Какая религия в Беларуси

Конфессии в Белоруссии

Количество верующих по конфессиям

На сегодняшний день

  • православных — около 4 000 000 (более 80 % верующих, то есть принимая оценку, что 50 % всего населения верующие, число православных составит ок. 40 % населения страны)
  • католиков (латинского обряда) — около 1 200 000
  • мусульман — более 100 000
  • иудеев — около 55 000
  • греко-католиков (униатов) — до 10 000
  • адвентистов седьмого дня — 4 633

Русская Православная Церковь в Белоруссии зарегистрирована как Белорусская православная церковь (См. Белорусский экзархат). По данным агентства Белорусские новости, в стране православных — более 80 % верующих; Белорусский экзархат включает 11 епархий и 1 437 общин, в которых несут службу 1 438 священников; 1 175 православных храмов, 172 культовых здания возводится.

По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось 2825 религиозных общин, в том числе:

  • 492 христиан веры Евангельской
  • 432 католические
  • 268 евангельских христиан-баптистов
  • 33 старообрядческие
  • 29 совет церквей ЕХБ
  • 27 иудейских
  • 27 исламских
  • 26 свидетелей Иеговы
  • 20 новоапостольских
  • 15 лютеранских
  • 13 греко-католических
  • 6 бахаи
  • 6 кришнаитов
  • 3 мормонов
  • 1 первых христиан

Христианские конфессии

Православие

Крупнейшей христианской конфессией в Белоруссии является православие, представленное Белорусским экзархатом Московского патриархата, основанным в 1989. Экзархат включает в себя более 8 миллионов верующих и состоит из 11 епархий:

  • Бобруйская епархия
  • Брестская епархия
  • Витебская епархия
  • Гомельская епархия
  • Гродненская епархия
  • Минская епархия
  • Могилёвская епархия
  • Новогрудская епархия
  • Пинская епархия
  • Полоцкая епархия
  • Туровская епархия

Действующий экзарх — митрополит Филарет.

История

Белорусские земли были крещены в основном одновременно с другими землями Киевской Руси. В 1596 была провозглашена Брестская уния, положившая начало существованию греко-католической церкви в Белоруссии, сохранившей свои обряды, но подчинявшейся римскому папе. В 1839 униатские приходы были переданы в ведение православной церкви.

Также существует Белорусская автокефальная православная церковь (в эмиграции).

Католицизм

Собор Пресвятой Девы Марии в Минске — кафедральный собор Минско-Могилёвской архиепархии

Католическая церковь — вторая по величине религиозная община в Белоруссии. Католиками являются около 1,2 млн белорусов, причём в несколько большей степени католицизм распространён на западе страны (прежде всего, в Гродненской области). В настоящее время Белоруссия разделена на 4 диоцеза и архидиоцеза:

  • Витебский диоцез
  • Гродненский диоцез
  • Минско-Могилёвский архидиоцез
  • Пинский диоцез

В настоящее время архиепископом-митрополитом является Тадеуш Кондрусевич.

Католицизм начал активно распространяться в Белоруссии с конца XIV века, когда великий князь литовский Ягайло в обмен на получение польской короны начал перевод в католицизм прежде языческой знати Жемайти и Аукштайтии (совр. Литовская Республика) при одновременном создании привилегий для католиков. Со временем большая часть знати (шляхты) приняла католицизм, в то время как абсолютное большинство простого населения осталось православным.

Долгое время белорусов-католиков причисляли к полякам.

Униаты

Основная статья: Белорусская греко-католическая церковь

Протестанты

  • Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской Беларуси
  • Евангельские христиане-баптисты Беларуси
  • Христиане полного Евангелия Беларуси
  • Конференция церквей христиан адвентистов седьмого дня Беларуси
  • другие

Протестанты (прежде всего кальвинисты) появились в Белоруссии в середине XVI века и на некоторое время получили значительстное распространение среди представителей богатейшей знати — магнатов (например, Николай Радзивилл Рыжий, Николай Радзивилл Чёрный приняли кальвинизм, некоторое время кальвинистом был Лев Сапега). Спад протестантского движения в Белоруссии связывают прежде всего с активной деятельностью иезуитов.

Иудаизм

Иудаизм появился на белорусских землях вместе с первыми евреями (начало XV века). Долгое время белорусские земли были крупным центром концентрации еврейского населения. По переписи 1897, на территории Белоруссии насчитывалось более 700 000 евреев.

Ислам

Ислам получил определённое распространение в Белоруссии с мирным переселением татар начиная с XIV в.

Язычество

После принятия христианства на территории Белоруссии язычество оказало определённое влияние на христианскую обрядность, что проявилось, в частности, в сохранении некоторых языческих праздников (Дзяды, Радуница, Коляда, Иван Купала, проводы Зимы и др.).

Начиная с конца 80-х наблюдается рост числа людей, идентифицирующих себя как язычники. В то же время, языческое движение практически никак не организовано и является во многом стихийным.

Другие конфессии

Проблемы

Приговор Александру Сдвижкову

В 2008 белорусский журналист Александр Сдвижков получил три года колонии строгого режима за перепечатку карикатур на пророка Мухаммеда в 2006. На закрытом процессе он был осуждён по статье 130 УК РБ «Разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни», п.1 «Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной вражды или розни, на унижение национальной чести и достоинства». Газета «Згода» (русск. Согласие), в которой были размещены карикатуры, была закрыта по решению Верховного Суда в том же 2006

Истец, председатель религиозного объединения «Духовное управление мусульман Республики Беларусь» муфтий Исмаил Воронович, назвал приговор слишком суровым.

Существует документально неподтверждённая версия, согласно которой столь суровый приговор мог быть вызван желанием белорусского руководства продемонстрировать свою дружбу и поддержку президенту Исламской Республики Иран Махмуду Ахмадинежаду.

Церковь «Новая жизнь»

Церковь «Новая жизнь» (христиане полного Евангелия) в минском микрорайоне Сухарево выкупила у колхоза им. Калинина коровник, отремонтировала его и переоборудовала в свой храм. Мингорисполком же признал использование недвижимости и земли общиной нецелевым и постановил лишить церковь культового статуса и недвижимости. Общине предлагалось продать помещение храма по цене около 22 тыс. белорусских рублей (около 8 USD) за один квадратный метр. В ответ на это в октябре 2006 прихожане церкви начали голодовку, итогом которой стало длительное судебное разбирательство. В настоящее время «Новая жизнь» продолжает тяжбу с Мингорисполкомом.

> Примечания

Ссылки

  • Белорусская православная церковь (Белорусский экзархат Московского патриархата) (рус.)
  • Римско-католическая церковь в Беларуси (бел.), (рус.), (пол.), (англ.), (нем.)
  • Еврейская община в Республике Беларусь (рус.), (англ.)
  • Сайт белорусской мусульманской молодёжи (рус.)
  • Самостоятельная евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь (рус.)
  • Объединённая церковь христиан веры евангельской Беларуси (рус.)
  • Евангельские христиане-баптисты Беларуси (рус.), (англ.)
  • Христиане полного Евангелия Беларуси (рус.)
  • Конференция церквей христиан адвентистов седьмого дня Беларуси (рус.)
  • Беларуская аўтакефальная праваслаўная царква (бел.), (англ.)
  • Беларуская грэка-каталіцкая газета «Царква» (бел.)
  • Буддийская медитационная группа в Минске (рус.), (англ.)
  • Сознание Кришны в Минске (рус.), (англ.)
  • «Свидетели Иеговы» на русском языке (рус.)
  • Церковь «Новая жизнь» в Минске, оказавшаяся в центре имущественного скандала (рус.)
Белоруссия в темах
История Древнейшая история • Полоцкое княжество • ВКЛ • Речь Посполитая • Российская Империя (Северо-Западный край) • БНР • Белорусская ССР (Литбел) • Новейшая история
Символы Герб • Флаг • Гимн • Бело-красно-белый флаг • Погоня
Политика Государственный строй • Президент • Парламент • Конституция • Политические партии • Внешняя политика (Россия • США) • Внутренняя политика • Органы внутренних дел
Вооружённые силы Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Воинская обязанность
География Административное деление • Города (Столица) • Городские посёлки • Малые НП • Области • Районы • Сельсоветы
Общество Население • Языки (русский • белорусский) • Спорт • Образование (Минск • ВУЗы) • Наука (Академия наук • БелКА) • Здравоохранение • Религия
Экономика Валюта • Туризм (Гостиницы) • Транспортная система (дороги • автономера) • Энергосистема • Торговля (Внутренняя • Внешняя)
Связь Телефонная (стационарная • мобильная) • Интернет (сеть • байнет) • Телевидение (телеканалы) • Радио (Радиостанции) • Почтовая (история) • СМИ (Свобода слова)
Культура Литература • Театры (Минск) • Кино (Беларусьфильм) • Музеи • Праздники • Достопримечательности • Мисс Белоруссия • Музыка (Евровидение • детское Евровидение)
Портал «Белоруссия» • Проект «Белоруссия» • Проект «Персоналии Белоруссии»

Свобода религий и веротерпимость

В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование. В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла. И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является почетный Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, богословское образование здесь получают православные, католические и униатские студенты, исповедующие православие, католицизм и униатство.

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

>Религия на землях белорусских
пестрая религиозная картина на протяжении веков

Термины. Список

    Беларусь

  • Беларусь X-XX вв
    10 веков в 10 абзацах
  • Беларусь и соседи.
    Общие границы, герои и войны
  • Белорусская геральдика
    от Городельской Унии до наших дней
  • Белорусский крест
    семиотика в войне культур
  • Белорусский национализм
    от филоматов до наших дней
  • Белорусский этнос
    история формирования
  • «Беларусы ў фотаздымках»
    старые фото типажей и местечек
  • Белорусская шляхта
    в академических изданиях
  • Бояре панцерные и земяне
    «военно-служилые люди»
  • Национальный герб
    символ, которому 700 лет
  • Национальный гимн
    100 лет словам М. Богдановича
  • Национальный флаг
    политый кровью и воспетый в стихах
  • Национальный язык
    і дзяржаўная мова Краю
  • «Наши фамилии»
    Ян Статкевич, 1922
  • Религия Беларуси
    пестрая картина на протяжении 10 веков

    Белорусская государственность

  • X — XIV вв Полоцкое княжество
  • 1240 — 1795 Великое княжество Литовское
  • 1569 — 1795 Речь Посполитая
  • 1658 — 1658 Речь Посполитая Трех Народов
  • 1795 — 1917 Северо-Западный край
  • 1795 — 2018 Экспансия МП РПЦ
  • 1914 — 1922 Хронлогия событий и череда границ
  • 1918 — 1919 БНР
  • 1919 — 1920 ССРБ, ЛитБел и Срединная Литва
  • 1920 — 1991 БССР
  • 1991 — н.в. Республика Беларусь

    ВКЛ

  • Литва
    локализация термина на картах и в хрониках
  • Великие гетманы литовские
    список поименно, военачальники ВКЛ
  • Великие канцлеры литовские
    список поименно, главы правительства ВКЛ
  • Великие маршалки литовские
    список поименно, «министры МВД» ВКЛ
  • Великие князья литовские
    от Миндовга до Станислава II Августа
  • «Генриховы артикулы»
    клятва выборных королей
  • Гербы воеводств и Калюмны
    в исторических документах
  • Карты ВКЛ
    старые карты XIII-XVIII вв
  • Крещение Литвы
    День Пепла — прывилей и первые фарные костелы
  • Полиция ВКЛ
    since 1791
  • Статут ВКЛ
    300 под сенью закона
  • Шляхта и шляхетская демократия
    12% населения — от магнатов до околичной шляхты

    Разное

  • Асобны атрад БНР
    легендарна марка и отряд Балаховича
  • Балты и Славяне
    археологические культуры и культурная парадигма
  • «Ваяцкі марш»
    гимн Белорусской Народной Республики
  • Венеды
    предки восточных славян
  • Геральдика ВКЛ
    от Городельской унии до разделов Речи Посполитой
  • Готы
    от Скадинавии од Черноморья
  • Гуды и Белая Русь
    миграция терминов
  • Гусария (крылатые гусары)
    в белорусской истории
  • Двинские (Борисовы) камни
    крещение языческих капищ в Полоцком кяжестве
  • Евангелие Туровское, XI век
    старейший памятник письменности Беларуси
  • Земяне и панцирные бояре
    «военно-служилые люди»
  • Иезуиты в ВКЛ-Беларуси
    интеллектуальное наследие
  • Инквизиция
    слом стереотипов
  • «Калюмны»
    herb Dawny Litewski
  • Край Западный
    9 губерний Российской империи
  • Край Северо-Западный
    6 губерний Западного Края
  • «Краёвасьць тутэйшая»
    истоки белорусского национализма
  • Крест Ефросинии Полоцкой
    семиотика в войне культур
  • Крещение Литвы
    День Пепла — прывилей и первые фарные костелы
  • Казаки в Беларуси
    Inglorious Bastards
  • Литвины
    «Ten, ktory kocha wolnosc i szanuje Statut litewski»
  • Лютичи, полабские славяне
    венды-вильцы-велеты
  • Магдебургское право
    городское самоуправление
  • Море Геродота
    Полесье
  • Музей Беларускі імя Івана Луцкевіча
    «Гэта ёсць фундамент нашага адраджэння!»
  • Музей древностей Тышкевичей
  • «Песня о зубре» 1523
    белорусский эпос
  • «Погоня»
    символ, которому 700 лет
  • Полесье
    наследие моря Геродота
  • «Православная вера»
    этимология термина
  • «Православная инквизиция»
    Грекулов Е., АН СССР «Наука» 1964
  • Пруссы
    народ Миндовга
  • Путь из варяг в греки
    путь древних городов
  • Российская империя
    от Тартарии до Московии
  • СССР
    рухнувшая империя
  • Славяне
    этнос или культурная парадигма
  • Товарищество Литовское и Земель Руских
    объединение эмигрантов после восстания 1830 года
  • Туров-Пинское княжество
    княжество на Полесье
  • Черный день 1937
    расстрелянные поэты
  • Филоматы
    романтики, изменившие край
  • Ятвяги
    от Вилии до Припяти

— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.

Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.

И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая, Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.

Язычество
паганства (бел.) — pagan (англ.)

Языческое наследие

1460 rerum Prussicarum

До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.
«Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.

Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах «Россия — Полное географическое описание» (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и «Живописная Россия» (1882) А. Киркора.

В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.

Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.

Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.

На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.
Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь — была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв. И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена Миндовга, язычество было популярно до 1387 года — до «крещения Литвы и Жмуди» Витовтом и Ягайло.

Так, хроника «Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg», 1326 г., рассказывает о «презрении Бога» князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина «нечестивым врагом веры и христиан» и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском «святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал» . И убийца Давида пришел к нему, «притворяясь другом язычников»

Христианство Византийского (греческого) обряда
«ортодоксия» или «истинная вера»

Святые XI века

Путь из варяг в греки

В 986 году Полоцкое княжество, лежащее на пути «из варяг в греки» крестил исландский викинг Торвальд Кодранссон. В 985 году в Константинополе он получает от Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики». В 986 году Торвальд приезжает в Полоцк и строит здесь церковь и монастырь святого Иоанна Крестителя.

В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.

В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии Константинопольского патриархата.

В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.

1373 Киевская и Московская («молящаяся за ханов, освобождается от всех даней») митрополии боролись за доминирование в регионе. Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения. После посещения Москвы он писал «Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский». Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси

1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.

1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.

1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.

1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).

Термин «православная вера», неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин «ортодоксия» или «истинная вера» в документах Московского государства при Иване Грозном. К XVII веку понятие «истинная вера» было полностью заменено на «православие» или «русская вера». Униатство в московских документах того периода именовали «белоруская вера».

Старообрядцы

После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.

Христианство латинского (римского) обряда
католицизм

1387 Крещение Литвы

1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма (оригинал / перевод) папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам. В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает, что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.

1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша). В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.

1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы. Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.

В архивах Тевтонского Ордена сохранился «Спис городов», поддержавших Свидригайло во время Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.

Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.

Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.

Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.

Кальвинизм также порожден Реформацией. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.

Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — «гельветских (швейцарских) сборов». В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин. Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).

В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий — в православии остались только 16)

Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.

Иезуиты

В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — «армию папы». Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением, его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.

Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами), принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).

Колегиум иезуитов, Минск 1910

Брестская церковная уния 1596
греко-католичество — «белоруская вера»

1569 заключена Люблинской унии и образована Речи Посполитой Двух Народов.

1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то, чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных Реформацией).

1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).

«Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.

Значимой фигурой в униатстве был архиепископ Полоцкий Иосфат Кунцевич. Он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения».

В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.

Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления на внутренние дела ВКЛ.

Базилиане

Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.

На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы. Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича. Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных заведений до их стандартов (лучших в Европе). Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий («hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»)

Московский Патриархат РПЦ

Религиозное многообразие было одной из причин «Кровавого Потопа» 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску: “Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.

К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).

После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.

В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)

По последним исследованиям население Республики Беларусь больше всего доверяет духовенству и власти. Казалось бы, кто, если не они должны дать пример любви к своему народу, его традициям, языку не на словах, а на деле.

Автор наблюдал долгое время такую сцену в католических костелах. Бабушки, которые прислуживали там, до недавнего времени разговаривали на польском языке, считая себя польками. На этом же языке больше всего говорил и ксендз. На польском языке до недавнего времени велись и службы. Но пришло время возрождения. Некоторые ксендзы начали говорить на белорусском. Кое-где начали вестись и службы. Бабушки, старые бабушки, которым в таком возрасте, казалось бы, трудно переучиться на другой язык, говорят на чистейшем белорусском языке. А многие говорят, что это трудно.

И другой пример. Попробуйте зайти в городе в православную церковь и заговорить на белорусском языке. Получите гневные взгляды. Служба идет на старославянском, т.е. языке Киевской Руси. Почему? Почему когда русины взяли православную веру сразу же начали переводить все Священные книги с греческого на свой язык? Почему они не вели службы и не молились на греческом, а на своем родном, русинском? Наверно понимали, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Бог дал им язык, и они использовали его. Почему же мы, белорусы, не можем использовать свой язык, данный нам Богом?

Вообще, жизнь в Беларуси напоминает картинки абсурда. То, что во всем мире является ценностями, первыми приоритетами, у нас является ничтожной вещью. Странно, наверное, было бы видеть во главе католичества Италии французского или испанского координала, в Армении или Грузии глав их церквей из Беларуси или России. Но зато главой православной и католической конфессий в Беларуси являются (на 2000 г.) никак не белорусы. Автор ничего ни имеет против этих прекрасных людей. Они выполняют свое дело, порученное им вышестоящими органами. Но факт остается фактом – мы не как все.

Религия является цементирующим звеном любого этноса. Рождение многих этносов начиналось с усиления религиозных настроений. Зарождение русского этноса напрямую связано с этим вопросом. В начале XIV в. в Московском княжестве начало широко развиваться старчество – русское монашество, ярким представителем которого был Сергий Радонежский. Это он благословил Дмитрия Донского на битву на Куликовом поле. Молитвы монахов (в том числе) принесли народу освобождение от монголо-татарского ига.

Второй пример. Около двух тысяч лет после потери своего древнего языка иврита еврейский этнос был разбросан по всему миру. Примерно 1745 год является годом начала реформации иудаизма. Основатель хасидизма Баал Шем Тов около 1745 г. начал проповедовать свое учение. Впервые за длительную историю этого народа евреи поделились на две воинственные по отношению друг к другу группы: на хасидов и ортодоксов. 150 лет шла борьба. Но это были и 150 лет духовного подъема. Это были 150 лет религиозного экстаза. В монотонную еврейскую жизнь влилась новая струя. Конец XIX в. характеризуется снижением религиозного накала и примирением между борющимися лагерями. Энергия нарождающегося этноса переходит в другое русло. Возникает сионизм, который привел к образованию государства Израиль. Это произошло в 1948 г., через 200 лет после провозглашения нового религиозного течения в иудаизме.

То же наблюдалось и при рождении литвинов ВКЛ (белорусов). Евфросиния Полоцкая и Кирилл Туровский жили в период скрытой фазы этногенеза родившегося белорусского этноса. К сожалению, мы не знаем полных родословных этих белорусских святых. Но отрицательный ответ на вопрос: «Были ли в это время представители других славянских племен, не вошедших в новый этнос, такой же духовной величины как вышеназванные?» – еще раз подтверждает гипотезу о рождении в середине XI в. белорусского этноса.

Что же имеем мы, белорусы, сейчас? Еще в начале акматической фазы в литвинском (белорусском) этносе произошел раскол на почве религии. Это зафиксировано даже в истории.

«Вторжение Витовта в пределы Московского государства в 1406 г. ознаменовалось массовым переходом православных на сторону Московии».268

Изменилось ли что-нибудь сейчас?

Достаточно часто можно видеть такую картину.

Встречаются два белоруса. Один спрашивает у другого:
— Ты кто по вероисповеданию?
— Католик.
— А, значит, поляк.
— А ты? – спрашивает другой.
— Я православный.
— Значит, русский.

Что самое интересное, – такие настроения до недавнего времени подогревались, да и сейчас не редкость, самими священниками.

Автор знает одну семью, где отец и мать были родом из Новогрудчины – эпицентра рождения белорусского этноса. Отец – православный, белорус, мать – католичка и как будто полька, хотя на самом деле та же белоруска, племянница известного белорусского религиозного деятеля Фабияна Абрантовича. В семье родились два сына и дочь. По вероисповеданию дети унаследовали религию матери – католицизм. Два сына взяли себе белорусскую национальность, дочь – польскую. Один из братьев со временем стал офицером Советской Армии и всю жизнь мотался по России и сейчас, получив квартиру в одном из городов России, остался там жить. Приезжая сейчас на Родину, в Беларусь, он доказывает своему второму брату, что белорусы и русские – это один народ. Ну, а сестра, естественно, осталась «полькой». Это ли не трагедия белорусского этноса!

В вопросе о польском национальном меншинстве остановимся поподробнее в следующей главе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *