География и другие науки

Содержание

Связь химии с другими науками

МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №1»

Связь химии с другими науками

Доклад

Выполнила: ученица 8 класса

Проскурякова Наталья

Учитель: Сахарова Л.Н.

Дмитриевка, 2008

План

1. Химия и физика

2. Химия и география

3. Химия и биология

1. Химия и физика

К общим вопросам химии и физики относятся строение веществ и движение тех частиц, из которых вещества построены. Показательно, что самые первые шаги в изучении физики вы делаете, знакомясь с молекулярно-кинетической теорией, имеющей непосредственное отношение как к физике, так и к химии.

Основное положение этой теории: вещества состоят из мельчайших частиц. Это могут быть молекулы, атомы или ионы.

Молекула — это мельчайшая частица вещества, определяющая его свойства. Из молекул состоят такие хорошо знакомые вам вещества, как вода и уксусная кислота, сахар и углекислый газ.

Большинство твердых веществ находится в кристаллическом состоянии. Частицы вещества в кристаллах расположены в строго определенном порядке. Если соединить их воображаемыми линиями, получается правильная геометрическая фигура, называемая кристаллической решеткой. На рисунке ниже представлены модель кристаллической решетки йода и образец этого вещества. Вы думали, что йод — это жидкость? Не следует путать: в вашей домашней аптечке есть йодная настойка — раствор кристаллического вещества йода в этиловом спирте. Двойные шарики в модели кристаллической решетки — это и есть молекулы йода I2.

Модель кристаллической решетки йода и кристаллы этого вещества

Баллончик дезодоранта

Доказательством того, что многие вещества состоят из молекул, может служить явление диффузии. Самопроизвольное распространение частиц одного вещества между частицами другого называется диффузией.

Явление диффузии можно объяснить только тем, что между молекулами вещества есть промежутки, в которые могут проникать молекулы другого вещества. Поэтому, к примеру, газообразное вещество распространяется в воздухе без нашего участия, т.е. самопроизвольно.

Примерно то же самое происходит при растворении в воде сахара.

Явление диффузии доказывает, что частицы, из которых состоит вещество, находятся в непрерывном движении. Это обусловливает еще одно интересное физическое явление — броуновское движение.

Английский ботаник Роберт Броун в 1827 г. изучал строение пыльцы растений. Наблюдая в микроскоп за крупинками пыльцы в капле воды, ученый с удивлением заметил, что пылинки хаотически перемещаются, словно живые. Беспорядочное движение мельчайших частиц в жидкой или газообразной среде называется броуновским движением.

Может быть, крупинки цветочной пыльцы и вправду могут двигаться без посторонней помощи? Давайте проверим это с помощью лабораторного эксперимента. Для этого вам понадобится микроскоп и немного черной туши.

Нанесите на предметное стекло каплю чистой воды и с помощью кисточки подкрасьте ее очень небольшим количеством черной туши, предварительно разведенной водой до светло-серого цвета. Накройте каплю покровным стеклом. Перемещая тубус микроскопа, добейтесь четкого изображения. Вы увидите, как черные частицы туши совершают самопроизвольное движение. Но ведь их-то точно нельзя назвать живыми! Подобный опыт поставил выдающийся французский ученый Ж.Б. Перрен. Он зарисовал движение частиц примерно так, как показано на рисунке:

Броуновское движение частиц туши в воде
Опыт Перрена стал еще одним убедительным доказательством существования молекул. Он показал, что причина броуновского движения состоит в непрерывном, никогда не прекращающемся движении молекул жидкости или газа. Разумеется, что крупинки твердого вещества во много раз больше молекул, которые нельзя увидеть в микроскоп. Однако они испытывают постоянные столкновения с молекулами жидкости, что и заставляет их перемещаться. Молекулы веществ состоят из еще более мелких частиц — атомов. Атомы — это мельчайшие электронейтральные частицы, из которых состоят молекулы веществ. Есть вещества, которые состоят не из молекул, а из атомов. К ним относятся алмаз, графит, кремний, кварц, сапфир и рубин. Из отдельных атомов состоят газы, которые называют благородными (гелий, неон). Модели кристаллических решеток некоторых веществ атомного строения и их образцы изображены на рисунке:
Кристаллические решетки и образцы: а — алмаз; б — графит; в — кварц
Многие вещества состоят не из молекул или атомов, а из ионов. Ионы — это положительно или отрицательно заряженные частицы, образовавшиеся из атомов. Поваренная соль, сода, марганцовка — это вещества, состоящие из ионов.
Модели кристаллических решеток веществ ионного строения и образцы соответствующих природных минералов вы можете рассмотреть на рисунке ниже.
В предыдущем эксперименте вы наблюдали диффузию «ароматных» молекул в воздухе. Нетрудно увидеть диффузию в водном растворе веществ, состоящих из ионов.
На скорость диффузии веществ существенное влияние оказывает температура. Предыдущий эксперимент можно провести в двух сосудах, один из которых поместить в холодильник, второй оставить в комнате.
Модели кристаллических решеток и образцы природных минералов: а — фторид кальция (минерал флюорит); б — хлорид натрия (минерал галит)
Диффузия окрашенных ионов вещества в водном растворе
2. Химия и география
Из курса географии 6 и 7 классов нам известно, что наш общий дом — планета Земля — имеет сложное строение:
Внутреннее строение Земли
Твёрдое внутреннее ядро имеет диаметр около 1370 км. Оно состоит из железа и никеля, находящихся под большим давлением, и потому, несмотря на высокую температуру, эта часть ядра твердая.
Его окружает жидкое внешнее ядро, имеющее толщину около 2000 км, которое состоит также из расплавленных железа и никеля, но кроме них, возможно, включает некоторые другие элементы.
Почему мы сказали «возможно»? Потому что о внутреннем строении Земли известно гораздо меньше, чем даже о космосе. Температура веществ в ядре достигает 4000-5000 °С.
За ядром располагается покрывающая его мантия (от греч. mantion — покрывало), толщина которой около 2900 км. Мантия состоит из веществ, образованных главным образом тремя элементами: магнием, кремнием и кислородом. Она имеет температуру около 2000 °С, поэтому можно предположить, что вещества мантии должны находиться в расплавленном состоянии, но этому мешает высокое давление. В некоторых участках мантии давление меньше, и поэтому вещества, образующие ее, расплавляются, образуя магму (от греч. magma — густая мазь).

За мантией располагается земная кора, или литосфера (от греч. lithos — камень, sphaira — оболочка). Толщина океанической земной коры 5-10 км, а континентальной — до 35 км на равнине и до 70 км в горных районах. Земная кора состоит в основном из твердых минералов и горных пород.
Минералы — это однородные по составу и свойствам природные тела, возникающие в результате природных процессов, протекающих в земной коре или недрах других планет.
На Земле насчитывается около 3000 минералов, например, поделочный камень лазурит (из него изготавливали природную краску ультрамарин), один из самых твердых минералов корунд, сырье для получения меди халькопирит, содержащий мышьяк минерал аурипигмент и уже знакомые вам флюорит и галит.
Минералы обычно представляют собой составную часть горных пород или руд. В отличие от минералов горные породы неоднородны по составу и, следовательно, более сложны по строению.
По происхождению различают несколько видов горных пород.
Магматические горные породы образуются при затвердевании расплавленной магмы. Это, например, хорошо знакомый вам гранит — плотная зернистая горная порода с крупными кристаллами минералов («граны» — зерна).
Ученический эксперимент. Рассмотрите при помощи увеличительного стекла или лупы кусочек гранита. Хорошо заметно его неоднородное строение. Красноватые или сероватые зерна — это полевой шпат, полупрозрачные — кварц, блестящие чешуйчатые зернышки — слюда.
Осадочные горные породы образуются на поверхности земной коры в результате осаждения веществ под действием силы тяжести из водной среды. Различают два вида осадочных пород.
Горючие осадочные породы органического происхождения:
а — каменный уголь; б — торф; в — горючие сланцы
Неорганические осадочные породы представляют собой обломки различных пород, которые за тысячи лет под действием воды, ветра, солнечных лучей измельчаются, дробятся и окатываются. Так образуются валуны, щебень, галька, песок, глина. Эти породы оседают на дно водоемов или накапливаются на суше. Иногда в речных наносах обнаруживают россыпи драгоценных минералов магматического происхождения (например, золота или алмазов).
Органические осадочные породы образованы остатками растительных и животных организмов, накопившимися за миллионы лет на дне водоемов. Это горючие полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, горючие сланцы, торф (рисунок выше). К негорючим осадочным породам органического происхождения относятся мел (рисунок ниже) и известняк.
3. Химия и биология
На уроках биологии вы уже встречались как с химическими веществами, так и с химическими реакциями.
Так, вы узнали, что любая клетка, растительная или животная, состоит из одних и тех же групп веществ (рисунок и схема ниже).
Основная масса живой клетки приходится на воду, и это не случайно. Велика роль воды в клетках живых организмов.
Она определяет их упругость, доставляет в клетки необходимые для жизни вещества и удаляет из них продукты жизнедеятельности, сама принимает участие в непрерывно происходящих в живых клетках процессах превращения одних веществ в другие.

Растительная (а) и животная (б) клетки

Химический состав растительной и животной клеток

Превращения одних веществ в другие называют химическими явлениями, или химическими реакциями.

Так, наиболее известная вам из курса биологии химическая реакция — процесс образования органического вещества глюкозы на свету из углекислого газа и воды, который называется фотосинтез и упрощенно описывается схемой:

Однако этот процесс невозможен без особого вещества, содержащегося в зеленых листьях, — хлорофилла:

Демонстрационный эксперимент. Зеленый листок растения учитель помещает в пробирку, заливает его спиртом, а затем нагревает пробирку в стакане с горячей водой или на пламени спиртовки. Через некоторое время спирт окрасится в изумрудно-зеленый цвет. Хлорофилл, содержащийся в клетках растения, хорошо растворяется в спирте.

Этот опыт для вас проделал учитель. Какое явление — физическое или химическое — он вам продемонстрировал? А вот опыт по определению содержания неорганических и органических веществ в растениях вы с помощью учителя можете выполнить и сами.

Ученический эксперимент. Взвесьте 100 г свежего укропа или петрушки. Высушите зелень на солнце или батарее центрального отопления. На это потребуется 5-7 дней. Таким способом вы удалите из растения большую часть содержащейся в нем воды. Сколько граммов воды вы удалили высушиванием?

Сухой остаток с помощью учителя прокалите в муфельной печи. При этом из сухого остатка вы удалите все органические вещества, содержащиеся в растении. Взвесьте остаток после прокаливания, который состоит из негорючих минеральных солей. Массы воды, органических и неорганических веществ (в граммах) покажут вам процентное содержание каждой группы этих соединений в зеленом растении, взятом для опыта.

В повседневной жизни вы постоянно сталкиваетесь с такими важными веществами, как жиры.

Как правило, по консистенции жиры делятся на жидкие и твёрдые. Жидкие жиры имеют растительное происхождение, а твердые — это жиры животные.

На любой кухне обязательно найдется жидкий растительный жир, который чаще называют растительным маслом: подсолнечным, оливковым, кукурузным. Сливочное масло в основном состоит из жиров. Это жир животного происхождения: его получают из коровьего молока. Понятно, что свиное сало, говяжий жир — это жиры той же группы.

Жиры входят в состав любых растений и живых организмов. За их счёт организм получает основное количество энергии, необходимой для жизни, развития и роста. Кроме того, жиры выполняют роль резервного запаса энергии: подобно тому, как рачительная хозяйка имеет запас продуктов на «крайний случай», живой организм запасает жиры на тот период, когда поступление питательных веществ извне внезапно прекратится.

Обнаружить жиры в тканях растений достаточно просто.

Ученический эксперимент. На лист белой бумаги положите семечку подсолнечника или кусочек ядра грецкого ореха и раздавите его. На бумаге образуется жирное пятно. Значит, в семечке содержится растительное масло.

Особую группу растительных масел составляют так называемые эфирные масла. Часто именно они придают цветам, ягодам, фруктам и плодам неповторимый запах.

Ученический эксперимент. Резко согнув корочку апельсина, «выстрелите» соком на пламя свечи или газовой горелки. Что при этом наблюдается?

Эфирные масла — горючие органические вещества, они-то и вызывают небольшой «фейерверк».

В мире растений огромную роль играет группа органических веществ, называемых углеводами. К углеводам относятся простейшие по строению вещества этой группы — сладкие на вкус глюкоза (виноградный сахар) и фруктоза (фруктовый сахар). Подобно им растворимы в воде углеводы более сложного строения — сахароза (называемая в быту сахаром) и лактоза, придающая сладкий вкус молоку животных. Кроме растворимых в воде углеводов в природе есть углеводы, нерастворимые в воде, например основной «строительный материал» клеток и тканей растений — целлюлоза. Не растворяется, а набухает в воде запасное питательное вещество и один из важнейших компонентов пищи человека — углевод под названием «крахмал».

Обнаружим крахмал в некоторых продуктах питания с помощью эксперимента.

Ученический эксперимент. Из муки (ее изготавливают из зерен пшеницы) и небольшого количества воды замесите немного теста. Поместите кусочек теста в марлю и тщательно промойте его в стакане воды. К полученной мутной воде добавьте несколько капель йодной настойки из аптечки. О чем свидетельствует появление сине-фиолетового окрашивания?

В марле осталась липкая тягучая масса. Это растительный белок, который называется клейковиной.

Слово «белок» вам знакомо с раннего детства. Конечно, вы связываете его прежде всего с белком куриного яйца. Но вы даже не представляете, насколько велико разнообразие белковых веществ! Можно бесконечно спорить о том, какое из веществ на Земле главное. Понятно, что спор этот бесполезен.

Если в цепочке химических превращений, которые определяют обмен веществ в живых организмах, нарушить хотя бы одно звено, то цепь разорвется. И все-таки ученые сошлись во мнении: между понятиями «жизнь» и «белок» можно поставить знак равенства. Белки — это особая группа веществ, из которых построены любые живые организмы. Благодаря белкам все живое на Земле растет и размножается, борется с болезнями и врагами, питается и двигается, т.е. существует.

Следовательно, для нормального существования живому организму, и в первую очередь животному, необходимы углеводы, жиры, белки, а также вода и минеральные соли, которые поступают вместе с пищей. Растениям в этом плане повезло: они могут синтезировать из углекислого газа и воды углеводы (процесс фотосинтеза), а также еще одну удивительную группу веществ, которые называются витаминами.

Впервые предположение о существовании этих особых веществ высказал русский врач-педиатр Н.И. Лунин в 1880 г. Он кормил одну группу мышей искусственно приготовленной пищей, состоящей из чистых углеводов, белков и жиров, а другую — природными питательными веществами: зернами злаков, шариками из бобовой муки и кусочков мяса, замешанными на молоке. Ученый обнаружил, что первая группа мышей вскоре начала болеть, а затем погибла. Вторая же группа продолжала чувствовать себя хорошо. Лунин сделал вывод, что в состав пищи второй группы мышей помимо белков, жиров и углеводов входят еще какие-то очень важные для жизни вещества. Позже их обнаружили и дали им название «витамины».

Вы не раз слышали об укрепляющем действии на организм витамина С (читается «витамин цэ», химическое название этого вещества — аскорбиновая кислота), как и о том, что им богаты фрукты (рисунок ниже) и овощи. Обнаружить витамин С можно с помощью той же настойки йода, которую он обесцвечивает.

Литература

1. Обносова Н.К. Начала химии. М: Просвещение, 1999, 136 с.

2. Габриелян О.С. Введение в химию. 7 класс. М: Просвещение, 2007

3. Никифорова Т.П., Нагин А.С. Неорганическая химия. Справочник. М: Просвещение, 1989, 257 с.

Осуществление межпредметных связей на уроках химии и географии

Осуществление межпредметных связей

в преподавании географии и химии

учитель географии МБОУ Кирбинская СОШ Зорков В.Н.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе.

Трудно назвать другой предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей.

  • Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, понимания взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.

  • Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

  • Одним из главных аспектов в преподавании является профилактика перегруженности детей домашними заданиями.

Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования общеучебных умений и навыков учащихся, повышает эффективность практической направленности обучения.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Обобщенный характер познавательной деятельности позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Наиболее точное определение следующее — межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в единстве.

Функции межпредметных связей

Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций:

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития географических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении географии,. Учитель географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают знания ими учебников и программ смежных предметов.

Виды межпредметных связей в содержании обучения географии

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель географии осуществляет все многообразие их видов. Различают связи

— внутрицикловые (связи географии с физикой, химией, биологией) и межцикловые (связи географии с историей, трудовым обучением) .

Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) — это установление сходства фактов, использование общих фактов, изучаемых в курсах физики, химии, биологии, и их всестороннее рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и объектах природы.

Понятийные межпредметные связи — это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование понятий, общих для родственных предметов (общепредметных). К общепредметным понятиям в курсах естественнонаучного цикла относятся понятия теории строения веществ — тело, вещество, состав, молекула, строение, свойство, а также общие понятия — явление, процесс, энергия и др. При этом они углубляются, конкретизируются на географическом материале и приобретают обобщенный, общенаучный характер.

Теоретические межпредметные связи — это развитие основных положений общенаучных теорий и законов, изучаемых на уроках по родственным предметам, с целью усвоения учащимися целостной теории. Типичным примером служит теория строения вещества, которая представляет собой фундаментальную связь физики и химии, а ее следствия используются для объяснения функций неорганических и органических веществ, их роли в жизни живых организмов.

Планирование и пути реализации межпредметных связей при обучении географии и химии

Использование межпредметных связей — одна из наиболее сложных методических задач учителя географии. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя географии с учителями химии, физики, биологии; посещения открытых уроков, совместного планирования уроков и т.д.

На первых этапах обучения учащихся приемам установления межпредметных связей преобладает объяснительно-иллюстративный метод. Учитель весь материал межпредметного содержания объясняет сам. Когда у учащихся сформируются умения работы с материалом межпредметного содержания, можно применять репродуктивный и частично-поисковый методы и творческие межпредметные задачи.

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны:

  • вопросы межпредметного содержания: направляющие деятельность школьников на воспроизведение ранее изученных в других учебных курсах и темах знаний и их применение при усвоении нового материала.

  • межпредметные задачи, которые требуют подключения знаний из различных предметов или составлены на материале одного предмета, но используемые с определенной познавательной целью в преподавании одного другого предмета. Они способствуют более глубокому и осмысленному усвоению программного материла, совершенствованию умений выявить причинно-следственные связи между явления

  • домашнее задание межпредметного характера – постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений, рефератов, изготовление наглядных пособий, составление таблиц, схем, кроссвордов, требующих знаний межпредметного характера.

  • межпредметные наглядные пособия – обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, плакаты, диаграммы модели, кодопозитивы. Они позволяют учащимся наглядно увидеть совокупность знаний из разных предметов, раскрывающую вопросы межпредметного содержания.

  • химический эксперимент – если предметом его являются биологические объекты и химические явления, происходящие в них.

Использование межпредметных связей вызвало появление новых форм организации учебного процесса: урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексная экскурсия, межпредметная экскурсия и др.

Уроки с межпредметным содержанием могут быть следующих видов: урок-лекция; урок-семинар; урок-конференция; урок-ролевая игра; урок-консультация и др.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе — интегрированные уроки. Специфика таких уроков состо­ит в том, что они проводятся совместно с учителями двух или не­скольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока: заранее определяется объем и глубина рас­крытия материала, последовательность его изучения. Сроки изуче­ния различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисци­плинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нару­шена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уро­ки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам..

Интегрированный урок чаще всего проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На уроках предусматривается смена видов деятельности учащихся, использование технических средств (показ слайдов, ки­нофильмов), выполнение заданий на закрепление изученного.

Интеграция помогает сблизить предметы, найти общие точ­ки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподне­сти содержание дисциплин.

Забота о построении содержания единого курса географии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими учебными предметами.

Интегрированное обучение создает новые условия деятель­ности учителей и учащихся и представляет собой действенную мо­дель активации мыслительной деятельности и развивающих прие­мов обучения. Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность восприятия учащимися учебного материала.

Интеграция становится для всех ее участников: учителей, учеников, родителей и администрации – школой сотрудничества и взаимодействия, которые помогают продвигаться к общей цели.

Например в 9 классе при изучении темы «Регионы России» по географии , можно провести интегрированный урок по химии и географии , объединив темы » Современная хозяйство Урала» или «Химическая промышленность»по географии и » Минеральные удобрения» по химии

Межпредметные связи на уроках географии и химии

На первом этапе (в 5-6 классах) – при изучении «Начального курса географии», я думаю, следует уделить особое внимание элементарным знаниям по физике, химии и биологии, чтобы обеспечить пропедевческую естественнонаучную основу для более полноценного усвоения школьниками знаний о природных процессах и основах материального производства (таблица 1 )

В процессе изучения «Географии материков и стран» важно устанавливать межпредметные связи с химией, физикой, всемирной историей, МХК для более углубленного осмысления школьниками не только естественнонаучных, но и общественнонаучных, страноведческих знаний.

На втором этапе (в 8-9 классах) – при изучении «Географии Хакасии», и «Физической географии РФ» необходимо широко реализовать знания учащихся по химии, физике, истории РФ и Хаксии, привлекать краеведение с целью получения наиболее полных географических знаний.

Изучив программы обучения по некоторым предметам и сопоставив их во времени, можно выявить некоторые совпадения, которые могут служить основой для разработки интегрированных уроков, и конечно есть большое количество тем, которые похожи по содержанию в разных школьных курсах, но немного разнятся во времени , являются либо закрепляющими, повторяющими пройденный материал, либо предварительными, которые создают основу для более детального, глубокого изучения некоторых тем.

На третьем этапе (в 10 -11 классах) Темами по географии в первой четверти являются «Природные условия и ресурсы», а по химии – «Нахождение металлов в природе. Неметаллы». В курсе «Общей географии» в 10 классе в третьей четверти совпадают по времени темы «Мировое хозяйство и МРТ» а по химии » Изучение строения и свойств органических веществ»

Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний химии и по другим предметам. При изучении мине­ральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии .Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится по­нятной лишь благодаря знаниям по биологии.

Изучению курса химии в 8 классе предшествуют курсы природоведения, географии и ботаники, в которых учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе. Эти знания считаются опорными при рассмотрении различных разделов темы: “Первоначальные химические понятия”. Так, в курсе географии учащиеся изучали вещества: кислород, углекислый газ, воду и смеси веществ, песок, глину, получили некоторые сведения об использовании угля, руды, нефти, способах разделения смесей. Для углубления и расширения этих знаний предлагаются восьмиклассникам вопросы:

1. Какие вещества, изученные вами в предыдущих классах, относятся к чистым веществам, а какие к смесям?

2. Почему не имеют смысла выражения “молекула воздуха”, “молекула гранита”, “молекула нефти”?

3. Как отделить речной песок от опилок?

4. Почему нельзя фильтрованием выделить из раствора поваренную соль?

При изучении простых и сложных веществ предлагается ученикам вспомнить, с какими из них они ранее познакомились в курсе географии, каких веществ в природе больше – простых или сложных. Обращается их внимание на разнообразие простых и сложных веществ.

Сообщая учащимся, что химические элементы делятся на две группы: металлы и неметаллы, мы отличаем наличие в них противоположных свойств и в то же время отсутствие резких границ между ними. Так формируется понятие о взаимосвязях веществ.

При изучении темы “Кислород. Оксиды. Горение.” даются определения понятий “свойство” и “качество”, используя при этом знания о свойствах кислорода, полученные в курсе географии.

После изучения темы “Вода. Растворы. Основания.” предлагается учащимся выполнить самостоятельные практические работы. При этом используются знания учащихся , которые изучались в курсе географии (“Воздух”, “Вода” «Свойства воды Мирового океана» и др.),

В 8 классе во время объяснения состава воздуха и его применения можно использовать знания учащихся об атмосфере, полученные ими на уроках географии. Восьмиклассники могут дать правильные ответы на вопросы: какое значение имеет атмосфера для живых организмов? Назовите атмосферные слои, расскажите о составе воздуха. Затем учитель сам дополняет рассказ о составе воздуха и его применении.

При изучении свойств воды задаем учащимся следующие вопросы:

1. На какие группы подразделяются материковые воды? Отмечаем, что образование горячих источников связано с остыванием вулканов, в процессе которого из их сопел начинают бить гейзеры. Подчеркиваем, что возникновение гейзеров не связано с какими-то божественными силами. Учащиеся узнают о значении воды в жизни человека, ее химическом составе и получении чистой воды.

2. Расскажите об очистке природной воды.

3. Какое значение имеет очистка питьевой воды?

4. Где используют воду?

В 9 классе при изучении минеральных удобрений используем знания учащихся по экономической географии. Ученики рассказывают о значении минеральных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, о роли химии в развитии животноводства. После этого дополняем более подробными сведениями материал о свойствах минеральных удобрений и их разновидностях. Выделяется удобрение мочевина CO(NH2)2 и его роль в питании животных.

Во время изучения основных видов горючего 10 класс 5 тема “Природные углеводороды” предлагаем учащимся следующие вопросы:

1. Назовите крупнейшие месторождения каменного угля.

2. Расскажите о месторождениях нефти.

3. Где находятся крупные месторождения природного газа?

Ученики показывают на географической карте где находятся эти месторождения.

При знакомстве в 10 классе с каучуком учащиеся вспоминают страны – основные производители натурального каучука: Бразилию, Индонезию.

Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса географии, содействуя тем самым раскрытию единства природы — общества — человека. В этих условиях укрепляются связи географии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

Таким образом, межпредметность — это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. — М.: Просвещение, 1986.

2. Кленова А. В. И др. Интегрированный урок./ «Учитель», 2001

3. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе

современной школы. -М.: Просвещение, 1986.

4. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *