей в день.

Выставочный комплекс

Музейный комплекс состоит из шести зданий, которые связаны между собой: Зимнего дворца и его запасного дома, Малого и Большого Эрмитажа, Нового Эрмитажа, а также Эрмитажного центра.

Важно! Где находится Эрмитаж? Музей мирового значения занимает место в самом сердце Северной столицы России – на Дворцовой площади, музей числится под номером – д. 2. От него неподалеку располагаются выходы станций метро «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Выставочный комплекс данного музея включает в себя внушительное количество различных экспонатов. Трудно назвать их точное количество, но оно уже перешагнуло за три миллиона. Если отводить по одной минуте на просмотр каждого экспоната, то на это придётся потратить целых 11 лет своей жизни. Площадь выставочного комплекса составляет более пятидесяти тысяч квадратных метров.

Перечислить все экспонаты выставочного комплекса практически невозможно, однако можно перечислить основные достопримечательности музея.

Зал Диониса

Посетителей данного зала сразу окутывает атмосфера древней галереи. Мощные столбы, пол из полихромной мозаики, потолок в стиле кессонированного перекрытия – всё это впечатляет и придаёт помещению удивительное изящество. В этом зале можно увидеть старинные мраморные античные статуи, которые прекрасно вписываются в дизайн помещения, стены его облицованы красным мрамором. Композиции, витрины, шкафы, кресла и даже диваны для посетителей имеют характерный «неогреческий» стиль, эскизы которого разрабатывал сам Лео фон Кленце.

Двадцатиколонный зал

Помещение зала разделено двумя рядами старинных колонн, что придаёт ему вид античного храма. В своё время помещение было создано для коллекции грекоэтрусских ваз. На сегодняшний день рядом с рядами шикарных колонн можно увидеть различные изделия из метала и стекла, драгоценные геммы, а также античные вазы.

Двадцатиколонный зал

Античная живопись

Этой древней живописи отведена отдельная галерея, которая располагается в здании Нового Эрмитажа. На стенах выставки вывешены 86 старинных картин, написанных техникой энкаустики (восковыми красками на медных досках). На картинах показаны различные аспекты античной истории, включая происхождение живописи в те времена, а также рассказы об открытии новых техник живописи.

Анфилада

Эта выставка берёт своё начало ещё от современного зала Итальянской майолики, проходит через Рыцарский зал и заканчивается в Двенадцатиколонном. Она включает в себя экспонаты камнерезного искусства, а также нумизматики.

Лоджии Рафаэля

Данное помещение находится в здании Нового Эрмитажа. Его залы просто восхитительны. Здесь идеально всё – шикарные паркеты, старинные столы с золотыми вкраплениями, камины, большие лазуритовые вазы, бронзовые канделябры. Всё это является настоящим проявлением искусства.

Лоджии Рафаэля.

Экскурсии в Эрмитаж

Так как Эрмитаж отличается своими размерами, имеет огромное количество экспонатов и богатую историю, лучше всего посетить его в составе экскурсии. Опытный экскурсовод сумеет за короткий промежуток времени ознакомить туристов с большинством достопримечательностей, а также помочь с выбором интересных направлений.

Обзорная экскурсия по Эрмитажу является самой популярной. Её продолжительность составляет примерно 4 часа, за это время можно узнать подробную информацию обо всех зданиях, в которых располагается Эрмитаж. Кроме этого можно посетить парадные залы и комнаты императорской семьи, а также увидеть основные произведения искусства мастеров различных эпох.

Существует множество агентств, у которых можно заказать как групповую экскурсию (от 2 до 8 человек), так и индивидуальную, в которой гид будет работать только с определённым человеком, опираясь на его интересы и желания. Цена на групповую экскурсию составит около 2350 рублей* со всей группы, а индивидуальная будет стоить от 2400 рублей и дороже (в зависимости от предпочтений клиента). Кроме агентств, экскурсию можно заказать непосредственно в самом музее, но, как показывает практика, стоить это будет на порядок дороже.

Дополнительная информация! Музей разработал официальное мобильное приложение под названием «Аудиогид по Эрмитажу». Данный аудиогид поможет туристу самостоятельно построить маршрут, во время которого можно будет ознакомиться с самыми интересными экспонатами, а также увидеть роскошные интерьеры Эрмитажа. В аудиогиде присутствуют как общие обзорные экскурсии, так и тематические. Аудиогид поможет сориентироваться посетителю более чем в трёхстах залах Эрмитажа.

Эрмитаж для детей

Для туристов, которые собираются посетить Эрмитаж с детьми, лучше всего построить свой маршрут заблаговременно, так как не каждый ребенок сумеет выдержать долгую и монотонную для своего возраста экскурсию. Детей могут заинтересовать такие экспонаты, как:

  • Рыцарский зал. Это место понравилось всем детям, которые когда-либо посещали Эрмитаж. В этом зале представлены рыцари на конях, вид которых впечатлит любого ребенка. Ребенку будет интересно узнать, кто такие рыцари и сколько на самом деле весят их доспехи.
  • Одним из удивительных фактов является то, что на территории Зимнего дворца официально содержатся кошки, увидев которых большинство детей будет в восторге. Эрмитажные коты содержатся для профилактики появления крыс и мышей, так как здание дворца является весьма старым.
  • Иорданская лестница. Прямо у входа в Зимний дворец посетителей встречает данный экспонат. Лестница может подкупить детей своей красотой, ведь побегать по лестнице, на которой выложена красная дорожка, не откажется ни один ребенок. При этом взрослые могут мотивировать своих детей тем, что когда-то по ней ходил сам царь, так как Зимний дворец являлся царской резиденцией.

Иорданская лестница

Также детей могут заинтересовать Египетский зал, часы «Павлин», тронные залы, дворцовые интерьеры, а также каменные скульптуры атланты.

Практическая информация о музее

Каждый понедельник, а также первого января в музейном комплексе выходной и попасть туда невозможно. Для желающих посетить Эрмитаж режим работы следующий:

  • по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям с 10:30 до 18;
  • по средам и пятницам с 10:30 до 21.

Решив посетить Эрмитаж, часы работы лучше уточнить на официальном сайте, так как они могут меняться – Эрмитаж (Санкт-Петербург) официальный сайт

Обратите внимание! В Эрмитаже время работы касс отличается от расписания работы музея, так как их закрытие происходит на час ранее.

Стоимость входного билета в музей зависит от сезона. С 01.01.2018 по 30.04.2018 и с 01.10.2018 по 31.12.2018 действуют следующие цены:

  • 600 рублей для комплексного абонемента (доступ к пяти объектам музея);
  • 400 рублей для льготного (доступ к трём объектам).

С 01.05.2018 по 30.09.2018:

  • комплексный билет – 700 рублей;
  • льготный – 400.

Обратите внимание! Льготный комплексный билет доступен только для граждан России и Белоруссии.

Купить билеты также можно через интернет, на официальном сайте музея. Это поможет избежать очередей, которые могут ожидать посетителей при покупке билетов в кассах.

Фото- и видеосъёмка на территории музея являются абсолютно бесплатными, если они не преследуют коммерческих целей.

Как добраться до Эрмитажа в Питере

Проще всего добраться до музея на метро. Для этого необходимо выйти на «Адмиралтейской» и проследовать по Невскому проспекту около 600 метров.

Желающим добраться на личном транспорте стоит знать, что припарковаться непосредственно возле Эрмитажа нельзя. Ближайшее парковочное место можно найти неподалёку, на улице Миллионной. Доехать к Эрмитажу можно по адресу: Дворцовая площадь, д. 2.

Дополнительную информацию о деятельности Эрмитажа можно узнать на официальном сайте www.hermitagemuseum.org.

Инфраструктура музея

На территории Эрмитажа работает магазин сувениров. Также на первом этаже расположено кафе, где можно перекусить. Вход в здание оборудован пандусом для инвалидов.

Оставить свои вещи можно в камере хранения. Для этого нужно обратиться в гардероб музея.

С 2013 года государственный Эрмитаж имеет собственную гостиницу, которая находится по адресу – ул. Правды, 10.

Гостиница Эрмитаж

Когда туристы посещают Эрмитаж, его многочисленные выставки заставляют вернуться туда снова и снова, доставляя своим посетителям незабываемое эстетическое удовольствие. Безусловно, Эрмитаж является одной из основных достопримечательностей СПб, которую непременно стоит посетить.

* Цены, указанные в статье, актуальны на август 2018 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *