Где теократическая монархия

Крутой поворот: Ватикан обсуждает с Саудовской Аравией строительство храмов

6 мая 2018
11:54 Иллюстрация: Islamnews.ru

Отношения между Королевством Саудовская Аравия и Ватиканом вышли на такой совершенно новый уровень, что даже Эр-Рияд согласился на открытие на своей территории католических церквей. Об этом сообщает Al Jazeera, указывая на состоявшийся в апреле визит в Саудовскую Аравию кардинала Жана-Луи Торана (Jean-Louis Tauran), возглавляющего Папский совет по межрелигиозному диалогу. При этом отмечается, что тогда же было заключено соглашение о строительстве католических церквей на территории королевства. В Эр-Рияде Торан был удостоен аудиенции у короля Салмана бин Абдельазиза аль-Сауда и встречи с генеральным секретарем Всемирной исламской лиги Мохаммедом бин Абдул-Каримом аль-Иссой. (Mohammed bin Abdul-Kareem Al-Issa).

«Во время моих встреч я очень настаивал на том, чтобы о христианах и других немусульманах в школах Саудовской Аравии детям рассказывали позитивно, и что они никогда не считаются гражданами второго сорта», — поделился кардинал своими впечатлениями после визита.

Торан подтвердил, что было заключено соглашение с Всемирной исламской лигой (влиятельная международная организация со штаб-квартирой в Мекке. — прим. EADaily), однако официально Ватикан не подтверждает, но и не опровергает договоренность о разрешении на строительство католических церквей на территории Саудовской Аравии, где официально запрещено свободно функционировать храмам любых иных религий. Отмечается, что заключенное соглашение «подготовило почву для дальнейшего диалога»: будет создан координационный комитет с двумя представителями обеих сторон для организации будущих встреч, которые будут проводиться раз в два года, и будет чередоваться место проведения — Рим и тот город, которая выберет Всемирная исламская лига.

Такие перемены в политике Эр-Рияда связаны с новым курсом наследного принца, министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана, который провозгласил еще в октябре прошлого года поворот королевства к «умеренному исламу, который открыт для всех религий». Вероятно, отход от жесткого запрета на строительство храмов иных религий должен наглядно свидетельствовать всему миру качественные изменения в имидже Саудовской Аравии, государственной идеологией которой пока до сих пор считается ваххабизм.

Постоянный адрес новости: eadaily.com/ru/news/2018/05/06/krutoy-povorot-vatikan-obsuzhdaet-s-saudovskoy-araviey-stroitelstvo-hramov
Опубликовано 6 мая 2018 в 11:54
Все новости

  • 02:05 Лондон назвал условия улучшения отношений с Россией
  • 01:46 В ДТП с туристическим автобусом в Дубае погибли 17 человек
  • 01:05 Зеленский ответил на петицию об его отставке
  • 00:55 Зима близко: «Нафтогазу» не хватает средств
  • 00:49 Переписавшего завещание Алибасова ввели в медикаментозный сон
  • 00:39 Симоньян попала в больницу после инцидента с Соболь на «Эхе»
  • 00:12 В Южную Осетию впервые приедут наблюдатели из Никарагуа, Германии и Японии
  • 23:50 Президент Абхазии заступился перед главой РПЦ за иеромонаха Дорофея
  • 23:30 Эксперт: Для Белоруссии лучше, чтобы украинский режим был прозападным
  • 22:57 Властям Сербии нечего предложить гражданам в плане решения вопроса Косово
  • 22:55 Кипр готовится стать крупным производителем природного газа
  • 22:50 Молдавский блок ACUM поддержали в Европе и освистали дома
  • 22:44 Стариков: На ПМЭФ есть патриоты, но экономическая повестка — у либералов
  • 22:39 «В Сербии такое не пройдёт»: Вучич отказался от разграничения Косово
  • 22:31 Венгрия закупила у «Газпрома» дополнительно 2 млрд кубометров газа
  • 21:50 ВМС США в военном конфликте с Ираном: текущая конфигурация и потенциал
  • 21:09 СМИ: Йеменские хуситы провели масштабную операцию на саудовской территории
  • 19:35 Нижегородский губернатор: Панику в Дзержинске старались провоцировать
  • 19:19 Игорь Додон возглавил работу молдавско-российского экономического совета
  • 19:19 Самарская область и Венгрия подписали соглашение о сотрудничестве
  • 19:17 Путин: Нет необходимости характеризовать отношения между Россией и Арменией
  • 19:06 В Башкирии в кандидаты на пост главы республики выдвинули активиста-блогера
  • 19:01 Жертвами сексуального насилия в ФРГ ежедневно становятся 40 детей
  • 18:57 Спикер парламента Татарстана упрекнул Москву в малой выдаче средств
  • 18:50 Армения нарастила товарооборот после вступления в ЕАЭС — министр экономики
  • 18:46 Петербург и Калининград снова договорились о пассажирском морском сообщении
  • 18:36 ВВС США — темные ангелы гуманитарных интервенций Вашингтона
  • 18:31 Всех политиков в Южной Осетии объединяет выбор в пользу России — Маркедонов
  • 18:17 СМИ: Россия и Сирия нанесли более 1000 ударов за сутки «в большом Идлибе»
  • 18:10 Сборная Южной Осетии — в финале чемпионата Европы по версии ConIFA
  • 18:02 В Афганистане решение об амнистии вызвало критику общественности
  • 17:55 Суд арестовал четвертого фигуранта дела об убийстве Никиты Белянкина
  • 17:51 Состав парламента Афганистана обновлен на 70%, есть 27 женщин
  • 17:48 Патриарх Грузии укрепляет связи иранских грузин «с корнями»
  • 17:43 Турецких граждан задержали за киберпреступления в Грузии

Загрузить ещё

Ватикан и Саудовская Аравия не договаривались об открытии церквей в королевстве

Как правило в своей новостной ленте мы пишем о тех событиях, что случились, случаются в настоящее время, либо случатся в будущем, но в данном случае новостью является событие, которое не случится. Причина этому заключается в резонансе, вызванном широко распространившимися сообщениями о том, что Саудовская Аравия, якобы, согласилась открыть на своей территории церкви для христиан. Но обо всем по порядку.

В апреле свой визит в Саудовскую Аравию совершил кардинал Жан-Луи Торан, глава Папского совета по межрелигиозному диалогу, председатель Комиссии Римской курии по религиозным отношениям с мусульманами, и камерленго (одна из высших должностей при дворе папы, заключающаяся в управлении финансами и имуществом) самого папы (что дало основания утверждать в прессе, будто КСА посетил второй человек в Ватикане после самого папы). В Эр-Рияде кардинал Торан встретился с вице-губернатором столицы, а также с генеральным секретарем Всемирной мусульманской лиги принцем Мухаммадом бин Абдуррахманом, который в свою очередь, как и сам кардинал, как бы отвечает за межрелигиозный диалог, только со стороны Саудовской Аравии. Кроме того, Торан встретился с большой группой христиан, работающих в Саудовской Аравии, и как сообщает Радио Ватикан, провел для них мессу. Встретился Торан и самим королем Салманом.

Разговор принца Мухаммада бин Абдуррахмана и кардинала Торана, судя по сообщения как саудовских официальных СМИ, так и Ватикана, касался достаточно общих тем, вокруг которых обычно и вращаются такие встречи — осуждение радикализма и терроризма, декларации о взаимопомощи и взаимопонимании т. д.

Просил ли кардинал открыть церкви для христиан в Саудовской Аравии? Мы не можем сказать об этом однозначно, но безусловно, намеки на это были, что тоже понятно из официальных ватиканских сообщений. Ватиканской тысячелетней дипломатии, впрочем, и нет особой нужды говорить о чем то прямо. Так, кардинал напомнил, что «христианские святилища» во многих местах мира «всегда открыты для мусульманских братьев и сестёр». Ватиканский иерарх добавил, что во многих странах открыты для посетителей также и мечети. Более того, кардинал назвал пространством взаимного согласия для христиан и мусульман «одинаковые правила для строительства культовых сооружений» — едва ли не прямой вызов саудовским властям. Религиозный плюрализм, говорил кардинал, — это «приглашение размышлять о нашей вере, потому что каждый подлинный диалог между религиями начинается с возвещения собственной веры. Мы не говорим, что все религии одинаковы, но все верующие, люди в поисках Бога и все люди доброй воли — независимо от своей религиозной принадлежности — имеют равное достоинство. Каждый должен быть свободен в выборе религии».

Другими словами, кардинал весьма мягко и ненавязчиво, но в тоже время достаточно ясно и понятно, намекнул саудовской стороне, что раз вы хотите вести межрелигиозный диалог, его надо вести в равных условиях, подразумевающих открытие Саудовской Аравии для христианской церкви. Вернувшись из поездки в КСА кардинал сказал в интервью, что его визит может означать большую «открытость» и стремление к «сближению» с христианством в Саудовской Аравии.

Вероятно, именно эти заявления и послужили источником сообщений о том, что Ватикан и КСА «договорились» о строительстве церквей. Первоначальной источником новости стала статья в египетской Egypt Independent, откуда она разошлась по всем остальным СМИ. Сейчас эта статья уже удалена с сайта египетской газеты, хотя кэш поисковика Google ее все еще помнит.

Между тем, ни один из официальных источников, ни саудовский ни ватиканский, не сообщали о такой важной детали как открытие церквей. Известно, что кардинал Торан и принц Мухаммад бин Абдуррахман подписали некое соглашение. Текст этого соглашения не был широко распространен, а единственной подтвержденной деталью из официальных источников Ватикана, стала новость о том, что делегации из Ватикана и КСА будут проводить регулярные встречи на высшем уровне.

В конце концов слухи о соглашении развеял сам Ватикан, к которому обратились за комментариями СМИ. Спикер от Ватикана назвал все сообщению «фальшью» и сказал, что никакого соглашения о строительстве церквей в КСА заключено не было.

Конечно, слухи о строительстве церквей очень удобно укладываются в образ либерального и реформирующегося королевства, которое уже разрешило у себя кино-театры и рэп-концерты, так что, можем ожидать и открытия христианских церквей. Но справедливость требует признать, что пока что этого не случилось, и Саудовская Аравия по прежнему остается единственной страной Аравийского полуострова, где нет ни одной официальной церкви.

Теократическая монархия. Основные черты

Теократическая монархия страны является одной из разновидностей монархий, сохранившихся в современном мире. В некоторых государствах сегодняшней Европы сохранились так называемые традиционные монархии, или, как их еще называют, конституционные. Примерами таковых могут быть Англия и Дания, Нидерланды, Испания. Однако власть королевских семей уже давно не является абсолютной, как в былые времена. Так, в Англии королевский род стал скорее данью традициям, символом государства и нации (наряду с Британским содружеством, которое является тенью величества бывшей Британской империи).

Вместе с тем, в некоторых современных государствах такого типа, монарх имеет реальные рычаги власти. В пределах демократии и действующей конституции, разумеется. Так, в Дании король является главой государства, он имеет возможность осуществления государственной власти вместе с парламентом. Король Испании также является главой государства и имеет функции, сопоставимые с президентской властью в России.

Теократическая монархия

Однако во многих государствах, в силу особенностей исторического развития, складывались совершенно особые типы монархий. Во многих странах мусульманского мира сегодня существует такой вид управления, как теократическая монархия. Здесь яркими примерами выступают Бруней, Саудовская Аравия и многие мусульманские страны, где наблюдаются отдельные элементы такой власти.

Теократическая монархия — это тип государственного управления, где главой страны становится духовное лицо, религиозный деятель или церковная организация. Причиной создания подобных образований является в первую очередь сильная приверженность населения к традиционному исламу, а также отвержение светскости в государственном аппарате. То есть основным авторитетом в личной и общественной жизни выступают законы шариата и духовные лица (имамы), которые истолковывают Коран. Таким образом, в то время как на Западе развились капитализм и светское государство, породившие принципиально новые общественные понятия вроде демократии, прав меньшинств, свободы слова, на Востоке, во многих его уголках, углубилась приверженность к слову Ислама, которая превознесла до небес авторитет духовных лидеров и сделала их полномасштабными правителями. Культурное, техническое и военное доминирование в Западного мира привело к тому, что во многих восточных странах религиозные деятели сохранили свою власть лишь частично, поделившись ею со светскими чинами.

Теократическая монархия в Западном мире

Кстати, Папское государство Ватикан — это тоже теократическая монархия, созданная европейцами в период Средневековья. Основной причиной формирования Ватикана стал компромисс между европейскими правителями. Создание для церковного главы, Римского Папы, не зависимого ни от кого государства, уравняло возможности европейских королей и снизило вероятность давления королевской власти на духовную.

Что такое монархия — конституционная, абсолютная, сословная, парламентская и другие виды (примеры всех стран-монархий)

7 апреля 2019

«Даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду».

Мишель де Монтень, французский философ эпохи Возрождения.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Россия – в прошлом монархическая держава, и идеи монархизма о том, что нашей стране необходим «царь-батюшка», что это заложено в менталитете, довольно уверенно высказываются по сей день.

Монархия – это древняя форма государственного устройства, сохраняющаяся сегодня в различных интерпретациях в 44 странах мира.

ХХ век серьезно подорвал положение монархического режима (самая популярная форма правления сейчас — это демократия), но все же эта форма власти так и не была стерта с политической карты мира.

Раскрывая понятие монархии, мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. Откуда взялись первые монархи?
  2. Что такое монархия и какие ее виды известны?
  3. Каким образом монархия уживается с демократическими принципами?
  4. Как монархизм продолжает свое существование в российском сознании?

Монархия — это древнейшая форма правления

Сам термин происходит от латинского слова monarchia, которое, в свою очередь, произошло от древнегреческого μοναρχία, что в переводе означает «единовластие» (слово μόνος — это «одиночный, единый», а слово ἀρχή — это «власть, господство»). Собственно, после этого можно даже не давать определение этому режиму правления, хотя лишним не будет.

Монархия — это государство, главой которого является монарх. Власть монарх может быть неограниченной (абсолютная монархия) либо ограниченной (конституционная).

Определений может быть много и, чтобы было понятнее, приведу еще одно:

Человек с древнейших времен выстраивал иерархию в своей группе. Отец в семье, вождь в племени – еще в родовых объединениях зарождаются прообразы будущих монархов.

Изначально такие главы родовых племен несли функции хранителя ритуальных и сакральных обрядов, они общались с потусторонним миром, и их власть сводилась к выполнению различных ограничений и запретов.

Например, японский император обязан был несколько утренних часов просиживать в неподвижной позе, чтобы привлечь в страну гармонию и мир, любое его движение могло спровоцировать войны, землетрясения, пожары и прочие катаклизмы.

Подобные сакральные требования к монархам частично сохранились, но, конечно, уже не в той мере, как это было в древности. От былого остался, пожалуй, жесткий протокол, которому подчинено общение простых смертных с коронованными особами.

По принципу наследования престола различают три вида монархий:

  1. Родовая. Самая древняя. Монархом становится только член авторитетного рода.
  2. Династическая. Самая распространенная. Престол переходит от отца к сыну, иногда от брата к брату. Интересно, что в Японии династия Микадо не прервалась ни разу за более чем тысячелетнюю историю существования.
  3. Выборная. Самая редкая. Связана с отсутствием добровольных претендентов на престол или династическими кризисами. В России в 1613 году в условиях такого кризиса Земским собором был избран новый царь из династии Романовых – Михаил Федорович.

Монархические режимы существовали на разных континентах, в очень разных странах, поэтому титулы монархов многочисленны: император (сегодня остался только японский император – его величество Акихито), король, царь, князь, герцог, султан, хан, эмир, шах, фараон и др.

Примерами стран, где до сих пор сохранились монархи могут служить: Великобритания, Норвегия, Дания, Швеция, Иордания, Марокко, Саудовская Аравия.

Виды монархий

Слово «монархия» пришло из древнегреческого языка (μοναρχία – единовластие). Так называют форму правления, при которой верховная власть полностью или с ограничениями принадлежит одному человеку – монарху.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в труде «Политика» относит монархию к одной из трех «правильных» политических форм правления. Извращением этого политического режима он называет тиранию.

Монархия по Аристотелю – это власть одного в интересах граждан, тирания – власть одного в собственных интересах.

Характерными признаками монархической формы правления можно условно назвать три составляющих:

  1. Единоличный пожизненный глава государства.
  2. Наследственный переход власти.
  3. Отсутствие у монарха юридической ответственности (что это?).

Но каждый из этих принципов может быть нарушен, в истории множество таких примеров.

Монархический режим, будучи древнейшей формой правления, имеет массу разновидностей, большинство из которых в настоящее время не существует.

Также имеется несколько способов их классификации. Например, по объёму ограничений накладываемых на монарха различают:

  1. Абсолютную монархию
  2. Конституционную (она делится еще на парламентскую и дуалистическую).
  3. Теократическую

Давайте все основные виды монархического правления рассмотрим отдельно.

Абсолютная монархия

На западе абсолютизм приходит на смену сословно-представительной монархии как форма усиления института государства, на востоке же этот вид государственного управления складывался в обход демократических проявлений, например, халиф в странах Аравийского полуострова единолично правил страной при помощи своих советников – шейхов.

Абсолютная монархия – это такой политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, единолично и без ограничений управляющего государством. Такой вид монархии бывает только наследственным.

Чем же отличается абсолютная монархия от сословной (о последней читайте ниже)?

Сословно-представительная монархия Абсолютная монархия
Монарх делит власть со специальным органом, состоящим из представителей определенных сословий. Единоличная власть монарха с опорой на армию и бюрократический аппарат (чиновников, назначенных по принципу преданности монарху).
Монарх не вправе принимать государственные решения без согласия представительного органа. На принимаемые монархом решения никто и ничто не влияет, хотя он может учитывать интересы определенных сословий.
Соблюдаются права граждан внутри своих сословий, монарх не может наказывать неугодных по своему усмотрению. Монарх может отправить в опалу любого неугодного без суда и следствия.

Конституционная (ограниченная) монархия

Абсолютная монархия склонна к перерождению в произвол и тиранию. Со временем пришло понимание, что абсолютную власть необходимо ограничивать, таким образом, в результате буржуазно-демократических революций на смену абсолютизму приходит конституционная монархия.

При таком государственном устройстве ограничения верховной власти монарха прописаны в конституции. Различают два вида ограниченной монархии:

  1. Дуалистическая. Несмотря на конституционные ограничения, монарх сохраняет обширные полномочия. Он не может принимать законы, но имеет право вето и право роспуска законодательного органа. Органы исполнительной власти формирует монарх.

    Современные страны с дуалистической монархией – Монако, Люксембург, Кувейт, Лихтенштейн, Иордания, Марокко.

  2. Парламентская. Монарх фактически выполняет представительские функции, власть сосредоточена у правительства и парламента. Такой вид монархии схож с парламентской республикой. Законодательная власть в таких государствах принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству. Власть монарха ограничена во всех сферах. По сути, монарх является символом единства нации.

    Примеры современных парламентарных монархий – Великобритания, Япония, Дания, Бельгия, Испания и проч.

Наиболее яркий и классический пример конституционного монархического правления – Англия. Почему же Англия стала называться конституционной парламентской монархией?

После революции и Гражданской войны в Англии в 1649 году был казнен король Карл I. Эти события повлекли за собой установление республики, которая продержалась до 1660 года.

Из-за смуты, начавшейся в 1658 году после смерти Кромвеля, лидера Английской революции, аристократия и дворянство приняли решение восстановить монархию Стюартов, и на престол взошел сын убитого Карла I — Карл II.

Но восстановленная монархия претерпела значительные изменения. Стюарты стремились восстановить абсолютизм власти, это привело к «Славной революции» 1688 года, когда династия Стюартов сменилась Виндзорами.

В 1689 году был принят знаменитый Биль о правах, утверждающий верховенство парламента в законодательной власти. После принятия Закона о престолонаследии в 1701 году, уточняющего особенности наследования короны и ограничения власти короля, в Англии окончательно сформировалась конституционная парламентская монархия.

Сословная и сословно-представительная монархия

Этот вид монархического устройства власти развился в сословных обществах, причем в зависимости от географии монарх мог принадлежать к разным сословиям.

На востоке цари относились ко второй касте воинов. В западных странах монарх, наоборот, стоял над сословиями. Это имело положительное действие, так как глава государства мог разруливать межсословные споры, находясь над конфликтующими сторонами.

Сословно-представительная монархия возникла с ростом государств. Так же, как прямая демократия становится невозможной в многонаселенном государстве, сословная монархия с увеличением населения и территорий вынуждена становиться представительной.

Власть короля сочеталась с участием представителей сословий в управлении государством, составлении законов.

Становление сословно-представительной монархии связывают с упадком феодального строя, по сути – это сословная монархия в сочетании с демократией и аристократией (по классификации Аристотеля).

Расцвет этой формы правления в Западной Европе приходится на XIII-XVI века. Первые представительные сословные органы – парламент Великобритании, созванный впервые в 1265 году, Генеральные штаты во Франции (первый созыв в 1302 году), Земский собор на Руси и др.

Теократическая и другие виды монархий

Патриархальная (традиционная) монархия

Монарх в традиционном обществе воспринимается как отец своих подданных. Эта древнейшая разновидность монархии берет истоки в патриархальной семье, которая состояла из нескольких поколений родственников по отцовской линии.

Сакральная монархия

Монарх играет роль жреца. Эта разновидность тесно связана с патриархальной монархией, так как зачастую глава патриархальной семьи одновременно был и жрецом, выполняющим сакральные функции.

Теократическая монархия

Отличается от сакральной тем, что жреческие функции заменяются духовными, религиозными. Монарх воспринимается как проводник Бога и законы, принимаемые им, соответствуют религиозным догмам. Гражданские законы являются частью религии, церковь поглощает государство, сливается с ним.

В эпоху Средневековья большинство европейских монархий были полностью или частично теократическими, так как подчинялись папе римскому.

Сегодня подобная разновидность государственного правления сохранилась в Ватикане (абсолютная теократическая выборная монархия) и Саудовской Аравии.

Деспотическая монархия

Деспот (от древнегреческого δεσπότης) – господин, повелитель. При деспотии монарх воспринимается как господин своих подданных. Такой вид монархии был распространен в государствах Древнего Востока и Африки. Складывался он в милитаризованных странах, где подданные считались войском своего монарха-военачальника.

В эпоху Просвещения в XVII-XVIII веках понятие деспотия приобрело негативный оттенок, так как использовался французскими просветителями (Монтескье, Дидро и др.) для критики абсолютной монархии.

Царизм в истории России и Третьеиюньская монархия

Монархия в России на протяжении практически всей своей истории была абсолютной, хотя в XVI-XVII веках еще присутствовали некоторые элементы сословно-представительных органов. Но они не имели реальных возможностей и юридических прав ограничивать самодержавие, хотя в кризисных ситуациях выходили на первый план.

Российскую монархию принято называть самодержавием – это название идет из Византии, так перевели византийский термин «автократия».

Первым самодержцем объявил себя Иван III, имея в виду свою автономию и независимость. Династия Рюриковичей сменилась династией Романовых, а при Петре I, провозгласившем создание Российской империи, русский царь стал называться императором.

Переход от абсолютной к ограниченной монархии произошел в России после революции 1905 года, когда власть императора была ограничена в Манифесте от 17 октября.

В 1906 году была создана Государственная Дума, без одобрения которой не мог быть принят ни один закон. Такой курс на конституционную монархию продержался в России недолго. 3 июня 1907 года произошел переворот, Дума была распущена, члены ее социал-демократической фракции арестованы, избирательный закон 1905 года заменен на «бесстыжий», бесцеремонно продвигающий монархические интересы.

Так Николай II и П.А. Столыпин создали «третьеиюньскую монархию», которая пыталась восстановить абсолютизм самодержавной власти. Фактически Государственная дума продолжила свою работу, но практически она являлась «карманной», полностью отражавшей интересы правительства и монарха.

«Третьеиюньская монархия» стала предвестником краха самодержавия в России. Через 10 лет в результате революции монархический строй в стране сменился на советскую республику.

Любопытно, что Россия до сих пор не смогла до конца преодолеть своей исторической тяги к абсолютной монархии. Голоса сторонников монархизма звучат все сильнее, поговорка «Царь хороший, бояре плохие» не исчезла из сознания русского человека. Формально Россия — президентская республика, но российская политика имеет явные черты абсолютной монархии.

И не скажу, что это плохо. В эпоху перемен демократические режимы работают слишком медленно и не поспевают за быстро меняющейся обстановкой. А сейчас идет слом пятисотлетнего доминирования запада и темпы такие, что самым оптимальным является единоначалие. Демократия же хороша в спокойные времена, которые уж закончились и не понятно, когда еще наступят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *