Итальянцы смотрят Иван Васильевич

Иван Васильевич меняет профессию

Иван Васильевич меняет профессию


Плакат Анатолия Евсеева и Павла Золотаревского (1973; издательство «Рекламфильм»)

Жанр

комедия
фантастика
приключенческий фильм
музыкальный фильм

Режиссёр

Леонид Гайдай

Автор
сценария

Владлен Бахнов
Леонид Гайдай

В главных
ролях

Юрий Яковлев
Леонид Куравлёв
Александр Демьяненко

Оператор

Сергей Полуянов
Виталий Абрамов

Композитор

Александр Зацепин

Кинокомпания

Киностудия «Мосфильм»
Экспериментальное творческое объединение

Длительность

88 мин.

Страна

СССР СССР

Язык

русский

Год

IMDb

ID 0070233

Официальный сайт

«Ива́н Васи́льевич меня́ет профе́ссию» — советская кинокомедия производства киностудии «Мосфильм», снятая в 1973 году режиссёром Леонидом Гайдаем по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич» об инженере-изобретателе Тимофееве, создавшем машину времени, которая удивительным образом открывает двери в XVI век — во времена Ивана Грозного, в результате чего царь оказывается в советской Москве, а его тёзка — управдом Иван Васильевич Бунша вместе с вором-рецидивистом Жоржем Милославским — в палатах царя. Лидер советского кинопроката 1973 года — свыше 60 миллионов зрителей.

Сюжет

Фильм начинается как чёрно-белый. Изобретатель Александр Сергеевич Тимофеев (он же Шурик) создаёт машину времени. Очередной эксперимент по её запуску, периодически приводивший к перегоранию пробок в подъезде, закончился взрывом, перегоранием пробок во всём доме и потерей сознания Шуриком. С началом сна Шурика фильм становится цветным.

Жена Тимофеева, киноактриса Зинаида Михайловна (она же Зина), приходит со съёмок в задымлённую квартиру № 20 и говорит Шурику, что уходит от него и уезжает в Гагры со своим новым возлюбленным, кинорежиссёром Карпом Савельевичем Якиным. В это время вор-рецидивист Жорж Милославский обворовывает квартиру соседа Тимофеева — стоматолога Антона Семёновича Шпака. Это квартира № 22. В присутствии управдома Ивана Васильевича Бунши Шурик испытывает машину времени на небольшой мощности, и стена между квартирами Шурика и Шпака исчезает.

Удивлённый Жорж Милославский входит в квартиру Шурика. Он заинтересовывается машиной, которая может убирать стены, а управдом интересуется подозрительным «другом» Шпака. Шурик увеличивает мощность, и через стену открываются царские палаты. На троне сидит Иван Грозный, а рядом — дьяк Феофан. Увидев пришельцев и приняв их за демонов, напуганный Феофан убегает за стражей, а царь пугается чёрной кошки Шурика и убегает в его квартиру, а оттуда в подъезд.

В палаты врывается стража. Один из бердышей, брошенный стрельцом в Милославского, а затем наоборот (Милославским в стрельца), попадает в пульт машины времени. Она ломается, оставляя Ивана Грозного в современном мире, а Ивана Васильевича Буншу и Жоржа Милославского — в XVI веке. Спасаясь от стражи, Милославский замечает внешнее сходство Бунши и Ивана Грозного и заставляет управдома переодеться в найденную царскую одежду. Бунша переодевается в царя, а Милославский выдаёт себя за князя.

В XX веке Шурик объясняет царю, что случилось, угощает его «Столичной» водкой и просит подождать его, пока он сбегает в магазин за новыми транзисторами для машины времени. Иван Грозный остаётся в квартире, адаптируется к современному быту и оказывается вовлечённым в столкновения с современными героями. Ему удаётся помирить Зину и приехавшего к ней за своим чемоданом Якина. Парочка уезжает в Гагры, в то время как новая любовница Якина обзванивает всех знакомых, хвалясь, что едет в Гагры с Якиным.

Иван Грозный ведёт себя воинственно по отношению к Шпаку, оценив того как холопа, неправильно подающего челобитную царю; ругается с Ульяной Андреевной Буншей, которая приняла царя за своего мужа, напившегося у соседей. Перепуганная жена Бунши вызывает психиатров, которым говорит, что у царя будто бы белая горячка, а Шпак звонит в милицию, чтобы сказать им, что Шурик приютил в своей квартире «живого царя».

В царском времени тоже неспокойно: Бунша всеми признаками выдаёт, что он не настоящий царь, а Милославский ведёт дела за него. Приём шведского посла чуть не закончился скандалом — Бунша уже почти отдаёт шведам Кемскую волость, но Милославский одёргивает его и сообщает послу, что нужно посовещаться. Во время пира Иван Васильевич Бунша заигрывает с миловидной супругой Ивана Грозного, Марфой Васильевной, и напивается.

Войско, посланное на Изюмский шлях, возвращается и поднимает бунт. Стрельцы врываются в царские палаты, чтобы пленить самозванцев. Но, наконец, срабатывает починенная Шуриком машина времени, и Иван Васильевич Бунша с Жоржем Милославским возвращаются в XX век. Милиционеры задерживают Ивана Грозного по вызову Шпака, а Бунша сдаётся сам, заявляя, что «незаконно» временно исполнял обязанности царя (так как его принуждал Милославский). Иван Грозный, услышав это, набрасывается на своего двойника, и завязывается драка.

Санитары психиатрической бригады «скорой помощи», прибывшей вместе с нарядом милиции, надевают на обоих участников потасовки смирительные рубашки. Милиция подводит обоих Иванов к Ульяне Андреевне для опознания. Она признаёт своего мужа и в Бунше, и в царе. Решив, что она тоже сошла с ума, Ульяна Андреевна снимает парик и отправляется вместе с двойниками в психбольницу.

Милославский надевает белый халат Шурика и пытается скрыться под видом медика. Санитары и переодевшийся медработником Милославский выводят «пациентов» на улицу. В этот момент милиционеры, обнаружив в оставленной Жоржем Милославским куртке его же справку об освобождении, узнают, что у них в руках находился сам Жорж Милославский. С балкона они кричат об этом врачам, и все бросаются в погоню за Милославским. Воспользовавшись суматохой, Иван Грозный выбегает из машины «скорой помощи» и бежит в квартиру к Шурику, который снова запускает свою машину времени. Открывается вход в палаты, и Иван Грозный возвращается в своё время, но при этом снова пугается кошки Шурика, бросает в неё шапкой и убегает, забыв забрать эту шапку.

В эпилоге фильм вновь становится чёрно-белым. Шурик очнулся, поднялся с пола и не понимает, что же всё-таки произошло. Стук в дверь понемногу приводит его в чувство. Он идёт открывать и видит за дверью супругов Буншей, грозящих ему жалобой за обесточивание всего дома. Шурик спрашивает у них: «Что, вас уже выпустили из сумасшедшего дома?», приводя своих собеседников в ярость. Постепенно сознание возвращается к нему, и тут он вспоминает, что его бросила жена.

Вскоре с работы приходит Зина. Шурик спрашивает её о поездке в Гагры и о связи с Якиным. Удивлённая Зина говорит, что Шурик совсем сойдёт с ума со своей машиной и что никакого режиссёра Якина у них нет. Шурик понимает, что ему всё приснилось. Он успокаивается, обнимает Зину и замечает обронённую царём цветную шапку, которая тут же превращается в кошку. Супруги в недоумении смотрят на зрителей, пожимают плечами и целуются, а кошка произносит: «Чао!»…

В ролях

Актёр Роль
Юрий Яковлев управдом Иван Васильевич Бунша / царь Иван Васильевич Грозный
Леонид Куравлёв Жорж Милославский, квартирный вор-рецидивист

  • разговор по телефону со Шпаком женским голосом озвучила Наталья Кустинская
  • песню «Разговор со счастьем» исполнил Валерий Золотухин
Александр Демьяненко Александр Сергеевич Тимофеев (Шурик), инженер-изобретатель
Савелий Крамаров Феофан, дьяк посольского приказу
Наталья Селезнёва Зинаида Михайловна Тимофеева (Зина), киноактриса и жена Шурика (вокал — Нина Бродская)
Наталья Крачковская Ульяна Андреевна, жена Бунши
Наталья Кустинская актриса и пассия режиссёра Якина
Владимир Этуш Антон Семёнович Шпак, зубной врач, сосед Шурика
Михаил Пуговкин Карп Савельевич Якин, кинорежиссёр
Сергей Филиппов шведский посол

В эпизодах

Актёр Роль
Эдуард Бредун спекулянт радиодеталями
Александр Вигдоров стрелец (крупный план в коротком эпизоде — он оборачивается, когда Бунша на колокольне, запутавшись в верёвках, «наигрывает» Чижика)
Валентин Грачёв стрелец («Живьём брать демонов!», «Живьём брать самозванцев!»)
Наталья Гурзо медсестра Шпака
Иван Жеваго психиатр
Анатолий Калабулин стрелец с дёргавшимся ухом и высоким голосом
Виталий Киселёв певчий в хоре (когда хор исполняет песню «Собака крымский царь», его показывают крупным планом на моменте «Собака!»)
Нина Маслова царица Марфа Васильевна
Анатолий Подшивалов лейтенант милиции («Тамбовский волк тебе боярин! Квартиру Шпака вы брали?»)
Виктор Уральский старшина милиции («Тоже мне, Тарапунька и Штепсель нашёлся…»)
Виктор Шульгин боярин («Войско взбунтовалось! Говорят, царь не настоящий!»)

Производство

Кинопробы

Первый вариант сценария Гайдай писал под Юрия Никулина, который, прочитав его, наотрез отказался сниматься, мотивируя это тем, что год съёмок пропадёт впустую — фильм положат на полку. После отказа Никулина на роль царя пробовались восемь актёров, в том числе:

  • Евгений Евстигнеев (худсовету не понравились его пробы);
  • Георгий Вицин (ассоциировался с Трусом из знаменитой троицы);
  • Евгений Лебедев (по мнению Гайдая, выглядел превосходно в образе царя, но не убеждал его в образе управдома);
  • Владимир Этуш (он сыграл Антона Семёновича Шпака).

В результате роль досталась Юрию Яковлеву, который на пробах смог раздвоиться на жалкого Буншу и грозного царя.

С утверждением Яковлева на обе роли возникла проблема с исполнителем роли Жоржа Милославского, играть которого, по задумке режиссёра, должен был Андрей Миронов. В сравнении с игрой Юрия Яковлева, Андрей Миронов не смог стопроцентно передать характер персонажа. Перепробовав ряд актёров, среди которых были Георгий Юматов, Сергей Никоненко, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный и Анатолий Кузнецов, Гайдай остановился на Леониде Куравлёве.

Сложный выбор был и среди исполнительниц женских ролей. На роль Зины пробовались три Натальи: Селезнёва, Гундарева и Гвоздикова.

Съёмки

Съёмки фильма начались в мае 1972 года и проходили в следующих местах:

  • Видеоклип к песне «С любовью встретиться (Звенит январская вьюга)» — Ялта.
  • Палаты Ивана Грозного — Ростовский кремль.
  • Дом Шурика — дом № 13 (строение 1) по Новокузнецкой улице в Москве, примерно посередине между станциями метро «Новокузнецкая» и «Павелецкая». В нём находился магазин «Светоч» (часть вывески видна в кадрах).
  • Магазин «Радиотовары» также располагался в доме на Новокузнецкой улице.
  • Вид с балкона (кроме вида из дома на Новокузнецкой) — панорама Москвы-реки и начала Кутузовского проспекта, снятая с высотного здания на Калининском.
  • Все внутренние интерьеры: подъезд дома Шурика, лифт, лестничные площадки, квартиры Шпака и Шурика, а также царские палаты — всё это снималось в одной и той же декорации на киностудии.

Песни

  • Первоначально песню Александра Зацепина на слова Леонида Дербенёва «С любовью встретиться» («Звенит январская вьюга») для кинофильма записала София Ротару. Однако этот вариант (из-за серьёзной и проникновенной манеры исполнения) не подошёл для комедийного жанра фильма. В результате песню перезаписали, и в окончательный вариант фильма вошло исполнение Нины Бродской. Впоследствии Ротару исполнила эту песню в представлении «Первый скорый» в новогоднюю ночь 2005—2006 годов.
  • Борис Кузнецов, Лев Полосин и хор МВО исполнили песню «Кап-кап-кап» («Маруся») — музыка: Александр Зацепин, слова: Леонид Дербенёв.
  • Валерий Золотухин исполнил песню «Разговор со счастьем» («Счастье вдруг, в тишине…») — музыка: Александр Зацепин, слова: Леонид Дербенёв.

Реквизит

  • Машину времени для съёмок в фильме создал художник, скульптор по дереву и карикатурист Владислав Почечуев. Первоначальный вариант машины времени, изготовленный специальным бюро, оказался невыразительным макетом стандартной ЭВМ. В. Почечуев набросал эскиз новой модели и при помощи конструктора, слесаря и стеклодува за несколько дней создал новую машину времени, создающую у зрителей ощущение чуда.

Приём и цензура

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 22 декабря 2016 года.

Комичный образ царя-самозванца был воспринят как издевательство над Иваном Грозным, и поэтому из фильма был исключён эпизод, где царь жарит котлеты на кухне Тимофеева.

Некоторые фрагменты были переозвучены режиссёром из цензурных соображений:

  • Запрету подвергся эпизод, где Зина, заботясь об Иване Грозном в квартире Шурика, произносит: «Мало ли что могут подумать!», но по губам читается: «Вас здесь могут увидеть!».
  • Переозвучили и фразу Бунши в эпизоде обращения к шведскому послу — вместо сценарной фразы «Мир, дружба!» получилось: «Гитлер капут» (в оригинальной пьесе Булгакова Бунша в этот момент говорит: «Я на иностранных языках только революционные слова знаю, а всё остальное забыл…», на что следует ответ Милославского: «Ну, говори хоть революционные, а то ты ведь никаких слов не произносишь»).
  • Во время царского банкета Бунша спрашивает Милославского: «За чей счёт этот банкет? Кто оплачивать будет?» Тот отвечает: «Во всяком случае, не мы» (цензурный вариант), в оригинале же — «Народ, народ, батюшка».
  • В сцене допроса Ивана Грозного сотрудниками милиции на вопрос «Где живёте?» тот отвечает: «В палатах» (цензурный вариант), по замыслу Леонида Гайдая: «Москва, Кремль».

На ручке, которую Милославский украл у Шпака и подарил послу, была изображена обнажённая женщина. Крупные планы из фильма вырезали, так как обнажённых женщин тогда было запрещено показывать. После внесения всех изменений хронометраж фильма уменьшился на 10 минут, но оригинальный негатив фильма хранится на студии «Мосфильм».

Выпуск на видео

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 июня 2011 года.

Первоначально, в 1970-е годы, в СССР фильм продавался на киноплёнках.

С 1980-х годов фильм начал выпускаться на видеокассетах VHS видеопродукцией «Видеопрограмма Госкино СССР», первоначально в системе SECAM. В 1990 году в СССР и России фильм издан кинообъединением «Крупный план», в 1995—1999 годах — совместно с компанией «Видеомир» — на лицензионных видеокассетах VHS со звуком Hi-Fi Stereo и в системе PAL.

В странах социалистического лагеря и в других странах Европы выпускались импортные лицензионные видеокассеты этого фильма с разными дубляжами и с субтитрами.

С 2001 года в России фильм начал выпускаться киновидеообъединением «Крупный план» на VHS и DVD — отреставрированную версию со звуком Dolby Digital 5.1 и Dolby Digital 2.0, с русскими субтитрами и с фильмографией.

В США фильм был выпущен на DVD под названием Ivan Vasilievich: Back to the Future (с англ. — »Иван Васильевич: Назад в будущее») в 2002 году.

В рамках лимитированной серии «Золотой автограф» компания «Крупный план» выпустила фильм в двухдисковом издании в коллекционном боксе. Помимо самого фильма на первом диске, на втором DVD был включён фильм о создании «Ивана Васильевича» (53 минуты). Также в боксе были включены факсимиле разных киноплакатов к фильму и входного премьерного билета в к/т «Россия».

В 2011 году фильм вышел в HD-формате Blu-ray от компании «Крупный план».

Ссылки

  • О фильме и актёрах на сайте Леонида Гайдая
  • «Иван Васильевич меняет профессию» на официальном канале «Мосфильма»
  • Покадровая стенограмма пьесы Булгакова и фильма
  • Рустем Вахитов. Грозный и Бунша (о пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич» и фильме Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»)
  • «В комедии „Иван Васильевич меняет профессию“ вместо Натальи Крачковской могла появиться… Нонна Мордюкова, а вместо Юрия Яковлева — Георгий Вицин» //Владимир Громов «Факты и комментарии»
  • «Иван Васильевич» 30 лет спустя. Особенности съёмки фильма
  • Постер фильма
  • Кадры из не вошедших в фильм эпизодов
  • «Чёрные перчатки», (со звуком)
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 мая 2009 года.

Тематические сайты

Фильмы Леонида Гайдая

1950-е

Долгий путь (1956) • Жених с того света (1958)

1960-е

Трижды воскресший (1960) • Пёс Барбос и необычный кросс (1961) • Самогонщики (1961) • Деловые люди (1962) • Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965) • Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966) • Бриллиантовая рука (1968)

1970-е

12 стульев (1971) • Иван Васильевич меняет профессию (1973) • Не может быть! (1975) • Инкогнито из Петербурга (1977)

1980-е

За спичками (1980) • Спортлото-82 (1982) • Опасно для жизни! (1985) • Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989)

1990-е

Связанные

Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (1977) • Комедия давно минувших дней (1980) • Старые песни о главном 3 (1997)


Продолжаю серию подборок отзывов иностранцев о советской киноклассике. Сегодня я решил взглянуть, что они думают об одной из лучших советских комедий — «Иван Васильевич меняет профессию». У фильма неплохой рейтинг на IMDb: Ratings 8,4/10 from 12553 users. И довольно прилично отзывов. Правда большинство из них — от бывших граждан СССР, но кое-что всё же можно было найти. Вот перевод некоторых из комментаторов.


hte-trasme 19 March 2014
Эта комедия была снята по пьесе Булгакова, которую я не смог найти, поэтому я не знаю, насколько они расходится. События (современные, во всяком случае), должно быть, были перенесены на несколько десятилетий в будущее, но это, безусловно, только подчёркивает талант Булгакова — позволить перенести комичную ситуации в любую временную точку, в которой она могла бы произойти.
Изобретатель Шурик — персонаж двух предыдущих фильмов. Но в третьем замечаешь тенденцию, что каждый последующий фильм становится более качественным, и все меньше сюжета завязано на Шурике. Александр Демьяненко снова забавный, но настоящий юмор исходит от царя и его двойника.
Как можно себе представить, комичные ситуации возникают из-за того, что они не знакомы с временем в котором они оказались, но сами шутки не кажутся предсказуемыми. Напротив, от всего этого получаешь огромное чувство удовольствия, от глупых вступительных титров до исчезновения четвертой стены к Милославскому, и до откровенно перезагруженной концовки. Кажется, что все участники решили, что им наплевать на создание веселого фильма, и решили хорошенько развлечься.
Я изучаю русский только как второй язык, поэтому я мог бы сказать, что были шутки, основанные на использовании Иваном славянских архаизмов и неспособности Бунши сделать то же самое, но я не думаю, что понял все тонкости, которые были заложены создателями. Но это не мешает мне считать, что это одна из самых смешных и приятных из русских комедий, которые я смотрел в последнее время.


gagewyn 20 February 2000
Я смотрел этот фильм на русском языке без субтитров, поэтому не понял большую часть диалогов. К счастью, приблизительно половина юмора чисто визуальна, так что я все же развлекся. Не нужно говорить по-русски, чтобы понять, что Иван Грозный смущен лифтом.
С точки зрения визуального юмора — это очень качественно. Большая часть юмора приходится на длинные погони на высокой скорости. Особенно забавен вор, хотя с усами он выглядит как порнозвезда. Я думаю, это было сделано намеренно. Кроме того, кадры с черной кошкой, поднимающейся вверх по занавескам, и выглядевшей взволнованной, хорошо сняты и довольно милы.
Я рекомендую этот фильм тем, кто ищет хорошо снятую фарс комедию. От смеха присутствующих, которые свободно говорили по-русски, я понял, что в фильме есть, вероятно, некоторые довольно хорошие и словесные шутки.


jon.dicks 27 May 2008
Довольно забавная смесь визуальных каламбуров мистера Бина, русских стереотипов до перестройки, погонь Бенни Хилла и немного икры (черной, красной и баклажанной)! Я ожидал чего — то гораздо большего от фильма с таким высоким рейтингом, но если весь юмор основан на русских шутках, потерянных при переводе – чему лично я не верю — тогда этот фильм был бы на одном уровне с «Up Pompeii».

Так вот, не поймите меня неправильно. Я люблю фильмы «Carry on», Шоу Бенни Хилла, мистера Бин. Но поставить эту причудливую частушку в четверку лучших научно-фантастических фильмов, с великими «Звездными войнами» и «Матрицей», и выше «Бегущего по лезвию» и «Чужого», заставляет меня полагать, что тут что-то не так! Ах да! Только 1130 голосов по сравнению с 135273 для «Бегущего по лезвию».

Как говорится, бывает ложь, наглая ложь и… и я позволю вам закончить все остальное. Фильм явно имеет твердое, преданное ядро верных поклонников. Смотрите фильм, но не ожидайте, что он перенесёт вас в философские размышления. И еще, кто-нибудь импортировал икру из баклажанов?

Ну и на закуску — ролик, как уже успевшим многим надоесть итальянцам показали «Ивана Васильевича» .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *