Содержание
Гагаузы
гаг. Gagauzlar
Всего: около 250 тыс. чел.
Молдавия Молдавия:
126 010 (перепись 2014 года)
-
- Гагаузия Гагаузия:
112 387 (2014 г.) - Тараклийский район:
3343 (2014 г.) - Кишинёв:
3108 (2014 г.) - Кагульский район:
2715 (2014 г.) - Приднестровье Приднестровье:
4096 (перепись 2004 года)
- Гагаузия Гагаузия:
Украина Украина:
31 923 (перепись 2001 года)
-
- Одесская область:
27 617
- Одесская область:
Россия Россия:
13 690 (перепись 2010 года)
-
- Тюменская область Тюменская область:
2 530 (2010 г.) - Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
1 568 (2010 г.) - Ямало-Ненецкий автономный округ Ямало-Ненецкий автономный округ:
812 (2010 г.) - Московская область Московская область:
1 456 (2010 г.) - Москва Москва:
1 167 (2010 г.)
- Тюменская область Тюменская область:
Турция Турция:
15 000 (оценка)
Греция Греция:
3 000 (оценка)
Румыния Румыния:
1 500 (оценка)
Болгария Болгария:
3 000 (оценка)
КазахстанКазахстан:
493 (перепись 2009)
гагаузский
христианство
тюркские народы
Гагау́зы (гаг. Gagauzlar) — тюркоязычный народ на Балканском полуострове. Современная территория компактного проживания гагаузов сконцентрирована преимущественно в Бессарабии (юг Молдавии и Одесская область Украины). В небольшом числе проживают также в Болгарии, Греции, Румынии и других странах. Общая численность современных гагаузов — около 250 тысяч человек. Религия: — православие. В составе Молдавии существует автономное территориальное образование Гагаузия.
Происхождение
О происхождении гагаузов существует множество различных гипотез:
- Предками гагаузов являются тюркоязычные народы: огузы, печенеги, куманы.
- Сельджукская теория: гагаузы являются потомками турок-сельджуков, переселившихся в XIII веке в Добруджу и основавших там совместно с половцами Огузскую державу.
- Гагаузы — потомки отуреченных болгар.
- Гагаузы — потомки тюркоязычных булгар, переселившихся в VII веке с берегов Волги на Балканы и принявших в IX веке христианство. Современных лингвистических обоснований не имеет.
Генетическое происхождение
Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населенных пунктов не внесло четкой ясности об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны. В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других- тюркские (сельджукские). Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Гагаузы принадлежат к Y-ДНК гаплогруппам I2 (23.6 %), R1a (19.1 %), G (13.5 %), R1b (12.4 %), E1b1b1a (11.1 %), J2 (5.6 %) и N (2.2 %). Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с македонцами, болгарами, сербами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что дает некоторое подтверждение сельджукской гипотезе.
Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан. Данная гипотеза порождает много вопросов: если предположить, что гагаузский язык был заимствован, то не совсем понятно у кого. Ведь, несмотря на свою близость с турецким и южным диалектом крымско-татарского языка, гагаузский язык значительно отличается от них грамматически, лексически и семантически. Так, он обнаруживает в себе уникальные элементы других тюркских языков, с носителями которых гагаузы не могли непосредственно контактировать.
На примере азербайджанского языка — это более похожие формы глаголов в настоящем времени и полное отсутствие настоящего длительного времени, как в турецком языке (-yor). Также гагаузы в отличии от турков не используют звук «ğ» заменяя его звуком «g» или двойной гласной, что сближает гагаузский язык с тувинским, а самобытная форма гагаузского инфинитива с окончанием на -maa/mää вообще является уникальным феноменом среди всех языков тюркской группы.
Все это позволяет предположить, что предки гагаузов могли быть тюркскими кочевниками, которые прибыли на Балканы из северного причерноморья приблизительно в X веке и растворились среди местного населения, чем и объяснена близость гагаузов с балканскими народами.
История
Хроника
В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения:
XIII век (1259—1320) — период христианизации тюркоязычных предков гагаузов на Балканском полуострове, оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка, который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий, святой Илья, святитель Николай, святой Симеон, святой Наум или святитель Спиридон.
XIV век (1320—1347) — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля (Karvunum Terra) находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна.
XIV век (1347—1400) — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича (сына Балыка), а после него c 1386 года Иванко (сын Добрича). Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии.
XIV—XIX век (1400—1812) — гагаузы внутри Османской империи, в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «провинция народа уз».
По статистике численности населения внутри Османской Империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали:
- тюрки христиане — 582 дома,
- тюрки мусульмане — 410 домов,
- греки — 120 домов,
- копты — 31 дом.
Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы.
В конце XVIII и начале XIX века, в связи с ослабеванием Османской империи, территория Балканского полуострова фактически впала в анархию. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы, терроризировавшим народы балканского полуострова. В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии, часть крестьян, в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии.
Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно.
XIX—XX век (1812—1917) — эмигрировавшие гагаузы в Российской империи на территории Бессарабии.
XX век:
- Январь 1906 г. — в Бессарабии провозглашена независимая Комратская республика, которая просуществовала 5 дней.
- 1918—1940 гг. — гагаузы оказались на территории Румынии вследствие объединения Бессарабии с Румынией.
- 1940—1941 гг. — СССР по пакту Риббентропа-Молотова отходит Бессарабия (вошла в Аккерманскую область, с 7 декабря 1940 года переименована в Измаильскую область) с частью компактно поживающего гагаузского населения.
В августе 1940 года из Молдавской АССР формируется Молдавская Советская Социалистическая Республика (МССР). Большая часть гагаузов находилось на её территории
- 1941—1944 гг. — период Второй мировой войны. Территория Бессарабии входила в состав Румынии.
- 1944 г. — 1990 г. — гагаузы в МССР.
- 19.08.1990 г. — 23.12.1994 г. — период непризнанной Республики Гагаузия.
- с 23.12.1994 г. — по настоящее время большинство гагаузов проживает на территории Автономного территориального образования Гагаузия внутри Молдовы. Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке.
Гагаузы в XIX—XX вв.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, называет гагаузов отуреченными болгарами и отмечает, что «они православные, но в дни храмовых праздников совершают курбаны — род языческих жертвоприношений». Описывая же этнический состав населения болгарского города Варны, ЭСБЭ сообщает:
Варна принадлежит к числу приморских городов Болгарии, в которых живёт много греков; последние составляют более ⅓ всего числа жителей города, причём к ним причисляют себя и так называемые гагаузы — потомки, как полагают, древних куманов, исповедующие православие, но говорящие на турецком языке.
После поражения Османской империи в войне с Россией 1877—1878 годов Болгария получила право административной автономии в составе Османской империи.
Статистика населения гагаузов в г. Варна и её окрестностях до 1878 года:
- В 1871 г. в болгарской газете «Отечество» (№ 85) Градешлиев пишет, что большая часть населения Варны составляют гагаузы.
- В 1876 г. Иречек пишет, что по всему району, прилегающему к Варне, количество дееспособных мужчин платящих налоги 21 359 человек, и большинство из них гагаузы.
Статистика населения гагаузов в Варне после 1878 года (статистика Градешлиева):
- 1880 г. — 12 000 чел.
- 1905 г. — 10 175 чел.
- 1910 г. — 9329 чел.
- 1920 г. — 3669 чел.
По переписи 1897 года в Бессарабской губернии гагаузы составляли 2,9 % населения.
В 1990 году в местах компактного проживания гагаузов на территории Бессарабии была провозглашена Республика Гагаузия, которая спустя четыре года мирно реинтегрировалась. 23 декабря 1994 года в составе Молдавии была образована автономия — Автономно-территориальное образование Гагаузия.
Язык
Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный).
Были выявлены основные различия между центральным и южным диалектами. В области фонетики:
1. Степень употребляемости гласных переднего ряда ä и е.
В центральном диалекте гласный ä закономерно выступает в конечном открытом слоге имен и глагольных форм (например: gecä ‘ночь’) и в аффиксах под ударением после основ с гласными переднего ряда (köklär ‘корни’, evdän evä ‘из дома в дом’, gidän ‘уходящий’, gidärdi ‘он уходил’ и т. п.). В южном говоре гласному ä в указанных случаях соответствует гласный е (maale, gece, hergele / kökler, evden eve, giden, giderdi).
2. Варианты личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа. Bän // sän в центральном диалекте и ben // sen в южном диалекте.
3. Употребление долгих гласных ää и её в конце слова. В комратско-чадырском диалекте употребляется долгая гласная ää, например: gezmää ‘ходить’, gülmää ‘смеяться’, gözçääz ‘глазок’, köpää ‘собака’ (дат.п., вин.п. в результате выпадения согласного k между гласными), a в вулкэнештском диалекте в этой же позиции — долгая гласная её: gezmee, gülmee, gözçeez, köpee.
4. Степень влияния согласного у (йот) и аффрикаты с (дже) на предшествующие широкие гласные а и е.
В комратском и чадыр-лунгском говорах гласные а, е перед среднеязычным спирантом у (йот) и аффрикатой с (дже) сужаются и редуцируются, в вулкэнештском же диалекте это явление выражено очень слабо (Ср.: burdêim — burdayım ‘я здесь’, sobıêi — sobayı ‘печка’ (вин.п.), alıcek — alacak ‘он возьмет’, gidicek (gicek) — gidecek ‘он пойдет’ и т. п.
5. Выпадение конечного r в аффиксе множественного числа в южном говоре и его сохранение в центральном диалекте: Например: Kızla(r) topladıla(r) çiçek da ördüle(r) feneţ. ‘Девушки собрали цветы и сплели венок’.
6. Выпадение согласного h в начале слова.
Согласный h, звучащий в гагаузском языке как легкое придыхание, выпадает в вулкэнештском диалекте и сохраняется в комратско-чадырском. Например: (h)ava ‘погода’, (h)ayvan ‘животное’, (h)asta ‘больной’ и т. п.
В целом, при сравнении данных центрального и южного диалектов южный диалект представляется более архаичным и более устойчиво сохраняющим черты строя тюркских языков.
В советский период развивалась и гагаузская культура. Был создан алфавит на основе кириллицы, издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.
До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена письменность для гагаузского языка на основе русской графики. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики.
Религия
Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, вероятно, были тенгрианами. Христианизация (греческое православие) части балканских тюрок шла медленно и болезненно. Вплоть до конца 20-ого века гагаузы сохраняли некоторые языческие обряды, такие как «Пипируда» (бабочка) — обряд вызывания дождя. Зачастую такие обряды переплетались с христианской символикой и наделялись христианским религиозным смыслом. До переселения в Бессарабию, гагаузы на Балканах придерживались болгарской и греческой православной церкви. После переселения в начале XIX века части населения гагаузов из территории южной Добруджи на территорию Бессарабии, гагаузы на новой территории вместе с остальными переселенцами перешли в лоно русской православной церкви. Большинство гагаузов Молдавии в настоящее время исповедует православие. Также широко распространены протестантские общины: баптисты и пятидесятники.
Другая часть гагаузов, «гаджа́лы» -представляют собой особую этно-религиозную группу и исповедуют ислам суннитского толка. Эта часть гагаузов не переселилась из Болгарии и Греции в Бессарабию и, впоследствии, была почти полностью культурно ассимилирована болгарами, греками и турками.
Примечания
- Без учёта населения Приднестровья (ПМР)
- 1 2 3 4 5 Ethnic composition: 2014 census.
- Приднестровье (ПМР) юридически является частью Молдавии, фактически — самопровозглашённым государством, признанным лишь двумя частично признанными государствами: Южная Осетия и Абхазия. Перепись населения в Молдавии 5-12 октября 2004 г. проводилась без учёта населения ПМР. В ПМР в 2004 году проводилась самостоятельная перепись населения 11-18 ноября 2004 года.()
- 1 2 Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык. Архивировано 21 августа 2011 года.
- 1 2 3 4 5 6 Всероссийская перепись населения 2010 (см.: 04-01 и 04-04)
- 1 2 Гагаузы в Энциклопедии Mail.ru Архивировано 29 октября 2007 года.
- Kazakhstan Ethnic — Census 2009
- 1 2 Alexander Varzari, Vladimir Kharkov, Wolfgang Stephan, Valentin Dergachev, Valery Puzyrev. Searching for the origin of Gagauzes: inferences from Y-chromosome analysis // American Journal of Human Biology: The Official Journal of the Human Biology Council. — 2009-5. — Т. 21, вып. 3. — С. 326–336. — ISSN 1520-6300. — DOI:10.1002/ajhb.20863.
- 1 2 Alena Kushniarevich, Olga Utevska, Marina Chuhryaeva, Anastasia Agdzhoyan, Khadizhat Dibirova. Genetic Heritage of the Balto-Slavic Speaking Populations: A Synthesis of Autosomal, Mitochondrial and Y-Chromosomal Data // PloS One. — 2015. — Т. 10, вып. 9. — С. e0135820. — ISSN 1932-6203. — DOI:10.1371/journal.pone.0135820.
- Саая, Оюмаа Маадыр-оол. Долгие гласные тувинского языка (рус.) // Новосибирск 2005.
- А.М. Варзарь. Этногенез гагаузов по данным аутосомных ДНК-маркеров (рус.) // Кишинев, 2010.
- Гагаузы. Брокгауз-Ефрон. Архивировано 31 мая 2012 года.
- Варна. Брокгауз-Ефрон. Архивировано 31 мая 2012 года.
- История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв: Elan Poligraf, 2002. — С. 146. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4.
- Закон Республики Молдова «Oб особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» Nr.344-XIII от 23.12.94. www.minelres.lv. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- Языки народов СССР: в 5-ти томах. Тюркские языки. — М: Наука, 1966. — Т. 2. — С. 112—113.
- Никогло Д. Е. Система питания гагаузов в XIX — начале XX века. — Кишинев, 2004. — С. 66—70.
- Никогло Д. Е. Традиции питания // История и культура гагаузов. — Кишинев, 2006. — С. 717, 723—724.
- http://static.iea.ras.ru/books/Russkie_v_Moldavii.pdf С. 131
- 1 2 http://static.iea.ras.ru/books/Russkie_v_Moldavii.pdf С. 133
- http://static.iea.ras.ru/books/Russkie_v_Moldavii.pdf С. 137
- アーカイブされたコピー. Дата обращения 24 ноября 2007. Архивировано 24 ноября 2007 года.
- Перепись населения ПМР в 2004 г.
- Национальный состав население ПМР 2004
- Статистический ежегодник ПМР 2013 (недоступная ссылка). Дата обращения 29 сентября 2014. Архивировано 13 мая 2014 года.
- Всеукраїнський перепис населення 2001 | Русская версия | Результаты | Основные итоги переписи | Национальный состав населения:
- «Лица России» — этносы и народы (недоступная ссылка). Дата обращения 14 сентября 2014. Архивировано 22 августа 2007 года.
- 1 2 3 4 5 6 Энциклопедии@Mail.Ru Архивировано 29 октября 2007 года.
- Национален съвет за сътрудничество по етническите и демографските въпроси. Етнически малцинствени общности Архивная копия от 6 июля 2011 на Wayback Machine (болг.)
- 1 2 Joshua Project. Gagauzi Turk (англ.)
- Национальный состав Казахстана по переписи 1989 г. Демоскоп
- Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2009. (латыш.)
Краткая история гагаузского народа
Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com
Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Общая численность гагаузов составляет 250 000 человек. В Молдове гагаузской общине предоставлена автономия в виде территориального образования Гагауз Ери с центром в городе Комрат. Гагаузский язык относится к огузской группе тюркских народов. Большая часть гагаузов исповедует православие.
Гагаузский народ сформировался как самостоятельный этнос на Балканском полуострове. Первоначально предки гагаузов жили отдельными группами на территории современных Болгарии, Греции, Румынии, Македонии, европейской части Турции. В средние века эти земли составляли исторические области: Добруджа, Македония, Фракия, которые входили тогда в состав Византийской империи.
История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Ранняя этническая история гагаузов также изучена слабо. До настоящего времени вопрос об их происхождении спорен. В начале XX века болгарский историк Г.Димитров, обобщая литературные сведения о гагаузах, указал на существование 19 различных мнений о происхождении этого народа. Позднее известный исследователь гагаузской этнографии М.Губогло указал на существование 21 версии о происхождении гагаузов.
Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык и другие.
В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы — потомки малоазийских турок, переселившихся в XIII в. под руководством султана Кей-Кавуса в Добруджу и вместе с тюркоязычными куманами (половцами) основавших здесь «Огузскую державу» («Узиэялет»).
Современные русские, молдавские, гагаузские исследователи считают, что гагаузы — самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северо-тюркских племен — печенегов, узов, половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в.
Тюрки-узы — это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками и печенегами. Большинство специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через Великую степь перешли из Средней Азии на Балканы. Гагаузы, уже сформировавшись на Балканах как этнос, с середины XVIII в. стали переселяться на территорию южной Бессарабии — в Буджак. На раннем этапе своей этнической истории предки гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв., а другие к ХШ в.
Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки.
Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак. Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других источниках (болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких) сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение различных противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков, македонцев и.т.д.
Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позиций придерживались в Болгарии Г.Занетов, Л.Милетич, В.Маринов, И.Райков, И.Титоров.
Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии. Не идентифицировали их при проведении переписей 1817-1818, 1835, 1851 и 1859 гг.
Специалисты, историки, этнографы, филологи считают гагаузов одним из оригинальных народов тюркского мира. Этногеническим стержнем гагаузов являются кочевые племена — узы (то есть — огузы). Печенеги, огузы и куманы занимали степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и являлись васcалами Хазарского каганата.
После 965 года, когда Хазария было разгромлена русским князем Святославом, печенеги, огузы и куманы мигрировали на запад, заняв территорию к северу от Черного моря (территория нынешней Молдовы и Румынии) до великого нашествия татар.
В XI веке узы, как мигрирующие племена отмечены в письменных византийских источниках, когда они переправились через Дунай (по некоторым источникам в 1065 г.) и поселились на Балканах в Македонии, Паристрионе, Греции, Болгарии. Именно в этих регионах огузы переходят к оседлому образу жизни, принимают православное христианство. Этническое смешивание огузов с другими племенами — печенегами, половцами, куманами дало прямых предков сегодняшних гагаузов. Профессор Педагогического Института имени И. Крянгэ в г. Кишиневе Д. Тодорогло вывел новую теорию в области этногенеза гагаузов.
Согласно данной теории гагаузы происходят только от огузов (узов), а именно от их ветви хагогузов. Путем фонетических трансформаций: хагогуз/гагагуз/гагоуз и появилось нынешнее название гагауз. Хагогуз означает «настоящие огузы», то есть те из них, которые во время принятия ислама остались под старой языческой верой, перейдя впоследствии к христианству.
Хагогузы покинули Центральную Азию и поселились к северу от Черного и Каспийского морей, между Волгой и Дунаем, основав впоследствии государственное формирование в зоне Каварны. В XIII веке автономным формированием на территории Добруджи было государство, известное как «Добруджанское княжество» или «Узи эйялет» — первое государство гагаузского народа.
Стоит также отметить существование другой версии происхождения этнонима «гагауз» – Гёк-Огуз (небесные, синие Огузы).
Государство с центром в городе Корбуна просуществовало более двух веков и пало под ударом османских завоевателей в XV веке. Своего расцвета государство гагаузов достигло во времена правления деспота Добротича (годы правления 1354-1380 гг.).
После 1417 г. государство гагаузов теряет свой суверенитет, войдя в состав Османской Империи. Народность же не пропала, они остались жить на прежней территории, говоря по-гагаузски и, исповедуя христианство.
Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа — огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков.
Часть гагаузов мигрировала в Россию через Дунай в 1750-1846 годах. Они поселились в Южной Бессарабии. В XVI-XVIII веках Южная Бессарабия была населена тюрко-язычными племенами из Ногайской орды. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье.
В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы — гагаузы и болгары. Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях.
Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Переселение гагаузов продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 гг.).
Переселенческие волны были связаны в основном с русско-турецкими войнами конца XVIII — начала XIX в. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии.
Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространение в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены, и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов.
Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами, создали движение «Гагауз Халкы» (Гагаузский народ) в 1988 году. В 1989 году «Гагауз Халкы» провели свой первый съезд, где было принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в городе Комрат.
В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости.
Только в 1994 году 23 декабря парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), решив конфликт мирным путем. Этот день — день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию, как удачный пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран.
В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в ее состав вошли 3 города и 27 сел. В 1995 году в результате демократических выборов был избран первый Глава (Башкан) Гагаузии — Георгий Табунщик, депутаты Народного Собрания и его председатель Петр Пашалы.
История
Тайна происхождения гагаузов до сегодняшнего дня продолжает волновать исследователей по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более двадцати версий. Наиболее популярными являются следующие:
- Гагаузы — коренное население Балкан, выделившееся в результате принятия христианства и заимствования тюркского языка от ассимилировавшего его в древности неизвестного кочевого племени.
- Гагаузы произошли от тюркоязычных булгар, мигрировавших на Балканы с Волги в VII столетии и три века спустя принявших христианство.
- Народ выделился в результате отуречивания болгар.
- Народ ведет историю с XIII столетия, когда в Добруджу переселились турки-сельджуки, основавшие Огузскую державу совместно с половцами.
- Гагаузы — потомки древних тюркоязычных народов, предположительно огузов, живших в степях Монголии и Центральной Азии до XI столетия.
Первые достоверные упоминания народности относятся к XIX столетию, когда по предложению Российской империи гагаузы переселились в Бессарабию. Миграционные процессы происходили на протяжении столетия, с 1812 г. по 1917 г. В связи с революционными движениями в России, в 1906 г. народ провозгласил независимую Комратскую республику. Центр находился в городе Комрат, нынешней столице Автономно-территориального объединения в составе Молдавии Гагау́зия, или Гагау́з Ери́. Восстание быстро подавили царские власти: продержалось объединение 5 дней.
После революции Бессарабию объединили с Румынией. В 1940-1941 гг. историческая область вновь отходит СССР на основании знаменитого пакта Молотова-Риббентропа. Тогда же сформирована Молдавская ССР.
19 августа 1990 г. провозглашена независимая Гагаузская Республика в составе СССР. Молдавские власти направили в регион милицию и волонтеров с целью подавления инициативы. От гражданской войны население спасло появление советской армии, на протяжении следующих четырех лет Республика Гагаузия находилась в статусе непризнанного государства. В 1994-1995 гг. путем переговоров с властями Молдавии удалось добиться соглашения об интеграции территорий в состав Молдавии: регион приобрел статус автономного образования.
Семейный уклад
Гагаузы жили патриархальной семьей, главой которой безоговорочно выступал мужчина. Женщины находились в зависимом положении, решающее слово мужчины имели не только в общественных, но и в домашних делах. Женщины должны были следовать во время прогулок в нескольких шагах позади мужа, уступать на улицах дорогу лицам мужского пола старше семи лет. Во время застолий мужчины и женщины сидели отдельно, женщинам запрещалось вмешиваться в общий разговор, давать мужу советы наедине и при гостях. Своеобразное почтение мужа к жене заключалось в том, что при ней ему запрещалось ругаться матом, отпускать скабрезные замечания.
Физическое насилие не только не запрещалось, но и поощрялось, если повода не было — били для порядка. Битыми ходили жены и дети, однако нормы порядка обязывали делать это так, чтобы последствий не видели посторонние. Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему.
Главой семьи выступал старший мужчина — дедушка, если он умирал, в права главного вступал старший сын. Свекровь, обладала властью над невестками. Бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков: ее слово было важнее родительского. Младший сын оставался жить в доме родителей, после их смерти наследуя его. Другие сыновья строили собственные дома или оставались жить большой семьей в отчем доме.
Наследовать за своими родителями девушки не могли, однако после смерти мужа получали в собственность одну четвертую имущества. Такую же долю получали все дети женского пола, остальное наследство распределялось между сыновьями. Вдова, вступившая в брак, имела в доме больше прав, чем девушка, вышедшая замуж впервые. Это объяснялось как раз тем, что у вдовы после смерти первого мужа была собственность. Разводы с первым мужем строго осуждались, от второго жена могла уйти по своей воле.
Беременность и рождение детей воспринимали, как нечистые процессы. В течение сорока дней после родов женщине запрещалось ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить ее. По истечении сорока дней после родов молодой матери разрешали выходить из комнаты, сразу же погружали в привычные дела. В связи с тем, что уход за ребенком матерям приходилось совмещать с хозяйственными делами и полевыми работами, наблюдался высокий уровень младенческой смертности. Женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, также воспринимали нечистой. Например, запрещали ходить на родник за водой, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.
Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи. В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать.
Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле. Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать.
Религия
Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. День святого Николая считался мужским праздником: гагаузы собирались в гостях у именинников и устраивали шумное застолье. В этот день обязательными на столе считались рыбные блюда: заливное и пшеничная каша с рыбой, считавшиеся своеобразным жертвоприношением святому. Накануне мужчины обряжались в женские наряды, обмазывались сажей, ходили по домам. Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо.
Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов. Голова животного изображена на первом флаге независимой Гагаузии. Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного.
С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы:
- Пекли лепешки, смазанные медом, которые протыкали вилками, имитирующими следы волчих зубов;
- Запрещалось шить, вязать одежду из шерсти. Считалось, если выйти в ней на улицу даже после окончания праздника, волк учует и нападет;
- Запрещалось пользоваться ножами и другими острыми предметами;
- В некоторых селениях женщины замазывали заслонку печи глиной: читалось, так они замазывают волку уши, глаза и пасть, а значит, он не нападет на дом.
Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала.
Традиции
У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак:
- Сговором.
- Сбеганием.
- Похищением.
Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества.
Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты.
Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст.
В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым.
В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне.
Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги — в семейную кассу молодоженов.