Франция дижон достопримечательности

kolllak


Дижон — главный город бывшего герцогства Бургундского. Дижону повезло, войны обошли его стороной, поэтому здесь очень хорошо сохранился исторический центр. Пожалуй, по цельности старого города он вполне может конкурировать с полюбившимся мне Руаном. Фахверка или, если вам так угодно, коломбажа чуть меньше, зато крутых готических церквей и другой интересной более поздней архитектуры вполне достаточно, чтобы выбраться сюда на день-два из Парижа.
Итак, в Кане я распрощался с замечательной Нормандией и отправился в Бургундию. Прямых поездов Кан — Дижон конечно нет, поэтому ехал на поезде через Париж. Это был самый длинный переезд за всю поездку из Нормандии до Лазурного берега, что-то около пяти часов. В Париже пришлось сделать пересадку с вокзала Сен-Лазар на Лионский вокзал. Между поездами у меня было около часа времени, этого мне хватило, чтобы еще раз убедиться, что французская провинция мне больше по нраву, чем французская столица. На TGV от Парижа до Дижона всего лишь полтора часа, так что, как и Руан, это еще один прекрасный вариант «куда съездить из Парижа на один день».
Перед поездкой набор познаний о Дижоне у меня ограничивался следующим туристическим набором: дижонская горчица, бургундские вина и, конечно, улитки. Как видите, набор был исключительно гастрономический. А что же можно посмотреть в Дижоне? Никаких исторических привязок, как с Руанским собором, или с битвой за Кан, в моем культурном багаже не было. Я стал выискивать отчеты других туристов по городу, и в первом же нашел ответ на свой вопрос. Помните, я писал, что во Франции в каждом городе есть отличные турофисы с кучей материалов по достопримечательностям? Так вот, в Дижоне пошли еще дальше, это просто решение на грани между гениальностью и дебилизмом. По всему Дижону проложены маршруты для туристов, чтобы они не тупили и не пропустили важную достопримечательность. Через каждые полметра на тротуаре вмонтирована медная стрелочка, указывающая маршрут, и напротив достопримечательности установлена большая табличка в виде совы. В общем, пропустить что-то интересное невозможно, просто надо тупо ходить по стрелкам и собирать этих сов. Выглядит это как-то так.

Тут эстеты возмутятся, ах, избитые маршруты, ах, а как же нетуристические места! Но я каждый раз пишу, что мне интересны вещи, которые, как правило находятся в историческом центре города. Поэтому я махнул рукой на подготовку к экскурсии по Дижону и решил отдаться на волю сов. И, действительно, не прогадал, очень удобно. Но настоятельно рекомендую прикупить в местном турофисе за 3.50 евро путеводитель на-русском по городу, в котором для каждой совы есть небольшой текст с исторической справкой. Существует также и официальное приложение-путеводитель для айфона и андроида, но судя по рейтингу, оно еще очень сырое (и без русского языка).
Карта достопримечательностей Дижона и мой маршрут.
После суровой Нормандии Дижон показался более пафосным и чуть более столичным, временами мелькает что-то такое прям парижское. Центром «османовского» Дижона является площадь Дарси (place Darcy). Начнем с шикарного отеля Ла Клош (La Cloche) конца 19 в. Здесь останавливались Наполеон III, скульптор Огюст Роден, композитор Сен-Санс и другие “клошары”. Гостевая книга отеля Ла Клош изобилует подписями таких знаменитостей как Грейс Келли, Морис Шевалье, Бурвиль, Луи де Фюнес. В 1973 г. отель разорился и был закрыт. Его интерьеры были уничтожены и распроданы на аукционе, даже само здание оказалось под угрозой сноса. К счастью, для здания сначала его спасли местные энтузиасты — здание было законсервировано. А в 90-е отель возродился под брендом Sofitel.

Но для нас русских в первую очередь интересно, что на этом месте стоял здание, где жили наши великие писатели. В марте 1857 года Тургенев приехал в Дижон на лечение. «Но вообразите себе, что я здесь не один, — писал он в письме Петру Анненкову. — Со мной поехал Толстой, который обрадовался случаю уединиться, чтобы привести к окончанию начатую им большую повесть. Несмотря на жесточайший холод, царствующий в комнате гостиницы, в которой мы остановились, он работает усердно, и страницы исписываются за страницами. Я радуюсь, глядя на его деятельность».
Стену дома номер 9 по улице Либерте, стоящего на месте той самой гостиницы Ла Клош (Колокол), отныне и украшает памятная доска. Кстати, в то время Тургенев был увлечен сестрой Толстого Марией, которую впоследствии сделал героиней своей повести «Фауст». После пятилетней переписки их роман оборвался: любовь Тургенева к певице Полине Виардо оказалась сильнее.

От средневековых укреплений в Дижоне ничего не осталось, кроме этой Триумфальной арки — ворота Гийома (Porte Guillaume) на месте средневековых крепостных ворот. Арка названа в честь Гийома де Вольпьяно, в 10-м веке он был аббатом местного монастыря св. Бенигна. Нашим туристам он более известен, как архитектор аббатства Мон-Сен-Мишель. Если не видели этот шедевр, обязательно сходите по .

Ворота Гийома условно можно считать неофициальным центром Дижона.

Одесситы, узнаете? Фонтан «Молодость» или «Лягушка» Макса Блонда оказался таким популярным, что многие города заказали себе реплики (Одесса, Цюрих, Дюссельдорф и Дижон). Так в начале 20 в. в Дижоне и в Одессе появились одинаковые фонтаны.

Девочки с любопытством рассматривают лягушку на бортике чаши фонтана. Пустяк, конечно, но симатичный.

От площади Дарси переходим к саду Дарси (Jardin Darcy). Наконец-то можно рассказать, в честь кого названы главные объекты Дижона. Анри Дарси известен всем физикам почв, гидрологам, как автор основного закона движения влаги в насыщенной почве. Началом этого открытия можно считать 1833 г., когда муниципалитет г. Дижона обратился к молодому инженеру-гидрологу с предложением создать проект очистки городских вод. Проблема действительно была острой и насущной: уже в те годы Дижон был одним из центров производства знаменитой дижонской горчицы, кожевенного производства. Все водные источники, каналы, подземные воды этого города были чрезвычайно загрязнены. Необходимо было как-то обустроить очистные сооружения, фильтры. И муниципалитет Дижона выделил 55 тысяч франков для строительства очистных сооружений, — сумма по тем временам весьма и весьма солидная.

Анри Дарси с энтузиазмом принялся за порученную работу. Его энергия, воля, научная страсть привели к созданию первой (!) в Европе системы городских очистных сооружений с различными фильтрационными засыпками, расчет которых он производил на основе открытого им закона. Впоследствии именно г. Дижон стал эталоном для всей Европы создания очистных сооружений, красивых фонтанных ансамблей, чистых источников. Дарси опубликовал свои научные результаты по фильтрации различных природных сред, используемых для очистки городских вод. Эти достижения обессмертили его имя, и благодарные дижонцы назвали его именем центральную площадь и городские скверы, а также кинотеатр, остановку автобуса, аптеку, автостраду. На его могиле они выгравировали слова: «Он задумал этот проект, сделал необходимые исследования, произвел все работы, благодаря которым в Дижоне появилась в достатке чистая городская вода. Бесконечная благодарность его таланту и самоотверженности от его родного города».


На входе в сад Дарси встречает белый медвед. L’Ours Blanc самое известное произведение скульптора Помона (François Pompon). Скульптор-анималист прославился тем, что одним из первых еще в 19 в. начал создавать упрощенные, но в тоже время легко узнаваемые фигуры животных.

По соседству с площадью Дарси пример архитектуры начала 20 в. здание Главпочтамта в стиле классицизма на площади Гранжье (place Grangier). Площадь названа в честь меценатов Генри и Софи Гранжье, завещавших большую часть своего состояния городу Дижону. Кстати, я как раз жил в отеле Ibis на этой площади. После убогого Ибиса в Кане, дижонский показалcя более душевным и комфортным. Разница оказалась в приставке Styles, впрочем «стильный» Ибис и обошелся мне чуть дороже.

Площадь Гранжье отражает новаторские вкусы начала 20-го века. Рядом с почтой (академическая архитектура) стоит удивительное здание Арт-Нуво в стиле пагоды, а архитектор этих двух сооружений один — Луи Перро. Я, признаться, пагоду не распознал и мысленно окрестил здание, которое я каждое утро видел из окна своего Ибиса, «домом с поганками».

Ладно-ладно. Кто меня давно читает — в курсе моих извращенных вкусов. И архитектура 19-го века явно выходит за их рамки. Мне что-нибудь средневековое подавай: готику и фахверк, горгулий и шпили, вот это все. Так что временно закругляюсь с османовским Дижоном и перехожу к Дижону готическому. А для этого надо свернуть на юг от площади Дарси и пройти каких-то пару сотен метров и уже будут видны башни собора св. Венигна. Так, у нас тут новый и весьма экзотический святой. Раньше я с ним не сталкивался, значит минутка копипасты (я «коллекционирую» католических святых).
Венигн жил около 200 года — «апостол» Дижонский, священномученик. Согласно житию, святой Венигн был послан на проповедь в Галлию. Он проповедовал в разных городах этого региона (будущей Франции). Император Аврелиан, будучи в окрестностях Дижона и узнав о деятельности Венигна, потребовал от него отречения от Христа. За отказ святого Венигна избивали, подвешивали и бросили в тюрьму. Святого заковали в каменные колодки, ему загоняли раскаленные гвозди под ногти и бросали голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Святой Венигн был умерщвлен ударом копья, из его тела выпорхнул голубь и воспарил в небо, а воздух наполнился благоуханием.

Кафедральный собор Дижона св. Венигна (Saint Bénigne), как часто случается во Франции, посвящен одному из местных святых, а точнее — св. Венигну Дижонскому, покровителю города. Место это очень старое. Первую церковь на этом месте построили в 6 веке над гробницей самого св. Венигна. Позже тут основали монастырь, перестраивали церковь несколько раз, кончилось тем, что она обвалилась и пришлось строить новую. Тогда-то на старом фундаменте и возвели то здание, что мы видим сейчас. Монастырь во время Французской революции закрыли, а вот собор сохранился, хотя и в несколько измененном виде, и даже стал кафедральным. Это высочайшее здание в старой части города, его тоненький шпиль и цветные крыши видны отовсюду, и пропустить их просто невозможно. Тут много всего сохранилось, в том числе гробница святого. Так что обязательно зайдите внутрь собора а не как некоторые.

Здание построено в раннем готическом стиле, хотя его передний фасад скорее романский, чем готический. Две тяжелые башни, арочный вход между ними, украшенный балюстрадой и готическим витражным окном, боковые башни — все довольно массивное. Эта часть была сильно перестроена в 19-м столетии, когда собор стал кафедральным. Зато позади них, над перекрестом трансепта, поднимается чудесный ажурный шпиль колокольни. Он сохранился с исторических времен почти без изменений и дает возможность представить, как выглядели несохранившиеся части здания. Шпиль очень сложно декорирован: тут есть и скульптуры, и орнаменты, и причудливые горгульи — куда же готике без них, и много что еще. О горгульях стоит сказать особо: они тут в основном необычных форм и очень забавные. Очень выразительны и статуи.

Боковые стены изобилуют различными архитектурными деталями: карнизами, пристройками, башенками и т. д.; крыши покрыты цветной пестрой плиткой в бургундской традиции, и все здание совершенно ни на что не похоже — это ярчайший образец стиля бургундская готика. Увы, внутри я не побывал, поверим отзывам, что внутри собор неожиданно светлый. Трансепты отделены рядами колонн, высокие потолки украшены арками. Основные же украшения собора — это изобилие прекрасных витражей и очень красивые беломраморные скульптуры, сохранившиеся с исторических времен. Самая интересная часть здания — крипта. Тут до сих пор расположен саркофаг св. Венигна, а старейшие элементы строения относятся к 6-му столетию.

С каждым шагом Дижон мне нравился все больше и больше. А все потому, что здесь готическая архитектура идет сплошным потоком. На той же площади, где стоит собор, расположена еще и церковь. По виду явно более архаичная, пожалуй, даже с элементами романского стиля.

Церковь Св. Филиберта (Saint-Philibert) в Дижоне, как многие другие старые здания, носит следы множества переделок. Выглядит церковь причудливо — так, будто ее собрали, как конструктор, из нескольких разных зданий. Романский стиль и готика сочетаются тут так причудливо, что оторваться невозможно. Построена эта церковь в середине 12 столетия на месте более старой при древнем городском кладбище. Возвели ее быстро, но исходно она была существенно меньше, чем сейчас. Увеличения были сделаны первый раз в 16-м веке: к зданию пристроили несколько часовен, парадный вход и колокольню. Затем во время Французской революции церковь тут закрыли, а строение превратили сначала в конюшню, потом в склад, а чтобы сделать склад просторнее, в 18-м столетии прибавили еще несколько пристроек. После Первой Мировой армия подарила здание городу, его восстановили, и сейчас оно используется как выставочный зал.
Сейчас церковь Св. Филибета — единственное здание в чистом романском стиле, сохранившееся в Дижоне. Исходное строение было возведено в романском стиле и имело в плане форму креста. Более поздние изменения — в готическом, и пристройки делались бессистемно, особенно в 18 веке, так что сейчас здание это в плане почти прямоугольное, с дополнительными пристройками неправильной формы. Парадный вход оформлен арками, над ними устроено круглое витражное окно. Сохранился и оригинальный романский вход, украшенный очень красивой резьбой по камню.


Внутри помещение разделено массивными колоннами на пять частей. На стыке прежних трансептов поднимается купол башни, отдельно выделены части нефа. Все элементы украшены резьбой по камню. К сожалению, внутренняя отделка этой церкви не сохранилась: уцелели только архитектурные элементы и каменные медальоны-накладки на стенах. По голым стенам размещены выставочные стенды для проведения выставок. Я зашел внутрь, но быстро свалил, к сожалению, от интерьера ничего не осталось, а современные инсталляции меня не заинтересовали.

От старинного кладбища остались кое-какие артефакты. Например эта табличка Respice finem (помни о конце).

Над крышей поднимается готическая башня с острой верхушкой. Она восьмигранная, украшена внизу архитектурными деталями, а на верхушке — декоративной балюстрадой по окружности и горгульями на каждом стыке. Верхняя часть башни декорирована причудливой каменной резьбой. Внешние стены здания практически лишены декоративных элементов.

Что же, прекрасно, но пора идти дальше на поиски фахверка и готики. Поэтому на такие «современные» улицы не сворачиваем.



Переходим к следующей готической жемчужине церкви св. Иоанна (Saint-Jean), которая была построена в 1470 г. Строилась она на фундаменте более старой церкви, очень древней — 3-го века, еще римской. Во время Французской революции церковь превратили в склад, затем несколько раз пытались снова сделать церковью, но безуспешно. Кончилось тем, что здание (к тому времени от него осталась только передняя часть — остальное снесли) передали театру Бургундии. Театр восстановил первоначальный облик здания, созданный в 15-м столетии, и сейчас использует его как основную сценическую площадку.

Внутри церкви Св. Иоанна сохранились очень необычные готические декоративные архитектурные элементы: арки, карнизы и своды.
Здание построено в готическом стиле. Даже в таком разрушенном виде оно все еще впечатляет. Маленькие двери, арочные проемы, а над всем этим поднимаются две прямоугольных больших башни с дополнительными пристройками. Карнизы, стыки и выступы отделаны скромной, но красивой каменной резьбой, витражные окна разбавляют суровость внешнего оформления, а в целом это, в общем-то, вариант прикладного, а не декоративного готического здания. Увы, посмотреть здание внутри можно только придя на спектакль, афиша есть на официальном сайте театра.


Пожалуй, именно от стен Сен-Жана начинается самая дижонская красота на мой вкус.


Рядом с церковью стоит зайти во дворик особняка Hôtel Bouchu dit d’Esterno середины 17-го века. Целиком я его не заснял, но ряд деталей заснял. Например, эту изящную лестницу. Обратите также внимание на декор стен из «квадратов».

Вот так, заходишь во двор и ты в 17-м веке.


Идем дальше на юг и попадаем на площадь Эмиля Золя. Площадь имеет форму прямоугольника и открывает дорогу на запад от города. Долгое время тут был рынок, а также место… для проведения казней: колесование, висилица, гильотина. Причем гильотину убрали отсюда только в 1832-м году. Ранее площадь называлась Morimont. Т.к. на площади находился постоялый двор монастыря Morimont. По одной из версий его название произошло от латинского mori mundo (умри для мира). Цистерианские монахи, действительно, умирали для мирской жизни.

Казни на площади проводили почти пять столетий. До 19-го века казни проходили публично, по ночам при свете факелов. Первая известная казнь состоялась в 1403-м году, некто Jehan был сожжен на площади по обвинению в.. некромантии. Из курьезов, чуть позже здесь казнили осла по кличке Plombières, который случайно задавил ребенка. Ослика приговорили к виселице и повесили при всем честном народе. Революция способствовала гуманизации казней, колесо и виселицу убрали, оставили только гильотину. Но через два года жители добились, чтобы и это орудие казни убрали с площади, теперь ее выставляли только во время казней.

Теперь на месте эшафота струится симпатичный фонтан с мраморными лягушками. Вообще сейчас площадь Эмиля Золя — это приятнейшее место с множеством кафешек под открытым небом по периметру. Площадь немного в удалении от центра, поэтому слышал много рекомендаций, что раз тут меньше туристов, то и кормят лучше, чем в центре в окрестностях улицы Liberte. Я воспользовался советом и остался весьма доволен.

От площади Золя я прошелся на юго-запад Дижона по улице Monge (см. мой маршрут выше на карте). Очень живописная улица, рекомендую любителям фахверка (или, по-французски коломбажа) и старинных покосившихся домиков.


Время от времени я заходил в открытые ворота двориков.

Налет провинциальности совсем не вредит Дижону.



Крайней точкой моей прогулки стал этот госпиталь на юге Дижона. Увы-увы, я был всего в пяти минутах от живописного порта Дижона. Но тут меня подвели совы, оказывается порт не входит в число официальных достопримечательностей и поэтому за улицей Монж указатели закончились. Рекомендую не повторять моей ошибки и все-таки дойти до реки, там неплохой парк и можно поснимать корабли.

Что же, возвращаемся в центр Дижон, ориентируясь на 99-метровый шпиль собора св. Венигна.

Ух, обожаю такие улочки. Здорово, что такая красота есть не только в Эльзасе, Нормандии или Бретани. Все-таки Франция замечательная страна, столько тут прекрасных регионов.


Купол церкви св. Анны чем-то напоминает наши православные церкви. Церковь Св. Анны в Дижоне обладает такой причудливой формой, что перепутать ее с какой-то другой невозможно. Массивная постройка с огромным куполом над нею больше похожа на оборонный форт, чем на церковь, и называют ее в городе Ротонда — за форму купола.
Эта церковь — единственный сохранившийся элемент бывшего тут когда-то монастыря бернардинок. Его основали в 16-м веке, еще столетием позже построили эту церковь, но потом произошла Французская революция. Монастырь закрыли, превратили в военные бараки, а церковь продали под другие нужды. Так ее и использовали под что придется (дополнив между делом тем медным зеленым куполом, который мы можем видеть сейчас), пока здание не купил город в рамках спасения исторической застройки. Сейчас церковь отреставрировали, в ней расположен Музей религиозного искусства.
Сейчас в церкви Св. Анны экспонируются предметы из закрытых во время Французской революции монастырей, самые редкие и ценные. Внешне здание выглядит странно: стены белого камня, несколько выступов, а над ними доминирует большой купол, покрытый позеленевшей медью. Парадный вход очень массивный и украшен четырьмя большими дорическими колоннами, надстройкой и балюстрадой над ними. Все остальное максимально простое: обычные окна, стены с других сторон практически лишены декоративных элементов.


По соседству с церковью находится музей Бургундской жизни. По отзывам музей занятный, кроме того на его территории находится настоящая пивоварня, можно попробовать дижонского пива по старинным рецептам. Но я все пропустил, возможно, потому что в «совином путеводителе» о пиве не было ни слова. Из всей экспозиции застал только средневековую прачечную. Ну, не слишком впечатляет, согласен, это вам не пиво!



Часовня кармелиток — последнее, что осталось от когда-то большого монастыря кармелиток, да и от нее как следует сохранился только фасад, но тем не менее это все еще интересное здание. В 2013-м году я еще не был любителем барокко, поэтому сделал не так много фото часовни.

Монастырь кармелиток основали в Дижоне в начале 17-го века. Монастырь процветал, но после Французской революции его закрыли, и здания перешли в национальную собственность, были переданы армии и превращены в бараки. Позже здание часовни (или, точнее, то, что от него после бараков осталось) купил город, чтобы использовать для административных нужд. Сейчас фасад часовни восстановили и отреставрировали. Несмотря на то, что посмотреть здание можно только снаружи, его стоит увидеть — таких ярких вариантов стиля бургундское барокко даже в Дижоне не так уж много.

Фасад, действительно, уникален. Он узкий и высокий, белого камня, визуально разделен на три яруса. На первом ярусе размещен вход, оформленный колоннами и маленьким портиком, по сторонам от которого установлены чудесные статуи. Второй ярус декорирован барочным овальным окном, нишами со статуями и колоннами, а верхний ярус — резьбой по камню и декоративной надстройкой. Статуи — особое украшение часовни, они сделаны большим мастером. На нижнем уровне расположены статуи Св. Терезы и пророка Илии, на среднем — статуи Мадонны и Св. Иосифа, а сверху — великолепная статуя Христа. Как и положено в барочном стиле, тут изобилие декоративных деталей — беломраморные гирлянды, медальоны и статуи, все со множеством мелких деталей. Здание при этом не выглядит перегруженным украшениями и кажется очень изящным.

Особняк Готье (1642 г.) на place des Cordeliers. Дом построили ударными темпами всего за полгода, об этом строители оставили надпись на одном из окон. Обратите внимание на типичную дижонскую крышу, она покрыта разноцветной глазурью.

Вот прямо эталонная бургундская архитектура.



Не пропустите улицу Амираля Руссена (Rue Amiral Roussin). Здесь одни из самых красивых фахверковых домов в Дижоне, улица прямо настоящее средневековье (хотя ради справедливости отмечу, что обычно фахверк — это скорее 17-18 век).

Как видите, и днем и вечером тут оживленно и красиво.

Несмотря на то, что в настоящее время в здании парламента Бургундии расположен апелляционный суд Дижона, оно открыто для посещений. Я об этом факте не знал, иначе зашел, конечно бы, так что ограничился только одним фото. Здание парламента (или дворец юстиции) расположено рядом с дворцом герцогов Бургундских.
История этого дворца началась в конце 15-го века году с указа Людовика XI о переносе административного центра Бургундии из города Бон в Дижон. Таким образом правитель решил наказать жителей Бона за неповиновение. К тому времени часть Бургундии была уже присоединена к Франции. Сам парламент как орган был учрежден в 1354 году герцогом Филиппом Бургундским и назывался Генеральными Штатами. В новой столице Бургундии не нашлось подходящего здания для заседаний парламента, его начали строить только в 1510 году после смерти Людовика XI. Возведение велось не один год – известно, что приехавший в Дижон в 1522 году Франциск I отметил успешный ход строительства, хотя к тому времени полностью был завершен только один зал, украшенный витражными окнами. Всего дворец был украшен восемью гризайлями — однотонными витражными картинами, из которых до наших дней сохранились только три. Ох, не люблю я тексты с таким количеством дат, но один раз за рассказ можно себе позволить.

На улице Руссена не только фахверк крутой, но и эркеры. Красота!

Ну и самое заметное здание улицы Амираля Руссена — это Муниципальная Билиотека Дижона. История здания с башней началась в конце 16-го века, когда сам председатель Парламента Бургундии пожертвовал свой особняк иезуитам. На его месте они построили свой колледж, который все разрастался и разрастался. А в 1708-м году в колледже открылась первая публичная библиотека Дижона, и она до сих пор работает на этом месте. Я не совсем разобрался с доступом в здание библиотеки, помню, что свободно прошел во двор, но отчего-то не поснимал там. А во дворе много интересного: очень красивые ворота, знаменитый «колодец любви» с сатирами. Интерьер библиотеки тоже сохранился с 18-го века, при возможности заскочите полюбоваться.


Рассказ превысил уже все мои негласные лимиты на количество информации и фото, поэтому сделаю перерыв. Первое впечатление о Дижоне было весьма положительное, даже сразу после красот Нормандии столица Бургундии показала себя с достойной стороны. Но, теперь представьте, что я пока не показал и половины достопримечательностей Дижона. Так что продолжу прогулку в следующем рассказе о Дижоне.

Ссылки на все мои отчеты по Франции
Из Нормандии на Лазурный берег июль 2013 г:
1. Руан: часть первая
2. Руан: часть вторая
3. Онфлер
4. Довиль и Трувиль
5. Кан
6. Байе и Лонг-сюр-Мер
7. Дижон: часть первая
8. Дижон: часть вторая
9. Лион: день первый
10. Лион: день второй
11. Марсель
12. Марсель, замок Иф и Фриульские острова
13. Лазурный берег: Ницца, Канн и Жуан-ле-Пен
Бретань: август 2015г:
0. На велосипеде по Бретани
1. Ренн: часть первая
2. Ренн: часть вторая — фахверковая
3. Витре
4. Фужер
5. Мон-Сен-Мишель
6. Доль-де-Бретань
7. Канкаль
8. Сен-Мало
9. Динан
10. Динан: продолжение
11. Мыс Фреель и форт Ла-Латт
12. Берег розового гранита
13. Кемпер: первая часть
14. Мыс Ра
15. Локронан
16. Кемпер: вторая часть
17. Карнакские камни
18. Полуостров Киброн
19. Ванн: за стеной
20. Ванн: от святого Патерна до святого Венсана
21. Ванн: вокруг собора
Эльзас ноябрь 2014 г:
1. Страсбург: туман в Маленькой Франции
2. Страсбург: от Маленькой Франции до Собора
3. Страсбург: прогулка по Гранд-Иль, поиски Женщины и Собор
4. Страсбург: от Европейского квартала до Маленькой Франции
5. Оберне
6. Селеста
7. Замок Высокий Кенигсбург
8. Селеста, продолжение
9. Риквир
10. Рибовилле
11. Кольмар: Маленькая Венеция и квартал Рыбаков
12. Кольмар: квартал Кожевников и Большая улица
13. Кольмар: от Шести Черных Гор до Мэрии
14. Кольмар: от дома Пфистера до вокзала
Париж июнь 2014 г:
1. Париж: любит — не любит
2. Париж: замок и небоскребы
3. Париж: о, шозе-ризе
4. Париж: не пойду в Помпиду
5. Шартр: Верхний город
6. Шартр: Нижний город
7. Париж: после Шартра на Монмартр
Париж июль 2012 г:
1. Париж: очарование хрустящего круассана
2. Париж: отчет с любовью, но без души

Рестораны Дижона

Дижон может похвастаться необычайно большим числом кондитерских, пол­ных высококачественных соблазнительных сладостей, для приготовления которых широко используется марципан и фрукты.

Более необычные заве­дения также посвящены коронным деликатесам Дижона: имбирным пряни­кам (pain d’epices) с медом и специями, которые едят с маслом или джемом (от Mulot et Petitjean: 13 place Bossuet и другие филиалы по всему городу), и черносмородиновым конфетам (cassissines).

Еще одной местной достопри­мечательностью остается шоколад — причем лучший изготавливается прямо на месте (загляните в Au Parrain Genereuх»: 21 rue du Bourg, к юго-востоку от дворца). И уж конечно, не стоит забывать, что Дижон по всему миру сла­вится своей горчицей — магазин ее ведущего производителя, Maille (30 rue de la Liberte) предлагает широкий ассортимент этой приправы: от слабой до жгучей.

Наконец, вас ждет несколько местечек, где продается хорошее, но недорогое вино: прежде всего, Nicot (48 rue Jean-Jacques-Rousseau) — там можно продегустировать напиток, проконсультироваться у специалистов или пройти соответствующие курсы; кроме того, стоит заглянуть в La Cave du Clos (3 rue Jeannin) или в Nicolas (6 rue Francois-Rude).

В городе открыто множество превосходных ресторанов. Самые многообещающие рестораны, бары и кафе ждут вас на оживленных улицах Бербисе, Монж и площади Эмиль-Золя (place Emile Zola).

Рестораны

Au Bon Pantagruel. Place du Marche, 20 rue Quentin. Одно из популярных и оживленных бистро, выстроившихся вокруг рынка, с хорошим выбором региональных блюд в меню, которое меняется достаточно регуляр­но. Наборы блюд за 20 евро, ланч-меню 11,50 €. ;(закрыто: воскресенье).

La Cezanne. 8 rue Amiral Roussin. Один из нескольких крошечных ресторанчи­ков, чьи столики ютятся на тротуаре узкой, пропитанной атмосферой старины улочки и в чьем меню чувствуется влияние Прованса (17-46 €). Если он вам не подойдет, по соседству имеется итальянское заведение, классический француз­ский ресторан и блинная. Закрыто: понедельник обед, воскресенье и две последние недели августа.

Le Chabrot. 36 rue Monge. Маленький гостеприимный ресторан в запад­ной части площади Эмиль-Золя с исключитель­но бургундским набором блюд за 21,50 € и более изысканным предложением за 32 €. Одновременно служит и винным баром с мага­зином: превосходная винная карта поможет начинающим любителям. Закрыто: вторая неделя августа.

Le Clos des Capucines. 3 rue Jeannin, в концe rue Jean-Jacques-Rousseau. Ресторан, расположенный в чудесной средне­вековой обстановке, предлагает превосходные градиционные, питательные бургундские блюда (сдобренную петрушкой ветчину, улиток, говя­дину по-бургундски) по очень скромным ценам. Наборы блюд за 14-45 €. Закрыто: воскресенье и суббота и первые две недели августа.

Cote St-Jean. 13 rue Monge. Весьма шикарный ресторан предложит вам такие деликатесы, как лангусты, рулет из утки, и гратен с грушами и миндалем. Наборы блюд за 27,50-39 € плюс дешевый набор на обед за 12 €. Закрыто: среда и суббота на ланч, вторник середина июля — середина августа.

Les Deux Fontaines. 16 place de la Republique. В нескольких минутах ходьбы от центра, в северо-восточной части старого города — сюда стоит заглянуть ради простор­ной, напоминающей сад обстановки и свежих деликатесов по средиземноморским рецептам, которые меняются каждый день (стоимость блюд: 13-15 €).

Gril’Laure. 8 place St-Benigne. Заведение популярно у бизнесменов, проводя­щих тут деловые обеды, благодаря удобному расположению возле собора, а также пицце, пасте и прочим блюдам, которые подаются с пылу с жару прямо из печи.

Le Potimarron. 4 avenue de I’Ouche. В стороне от центра, зато здесь подают домаш­ние вегетарианские и макробиотические блюда, а также мясо и рыбу. Разумные цены: наборы блюд от 13,75 евро. Закрыто: воскресенье и понедельник.

Simpatico. 30 rue Berbisey. Приятный, модный итальянский ресторанчик, украшенный в стиле фанк. Наборы блюд на обед за 11,40 евро, на ужин — меню, в котором сто­имость блюд начинается от 20 €. Закрыто: воскресенье, понедельник и август.

Le Verdi. 10 place Emile Zola. Чрезвычайно популярный набор блюд на обед (10 €). Столики, вынесенные на площадь, по вечерам постоянно полны посетителей. В меню входят жареные блюда, пицца и рыба. Ужин, в среднем, обойдется в 20-25 €. Зак­рыто: воскресенье.

L’Emile Brochettes. 16 plаce Emile Zola. Ресторан в гроте Вас просто очарует. Эмиль Брошетт и его команда из 12 поваров в вашем распоряжении. Здесь вам подадут французский традиционный обед. Мясо на вертеле, шашлык из мяса, рыбы, сыр на шпажках и десерты – все вы можете попробовать здесь. Летом здесь обедают на летней терассе, которая выходит на самую красивую площадь Дижона.

Кстати, тоже интересно :

Дижон

Старый город

Старый город Дижона включён в список объектов Всемирного наследия и славится великолепной архитектурой позднего Средневековья и эпохи Возрождения. В историческом центре сохранилось множество оригинальных старинных улочек с замечательной исторической атмосферой и фахверковыми домами, а также ряд древних церквей.

Герцогский дворец

Герцогский дворец считается главной достопримечательностью Дижона. Истоки его восходят к небольшой крепости 3 века, построенной для защиты от нашествия варваров. В 14 и 15 столетии дворец был значительно перестроен. Самая старая из сохранившихся частей здания (башня Тур де Бар) относится к этому периоду. Последняя значительная перестройка датируется 17 веком, когда дворец приобрёл черты барокко. Бывшая резиденция герцогов Бургундии славится невероятно богатой коллекцией произведений искусства.

Нотр-Дам

Нотр-Дам — средневековая церковь 13-го века и великолепный шедевр бургундского готического стиля. Это религиозное сооружение имеет замечательный фасад, украшенный тройным рядом гротескных горгулий. На башне 14-го века установлены уникальные астрономические часы. Церковь имеет строгий готический интерьер. Также здесь хранится драгоценная «чёрная Богородица» 11-го века — одна из старейших деревянных средневековых скульптур, которая сохранилась до наших дней.

Восточнее церкви расположены красивые старинные особняки.

Кафедральный собор Сен-Бенин

Кафедральный собор Сен-Бенин — монументальный пример бургундской готической архитектуры. Церковь была построена между 1280 и 1314 годами на месте древнего бенедиктинского аббатства. Собор имеет превосходную готическую структуру и включает в себя романский дверной проем и дороманские капители из более ранней церкви. Также здесь сохранился оригинальный романский склеп с превосходной коллекцией римских и средневековых древностей.

Сен-Мишель

Сен-Мишель — ещё один впечатляющий шедевр архитектуры яркой готики с замечательными резными порталами (дверными проёмами). Церковь была основана в конце 15 века на месте более раннего христианского религиозного сооружения. Здание строили довольно продолжительное время, поэтому в его структуре можно разглядеть черты архитектуры Возрождения.

de Vogüé

de Vogüé является одним из самых ценных исторических зданий в Дижоне и примером архитектуры ренессанса. Интересная особенность здания — черепичная крыша, украшенная яркими геометрическими узорами.

Церковь Сен-Пьер

Сен-Пьер — церковь 19 века в стиле готического возрождения, расположенная на краю старого города. Была построена на месте средневековой церкви 12-го века, разрушенной во время Французской революции.

Церковь Сен-Жан

Бывшая церковь Сен-Жан — одно из древнейших религиозных сооружений города. Эта красивая готическая церковь была основана в 15 столетии и значительно повреждена в ходе Французской революции. Сейчас в этом здании находится драматический театр.

Rue des Forges

Rue des Forges — одна из центральных улиц старого Дижона, которая славится своими магазинами и красивой старинной архитектурой.

Карта Дижона с достопримечательностями

Туристический маршрут по Дижону для удобства туристов отмечен вмонтированными в асфальт совами — символом города. Совы с номеро означают достопримечательности, сова без номер означает направление, по которому нужно идти. Туристическая тропа так и называется – «Следом за совой» (le Parcours de la Chouette).

Такую карту Вы можете получить бесплатно в туристическом офисе или в отеле. Ниже — попытка воспроизвести маршрут с описаниями (не все цифры теперь понятно, что обозначают). Но будет удобно иметь описания при себе, когда Вы будете идти по маршруту, обозначенному на карте.

1. — Place Darcy

(там же огромная подземная парковка, от железнодорожного вокзала (Gare) идти 5 минут пешком.

2. — Триумфальная арка

Триумфальная арка, также иногда нызываемая Porte Guillaume, находится в самом центре Дижона.

Изначально ворота были построены в крепостной стене, оружавший город. Но теперь, когда стену снесли, это просто отдельная арка посреди площади.

Сверните с площади на Rue Docteur Maret:

3. — Square des Bénédictins, музей Археологии

Археологический музей расположен в восточном крыле монастыря St. Bénigne, в великолепном романском зале, собраны галло-романские скульптуры, среди которых примечательна скульптура богини Sequana, найденная в истоках Сены.

В музее выставлены весьма редкие экспонаты: предметы быта древних кельтов, драгоценности (I тыс. до н.э.), ритуальные фигурки, в том числе бронзовая статуэтка богини Секины, стоящей в лодке (I в. н.э.).

Большая комната (XI в., романский стиль) на первом этаже была когда-то частью бенедиктинского аббатства. Над ней находится большой зал со сводами (XII—XIII, ранняя готика) — бывший аббатский дортуар.

4. — Cathedrale St-Benigne

Собор св. Венигна — национальный памятник Франции и одна из главных достопримечательностей Дижона. Этот готический собор был построен в период 1280 — 1325 гг на месте предыдущей церкви, предположительно построенной в 5 — 6 вв, но разрушившейся от пожаров и землетрясений.

Собор освятили 9 апреля 1393 года в честь святого Венигна, раннехристианского святого, принявшего мученическую смерть на территории Бургундии.

Под руководством Гуго Аркского, выходца из знатной местной семьи, сооружение возводилось сравнительно быстро, но после смерти его в 1300 годустроительство замедлилось.

Аббатство было секуляризовано во время Французской революции, но церковь в 1792 году стала собором епархии Дижона, в 2002 году получившей статус архиепархии, хотя её ротонда была уничтожена.

В соборе находится часть мощей Святого Венигна, также там похоронен Филипп III Добрый.

5. — Eglise St-Philibert

Построенная в 12 веке, церковь св. Филиберта — единственное романское здание в Дижоне, за исключением готических ворот, северной часовни и колокольни, построенных в 16 веке. Западный фасад церкви с портиком был построен в период 1508 — 1511 вв. В римские времена на месте это церкви находилось кладбище, расположенное за прелеами стен castrum de Dijon. Первое упоминание о церкви св. Филиберта относится к 1103 году. Нынешнее здание было построено после разрушительного пожара 1137 года. В средние века здест проводилась инаугурация мэра города. Во время Французской революции церковь была заброшена. В 1795 году она использовалась как конюшня для гарнизона, а также склад военного оборудования. В то время подумывали снести эту церковь. В 1818 году церковь выкупил город, реконструировал ее и стал использовать под склад продуктов для армии (во вторйо половине 19 века). В 1862 году церковь внесли в список исторических памятников Франции.

6. — Place Bossuet — Eglise St-Jean

Это готическая церковь, построенная в период 14 — 15 вв и освященная в честь св. Иоанна. Во фремя французской революции церковь национализировали, частично снеся башни. Церковь опять стала использоваться для религиозных нужд в 1862 году, но вновь была покинута в 1972 году. С 1974 года здесь располагается театр — Théâtre Dijon-Bourgogne.

7. — Hôtel de Sassenay

Главное здание этого отеля было перестроено в конце 17-го века семьей парламентария Le Compasseur. Пятиугольная башня здания, которую можно увидеть напротив окольцовывающей стены, сохранилась от прежнего здания 15-го века.. Фронтальная часть «отеля» очень оригинальна по стилю, с большой аркой в центральной секции. С 1928 года здание считается историческим памятником.

rue Berbisey
21000 — Dijon

8. — Musée de la Vie Bourguignonne

Musée de la vie bourguignonne — музей жизни в Бургундии. В коллекции — мебель, предметы домашнего обихода, одежда и другие вещи, связанные с праздниками и традициями Бургундии конца 19-го века. Коллекция была собрана Perrin de Puycousin (1856-1949) .

9. — Musée d’art sacré

Музей сакрального искусства расположен в церкви бывшего бернардинского монастыря и содержит коллекцию живописи, скульптур, текстиля и золотых и серебряных блюд с 12 по 20 века. В коллекции собраны предметы для проведения католического обряда литургии с 12 по 19 века. Также здесь можно познакомиться с жизнью женских общин в различных религиозных конфессиях.

10. — Jardin des Carmélites

Сад кармелиток. Бывший монастырь Кармелиток был первым монастырем, основанным в Дижоне. Он был создан в 1605 году. Роскошный барочный фасад монастыря выходит на улицу, а за стеной рзбит парк.

Постройка парковки Сен-Анна в 1994 году дала возможность воссоздать парк, разбитый на 4 квадрата, ограниченных кустами, повтряющий первоначальный план монастырского сада.

11. — Hôtel Legouz de Gerland

Это здание было построено в 1690 году для Charles Legouz de Gerland. Это здание и дворец Юстиции были построены на месте старого отеля Chissey-Varanges, построенного в 16 веке.

Здание на rue Amiral Roussin датируется 16 веком. Редкий фасад, остаток от старого отеля, на улице rue Jean-Baptiste Liegeard, был перестроен в самом конце 19-го века владельцем отеля, бургундским поэтом Stephen Liégeard.

12. — Parlement de Dijon / Palais de Justice

Парламент Дижона, изначально — с 1354 по 1480 — парламент Бургундии, а теперь — Аппеляционный суд Дижона. Это здание парламента бывшего режима, основанного в 1354 году герцогом Филиппом Бургундский в Боне и перенесенного Дижон в 1480 году королем Людовиком XI французским.

Парламент Бургундии появился от древнего Curia Ducis — совета герцогов Бургундских, который проходил в здании Hôtel des ducs de Bourgogne в Боне. Он был основан в 1354 году герцогом Филиппом Бургундским. После аннексии части герцогства Бургундского королем Франции в 1477 году, король Людовик XI решил перенести его в Дижон в отместку на сопротивление жителей Бона его власти.

13. — Hotel Particuliemulier de Bressey

Здание этого традиционного отеля было построенно в период 16 — 17 вв. Он причислен к памятникам архитектуры.

14. — Musee Magnin

В музее представлена коллекция 1890 — 1938 гг, принадлежавшая судье Maurice Magnin и его сестре Джейн, художественного критика, которая хотела дать шанс малоизвестным талантливым художникам. В коллекции собрано около 1500 фламандских, итальянских и французских полотен. В дополнении к известным мастерам (Тьеполо, Géricault …), есть также интересные работы менее известных художников.

Музей располагается в элегантном дворце 17-го века.

15. — Place de la Liberation и Дворец Герцогов Бургундских

В конце XIV века герцоги бургундской ветви династии Валуа перестроили герцогский замок в роскошный дворец. Три века спустя дворец подвергся капитальной перестройке и принял в своих стенах Генеральные Штаты Бургундии. Дворец выходит на одну из самых красивых площадей Франции: площадь Освобождения.

16. — Musee des Beaux-Arts

Музей расположен в Palais Ducal. В нем собрана богатая коллекция средневекового искусства. На верхнем этаже собрана живопись местных и фламандских художников. Иногда в музее проводятся временные выставки. На последнем этаже можно посмотреть работы импрессионистов, среди которых есть полотна Пикассо, Моне и Курбе.

17. — Theatre

Grand Théâtre de Dijon — Большой Театр Дижона. Его фасад и крыша внесены в список памятников исторического значения в 1975 году.
С 12-го века в Дижоне был щал для спектаклей, который назывался salle des tripots, на rue Legouz-Gerland. В 1802 году снесли церковь и монастырь Sainte-Chapelle, а на освободившемся месте решено было устроить Большой театр. Первый камень будущего здания был заложен 2 декабря 1810 года. Работы, прерванные на период 1811 — 1822 гг, завершились только в 1828 году.

Формы театра были вохновлены классической античностью, популярной во времена Первой Империи. Главный фасад, состоящий из ряда колонн и портика, поход на Большой Театр Бордо и Театр Граслин в Нанте.

18. — Eglise Saint-Etien и музей Рюде

Римскокатолическая церковь св. Стефана, которая теперь не используется по назначению. Внутри теперь находится музей Рюде и публичная библиотека.
Здание церкви датируется 15 веке. Оно было отреставрировано в 17 веке. Нынешний фасад здания был сделан иезуитским монашеским орденом в 18 веке.
Рюде был автором Марсельского ряда на Триумфальной арке в Париже, известную чаще как «Марсельеза» (1792 год). Зарисовки и наброски этой его работы также можно увидеть в музее, а также копию этой известной скульптурной композиции.

19. — Eglise Saint Michel

Церковь Сен-Мишель была построена в 16 веке в стиле готики и ренессанса. Первое упоминание о церкви Сен-Мишель в Дижоне восходит к 889 году, расположенной возле стен тогдашнего Дижона — Castum. Предоложительно, это была простая деревянная часовенка. Вскоре она стала слишком маленькой, чтоб вместить всех молящихся разросшегося Дижона, и ее решили сменит по инициативе аббата Сен-Этьена, Гранье де Малли. Новая церковь была 58 метров в длину и почти 10 м в ширину. (FrenchTrip.ru)Она была освящена в 1020 году. Аббата Гарнье де Малли похоронили в 1051 году.

В 1497 году церковь вновь стала слишком маленькой и, по решению паствы, началась перестройка старой церкви с расширением внутреннего пространства. Новую церковь освятили в 1529 году.

Главный фасад представляет собой уникальную смесь готики и ренессанса, возникшую благодаря разным эпохам строительства здания. Это явный признак того, какое значение занимало искусство архитектуры в Бургундии в 16 веке, с возвращением древних форм и влиянием итальянского искусства. Апсида, хоры, неф и трансепт сделаны в готическом стиле, неф был закончен в 1513 году. Фасад церкви, с его двумя башнями и куполами, законченными в 1569 г и 1667 г, а также с его орнаментом из смеси трех орденов (дорический, ионический и коринфский) представляет собой уникальным источником вдохновения.

20. — Rue Chaudronnerie и Maison des Cariatides

Maison des Cariatides — Дом с Кариатидами — расположен под номером 28 на улице rue Chaudronnerie. Этот дом считается историческим памятником с 1911 года (Источник: FrenchTrip.ru). Здание было построено в 1603 году архитектором Пуфье для богатых торговцев.

21. — Rue Verrerie

Эта пешеходная и самая живописаня улица Дижона состоит в основном из фахверковых домиков 15 века. Их живописные фасады дают представление о том, как выглядел средневековый Дижон с его узкими улочками, образованными ремесленными мастерскими.

Сейчас в арках улицы разместились в основном антикварные лавки.

22. —

23. — Hotel de Vogue

Это здание было построено примерно в 1614 году для Etienne Bouhier, советника при Парламенте Бургундии. Это один из наиболее ценных домов парламентарией с внутренним двориком и садом, построенны в 17 веке во Франции. Роскошные входные ворота украшены резными портиком. Преобладающий классический стиль дополняется элементами итальянского Возрождения.

8 rue de la Chouette

21000 — Dijon

24. — Maison Milliere

Этот ресторан-чайная расположен в самом центре старого города, в особняке 15-го века, который причислен к историченским памятником. Здесь можно отведать свыше 40 сортов чая, а также тортики, вафли и традиционные французские блинчики.

10, 12, 14 rue de la Chouette
21000 — Dijon

25. — Notre-Dame

Готическая церковь 13-го века. Фасад церкви украшен горгульями, причем в три ряда, что большая редкость. Другой достопримечательностью церкви являются астрономические часы Жакмар 1383 года. Слева от центрального входа на боковой стене находится небольшая каменная скульптура совы. (В честь ее и назван туристический маршрут и улица, на которой она находится – rue de la Chouette). Ее надо потереть и загадать желание.

Обязательно зайдите внутрь собора: внутри находится деревянная скульптура «Черная мадонна», или, как ее еще называют, «Леди Надежда». Это одна из старейших подобных скульптур во Франции: ее сделали в 9 веке! Рядом со скульптурой лежит книга, куда любой желаюший написать свою просьбу к Святой.

26. — Hotel de Ville

Мэрия Дижона.

27. — Hotel Aubriot

Это прекрасное здание было построено в конце 13 века. Здесь распологался низший суд в 1739 году. Здание было полностью перестроенно архитектором Люи Перро и скульптором Хавьером Шановски в средневековом стиле для пожта Стафана Лигарда.

28. — Place Fr. Rude

Самая фотографируемая площадь города, чьи фахверковые красные домики и центральный фонтан стали буквально символом города. Именно этот вид тиражируется на памятных открытках с Дижоном больше всего.

Площадь названа в честь известного скульптора, уроженца Дижона, Рюда, поучаствовавшего в отделке знаменитой Триумфальной арки в Париже. В Дижоне можно посмотреть музей и работы скульптора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *