Какого цвета арктические пустыни

Зона арктических пустынь

  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)

1. С помощью карты учебника закрась на контурной карте (с. 36—37) зону арктических пустынь.

Карта из учебника

Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом»: здесь дано несколько прямоугольников, чтобы точнее подобрать цвет.

Надо закрасить на карте территории, отмеченные голубым цветом.

2. Мудрая Черепаха приглашает тебя на мини экзамен: знаешь ли ты живой мир арктических пустынь? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. После самопроверки наклей картинки.

Проверьте в классе свои работы. Кто сдал экзамен на «отлично»? Кто допустил ошибки?

3. Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне арктических пустынь.

4. Подумайте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь, выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Различные суда загрязняют воды Арктики. Также на некоторых островах люди устроили свалки опасных отходов.

Некоторые компании незаконно вылавливают рыбу, не заботясь об охране рыбных богатств и их воспроизведении.

Браконьеры охотятся на белых медведей и моржей. Из-за этого в Арктике все большее количество видов животных становятся редкими и исчезающими. Такие животные занесены в Красную книгу.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

5. Папа Серёжи и Нади нарисовал плакат «Красная книга России» (в конце тетради).
На нём показаны редкие растения и животные разных природных зон. Найди животных зоны арктических пустынь и подпиши их названия.

Белый медведь, морж

6. Здесь ты можешь выполнить рисунок по заданию учебника (с. 82).

Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

7. Здесь можешь сделать записи для своего сообщения по заданию учебника (с. 82).

Найди в дополнительной литературе, Интернете сведения об одном из животных этого края. Подготовь о нем сообщение.

Тема сообщения: Моржи — исчезающие гиганты Арктики

План сообщения:

  1. Внешний вид моржей
  2. Поведение моржей
  3. Питание моржей
  4. Хозяйственное значение моржей
  5. Охрана моржей

Важная информация для сообщения:

Моржи — исчезающие гиганты Арктики

Моржи — это огромные морские животные, обитающие только на территории Арктики. По виду моржи напоминают тюленей, но, в отличие от тюленей, они лучше приспособлены к передвижению по суше, имеют более гибкое и подвижное тело и огромные клыки-бивни, длинной до 1 метра.

Вес моржей-самцов нередко достигает 2 тысяч килограмм, а длина тела — 3 — 4,5 метров. Самочки отличаются заметно меньшими габаритами, но также хорошо приспособлены к жизни в суровых Арктических условиях. Толщина кожи этого животного может достигать 10 см (на шее), а толщина жирового слоя составляет 15 см.

Селятся моржи чаще всего на побережье на больших каменистых пляжах-лежбищах. Живут семьями по 10 — 20 особей. На одном лежбище может обосноваться до 3000 животных — целое общежитие таких семей. Во время отдыха на суше моржи обязательно выставляют часовых, которые при малейшей опасности предупреждают сородичей громким ревом и все лежбище многотонных животных мгновенно бросается в воду.

Питаются моржи моллюсками и донными беспозвоночными, иногда едят рыбу. Они прекрасно чувствуют себя в воде, могут задерживать дыхание до 10 минут и даже спать качаясь на волнах. Впрочем далеко отплывать от берега моржи не любят, предпочитая мелководье и прибрежные территории.

Для коренных северных народов — чукчей и эскимосов — лов моржей всегда был традиционным промыслом. Масо они употребляли в пищу, клыки и кости использовали в качестве инструментов, жир — для обогрева и освещения жилища, а шкуру для строительства юрт и обшивки лодок. Но в XVIII—XIX, браконьеры начали бесконтрольно убивать моржей ради их бивней. Это чуть не привело к полному исчезновению морских гигантов.

Сейчас моржи занесены в Красную книгу как редкие и сокращающиеся в численности животные. Коммерческая охота на моржей запрещена во всех странах. Вылов моржей разрешен только коренным народам и только в ограниченных количествах. К сожалению численность оставшихся моржей в настоящее время неизвестна. Ученые предполагают, что на сокращение популяции может влиять и изменение климата, приводящее к таянию льдов. Поэтому говорить о том, что опасность исчезновения моржей миновала не приходится.

Источник (источники) информации: Интернет

  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 1 часть
  • ГДЗ к рабочей тетради Плешакова. 4 класс 2 часть
  • Все ГДЗ (Главная страница сайта)-

Урок окружающего мира в 4-м классе «Зона арктических пустынь»

  • Николаева Татьяна Михайловна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;
  2. Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
  3. Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.

Оборудование:

у учителя

  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся по данной теме,
  • карта “Природные зоны России”,
  • карточки с новыми словами,
  • выставка книг по теме, груша,
  • презентация учителя,
  • 2 презентации учащихся;

у учащихся

  • гербарии мхов и лишайников,
  • атлас “Мир и человек”,
  • учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

Время проведения: 1 академический час (40 мин)

II. Сообщение темы и целей урока.

– Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?

“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!

Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.

Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.

(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева” жила в ледяной зоне.)

– Попробуйте сами сформулировать тему урока.

– Как называется тема, которую мы начали узучать на предыдущих уроках?

“Природа России”.

– Сегодня мы изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь, в ледяную зону.

Презентация учителя “На Крайнем Севере” Приложение 1 слайд 1.

– Нам предстоит выяснить: (слайд 2)

Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?

Какой ущерб природе Арктики наносят люди?

Как охраняют природу северного края?

III. Изучение нового материала.

1. Работа по карте “Природные зоны России” (слайд 3)

– Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?

(Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли).

Выберите правильное высказывание:

  1. Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.
  2. Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.

Ответы учащихся.

– В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.

– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.

– Каким цветом она обозначена?

– В каком поясе Земли находится?

(Полярный пояс)

– Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне?

(Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины).

– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.

(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)

– Назовите и покажите на карте северные моря.

(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).

– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.

(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)

– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?

(Ответы учащихся.)

2.Работа по учебнику. Самостоятельная работа.

– А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой зоне.

+ Карандашом красного цвета отметить, что узнали нового.

Учащиеся читают текст “Царство льда и снега” стр. 78-82. (Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч.1/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-6-е изд. – М.:Просвещение, 2008.)

(Таблица на доске и заполняется по ходу урока)

Я знаю Я узнал Я хочу узнать

IV.Физкультминутка

Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

V.Закрепление изученного материала.

1. Выполняется работа по заполнению планшетной карты (карта напоминает иллюстрацию в учебнике на стр.80-81, но без животного и растительного мира) Графа 2 таблицы.

– Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 400С – 500С. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +40С. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.

2. Посмотрите на схему. (<Рисунок 1>)

  1. Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли. (Под номером 1.)
  2. Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.)

3.Отгадайте загадку:

Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
Северное сияние (слайды 4, 5)

Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.

4. Выберите правильный ответ.

Как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь?

  1. Температура повысится.
  2. Температура не изменится.
  3. Температура понизится.

(Температура понизится.)

– Почему за полярную ночь так сильно падает температура воздуха?

(Солнечные лучи совсем не попадают на землю.)

– Изучив особенности неживой природы в ледяной зоне, давайте познакомимся с её растительностью (слайды 6, 7).

5. Выберите и прикрепите картинки с изображениями растений этой зоны.

Учитель демонстрирует слайды, уч-ся рассматривают гербарные образцы.

– Почему в Арктике живут только эти растения?

(К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки.)

– В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, – пища рачков и других небольших морских животных (слайд 8). Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки (слайды 9, 10).

6. Рассмотрите птиц ледяной зоны и определите, какие они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря?

(Перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв)

– Чем питаются птицы ледяной зоны?

(Птицы водоплавающие, питаются рыбой.)

– Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами” (слайд 11). Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются? Решить эту задачу поможет обыкновенная груша.

Учитель на рабочем столе демонстрирует грушу.

– Легонько толкните грушу и опишите её движения.

(Груша вращается вокруг себя.)

– Итак, почему же яйца птиц ледяной зоны не скатываются с голых скал?

(Яйца имеют грушевидную форму.)

<Рисунок 2>

– Но на птичьем базаре у кайр, тупиков и моевок есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки – бургомистры, длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку,– и он подхватит ее на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником (слайд 12)

Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие. Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь (слайд 13). Рассмотрите его изображение. Назовите приспособление, которое помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве.

(Белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает.)

7. Прослушайте рассказ о белом медведе и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду.

Рассказывает подготовленный ученик.

Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС.

– Так, что же заставляет белого медведя погружаться в воду?

( Охота и лютый мороз.)

8. Посмотрите на изображения моржа и тюленя (слайд 14).

– Что отличает их от известных вам зверей?

(Крупные размеры, обтекаемая форма тела, шерстяной покров незначительный, конечности превращены в ласты.)

– Как вы думаете, где большую часть жизни проводят тюлени и моржи? На суше или в воде? Почему вы так решили?

(Мнения детей).

– Действительно, тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих ластообразных конечностей.

Постарайтесь найти отличия во внешнем облике моржа и тюленя.

(Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни.)

– По способу питания. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой. Есть еще одно отличие моржа от тюленя. Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь.

– В поисках пищи забредают волки, песцы (слайд 15). Песца также называют полярной лисицей. Зимой его мех становится белым и чрезвычайно густым. Белый цвет позволяет песцу маскироваться на снегу и охотиться с большей легкостью. Он всеяден и питается птицами, крабами или плодами. К многочисленным водным животным, которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы, питающиеся маленькими рачками и водорослями (слайд 16).

9.Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.

Водоросли рачки рыбы птицы

тюлени

белые медведи

– Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?

10.Защита презентации “Арктика и человек” Приложение 2.

Заранее подготовленный ученик

Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью. Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой. Но не всегда это делается разумно. Огромный ущерб был нанесен живой природе Баренцева моря, где были почти полностью уничтожены промысловые виды рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны. Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление опасны для белого медведя. Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России. Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.

11.Защита презентации “Заповедник Остров Врангеля” Приложение 3.

Заранее подготовленный ученик.

Этот заповедник расположен на двух островах: о. Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976 году. Через весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют “родильным домом” белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге: Заповедными тропами. / Под ред. Т.А.Адольф, М.И.Давыдовой.– М.: Просвещение.

12.Соотнесите слова и их толкование:

Задание записано на доске.

Птичьи базары – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.

Полярники – шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах.

Полярное сияние – участник полярной экспедиции, работник полярной станции.

VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.

– С какой природной зоной познакомились на уроке?

? Чтобы вам хотелось узнать нового по изученной теме?

Ответы детей.

– Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в холодной проруби, называют моржами? Мнения детей.

– Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаливаться.

VII. Домашнее задание.

1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

2.Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.

3.Задание в рабочей тетради С.25 №2, 3.

Источники информации:

  1. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В. Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С.14-18.
  2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. – М.: “ВАКО”, 2004, 368 с. – С.77-87.
  3. Занимательный атлас – Дикие животные (пер. с фр.). Издательство Атлас 2007 г.
  4. Колосов М.К. Охрана животных России.– М., 1992.
  5. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки интегрированного курса “Окружающий мир”: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования и учителей начальных классов. – Псков, 2007.-С.28-49.
  6. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас: 4 класс” / Е.М.Тихомирова – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – С.59-64.
  7. Ресурсы INTERNET.

Арктическая пустыня России и ее фотографии

  • Россия
  • Ноябрь 1

Экспедиция к арктической пустыне на одном из островов архипелага, Земля Франца-Иосифа, в Северном Ледовитом океане.(22 фото)

Арктическая пустыня России это еще одно красивейшее место созданное природой. Здесь, среди бескрайних льдов и не тающих снегов встречаются поразительные по красоте места и глыбы из льда, приковывающие внимание.

Белые медведи, постоянные обитатели здешних мест, и единственные хищники настороженно и агрессивно встречают экспедицию. Но все стараются не конфликтовать.

Арктика не совсем уж и пустынна, вот мы видим навигатор, правда он весьма специфичный, но все же есть. На самом деле столб со стрелками направлений носит лишь формальный характер, но привлекает внимание туристов.

В целом же даже фотографии с Арктической пустыни не позволяют представить и передать всю атмосферу царящую здесь.

Представитель народности проживающей в Арктической пустыни — Чукча. Один он как мы видим довольно тепло, что с расстояния можно перепутать с оленем). Хотя его одеяние вполне понятно, попробуйте выжить в условиях где постоянно холодно, где вечная мерзлота, где температура опускается ниже -50 градусов, где нет почти нет пищи и где ничего не растет. Честно, я удивляюсь этим людям, как и главное зачем они тут живут? Однако это их выбор и они стойко переносят все условия здешней погоды, опять же те условия в которых мишкам иногда тошно.

Медведица с потомством, двумя забавными медвежатами.

Из-за постоянного холода, здесь, в Арктической пустыни в первозданном виде сохранилась почва и грунт, а это настоящая находка для ученых. Сейчас ведутся различные исследования почвы здешних мест.

Почти все здесь покрыто многометровым льдом или усыпано снегом. В Арктике дуют сильные ветры, которые и корректируют всю здешнюю красоту, где то образуются наносы а где то голые скалы.

8. Вот один из здешних обитателей, это морж, вы только посмотрите какие у него бивни. Хоть с виду он и не очень поворотливый, но лучше к нему не подходить. Моржи достигают до 700 кг в весе, из млекопитающих, живущих здесь, только киты и морские котики превосходят их.

А вот эта замечательная арка похожа на вход в царство снежной королевы.

11. Удивительное место, откуда мог появиться этот пьедестал, не правда ли красиво.

Ветер годами вытачивал изо льда эту пирамиду.

В некоторых местах вода не замерзает, из-за высокой солености и потепления, из-за которого кое где, в теплый период года начинают образовываться небольшие озера.

14. Ну, вот и эта наша поезда на Северный Ледовитый океан закончилась. До новых встреч.

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему: Урок окружающего мира в 4 классе.Тема: «Зона арктических пустынь»

План-конспект урока

Тема урока: «Зона арктических пустынь»

Преподаватель: Анисимова Татьяна Васильевна

Место работы: ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Суходол

Должность: учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир

4 – класс

Базовый учебник: УМК «Школа России». А.А. Плешаков. Окружающий мир 4класс

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы арктических пустынь для человека, её использованием.

Формируемые УУД:

познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия; личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: индивидуальная, работа в группах

Оборудование: Прокласс, электронное приложение к учебнику, карточки с названиями групп, раздаточный материал, гербарий, карта природных зон.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

1.Тест (Использование Прокласс)

1.Природные зоны России расположены так:

а)тундра, арктическая зона, зона лесов

б)арктическая зона, зона лесов, тундра

в)арктическая зона, тундра, зона лесов

2.Какие существуют промежуточные зоны? Зачеркните лишнее.

а)лесотундра б)лесопустыня в)лесостепь

3.Как сменяются природные зоны?

а)с запада на восток

б)с востока на запад

в)с севера на юг

4.В чём причина смены природных зон?

а)Земля вращается вокруг своей оси

б)неравномерное нагревание Солнцем разных участков Земли

в)Земля вращается вокруг Солнца.

Самоопределение к деятельности

— С сегодняшнего урока мы начинаем подробно изучать природные зоны России. Послушайте описание дворца одной сказочной героини и догадайтесь, с какой природной зоны мы начнём. (Учитель читает описание дворца, где жила Снежная королева из сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» )

-Кто героиня этого произведения?

-В какой при родной зоне жила героиня этого произведения?

-Какова же тема нашего урока?

-Какую цель поставим перед собой?

Мы отправляемся с вами туда, где царство холода, снега и льда.

Открытие нового знания

Для того чтобы успеть за урок изучить арктическую зону предлагаю отправиться в экспедицию в Арктику и поработать в 4 группах. У каждой группы будет своя роль:

  1. Географы

— Географы, пользуясь учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание по карточке.

1.Где на карте расположена зона арктических пустынь? Назовите и покажите на карте острова , которые относятся к этой зоне.

2.Каким цветом обозначена зона арктических пустынь?

3.К северу или к югу от нашего края расположена Арктика?

Арктика – это район Земли, примыкающий к …. (Северному полюсу). Это огромное пространство …. (Северного Ледовитого) океана, с ….(морями) и ….(островами). На карте Арктика обозначена …. Цветом. Острова, которые относятся к этой зоне: … (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля). Арктика расположена ….(к северу) от нашего края.

(Дети вставляют пропущенные слова и читают вслух рассказ, сопровождая свой ответ показом на карте).

  1. Синоптики

-Синоптики, пользуясь картинами «Северное сияние» и «Ледяная пустыня», учебником и географической картой, ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1.Почему здесь царство снега и льда?

2.Погодные условия зимой.

3.Погодные условия летом.

4.Почему здесь такие суровые условия?

Солнце направляет на эту зону ….(косые) лучи. Оно ….(светит), но не ….(греет). Зимой в Арктике ….(полярная ночь). Темноту освещают луна, звёзды и ….(северное сияние). Дуют ….(ветры), бушует ….(пурга). Температура опускается до ….(-60) градусов. Летом в Арктике ….(полярный день), но ….(тепла) тоже нет. Это зависит от географического ….(положения) арктической зоны. Температура лишь на ….(несколько градусов) выше ….(нуля).

(Дети вставляют пропущенные слова и читают рассказ, сопровождая показом картин).

3.Ботаники

-Ботаники, используя гербарий, учебник, карточки с изображением растений (мхи,

полярный мак, лишайник, голубика, морошка, планктонные растения), отвечают на вопросы и выполняют задание на карточке.

1.Какие растения прижились в Арктике?

2.Почему живут только эти растения?

3.Как они приспособились к таким условиям?

4.Каково значение растений данной зоны?

На островах прямо на голых ….(камнях) встречаются ….(лишайники), они очень ….(малы). Также приспособились к жизни на камнях ….(мхи) и …. (полярные маки. В толще воды, не покрытой ….(льдом), большое количество ….(планктонных растений – водорослей).

(Дети выбирают карточки с растениями и читают свой рассказ, сопровождая показом растений)

4.Зоологи

— Зоологи, используя учебник, карточки с изображением птиц и животных (чайки, кайры, гагарки, тупики, белый медведь, тюлень, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин), ответьте на вопросы и выполните задание на карточке.

1.Какие животные обитают в арктической зоне?

2.Чем они питаются?

3.Как приспособлены к таким суровым условиям?

4.Что такое птичьи базары?

Животных арктической зоны кормит ….(море). Морскими водорослями питаются….(рачки), а ими ….(рыбы). Основная пища птиц и животных – это ….(рыба). На скалистых берегах собираются ….(чайки), ….(кайры) и ….(гагарки), здесь они выводят ….(потомство). Птиц с необычными клювами называют ….(тупики). Все звери — прекрасные ….(пловцы). От холода их защищает ….(слой жира). Это ….(моржи) и ….(тюлени). На тюленей охотятся ….(белые медведи). У них длинная густая шерсть ….(белого) цвета и ….(широкие) лапы, чтобы удобнее было ….(передвигаться по льду и снегу).

(Дети выбирают карточки и читают рассказ, сопровождая рассказом).

Первичное закрепление.

  1. Сообщения учащихся.
  2. Выполнение заданий в рабочей тетради. (Работа в парах)

Работа по учебнику

-Чем люди занимаются в Арктике? (Ответы детей)

-Как вы думаете, существуют ли экологические проблемы в такой малонаселённой зоне и какие? (высказывания детей)

-Проверим свои предположения, прочитав текст учебника.

Подведение итогов урока

— С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Что хотели узнать о данной природной зоне? Добыли интересующую вас информацию?

-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

Рефлексия

Выполнение заданий по электронному приложению к учебнику.

Оценивание работы групп.

-Смогла ли ваша группа справиться с заданием?

-Что помогло? Что помешало?

-Кого из ребят вашей группы вы могли бы сегодня назвать лучшими исследователями?

-Как ты оцениваешь свою работу в группе?

Домашнее задание

С.76-83 учебника

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *