Какие вы знаете национальные религии

Национальные религии

иональные религии

I. Иудаизм
2 тыс. лет до н. э.
Аравийский полуостров основатели — евреи государственная религия Израиля

II. Джайнизм
VI век до нашей эры
Индия основатель – Махавира Джина

III. Индуизм
конец I тысячелет. до н. э.
Индия
2 направления —шиваизм,
вшинуизм (кришнаизм)

IV. Синтоизм
древняя Япония государственная
религия — с 1868 года

V. Конфуцианство
Древний Китай (VI в.)
основоположник Конфуций
(551 — 479 гг. до нашей эры)

VI. Даосизм
VII век до нашей эры
Китай, основатель философ Лао-Цзы

VII. Сикхизм
XV-XVI век, Пенджаб (Индия), основатель — Нанак

Иудаизм
Он является государственной религией Израиля. Возник во 2-м тысячелетии до нашей эры, среди семитских кочевых племен Аравийского полуострова. Его особенности признание единого Бога Яхве, догмат о «богоизбранности» евреев, вера в приход мессия и загробное существование. Религиозные представления иудаизма долгое время передавались в устной традиции и только в 1-ом тысячелетии до н. э. постепенно были закреплены письменно.
Одним словом, вначале боги выступали только как олицетворение сил природы, а также морально-нравственных предписаний, а потом — олицетворение социальной власти, сил природы и моральных предписаний.
Сейчас мы уже можем представить себе развитие религии в виде целого дерева. И для нас сейчас религия — явление духовной культуры, определенный тип мировоззрения, имеющий свою социальную природу и функции. Религия одна из форм общественного сознания, специфической чертой которой является вера в сверхъестественное.
Ее социальная природа — развитие на почве зависимости сознания людей от неподконтрольных сил. Есть такие одушевленные силы, непомерно превосходящие силы человеческие, они вторгаются в природные и общественные процессы, несут в себе черты случайности, катастрофичности. Здесь возникают у людей понятия рока и судьбы. В представлениях о «высших силах» причудливо сплетались начала добра и зла. Демонические и божественные стороны религии долгое время развивались параллельно. Отсюда смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам. От кошмара злых духов верующие искали спасения в обращении к божественным силам.
Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию (образу) Бога — высшего существа, достойного поклонению.
Бог — владыка и одновременно заступник, спаситель человека.
Джайнизм
Возникает в VI веке до н.э. в Индии как следствие демократического духа поисков новых религиозных систем, противостоящих откровенно кастовому, аристократически замкнутому брахманизму. Основоположник — Махавира Джина, который считается и джайнизма последним из 24 тиртханкаров («нашедших брод, т. е. тех, кто сумел добиться освобождения от кармы и круга перерождений). Как и все другие дневнеинднйские доктрины, учение джайнов исходило из того, что дух, душа человека безусловно выше его материальной оболочки. Достичь мокши — цели джайнов — значит освободить душу от материи. При этом джайны считают материальной и карму, которая является основой всей остальной, более грубой материи. Связи душ с кармой сложны, но в любом случае губительны для душ. Освободиться от кармы нелегко. Она всегда опутывает человека, постоянно притекая к нему вновь и вновь. Первая задача джайна — осознать это и сделать все, что в его силах, для прекращения этого притока. Чтобы добиться этого, нужно, следуя советам наставника, получить необходимые познания и выработать определенные нормы поведения. Добившись прекращения притока кармы, душа идущего к осуществлению цели джайна сможет постепенно обеспечить истощение, а затем и отпадение всей остальной кармы. И только после устранения этой веками накопленной кармы джайн может рассчитывать на достижение мокши или освобождение. Это учение было открытым для всех, что выгодно отличало его от брахманизма, доступного лишь для избранных. Однако широкой популярности оно так никогда и не приобрело столь крайнее в своих проявлениях, пуритански — строгое, фанатичное в приверженности своим принципам, это учение просто не могло рассчитывать на нее.
Индуизм
Религия основной части населения Индии, возникла в конце первого тысячелетия до н. э. в процессе соперничества буддизма с брахманизмом как результат преодоления этого соперничества. В конечном счете, индуизм стал глобальным конечным итогом всех древнейших религиозно — философских поисков этой страны. Индуизм вобрал в себя немало древних верований и культов, впитал и ассимилировал практически все, что было в пределах возможностей этой религиозной системы, поэтому он так близок понятию «индийский образ жизни». Главнейшими понятиями индуизма являются атман (индивидуальная душа) и брахман (вселенская душа). Они не связаны ни с временем и пространством, ни с причинно-следственными отношениями. Атман и брахман противостоят природе (пракрита), развивающейся во времени и пространстве по законам причинно-следственных отношений. Согласно индуизму, конечная цель всякого прогресса — это освобождение атмана от природы и слияние его с брахманом. Связь души с природой регулируется законом кармы, сущность которого сводится к следующему: атман, став «живой» душой, воплощенной и тоже какого-либо живого существа, совершает действия, хорошие или дурные. Карма — это влияние этих действий. Она оставляет душу в состоянии подверженности рождениям и смертям (самсара) и обрекает ее на следующее рождение. Причем состояние (богатство, бедность, почет, унижение и т. д.), в котором произойдет это рождение, явится воздаянием за поступки, совершенные при прежних рождениях. В представлениях и понятиях индуизма отражалась и закреплялась традиционная кастовая система Индии.
Синтоизм
Сложный процесс культурного синтеза местных племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно — культовый аспект который получил название синтоизма. Синто — «путь духов». Синто — обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Впервые термин «синто» стал употребляться в 18 веке, хотя эта религия зародилась в первобытнообщинном строе. Но в 18 веке возникла потребность отличить синтоизм от буддизма, из которого были заимствованы многие обряды и представления. Б 1868 году синтоизм был провозглашен государственной религией Японии и формально был ею до 1946 года. Согласно синтоизму, связь между божествами и людьми осуществляется через императора (микадо) потомка Аматерасу (богиня солнца) и ее представителя на земле. Микадо считается родоначальником всех японцев, ему воздаются божественные почести. С. поражением Японии во второй мировой войне божественное происхождение микадо стало отрицаться.
Конфуцианство
(V век до нашей эры Китай)

Философские сочинения Кун-Цзы

ПЯТИКНИЖИЕ

ЧЕТВЕРОКНИЖИЕ

1. И-цзин — «Книга перемен» (сборник молитв, изречений, заклинаний);
2. Шу-цзин — «Древняя история» (полулегендарная история древнейших императоров);
З. Ши-цзин — «Книга песнопений» (мифы об устройстве и создании мира, религиозные гимны);
4. Ли-цзы — «Книга церемоний» (описание обрядов, бытовых традиций);
5. Чун-цю — «Книга весны и осени» (летопись истории княжества Лу).

1. Да-Сюэ – «Великое учение»
(самосовершенствование человека);
2. Чжун-Юн – «Книга о середине» (о соблюдении гармонии);
3. Лун-Юй – «Беседы и суждения» (изречения Кун-Цзы и его учеников);
4. Мей-Цзы – учение философа, учеников
и продолжателей
Кун-Цзы.

Стержень учения — этика, т. е. взгляды на поведение человека.
Проповеди Кун-Цзы
1. Мудрость- учение на верность долгу;
2. Гуманность- преданность своему государству (ЧЖУН);
3. Почитание- сыновья почтительность (СЯО) уважение к
старшим;
4. Верность;
5. Мужество;
Одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. Основоположник — Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.) Его взгляды были изложены последователями в книге «Луньюй» («Беседы и суждения»). Согласно этому учению, судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких», не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий вышестоящему. Важным в этом учении является идеал «благородного мужа», наделенного гуманностью и чувством долга. Гуманность или жэнь включает в себя множество качеств: скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям и т.д. Это человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен справляться, в гневе обдумывать поступки, в выгодном предприятии — заботиться о честности. В юности он должен избегать вожделений, в зрелости ссор, в старости — скряжничества. Истинный цзюнь-цзы безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он «может спокойно умереть вечером».
Даосизм
Он возник в чжоуском Китае одновременно с учением Конфуция, в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-Цзы, жившим в VII веко до нашей эры. В центре доктрины — учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним — в этом смысл, цель и счастье жизни проявляется же Дао через свою эманацию — через дэ. Если Дао все порождает, то дэ всё вскармливает.
Верхи китайского общества жили по конфуцианским нормам, исполняли обряды и ритуалы в честь предков, Неба и Земли. Любой из тех, кто находился выше уровня простолюдинов или стремился выдвинуться из их среды, должен был подчинить свою жизнь строгому соблюдению этих норм и церемоний. Без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Однако ни общество в целом, ни человек в отдельности, как бы ни были они скованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Нужно было хоть изредка иметь возможность глотнуть воздуха. отдышаться. Роль духовно-идеологической отдушины играл в Китае даосизм.
Сикхизм
На рубеже XV — XVI веков с проповедью основ нового учения, призывавшего объединить мусульман и индуистов, выступил легендарный Нанак, основатель учения сикхов. На его родине, в Пенджабе, влияние ислама было очень заметным, так что Нанак испытал его еще в детстве, когда обучался и в индийской школе, и у мусульманского учителя. Из ислама в форме распространенного в те времена в Пенджабе суфизма Нанак заимствовал идею о том, что бог — это добро и любовь, что следует стремиться к слиянию с божеством под руководством наставника — гуру. Именно таким гуру в глазах его последователей — сикхов и считался сам Нанак. Сикхи (буквально «ученики», т. е. последователи гуру Нанака) прежде всего, подчеркивали равенство всех перед Богом и, как первое следствие этого, полную свободу от кастовых различий и ограничений. Выступая против каст и брахманов с их ритуалами, против аскетизма, за широкое участие мужчин и женщин в активной жизни, гуру Нанак в качестве символа освобождения от оков касты ввел принцип совместной трапезы и общей кухни — все равны, все едят одно и то же рядом друг с другом в сикхских храмах — гурдварах. В этих же гурдварах сикхи собирались по праздникам, которые служили своеобразными общественными центрами местного населения. Гуру Нанак резко выступил против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов (сатн).

Мировые и национальные религии

  1. Глава 16 ДРЕВНИЕ МИРОВЫЕ ВОЙНЫ В МИФАХ. ВЕЩЕСТВЕННЫЕ СЛЕДЫ АТЛАНТИДЫ И ОРИАНЫ
  2. Глава: в которой поясняется, в каком случае неверие судящего не потому, что было ниспослано Аллахом, не является таким неверием, которое ставит человека вне религии.
  3. Его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках, а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не
  4. Из речи Цецилия мы опускаем его апологию римской религии.
  5. Интернациональные слова
  6. Интернациональные слова
  7. Как побить мировые рекорды вместе с Барри Россом
  8. Мировые пожары, действительно, с успехом тушили русской кровью.
  9. Мировые события и политика
  10. Мировые тенденции в области ресторанного бизнеса
  11. Мировые тенденции и международные организации, координирующие энергетическую политику в различных странах мира.

Мировая религия — религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии:

• буддизм

• христианство

• ислам

В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями, мировые религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей.

1.Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей.

2.Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд., так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

• Католицизм

• Православие

• Протестантизм

Католици́зм, или католи́чество — крупнейшее по численности приверженцев (около 1 миллиарда 196 миллионов человек) направление в христианстве, сформировавшееся на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и государство-город Ватикан в Риме.

Правосла́вие — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя. Численность – около 260 млн.

Протестанти́зм — одно из трёх главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе. Протестантизм имеет три основных течения:англиканство, кальвинизм илютеранство.

3. Ислам (шииты 10% и сунниты 90%) возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек. Приверженцев ислама называют мусульманами. Главная священная книга ислама — Коран. Язык богослужения — классический арабский. В окончательном виде ислам был сформулирован в проповедях Мухаммеда в VII веке, который является пророком для мусульман.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ —религии, распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации.Возникновение национальных религий связывается с процессом появления, становления, развития и существования нации. (синтоизм, иудаизм, конфуцианство, индуизм, даосизм и т.д.)

Даоси́зм — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Иудаи́зм, иуде́йство — религиозное, национальное и этическое мировоззрение еврейского народа, одна из древнейших монотеистических религий человечества. Численность – около 20 млн. (Израиль)

Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Индуизм — это третья по числу последователей религия в мире после христианства и ислама. Индуизм исповедуют около 1 млрд человек, из которых около 950 млн живут в Индии и Непале.

Синтоизм, синто (яп. «путь богов») — традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших.

Национальные религии

По мере того, как племена и народности неизбежно созревали для того, чтобы превратиться в народы, росла потребность в религии, которая оказались бы в состоянии обеспечить национальную консолидацию молодых народов в рамках централизованных абсолютистских государств. Так возникают национальные религии — это религии, которые по своему характеру неразрывно связаны с определённым народом или государством и которые поэтому не могут распространиться в других регионах. Такая религия неотделима от культуры, мифов и обычаев исповедующего ее народа. Современные национальные религии по времени своего возникновения отличаются друг от друга и порой довольно резко. Большинство из них являются политеистическими, но есть среди них и монотеистические. Во всех религиях этого типа имеется учение о загробном воздаянии. Названные религии отказались от человеческих жертвоприношений. Были упрощены жертвоприношения вообще и значительно сокращены, или вообще отменены жертвы птиц и скота. Все это позволило этим религиям выжить в современном мире, где преобладают мировые религии, провозгласившие приоритет моральных ценностей.

Даосизм (так же, как и конфуцианство) зародился в Китае в VI — V веке до н.э. Входит в Сань цзяо — одну из трех главных религий Китая. Основателем даосизма считается Лао-цзы. Важнейшие каноны даосского учения изложены в книге последователей Лао-цзы «Дао дэ цзин». На формирование даосизма как религиозной системы большое влияние оказал буддизм, проникший в Китай из Индии в начале н.э. и достигший там своего наивысшего развития в VI — X веках. Именно в этот период произошло формирование даосского монашества. В период правления монгольской династии Юань (1279 — 1367) даосизм претерпевал определенные трудности. Был уничтожен ряд даосских сочинений. Название «Дао» предположительно происходит от наименования одной из древних китайских шаманских практик — «гуй дао». В 1957 году в Китае была создана Китайская ассоциация последователей даосизма. Главным гуань (даосским монастырем) является пекинский монастырь Байюнь гуань (монастырь Белых облаков). К XX веку влияние даосизма постепено уменьшалось. Точное число приверженцев даосизма неизвестно, по приблизительной оценке к концу XX века наиболее активных даосов насчитывалось около 20 миллионов человек.

Джайнизм.

Ортодоксальные религиозные доктрины древней Индии, генетически восходившие к религии и мифологии арийских вед, были тесно связаны с системой сословного неравноправия, которая нашла свое выражение в виде варн. На основе первоначального деления на варны древнеиндийское общество в процессе смешения арийского субстрата с аборигенными племенами выработало еще более дробное и в сословном отношении еще более неравноправное членение на касты. В индуистской Индии джайны на протяжении многих веков существовали в качестве этноконфессионального меньшинства. Правда, это меньшинство не было враждебно большинству. Напротив, оно, как упоминалось, сохраняло определенные связи с индуистами, чему способствовал факт сохранения каст и родственных контактов между джайнами и индуистами. Но эти связи не привели и к противоположному результату, т. е. к растворению джайнского меньшинства в океане индуизма. Строго организованная, внутренне дисциплинированная джайнская община сохранила свой стиль жизни и дожила до наших дней. Более того, несмотря на свою немногочисленность, джайны сыграли заметную роль в истории и культуре Индии. Богатые джайнские храмы и поныне привлекают своей красотой, стройностью архитектуры, отделкой и убранством. Усилиями джайнов в средневековой Индии развивались наука, искусство и литература. Этика и благотворительность джайнов тоже не могли не быть замеченными, тем более, что и то, и другое отлично вписывалось в индуистскую систему социальных, моральных и духовных ценностей. И, наконец, аскетизм джайнских монахов не остался без внимания привыкших, но не устававших восхищаться подвигами аскезы индуистов.

Индуизм — одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов — в Индии). Индуизм сформировался в 1-м тыс. н.э. в процессе развития ведической религии и брахманизма и дальнейшей ассимиляции народных верований.Индуизм называют «парламентом религий». В самом деле, индуизм представляет собой пеструю и причудливую смесь разнообразных верований, мифов, ритуалов, теологических представлений, философских прозрений, социальных предписаний, поведенческих нормативов и многого другого. Эта смесь на первый взгляд кажется хаотичной, но она объединена в нерасторжимое органическое целое глубинными смысловыми связями.Термин Индуизм — европейского происхождения. В Индии религия называется Хинду-самая или Хинду-дхарма.Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III — II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой.Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.В начале 1-го тысячелетия н.э. учение брахманизма начинает вновь возрождаться в Индии в форме индуизма. В это время индуизм и буддизм развивались параллельно, причем спор их философий был главной движущей силой этого развития. Индуистская школя Ньяя сформировалась под воздействием буддийской логики, а школа Веданта испытала серьезное воздействие буддийской школы Мадхьямика. Большую роль сыграл буддизм в отказе от кровавых жертвоприношений.Средневековый период был отмечен прежде всего ростом движения бхакти. Главными объектами преданного почитания и одновременно центральными божествами индуизма в этот период стали Вишну и Шива. Третий из богов тримурти, Брахма вскоре отошел на задний план, сохранив ничтожно малое число приверженцев.На этот же период приходится становление тантризма — важной составной части индуистской идеологии. В своих истоках он был связан с древнейшим культом богини матери. В индуистский пантеон богиня Дэви в разных ипостасях вошла в качестве супруги Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Она вобрала в себя множество образов богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских богинь. Ее почитают не только в благожелательном, но и в устрашающем, гневном образах. Для достижения высшей жизненной цели — освобождения от сансары тантристы используют особую ритуальную технику.И в настоящее время индуизм сохраняет прочные позиции, несмотря на упрощение ритуала и культовой практики, на изменения роли и статуса жреческого сословия и разрушение некоторых традиционных религиозных ценностей. Современные богоискатели пытаются создать новую универсальную религию, которая примирила бы все противоречия и отвечала требованиям современной жизни. Появляются новые гуру, возводятся новые культовые сооружения, высказываются мысли о духовной общности всех религий и об индуистском мессианстве.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части — Ветхого завета. Тщательный анализ библейских текстов и всей ветхозаветной традиции дает основание заключить, что в начале II тыс. до н. э. евреи, как и многие другие родственные им семитские племена Аравии и Палестины, были политеистами, т. е. верили в различных богов и духов, в существование души (полагая, что она материализуется в крови) и сравнительно легко включали в свой пантеон божеств других народов, особенно из числа завоеванных ими. Это не мешало тому, что в каждой более или менее крупной этнической общности был свой главный бог, к которому апеллировали в первую очередь. Видимо, Яхве был одним из такого рода божеств — покровителем и божественным предком одного из колен (родственных групп) иудейского народа.Позже культ Яхве стал выходить на первое место, оттесняя других и оказываясь в центре внимания всего еврейского народа. Мифы о легендарном праотце евреев Аврааме, о его сыне Исааке, внуке Иакове и двенадцати сыновьях последнего (по числу которых иудейский народ и разделился на двенадцать колен) со временем приобрели довольно последовательный монотеистический оттенок: богом, с которым непосредственно имели дело эти легендарные патриархи, советам которого они внимали и по указке которого они поступали, стал считаться один и тот же — Яхве.Библейская легендарная традиция повествует о том, что при сыновьях Иакова все евреи (вслед за попавшим в Египет сыном Иакова Иосифом) оказались в долине Нила, где они были радушно встречены благоволившим к мудрому Иосифу (ставшему министром) фараоном. После смерти Иосифа и его братьев все двенадцать колен иудеев продолжали еще несколько веков жить в Египте, однако жизнь их с каждым поколением становилась все более тяжелой. С рождением младенца Моисея (в колене Левия) еврейский народ обрел своего вождя, подлинного мессию, который сумел вступить в непосредственный контакт с Яхве и, следуя его советам, вывел евреев из «плена египетского» в «страну обетованную», т. е. Палестину. Согласно библейским сказаниям, Моисей был первым еврейским законодателем, именно ему принадлежат знаменитые десять заповедей, начертанных на скрижалях по повелению Яхве. С помощью различных чудес (мановением руки он заставил отступить море, и по этому проходу прошли евреи, преследовавшие же их египтяне утонули в волнах вновь сомкнувшегося моря; жезлом Моисей высек воду из скал посреди пустыни и т. д.) он спас евреев от гибели во время долгого и трудного пути. Поэтому Моисей считается отцом иудейской религии, иногда даже называемой по его имени мозаизмом.

Двадцатый век вошел в историю еврейского народа как век наиболее массового уничтожения. Холокост до сих пор является фактом центрального значения во всех взаимоотношениях евреев и неевреев. В середине века при попустительстве большинства правительств Европы и христианских лидеров было уничтожено более шести миллионов евреев, почти всё европейское еврейство, (треть всех евреев мира). Человечество содрогнулось. Шок от холокоста позволил более активно проводить агитацию за создание еврейского государства. Когда 14 мая 1948 г. кончилось действие мандата над Палестиной, выданного Великобритании по окончании первой мировой войны, было провозглашено новое государство — Израиль. Оно является светским, однако религия играет в его жизни заметную роль. Суббота, например, общегосударственный выходной день: не работают магазины, общественный транспорт, государственные учреждения. Запись актов гражданского состояния производят в синагогах, по религиозным вопросам судит особый суд, религиозные партии верховодят в политике. Ортодоксальный иудаизм — религия Израиля, он управляет и многими аспектами личной жизни. Только ортодоксальным раввинам (и сефардам, и ашкенази) можно совершать обряды свадьбы, вести надзор за разводами и прочими аспектами жизни.

Конфуцианство.

В конце III тыс. до н. э. на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шань-Инь — по имени клана, который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае наступила эпоха династии Чжоу (XI-XIII вв. до н. э.) — один из самых интересных периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически всех философских школ и мистических учений.Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни, каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно, в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать. Высшая аристократия так и называлась — «те, кто ест мясную пищу», в то время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и не потому, что его не хватало на всех, — причина заключалась в ритуальных предписаниях.Вся земля принадлежала верховному правителю — вану. Немного ниже вана стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями. Ван долгое время сочетал себе функции племенного вождя и жреца, т. е. мог и управлять людьми, и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже сам иероглиф «ван», который представляет собой три горизонтальные черты, пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух правителя способен соединить в себе три начала, или великую вселенскую триаду: Небо, Землю и Человека. Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем привязывал к себе наследственную знать. По представлениям, характерным для Древнего Китая, император обладал огромной духовной мощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он мог передавать своим подданным. Эту мощь можно также назвать священной силой, благостью, благодатью или просто добродетелью. Представление о ней сложилось еще в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать (дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о государстве и о роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного духовного совершенства вана, к чему и призывал Конфуций.Существовал принцип: «Кто знатен — тот богат». Незнатный не мог быть не только богатым, но даже зажиточным. На первый взгляд такая социальная система может показаться несправедливой и даже бесчеловечной. Но в течение многих веков именно такая система с ее жесткими предписаниями поддерживала стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и народом. В китайской истории период правления Чжоуской династии считается едва ли не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в достатке и каждый «знал свое место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был правителем, а подданный — подданным». Единственное известное крупное мистическое произведение архаической традиции — знаменитая книга «И цзин», или, как принято переводить ее название, «Книга перемен». Частично она была записана в конце II тыс до н. э., хотя сама тема возникла значительно раньше. «И цзин» считалась гадательной книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать крыльев».Мир представляется чередой вечных изменений, он дан человеку как «вечное непостоянство», как переход двух противоположных и взаимодополняющих начал — светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в равной степени и реален, и иллюзорен, за видимой действительностью скрывается более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно. Однако существует способ символического выражения этой внутренней реальности — через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий. В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей китайской философии, видимо, содержалось какое-то древнее мистическое знание, суть которого выходила далеко за рамки гадательной практики и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция ее истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на уровень оккультного — магических приемов, обрядов вызывания и изгнания духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной реальности.

Сикхизм — одна из национальных религий Индии. Название происходит от санскритского «сикх» — ученик. Сложился в 15 в. Основные положения сикхизма унаследованы от индуизма и ислама. По воззрениям сикхов, единый Бог существует в качестве вечной невидимой сущности в видимом мире. Он неописуем и непостижим. Общение с Ним — это глубоко внутренний процесс. Наставить на истинный путь может наставник-гуру, которых было десять, первый из них — Нанак (1469-1539 гг.). При десятом гуру (в 17 в.) были введены атрибуты сикхов — длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род нижнего белья, но сам институт гуру был упразднён. Численность сикхов — свыше 19 млн. чел., из них более 18 млн. живут в Индии (из которых 13 млн. чел. сосредоточены в штате Пенджаб).Согласно представлениям сикхов, наставить на истинный пyть и повести по немy может лишь наставник -гypy; yченик-сикх должен емy беспpекословно подчиняться. Все сикхские гypy жили в обществе, вели обычный семейный обpаз жизни и заботились о дyховном pазвитии своих yчеников. Всего их было 10 гypy.Во вpемя пpавления втоpого гypy, Ангада (1539 — 1552), стали yстpаиваться бесплатные кyхни — лангаpы, где могли беспpепятственно полyчать едy члены pазных каст. С тех поp лангаpы являются неотъемлемой частью сикхских гypдваp. Тогда же, как говоpится в легендах, был введен шpифт гypмyкхи (бyкв.»из yст гypy»), пpедназначенный для записи сикхского священного канона.Тpетий гypy, Амаp Дас (1552 — 1574), начал постепенно отходить от непpитязательной пpостоты пеpвых yчителей. Он yчpедил сикхские пpаздники, ввел особый бpачный pитyал «ананд» и стал более благосклонно, чем его пpедшественники, относиться к миpским благам.Четвеpтый гypy. Рам Дас (1574 — 1581), yстановил наследственный хаpактеp власти гypy (до него каждый гypy сам назначал своего пpеемника). Изменилась пpи нем и стpyктypа общины: она была поделена на теppитоpиальные единицы — манджи, во главе котоpых назначались масанды. Рам Дас заложил также бyдyщyю столицy сикхов Амpитсаp.Еще pезче обозначился отход от пеpвоначальных стpогих пpинципов пpи пятом гypy, Аpджyне (1581 — 1606). Пpи нем община значительно yвеличилась, pаспpостpанившись в пpеделах всего Пенджаба, и yпpочилась в стpyктypном отношении, став мощной оpганизацией. Hо пpославился гypy Аpджyн главным обpазом благодаpя составлению священного сикхского канона «Ади Гpантх». Так постепенно сикхи пpевpатились в сплоченнyю, влиятельнyю и сильнyю оpганизацию. В XVII — XVIII вв. Пенджаб входил в состав импеpии Великих Моголов, и сyществование кpyпной сикхской общины на севеpо-западной гpанице не могло не беспокоить монаpхов. Пpотивостояние было неизбежным. Резyльтатом его явилось пpеобpазование миpной pелигиозной общины в военнyю могyщественнyю оpганизацию и обpетение сикхами того воинственного дyха, котоpый с той поpы стал неизменно с ними ассоцииpоваться. Пpеобpазование особенно активным было пpи шестом гypy, Хаpгобинде (1606 — 1645). До десятого гypy, Гобинда Сингха (1675 — 1708), каpдинальных изменений в сикхской общине не пpоисходило. Гобинд Сингх пpоизвел сеpьезнyю pеоpганизацию: yпpазднил пост гypy, yничтожил системy масандов и создал новое сообщество сикхов — хальсy, а также аpмию хальсы. Тогда же были введены атpибyты сикхизма, именyемые «пять «к» (длинные нестpиженые волосы, кинжал, гpебень, стальной бpаслет, особый pод одежды).Единственным гypy Гобинд Сингх пpовозгласил священнyю книгy «Ади Гpантх». Того, кто пpетендовал на пост гypy, сикхи считали веpоотстyпником. Это положение послyжило главной пpичиной pаскола и обpазования сект в сикхизме (yдаси, беди и дp.). В жизни независимой Индии сикхи играют немаловажную роль. Примерно с середины 50-х гг. растет и укрепляется национально-религиозное движение. В 1950-60-х гг. сикхи требуют создания единого штата Пенджаб на основе общего языка. В 1966 г. такой штат был создан, и большая часть индийских сикхов (около 80%) с тех пор проживает именно там. Общая численность сикхской общины в современной Индии составляет по разным оценкам от 15 до 18 млн человек, это третья по величине — после индуистов и мусульман — религиозная группа страны (2% населения).С середины 60-х гг. XX в. все большую силу стала набирать борьба за создание сикхского государства Халистан. Последующие десятилетия принесли новые подтверждения тому, что сикхизм не только не сдает своих позиций в Пенджабе, но и оказывает все возрастающее влияние на политические процессы в масштабах всей страны.

Синтоизм — религия, возникшая в раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы, а из множества родоплеменных культов, на базе анимистических, тотемистических представлений магии, шаманизма, культа предков. В переводе с японского синто означает путь богов. В настоящее время около 80 млн японцев называют себя приверженцами синто.Превращение верований отдельных племен и народов в единую религию, получившую название «синто», тесно связано с историей образования раннего государства на территории Японии. Власть над страной постепенно сосредоточивалась в руках правителей центральной области Ямато. Тогда же начинает оформляться культ Аматэрасу как верховного божества — прародительницы и покровительницы императорского дома. Божества других кланов, подчинившихся клану Ямато занимали более низкое положение, произошло разделение на небесных и земных божеств. Так были сделаны первые шаги в направлении создания единого пантеона синто. В 1081 г. был утвержден список главных синтоистских святилищ, получавших поддержку непосредственно от императорского дома. Храмы подразделялись на три группы. К первой относились семь главных святилищ, которые были тесно связаны с императорским родом. Во вторую группу входили также семь святилищ, имеющих историческое и мифологическое значение. Последнюю составляли восемь храмов, которые были связаны с буддизмом, божествами основных кланов, местными культами и ритуалами вызывания дождя.

Некоторое время синто было государственной религией Японии. В 1882 г. правительство страны провозгласило свободу вероисповедания. При этом государственное синто сохранило за собой статус официального ритуала и идеологии. Учение о национальной исключительности отныне стало обязательным для преподавания во всех учебных заведениях Японии. Повсеместно был введен ритуал поклонения императору. Появился целый ряд новых официальных праздников, таких, как День вступления императора Дзимму на престол, День рождения правящего императора, День сошествия на землю божественного внука Нининги, День памяти императора Дзимму и т. д. По случаю праздников во всех школах исполнялся обряд поклонения портретам императора и императрицы, сопровождавшийся пением национального гимна. В годы японо-китайской (1894-1895 гг.) и русско-японской (1904-1905 гг.) войн государственное синто стало идеологией милитаризма. Погибшие японские солдаты объявлялись ками; в их честь строились новые храмы. В начале 30-х гг. ХХ в., с приходом к власти в стране ультранационалистических и фашистских группировок, официальное синто способствовало укреплению агрессивной политики государства. Религиозную основу имели призывы к созданию восточноазиатской сферы совместного процветания во главе с Японией. После поражения Японии во Второй мировой войне государственное синто было упразднено и все связанные с ним учреждения ликвидированы. Оккупационные власти запретили финансирование синто, а также преподавание его в учебных заведениях страны. 1 января 1946 года японский император публично отказался от своего божественного происхождения. Император перестал быть для японцев живым богом и первосвященником. Однако, согласно новой конституции 1947 г., он оставался символом государства и единства народа. Участие императора в синтоистских обрядах стало считаться делом его личных убеждений. После отделения религии от государства храмы государственного синто утратили привилегированное положение. Сохранились только формы синто, не связанные с государственным культом, а именно храмовое синто и синтоистские секты. Последние заимствовали обрядность из храмового синто, но при этом имели свои собственные догмы и пантеоны божеств. Итак, синто стало одной из религий Японии наряду с буддизмом и христианством.

Национальные религии.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену Поделись с друзьями

Термин «религия» происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи:

l веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти;

l веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти.

Исторические формы развития религии:

l племенные — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм;

l национально-государственные (этнические);

l мировые.

Национальные религии распространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм.

Религии делятся на учительские — имеющие основоположника, учителя, и народные, когда невозможно указать конкретного основателя, пророка.

С точки зрения объекта обожествления — выделяют религии политеистические — это поклонение многим богам (политеизм, многобожие, язычество), и религии монотеистические (монотеизм).

Индия.

Индуизм — национальная религия в Индии. Это одна из наиболее крупных в мире по числу последователей религия, в настоящее время число индуссов составляет около одного миллиарда человек. Начало индуизма относят ко второму тысячелетию до н.э. Первый этап в его развитии принято обозначать как ведический — по названию священных книг Вед, которые, как полагали жители древней Индии, были даны людям самими богами. Веды включали религиозные гимны, молитвенные формулы, магические заклинания. Число божеств в ведийской религии очень велико — многие сотни, это политеистическая религия. Высшие боги отличались бессмертием и всемогуществом, и были во многом похожи на людей — могли быть злыми и благосклонными, хитрыми и простодушными. Самыми популярными богами были покровитель воинов Индра, кровожадный и мстительный Рудра, добрые братья Асвины, умевший принимать любой облик Вишну, бог мертвых Яма, бог жрецов и молитвы Брахма.

Значение Брахмы от века к веку усиливалось и в первом тысячелетии до н.э. он стал почитаться как единственный устроитель вселенной, царь всех богов. По имени Брахмы древнеиндийскую религию в этот период называют брахманизмом. Брахманы учили, что жизнь человека с самого рождения сопряжена со страданием, поэтому смерть является освободительницей для людей, помогая им перейти «из тьмы в свет». Брахманы же разработали учение о переселении душ. После смерти, утверждали они, люди вновь рождаются на Земле в новом облике. Брахманы сформулировали идею сансары — бесконечного круговращения жизни, и кармы — новый облик человека зависит от его прежних поступков, а современные действия человека предопределят его будущее перевоплощение.

В 8 в. до н.э. на основе этих религиозных идей возник джайнизм. В основе его лежало представление о том, душа всегда привязана к телу, а совместным продуктом их деятельности является карма. Будущая судьба души зависит от поступков: грех может низвести человека до перехода в неживую материю, добродетель — возвысить до воплощения в божестве, но лучшим исходом является уничтожение кармы, так как это освобождает душу от рабства телесного существования. Это освобождение есть состояние нирваны.

Китай.

Конфуцианство — национальная религия в Китае. Основоположником ее был Кун Фу Цзы, а в европейской транскрипции — Конфуций, живший в 6-5 вв. до н.э. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в обрядах и церемониях, с любовью и уважением относился к старшим. Он записал старинные обычаи, традиционные нормы поведения, принципы этики. Книги, составленные Конфуцием и его учениками, уже в древности считались священными, единственным источником мудрости. Главное внимание Конфуция было обращено на проблемы нравственности и взаимоотношения человека и общества. Важнейшая добродетель человека, утверждал он, это почитание родителей и старших и послушание им, поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, гласила: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни». Суть второй заповеди — необходимость для всех исполнять «ритуал», т.е. следовать установленным в обществе правилам и обрядам. Только в этом случае, считал Конфуций, в государстве может быть покой, порядок и благополучие. Государство он определил как высшую общественную ценность, поэтому все усилия народа должны быть сконцентрированы на том, чтобы государство существовало и процветало. Во 2 в. до н.э. конфуцианство становится государственной религией в Китае. Особенность конфуцианства в том, что в рамках его не существовало особой касты жрецов. Все религиозные церемонии выполняли государственные чиновники, особо важные — сам император. Конфуцианство унаследовало от древних народных культов веру в существование многих богов, таким образом, это — политеизм.

Даосизм — другая национальная религия Китая — также возник на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основатель Лао Цзы, автор знаменитой книги «О Дао и Дэ». «Дэ» означает достоинство человека, а «Дао» является ведущим понятием даосизма, давшее название всей религии. Дао определяют как основной принцип всего существующего, универсальный закон, по которому развивается вся Вселенная и сам человек. Изменить дао невозможно, поэтому удел человека — просто созерцать жизнь и стараться постичь дао. Таким образом, Лао Цзы сформулировал «теорию недеяния» — важнейший принцип даосизма. По отношению к божественному началу в мире позиция даосизма была такой: существование богов не отрицалось, но сами боги считались порождением Дао.

Япония.

Синтоизм — национальная религия Японии, в переводе с японского означает путь богов — синто, или ками. У синтоизма нет основателя, это — народная религия. В синтоизме нет и священного писания, утвержденного церковью в качестве канона, а основной книгой является «Кодзики» — «Записки о делах древности», составленная придворным летописцем Ясумаро в начале 8 в. н.э. В синтоизме нет системного вероучения, а основные его положения сводятся к следующему: Все сущее является результатом саморазвития мира; мир появился сам по себе, он хорош и совершенен; регулирующая сила бытия исходит из самого мира, а не от какого-то верховного и внешнего по отношению к миру божества; все мироздание едино, все мироздание живое; природа прекрасна и божественна сама по себе в каждой своей точке; мир богов и мир человека не имеют четких границ, так как человек является прямым потомком богов, и душа его после смерти уходит в мир высших — «ками». Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов, главным божеством является богиня Солнца Аматэрасу.

Иран.

Зороастризм — национальная религия Древнего Ирана. Ее основатель — пророк Заратуштра, или, в европейской транскрипции — Зороастр, живший в середине первого тысячелетия до н.э. Он учил, что в основе мира лежит нескончаемая борьба между добром и злом, добро представлено милосердием, честностью, теплом, светом, а зло — холодом, бедностью, грехами, болезнями; божество добра — Ахурамадзе, носитель зла — Анриман. Долг человека — стремиться к добру и отвергать зло. Все мужчины и женщины несут одинаковую ответственность за свой выбор. Каждый человек должен следить за правильностью своих мыслей, слов и дел. В будущем каждого человека будут судить по тому, как он распорядился своей свободной волей: праведники попадут в рай, грешники — в ад. Важнейшим обрядовым элементом зороастризма было поклонение огню. Священным писанием зороастризма является «Авеста», впервые записанная в 3 в. н.

Изриаль.

Иудаизм — национальная религия Древнего Израиля, возникла во втором тысячелетии до н.э. Иудаизм — это первая в истории монотеистическая религия. Название ее происходит от названия одного из наиболее крупных еврейских племен — племени Иуды. Основные положения иудаизма сводятся к следующему. Есть Бог, он один, и только ему надо молиться. Его имена Яхве, или Иегова, что означает «сущий», «существующий». Бог — без начала и конца, он бестелесен. Он создал Вселенную и управляет ею. Он справедлив и беспощаден, и существует награда добрым и наказание злым. Воскресение из мертвых — истина, и загробная судьба человека находится в зависимости от его поступков при жизни. Бог внимателен как к судьбе каждого человека, так и каждого народа. В качестве «своего» народа Бог избрал еврейский народ. Эта идея обусловила стремление к этнической самоизоляции и сделала невозможным превращение иудаизма в мировую религию. Нравственный идеал основывается на знаменитых 10 заповедях, которые, согласно концепции иудаизма, были даны пророку Моисею самим Богом, и известны как «Завет». Суть их следующая: не поклоняйся другим богам; не делай изображения Бога; не клянись именем Бога; помни день субботний, чтобы думать о Боге; чти отца и матерь твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не завидуй. Священное писание в иудаизме — Танах, известное в христианстве как «Ветхий Завет». Язык Танаха — иврит, первые записи текстов относятся ко второму тысячелетию до н.э. Наиболее важной частью Танаха являются его первые пять книг, известные как Тора — «Закон». Другая важнейшая книга в иудаизме — Талмуд, это толкование Танаха.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *