Как животные готовятся

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57 Поздняя осень. Дикие животные готовятся к зиме.

Дети должны знать:
— названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
— что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
— как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
— кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
— кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, белка), рога (лось, олень);
— различать названия частей тела животных и людей.
Расширение словарного запаса детей:
Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;
Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;
Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).
Беседа «Как дикие звери к зиме готовятся.»
Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.

— Где спрячется ежик? В норе.

— Где будет спать медведь? В берлоге.
Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Заяц меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.
— Какого? — Почему белого?
— От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка.

Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово.
— А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.
Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться.
Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
Белка все лето была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

-Где живет белка? В дупле.
-Как она подготовилась к зиме?
Она все лето и осень собирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.

— А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
— Кто это? Лось.
— Чем питается лось? Растениями.
-А много ли растений зимой можно найти в лесу?
В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.
Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа существительных):
Лиса – лис.
Ёж – ежей.
Белка – белок.
Заяц – зайцев.
Волк – волков.
Лось – лосей.
Кабан – кабанов.
Дидактическое упражнение «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в ед. и мн. числе) :
Белка – белочка.
Лиса – лисичка.
Заяц – зайчишка, зайчонок.
Белка – бельчонок.
Медведь – медвежонок.
Волк – волчонок.
Дидактическое упражнение «Сосчитай до пяти» (согласование существительных с числительными) :
Один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.
Одна лиса, … ,пять лис.
Один волк, …,пять волков.
Один медведь, … ,пять медведей.
Одна белка, …, пять белок.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?»
Хвост лисы — лисий хвост.
Лапа медведя — медвежья лапа.
Зубы волка — волчьи зубы.
Иголки ежа — ежиные иголки.
След чей?- лисий, волчий, медвежий, заячий, беличий.
Уши чьи?- лисьи, волчьи, медвежьи, заячьи, беличьи.
Голова чья?- лисья, волчья, медвежья, заячья, беличья.
Дидактическое упражнение «Подбери определения» :
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,
Дидактическая игра «Кто где живёт?» (употребление именительного падежа сущ-х):
В берлоге живёт (кто?) – медведь.
В норе живёт (кто?) – лиса.
В логове живёт (кто?) – волк.
В норке живёт (кто?) – ёжик.
В дупле живёт (кто?) – белка.
Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми».
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
Дидактическая игра «Назови семью» (упражнение в словообразовании):

Папа – медведь, мама – медведица, детёныш(и) – медвежонок (медвежата).

Папа – волк, мама – волчица, детёныш(и) – волчонок (волчата).

Папа – лис, мама – лисица, детёныш(и) – лисёнок (лисята).
Папа – заяц, мама – зайчиха, детёныш(и) – зайчонок (зайчата).
Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» (подобрать глагол к существительному):
Лиса – тявкает.
Медведь – рычит.
Волк – воет.
Ёжик – фыркает и т.д.
Дидактическое упражнение «Что лишнее и почему?»
Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).
Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).
Игра «Кому что дадим?»
Мясо – волку.
Малину — …
Мёд — …
Морковку — …
Яблоко — …
Орехи — …
Грибы — … и т.д.
Игра «У кого – кто?»
У медведя – медвежата.
У лисы — …
У волка — …
У зайца — …
У ёжика — …
У белки — … и т.д.

>Жизнь лесных зверей зимой

Урок: Жизнь лесных зверей зимой

Как животные готовятся к спячке

Подробности Категория: Природа и экология Опубликовано 13.10.2017 10:37 Просмотров: 1224

Медвежья семья в берлогеСередина осени. Деревья потихоньку сбрасывают пышную листву, животные собирают съестные запасы на холодное время года. А некоторые пребывают в предвкушении сладких снов.

Природа создала уникальные приспособления для птиц и зверей, чтобы они могли выжить в суровых условиях. Так, глухарь глотает мелкие камешки, чтобы с их помощью перетирать зимой твёрдую пищу (например, семена шишек). Бурундук способен в защёчных мешках перенести в норку до 10 кг зерна и орешков. А некоторых зверей природа «приговорила» к продолжительному сну.

Спячка — реакция организма, способ выживания, характеризующийся снижением температуры тела и сокращением сердечного ритма. Готовясь ко сну, животные запасаются жиром и ищут укрытие, хорошо защищённое от хищников. Во время спячки температура их тела может понизиться в 10 раз. Так, например, у сони-полчка (это мелкий грызун) — с 38 градусов до 3,7. Сердечный ритм замедляется до 3—5 ударов в минуту, а у калифорнийских сусликов — даже до одного удара. Частота дыхания уменьшается в 10 раз. В общем, вся деятельность организма сводится к минимуму.

Соня-полчокСамая поразительная подготовка к спячке происходит у хладнокровных. При охлаждении тела в их органах образуется лёд. Это очень странно, ведь животное может погибнуть от обезвоживания либо разорваться от пронизывающего их льда. Однако американская лесная лягушка великолепно с этим справляется: она наполняет своё тело гликогеном, который гарантирует сохранность органов. Весной же лягушка просто оттаивает и расходует глюкозу (которая получается из гликогена) в энергию. Некоторые земноводные переживают зиму на дне водоёмов, зарываясь в ил, дыша при этом кожей. Интересный факт: змей, черепах, ящериц и лягушек можно ввести в спячку самостоятельно. Нужно всего лишь снизить температуру и изменить световой режим.

А вот спячку земляной белки, луговой собачки и медведя точнее будет назвать «дремотой», поскольку их легко разбудить. Конечно, вся жизнедеятельность их организма также замедляется, но на уровне обыкновенного сна. Понятное дело, что жир и запасы пищи — залог выживания этих зверей во время спячки. Медведь за один день может употребить до 20000 калорий и накопить около 15 см жира за лето. Казалось бы, что может потревожить его зимой? Например, появление медвежат и забота о них.

Американская лесная лягушка не замерзает во льдуЗемляные белки, вероятно, боятся проспать. Они просыпаются потрогать земляную пробку, которая закрывает вход в нору, чтобы по её температуре определить, не наступила ли весна.

Каковы же плюсы и минусы спячки? Плюсы: конечно же, снижение энергозатрат. Животные не смогли бы выжить, бодрствуя при отсутствии источников пополнения энергии (то есть пищи). Таким образом, они могут провести во сне 4—7 месяцев за счёт запасов жира и питательных веществ. Минусы: снижение иммунитета, возможность погибнуть от истощения и обезвоживания, атрофия мышц, ну и, конечно же, зубов хищников. Естественно, спячка животных изучается не зря. Имея возможность выделить те химические вещества, которые вводят млекопитающих в спячку, можно было бы использовать их при проведении некоторых операций в хирургии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *