Йоханнесбург

Йоханнесбург

Видео: Йоханнесбург

Основные моменты

Йоханнесбург старше Кампалы и Найроби: его возникновение связано с золотой лихорадкой, охватившей юг Африки в 1886 г. В 1994 году он стал центром провинции Хаутенг — самой маленькой, но и самой богатой в ЮАР. Для удобства жители города называют его Joburg – произносится как «Джобург».

Город лежит в горах Витватерсранд (Witwatersrand) на высоте около 1700 м, поэтому воздух здесь сухой, а климат не слишком жаркий. В январе, то есть в разгар южноафриканского лета, ртутный столбик не поднимается выше +26 °С, тогда как в июне вам понадобится теплая одежда: здесь даже заморозки случаются.

В 90-х Йоханнесбург стал известен как криминальная столица Южной Африки, однако с тех пор на его улицах стало значительно безопаснее. Информационный центр находится на верхнем уровне торгового центра Rosebank Mall, в северном пригороде Роузбэнк (Gauteng Tourism Authority Tourist Office, вход с угла Baker St. и Cradock Av., +27-011-3277000; www.gauteng.net, пн-пт с 9.00 до 17.00, сб до 14.00).

Достопримечательности Йоханнесбурга

В центре Йоханнесбурга знакомятся с достопримечательностями, а в северных предместьях живут. После закрытия магазинов и учреждений в центре делается скучно, а в темное время суток еще и небезопасно. Центральный Йоханнесбург довольно велик и состоит из нескольких частей. Поскольку в каждой из них можно найти что-то интересное, лучше позаботиться о транспорте. Кольцевая линия СЗ автобусной сети Rea Vaya охватывает весь центр города, Такси вряд ли обойдется дешевле 700 р. за 3-4 часа. Удобный способ знакомства с городом — это автоэкскурсия продолжительностью от 4 до 8 ч. Сити-туры организуют многие компании, представленные в Сети (в поиске клиентов им помогают отели). Обычная программа включает поездку по району Хиллброу, посещение Холма Конституции, подъем на смотровую площадку небоскреба Carlton Centre, проезд по мосту им. Нельсона Манделы и посещение университетского кампуса в Браамфонтейне. Стоит такая экскурсия в среднем от 400 (5 чел., за каждого!) — до 500 (2 чел.) рандов. Одиночке заплатить придется примерно на 300 р. дороже, транспорт, гид и входные билеты включены. Более продолжительные туры включают посещение Музея Африки (Africa Museum), Музея апартеида (Apartheid Museum) и поездку в Соуэто (Soweto).

Холм Конституции

Constitution Hill, 1 Hospital St.
+27-011-3813100
www.constitutionalcourt.org.za
Экскурсии с 9.00 до 17.00 по будням (билеты до 16.00), сб 10.00-15.00, вс выходной
Взросл./учащ./дети до 12 лет 15/10/5 р.
По вт бесплатный вход

Комплекс зданий Конституционного суда ЮАР был открыт в 2004 г. (само учреждение существует с 1994 г.) в старейшей части Йоханнесбурга, на месте Old Fort Prison — известнейшей тюрьмы Южной Африки, где вместе с уголовниками сидели Махатма Ганди и Нельсон Мандела.

Камера последнего теперь стала музеем, как и прочие уцелевшие здания «централа». Находится к северу от главного вокзала Парк Стейшн (Park Station).

Художественная галерея Йоханнесбурга

Johannesburg Art Gallery, King George St./Klein St., Joubert Park
С 10.00 до 17.00, кроме вт, вход свободный

Здание у вокзала Парк Стейшн построено в начале XX в. по проекту знаменитого британца Эдвина Лютьенса. Галерея появилась благодаря горнопромышленнику Л. Филлипсу: его жена коллекционировала предметы искусства, а супруг обеспечил место для их хранения и показа. В 15 залах выставлены произведения европейцев — от офортов Рембрандта до полотен импрессионистов, а также работы лучших южноафриканских художников.

Карлтон Центр

Carlton Centre, 150 Commissioner St.
+27-011-3316608

Творения архитектурного бюро «Скидмор, Оуингс и Меррилл» в США и Китае уже отдали статус самых высоких другим зданиям, но их «Карлтон» с 1973 г. остается лидером Африки. На 50-м этаже 232-метровой башни находится смотровая площадка (Top of Africa, 7,50 р.), а на подземном уровне торговый центр. Великана окружают высотки Центрального делового района (Central Business District, или CBD), заброшенного на исходе 90-х, но возрождающегося к жизни. «Карлтон» не является самым высоким сооружением Йоханнесбурга: его превосходят две местные телебашни — Hillbrow Tower (ближайшая, построена в 1971 г., 269 м) и Sentech Tower (юго-запад, построена в 1962 г., 237 м).

Ньютаун

Здесь находится известный Театр на рынке (Market Theatre, 56 Margaret Mcingana St., +27-011-8321641; www.markettheatre.co.za), действительно занимающий здание бывшего рынка, построенного в 1913 г. С ним делит крышу Музей Африки (121 Bree St., +27-011-8335624; 9.00-17.00, кроме вт, вход свободный), рассказывающий об истории и культуре африканских народов, искусстве фотографии в ЮАР и даже о геологии провинции Хаутенг. Конкуренцию театру и музею составляет Мир пива (World of Beer, 15 President St., вход с Becker St., +27-011-8364900 доб. 106, www.worldofbeer.co.za; 10.00-18.00, кроме вс и пн, вход 10 р., дегустации) — выставка достижений компании South African Breweries (SAB). На площади перед Market Theatre по утрам в субботу работает блошиный рынок.

Мост им. Нельсона Манделы (Nelson Mandela Bridge)

Изящный вантовый мост длиной почти 300 м соединяет Браамфонтейн (Braamfontein) с находящимся чуть дальше к югу районом Ньютаун. Эстакада открылась в 2003 г., по вечерам красиво подсвечивается.

Университет Витватерсранда

University of Witwatersrand, 1 Jan Smuts Av., Braamfontein
+27-011-7171000
www.wits.ac.za

Известнейший университет страны (в просторечии Витс) вырос из горного института, открытого в г. Кимберли в 1896 г. Среди выпускников числятся четыре Нобелевских лауреата и немало африканских политиков. Университетский городок в Браамфонтейне построен в 1920-х на месте фермы, с которой начался город-герой Йоханнесбург. Городок делится на два кампуса — Западный (West Campus) и Восточный (East Campus). Восточный самый красивый, там также находятся Музей искусств (Wits Art Museum, угол Bertha St. и Jorissen St.,+27-011-7171365; 10.00-16.00, кроме пн и вт; закрыт 23 дек,- 4 янв., в Великую пятницу (канун Пасхи) и 1 мая, взрослые/старше 65 лет 50/40 р., остальные бесплатно), Музей биологических наук (Oppenheimer Life Science Bid., +27-011-7176464/67, по будням с 8.30 до 16.30) и Музей палеонтологии (Bernard Price Institute for Palaeontological Research, угол Jorissen St. и Yale Rd., +27-011-7162727; открыт по будням с 8.30 до 16.30). К северу от вокзала Парк Стэйшн, в Парктауне, расположен третий кампус — там работают Музей медицины (Adler Medicine Museum, 7 York Rd., +27-011-7172081; по будням с 9.30 до 16.00) и Музей анатомии (адрес и распорядок работы те же, +27-011-7172420). С Парктаунским кампусом связана популярная городская легенда. В ЮАР водится большой бескрылый сверчок Libanasidus vittatus. Будущие врачи из Парктауна шутки ради пустили слух, будто это безобидное насекомое — результат экспериментов в их университетских лабораториях. С тех пор сверчка величают «парктаунской креветкой» (Parktown prawn), а в фильме «Район № 9», действие которого происходит в Йоханнесбурге, прозвище «креветки» перенесено на бомжующих инопланетян.

Саксонволд

В 1891 г. золотопромышленник Герман Экштейн разбил на окраине города парк, названный им в честь малой родины Захсенвальдом («Саксонский лес»), В 1908 г. в парке появилось искусственное озеро (Zoo Lake), где теперь ежегодно, в первое воскресенье сентября, проходит фестиваль джазовой музыки. Парк носит имя Г Экштейна, а старое название закрепилось за прилегающим районом. Здесь расположен Музей военной истории (Erlswold Way, Saxonwold, +27-010-0013515, www.ditsong.org.za/military; ежедневно 9.00-16.30, в канун Пасхи, 25 декабря и в дни джазового фестиваля; взрослые/пожилые люди/учащиеся 25/15/15 р.), рядом с которым находится Мемориал 2-й Англо-бурской войны, заложенный в 1910 г. по проекту Э. Лютьенса. Арка высотой 20 м, увенчанная фигурой ангела-миротворца, прославляла павших англичан. В 1999 г. памятник переименовали, посвятив всем жертвам первой войны кровавого XX века.

Зоопарк

Johannesburg Zoo, Saxonwold
+27-011-6462000
Ежедневно с 8.30 до 17.30, касса до 16.00
Взрослые/пожилые люди/дети 3-12 лет 55/34/34 р.

Примыкает к военному музею с южной стороны. Зоопарк существует с 1904 г., сейчас здесь живут представители более 300 видов африканской фауны.

Эммерентия

Район к западу от Саксонволда, где в 1886 г. два брата-бура построили две фермы — граница между ними проходила по современной Оранж-Роуд (Orange Rd.). К западу от нее, в Маркс Парке (Marks Park), жил Франс Гелденхюйс, а на Гринхилл-Роуд (14 Greenhill Rd.) — его брат Лув с женой Эммерентией. Их дома считаются старейшими зданиями Йоханнесбурга. Еще одна достопримечательность — ботанический сад (Johannesburg Botanical Garden, Olifants Rd., 6 км от центра, с рассвета до заката, вход свободный), учрежденный в 1964 г. Здесь растет 2500 видов растений — есть розарий, сад кактусов и даже искусственное болото. На северной границе ботанического сада простирается рукотворное озеро Эммерентия Дэм (Emmerentia Dam), отделяющее его от парка им. Яна ван Рибека (Jan van Riebeeck Park) — он назван так в 1952 г. в честь 300-летия высадки первых голландцев на мысе Доброй Надежды.

Деньги

В Йоханнесбурге действует сеть обменников American Express и Rennies (эта принадлежит Bidvest Bank и сотрудничает с Thomas Cook). В аэропорту курс ниже. Работают иностранные банки — Standart Chartered, Barclays, HSBC, Citibank и др. С иностранными картами проблем не возникает, в том числе и с Visa Electron. Банкоматов много, так что нет необходимости снимать большую сумму наличных. Рекомендуется пользоваться банкоматами в людных местах (в тех же торговых центрах). Банки и обменные пункты обычно работают с 9.00 до 17.00 по будням, по субботам до 14.00. По воскресеньям банки закрыты, обменники работают до 14.00.

Покупки

Совершая покупку Йоханнесбурге, да и везде в ЮАР, не забудьте попросить в магазине счет-фактуру (Tax invoice). В аэропорту этот документик поможет вам вернуть 14% уплаченного — именно столько составляют налоги, которые иностранец платить не обязан. Магазинный чек также необходим при вывозе изделий из кожи и природных материалов.

Супермаркеты ЮАР принадлежат к нескольким сетям: Woolworths (www.woolworths.co.za), Checkers (www.checkers.co.za, принадлежит компании Shoprite), Spar (www.spar.co.za) и Pick’n Pay (www.picknpay.co.za). Woolworths и Spar считаются более дорогими, Checkers и Pickn Pay попроще. Супермаркеты обычно работают с 8.00 до 19.00, по выходным могут закрываться на час раньше.

Обычное время работы магазинов в больших торговых центрах — с 9.00 до 17.00, мелкие могут работать с 10.00, а по воскресеньям закрываться уже в обед. В центре города пользуются известностью торговый центр в небоскребе Carlton Centre, а также Oriental Plaza (Bree St., Fordsburg, +27-011-8386752; www.orientalplaza.co.za) к западу от Ньютауна. Прочие популярные места для шопинга:

  • Диагональная улица (Diagonal St.). Одна из старейших торговых улиц центра, находится между CBD и Ньютауном. Можно узнать издали благодаря оригинальному стеклянному небоскребу Diamond Building (арх. Хельмут Ян, 1984 г., 80 м). Множество ресторанов и кафе.
  • Sandton City (+27-011-217-6000; www.sandtoncity.com). В северо-восточном пригороде Сэндтон, крупнейший в городе.
  • Eastgate Shopping Centre (43 Bradford Road, Bedfordview, +27-011-4796000; www.eastgate-shops.co.za). Мегамолл по дороге в аэропорт им. О. Тамбо.
  • Rosebank Mall (Oxford St., Rosebank, +27-011-7881920; www.themallofrosebank.co.za). В известном жилом пригороде — то же направление, что Сэндтон, но ближе к центру. В этой аркаде работает сувенирный базар African Craft Market (всю неделю). Также в Роузбэнк, но только по воскресеньям, можно побродить по вещевому рынку Johannesburg Rooftop Market.

Отели

Главные «гостиничные» пригороды Йоханнесбурга — это Сэндтон и Роуз-банк к северу от мегаполиса. Известные гостиничные бренды представлены главным образом в Сэндтоне.

Можно также поделиться в Мелвилле (Melville) и Норвуде (Norwood).

Еда и напитки

Фастфуд в Йоханнесбурге представлен как мировыми брендами (McDonalds, KFC, Subway), так и местными сетями — например, Hungry Lion (от компании Shoprite, бургеры 49-89 р., пицца от 59 р.), Steers (www.steers.co.za; бургеры от 9,90 р., комбо-обеды от 31,90 р.) или Wimpy (www.wimpy.co.za; завтраки от 20 р., бургеры от 43,50 р., салаты от 30 р.). Еды на скорую руку много на вокзале Парк Стейшн и в его окрестностях, а в каждом торговом центре есть «ресторанный дворик». Фастфуд с раннего утра (имеются круглосуточные заведения), рестораны посолиднее открываются в основном после 11.00.

Как добраться и передвигаться

Международный аэропорт им. Оливера Тамбо (OR Tambo International Airport, JNB, справка +27-011-9216262, +27-0867277888, www.acsa.co.za) в 25 км к востоку от Йоханнесбурга — крупнейший и самый современный аэропорт Африки. Из Европы туда летают British Airways (Лондон), KLM (Амстердам), Air France (Париж), Lufthansa (Франкфурт), Swiss Air (Цюрих) и Turkish Airlines (Стамбул). Из Азии прямые рейсы делают Emirates (Дубай), Qatar Airways (Доха), Etihad Airways (Абу-Даби), Singapore Airlines (Сингапур) и Cathay Pacific (Гонконг). Из Москвы можно добраться только с пересадкой, дешевле будет лететь рейсами Etihad Airways, Qatar Airways или Egypt Air (через Каир). Если вы начали с Восточной Африки, то без труда улетите в Йоханнесбург из Энтеббе, Найроби, Дар-эс-Салама и Занзибара.

Йоханнесбург — база авиакомпании ЮАР South African Airways (www.flysaa.com). Она летает в Европу (Лондон, Мюнхен и Франкфурт), а на внутренних направлениях поддерживает сообщение между Йози, Дурбаном, Кейптауном и другими крупными городами. Кроме того, в аэропорту им. О. Тамбо обслуживаются рейсы более дешевых южноафриканских перевозчиков: Airlink, Comair, Kulula.com и Mango.

В аэропорту два основных терминала: А — для международных рейсов, В — для внутренних. На нижнем уровне каждого из них находится зона прилета, на верхнем — вылета. А и В соединены между собой зданием Центрального терминала (Central Terminal Building), построенного к футбольному мондиалю 2010 г.

Из аэропорта в Йоханнесбург ведет шоссе R24 Airport Freeway, на которое нанизано несколько промзон — возможны пробки. Аэропорты ЮАР управляются компанией ACSA (Airport Company South Africa, +27-011-7231400; www.acsa.co.za) — ее логотип должен быть на машине, если вы решили взять такси. Посадка в машины на нижнем уровне каждого терминала, информационные стойки находятся в зонах прилета (+27-011-3901-502, +27-0861243243, по счетчику). Кроме того, у каждого терминала есть площадка, с которой отправляются машины различных компаний, предлагающих трансфер по фиксированному тарифу (при заказе вас встречают в зале прилета), например:

В любом случае проезд будет стоить около 400 рандов. Самый удобный и дешевый способ добраться из аэропорта им. О. Тамбо в город -поезд «Хаутрэйн» (Gautrain, +27-080042887246; www.join.gautrain.co.za; 5.30-20.30, каждые 12-20 мин. по будням, каждые 30 мин. в сб-вс). Это система скоростного рельсового транспорта провинции Хаутенг — то ли электричка, то ли метро. Gautrain имеет три линии: «Восток-Запад» (East-West Commuter), «Север-Юг» (North-South Commuter) и «Аэропорт» (Airport). В аэропорту станция расположена на нижнем уровне Центрального терминала. Купите в автомате смарт-карту (10 р. + стоимость поездки; оплата наличными или банк, картой), поднесите ее к считывателю и пройдите в вагон. Поезд делает остановки в северовосточных пригородах Сэндтон (Sandton) и Роузбэнк (Rosebank), где находятся отели и рестораны. На станции Сэндтон можно сделать пересадку с линии «Аэропорт» на линию «Север-Юг»; она оканчивается на вокзале Park Station (115 р. из аэропорта), а на север тянется до Претории. На каждой станции, кроме аэропорта, Gautrain предоставляет услуги парковки и собственной автобусной сети (+27-010-2231098). Оплачивается автобус той же смарт-картой при входе: если со времени поездки на поезде не прошло 1 ч., то проезд стоит 6 р., для прочих 20 р. — минимальная сумма, которая должна быть на карте. В Сэндтоне можно воспользоваться моторикшей (около 30 р. от станции до нужного отеля).

В Йоханнесбурге есть есть еще один небольшой аэропорт Лансерия (Lanseria International Airport, HLA, 0 +27-011-3670300, www.lanseria.co.za) примерно в 50 км к северо-западу от города. Он обслуживает в основном чартерные и регулярные внутренние рейсы таких компаний, как Comair, Kulula.com и Mango. В аэропорту есть своя служба такси (+27-0822561-395, 0833130338, 0836847424; www.lanseriataxis.com).

К вокзалу Парк Стейшн (Park St. ation, Rissik St.) подходит более 40 путей, это крупнейший вокзал Африки. Здесь начинаются линии, связывающие Йоханнесбург с Дурбаном (около 720 км), Кейптауном (около 1 500 км) и Порт-Элизабет (около 1100 км). Для дальних расстояний лучше использовать хорошие поезда Shosholoza Meyl и Premier Classe. В Соуэто ходят пригородные электрички Metrorail (считаются небезопасными, за исключением так называемых Business Express, курсирующих утром и вечером), а в Преторию — Gautrain. Его станция находится на подземном уровне Парк Стейшн.

Вокзал современный и безопасный, есть удобная справочная (+27-011-7744555) и общепит. Стоянки такси есть у каждого выхода. С восточной стороны, в районе перекрестка King George St. и Noord St. (а также вдоль последней) расположены стоянки междугородних и международных автобусов (Дурбан около 250 р., Порт-Элизабет около 400 р., Кейптаун в среднем 550 р., Булавайо около 400 р.), а также маршруток. На King George St. останавливаются городские автобусы.

У каждой станции Gautrain, у каждого отеля и торгового центра в Йоханнесбурге есть остановка такси. В других случаях рекомендуется вызывать такси по телефону — из гостиницы, магазина, музея и т. п. (это в порядке вещей). Обычно посадка стоит 20 р., 1 км — 10-12 р., в среднем поездки обходятся в 80-100 р. Гораздо дешевле маршрутки (mini-bus, не более 8-9 р.), которые могут пригодиться для проезда из отдаленного района в центр. Наконец в Йоханнесбурге есть городские автобусы, но разобраться в их движении за короткий срок трудно. Исключение составляет сеть Rea Vaya (www.reavaya.org.za; с 5.00/6.00 до 21.00/22.00, билеты на остановках и в магазинах, отмеченных логотипом) с бело-сине-красными автобусами. Удобен ее кольцевой маршрут СЗ («бирюзовая» линия на схемах, 3,50 р.) — он охватывает весь центр Йоханнесбурга, причем остановки привязаны к таким достопримечательностям, как Холм Конституции, Художественная галерея, Carlton Centre, Ньютаун и университет.

Основание города

Из этой статьи вы узнаете, где находится Йоханнесбург и как туда можно добраться. Считается, что в древности его населяли племена собирателей и охотников. В XII веке сюда проникли племена банту, уничтожившие коренных жителей. К середине XVIII века практически полностью были истреблены бушмены.

Племена сото-тсвана, которые захватили здешние территории, жили в глинобитных домах. У них были каменные религиозные и административные постройки. В XIX веке воинственные зулусы начали экспансию вглубь материка, их вторжения часто заканчивались уничтожением местного населения и захватом молодых женщин, что поставило сото-тсвана на грань уничтожения.

В сложившейся ситуации в выигрышном положении оказались буры, которые смогли закрепиться на хребте Витватерсранде. Местные видели в них единственное спасение от зулусов и предоставляли им проводников и провизию. Однако скоро отношения между ними ухудшились из-за споров, причиной которых становились земля и скот.

История города Йоханнесбурга в ЮАР берет свое начало в 1886 году, когда на территории поместья Ланглахте австралиец Харрисон обнаружил золотые рудники. В этот район Южной Африки начали массово прибывать золотоискатели, которые стали вести хаотичную застройку, что вынудило власти принять решение об образовании города. Назвали его в честь первых архитекторов, работавших тут, – Йохана Юберта и Йохана Риссика.

В конце XIX столетия это был многонациональный город, в котором проживали шахтеры и золотоискатели со всего света, создавая невероятный колорит. Многие улицы и сегодня сохранили названия шахт, некогда существовавших здесь, а терриконы на окраинах образуют вид огромной строительной площадки.

Развитие города

В 1895 году растущее значение Йоханнесбурга в ЮАР привлекло внимание британцев. Была организована знаменитая провокация, известная как рейд Джеймсона, целью которой был захват золотых рудников. После ее провала отношения между бурами и англичанами ухудшились, пока в результате Второй англо-бурской войны местные независимые республики не были окончательно покорены могущественной империей.

Бурное строительство в этих местах начинается в 1930-х, а в начале 50-х годов минувшего столетия здесь уже вовсю возводили африканские небоскребы. Они помогли сформировать престижный деловой центр под названием Хилброу. Обустройство жилого массива для проживания исключительно африканцев способствовало массовой застройке пригородов. К 1970-м офисные башни сформировали деловой центр Йоханнесбурга.

Падение режима белого меньшинства в этих местах не привело к социальной и финансовой катастрофе. Тем не менее город пережил экономический спад, образование антисанитарных условий и повышение уровня преступности. В небоскребах поселились бездомные, наркоманы и бандиты. Хилброу, который был деловым центром Йоханнесбурга, превратился в подобие Хараре или Могадишо. В некоторой степени эта ситуация сохраняется и сегодня, хоть власти и принимают меры по оздоровлению обстановки. В настоящее время деловая активность сместилась на север, где расположен район Сэндтон с преимущественно белым населением.

Как добраться?

Зная, где находится город Йоханнесбург, гораздо проще определить, как до него добраться. Начнем с плохих новостей для россиян: если есть желание побывать в этом городе, придется оформлять визу. Это обязательное условие для всех будущих гостей Южно-Африканской Республики. Также нужно подготовиться к тому, что на оформление всех необходимых документов потребуется около двух месяцев.

Подать документы на получение визы можно только лично в посольстве ЮАР, расположенном в Москве. Если какая-то справка не подходит или неправильно оформлена, придется все переделывать и обращаться заново.

Посольство ЮАР в российской столице расположено по адресу: Гранатный переулок, дом 1, строение 9. Документы принимают с понедельника по пятницу, с 9 часов утра до полудня.

Важный момент: все документы, кроме выписки из банка, нужно будет перевести на английский язык. Зато заверять нотариально их не нужно. Консульский сбор равен 30 долларам США. Заявление рассматривают не менее пяти дней.

Зная, где находится Йоханнесбург, можно сделать очевидный вывод, что добраться до него проще всего самолетом. На пересечение всего африканского материка по суше вряд ли у кого-то найдется время, к тому же это небезопасно: в некоторых африканских странах сохраняется опасная и нестабильная обстановка.

Из аэропорта в город

Существует несколько способов, чтобы добраться до города из аэропорта. Самый комфортный вариант – заказать такси. Возле обоих аэропортов есть стоянки, на которых можно найти извозчика по подходящей цене.

Выбрав такси, до центра города удастся добраться менее чем за полчаса. Но придется заплатить за комфорт и быстроту от 40 до 70 долларов, в зависимости от того, из какого аэропорта ехать.

Также можно арендовать автомобиль. Прокат транспортного средства обойдется в среднем в 50-60 долларов. Соответствующие агентства есть прямо в аэропорту, более того, сделать это можно заранее. По прибытии в аэропорт нужно будет подойти к пункту проката и забрать свои ключи, а автомобиль уже будет ждать на стоянке.

С целью экономии можно поехать на автобусе. Остановка общественного транспорта находится прямо на выходе из здания аэропорта. Автобусы ходят каждые четверть часа. Билет на взрослого пассажира стоит пять долларов, а приобрести его можно прямо при посадке.

За те же полчаса до центра Йоханнесбурга можно добраться и на поезде. Чтобы попасть на железнодорожный вокзал, даже не придется покидать здание аэропорта. Поезда ходят с 7 часов утра до 23:00 каждые 45-50 минут. Стоимость билета составляет 10 долларов.

Когда ехать в ЮАР?

Это важный вопрос для тех, кто собирается посетить страну впервые. Учитывая, что Южно-Африканская Республика расположена в Южном полушарии, то самое удобное время для поездки – наша зима. Как раз в эти месяцы в ЮАР лето.

Но в любом случае нельзя забывать о коварной африканской погоде. Даже если синоптики обещают благоприятную температуру, летом в республике по ночам и вечерам температура может опускаться до +15 градусов.


russiantowns


Главный город Урала Екатеринбург ради краткости называют по-разному. Чаще всего “Ёбург”. Бывает, что сокращают до просто “Бург”. Некоторые используют старое слово “Свердловск”. Еще встречаются “Екат” и “ЕКБ”. А в области, по слухам, его могут назвать даже “Катер” (потому что “Е-катер-инбург”). Но основной вариант это, конечно же, “Ёбург”.
Название главного города Южной Африки Йоханнесбурга правильно произносится вообще-то как “Джоханнесбург” (Johannesburg) и местными обычно сокращается до “Джобург” (Joburg) или ”Джози” (Jozi). Но, поскольку, по-русски мы говорим “Йоханнесбург”, то, стало быть, русскому человеку вполне допустимо называть этот город “Йобург”.
Стало быть, южноафриканский Йобург нашему уральскому Ёбургу тёзка.
Оба города изначально развивались благодаря добыче полезных ископаемых, только Йобург стоял на золоте, а Ёбург – на железе. Но и золота под Ёбургом тоже было немало.
Из Йобурга происходит первый постапартеидовский президент Южной Африки Нельсон Мандела, а из Ёбурга – первый постсоветский русский президент Борис Ельцин*. Причем президентами они были в одно и то же время (Ельцин в 1991-1999, Мандела в 1994-1999).
Раз уж про политиков зашла речь, то у Ёбурга есть город-спутник Березовский. Но тут уж я немного приврал для красоты, так он на самом деле не Березовский, а Берёзовский, берёзы потому что, точнее, река Берёзовка. Но как раз там и добывали первое русское золото.
Ёбург – одна из трёх столиц русского рока, наряду с Питером и Москвой. “Наутилус Помпилиус”, “Чайф”, “Агата Кристи”, “Настя”, “Апрельский Марш”, “Урфин Джюс”, “Смысловые Галлюцинации” – все они отсюда.
Отсюда же и команда КВН “Уральские Пельмени”, с ними же Сергей Светлаков. Причем, когда Светлаков шутит про Нижний Тагил, который рулит и разруливает, и про суровый Челябинск, то он, безусловно, знает, о чем говорит, ибо оба этих города – соседи Ёбурга. А тему про Таганрог, наверное, придумал сочинский армянин Галустян.
Кстати, Верхний Тагил тут тоже существует, но он значительно меньше Нижнего и не так известен.
В Москве есть Рублевка, а в Ёбурге есть Монетка. Это поселок Монетный под городом, хотя он вовсе не олигархический.
Вот такой он уральский Йоханнесбург, город последнего русского царя и первого русского президента, город, откуда уходила в свой последний поход группа Дятлова, город, соседи которого Тагил да Челяба, город, где Высоцкий и Малевич – это не столько люди, сколько дома, но вот это уже совсем другая история…
* Если быть точным, то Ельцин, родился в деревне в области, но его становление, безусловно, прошло в Ёбурге, и нигде иначе.

1. В Ёбурге много старых трамваев. У меня они вызывают ностальгию.

2. Еще один известный екатеринбуржец – это Евгений Ройзман, прославившийся неоднозначными методами лечения наркоманов. Народ его в целом поддерживает, но не все.

По городу висят вот такие анти-ройзмановские листовки в преддверии выборов мэра города.
Правда в силе – видим Жеку мэром,
Да и как такому отказать?!
Несогласных Ройзман к батарее
Прикует – ему не привыкать.

3.

4. Мозготёрка, Ekburg TV.

5.

6. Новые кварталы.

7.

8. Храм на месте расстрела царской семьи.

9.

10. А в этом доме напротив жил писатель Мамин-Сибиряк.

11. Кинотеатр «Космос».

12.

13.

14.

15.

16. Памятник Ельцину.

17.

18.

19. Эти девушки не из ХМАО и не из ЯНАО, а из Киргизии.

20. Хватит динамить сирот!

21. Ильич и Европа.

22.

23. Предвыборная агитация.

24.

25. Шахматисты.

26. Местная стена Цоя. Стены «Чайфа» пока нет.

27. Колоритный дядька.

28. Основатели города Василий Татищев и Вильгельм де Геннин.

29. Яков Свердлов.

30.

31. Памятник клавиатуре. Находится на берегу реки Исеть (Исе́ть). Так что клавиатура подключена к И-сети.

32. Реклама со Светлаковым: «Отправить тёщу на край света – это по-уральски! «.

Блеск и нищета Йоханнесбурга (60 фото)

Финансовая столица Африки, крупнейший город ее самой экономически развитой страны и вместе с тем рассадник преступности, белые жители которого обитают сейчас в резервациях, напоминающих скорее крепости. Йоханнесбург, или, как его называют местные, Йобург, африканский Нью-Йорк, в 1950—1970-е годы пережил на добыче алмазов и золота беспрецедентный для континента расцвет, чтобы в 1990-е с отменой режима апартеида погрузиться в пучину криминального хаоса. Onliner.by исследовал бурную историю и туманное настоящее «Города золота» и выяснил, повторит ли он печальную судьбу Детройта.

В феврале 1886 года австралиец Джон Харрисон, добывавший камень для строительства здания на т. н. «Ферме Ланглахте» в южноафриканских горах Витватерсранд, случайно обнаружил породу, которую он опознал как золотоносную. Так была открыта образовавшаяся около 2,7 миллиарда лет назад богатейшая «Золотая дуга», цепь месторождений, к настоящему моменту принесшая человечеству более 48 000 тонн драгоценного металла, около 40% всего добытого людьми золота. Новость о сенсационной находке быстро распространилась по окрестностям, и уже в следующем году на месте открытия Харрисона в наспех построенном городке жило около 3000 человек. Будущий Йоханнесбург на заре своего существования.

Населенный пункт, благодаря немедленно разбушевавшейся вокруг него «золотой лихорадке», пережил взрывной рост населения. К концу XIX века здесь жило уже более 100 000 искателей счастья со всего мира, Йоханнесбург быстро застраивался капитальными зданиями, и уже всего через четверть века после основания о палаточном городке старателей в пустыне мало что напоминало.

В 1936 году, когда «Городу золота» (такое прозвище быстро получил Йобург) исполнилось 50 лет, он насчитывал уже 620 000 жителей, больше чем, например, в Кейптауне и Претории вместе взятых. Его называли «крупнейшим и самым населенным европейским городом Африки» и «великим золотым центром Британской империи». По соседству с прекрасной колониальной архитектурой начала века, напоминавшей современникам Париж, постепенно появлялись высотные здания в стиле ар-деко, и тут уже было не обойтись без сравнений с Нью-Йорком. Правильная планировка города с прямоугольной сеткой улиц и кварталов это впечатление усиливала.

Начиная с 1930-х годов в город бурной рекой потекли иностранные инвестиции. «Маленький Нью-Йорк Африки» быстро превратился в деловой центр всего континента, а источником его благосостояния кроме золотых шахт стали другие отрасли горнодобывающей промышленности, прежде всего добыча алмазов и позже урана. В конце 1940-х для размещения штаб-квартир многочисленных корпораций и банков началось активное строительство множества современных конторских зданий, в основном высотных. Central Business District («Центральный деловой район») Йоханнесбурга стал настоящим африканским Манхэттеном, фоном которому служили отвалы породы тех самых шахт, принесших городу процветание.

В 1960-е годы промышленность, а вместе с ней экономика ЮАР были на подъеме. В Йоханнесбурге размещались штаб-квартиры 65 из 100 крупнейших южноафриканских компаний, включая 6 из 8 горнодобывающих конгломератов, 13 из 30 страховщиков и 11 из 16 ведущих банков страны. «Город золота» стал космополитичным мегаполисом с 2,5-миллионным населением (к 1985 году), высотками из стекла и бетона, роскошными отелями и ресторанами. Так Йобург выглядел в 1959 году.

Параллельно в те же 1960-е в Йоханнесбурге развернулись и иные процессы, свойственные многим крупным городам западного типа. C развитием сети автострад и удешевлением личных автомобилей началась эксурбанизация — массовый переезд среднего класса из высотного центра в малоэтажные пригороды. В то же время, в отличие от Детройта, Йобург не пустел. Если благосостояние «Города моторов» зависело лишь от одной отрасли промышленности (автомобильной) и с ее упадком быстро закончилось, то «Город золота» в экономическом смысле был куда более полицентричным. Его благополучные жители действительно переезжали в собственные загородные дома, но при этом продолжали возвращаться на работу в конторы Central Business District.

Еще одним важным отличием Йоханнесбурга от Детройта было то, что своим процветанием первый был обязан не только объективным экономическим процессам, например высокой стоимости природных ресурсов. Важную роль играла официальная идеология ЮАР, получившая название «апартеид» (в переводе «раздельность»), подразумевавшая фактически раздельное проживание на территории страны белого и «цветного» (в первую очередь чернокожего) населения.

Негритянское население ЮАР обязано было проживать в специально выделенных зонах, т. н. «бантустанах». Выезд из этих резерваций и посещение городов черными южноафриканцами могли производиться лишь в двух случаях: или по специальному (естественно, получаемому с огромным трудом) разрешению, или при наличии в «белых» зонах рабочего места. При этом работа в большинстве случаев была связана с тяжелым низкоквалифицированным трудом за минимально возможную оплату. Дешевая рабочая сила в 1940—80-е годы на фоне ресурсоэксплуатирующей экономики сыграла немалую роль в превращении ЮАР в самую развитую страну Африки

Сегрегация в ЮАР подразумевала не только раздельное проживание «белых» и «черных», у разных рас были свои системы здравоохранения, образования, транспорта, развлечений и т. д. В крупных городах неграм позволяли появляться только для работы или в том случае, если они проживали там до Второй мировой войны. Благополучный Йоханнесбург, город небоскребов из стекла и бетона, широких автострад, утопающих в цветущих сиреневых жакарандах живописных частных особняков под черепичными крышами, был городом белых и для белых.

Без негритянского населения в больших городах, конечно, все равно было не обойтись. Для их проживания в 1950—60-е годы за городской чертой создавалась система изолированных тауншипов, специальных поселков для чернокожих южноафриканцев. Такой тауншип, получивший название Соуэто (Soweto), был построен и рядом с Йоханнесбургом, причем сюда насильственно выселили жителей ранее стихийно сложившихся вокруг «Города золота» черных поселений. Справедливости ради надо отметить, что государство изначально пыталось придать Соуэто более-менее цивилизованные черты, пусть и с расовой дискриминацией. Поселок на деньги алмазного короля Эрнеста Оппенгеймера был застроен аккуратными типовыми четырехкомнатными домиками, прозванными местными жителями «спичечными коробками» (matchbox).

До сих пор «спичечные коробки» образуют относительно благополучные кварталы Соуэто.

В одном из таких домов жил и Нельсон Мандела, главный борец с апартеидом в ЮАР.

Но стремительный рост населения тауншипа привел к тому, что эти районы обросли хаотичной застройкой трущобного вида. К 1983 году в Соуэто проживало уже 1,8 миллиона человек.

Система апартеида прекратила существование после первых демократических выборов в ЮАР в 1994 году. Получившее право голоса чернокожее большинство выбрало президентом Нельсона Манделу, и в это же время Йоханнесбург начал стремительно и порой до неузнаваемости меняться.

Еще в 1980-е годы эксурбанизация в ЮАР активизировалась. Вслед за обычными людьми «за город» потянулась и торгово-развлекательная инфраструктура. В центральной деловой части Йобурга и его многоэтажных жилых кварталах стали массово закрываться магазины и рестораны, им на смену приходили крупные многофункциональные торговые центры в пригородах. Однако в начале 1990-х процесс принял лавинообразный характер. После ликвидации апартеида чернокожее население страны получило доступ в ранее закрытые для него районы и, естественно, тут же предоставленной возможностью воспользовалось. Белые, конечно, не стали дожидаться новых хозяев государства. Те из них, кто еще продолжал жить в центральной части Йоханнесбурга, т. н. «внутреннем городе», стремительно оставили свои квартиры. На их место тут же вселились новые жильцы с другим цветом кожи.

Это был классический пример «бегства белых», но при этом отличающийся от аналогичной ситуации в Детройте. Если в «Городе моторов» ведущую роль играло депрессивное состояние главной отрасли городской экономики — автомобильной, то в «Городе золота» в основе лежали в первую очередь политические процессы. Впрочем, независимо от первопричин результат получился одним и тем же. Оба мегаполиса из «белых» стали «черными».

Крупнейшие жилые районы, например застроенный многоэтажками Хиллброу, оказались фактически захвачены пришельцами из Соуэто, причем захвачены в прямом смысле. Владельцы жилых домов, не сориентировавшись вовремя в ситуации, а может и не желая этого делать, зачастую отказывались снижать арендную плату за квартиры. Неплатежеспособные же выходцы из негритянских трущоб были не в состоянии ее платить. Из этой патовой ситуации последние нашли два выхода: или селиться в городе в складчину, что превращало когда-то роскошные кондоминиумы в человеческие муравейники, или просто-напросто занимались сквоттингом, самовольно занимая оставленное белыми жилье и вовсе отказываясь за него платить. Немедленным итогом этого была стремительная деградация жилого фонда города. Арендодатели прекращали обслуживать свою собственность, отключали там воду, канализацию, электричество. «Маленький Нью-Йорк» превращался в «Маленький Гарлем».

Самым ярким примером этого стал жилой комплекс Ponte City. Построенная в 1975 году 54-этажная башня после сдачи в эксплуатацию задала новые стандарты престижного жилья в Йоханнесбурге.

Высочайшее (173 метра) жилое здание Африки с внутренним атриумом славилось среди горожан беспрецедентными видами на город.

В 1990-е после ликвидации апартеида опустевшую высотку захватили негритянские банды, превратив элитный кондоминиум в рассадник преступности, наркомании и СПИДа. Дно атриума выступило в роли свалки высотой в пять этажей

В конце концов власти уже в 2000-е освободили небоскреб от сквоттеров, после чего даже рассматривали возможность превращения Ponte City в многоэтажную тюрьму.

Захватом одного здания банды, разумеется, не обошлись. Уровень преступности на когда-то благополучных и безопасных улицах города зашкаливал. В 1994 году в провинции Гаутенг, столицей которой был Йоханнесбург, было зафиксировано 83 убийства на 100 000 жителей. Для сравнения в оккупированном криминалом Детройте в том же году убили 54 человека из 100 000. Логичным итогом разгула преступности в обретшей демократию стране был исход не только зажиточных жителей, но и бизнеса из городов. Роскошная гостиница Johannesburg Sun Hotel из пятизвездочной превратилась в однозвездочную, в похожей ситуации оказался Carlton Hotel — символ процветания 1970-х. В конце концов в 1990-е эти отели и вовсе закрылись.

Внешне здания по-прежнему выглядят достойно, их владельцы не теряют надежду когда-нибудь вновь ввести гостиницы в эксплуатацию, но желающих пока не находится.

Центральный деловой район Йобурга также опустел. Квалифицированные служащие, в 1990-е массово бежавшие из «внутреннего города», отказывались туда возвращаться даже на работу. С высоты птичьего полета «маленький африканский Манхэттен» выглядит вроде бы неплохо.

При спуске на землю неприглядная действительность становится куда более очевидной.

Большой бизнес, штаб-квартиры крупнейших южноафриканских компаний, конечно, из Йоханнесбурга никуда не делись, город по-прежнему остается деловой столицей страны. Они лишь переехали поближе к сотрудникам. В северных пригородах Йобурга, в районе Сэндтон, появился новый даунтаун, конечно не такой внушительный, как созданный в 1950—70-е годы «Центральный деловой район», но зато куда более безопасный.

На снимках Сэндтона Йоханнесбург вновь выглядит современным, даже модным городом XXI века, будто бы и не африканским вовсе.

Ликвидация апартеида вывела чернокожее население страны из резерваций, фактически отправив в них белых африканеров. Покинув центр Йобурга, они перебрались в собственные пригороды-крепости. Окруженные двухметровыми заборами с колючей проволокой и круглосуточной охраной, эти компактные поселки вблизи нового административного центра города позволили оставшимся на родине белым южноафриканцам (в Йоханнесбурге их около 16%) сохранить привычный быт и относительно комфортное существование. Город фактически по-прежнему остался разделен, только белое и черное здесь поменялись местами.

Район Хиллброу, где ранее жили белые служащие крупнейших южноафриканских компаний.

В последние годы правительство ЮАР делает попытки переломить ситуацию. Государство выделяет достаточно серьезные деньги на регенерацию крупнейшего города страны и восстановление его положительной репутации. Деградировавшие за последние 20 лет здания реконструируются, сюда заселяется все-таки появившийся в эти годы пока еще относительно малочисленный черный средний класс.

В городе строятся культурные и спортивные объекты, даже в трущобном Соуэто. Весьма кстати оказался и чемпионат мира по футболу 2010 года, одним из центров которого стал Йоханнесбург. По крайней мере, его транспортная система приобрела более-менее цивилизованный вид.

Удалось реконструировать даже несостоявшийся небоскреб-тюрьму Ponte City. Прежние жильцы, конечно, туда не вернулись, но и бандитским притоном башня быть перестала. Теперь тут живут более-менее зажиточные черные африканцы.

Оживилась жизнь и в «Центральном деловом районе». Большая часть его высоток по-прежнему пустует, но отдельные компании и банки сюда вернулись, привлеченные значительно снизившейся здесь преступностью и небольшими арендными ставками. В 2001 году Йоханнесбург (без «белых» северных пригородов) давал около 2,5% ВВП, в 2011-м — уже 16%.

Правительство ЮАР потратило около сотни миллионов долларов на ребрендинг Йобурга. Официальным городским слоганом стало смелое утверждение «Африканский город мирового класса». Власти не теряют надежду вернуть ему имидж космополитичной деловой столицы континента, только уже с мультикультурным оттенком без всяческой дискриминации.

Но в городе «мирового класса» остается слишком много типично африканских проблем. Его все еще окружают брутальные трущобы, где порой нет ни канализации, ни воды. Преступность, хотя и снизилась, все равно остается на уровне, несравнимом с цивилизованными странами «золотого миллиарда». В центральной части Йоханнесбурга туристам, в особенности белым, по-прежнему не рекомендуется выходить из автомобилей. ЮАР, а вместе с ней и ее крупнейший город, захлестывает эпидемия СПИДа. Но главное — расовое разделение, вроде бы ликвидированное 20 лет назад, де-факто продолжает существовать.

Йоханнесбург все еще город противостояния, и пусть стороны в нем поменялись местами, это по-прежнему противостояние двух гетто: черного, по-прежнему бедного, но с удовольствием рефлексирующего об упущенных в XX веке возможностях и обвиняющего другую сторону во всех своих бедах, и белого, зажиточного, но существующего ныне за колючей проволокой, увлекающегося психологией осажденной крепости.

Светлое будущее «Города золота» напрямую зависит от того, удастся ли это противостояние ликвидировать.

Достопримечательности

Холм конституции

Холм конституции, обнесённый забором, служит резиденцией для Конституционного суда ЮАР и располагается на западной оконечности Хиллброу.

Башня Хиллброу

Башня Хиллброу — телекоммуникационная башня, доминирует в виде на город Йоханнесбург и является одним из его символов. Законченная в 1971 году она достигает в высоту 270 метров, что делает её высочайшим сооружением с лифтом в Африке. Первоначально она носила имя премьер-министра Южной Африки Йоханнеса Стрейдома, но среди горожан быстро стала известна как башня Хиллброу. Ранее на башне действовал вращающийся ресторан, служивший символом роскоши, но в 1981 году он был закрыт из соображений безопасности, и возобновление его деятельности не предвидится.

Ponte City Apartments

Ponte City Apartments — высочайшее жилое здание в Йоханнесбурге и одна из самых известных достопримечательностей города. В 1970-е годы здание являлось одним из наиболее престижных жилых домов в Йоханессбурге, но в конце 1980-х криминальная обстановка в районе резко ухудшилась, жильцы разъехались и здание было захвачено бандами. В начале XXI века предпринимались попытки восстановления здания и прилегающего района, но ипотечный кризис 2007 года частично нарушил планы застройщиков. По состоянию на 2015 год здание является жилым, круглосуточно охраняется и оборудовано биометрической системой контроля доступа.

В феврале 2007 года Дэнни Бойл, британский режиссёр фильма На игле, объявил о планах использовать здание в качестве съемочной площадки для будущего сиквела киноленты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *