Гробница Кира в пасаргадах

История

После смерти Кира в сражениях против массагетов тело царя было набальзамировано, доставлено в Пасаргады и положено в гробницу.

Древнегреческий историк Арриан так описывал это место: «В Пасаргадах в царском саду находится гробница Кира; вокруг неё — роща, усаженная разнообразными деревьями и орошаемая ручейками, и луг с высокой травой… В Комнате стоит золотой гроб, в котором было заключено тело Кира, а возле гроба — ложе; ножки ложа золотые, кованые; здесь лежали ковры из вавилонских тканей и меховые ковры багряного цвета; лежал здесь и кандис и другие одежды вавилонской работы, и медийские анаксариды, и ризы фиолетовые, пурпурные и других цветов, и ожерелья, и сабли, и серьги из золота с драгоценными камнями. Здесь же стоял стол. Посередине же ложа стоял гроб, заключавший тело Кира. На ложе лежало оружие неимоверной ценности, которым обычно пользовался Кир…». Плутарх упоминает о надписи, которая была начертана на гробнице:

Человек, кто бы ты ни был и откуда бы ты ни шёл, потому что я знаю, что ты придёшь, я — Кир, приобретший царство для персов. Не лишай же меня той небольшой земли, что окружает моё тело.

Здесь рассказ Плутарха перекликается с сообщениями Страбона и Арриана, которые опирались на описание Аристобула: «Человек, я — Кир, сын Камбиза, установивший царство для персов и властвовавший над Азией. Не лишай же меня памятника» (Арриан); «Человек, я — Кир, приобретший царство для персов и властитель Азии; не лишай же меня памятника» (Страбон). Описание гробницы согласно Страбону и Арриану соответствует параметрам постройки, обнаруженной в 1960-е годы экспедицией профессора Британского института изучения Персии Д. Стронаха. Строительство сооружения, отождествляемого с усыпальницей Кира, было начато при жизни Кира II и завершено при его сыне Камбизе. По сообщению Аристобула в пересказе двух греческих авторов, Александр бывал у гробницы Кира дважды: первый раз — при вторжении в Персиду в 330 году до н. э. Тогда Аристобул исполнил приказ Александра «проникнуть внутрь и украсить гробницу».

Осквернение гробницы

Об осквернении гробницы рассказывают античные историки Арриан, Курций Руф, Плутарх и Страбон. Рассказ Курция сильно отличается от сообщений трёх других авторов. Согласно Курцию, грабители вынесли из гробницы золото и серебро, и Александр при посещении усыпальницы не застал ничего, «кроме круглого щита, да и то ветхого, а также двух скифских луков и акинака». Всё было похищено, кроме подножия и гроба; тело было вынуто из гроба, который хотели разломать, чтобы удобнее можно было увезти, и на нём видны ещё были признаки ударов злоумышленников, которые, не преуспев в своём намерении, вынуждены были его оставить. Аристобул говорит, что он сам получил приказание Александра восстановить гробницу, собрать кости в гроб, закрыть его, исправить повреждения, устлать подножие коврами и всем прежним великолепием, заложить камнями дверь и оставить на ней печать царя.

По Курцию, евнух Александра Багой обвинил в содеянном своего прежнего обидчика — сатрапа Орксина, которого Багой лично зарезал. Страбон, ссылаясь на Аристобула, сообщает о том, что усыпальница была разграблена, «несмотря на находящуюся охрану в лице магов, ежедневно получавших в пищу барана, а раз в месяц — лошадь». Александр решил допросить магов и «подверг их пытке, чтобы они выдали совершивших разграбление. Подвергнутые пыткам нисколько не выдали ни себя, ни другого, и другим каким-либо образом не были изобличены в том, что они были свидетелями происшествия. После этого магов отправили прочь от Александра».

Примечания

  1. Бойс, Мэри. Зороастрийцы. Верования и обычаи. — Наука, 1988. — С. 38.
  2. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1987. — Т. 2. — С. 571.
  3. Михайлов, А. В. «Дело» об ограблении гробницы Кира // История Древней Греции. — С. 36.
  4. Михайлов, А. В. «Дело» об ограблении гробницы Кира // История Древней Греции. — С. 37.
  5. 1 2 3 Михайлов, А. В. «Дело» об ограблении гробницы Кира // История Древней Греции. — С. 31—35.
  6. Ксенофонт, Ф. А. Киропедия. — СПб, 1837. — С. 522.
  7. Аллахи, Хабиб Аллах Айат. История иранского искусства. — СПб: Петербургское Востоковедение, 2007. — С. 86.
  8. 1 2 Архитектура Древнего мира // Всеобщая история архитектуры в 12 томах. — второе. — М.: издательство литературы по строительству, 1970. — Т. 1. — С. 309.
  9. Вёрман, Карл. История искусства всех времён и народов. — СПб: Полигон, 2000. — С. 305.
  10. Аллахи, Хабиб Аллах Айат. История иранского искусства. — СПб: Петербургское Востоковедение, 2007. — С. 87.
  11. Михайлов, А. В. «Дело» об ограблении гробницы Кира // История Древней Греции. — С. 34.

Пасаргады (Pasargadae, «Сады Фарса»)

Пасаргады — древний персидский город, первая столица империи Ахеменидов. Расположен на территории современной провинции (остана) Фарс в Иране, на расстоянии 87 км к северо-востоку от Персеполя, в 130 км от Шираза.

Кир Великий начал в 546 до н. э. строительство своей столицы, однако он умер, когда строительство ещё не завершилось. Город стал столицей. Позднее Дарий I построил Персеполь и перенёс столицу туда.

В археологическую зону входит мавзолей Кира, крепость Толл-е-тахт на холме, руины двух царских дворцов и сады в жанре чахар багх — четырёхуровневые сады. Всего археологическая зона покрывает площадь 1.6 кв. км.

Планировка города осуществлялась так, чтобы он мог выдержать землетрясения достаточно большой силы.

Мавзолей Кира. К погребальной камере ведут шесть широких ступеней, размеры камеры 3.17 х 2.11 х 2.11 m. В 330 г. до н. э. гробницу посетил Александр Македонский. Во время пребывания царя в Индийском походе гробница была разграблена; по возвращении Александр велел казнить грабителей.

Когда местность заняли арабы, среди них распространилось поверье, что гробница принадлежит матери пророка Сулеймана (царя Соломона). С именем Соломона легенда связала и другие сооружения Пасаргад.

Наряду с пирамидой Джосера, мавзолей Кира послужил архитектурным прообразом щусевского мавзолея Ленина на Красной площади.

Вблизи этой гробницы высечен краткий и скромный клинописный персидско-эламо-вавилонский текст — «Я — Куруш, царь, Ахеменид», а также изображено охранявшее бывший здесь дворец крылатое существо в эламском царском наряде и с головным убором египетских богов. Принадлежность этой гробницы Киру едва ли может подвергаться сомнениям хотя бы из-за полного соответствия сооружения с описанием, например, у Аристовула, которому Александр поручил заботиться о его сохранности.

Тем не менее, некоторыми исследователями атрибуция данного сооружения как мавзолея Кира считается документально не доказанным. По наиболее распространенной из альтернативных версий это здание могло служить зороастрийским святилищем огня. Также существует версия о том, что Кир похоронен под так называемым «Кубом Заратустры» в некрополе Накше-Рустам.

Пасаргады — мавзолей Кира в забытых Садах Фарса. Путешествие в Иран. День 12.

Пасаргады (Сады Фарса). Гробница Кира Великого (она же мавзолей Кира, она же усыпальница Кира, она же гробница матери Соломона); жилой дворец Кира в Пасаргадах (Palace P); парадный дворец Кира в Пасаргадах (дворец приемов Кира, Palace S); Тюрьма Соломона; Крепость Толл-е Тахт (крепость Толле-Тахт/ Тронный Холм / Тахт-и Мадар-и Сулейман / Трон Матери Соломона); Персидские сады (Чахар Баг).

Пасаргады — еще более древняя столица Персии, чем Персеполь, лежит к северо-востоку от Накше-Рустама километрах в 35 по прямой и в 75 по петляющей между гор дороге.

Дорога на Пасаргады, Иран

Пейзажи красивые. Жарко. На одной из гор был даже небольшой пожар, делавший ее похожей на вулкан. Не Этна, конечно, но, при наличии некоторого воображения, тоже выглядит довольно сурово.

Псевдовулкан

Наверное, в каждом иранском городке, пусть самом маленьком, есть «аллеи шахидов» — улицы с фотографиями павших в войне с Ираком.

Аллея шахидов

Портреты шахидов

И снова горы на пути к Пасаргадам

Пасаргады, согласно данным древнегреческого историка Страбона, были заложены примерно в 546 г. до н.э. Киром Великим (правившим в 559-529 гг. до н.э.) на месте победы его войска над Астиагом, царем Мидии. Впрочем, современные ученые не в полной степени доверяют достоверности этого утверждения.

Место просто могло быть выбрано и просто вследствие удачного расположения посреди плодоносной долины, окруженной со всех сторон горами, с текущей по ней речкой, что позволило разбить во дворце прекрасные сады.

Достроить свою столицу Кир не успел — погиб в бою в 529 г. до н.э. А сын Кира, Камбис II, вскоре перенес столицу в Сузы. Потом расцвел Персеполь, праздничная столица персов. А Пасаргады через какое-то время были заброшены, хотя имеются предположения, что они еще довольно долго имели существенное значение (вероятно, там могли проводить церемонию коронации), а в 280 г. до н.э. в крепости Толл-е Тахт на территории Пасаград случился сильный позар (что указывает на то, что она была обитаема).

Живописные окрестности Пасаргад

У археологов вызывает озабоченность затопление обширных районов в 9 километрах от Пасаргады в результате строительства Сивандской плотины — повышение влажности может ускорить процесс разрушения монументов. В затопленных районах оказалось более 130 мест, представляющих историческую ценность для археологов, и с 2003 по 2007 годы международные группы ученых усиленно работали в регионе, стараясь по-максимуму успеть спасти все, что возможно.

Горы по дороге на Пасаргады, Иран

Касса у входа в Пасаграды

Народу практически никого. Билет за стандартные 150 000 риалов.

А территория … Ходить не переходить. Что после целого дня на ногах уже не вполне вдохновляет.

Территория комплекса Пасаргад

Но указатели обещают много всего интересного.

Указатели в Пасаргадах

Пасаргады на карте:

Пасаргады

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Мавзолей Кира Великого: 30.193963, 53.167155 Караван-сарай: 30.195734, 53.167992 Дворец приемов: 30.199944, 53.177873 Ворота Пасаргад: 30.199221, 53.179622 Павильон: 30.201122, 53.178055 Жилой дворец: 30.203467, 53.177583 павильон: 30.201557, 53.180051 \’Тюрьма Соломона\’: 30.205062, 53.179890 Крепость Толл-е-тахт: 30.209272, 53.184686

Главная достопримечательность Пасаргад, и один из символов древнего Ирана, мавзолей Кира Великого, находится прямо у входа в комплекс. И выглядит довольно скромно.

Мавзолей Кира Великого, Пасаргады

Кира Великого в Иране Киром назвать не стоит — иранцев такое прочтение имени легендарного царя приводит в сильное замешательство. Ибо сочетание слов Кир Великий для иранцев с историей не ассоциируется вообще никак, и человек приличный такого говорить себе не позволит. Почему — я писал . Зовите его в Иране Куруш Великий. Ну или Cyrus the Great.

Ну а для моего рассказа все же будем придерживаться традиционно нетрадиционного русскоязычного варианта имени — Кир.

Умер Кир, и был (предположительно) похоронен в этом мавзолее, летом 530 г. до н.э. Два века спустя покой его был нарушен Александром Македонским. Кира Великого Александр уважал, и посчитал своим долгом навестить его могилу после ухода из сожженного Персеполя. Мавзолей был вскрыт Аристобулом, одним из командиров Македонского, по приказу последнего.

Вход в гробницу Кира, Пасаргады

Упоминавшийся выше греческий историк Страбон писал, что внутри, в тесном помещении склепа, были найдены останки Кира в золотом саркофаге. Рядом стояла золотая кушетка, накрытая дорогим покрывалом, на которой лежали роскошные царские одеяния. Пол был устлан коврами. По другую сторону саркофага находился стол, уставленный золотой посудой и кубками с инкрустацией драгоценными камнями. Там же лежали многочисленные ювелирные украшения — серьги, браслеты, ожерелья — такова была персидская мода в те времена.

На саркофаге имелась надпись (она не сохранилась): «Прохожий, я — Кир, царь Азии, основавший Персидскую империю. Посему не завидуй моему памятнику.»

Александр Великий ушел дальше, в свой Индийский поход. А когда вернулся, обнаружил, что мавзолей разграблен его же солдатами, оставленными усыпальницу охранять. Сторожей Македонский казнил. А мавзолей велел отреставрировать (хотя следов реставрации обнаружено не было).

Мавзолей Кира, Пасаргады

Архитектура мавзолея сочетала в себе традиции, характерные для строителей Элама, Вавилона, Ассирии и Древнего Египта. Считается, что усыпальница Кира — древнейшее на свете сооружение в котором применены технологии сейсмоустойчивости.

Стоит также заметить, что усыпальница Кира была для архитектора А.В. Щусева одним из прообразов мавзолея Ленина.

Мавзолей Ленина, рисунок Исаака Бродского. 1924 г.

После исламского завоевания Персии утвердилось верование, что мавзолей этот — усыпальница матери царя Соломона (он же для мусульман пророк Сулейман). Посему место почиталось, как святое. Вокруг выстроили портик из колонн, которые приволокли из руин дворца Пасаргад. К моменту начала археологических работ портик уже и сам разрушился. Остатки колонн были возвращены, откуда взяли, или использованы при реставрации средневекового караван-сарая поблизости.

Караван-сарай, куда ушли останки колонн портика вокруг мавзолея Кира

К празднованию «2500-летия персидской монархии», с размахом отмечавшемуся последним шахом Ирана, мавзолей хорошенько отреставрировали. Причем неудачно — пара блоков была помещена не на свое место, пришлось щели замазывать цементом, цемент раскрошился, появились протечки. Поэтому в 2003 г. вновь пришлось начать восстановление монумента, закончившееся лишь в 2008 г.

Мавзолей Кира на реконструкции

От мавзолея Кира до дворцовых развалин почти два километра. Поэтому не может не радовать, что туда можно проехать на машине.

Жилой дворец Кира / Жилой дворец Пасаргад

Выглядел жилой дворец в Пасаргадах примерно следующим образом:

Жилой дворец Кира в Пасаргадах (реконструкция)

Похоже, советские архитекторы при проектировании провинциальных дворцов культуры нередко вдохновлялись персидским культурным наследием.

Сейчас от жилого дворца Кира в Пасаргадах осталось мало чего:

Руины жилого дворца в Пасаргадах

Любопытно, что колонны жилого дворца «обломлены» примерно на одном уровне. Археологи предполагают, что изначально каменные основания колонн и были такой длинны. А выше уже колонны были выполнены из дерева. Поверх дерева была нанесена декоративная штукатурка, декорированная резными узорами и различными красками.

Похоже, что здание достраивалось со временем. Предполагается, что царь Камбиc II (правил в 530-522 гг до н.э.) предпочитал Сузы Пасаргадам, и при его правлении дворец пустовал. Вероятно, расширял дворец Дарий I (правил в 522-486 гг по н.э.), построивший Персеполь — в Пасаргаде имеются оставленные им надписи.

Сохранившийся фрагмент жилого дворца Кира с надписью Дария I

Дарий I, как известно, пришел к власти в результате переворота, и был, по сути, узурпатором. Поэтому он всячески подчеркивал свою неразрывную связь с предшествовавшими ему царями династии Ахеменидов, в том числе и материально — оставляя память о преемстве своей власти у Ахеменидов (и Ахурамазды, бога зороастрийцев) в надписях, барельефах и дворцах.

Надпись, оставленная во дворце Кира Дарием I

Надпись «Царь Кир, Ахеменид» сделана на трех языках — древне-персидском, эламском и вавилонском. Откуда известно, что сделал надпись Дарий I, а не Кир или Камбиc? По характерному стилю шрифта древнеперсидской надписи — такой дизайн впервые был применен в Бехистунской надписи, где Дарий I подробно излагал свою версию восхождения на трон, а высечена она была в 521 году до н.э.

Размер жилого дворца Кира в Пасаргадах (в англоязычной литературе он также обозначается как Palace P) 76 х 42 метра (3192 кв.м.). Потолок главного зала (31 на 22 метра) поддерживался тридцатью колоннами (рядами 6 х 5). Пол главного зала был приподнят относительно портиков для лучшей естественной освещенности через оконные проемы. Парадный портик дворца, 72½ на 9¼ метров, украшали деревянные колонны (2 ряда по 10 в каждом). Вдоль стены портика тянулась скамья из черного камня, посередине которой находился каменный же трон, что позволяло проводить приемы и на свежем воздухе.

Северо-западный портик был поменьше — два ряда по 6 колонн. В проемах его дверей были вырезаны фигуры выходящего Кира, сопровождаемого слугой.

Руины жилого дворца Кира, Пасаргады

Для дворцов Пасаргады было характерно использование материалов контрастных цветов — черного и белого. Пол жилого дворца Кира был отделан белым камнем и украшен полосами из черного камня. Стены из сырого кирпича были покрыты штукатуркой с резьбой и яркими фресками — археологами были найдены ее куски с сохранившимися следами красок.

Из дворца открывался вид на персидские сады и два павильона в них. Именно «Сады Фарса» и означает слово Пасаграды в переводе с иранского (Фарс — это историческое название области, где находятся Пасаргады, Персеполь и Шираз). Считается, что в Пасаргадах было положено начало стилю традиционных персидских садов — Чахар Баг (Четыре Сада) — квадратная площадка разделялась на четыре меньших квадрата прогулочными дорожками и узкими бассейнами с проточной водой.

Так выглядели Пасаргады

Сады в Пасаградах были разбиты с геометрической точностью. Их освежала вода в каменных каналах общей протяженностью 900 метров, с небольшими бассейнами через каждые 15 метров.

Остатки канала, проходившего через сад

Так называемый Palace S идентифицирован как дворец приемов Кира, поскольку он расположен между воротами и жилым дворцом Кира.

Руины Дворца приемов Кира, Пасаргады

Археологи подняли сохранившуюся упавшую колонну. Ее тринадцатиметровая высота позволяет судить о размерах дворца. Она считается старейшей сохранившейся цельнокаменной колонной в Иране. Размер зала 32 х 22 метра.

Парадный дворец Кира, Пасаргады

Найденные черные капители колонн изображают быков, грифонов, львов и коней. Их фигуры аналогичны фигурам в Персеполе. В парадном дворце Кира сохранились надписи о Кире, аналогичные вырезанным в жилом дворце Кира.

Оба торца входа в Парадный дворец Кира были украшены барельефами. К сожалению, сохранились лишь фрагменты, изображающие ноги. Причем ноги не вполне человеческие, хоть идут они как люди. У одного из идущих рыбий хвост, у другого птичьи лапы, у третьего бычьи копыта, и лишь четвертый с нормальными человечьими ногами. Очевидно, что все они представляют собой существ, которые должны защитить своим присутствием дворец от напастей.

Ноги с хвостом во дворце приемов Кира

Судя по всему, фигура с рыбьим хвостом — Оанн (Оаннес, У-Ан). Согласно вавилонским преданиям, он вышел из моря, чтобы научить людей всему полезному — письму, наукам, религии, строительству, возделыванию земли. Человек с бычьими копытами, вероятно, один из демонов, сопровождающих Шамаша, бога солнца и правосудия в Вавилоне и Ассирии. Птичьими ногами, наряду со скорпионьим хвостом, человеческим телом и головой, вавилонская мифология наделяет людей-скорпионов, игравших существенную роль в защитой магии. А на человеческих ногах и вовсе ходило изрядное количество духов-защитников.

Между руинами дворцов и павильонов проложены гравийные дорожки с ограждениями

Парадные ворота Пасаргад представляли собой внушительное здание размером 26,4 х 22,6 метров, с восемью колоннами внутри, каждая высотой 16 метров — ворота были самым высоким зданием в Пасаргадах. Пол был вымощен плитами из черного камня 2 х 2 метра (скрытыми в настоящее время под слоем глины, смешанной с соломой). Внушительный размер ворот был призван производить неизгладимое впечатление на подданных, удостоенных визита к императору, многие из которых были кочевниками, привыкшими к жизни в полевых шатрах.

Несмотря на то, что Пасаргады были окружены глинобитными стенами в четыре метра толщиной, входные ворота были скорее парадным, чем защитным элементом дворца. Считается, что это было сделано намеренно, чтобы продемонстрировать, что император настолько силен, что ему не от кого защищаться, и дом его открыт для благодарных подданных.

Руины парадных ворот Пасаргады

Вход, как и в Персеполе позже, охраняли статуи ламассу — духов-защитников жилища, крылатых быков с бородатыми человеческими головами. К сожалению, от них остались лишь воспоминания.

Чудом сохранился лишь трехметровый рельеф бородатого мужчины с четырьмя крыльями, носящего эламское одеяние и египетскую корону. Это еще один оберег, херувим — ангел, охраняющий сады Эдема. Для меня это вызывает некоторый диссонанс, потому как у меня херувимы ассоциируются с пухлыми крылатыми младенцами.

Входные ворота Пасаргады

Но оказывается, что в пухлых младенцем херувимы выродились лишь в эпоху Возрождения. А до этого они были суровыми защитниками рая. Ближе к богу были только шестикрылые серафимы. А у херувимов в классической традиции было четыре крыла-руки. А в еще более ранней традиции еще и четыре лица — человечье, львиное, бычье и орлиное, и четыре бычьих (но сверкающих медью) ноги, что роднит их с ламассу. Херувим же ворот Пасаргад, как считается, в своем сочетании различных символов — эламских, египетских, ассирийских, ионийских, вавилонских — является попыткой объединить в себе защитные силы религий всех народов, покоренных персами.

Херувим ворот Пасаргад

Тем не менее, бытует мнение, что четырехкрылая фигура изображает самого Кира Великого. Вызвано это очередной выполненной в стиле Дария I надписью над крылатой фигурой: «Кир, великий царь, сын Камбиса, Ахеменид, говорит: когда … сделал …», остальное неразборчиво. И да, отца Кира II Великого звали Камбис, как и сына Кира. С фантазией, похоже, у Ахеменидов было так себе. Надпись эта была скопирована в 1861 году путешественником Джоном Ашшером, но уже через пятнадцать лет после этого ее не стало. Как бы то ни было, из-за этой надписи считается, что изображен на барельефе именно Кир, и именно этот барельеф послужил основой для широко растиражированного современного его портрета-реконструкции.

Кир II Великий, реконструкция по херувиму

К северо-западу от жилого дворца Кира стоит «Тюрьма Соломона». Точнее, оставшийся от нее фасад. Его можно увидеть на снимке внизу в левой части, структура похожая на стартовую ракетную площадку.

В левой части — «Тюрьма Соломона», в правой — руины крепости Толл-е Тахт

Почему это «Тюрьма Соломона»? Арабы-мусульмане, покорявшие Персию, относились к Соломону, библейскому царю Израиля (в исламской традиции — пророку Сулейману) с глубоким почтением. Персы это быстро смекнули, и стали выдавать свои святилища за места обитания Сулеймана. Арабы верили, и не решались разрушать сооружения, связанные с жизнью легендарного пророка. Тюрьме Сулеймана, между тем, вероятнее всего отводилась по легенде роль темницы для заточения Соломоном непокорных джинов — считалось, что джинами Соломон повелевал (а также животными и насекомыми, зная их язык).

Тюрьма Сулеймана, Пасаргады, Иран

Стена «тюрьмы» возвышается на 14 метров. Вероятно, тюрьмой ее окрестили из-за непонятного назначения — в узкой башне из белого известняка была единственная комната, поднятая на каменном фундаменте на высоту восемь метров, с единственным входом, к которому вели каменные ступени. Стены башни украшали по три вертикальных фальш-окна — ниши из темного известняка.

3D реконструкция Тюрьмы Соломона

Это загадочное строение было повторено лишь однажды — в некрополе персидских царей Накше-Рустам («Куб Заратустры»). Ученые выдвигали различные версии относительно назначения этого сооружения — зороастрийский храм огня, сокровищница, место для хранения священных текстов Авесты и даже монумент для нанесения памятных записей (Куб Заратустры изрядно исписан). Но в 2006 году «тюрьма» была все же идентифицирована как гробница Камбиса I, отца Кира II Великого.

Крепость Толл-е Тахт /крепость Толле-Тахт / Тронный Холм /Тахт-и Мадар-и Сулейман / Трон Матери Соломона

Жилой дворец Кира, за ним Тюрьма Соломона, а на заднем плане крепость Толл-е Тахт

Еще дальше на северо-восток от Тюрьмы Соломона находятся руины крепости, старейшего монумента Пасаргад. Обычно ее называют Толл-е Тахт — «Тронный Холм». Но это не совсем верно. Ибо Тронный Холм — это холм, на на западной стороне которого стоит крепость. Сама же цитадель (точнее, ее руины), называется Тахт-и Мадар-и Сулейман — «Трон Матери Соломона».

Толл-е Тахт — Тронный Холм с незавершенной площадкой — «троном» на нем

Считается, что Толл-е Тахт — яркое подтверждение тому, что строительство Пасаргад не было завершено из-за неожиданной смерти Кира Великого и изменившихся в связи с этим планов его наследника, Камбиса II. Мощная каменная платформа, которая очевидно должна была послужить фундаментом для дворцового комплекса (как позже было сделано в Персеполе), не закончена — уложенные камни толком не обработаны, ступени лестницы не доделаны.

Толл-е Тахт, Пасаргады

Позже Дарий I возвел на этой платформе строения с мощными глиняными стенами (что и позволило говорить о «крепости»). Вероятно, там тоже находилась сокровищница. И, похоже, она тоже была без боя сдана воинам Александра Македонского, и греческий гарнизон, судя по найденным археологами монетам, мог оставаться там до 280 г. до н.э., когда в крепости случился сильный пожар.

Крепость Толл-е Тахт, Пасаргады

На самой платформе крепости смотреть особо нечего. Но с нее открываются зачудительнейшие виды, которые определенно стоят того, чтобы туда подняться.

Вид с Толл-е Тахт, Пасаргады

Вид с Толл-е Тахт, Пасаргады

Вид с Толл-е Тахт, Пасаргады

Вид с Толл-е Тахт, Пасаргады

Оно бы, конечно, здорово было бы снять с Тронного Холма весь комплекс Пасаргады — руины дворцов и усыпальницу Кира. Но солнце садилось как раз с той стороны — хороших снимков не сделать.

Насладившись окрестными видами я спустился к машине, и с чувством выполненного долга мы отправились обратно в Шираз. Вернулись в город уже в темноте.

Дорога в Шираз, Иран

Путешествие по Ирану подходило к концу. Впереди оставался только Бишапур.

Фотографии из Накше-Рустама, Персеполя и Шираза можно посмотреть в Фотогалерее .

Если эта заметка понравилась, буду премного благодарен, если вы поделитесь ею в соцсетях, нажав на соответствующие кнопки ниже — это поможет продвижению сайта. Спасибо!

Ну уж а если на форму для покупки авиабилетов нажмете, то будет совсем хорошо:)

Самые дешевые авиабилеты из Москвы в Тегеран на год вперед

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

Билеты от 17 150

1 пересадка

Билеты от 17 149

1 пересадка

Билеты от 16 743

1 пересадка

Билеты от 16 767

1 пересадка

Билеты от 16 767

1 пересадка

Билеты от 15 106

1 пересадка

Билеты от 15 094

1 пересадка

Билеты от 15 920

1 пересадка

Билеты от 15 890

1 пересадка

Билеты от 23 493

Гробница царя Кира II Великого в Пасаргадах. Около 530 г. до н. э.

Каждая из резиденций представляла собой грандиозный архитектурно-скульптурный комп­лекс, в котором всё подчинялось главной идее — прославлению вла­сти царя.

Ансамбль в Пасаргадах — городе, основанном Киром II на юге Ирана в VI в. до и. э., — самый древний, и он плохо сохранился. Вероятно, его облик, строгий и даже суровый, гар­монично вписывался в величест­венный горный пейзаж. Ансамбль включал в себя три основные по­стройки: масштабный вход-портал, по бокам которого в соответствии с ассирийской традицией стояли ги­гантские фигуры человекобыков; дворец для торжественных приё­мов — апада’ну;дворцовое помеще­ние для жилья — таджа’ру. Такая планировка типична и для всех по­следующих ансамблей. В Пасаргадах сохранилась гробница Кира II -строгое и массивное сооружение высотой одиннадцать метров, кото­рое отдалённо напоминает месопотамский зиккурат. Стены её не бы­ли украшены, и только над входом размещался символ верховного бо­га Ахура-Мазды — большая сложной формы розетка (орнамент в форме цветка) с золотыми и бронзовыми вставками.

В планировке и оформлении царского дворца в Сузах, древней персидской столице, разрушенной ассирийцами и вновь отстроенной в правление самых знаменитых

*Александр Македонский (336—323 гг. до н. э.) — царь Македонии (одного из государств на Балканском полуострове), военачальник, создатель одной из крупнейших держав Древнего мира, которая распалась после его смерти.

царей: Дария I (522—486 гг. до н. э.), Ксеркса (486—465 гг. до н. э.) и Ар­таксеркса I (465—424 гг. до н. э.), яс­но прослеживались традиции Месо­потамии. Все помещения комплекса зданий были сгруппированы вокруг обширных внутренних дворов. Вход в главный двор резиденции Дария I украшал изысканный по композиции и цвету изразцовый рельеф, изображавший царскую гвардию. Оформление задней стены северно­го фасада — фигуры крылатых бы­ков, также выложенные изразца­ми, — напоминало ворота Иштар в Вавилоне.

Особого внимания заслуживает парадная резиденция (520—460 гг.

до н. э.) царей Дария I и Ксеркса в Персе’поле, которая сохранилась лучше других, несмотря на то что в 330 г. до н. э. её пытался уничто­жить Александр Македонский. Ар­хитектурный ансамбль на высо­кой искусственной платформе расположен в долине, окружённой могучими скалами из чёрного ба­зальта. Главные здания комплек­са — дворцы Дария I и Ксеркса, а также ападана с парадным колон­ным залом, куда вела огромная лестница, украшенная многочис­ленными рельефами.

На рельефах запечатлены попу­лярные в Передней Азии сюжеты: борьба с фантастическими сущест­вами, сцены царских приёмов с

Дата добавления: 2014-12-07; просмотров: 967;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *