Как образуется перегной?

Что такое перегной

Перегной – это однородная масса, схожая с почвой, образовавшаяся в результате разложения таких веществ, как навоз, различных остатков растительного или животного происхождения. В некоторых случаях компост из растений или листьев также называют перегноем, однако, в последнее время его не принято так именовать, поскольку под этим термином чаще всего подразумевают зрелый разложившийся навоз.

В некоторых случаях удобрение может готовиться из куриного помета, однако, конечный продукт должен пройти полное разложение для исключения наличия возможных паразитов и вредных бактерий. Перегной может представлять собой компост или навоз, который разлагался на протяжении двух лет. В нем незаметны растительные остатки. Такой материал является наилучшим удобрением для любой культуры и практически не имеет недостатков.

Значение и свойства перегноя

Созревший и пригодный к использованию перегной обладает такими свойствами:

  • сыпучестью;
  • однородностью;
  • рыхлостью;
  • приятным запахом “весенней” почвы, отсутствием аммиачного запаха;
  • небольшой удельной плотностью (в одном ведре поместится не около 6 кг перегноя).

Агрономическое значение этого продукта разложения трудно переоценить, потому что именно благодаря ему обеспечиваются такие свойства почвы:

  • питательная ценность для растений;
  • способность хорошо поглощать воду;
  • пористость.

Частицы перегноя обладают упругостью, что обеспечивает наличие воздушного пространства между ними. Это важное свойство обеспечивает полноценное дыхание корням и прекрасную способность пропускать влагу, что создает идеальные условия для растений и улучшает состав как глинистой, так и песчаной почвы.

Ценными составляющими перегноя являются такие органические соединения как фульвокислоты, а также гуминовые кислоты. Первые способствуют преобразованию минералов в доступную для усвоения растениями форму, а вторые увеличивают плодородие почвы и содержат большие количества углеродистых соединений.

Мульчирование почвы перегноем стимулирует размножение полезных микроорганизмов и дождевых червей. Кроме этого, эта мера позволяет защитить растения от заморозков и перегрева: под такой мульчей прогрев и охлаждение происходит намного медленнее.

Такое свойство создает защиту корневой системы от возвратных заморозков, а при жаре позволяет предотвратить ожог корневой шейки. Питательные вещества из мульчи постепенно поступают к корням растения при поливе или с дождями.

Мульчирование поверхности грядок перегноем позволяет не только доставить к корням растений питательные вещества, но и стимулирует рост полезных бактерий. Ещё одно важное преимущество – способность препятствовать образованию корки на поверхности и препятствование “заплыванию” почвы при избыточном увлажнении.

Что такое гумус и компост

Часто можно столкнуться с тем, что огородники путают такие понятия как компост и гумус. Чтобы избегать разночтений следует сразу определиться с терминами.

Гумус состоит из комплекса соединений органического происхождения, образованного в результате деятельности червей, грибков и микроорганизмов, обитающих в почве. Образованные вещества обладают исключительной питательной ценностью и способностью растворять различные минералы и приводить их в усвояемое для растений состояние.

Гумус образуется в результате сложных превращений и биохимических реакций в почве. В качестве исходных продуктов выступают опавшие листья, трава, остатки от растений и жизнедеятельности животных. Образование гумуса происходит в поверхностном слое почвы. То есть создание гумуса – это естественный процесс, протекающий в почве, не зависимо от вмешательства человека.

Компост – это масса разложившихся остатков преимущественно растительного происхождения. Этот процесс происходит при искусственно созданных условиях, поскольку огородники сооружают кучу или ящик, в который складывают не только сорняки и ботву культурных растений, но и пищевые отходы, кроме мяса и рыбы, а также бумагу.

Существует мнение, что чем больше ингредиентов входит в состав кучи, тем качественнее получится компост и богаче будет его состав. Для ускорения процессов разложения могут использоваться ЭМ-препараты, а куча накрывается рубероидом или полиэтиленом черного цвета.

Помет птиц

Концентрация азотистых соединений в кроличьем или курином помете в разы больше, чем в коровьем навозе. К преимуществам такого удобрения можно отнести отсутствие необходимости смешивать с другими компонентами (например, растительными).

Большинство огородников используют помет для приготовления разведения, чтобы подкормить культурные растения. Его разводят в соотношении 1/10 с водой и настаивают в течение суток, а потом полученную жидкость вновь разводят в 5 раз, после чего поливают посадки.

Разведение помета птиц, кроликов или овец необходимо по причине большого количества азота, содержащегося в них. Как вариант, очищая курятник или кроличьи клетки можно помещать отходы на компостную кучу наравне с растительными остатками, что значительно обогатит состав компоста.

Как правильно готовить перегной

Приготовить самому перегной довольно просто. Главное условие – наличие под рукой всех составляющих для начала создания качественного удобрения. За основу чаще всего берут коровий навоз. Рассмотрим последовательность действий в этом случае:

Навоз раскладывают на поверхность земли не утрамбовывая. Должна получиться не уплотненная куча.

В последующие 5 дней не следует ворошить навоз и что-либо предпринимать, поскольку в этот период происходит гибель вредных насекомых и семян сорняков по причине разогрева навоза до температуры в 60 градусов.

На шестой день кучу утрамбовывают и накрывают, чтобы остановить доступ кислорода и прекратить так называемое горение, поскольку оно служит причиной уменьшения содержания калия и азотистых соединений.

Поверх укрытия набрасывают небольшой слой земли (не менее 15 см) для сохранения свойств перегноя после зимовки. По весне пленку полагается снять.

Срок полного созревания перегноя составляет от 18 до 24 месяцев. Важно в этот период не допустить промывания массы потоками воды от атмосферных осадков и обеспечить умеренное проветривание куче. Для этого в ящиках проделать отверстия для вентиляции, а полиэтилене – небольшие дырочки.

Небольшое поступление влаги не критично и никак не повлияет на качество конечного продукта. Признаком готового к использованию перегноя является его уменьшение в объеме в 3 или 4 раза, по сравнению со свежей кучей.

Чтобы ускорить созревание массы можно периодически перемешивать ее при помощи вил, стараясь подхватить глубокие слои. Важную роль играет и место расположения компостной кучи. Желательно размещать ее в месте, недоступном для северных ветров. Использование бактериальных препаратов, ускоряющих разложение органики также сократить процесс образования качественного и ценного удобрения..

При отсутствии навоза и наличии большого количества листьев или травы можно приготовить растительный перегной. Осенью, во время обильного листопада собирают березовые, кленовые, рябиновые и другие листья. Далее действия происходят в следующем порядке:

Листья складывают в ящик или мешок из полиэтилена с отверстиями для циркуляции воздуха.

Массу уплотняют и добавляют воду, чтобы ускорить созревание перегноя.

Добавляют скошенные сорняки, прочие огородные отходы и сидераты (при их наличии).

Полезно добавить раствор почвенных микроорганизмов или просто навоз.

Емкость закрывается пленкой.

Для улучшения циркуляции воздуха массу следует периодически перемешивать.

Скорость созревания такого перегноя составляет от полугода до года. Созревшее удобрение напоминает огородную землю по внешнему виду и запаху. Стоит отметить особую эффективность именно растительного перегноя в структурировании грунта, поскольку помимо своих физико-механических свойств такой перегной особенно привлекает дождевых червей, которые также заметно улучшают аэрацию почвы.

Как вносить перегной в почву

Использовать созревший перегной необходимо в соответствии с потребностями каждой огородной, садовой или же комнатной культуры. Если под такие культуры как перцы или томаты вносят увеличенное количество удобрений, то они могут начать “жировать”, то есть порадовать обилием зеленой массы вместо плодов, то же касается и некоторых комнатных растений.

Хорошо применять перегной в количестве от 2 до 4 ведер на кв. м. Удобрение почвы для разнообразных культур можно проводить в разные времена года: как весной, так и осенью. В этом случае уместно просто разбрасывать имеющееся удобрение равномерно по всему участку и затем проводить вспашку земли.

В качестве удобрения для комнатных растений можно добавлять до 30% перегноя к почве, в которую будет посажено растение. Это количество увеличивается до 50% при приготовлении субстрата для рассады овощных культур и цветов.

Некоторые огородники успешно практикуют внесение горсти перегноя в лунку, в которую планируется посадить рассаду.

Заключение

Перегной как из навоза сельскохозяйственных животных, так и с применением растительных остатков чрезвычайно полезен для плодородия почвы и воздействует на нее комплексно. Такое удобрение не только структурирует землю, но и улучшает ее биохимический состав, увеличивает количество полезных микроорганизмов и червей, что неминуемо положительно отражается на плодородии каждой садовой и огородной культуры.

Виды органических удобрений

Навоз

Это наиболее ценное органическое удобрение. В навозе разных животных в среднем содержится (%): воды 75, органического вещества 21, общего азота 0,5, усвояемого фосфора 0,25, окиси калия 0,6. Качество навоза зависит от вида животного, его корма, подстилки и способа хранения. Так, при кормлении свиней используют много концентратов, поэтому навоз отличается высоким содержанием азота, а в рационе жвачных животных присутствуют грубые корма — в их навозе больше калия.

Лучший подстилочный материал для навоза — верховой слаборазложившийся торф, однако чаще используют солому или опилки. Конский навоз на соломистой подстилке незаменим на холодных глинистых почвах. Его лучше всего использовать в качестве биотоплива для парников. Навоз крупного рогатого скота согревается хуже, чем конский, так как в нём содержится больше воды. Но этот навоз незаменим на лёгких почвах. Свиной навоз отличается кислой реакцией, при его использовании надо добавлять известь. В кроличьем навозе обнаружены все необходимые для растений вещества. Его ценность увеличивается при смешении с навозом других животных и птичьим помётом. Навоз нутрий по химическому составу и физическим свойствам резко отличается от навоза других животных, поэтому его можно использовать только в перебродившем виде, а ещё лучше добавлять в компосты. Компостную кучу можно периодически поливать насыщенным раствором навоза нутрий, но чтобы предотвратить потери азота, необходимо добавлять суперфосфат (1,5—2 кг на 100 кг компоста). Весной следующего года такой компост можно вносить в почву.

Различают четыре стадии разложения навоза. У слаборазложившегося (свежего) цвет и прочность соломы изменяются незначительно. Вода при его промывании приобретает красноватый или зелёный оттенок. У полупревшего навоза солома становится тёмно-коричневой, теряет прочность и легко разрывается. Водный раствор тёмного цвета. Навоз в этой стадии теряет 30 % первоначальной массы. Перепревший навоз представляет собой чёрную мажущую массу. Солома разлагается полностью, навоз теряет 50 % массы. Перегной — рыхлая землистая масса. В этой стадии разложения потери первоначальной массы достигают 75 %.

Навоз в стадии меньшего разложения вносят осенью, большего — весной. Свежий навоз использовать нежелательно. Если навоза недостаточно, то его целесообразно вносить в меньших дозах, но на большую площадь, например в лунки. На холодных почвах навоз заделывают на глубину 10—15 см так, чтобы сверху он был прикрыт землёй, на тёплых, быстро просыхающих — на полную глубину обрабатываемого слоя. Навозная жижа (жидкая часть навоза крупного рогатого скота) — азотно-калийное удобрение. Из-за малого содержания фосфора в навозную жижу полезно добавлять суперфосфат (15 г на 1 л). Это удобрение используют для жидких подкормок, для чего его разбавляют водой , а также для приготовления торфонавозного компоста. Коровяк (водный настой коровьего кала) довольно часто применяют для жидких подкормок, разбавляя водой (1:6 или 1:10). Раствор обычно готовят в деревянной посуде. Если раствор оставляют для брожения, то из него быстро улетучивается азот, поэтому перед употреблением добавляют сернокислый аммоний (10—20 г на 10 л).

Птичий помёт

По химическому составу птичий помёт относится к числу лучших видов органических удобрений. Наиболее ценным считается куриный и голубиный помёт, менее ценным — утиный и гусиный. При частом внесении помёта в почве накапливается азот в нитратной форме, поэтому данное удобрение лучше заделывать осенью, равномерно распределяя по всей площади. Но наиболее эффективен птичий помёт при использовании в жидких подкормках. Для приготовления раствора ёмкости наполовину заполняют помётом, затем заливают водой, закрывают крышкой и настаивают 3—5 сут. Далее раствор вторично разбавляют водой (1:10).

Торф

В торфе содержится немного доступных для растений питательных элементов, но зато он увеличивает содержание гумуса и улучшает структуру почвы. Тёмный цвет торфа способствует поглощению тепла и быстрому прогреву почвы.

По степени разложения различают несколько видов торфа. Верховой отличается слабой степенью разложения растительных остатков и высокой кислотностью. Низинный характеризуется высокой степенью разложения и меньшей кислотностью. Переходный торф занимает промежуточное положение между ними.

Торф собирают в болотах, потом раскладывают для проветривания или закладывают в компостную кучу. Вносят торф в любое время года, даже зимой по снегу. Но нельзя забывать, что к нему необходимо добавлять известь. На огороде торф лучше всего добавлять в компосты, а также в почвенные смеси для выращивания рассады и защищённого грунта.

Ил

Ил накапливается на дне прудов, озёр, рек. В нём много перегноя, азота, калия и фосфора. После непродолжительного проветривания ил можно успешно использовать на песчаных почвах (3—4 кг на 1 м²).

Фекалии

Фекалии — это нечистоты уборных. Они богаты минеральными веществами, которые легко усваиваются растениями. Однако фекалии, находящиеся в выгребных ямах, быстро разлагаются, из них быстро улетучивается азот. Для лучшего сохранения азота на дно выгребной ямы насыпают торф слоем 20—25 см. Затем фекалии еженедельно переслаивают небольшим количеством торфа. В результате не только сохраняется азот, но и исчезает зловонный запах. Перед применением в качестве удобрения фекалии компостируют, чтобы обеззаразить от глистов, яйца которых погибают при температуре 55…60 °С.

Опилки и древесная кора

Опилки — дешёвое органическое удобрение, которое может значительно повысить плодородие почвы, улучшить её воздухопроницаемость и влагоёмкость. Только вносить их следует не в свежем виде, а в перепревшем или в смеси с другими материалами. Для ускорения процесса разложения опилки складывают в кучу, смачивают водой, навозной жижей. Можно смешать их с опавшей листвой и растительными остатками. Полезно переслаивать опилки землёй. В течение лета кучу дважды перелопачивают, добавляя накопившиеся растительные остатки и нитрофоску. Из-за того что опилки имеют кислую реакцию, к ним добавляют известь или мел (120—150 г на одно ведро).

Древесную кору (отходы деревообрабатывающей промышленности) перед использованием компостируют. Кору влажностью 75 % измельчают на кусочки длиной 10—40 см, складывают в кучу и вносят минеральные удобрения (кг на 100 кг): аммиачной селитры 0,9, мочевины 0,7, натриевой селитры 2, суперфосфата 0,2, сульфата аммония 1,5. Кучу периодически перемешивают и увлажняют. Через 6 мес компост готов к употреблению.

Сидераты

Это органическое удобрение представлет собой запаханную в почву высокостебельную растительную массу одно- или многолетних бобовых растений (ярового гороха, яровой вики, кормовых бобов, люпина, сераделлы), а также фацелии, гречихи, подсолнечника и других. По своему действию сидераты почти равноценны свежему навозу. Питательные элементы, содержащиеся в растительной массе сидератов, попадая в почву и постепенно разлагаясь, переходят в доступное состояние для последующих культур, а органическое сидеральное вещество способствует восстановлению почвенной структуры. Некоторые сидеральные культуры (люпин, гречиха, горчица) увеличивают растворимость и доступность для растений малоподвижных почвенных фосфатов, а люпин может использовать труднодоступные формы калия.

В зависимости от степени истощения почвы сидераты размещают на участке всё лето или как промежуточную культуру. Например, их высевают после уборки ранних овощей. Иногда высевают озимый горох или озимую вику, весной после цветения массу прикатывают или скашивают и запахивают, а участок выравнивают и проводят посев. На огороде сидераты высевают сплошными рядами (ширина рядов 60— 90 см, междурядий 15 см). Глубина заделки однолетних бобовых культур 5—6 см, многолетних — 3—4 см. Обязательно послепосевное прикатывание, особенно многолетних трав. Уход сидератам не требуется, но при поливе они растут лучше.

Компосты

Компосты готовят из различных органических материалов. Растительные остатки, не поражённые вредителями и болезнями, фекалии, птичий помёт, навоз и другие материалы складывают в рыхлую кучу (штабель) на ровной поверхности, переслаивая дерновой землёй или торфом. Основой кучи служит подстилка из листьев, опилок или торфа слоем 10—12 см. Периодически кучу увлажняют водой или раствором удобрений, через 40—50 сут компост перемешивают, а когда его температура достигнет 60 °С — уплотняют.

Летом компостную кучу защищают от солнца, на зиму укрывают землёй или опилками слоем 30—40 см. Через 8—11 мес компост можно использовать. Сорняки, давшие семена, компостируют отдельно, так как они сохраняют всхожесть около пяти лет.

Как сделать самостоятельно?

Трава и листья являются основой для удобрения. Но одного этого будет недостаточно. Также не обойтись без птичьего помета и навоза КРС. В противном случае вместо питательного удобрения можно получить силос либо сгнившую траву, которая никакой пользы для растений не несет.

Что нельзя использовать для переработки в гумус:

  • Химическое средство.
  • Зараженные части растений.
  • Пищу животного происхождения.
  • Семена от сорняков.

Если используется навоз крупнорогатого скота, то животные обязательно должны быть здоровые. Не все отходы, которые предназначены для утилизации, можно использовать для приготовления перегноя в домашних условиях.

Как получить перегной?

Для того чтобы получить качественный гумус, приготовленный в домашних условиях, необходимо точно знать, в какой последовательности располагать слои.

  • Растения. Первый слой — это остатки растений. Он должен быть не больше 15 см. Если этот слой получится больше, то процесс гниения будет медленнее. Из травы можно использовать все части, кроме семян. В противном случае они могут прорасти и тогда придется бороться с сорняками. Первый слой из травы нужно присыпать землей, смешанной с известью.
  • Солома и сено. Благодаря соломе, лиственный и все остальные слои, насыщаются кислородом. Солома создает пористую структуру и связывает влагу в гумусе. Перед тем как выкладывать сено или солому, ее нужно тщательно измельчить. Мульчирование перегноем с добавлением сена обеспечить доступ кислорода к корням растений.
  • Листья. Листья нужно высушить, прежде чем готовить гумус своими руками. Если этого не сделать, то они собьются комками. Смешивают листья с другими растительными остатками и выкладывают тонким слоем.
  • Опилки. Чтобы приготовить перегной на даче, можно использовать древесные опилки. Но они плохо разлагаются, поэтому перед закладыванием их смешивают с травой и костной мукой.
  • Древесная кора. В древесной коре содержится большое количество азота. Но, чтобы повысить его концентрацию в компосте, необходимо кору смешать с куриным пометом, навозом крупного рогатого скота или мочевиной.

Как сделать перегной?

В домашних условиях получить перегной можно из следующих компонентов:

  • Пищевые отходы. Приготовление перегноя не обходится без пищевых отходов. В них содержится множество питательных веществ. Но для предотвращения их разложения, отходы смешивают с твердым материалом, чтобы обеспечить доступ кислорода.
  • Навоз и помет. Из навоза получается самый питательный для растений перегной. В нем содержится большое количество азота, который способствует ускорению роста сельскохозяйственных культур. Сверху его желательно посыпать почвой.
  • Бумага. Прежде чем закладывать бумагу при приготовлении навоза своими руками, ее необходимо крупно порезать и смочить в отваре трав. Травяной отвар можно приготовить из крапивы. В крапиве питательных веществ очень много, а бумага в процессе замачивания впитает их в себя. Смешать мокрую бумагу нужно с другим твердым материалом. В противном случае она скомкается.

Как приготовить перегной из навоза?

Многих дачников интересует вопрос о гумусе и о том, где его взять. Приготовить его можно дома своими руками. Самый распространенный вид перегной — это на основе навоза КРС. Подойдет навоз овец, коров или лошадей.

Готовим гумус следующим образом:

  • Навоз для перегноя обязательно нужно брать свежий. В нем содержится больше питательных веществ.
  • Сколотить ящик и выложить на дно крупно порезанную траву. Затем можно выложить солому. Так гумус будет насыщаться кислородом.
  • Затем выложить навоз (можно использовать куриный помет).
  • Для того чтобы ускорить разложение, в гумус можно добавить биодеструкторы. Это может быть Байкал-М или Сияние. В их состав входят бактерии, которые и ускоряют процесс гниения.
  • Регулярно перегной нужно поливать (но не заливать). Важно не допускать его пересыхания.

Использовать перегной можно тогда, когда нельзя будет рассмотреть отдельные части. Смесь должна быть однородной консистенции. Запах готового гумуса должен быть как у влажной земли. А цвет коричневый либо ближе к черному.

Как быстро сделать перегной из листьев?

Перегной из листьев также готовится с добавлением навоза. Можно использовать солому, бумагу и другие растительные остатки.

Листовой перегной готовится так:

  • Использовать можно любые листочки листопадных деревьев. Если на участке растут кустарники или плодовые деревья, то используются опавшие листья.
  • Поскольку листья бедны питательными микроэлементами, их нужно смешать с пищевыми отходами или опилками.
  • На слой листвы выложить птичий помет.
  • Периодически перегной нужно поливать. Если же над ящиком с гумусом появилось большое количество мошек, то это явный признак высокой влажности. Для того чтобы избавиться от них в солнечный день перегной нужно оставить открытым. Когда он немного подсохнет, обратно накрыть его.
  • Если перегной не меняет цвет и не приобретает запах влажной земли, то значит он пересушен. Исправить ситуацию можно, добавив воды, картофельных очисток или свежей травы.

Мульчируют им растения на зиму, чтобы корни не замерзли и кусты не погибли. Сделанные таким образом удобрения можно хранить в мешках.

Где его хранить?

Как правильно хранить гумус, приготовленный своими руками, чтобы он не потерял полезные свойства? Оптимальный способ хранения — это ящик. Как сделать ящик для перегноя?

Ящик для хранения гумуса:

  • Сколотить такой ящик можно из любых ненужных досок. На дно можно насыпать опилок либо оставить ящик без дна, а сразу складывать в него перегной.
  • Поверх емкости можно постелить шифер либо тепличную пленку. Влага, которая попадает на перегной вместе с дождем, не должна скапливаться в одном месте, а должна стекать в землю.
  • Также стоит не забывать о том, что одна из стенок ящика должна выдвигаться. Так будет проще забирать перегной для внесения в почву.
  • В мешках перегной также можно хранить, но только нужно следить, чтобы на него не попадали солнечные лучи.

Как хранить?

Какие особенности хранения гумуса? В первую очередь емкость с перегноем не должна располагаться под открытыми солнечными лучами. Так удобрение начнет разлагаться и в нем начнут размножаться болезнетворные микробы.

В ящик важно поддерживать постоянную температуру и влажность. Земля и сам перегной не должны быть слишком влажными, но и не должны пересыхать.

Не желательно располагать емкости с удобрениями рядом с деревьями. Очень скоро деревья могут направить свой рост именно в сторону компостников. И тогда все питательные вещества уйдут на их рост.

Разработка урока по окружающему миру на тему «Обитатели почвы»(3 класс)

ОБИТАТЕЛИ ПОЧВЫ

Цели: сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений; сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве; развивать умение устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы; развивать воображение и творческие способности; воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Оборудование: иллюстрации (обитатели почвы,) кроссворд, таблички с названиями, схема «круговорот веществ».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Сегодня у нас необычный урок. Урок-встреча. А вот с кем нам предстоит встретиться, узнаете по ходу уроку.

II. Проверка домашнего задания.

– Отгадайте загадку:

Зимой хоть бела, но черна,

Весной зелена, но черна,

Летом и осенью пестра, но все же черна.

(Почва.)

– Ответьте на вопросы:

1) Из чего образуется почва?

2) Что входит в состав почвы?

– Расскажите об опытах с почвой, которые вы делали на прошлом уроке. (Ответы на задание 87: почва, пчела, вода, чернозем, воздух, глина, песок.)

– Разгадайте кроссворд.

Кроссворд «Состав почвы».

По вертикали:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной.)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина.)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок.)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода.)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух.)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы.)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли.)

– Назовите ключевое слово в выделенной строчке. (Плодородие.)

– Что такое плодородие?

III. Постановка учебной задачи.

– Отгадайте загадку. Объясните, какая существует связь между этим животным и плодородием почвы.

Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы.

(Дождевой червь.)

– Дождевые черви рыхлят почву, пропускают через кишечник отмершие части растений, образуя перегной. Рассмотрите рисунок (с. 91). Предположите, о чем будем говорить на уроке.

IV. Объявление темы урока. Введение в тему.

– На уроке мы познакомимся с обитателями почвы, узнаем о значении почвы для них и растений.

– Послушайте сказку о дождевом черве по имени Кузя. Слушайте внимательно. Постарайтесь запомнить, какие обитатели почвы будут названы.

Дождевой червь Кузя приполз издалека. Его тело извивалось, проделывая новые и новые ходы в почве.

Дождевые черви, местные жители этого поля, были не очень гостеприимны. Они даже пытались прогнать Кузю, объясняя, что их и так здесь 100 000. Но Кузя не обращал внимания, он работал и пропускал через себя количество земли, равное массе его собственного тела.

Был у местных дождевых червей вождь по имени Аполлон. Он считал себя очень ученым, потому что знал о книге английского биолога Чарльза Дарвина, в которой говорится о большой пользе дождевых червей. Аполлон грозно сказал: «Я и 100 000 моих помощников можем за сутки перерыть 10 тонн земли. Уходи лучше отсюда поскорей, а не то мы и тебя перероем!»

Кузя хотел уже было испугаться, но тут раздалось чье-то угрюмое ворчание, и голос произнес: «Аполлон! Я хоть и плохо вижу, но не позволю тебе обижать одинокого беззащитного червяка». Это был голос старого крота. Он тоже жил здесь. «А ты, сынок, – продолжил крот, – ползи ко мне в мою кротовину, гостем будешь».

Кузя обрадовался приглашению и через полдня был уже в гостях у крота. Дом у крота был чудесный. Он находился глубоко под землей. Все его стены были покрыты мхом, сухой травой, мягкими корешками.

Крот усадил Кузю на почетное место на мягком корешке и стал у него выпытывать, откуда он пришел и почему не хочет уходить отсюда. Только Кузя хотел начать свой рассказ, как в кротовину ввалилась целая компания зеленых водорослей и плесневых грибов (показ иллюстраций). Они подняли страшный галдеж.

– Я так и знал, – только я думал побеседовать наедине со своим новым другом, как вы все тут как тут. Ну не ужас ли, когда в 1 грамме почвы содержится 50 000 плесневых грибов и на 1 гектаре обитает до 100 кг водорослей? Никогда не будешь одинок!

– Дядюшка, не сердитесь, – пропищала юная зеленая водоросль по имени Эстела, – мы тоже хотим узнать побольше о вашем новом друге.

Кузя начал свой рассказ.

– Я приполз издалека. Жил раньше в почве, в которой было достаточно влаги, воздуха, песка, глины. Много химических элементов, особенно кремния, железа. Правда, иногда не хватало калийных солей и фосфатов, но люди добавляли в такую почву удобрения. Тогда жизнь становилась лучше и веселее. Растения начинали расти быстрее. А здесь у вас жизнь совсем без проблем. Даже никаких удобрений добавлять не надо.

Здесь почва плодороднее, в ней больше темного слоя, из которого при горении выделяется неприятный запах. Я забыл, как он называется, – закончил свой рассказ Кузя. – И как, скажите, называется такая замечательная почва?

Крот сказал: «Кузя! Оставайся у нас, дождевой червь всегда и везде полезен для почвы, так как по твоим ходам в почву проникает вода и воздух, и всем от этого лучше. А ребята расскажут тебе о почве все, что они знают».

беседа после прослушивания сказки по вопросам:

– Как называется самая плодородная почва? (Чернозем.)

– Что за темный слой, из которого выделяется неприятный запах при горении? (Перегной.)

– Из чего состоит почва? (Пять главных компонентов.)

– Какие живые организмы живут в почве?

V. Изучение нового материала.

Работа с текстом (с. 91–92).

– Какие еще обитатели почвы не были названы при чтении сказки? (Многоножки, личинки, нити грибниц, бактерии, микробы.)

– Выберите обитателей почвы. Расскажите, как эти организмы влияют на почву.

(Растения, микроорганизмы, медведи, дождевые черви, кроты, насекомые, личинки, землеройки, рыбы, мыши, змеи, грибы.)

Учитель на доске моделирует «многоэтажный дом», обитатели которого живут на разных глубинах, с помощью рисунков, изображаюших животных. В ходе работы дополняет элементами.

– Почему почву называют многоэтажным домом? (В разных слоях почвы своя жизнь. В почве обитают микроскопические грибы, бактерии, насекомые, черви, многоножки, мелкие грызуны и другие звери.)

– Каких почвенных животных наблюдали? Когда?

– Расскажите о правилах работы с почвой. (Тщательно мыть руки после работы с почвой, закрывать бинтом или пластырем ранки, через которые могут проникнуть бактерии.)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки выпрямил, согнул,

И тихонько – раз – шагнул.

– Отгадайте загадку:

Нога одна, а рук много. (Дерево.)

Рисунок дополняет модель «Круговорот веществ».

– Как деревья «дружат» с почвой?

– Как дерево дает пищу живущим в почве организмам? (Учитель ставит стрелку.)

– Кто и как в почве перерабатывает растительные и животные остатки?

– Какую роль при этом играют насекомые? Бактерии?

– Как видите, почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва. Вот подтверждение того, что в природе все взаимосвязанно.

– Как можно назвать этот процесс? (Круговорот.)

Учитель прикрепляет табличку «Круговорот веществ в природе».

Главная часть почвы – перегной, он самый плодородный ее слой. Из него под действием микробов образуются соли, которые растворяются в воде. Их используют растения. Растениями питаются многие животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву, и под действием бактерий, а также благодаря работе почвенных животных превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения, а растения поедают животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву.

– Вообразите, что было бы на Земле без переработчиков останков растений и животных. (Не было бы почвы.)

Вывод: без почвы жизнь растений и человека на Земле невозможна.

VI. Закрепление и обобщение.

– За что Кузя из сказки про дождевого червя говорил человеку «спасибо»? (За внесение в почву удобрений.)

– А может внесение удобрений навредить почве? (Да, если вносить больше нормы, удобрения накапливаются и загрязняют почву. В результате гибнут черви, личинки насекомых, микробы. Почва теряет плодородие.)

Работа по группам.

Учитель делит класс на группы для выполнения заданий на карточках.

Задание: исправить ошибки, допущенные в тексте, доказать правильность своего ответа.

Карточка 1

Из остатков растений и животных формируется главная часть почвы – перегной, который с водой всасывают корни растений; растениями питаются животные; затем из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Перегной растения не всасывают, они питаются водой с растворенными в ней солями.)

Карточка 2

Из остатков растений и животных образуется перегной, под воздействием воды перегной превращается в соли, микробы, находящиеся в почве, помогают растениям всасывать эти соли (так растение питается), затем растениями питаются животные, которые, отмирая, вновь образуют перегной, и т. д.

(Все процессы в почве происходит постоянно и одновременно, а не последовательно.)

Карточка 3

Из остатков растений и животных образуется перегной, из которого под действием микробов образуются соли, растения корнями всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями; растениями питаются животные; из отмерших растений и животных вновь образуется перегной, круг замыкается.

(Ошибок нет.)

Карточка 4

Вставить пропущенные слова.

Из остатков растений и _____ (животных) образуется ______ (перегной), из которого под действием ______ (микробов) образуются ______ (соли), растения корнями всасывают из почвы _______ (воду) с растворенными в ней _______ (солями), животные питаются _______ (растениями); из отмерших _______ (растений и животных) вновь образуется _______ (перегной).

VII. Итог урока.

– Ребята посадили небольшой еловый лес. Они тщательно за ним ухаживали: все дорожки в лесу заасфальтировали, каждую травинку выпалывали, выгребали и убирали опавшую хвою. С течением времени все елочки перестали расти, и постепенно лес погиб. Почему? (Опавшая листва, хвоя, трава после гниения возвращают почве питательные вещества, взятые ранее. Удаление хвои и травы из-под деревьев означает полную потерю питательных веществ, а это приводит к снижению плодородия почвы.)

– Почему бактерии и грибы ученые называют восстановителями, или рекультиваторами земель? (Они обогащают почву различными минеральными солями.)

– Какие почвенные организмы можно назвать невидимыми земледельцами, почему? (Почвенные бактерии. Они способны обеспечить растения необходимыми элементами питания.)

– Каких животных можно назвать архитекторами плодородия и почему? (Дождевых червей. Они создают зернистую структуру почвы.)

Домашнее задание: рабочая тетрадь (задание 88).

Рассказ о том, какие изменения происходят в почве в разные времена года.

Учебник (с. 91–93), подобрать пословицы и поговорки о почве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *