Окружающий мир 3 класс
Природные стихии в народном творчестве
Наши предки знали, что жизнь невозможна без солнечного тепла, воды и воздуха. Именно поэтому с глубокой древности люди говорили о природных стихиях — небесном огне, воде, воздухе — особым языком старинных узоров на орудиях труда, домашней утвари, одежде, наличниках и воротах домов. Знаки и поэтические образы стихий природы есть в творчестве всех народов мира.
Вырежи из Приложения фотографии. Наклей их под названиями природных стихий. В нижней части таблицы нарисуй образы огня, воды и воздуха, характерные для изобразительно — прикладного искусства народов твоего края.
Огонь | Вода | Воздух |
Солнце и небо, на котором оно сияет всей природе и людям, обозначались знаками круга, колеса, розетки с лепестками. | Знак воды — извилистые переплетённые линии, зигзаги, каплевидная череда узоров. Воду представляли и в образе быстро бегущего белого коня. | Невидимую, но великую силу воздуха изображали в виде птицы. |
Запишите загадки об огне, воде и воздухе, созданные творчеством народов вашего края.
Огонь | Вода | Воздух |
Шипит и злится, Красная корова всю солому поела. Кротким пленником годами Красненький кочеток Он красив и ярко-красен Красный кот дерево грызет, Я могу защитить. Что, дотронувшись едва, |
Без чего не может мама Чтобы не было беды, Я и туча, и туман, Чего в гору не выкатить, В морях и реках обитает, Книзу летит капельками, Очень добродушная – мягкая, послушная. Но, когда захочет, то камень источит. Все говорят – она течет. Все говорят – она играет. Она всегда бежит вперед, Но никуда не убегает. |
Рассыпался горох на семьдесят дорог; никому не собрать — ни попам, ни дьякам, ни нам, дуракам. Чем мы дышим??? Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Ты без него не сможешь жить Ни веса ни цвета у него нету! Он в лесу густой, душистый, Рассыпался горох по сту дорог, никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица. Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. Для дыхания он нужен, |
Устно сочини сказку о природных стихиях.
Жил — был богатырь Красное Солнышко и был у него младший брат Огонь. Красное Солнышко помогал людям. Умел он тепло дарить, да свет. Огонь же рос завистливым и жадным. Не любил он людей. Однажды, Огонь решил спалить лес чудесный, в котором жило много прекрасных зверей и птиц. Загорелся лес, запылал. Узнал об этом Красное Солнышко. Осерчал на брата, позвал он богатыря Ветра. Дунул Ветер во всю богатырскую мощь и поднял Красное Солнышко высоко, высоко над землей. На небе тучи дождевые ходили. Ударил кулаком Красное Солнышко в тучу, пролился дождь сильный на землю, и погас Огонь, и спасён был лес чудесный. С тех пор Красное Солнышко на небе землю освещает и за братцем наблюдает, чтобы Огонь в печи был и людям служил.
Какими образами представляют стихию огня 3 класс
Стихия огня
В народных представлениях огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, со стихией огня связывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому как для роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца. И в связи с этим сопоставлением вспомним, что древние славяне считали огонь и солнце родственно связанными – через отцовско‑сыновние отношения Сварога и Дажь‑бога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихия огня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть.
В языческих культах огонь выступал и как объект непосредственного поклонения, и как посредник между человеком и божеством. В архаичном сознании огонь одухотворялся, наделялся характеристиками живого существа: способностью есть, пить, спать. В древние времена огонь во время праздничных трапез кормили, бросая в него кусочки пищи и отливая часть напитков. Отголоски этих представлений сохранялись и в довольно позднее время. Так, в Подольской губернии на ночь оставляли в печи горшок с водой и полено, чтобы для огня были пища и питье. Уважительное отношение к стихии огня и ее олицетворение очевидно в принятом на Вологодчине именовании огня «батюшкой». Когда гасили огонь на ночь, обращались к нему: «Спи, батюшка
Стихия Вода принимает любую форму, ее ограничивающую, любую емкость, любой сосуд или берег. Но обладает при этом прекрасной памятью, хранит все к чему прикасалась, что было в ней растворено — она очищает и очищается сама.
Ей чуждо всякое выпячивание, она постоянна в своем гравитационном стремлении к центру Земли, которая без нее не смогла бы давать пышные земные всходы. Они едины и вместе дают основу мирозданию — яйцо, которое, чтобы дать зародыш, нуждается в оплодотворении.
Люди с ярко выраженной стихией Воды (Рак, Рыбы, Скорпион) легче других приспосабливаются к переменам и неблагоприятным ситуациям. Они эмоциональны, подвижны, обладают повышенной интуитивной реакцией на окружающее, даром предвидения, предсказания, повышенной впечатлительностью.
Они как бы погружены в собственный внутренний мир — интроверты, при этом весьма психически устойчивы. Они упорны и выносливы, с огромным чувством ответственности, и это позволяет им сохранять устойчивость; они как вода несжимаемы и несгибаемы.
После огромной бури и вспененных волн очень быстро наступают покой и штиль, зеркальная красота и неповторимый блеск. Иногда, если прорывается их долгая эмоциональная сдержанность, это напоминает бурный водопад, который был долго перегорожен плотиной. Отсюда и каскад заболеваний у людей этой стихии, зачастую носящий рецидивирующий характер: это болезни желез внутренней секреции, которые на Востоке называют «железами судьбы» (эндокринная система в целом), болезни почек и мочевого пузыря.
Женское начало — это Инь, Луна — Вода.
«Вода — это основной элемент жизни, и везде, где только возможно, она отделяет жизнь от смерти. Она — великий целитель всего, что ослабло и потеряло жизненные силы, так как она всегда стремится к балансу. Она — посредник между контрастами, которые без нее становятся острее. Она сближает элементы, противоречащие друг Другу, постоянно создавая из них свои комбинации. Она растворяет окаменевшие формы, возвращая их назад к жизни.
Она свободно отдает себя, ничего не требуя взамен, безотказно принимая ту форму, которая необходима растению, животному или человеку.
Она покорно наполняет всех тех, кто нуждается в ней.
Она бескорыстно отрекается от своей индивидуальности в пользу страждущих; уходит, когда нужно, готовая для нового созидания. Будучи чистой по своей природе, она может очищать, освежать, исцелять, укреплять, оживлять и прояснять все на свете», — так образно характеризует эту стихию Теодор Швенк.
А у Гессе в «Сиддхарте» читаем: «Я смотрел с любовью на текущую воду и думал, что тот, кто поймет эту реку и ее секреты, поймет и много больше: ему откроется много тайн, все тайны. Аналогично женщине, ее лунной природе, вода прозрачна, она ничего не прячет, но всегда ее истинная сущность будет загадкой, великой тайной».
Удивительно, но поток воды, имеющий определенную, заданную ему форму и ритм, создает благоприятную экологическую атмосферу.
Стихия Воды — это мир чувств, мир эмоций и тонких ощущений.
Если вам довелось встретить людей интеллектуальных, с тонко развитой интуицией, с чувством предвидения, корректных и сдержанных — это представители знаков из тригона Воды — Рак, Скорпион и Рыбы.
Вода отражает женское космическое начало, символизирующее начало жизни. Космогоническая концепция и древние мифы связывают воплощение жизни в водах мирового океана «живого космоса».
При отсутствии формы эта удивительная стихия отличается сохранением своей индивидуальности и уникальной памятью, сохраняющей на все века свои контакты, глубинностью и скрытностью, при внешней изменчивости и податливости — умением поддержания и сохранения стихий с окраской их в оттенки мечтательности, томности, отрешенности.
Стихия Воды многоцветна (но китайской философии ее цвет черный, фиолетовый), вкус вяжущий, ощущение холода. Вода является наилучшим средством при всех воспалительных заболеваниях, она способна растворять, смягчать, создавать покой и релаксацию, обеспечивать здоровье.
Следует отметить, что стихия Воды и ее знаки тесно связаны с кармой, причем с наиболее отягощаемой ее частью. Это вовсе не значит, что остальные знаки стихий свободны от кармы, но водные наиболее связаны с ее долгами. Характерно, что люди этих знаков очень часто помнят свои прошлые жизни, чувствительны к самым тонким интуитивным сигналам, поступающим из Космоса.
Как правило, карма водного тригона эмоциональна, связана с необузданностью страстей и желаний в прошлой жизни. В новой жизни за страсти прошлой приходится расплачиваться дорогой ценой.
Символ воды — это треугольник, обращенный острием вниз, отмеченный уровнем в центре.
В Египте символ воды представлял собой волнистую линию с острыми гребнями, а три волнистые линии символизировали океан первозданной материи. В Китае вода — место обитания дракона, под этим подразумевалось, что вся жизнь выходит из воды.
В Ведах вода носит название «Мадритама», что означает «самая материнская», поскольку первооснова мира представляла океан, лишенный света, безмерный и бессмертный, суть начало и конец всего на Земле.
Вода — это самая глубокая и сильная стихия Инь, связанная с женственной стороной личности. И именно проекция материнской первоосновы, материнского образа на воды наделяет их характерными свойствами материи.
Второй смысл данного символа раскрывается в отождествлении воды с интуитивной мудростью. Символом неизмеримой и безграничной мудрости является вода в космогонии месопотамских народов. Обычно с водой ассоциируются свойства прозрачности, чистоты и глубины, надо полагать, что именно эти свойства объясняют почитание этой стихии древними. Женское начало Инь служит посредником, обеспечивающим гармонию между двумя Янскими принципами — Огнем и Воздухом. Вода всегда выступает посредником между жизнью и смертью, выполняя здесь две роли и знаменуя поток творения и уничтожения.
Тесную связь и глубокую природу воды и женского энергетического потока можно проследить на различных характеристиках или состояниях воды.
Вода чистая, светлая и прозрачная символизирует чистоту, целомудренность и невинность Девы Марии — Богородицы.
Вода талая олицетворяет выстраданную чистоту и мягкость, пронесенную сквозь страдания, но набравшую силу, опыт и стойкость, обретенную способность помогать другим, делиться с другими своей силой.
Вода очищающая образует потоки, уносящие грязь и заряжающие энергией окружающее пространство, через которое стремятся ее воды. Это прекрасный женский образ, самоотверженный и сильный. Это финал картины А. Тарковского «Андрей Рублев», в которой очищающие потоки дождя уносят грязь с сияющих икон и фресок. Вода глубокая ассоциируется с женской тайной, с глубиной чувств, с непредсказуемостью, гранича-щей со страхом, с неизведанной, тревожной, но зовущей и манящей тайной, которая сулит либо смерть, либо блаженство.
Вода стоячая, завлекающая, угрожающая, тянущая в омут, обещающая блаженство, которое оборачивается гибелью, потерей близких, семьи, уважения.
Вода тихая, ласково журчащая, о которой с опаской говорят: «В тихом омуте…». Темнота и глубина ее вод скрыта замаскирована. Неопытный пловец, поверив ее ласковому, тихому журчанию, совершает прыжок, рассчитывая освежиться и набраться сил, а вырваться не может. Всю жизнь он так и барахтается, постепенно теряя все, порой понимая отсутствие глубины и цели, а порой просто «жирея», убаюканный и отравленный.
Вода штормовая — ее Инь-свойства подавлены Ян-натиском, она увлекает, не дает ни себе, ни партнеру покоя, ведет в творческие дали к иным мирам и берегам. Она уносит грязь, освежает, дает заряд, могучий импульс, идеи, зажигает сердца. Такая вода — это подарок, но для волевых и сильных духом, предпочитающих живой поток тихому угасанию.
Вода проточная, спокойная и уравновешенная -изо дня в день спокойно и деловито она трудится, обеспечивая жизнь, творит добро. Иногда ее труд незаметен. Духовные и материальные богатства, которые она создает, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, однако в ней скрыт громадный потенциал. Она может вот так незаметно трудиться всю жизнь, направляя свои потоки по проложенному руслу, если же на ее пути соорудить плотину и убедить в необходимости этого, она остановится.
Но если ее созидательному труду, ее движению, которым она питает своих близких, угрожает опасность, она проявляет все свои деструктивные свойства, разметая в щепки все, что мешает нормальному ритму ее потока. Необратимость водного потока очень образно отметил Гераклит, говоря, что «нельзя войти в одну и туже реку дважды».
Принципами женственности и материнства являются символы, фигурирующие как истоки вод — Мать Вод, Пещера, Камень, Водоем, Дом Матери, Дом Мудрости, Лунная Богиня, Река Жизни, Сантана.
Этот бесконечный поток жизни, символ которого — вода, очень образно был интерпретирован Лао-Цзы, который придавал огромное значение ее уникальному метеорологическому процессу. «Вода никогда не бывает в покое ни днем, ни ночью. Когда она течет сверху, она вызывает дождь и росу. Когда она течет внизу, она образует потоки и реки».
Погружение в воду означает, с одной стороны, смерть и уничтожение, с другой — возрождение и
восстановление. Здесь уместно сказать о символике крещения, связанной с водой. В «Толковании «Евангелия от Иоанна» (гл. XXV) читаем: «Оно представляет смерть и погребение, жизнь и воскресение из мертвых. В этом аспекте следует понимать преображение материи и воскресение Духа».
Весьма характерно, что в сновидениях рождение символизируется образами воды, выражения «поднявшийся из волн», «вышедший из прозрачных глубин» связаны с метафорами деторождения.
Стихия Воды, согласно принципу монады. Великому пределу Тай-цзы, принципу Инь-Ян, создают им гармонию и равновесие во всех явлениях Вселенной, осуществляет влияние на процесс женского лунного начала.
Это проявляется в присутствии воды во всех клетках живых и условно «неживых» объектов Вселенной: минералах, растениях, в царстве животного и человека. Вода всегда гасит пламя, грозящее катастрофой, превращая его в пар, который затем превращается опять в воду.
Водным знакам, тесно связанным с Кармой, необходимо знание ее законов. Это даст возможность осознанно подходить к перипетиям собственной судьбы, а не искать виновных.
Водные знаки обладают скрытыми оккультными способностями, они, как правило, погружены в мир собственных ощущений и переживаний. Они живут в мире эмоций. Очень часто эмоциональная сфера заменяет им жизненные реалии. Эти знаки необыкновенно восприимчивы к вибрациям Космоса. Огромная жизненная сила и энергия Воды помогают им быстро восстанавливаться даже при очень больших потерях. Они обладают большим резервом потенциальных сил для совершенствования и развития.
В своих привязанностях и чувствах они весьма постоянны.
Рак представляет кардинальный крест — интуитивное мышление и развитие сферы чувств. Скорпион — фиксированный крест — преображение, мир эмоций.
Рыбы — мутабельный крест — испытание, алхимия чувств и страданий, с превращением в духовную силу.
Для устойчивости на всех маршрутах жизненного корабля, для отражения энергетических атак используйте специальные талисманы для известных вам 3 крестов:
для кардинального — соколиный глаз;
для фиксированного — кошачий глаз;
для мутабельного — тигровый глаз.
Эти три мощнейших энергетических оберега обеспечат вам и вашим детям надежную защиту.
Какими образами представляют стихию огня 3 класс
Стихия огня В народных представлениях огонь воспринимался как стихия, наделенная двойственной символикой. С одной стороны, со стихией огнясвязывались свет и тепло, важные для жизни человека, подобно тому какдля роста и жизни растений были необходимы свет и тепло солнца. И всвязи с этим сопоставлением вспомним, что древние славяне считали огонь исолнце родственно связанными – через отцовско‑сыновние отношенияСварога и Дажь‑бога, божеств огня и солнца. С другой стороны, стихияогня осознавалась как опасная сила, несущая разрушение и смерть. В языческих культах огонь выступал и как объектнепосредственного поклонения, и как посредник между человеком ибожеством. В архаичном сознании огонь одухотворялся, наделялсяхарактеристиками живого существа: способностью есть, пить, спать. Вдревние времена огонь во время праздничных трапез кормили, бросая в негокусочки пищи и отливая часть напитков. Отголоски этих представленийсохранялись и в довольно позднее время. Так, в Подольской губернии наночь оставляли в печи горшок с водой и полено, чтобы для огня были пища ипитье. Уважительное отношение к стихии огня и ееолицетворение очевидно в принятом на Вологодчине именовании огня»батюшкой». Когда гасили огонь на ночь, обращались к нему: «Спи, батюшка