Франция сен мало

Где находится: Бретань, на берегу Ла-Манша, в устье реки Ранс.
Как добраться: (из Парижа):
— на поезде: от Gare Montparnasse поезда TGV 8-10 раз в день, время в пути – 2 ч 55 мин.
— на авто: из Парижа А11 — RN 137
Сайт города
Тур.офис
Карта (пдф)
Вид на 360 градусов
Приливы в Сен-Мало
Расписание приливов

На что посмотреть: порт Сен-Мало считается одним из самых популярных туристических объектов Бретани. Он известен самыми мощными в мире приливами и отливами, кварталами Старого города, окруженными стеной, пляжами и курортами. Из Сен-Мало родом многие известные путешественники мореплаватели: Жак Картье, исследователь Огненной Земли и Фолклендов Жак-Гуэн Бошен, Бертран Франсуа Маэ де Лабурдонне, Марк-Жозеф Марион дю Фресн, Робер Сюркуф. Сен-Мало известен также как родина писателя Франсуа де Шатобриана и учёного Пьера Луи де Мопертюи. В VI веке около Сен-Мало жил святой Аарон Алетский.

По городу можно со вкусом погулять, пользуясь специально изданными брошюрами с разработками маршрутов как по Старому городу, так и по окрестностям: пешком, на машине или велосипеде.

Брошюра по Интра-Мурос.
Брошюра вне Интра-Мурос.
Можно воспользоваться туристическим паровозиком. Отправление от Ворот Сен-Венсан (Porte St-Vencen). Работает с 21 марта по 11 ноября. Цена: 5,50 евро (детям – 4 евро). Сайт.
Интересна услуга аудиогида (английский и французский языки). Следуя ей, вы переживёте фантастическую историю корсаров из Сен-Мало, откроете для себя город, пройдётесь по его стенам, заглянете в дома, замок, форты, услышите множество исторических анекдотов. Экскурсия рассчитана на 2 часа, цена (на двоих) 12 евро. Можно заказать в Доме Корсаров (Maison de Corsaire, 5 Rue d’Asfeld, сайт), в агентстве «Keolis Emeraude» (перед туристическим офисом) и в некоторых отелях Сен-Мало.
География города
Город состоит из нескольких обособленных районов: Сен-Серван (St-Servan), Сен-Мало (St-Malo), Парам (Parame) и Ротенёф (Rotheneuf). До 1967 года это были отдельные города на побережье.
От железнодорожного вокзала в Старый город (Ville Close), обозначенный на картах как Intra-Muros («внутри стен»), можно пройти по av. Louis Martin, которая перейдет в Esplanade St-Vincent. С районом Парам Старый город связан перешейком Сийон (Sillon).

По городу можно передвигаться на автобусе. Билет (1,3 евро) действителен 1 час. Можно купить cаrnet – 10 билетов за 10 евро. Автобусы обычно работают до 20.30, летом некоторые маршруты до 24.00.
От железнодорожного вокзала можно доехать на автобусах №1, 2, 3, 4 до Esplanade St-Vincent, где находится туристический офис.
Туристический офис
Где находится: esplanade St-Vincent
Как работает: пн. 14.00-18.00, вт.-сб. 9.30-12.30 и 14.00-18.00, сб. 14.00-17.00. В июле-августе вт.-сб. 8.30-20.00, вс. 10.00-19.00.
Флаг
Жители города, не особенно стесняясь, избрали своим девизом фразу «Я не француз, я не бретонец, я – малуанец», который подчеркивает независимость города. Флаг представляет собой ещё несколько ссылок на историю Сен-Мало: красный фон – привет от пиратов, ибо те использовали при нападении красные флаги. Горностай с золотым ошенйником намекает на принадлежность города к герцогству Бретань. Ну а серебряный крест на синем фоне «выдал» всем военным портам Людовик XIV.


История
Город в виде укрепления основан в XII веке на скалистом островке в устье реки Ранс. Название города происходит от имени английского монаха Мало, который проповедовал христианство в этом регионе в VI в., когда Сен-Мало был местожительством монахов. Сам город возник в середине XII века.
В 1308 году возникло городское самоуправление – средневековая коммуна. На рубеже XIV-XV вв. король Карл VI подчинил себе этот стратегический порт, но сохранил за горожанами право не платить портовые сборы и пошлины.
Славу Сен-Мало принесли мореплаватели, стремившиеся за деньгами, пряностями и славой на просторы южных и северных морей, и корабелы, которые снабжали мореходов хорошими кораблями, используя местные аберы как своеобразные приливно-отливные доки.
Абер – слово кельтского происхождения. Обозначает «гавань», «маленький порт», «устье реки». Встречается в уэльских и шотландских названиях городов, лежащих в месте слияния рек или при устье, например, Абердор, Абердин, Аберзох. В Бретани аберы очень живописны.
После открытия Канады началась успешная торговля мехами, в изобилии привозимыми из-за океана. Новые корабли позволили бретонским морякам промышлять треску у побережья Ньюфаундленда.
Сен-Мало богател. С конца XVI века местные судовладельцы начали строить красивые поместья и городские резиденции. Основным материалом служило дерево. В XVII в. деревянный Сен-Мало сильно пострадал от пожара, поэтому при восстановлении жители города, через который на тот момент шла вся торговля колониальными товарами, могли позволить себе строить из гранита.
В 1701 году Г. де Бошен стал первым французом, обогнувшим мыс Горн. Развитие торгового и военного флота Франции не могло не задевать интересы Англии, бывшей в то время «владычицей морей». Это понимали и сами французы. Для того, чтобы максимально обезопасить западное побережье страны министр финансов при Людовике XIV Ж.-Б. Кольбер в 1689 поручил Вобану укрепить оборону Сен-Мало. Гениальному военному инженеру город обязан нынешним обликом.

С XVII века немало проблем для английских торговцев в проливе Ла-Манш и Бискайском заливе создавала корсары – уроженцы Сен-Мало: Жан Барт, Жан Кассар, Турин, а с середины XVIII века во время англо-французских войн в Индии вражеские морские коммуникации терзал Сюркуф.
Сен-Мало развивался и развивается как крупный морской порт. В ХХ веке город, в порту которого нацисты создали базу подводных рейдеров, сильно пострадал во время бомбежек. Разрушения в Старом городе составили около 80%, но большую часть исторических объектов удалось восстановить.

Старый город
Войдём в Старый город через ворота Гран-Порт (Grande Porte): за туристическим офисом свернуть с Esplanade St-Vincent на quai St-Vincent. Практически все здания внутри городских стен восстановлены после Второй мировой войны. Теперь мы видим Сен-Мало таким, каким он был в XVII-XVIII вв. Гранитные стены, мансарды, мощные дымоходы (их конструкция специально приспособлена для того, чтобы выдерживать сильные западные ветра) полны сурового достоинства. Мореплаватели Сен-Мало строили такие массивные дома, возможно, устав от вечной морской качки, стремясь как можно прочнее закрепиться на суше. Особенно красивы ансамбли зданий, сохранившихся на rue Dinan, и фасады домов, обращенные к крепостных стенам. Но здесь чудом сохранилось и несколько деревянных построек, переживших не только бомбардировки 1944 года, но и пожар 1661 года. Это арка Реколе (La voute des Recollet) на rue Rempars и дом №5 на rue Pelicot, который немного напоминает кормовую корабельную надстройку.

Вал длиной 1754 м окружает цитадель, площадь которой равна площади сада Тюильри в Париже.

Рано или поздно улицы Старого города выведут на pl.des Freres Lammenais. В её восточной части находится кафедральный собор Сен-Венсан.
Кафедральный собор Сен-Венсан (Cathedrale St-Vincent)

Как работает: в июле-августе ежедневно 8.00-19.00, с сентября по май 8.00-12.00 и 14.00-19.00.
На что посмотреть: строительство было начато в XI в., а закончено в 1160 г. Своды анжевенского типа считаются самыми древними из сохранившихся в Бретани. Большая часть сводов обрушилась (не пострадали своды северного трансепта) во время Второй мировой войны. При реставрации они были восстановлены в граните. Обратите внимание на витражи, выполненные Жаном Лемоалем, и на современный бронзовый алтарь, в декоре которого явно заметно влияние кельтской культуры.
Летом в соборе проводят концерты классической музыки. Подробности можно узнать в туристическом офисе.
К северо-востоку от собора находится замок Сен-Мало.

Его малый донжон – самая старая из сохранившихся построек города (XIV век). Большой донжон построен в форме подковы в XV в. Четыре угловые башни послужили основой для новой крепости, которую возвели в XVII веке по плану Вобана. Башня рядом с воротами Сен-Томас называется «Quic-en-Groigne» раньше имела надпись, которую уничтожили во время Французской революции. По легенде, башня была построена по приказу Анны Бретонской, хотя жители города были против её возведения. И на табличке было высечено: «Quic-en-Groigne, ainsi sera, c’est mon plaisir» («Независимо от вашего мнения, эта башня построена»).
В замке размещается мэрия, а также Музей города (Musee de la Ville). Экспозиция посвящена истории города и области Сен-Мало.

Как работает: 10.00-12.00 и 14.00-18.00. Закрыт зимой. Выходной – пн.
Цена вопроса: 5,20 евро. Возможна покупка единого билета: Musee de la Ville + Musee International du Long Cours Cap Hornier.
В крепостной стене у западной башни замка находится Аквариум Интра-Мурос (Aquarium Intra-Muros), который работает в выходные и дни школьных каникул 10.00-12.00 и 14.00-18.30.

Здесь всего около 100 ёмкостей, в которых живут морские обитатели прибрежных вод. Сайт.
Вокруг Старого города
На крепостные стены можно подняться через ворота Porte de Dinan, Grande Porte, Porte St-Vincent (сегодня это – главный вход в Старый город), Porte des Bes, Porte St-Pierre.
Porte St-Vincent (Ворота Сен-Венсан) – главный вход в Старый город.

Двойные ворота, украшенные снаружи изображениями бретонского оружия и девизами «Potius mori quam foedari» («лучше смерть, чем оковы») и «Semper Fidelis» («Всегда верен»). На гербе изображена решётка, знаменующая способность обороны города, и горностай – аллегорическое животное герцогов Бретани, символ чистоты и верности. Эти ворота были подняты в 1708-10 году при Людовике XIV, о чем напоминает надпись в нижней части лестницы.

Grande Porte (Большие ворота) – самые старые в городе. Были частью средневековой стены и добраться до них можно было только на лодке. Защищены двумя круглыми башнями, которые были возведены в конце XVI Века. До 1793 года их венчали колокольни, а у их подножия кипел оживленный рынок – именно возле этих башен парковались все торговые судна. Над воротами, лицом к городу, возвышалась копия статуи Девы Марии (XV век). Именно от Больших ворот открывается красивая перспектива на Grand rue (на которой возник в 1661 году первый пожар в городе) и колокольню собора Сен-Венсан.

Le Bastion Saint Louis (Бастион Сен-Луи) называют «домом гильотины», т.к. во время Французской революции она здесь располагалась. Сам бастион, названный в честь короля Людовика XIV, возводился с 1714 до 1721 года. Как раз напротив него располагается Fort du Naye.

Le Bastion Saint Philippe (Бастион Сен-Филипп) назван в честь Филиппа II Орлеанского. Он граничит с домами, которые в XVIII веке были известны как группа отелей «Калифорния». Датируемый 1714м годом, бастион имеет форму неправильного треугольника. С него можно полюбоваться видами на западные дороги и Динар.

Le Bastion de la Hollande (Голландский бастион) – отсюда открывается прекрасный вид на залив и устье реки Ранс до мыса Frehel, на форт острова Ile Harbour перед Динаром. Бастион украшен пушками XVIII века и статуей Жака Картье. С 1150 до 1770 на городских стенах несли вахту 24 дога, которых спускали с цепи на звук Noguette (колокола собора) – каждый вечер в 10 часов. Этот звук можно до сих слышать в это же время, только вот собак уже нет.

Прогулка к крепости на Ile du Grand Bé ou Bey (Остров Бе), расположенной на одноименном острове в 400 м от стен города, может осложниться высоким приливом, во время которого дорога, связывающая остров с большой землёй, полностью скрывается под водой примерно на 6 часов. Идти в крепость надо через ворота Porte des Bes, мимо пляжа Bon Secours с защищенным от океанских приливов прудом для купания.

В кельтском языке слово bé означает «могила» — на этом острове похоронен писатель Шатобриан, родившийся в Сен-Мало в 1768 году. Но не только этим знаменит остров. Именно на нём провели первое заседание коммуны Сен-Мало в 1308 году, когда город восстал и решил избрать собстенного мэра. Около 1360 года отшельники построили на острове часовню Notre-Dame-du-Laurier и Saint Ouen. Бастион возвели в 1555 году, который реконструировали в 1652 году. Шатобриана же похоронили на острове 18 июля 1848 г., который за двадцать лет до этого выразил желание быть погребенным на этом клочке земли, чтобы иметь возможность «продолжить разговор с морем».

Le Fort du Petit Bé (Крепость Маленького Бе) – построена в 1689-1707 гг. на острове Cézembre с оборонительными целями. Собственностью Сен-Мало она станет в XIX веке – после специального указа в 1885 году. В 1921 году крепость отнесли к историческим памятникам. Сайт.

La Tour Bidouane (Башня Бидуан) высотой 23 м и шириной 12 м вписана в крепостные стены Сен-Мало. Она была построена на скалистом мысе во второй половине XV века. Башня носила разные имена (Tour des Champs-Vauverts, Tour de la Cloche), а своё нынешнее название получила в 1889 году. С её верхней площадки открывается один из самых красивых видов на мыс Fréhel, а в Старом городе отлично виден шпиль собора Сен-Венсан.

Porte St-Thomas (Ворота Сен-Тома) трижды сменили имя и четыре раза перестраивались (последняя переделка относится к 1737-42 гг.). У подножия этих ворот расположен городской пляж, а через бухту стоит Fort National, до которого можно дойти пешком во время отлива. А по правую руку, дальше в море, можно увидеть Fort Conchée.

Оба бастиона построены по чертежам Вобана, главного архитектора Луи XIV. Насыпь, которую сделали в 1694 году, а затем ещё увеличили в 1758 году, ведёт к бастиону Fort de la Reine. Отсюда же открывается красивый вид на остров Grand Bé, где похоронен Шатобриан.
Со стен, по которым можно прогуляться вокруг всего города, открывается вид на район Сен-Серван, абер реки Ранс, Динар (курортный городок на западном берегу абера), Fort National и остров Grand Bes Ile. Прогулка позволит наметить очередные объекты, которые необходимо посетить. Легче всего добраться до построенного в XVII в. Вобаном Национальный Форт, расположенный за северной стеной.
Национальный Форт (Fort National)
Как работает: с Пасхи до октября 10.00-17.30.
На что посмотреть: раньше в форте находилась тюрьма. В Средние века Форт был ориентиром для судов. В 1689 году Людовик XIV приказал укрепить город, чем занялись архитектор Вобан, разработавший планы, и инженер Симон Гаранжо (Garangeau), воплотивший их в жизнь. Во время Французской революции форт переименовали в Республиканский, а Наполеон приказал дать ему имя «Императорский». Времена Реставрации оставили свой след в названии – «Королевский», затем он опять стал «Императорским» с 1852 года. В 1870м он, наконец, обрёл нынешнее имя. С 1906 года является историческим памятником. Сайт.
Le Fort de la Conchée (Форт Конше) – шедевр творчества Вобана. Именно он придумал придать высокой скале в море в 4 км от Сен-Мало округлую форму и возвести на ней крепость.

За пределами Старого города
На северо-восток от Старого города отходит перешеек Сийон, связывающий Интра-Мурос с районом Парам. Берег перешейка, обращенный к морю, Grande Plage, оборудован деревянными волнорезами.

В район Сен-Серван, расположенный к югу от Старого города, от ворот Grande Porte ведет набережная St-Louis. Следуя по ней, миновав сначала паромный терминал Gare Maritime de la Bourse, затем терминал автомобильных паромов Gare Maritime du Naye, выходим на rue Dauphine, которая находится уже в Сен-Серване. К крепости Fort de la Cite, построенной в XVIII веке и сильно пострадавшей во время последней войны, можно прогуляться вдоль пляжа Bas Sablons. Он любопытен тем, что отгорожен от моря бетонной стеной, удерживающей воду во время сильных отливов.

Обойдя крепость по Corniche de Aleth, оказываемся на pl. St-Pierre, а с нее попадаем к башне Солидор (Tour Solidor), которая входит в комплекс крепости (бастион, три башни XIV века, городище Алет замка Солидор).
В башне находится интереснейший Музей долгой дороги к мысу Горн (Musee International du Long Cours Cap Hornier).

Как работает: 10.00-12.00 и 14.00-18.00, выходной – пн. Закрыт с октября по апрель.
Цена вопроса: 5,20 евро.
На что посмотреть: здесь хранятся навигационные приборы, модели судов. Экспозиция, охватывающая период с XVII до ХХ вв., посвящена французским мореходам, огибавшим мыс Горн.
Большой Аквариум (Le Grande Aquarium)

Как работает: с середины июня по сентябрь 9.00-21.00, с октября по май 9.30-12.00.
Как добраться: на автобусе №5 от вокзала до остановки La Madeleine.
Цена вопроса: 15,50 евро. Билет можно приобрести и он-лайн на сайте Аквариума.
На что посмотреть: общий объём морского аквариума, разделенного на 8 тематических залов, более 1 млн. литров. Самая большая ёмкость у кольцевого (Anneau) аквариума, заселённого акулами. Он стал первым подобным сооружением в Европе. Под водой смонтирован остов затонувшего корабля. Здесь также есть тропический аквариум, воспроизводящий жизнь мангровых зарослей, и стереокинозал. Сайт.
Чем еще можно заняться в Сен-Мало
Морские прогулки (Emeraude Lines). С мая по сентябрь организуется паромное движение от места сразу за стенами Porte de Dinan до островов Les Chausey. Стоимость билета «туда-обратно» 21 евро (детям 15 евро), время в пути – 90 минут в одну сторону. Можно сплавать до острова Cezembre за 12 (6) евро, 20 минут пути в одну сторону. А также в Динан – за 26 (15) евро, 2 ч 30 мин в одну сторону.
Любителям ночной жизни предлагается Casino (quai Duguay Trouin) с барами, пивной, пиццерией, игровыми автоматами, дискотекой.
Интересен музей «Дом Корсаров» и Музей Жака Картье.

Добраться в Сен-Мало:

На машине:

  • как добраться на машине в Сен-Мало (расстояние, время в пути, стоимость платных дорог, парковки).
  • из Парижа шоссе A11, затем RN 137.
  • из Нормандии — шоссе A84.

На самолете:

  • ближайший аэропорт — Dinard-Pleurtuit-St-Malo Airport — в 13 км (авиакомпания Ryanair).
  • Из аэропорта только на такси (€22 до вокзала, €25 до центра), обществ. транспорта из аэропорта нет.

На поезде: вокзал Saint-Malo — далее 1 км на юг от центра, минут 20 пешком.

  • Как добраться на поезде в Сен-Мало:расписание, стоимость.
  • 3 прямых поезда в Париж (вокзал Gare de Montparnasse, ок. 3 часов в пути, €50),
  • ежечасные поезда из Ренна (50 мин в пути, €15).

На автобусе: дешевле, но медленнее поездов.

  • Автобусы в Сен-Мало: расписание, маршруты, цены
  • 2 автобуса/день в Pontorson (маршрут 17, 1 час в пути, €2,5), отправление от вокзала, остановка у старого города.
  • Прямые автобусы до Mont Saint Michel ( €22).
  • Автобусы в Dinard (направление Rennes, €4.70), Titeniac (напраление на Illenoo, €6.80).

На пароме: из Великобритании есть несколько паромов в Сен-Мало:

  • Из портов Poole и Weymouth, компания Condor Ferries.
  • Из Portsmouth — компания Brittany Ferries.
  • Из Jersey & Guernsey — компания Condor Ferries.

По городу:

  • исторический центр — крепость Сен-Мало — проще посмотреть пешком, можно на туристическом мини-поезде (€5.50).
  • до центра — можно доехать на автобусе (€1.5), вечером автобусов нет.
  • от парковки Park & Ride — бесплатный шаттл (каждые 15 минут, в высокий сезон)
  • Схема транспорта по городу Сен-Мало

НАВЕРХ

Достопримечательности Сен-Мало:

  • Крепостная стена (Les remparts de Saint-Malo)
  • Укрепленный город внутри стен (La Ville Intra-Muros)
  • Замок
  • Вид на укрепленный город с «Мемориала 39-45»
  • Первая в мире приливная электростанция — ежегодно около 200,000 посетителей. Автобусы C1 и C2, затем примерно 1 км пешком.

Музеи Сен-Мало:

  • Musée d’histoire — исторический музей, расположенный в музее и башне Солидор (Château et Tour Solidor) — посвящен истории и мореплаванию Saint-Malo
  • Musée Long Cours Cap Hornier — международный музей дальней навигации, в том числе вокруг мыса Горн. Музей занимает 4 этажа башни Солидор (tour Solidor). История открытия мыса Горн, модели кораблей и др.
    • Адрес: Tour Solidor Quai Sébastopol Saint-Servan 35400 Saint-Malo
    • Время работы:
    • апрель — сентябрь 10:00 — 12:30 и 14:00 — 18:00 (кроме 1 мая)
    • октябрь — март: вт — вск 10 — 12 и 14-18
  • Manoir Jacques Cartier — www.musee-jacques-cartier.fr — единственный особняк Картье (Cartier) — первооткрывателю французских территорий в Северной Америке. После открытия территории вдоль реки Saint-Lawrence вплоть до Монреаля, Картье обосновался в этом особняке, между Saint-Malo и Cancale.
    • Адрес: Jacques Cartier Manor House Rue David MacDonald Stewart 35400 Saint-Malo
    • Проезд: автобусы 3 и 8, остановка Sainte Famille
    • Время работы:
    • июль — август — ежедневно
    • с сентября до июня — кроме вск.
    • 1 июня — 30 сентября: 10:00 — 11:30 и 14:30 — 18:00.
    • 1 октября — 31 мая: 10:00 — 15:00

Вход в музеи:

  • Билет в 1 музей: 6.00€, семейный билет (2 взрослых +2 ребенка) — 15.00€, 8 — 18 лет — 3.00€, до 8 лет — бесплатно.
  • Билет в 2 музея (Musée d’histoire – Musée Long Cours Cap Hornier – Mémorial — Manoir Jacques Cartier): 9,00€, семейный — 20,00€, 8 — 18 лет — 4.50€.
  • Билет в 3 музея: 10.00€, семейный — 25.00€, 8 — 18 лет — 5.00€

НАВЕРХ

В окрестностях Сен-Мало

  • Mont Saint Michel — аббатство Сен-Мишель, внесенное в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО — главная достопримечательность региона и одно из самых впечатляющих и популярных мест во Франции. Оооочень много людей в высокий сезон (июль-август).
  • Barrage de la Rance — приливная дамба. За ней откроется вид на Dinard.
  • Dinard — в октябре тут проводится международный кинофестиваль.
  • Côte d’Emeraude — эмеральдовый берег. Великолепные песчаные пляжи и малоизвестные живописные бретонские городки, типа St-Lunaire и St-Cast.
  • Cap Fréhel — живописный скалистый мыс. Весной тут можно увидеть бакланов — огромных морских птиц, которые в другое время никогда не появляются вблизи побережья.
  • Dinan — старинный укрепленный портовой городок, мощеные улочки которго обрамлены многочисленными фахверковыми домиками, ремесленными мастерскими и арт-галереями. Среди достопримечательностей — замок 14-го века, превращенный в музей, и базилика St Sauveur, строительство которой началось в начале 12 века, но она была частично перестроена в 15 — 16 вв, а также церковь Сен Мало 15-го века.
  • Rennes — столица Бретани (200 тыс жителей). В 1720 году Ренн был уничтожен пожаром — сохранилось только здание Дворца парламента Бретани с пышно декорированным главным залом. Остальной город был остроен заново в популярном тогда классическом стиле с широкими прямыми улицами. Город сильно пострадал во время Второй мировой войны. Но и теперь в центре Ренна можно полюбоваться характерными фахверковыми домиками, старинными воротами, уцелевшими от крепостной стены, а также пышными дворцами. В июле тут проводится фестиваль Festival des Tombées de la Nuit с уймой бесплатных представлений на улицах города.

Достопримечательности вокруг Saint-Malo на карте:

НАВЕРХ

Небольшой туристический городок и порт Сен-Мало находится во французской Бретани, в северо-западной части Франции. История поселения началась в 6 в. н. э., когда монахи-переселенцы с Британских островов высадились в устье реки Ранс (часть пролива Ла-Манш). Сначала тут, в течение шести столетий, были кельи и хозяйственные постройки переселенцев, но в 12 в. поселение было превращено в город-крепость.

В Средние века развитие города определялось близостью моря, морской торговлей. Удаленное географическое положение способствовало превращению Сен-Мало в 16 в. в самостоятельную республику.

Современный архитектурный облик города оформился к 18 в., когда была проведена масштабная реконструкция стен и строений в старой и новой части города. При этом сохранялись здания, крепости, башни, церкви, возведенные в разные периоды средневековья.

Сен-Мало сильно пострадал во время Второй мировой войны, но после ее окончания горожане приложили усилия, чтобы восстановить его. Каждый год сюда приезжает очень много туристов, желающих насладиться красивым местом на берегу залива Ла-Манш.

masterok

По мнению знатоков Бретани – каждый приезжающий в эту местность просто обязан посетить город Сен-Мало. Причин для данного требования немало, однако прежде чем выяснить причины подобных заявлений, давайте изучим историю этого города, вернемся не несколько столетий в прошлое.

Благодаря английскому монаху Мало, знаменитому своими проповедями в этих местах в 6 веке нашей эры будущий город Сен-Мало получает свое имя, которое нам известно поныне.

Существует точка зрения, что Сен-Мало это своеобразный ответ знаменитому нормандскому монастырю Сен-Мишель, который представляет из себя остров-крепость. Те, кто готов бесконечно сравнивать Сен-Мало и Сен-Мишель находят общей некую мрачность двух удаленных друг от друга мест.

Давайте узнаем подробнее историю этого города и продолжим сравнения его с Мон-Сен-Мишелем.

Фото 2.

Город получил свое название в честь ирландского монаха МакЛоу или Мало (Maclou, Mac′h Low, Maclovius или Machutus), который в 6 веке обратил местное население в христианство. МакЛоу поселился в городе Алет (Aleth), на месте современного Сен-Сервана и основал здесь епископство.

В 12 веке епископ Жан де Шатильон (Jean de Chatillon) перенес епископскую кафедру в Сен-Мало, который в то время был островом, расположенным в нескольких километрах от материка.

До конца 14 века город был вассалом папского престола и на него, как на церковную собственность, распространялся закон об убежище (если человек просил убежища в городе, ни один светский государь не мог требовать его выдачи). Это способствовало росту города за счет пришлого населения и формированию в городе особого духа свободолюбия и независимости. В 1308 году жители города отказываются повиноваться епископу и объявляют город свободной коммуной. Восстание было быстро подавлено, но недовольство в городе сохранилось.

Фото 3.

В 1394 году папа Клемент VII передает свой сюзеренитет над городом французскому королю Карлу VI. Еще через 30 лет в 1425 французский король передает город Бретонскому герцогу Жану V в награду за помощь в Столетней войне. В конце 15 века, вместе со всей Бретанью, Сен-Мало окончательно переходит к французской короне.

В 1590 году, когда формально унаследовавший французскую корону лидер протестантской партии Генрих Наваррский вел войну с католической Лигой, Сен-Мало не захотел принять ничью сторону. Горожане захватили крепость и объявили Сен-Мало республикой. В течение четырех лет, пока Генрих не подавил смуту и не стал фактически первым французским королем из династии Бурбонов, Сен-Мало сохранял независимость.

Фото 4.

В 17-18 веках город богател за счет заморской торговли. Тогда же Сен-Мало становится домашним портом для крупнейшей французской рыболовецкой эскадры, промышлявшей треску у берегов Ньюфаундленда (La Grande Pêche a la Morue).

В конце 17 века по плану выдающегося французского военного инженера и архитектора Вобана возводятся городские укрепления, благодаря которым город выдержал английскую осаду в 1758 году во время семилетней войны.

Фото 5.

В конце 18 века, когда морская торговля была серьезно подорвана непрекращающимися войнами с Англией и наполеоновской континентальной блокадой, Сен-Мало становится одним из центров французских корсаров. Вместе со специальным патентом от французского государства, корсары получали право грабить неприятельские торговые суда, а их добыча увеличивала благосостояние города.

По окончании наполеоновских войн город постепенно превращается из крупного порта в морской курорт.

В 1944 году бомбардировками союзников была разрушена большая часть города, однако в послевоенные годы старый город был почти полностью восстановлен.

Фото 6.

Следует учитывать, что Сен-Мало был основан гораздо раньше Сен – Мишеля, произошло это в 6 веке. То есть получается, что Сен-Мало старше своего близнеца на более чем сто лет. Основателями города являлись святые Арон и Брендан. В то же время стоит и отметить сходство между Сен-Мишелем и Сен-Мало. В глаза бросается один и тот же материал из которого построены здания, похожие приливы и схожая дорога к острову. Все это дает моральное право в рекламных проспектах расписывать Сен-Мало как побратима Сен-Мишеля.
Тем не менее, существуют и коренные отличия, и мы попытаемся их разглядеть. Прежде всего Сен-Мало больше Сен-Мишеля, его диаметр равен около 930 метров, а высота 92 метра над уровнем моря. Отличительной особенностью является морской прилив, что является самым высоким (около 9 метров) приливом Европейского континента.

Фото 7.

Следующим и значительным отличием является содержимое острова. Внутри которого располагается не монастырь-крепость, а целый город, окруженный, как и положено стенами. Географическое положение позволило в средние века существовать городу независимо от политической обстановки в мире и даже в конце 16 века заявить о себе, как о независимой республике.
Видимо месторасположение города располагало к рождению и воспитанию сильных духом и суровых людей. В результате чего Сен- Мало подарил миру исследователя Канады Жака Картье (16 век), корсара Сюркуфа (рубеж XVIII и XIX вв.). Двум знаменитым героям у ворот цитадели Сен-Мало поставлены памятники, что напоминают входящему о непростых и суровых временах.
Город по определенным признакам разделен на три района. Это – островной, так называемый внутристенный город. Также его называют «Интра мурос», материковую часть, что вытянута вдоль устья реки Ране. Третьей частью является восточное предместье Ротнёф.

Фото 8.

В островной части расположился величественный кафедральный собор Сен-Венсан. Завершение строительства которого датируется 16 веком нашей эры. После Великой Отечественной войны собор был разрушен и впоследствии длительное время реставрировался. На полу собора посетитель может увидеть мозаику, иллюстрирующую прибытие Жака Картье в Канаду. Гробница Картье расположена также в соборе.
В 1980 году в соборе был установлен орган «Кениг». С тех пор собор наполняется торжественно- величавой органной музыкой, которая собирает летом немало слушателей. Обстановка и внешний вид улиц мало изменился со времен основания Сен-Мало. Узкие практически без зелени улицы, построенные из серого унылого гранита дома. Внешне все выглядит достаточно мрачно и может оттолкнуть незадачливого туриста. Однако если посетить любое помещение изнутри, то обстановка резко сменяется на прямо противоположную. Посетитель обнаружит внутри зданий многочисленные кафе, отели и даже бутики.

Фото 9.

Есть в Сен-Мало и музеи. Два музея благополучно расположились в башнях замка Анны Бретонской. Первый – городской, второй – галерея восковых фигур корсаров. Общий вид цитадели производит довольно впечатляющий вид даже в наше время небоскребов.
Главный жилой квартал Сен-Серван может похвастаться тем, что еще в римскую эпоху здесь проживали люди. Визитная карточка Сен-Мало – башня Солидор. Она располагается практически на берегу пролива. Складывается впечатление, что башня поставлена с одной единственной целью – непрестанно следить за центральной частью города «Интра мурос».
На сегодняшний день башня заключает в себе музей кругосветных мореплавателей. Основная экспозиция данного музея, прежде всего, посвящена мореплавателю Бугенвилю. Кроме того в музее башни расположился мемориал, посвященный Второй Мировой Войне, а также аквариум Виль-Жуан, за стеклом которого посетителям демонстрируется шоу рыб.

Еще одной достопримечательностью Сен-Мало является электростанция Ране. Данное сооружение открыто в 1966 году, а собственно открытие происходило в присутствии президента Франции де Голля. Нельзя не отметить находчивость французов, которым первым пришло в голову использовать для получения электричества огромную энергию приливов и отливов. Внешне электростанция нисколько не удивляет глаз и предстает обычной невысокой дамбой.

Фото 10.

Замечательным и прекрасным образцом классицизма является замок лю Бо, постройка которого датируется 1717 годом. Внутри замок отделан дубом, а также итальянским мрамором. Рядом с замком удобно расположился парк, где 4 статуи символично обозначают зиму, весну, лето и осень.
Дом известного исследователя Жака Картье является основной достопримечательностью восточного пригорода Се-Мало. Сам дом настолько же суров и мрачен, как и сам Картье. Длинный, но приземистый, построенный из желтого гранита – дом Жака производит неизгладимое впечатление. Двери дома покрашены сознательно в контрастирующий ярко-красный цвет. Не удивительно, что внутри нашел себе место самый настоящий музей корсаров.
Мрачноватая тематика Сен-Мало продолжается на граните, где по неизвестной мотивации некий аббат Фуэре в конце 19 века в течении целых 25 лет вырезал около 300 изображений персонажей. Каждый, из которых имел определенное отношение к семейству Ротнёф.
Отдельно хочется рассказать про небольшие острова вблизи Сен-Мало. На каждом из островов мы обнаружим форты. У каждого форта своя история и своя особенность. В годы Второй Мировой войны особо отличился Остров Сезембр. В 1944 году здесь располагался один из бастионов немецкой обороны, который сдался гораздо позже остальной Бретани, освобожденной от захватчиков еще в июле.

Фото 11.

На сегодняшний день промышленность Сен-Мало представлена в основном двумя отраслями, что собственно не удивительно, учитывая географическое положение города. Это рыбопереработка и судостроение.
У приезжего туриста появится возможность не только насладиться видом острова но и поучаствовать в экскурсиях на катере на острова Ла-Манша: Джерси и Гернеси.
Хочется сделать небольшое заключение в конце нашего рассказа. Сен-Мало удалось сохранить то главное, чего лишились многие города нашей с вами современности. Сен-Мало сохранил тот суровый, грозный и порой даже мрачный дух эпохи корсаров и авантюристов-исследователей. Каждый камень, каждое строение этого города пропитано настроением тех непростых времен, когда человеку приходилось буквально выживать в непростых условиях. И, кажется, что это замечательный повод посетить уникальное, одновременно мрачное и приветливое место.

Фото 12.

Объективно Сен-Мало не такой шедевр, как Сен-Мишель, зато по-своему уникален. Во-первых, остров побольше. Во-вторых, внутри не монастырь, а целый город, обнесенный по всем правилам стенами. Такое географическое положение вполне позволяло Сен-Мало в Средние века, когда надо, дистанцироваться от всех и вся, а в конце XVI века даже объявить себя независимой республикой.

Испокон веков здесь рождались люди суровые, крепкие и склонные к заморским авантюрам. Сен-Мало — родина пионера Канады Жака Картье (XVI в.), корсара Сюркуфа (рубеж XVIII и XIX вв.), а также группы моряков, открывших Мальвинские острова у берегов Аргентины («Мальвинские» — это производная от «Сен-Мало»). Памятники обоим главным авантюристам, Картье и Сюркуфу, находятся около ворот цитадели.

Город делится на три района: островной «внутристенный город» («Интра мурос»), материковую часть (вытянутый вдоль устья реки Ране квартал Сен-Сернан) и восточное предместье Ротнёф. В «Интра мурос» находится кафедральный собор Сен-Венсан (начат в II44 году, закончен в XVII в., после Второй Мировой войны длительное время реставрировался). Мозаика на полу иллюстрирует прибытие Жака Картье в Канаду, здесь же и его гробница. Установленный в 1980 году орган «Кениг» собирает летом любителей классической музыки. Улицы внутри стен узкие, почти без зелени, дома высокие, почти одинаковые, из серого гранита. Чуть мрачно издали, внутри же очень мило: бутики, кафе, отели и пассажи. В башнях замка Анны Бретонской (XIV-XV вв.) расположились два музея: городской и галерея восковых фигур корсаров. Вся цитадель выглядит очень мощно и солидно даже в наш пост-ядерный век.

Фото 13.

В квартале Сен-Серван (Saint-Servan) люди жили еще в римские времена. Да и сейчас это главный жилой район города. А визитная карточка -башня Солидор (Tour Solidor, 1382 г.), стоящая почти что на берегу пролива как бы бдящая за «Интра мурос». Внутри башни — музей кругосветных мореплавателей, экспозиция которого в основном посвященд Бугенвилю. Помимо этого, здесь можно посетить мемориал Второй Мировой Войны и впечатляющее шоу рыб за стеклом аквариума Виль-Жуан.

Интересный феномен — электростанция Ране (Barrage de la Ranee), открытая в 1966 году в присутствии президента де Голля. Французы, кстати, были первыми в мире, кто додумался использовать энергию приливов и отливов для получения электричества. Внешне ничего особенного — обычная невысокая дамба. Замок дю Бо (Chateau du Bos, 1717 г.) — неплохой образец классицизма, внутри — отделка дубом и итальянский мрамор, в прилегающем парке — четыре мраморные статуи, символизирующие времена года.

Фото 14.

Восточный пригород Ротнеф (Rotheneuf) известен в основном домом Жака Картье. Дом приземист и длинен, построен он из желтого гранита, а двери нарочно выкрашены в ярко-красный, контрастный цвет. Внутри — Музей корсаров. Любопытный образец скульптуры на скалах находится неподалеку. Одержимый местный аббат Фуэре в конце XIX века в течение 25 лет вырезал в поте лица на граните 300 персонажей, связанных с историей семейства Ротнёф.

Отдельная история — маленькие острова близ Сен-Мало. Почти на каждом из них можно обнаружить форты. Один из них, Фор Насьональ, был построен в 1685 году Вобаном. На острове Гран-Бе (lie du Grand-Be) находится могила Шатобриана, и туда можно в период отлива дойти пешком с пляжа Бон-Секур. Остров Сезембр (lie de Cdzembre) являлся одним из бастионов немецкой обороны в 1944 году. Гарнизон его сдался только в сентябре, тогда как остальная Бретань была освобождена уже в июле.

Из порта Сен-Мало регулярно отходят паромы в Англию, промышленность города представлена рыбопереработкой и судостроением.

Фото 15.

Окрестности:
Канкаль (Cancale) -второй во Франции устричный центр, некогда имевший привилегию поставщика к столу Его Величества — всего 450 га садков и музей. Местная церковь Сен-Мен названа в честь святого, основавшего в XI веке рыбацкую деревушку.

На мысе Груэн (Pointe du Grouin) можно посетить грот в скале и полюбоваться издали монастырем Сен-Мишель.

Фото 16.

Климат Сен-Мало морской и мягкий, без больших колебаний температуры. Зимой снега практически не бывает, а летом даже жара сопровождается освежающим ветерком. Средняя температура воздуха в январе составляет около +7°C, средняя температура в июле — около +21°C. Осадков выпадает около 770 мм в год. Температура воды летом колеблется от +20 до +22°C.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

иисточники

http://mosintour.ru/cities.asp?Id=415

http://www.cult-turist.ru/country/france/britanny/saint-malo/history/?q=617&dp=hstr

Сен-Мало

У этого термина существуют и другие значения, см. Сен-Мало (значения).

Город
Сен-Мало
Saint-Malo
Флаг Герб
48°38′55″ с. ш. 02°00′24″ з. д.HGЯOL
Страна Франция Франция
Регион Бретань
Департамент Иль и Вилен
Округ Сен-Мало
Мэр

Клод Рену (РП)

2014-2020

История и география
Основан XII век
Площадь 36,58 км²
Высота центра 8 м
Тип климата умеренный морской
Часовой пояс UTC+1, летом UTC+2
Население
Население 45 719 человек (2015)
Плотность 1250 чел./км²
Агломерация 71 118
Национальности французы
Официальный язык французский
Цифровые идентификаторы
Почтовый индекс 35400
Код INSEE 35288
Прочее
Награды
ville-saint-malo.fr (фр.)
Сен-Мало Сен-Мало
Аудио, фото и видео на Викискладе

Сен-Мало́ (фр. Saint-Malo, брет. Sant-Maloù, галло Saent-Malo, лат. Macloviopolis, Maclovia, Aletha, Alleco, Aeronis Insula) — город и порт на северо-западе Франции, находится в регионе Бретань, департамент Иль и Вилен, центр одноименного округа. Расположен в 75 км к северу от Ренна и в 404 км от Парижа, на берегу Ла-Манша в устье реки Ранс.

Население (2015) — 45 719 человек. Город пользуется популярностью у туристов, в тёплое время года в Сен-Мало может находиться до 200 тыс. человек.

История

Возник в начале VI века, когда бритты под давлением англов и саксов стали переселяться на южный берег Ла-Манша. Впервые упоминается как местожительство кельтских монахов Аарона и Брендана. Своё наименование получил в честь Святого Мало.

В раннем средневековье на месте Сен-Мало было предместье города Алет, служившего местопребыванием епископа в земле кориосолитов. Городом Сен-Мало стал после того, как в середине XII века епископ Жан из Шатильона перенёс сюда из Алета епископскую кафедру. За обладание крепостью на острове в устье реки в XIV-XV вв. долго спорили герцоги Бретани и короли Франции.

Золотой век Сен-Мало пришёлся на XVI век, когда он стал гнездовьем прибрежных каперов и добился значительной степени автономии от королевских наместников. Во время смуты 1590—1594 гг. жители Сен-Мало изгнали королевского наместника и объявили город самостоятельной республикой. Время городской вольницы изображено в опере Цезаря Кюи «Флибустьер» («У моря»).

В XVII веке Сен-Мало продолжал оставаться западной столицей французских каперов (Дюге-Труэн, Сюркуф и др.). Грандиозные городские укрепления создавались по проектам знаменитого инженера-фортификатора Вобана. Основание в Бретани порта Лорьян для торговли с заморскими колониями подорвало значение Сан-Мало как основной гавани Бретани. К концу XVIII века эпоха процветания была для Сен-Мало в прошлом.

При высадке союзников в 1944 году на территорию материковой Европы старый город был практически стёрт с лица земли. То, что сегодня видят туристы, было воссоздано в 1948-1960 гг.

В 1967 году в заливе Сен-Мало была построена приливная электростанция Ля-Ранс, так как здесь отмечены самые сильные приливы в Европе.

Современную известность городу принёс саммит Тони Блэра и Жака Ширака в 1998 году, когда они обсуждали некоторые вопросы европейской безопасности.

Лучшие рестораны и кафе Сен-Мало

Наибольшее количество ресторанов и кафе в Сен-Мало сосредоточено в центральном районе города Интро Мурос. Бретонская кухня превалирует практически в каждом меню. По отзывам туристов именно в Сен-Мало находится самое большое в Европе количество ресторанов морепродуктов на один квадратный метр.

P.K. — Paris

Будни туристического центра города заставляют рестораны бороться за каждого клиента, поэтому вы сможете найти заведения самого разного уровня — от гурманских ресторанов, отмеченных звездами Мишлен до небольших бистро на набережной.

Хотите поужинать сытно и недорого? Тогда ваш выбор — это многочисленные блинные (crêperie). Вам понравится кафе Le Corps de Garde c потрясающим видом на океан. Цены в кафе Сен-Мало вас порадуют. Блюдо дня, например, мидии с картошкой фри и бокалом вина обойдётся вам в 11 EUR.

marvgl

Цены же в пафосных ресторанах Сен-Мало потребуют от вас более солидного бюджета. Например, ужин в ресторане Gilles, отмеченном в путеводителе Мишлен, обойдется гурманам в 50–70 EUR с человека.

В городе можно наблюдать огромное количество ресторанов самых различных направлений. Здесь присутствуют рестораны традиционной кухни, тематические рестораны, фастфуд и пиццерии, а также пивоварни и кондитерские.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *