Какие горы пересек Никитин?

Биография

Афанасий Никитин родился в семье крестьянина Никиты. Совершил путешествие в 1468—1474 годах (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И. Срезневским датировалось 1466—1472 годами) по Персии, Индии и вновь сформировавшемуся Турецкому государству; составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря». Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран. Сам Никитин называл своё путешествие грешным, и это первое в русской литературе описание антипаломничества.

Никитин отправился в путь из Твери: «Пошёл я от Спаса святого златоверхого с его милостью, от государя своего великого князя Михаила Борисовича Тверского, от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича».

В Нижнем Новгороде Афанасий две недели ждал Хасан-бека, посла ширваншаха, и продолжил путешествие с ним. Ограбленные астраханскими татарами в устье Волги, Никитин и другие купцы, сопровождавшие посла, не могли возвратиться; назад же, вверх по реке, их не пропустили. Они отправились на двух судах в Дербент, и во время бури меньшее судно разбилось о берег у города Тарки, и кайтаки взяли всех в плен.

Почтовая марка СССР

Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии. (11 мая 2017)

После прибытия в Дербент Афанасий бил челом московскому послу, подьячему Василию Папину, и послу ширваншаха, Хасан-беку, чтобы они похлопотали о пленённых кайтаками. Хасан-бек ездил к Булат-беку просить. По просьбе Булат-бека ширваншах послал к шурину своему, князю кайтаков Халил-беку, письмо, по которому освободили пленных. Потом Афанасий и другие русские ездили к ширваншаху в ставку с просьбой профинансировать их возвращение на Русь, но он не дал им ничего.

Затем Никитин пишет: «А я пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку». Однако он ошибся в расчёте:

«Налгали мне псы-бусурманы, наговорили, что всякого нашего товара там много, а вышло, что нет ничего на нашу землю, все товар белый на бусурманскую землю, перец да краски — это дёшево, но зато пошлины большие да на море разбойников много».

Обманувшись в надеждах относительно торговых выгод, Никитин вдобавок подвергся и большой опасности:

«В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день! Братья русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на Руси, закричи: Магомет! — и ступай в Индостанскую землю».

Отсюда можно предположить, что у Афанасия были влиятельные знакомые в Индии и Персии.

В своей книге Никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, пышность дворцов их, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей Индии:

«Познакомился я со многими индусами (на языке того времени — индеянами), — говорит Никитин, — и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жён своих от меня не прятали; я расспросил всё об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут — это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится». «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»

Тяжело стало Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер:

«О благоверные христиане! Кто во многие земли часто плавает, тот во многие грехи впадает и веры лишается христианской. Мне, рабу Божию Афанасию, сгрустнулось по вере: уже прошло четыре Великих поста, четыре Светлых воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда Светлое воскресенье, когда пост, когда Рождество Христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего. Уже прошло четыре Светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я не оставил: дальше Бог ведает, что будет. Господи, Боже мой! На тя уповах, спаси мя! Пути не знаю, как выйти из Индостана; везде война! А жить в Индостане — всё истратишь, потому что у них всё дорого: я один человек, а по два с половиною алтына в день издерживаю, вина и сыты не пью».Памятник А. Никитину в Феодосии

В связи с присутствием в «Хожении» арабско-персидской лексики и мусульманских молитв (в частности, заключительного текста из Корана), обсуждался вопрос о том, не принял ли Афанасий в Индии ислам. Ряд исследователей (например, Г. Ленхофф) считали его «отступником», в то время как Я. С. Лурье полагал, что следует доверять собственным словам Никитина о сохранении им православия; в случае, если бы он был обрезан во время своих скитаний по своей воле, он едва ли отправился бы домой на Русь, где ему угрожала бы смерть за перемену веры, помимо долговой ямы, да и если бы он был обрезан не по своей воле, то это надо было бы ещё доказать. Как раз подробные записки о грешном хожении должны были бы спасти Никитина и от обвинений в переходе в другую веру, и от долговой ямы, и если бы он был обрезан, он бы это рассказал.

Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: единственная торговая операция, описанная в «Хожении» — перепродажа жеребца — обошлась ему в убыток (наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе»).

Наконец Никитин выбрал путь домой — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу (Феодосию) и через Подолию и Смоленск. До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского) осенью 1474 года. В 1475 году благодаря его спутникам, московским купцам, его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, и текст её был внесён в Летописный свод 1489, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранились записки Никитина в Троицком сборнике XV века. Текст, вошедший в летопись, был подвергнут сокращению; более полный текст (но сильнее отредактированный составителем) имеется в Троицком сборнике.

В новое время записки были обнаружены Н. М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.

Города, которые посетил Афанасий Никитин

Две памятные монеты Банка России, посвящённые 525-летию путешествия Афанасия Никитина в Индию. 2 рубля, серебро, 1997 год

  • Калязин
  • Углич
  • Кострома
  • Плёс
  • Нижний Новгород
  • Казань
  • Орда
  • Услан
  • Сарай
  • Берекезан
  • Астрахань
  • Дербент (дважды)
  • Шемаха
  • Баку
  • Чепакур
  • Сари
  • Амоль
  • Демавенд
  • Рей
  • Кашан (дважды)
  • Наин
  • Йезд (дважды)
  • Сирджан
  • Таром
  • Лар (дважды)
  • Бендер (дважды)
  • Ормуз (дважды)
  • Маскат (дважды)
  • Дега
  • Камбей
  • Чаул
  • Пали
  • Умри
  • Джуннар
  • Бидар (дважды)
  • Парват
  • Гулбарга (дважды)
  • Каллур (дважды)
  • Райчуру
  • Коилконда
  • Аланд (дважды)
  • Дабхол
  • Шираз
  • Эберку
  • Исфахан
  • Кум
  • Сава
  • Сольтанио
  • Тебриз
  • Эрзинджан
  • Трабзон
  • Вона
  • Платана
  • Балаклава
  • Гурзуф
  • Кафа
  • Киев
  • Могилёв
  • Орша

Примечания

  1. Семенов Л. С. Хронология путешествия Афанасия Никитина. // Хожение за три моря Афанасия Никитина. Л., 1986, С. 88-107
  2. Даниэль Волков. Хождение за три моря.
  3. Тверской воевода.
  4. s:Хождение за три моря Афанасия Никитина
  5. Бут — „идол“, в данном случае, чаще всего, Шива
  6. Сыта — разбавленный водой мёд, а также хмельной напиток из мёда.
  7. Хожение за три моря Афанасия Никитина. — Л., 1986. — С. 57.
  8. Масленников Б. Г. Морская карта рассказывает. — М.: Воениздат, 1973. — С. 32. — 20 000 экз.
  9. Безруков П. Л., Затонский Л. К., Сергеев И. В. Гора Афанасия Никитина в Индийском океане // Доклады Академии наук СССР. — 1961. — Т. 139, № 1. — С. 199—202. Эта статья была включена в сборник ЮНЕСКО: International Indian Ocean Expedition. Collected reprints I. — Bruges: UNESCO, 1965. — С. 561—564.
  10. Гора Афанасия Никитина обозначена на карте Индийского океана, например, в следующем издании: Атлас мира / Отв. ред. С. И. Сергеева. — М.: ГУГК СССР, 1988. — С. 202. — 337 с. — 40 000 экз.
  11. Расположение на карте набережной Афанасия Никитина в Твери
  12. Расположение на карте переулка Афанасия Никитина в Феодосии на Украине
  13. Расположение на карте улицы Афанасия Никитина в Феодосии на Украине
  14. Новость на сайте «Аэрофлота»
  15. Пиво «Афанасий»
  16. В Индии поставили памятник Афанасию Никитину.. Газета «Коммерсантъ». www.kommersant.ru (17 января 2002). Дата обращения 16 декабря 2018.

Литература

  • Текст в «Полном собрании русских летописей», т. VI. Ср. Срезневского, в «Уч. запад. ак. наук», кн. II.
  • Виташевская М. Н. Афанасий Никитин / Под ред. М. С. Боднарского. — М.: Географгиз, 1950. — 36 с.
  • Виташевская М. Н. Странствия Афанасия Никитина / Предисловие вице-президента Общества советско-индийских культурных связей, лауреата премии Джавахарлала Неру, проф. Е. П. Челышева; Оформление художника А. Б. Боброва. — М.: Мысль, 1972. — 120 с. — (Замечательные географы и путешественники). — 40 000 экз. (обл.)
  • Ильин М. А. Афанасий Никитин — первый русский путешественник в Индию / Художник А. Никифоров. — Калинин: Калининское книжное издательство, 1955. — 48 с. — 15 000 экз. (обл.; карта)
  • Ленхофф Г. Д., Мартин Дж. Б. Торгово-хозяйственный и культурный контекст «Хожения за три моря» Афанасия Никитина // Труды Отдела древнерусской литературы. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. — Т. XLVII. — С. 95—120. — 214 с. — (Литературные памятники). — 150 000 экз.
  • Лихачёв Д. С. Хожение за три моря Афанасия Никитина // Лихачёв Д. С. Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси; Заметки о русском. — 2-е изд. — СПб.: Logos, 2007. — 528 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-87288-377-7.
  • Лурье Я. С. Русский “чужеземец” в Индии XV века // Хожение за три моря Афанасия Никитина / Изд. подготов. Я. С. Лурье и Л. С. Семёнов. Отв. ред. Я. С. Лурье. — Л.: Наука, 1986. — С. 76—86. — 214 с. — (Литературные памятники). — 150 000 экз.
  • Перетц В. Н. Никитин, Афанасий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Семёнов Л. С. Путешествие Афанасия Никитина / Отв. ред. Р. Г. Скрынников. — М.: Наука, 1980. — 144 с. — (История науки и техники). — 150 000 экз. (обл.)
  • Языков Д. И. Афанасий Никитин // Энциклопедический лексикон: В 17 тт. — СПб.: Тип. А. Плюшара, 1835. — Т. III: АРА—АФО. — С. 531—532.

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 1.

От деревянного моста через реку Змейка, учащиеся прошли на север по грунтовой дороге. С запада от них было редколесье, с востока — луг. Затем они свернули на северо-восток и дошли до родника. С востока был вырубленный лес, с запада кустарник. От родника стали двигаться на север и вскоре подошли к колодцу. С запада и востока по ходу движения был лиственный лес. От колодца свернули на запад и прошли по тропинке через фруктовый сад, который раскинулся на берегу озера.

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 2.

Наш путь начнем от деревянного моста на реке Белой. Идем на север по просеке через смешанный лес и упираемся в вырубленный лес. Западнее лежит луг, а восточнее кустарник. От вырубленного леса идем на северо-восток и попадаем в редколесье. Юго-восточнее редколесья находится болото, а восточнее родник, к югу от которого находится фруктовый сад.

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 3.

Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит западнее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними к востоку – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере, которое видно за берёзовым лесом.

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 4.

От железнодорожной станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку Серебряную. Затем мы пошли по лугу на восток, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 5.

«Не усмотрела сестрица Аленушка своего братца Иванушку и унесли его гуси-лебеди за темные леса, за высокие холмы. Погоревала Аленушка, да делать нечего – надо идти братца из беды выручать. Дорога была трудной. Помогла ей и яблонька дикая, и реченька быстрая. В темном лесу нашла она у злой Бабы-Яги братца Иванушку и побежали они домой: по дороге, мимо луга зеленого, мимо мельницы, по крутому оврагу. Напились они холодной водицы из родника и скорей домой к отцу, к матери».

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 6.

» Жили-были дед да баба. Испекла баба Колобок да и положила его остывать на окошко. А Колобок прыг с окошка и покатился по дорожке. Катится он мимо огородов, садов яблоневых, мимо колодца да по мостику прямо в лес хвойный. Встретил он и зайца у куста тернового, и медведя у сосны высокой. Да повстречал у речки на беду свою лису рыжую. Тут сказка и закончилась».

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 7.

Свой привал мы устроили на поляне. Рядом находился березовый лес. Гуляя по лесу мы подошли к домику лесника. Днем мы купались в озере с берегами, заросшими камышом. Северный берег водоема был заболочен. После обеда мы пошли по проселочной дороге к железнодорожной станции. Путь наш лежал через металлический мост. Уже стемнело, когда мы подошли к железнодорожной станции.

Практическая работа № 4 Построение простейшего плана местности.

Составить план местности по описанию. Вариант 8.

Выйдя из школы, мы прошли через пришкольный фруктовый сад на север до проселочной дороги, и достигли берега реки. С востока от нас лежал луг, а с запада – редколесье. Реку мы пересекли по деревянному мосту. Затем мы двинулись по шоссе вдоль линии электропередачи. С востока продолжался луг, а с запада был ельник. Затем мы свернули к поселку, где пополнили запасы воды из колодца. Затем мы вышли на берег озера, где остановились на привал.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *